Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Алгоритм решения заданий егэ по обществу. Затруднения при выполнении заданий базового уровня

Алгоритм решения заданий егэ по обществу. Затруднения при выполнении заданий базового уровня

Алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ

1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму : найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей - изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число , означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

2. Внимательно изучи диаграмму :

Проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

Прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответст­вующими сегментами (столбцами);

Установи, сколько опрошенных выбрали каждый вари­ант ответа;

Лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.

2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

Определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

 соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

 если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

 нет ли противоречий между вашими аргументами;

 нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

 не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7 . К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту:

– общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например:

– общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.

4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Затруднения при выполнении заданий базового уровня«Социальный контроль»,
«Политическая элита»,
«Политические партии и
движения»,
«Понятие и виды юридической
ответственности».

«Мышление
и деятельность»,
«Политический процесс»;
«Понятие истины и ее критерии»;
«Ценные бумаги»;
«Социальный контроль»;
«Социальная стратификация и
мобильность»,

Затруднения при выполнении заданий высокого уровня сложности

«Понятие и виды юридической
ответственности»,
«Органы государственной
власти Российской Федерации»
«Федеративное устройство
Российской Федерации»
(названия органов, функции).По группам
(см. Методические рекомендации)
Группа 1 (не получившие
минимального балла)
Группа 2 (42 – 60 баллов)
Группа 3 (61 – 80 баллов)

Сложные темы

Познание (что такое, уровни, виды,
формы, особенности научного и
социального познания, истина, ее
критерии, объективность истины)
Прогресс (критерии, последствия)
Социология (социальная
стратификация, мобильность, типы
семьи)

Сложные темы

Экономика (издержки фирмы, виды и
функции налогов, системы
налогообложения, функции основных
финансовых институтов, в
частности ЦБ, экономические задачи
государства и методы
государственного регулирования, в
рыночной экономике, меры по борьбе
с безработицей)

Сложные темы

Политика (политическая система,
формы государства, политическое
лидерство)
Право (основы конституционного строя
РФ, полномочия высших органов
государственной власти, права и
обязанности человека и гражданина,
принцип федерализма, разграничение
полномочий между центром и субъектами,
права и обязанности налогоплательщика)

Сложные темы

Право (условия и порядок
заключения трудового соглашения,
права и обязанности работника и
работодателя; условия и порядок
заключения брака и его расторжения,
порядок и условия заключения
брачного договора)
(см. видеоролик)

fipi.ru

Спецификация
контрольных
измерительных материалов
для проведения в 2018 году
единого государственного
экзамена по обществознанию

4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в
себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с
кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного
перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух
множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих
предлагаемому контексту.
Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова
(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов
и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих задания ответ
формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой
форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников,
имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически.
Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на
основе специально разработанных критериев.

Спецификация Структура работы


1 часть
1 – 3 – понятийные задания базового уровня (человек,
общество),
4 – 19 – базовый и повышенный уровни
4 – 6 – человек, общество, познание, духовная
культура
7 – 10 – экономика,
11 – 12 – социальные отношения
13 – 15 политика
16 – 9 – право
20 – текст, в который необходимо вставить
отсутствующие элементы

Задания 14 и 16





Федерации, а
задание 16 – знание основ


гражданина

Спецификация Структура работы

5. Распределение заданий по содержанию
2 часть
21 – 24 – составное задание с фрагментом научного
текста
21- 22 – по тексту
23 – объяснять, конкретизировать
24 – самостоятельное формулирование,
аргументирование по проблематике текста
25 – смысл понятия и его применение
26 – конкретизация примерами теоретических
положений
27 – задача: анализ информации
28 – план ответа по теме
29 мини-сочинение

Спецификация Распределение по уровням

6. Распределение заданий КИМ по уровню
сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней
сложности: 10 заданий базового уровня и
10 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлены два задания
базового уровня (21 и 22) и семь
заданий высокого уровня сложности
(23–29).
17 заданий повышенного и высокого
уровней сложности и 12 – базового уровня

Спецификация продолжительность зкзамена

7. Продолжительность ЕГЭ по
обществознанию
На выполнение экзаменационной работы
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение
отдельных заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4
минуты;
2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8
минут;
3) для задания 29 – 45 минут.

Спецификация Система оценивания

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20
оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются
следующим образом: полное правильное выполнение задания
– 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной
неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со
всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания
(отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное
выполнение задания (при указании двух или более ошибочных
цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2
оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное
выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий
23–27 – по 3 балла; 28 – 4 балла, задания 29 – 6 баллов.
Максимальный первичный балл – 64.

Спецификация + справка

10. Изменения в КИМ 2018 года по сравнению с
КИМ 2017 года
Переработана система оценивания задания
28. Максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Детализирована формулировка задания 29
и изменена система его оценивания.
Максимальный балл увеличен с 5 до 6.
Максимальный первичный балл за
выполнение всей работы увеличен с 62 до
64.

Спецификация Приложение 1

Спецификация Приложение 2

fipi.ru

Демонстрационный
вариант контрольных
измерительных материалов
единого государственного
экзамена 2018 года по
обществознанию

Инструкция

Инструкция

Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать
объяснение, описание или обоснование; высказать и
аргументировать собственное мнение). В бланке
ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение работы.
Бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной,
или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться
черновиком.
Записи в черновике не учитываются при оценивании
работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания,
суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов.

1 часть


заданий первой части
№ 1, № 2, № 3, №10

1 часть

Задание 1 на выявление

с помощью схем и таблиц

1 часть


Задачи правоохранительных органов РФ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ
ЗАДАЧИ
Полиция
Охрана законности и
общественного порядка,
пресечение и предупреждение
преступлений и др.
...
Надзор и контроль за
соблюдением законности всеми
участниками общественной
жизни

1 часть

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Демократический режим
ЧЕРТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Парламентаризм
Государственная власть, в
которой существенная роль
принадлежит народному
представительству
Политический

Многообразие и свободная
конкуренция в политическом
процессе различных политических
идей, взглядов, программ

1 часть

Таким образом:
Задание на выявление
структурных элементов понятия
с помощью схем и таблиц
Не надо дублировать слова,
которые содержатся в других
графах

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры
ФОРМА ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Религия

ХАРАКТЕРИСТИКА
Взгляды и представления
людей, основанные на вере в
сверхъестественное
Сфера ценностей (оценок) и
норм (правил), регулирующих
жизнь с позиций гуманизма,
добра и справедливости

Алгоритм выполнения

1) определить – слово или словосочетание;
2) выявить область обществоведческого знания (! обратить
внимание на название таблицы и отдельных столбцов);
3) проанализировать заполненную строку;
4) привлечь обществоведческие знания и дать ответ;
6) проверить ответ (! название таблицы, отдельных
столбцов, элементы характеристик приведенных
понятий в таблице не могут быть правильным ответом).
! Обратить внимание обучающихся на то, что при
самопроверке выполнения задания следует следить за
постановкой задачи: слово или словосочетание
требовалось записать.

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
задания 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия

1 часть





Первичная группа, нация,
демографическая группа, большая группа,
социальная группа.

1 часть

В приведённом ниже ряду найдите понятие,
которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий.
Запишите это слово (словосочетание).
Республика, монархия, форма правления,
федерация, форма государства.
Ответ: ___________________________.

1 часть

Таким образом:
Задание 2 на соотнесение видовых
понятий с родовым понятием
(термином), выделение
обобщающего понятия
Обобщающее понятие находится в
самом задании

Задание 2

В
приведённом ниже ряду
найдите понятие, которое
является обобщающим для всех
остальных представленных
понятий. Запишите это слово.
Прибыль, доход, зарплата,
процент, рента.

Алгоритм выполнения

1) внимательно прочитать перечень;
2) определить позиции перечня, выделенные по
одному основанию; классифицировать
позиции;
4) записать выбранное слово/словосочетание в том
виде, в котором оно приведено в условии задания
(! без сокращений, дополнений и т.п.);
5) проверить ответ.

1 часть

Задание 3 на классификацию
объектов, выделение в ряду
однородной социальной
информации лишних звеньев

1 часть

Ниже приведён перечень признаков. Все они, за
исключением двух, относятся к признакам
государства любого типа.
1) суверенитет; 2) монополия на легальное
применение силы; 3) установление цен на
товары; 4) всеобъемлющий контроль за жизнью
граждан; 5) право на взимание налогов и сборов с
населения; 6) право на создание
общеобязательных правовых норм.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего

они указаны.
Ответ:

Часть 1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за
исключением двух, обозначают формы
политического участия граждан.
1) выборы; 2) регистрация юридического лица;
3) уплата налогов; 4) обращение в органы
государственной власти; 5) референдум;
6) Членство в политической партии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего
ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

Алгоритм выполнения

Таким образом:
Формат подобных заданий предполагает
ряд из шести терминов
/признаков/характеристик/функций,
два/две из которых являются лишними
(«выпадают» из общего ряда).
Требование задания связано с поиском
этих «лишних» элементов и записью
цифр, под которыми они указаны, в
таблицу ответов.

Алгоритм выполнения

1.
2.
3.
Следует уяснить смысл родового
понятия (термина);
Внимательно прочитав каждый из
предложенных терминов и вспомнив
сущностные характеристики,
приходим к выводу;
Порядок записи цифр ответа в
данном задании принципиального
значения не имеет

1 часть

Типичные ошибки при выполнении
заданий первой части
Задание 10
Напомним, что в экзаменационной
модели 2016 г. формат этого
задания был изменён:
предлагалось указать не один, а
несколько правильных ответов из
пяти предложенных вариантов

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
женских кожаных сумок на
соответствующем рынке:
линия предложения S
переместилась в новое

количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

появление моды на сумки из ткани
увеличение количества продавцов
женских кожаных сумок
3. уменьшение стоимости кожи,
используемой в производстве сумок
4. внедрение новых
высокопроизводительных технологий
производства женских кожаных сумок
5. подорожание аксессуаров, используемых
в производстве кожаных сумок
1.
2.

1 часть

Пример 1
На рисунке отражено
изменение предложения
легковых автомобилей на
потребительском рынке:
линия предложения S
переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q –
количество.)
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите
цифры, под которыми они
указаны.

1 часть

1) увеличение количества производителей
автомобилей
2) снижение возраста получения
водительского удостоверения
3) снижение цен на комплектующие изделия
для автомобилей
4) рост тарифов на электроэнергию
5) повышение процентов по автокредитам

Алгоритм выполнения подобных заданий может быть следующим

1) Внимательно проанализируйте условие задания.
Обратите внимание на то, о чём идёт речь: об
изменении спроса или предложения. (Порой
именно невнимательность в этом пункте влечёт
ошибочное выполнение задания.)
2) Определите, произошло увеличение или
сокращение спроса/предложения.
3) Проанализируйте предложенные варианты ответа,
соотнося их с изменением спроса/предложения (?
может ли этот фактор вызвать такое изменение
спроса/предложения).

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при
которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает
старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением
социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей
человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным
видам деятельности проявляется в социальных
обстоятельствах.

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

В стране Z проводится реформа образования. Какие
факты свидетельствуют о том, что реформа
направлена на гуманизацию образования? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному
воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса

Задания 4, 6, 7, 9-13, 15-17, 19 – количество верных элементов ответа не фиксируется

Выберите верные суждения об отличительных чертах
рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Государство осуществляет централизованное распределение
ресурсов.
2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса
и предложения.
3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности
ресурсов.
4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос
потребителей.
5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими
способностями и имуществом для предпринимательской и
иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Модификация задания на выбор суждения

Выберите верные суждения о функциях
политической партии в демократическом обществе
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политические партии участвуют в парламентских
выборах.
2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.
3) Политические партии мобилизуют граждан на
осуществление политических действий.
4) Политические партии участвуют в формировании
правоохранительных органов.
5) Политические партии проводят организационные
мероприятия среди партийного актива.

Задания на обращение к социальным реалиям

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для
заключения трудового договора он принёс документы
воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно
Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить
работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны
соответствующие документы.
1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое
помещение
2) страховое свидетельство государственного пенсионного
страхования
3) паспорт гражданина РФ
4) налоговое уведомление
5) диплом о профильном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта

Задания 14 и 16

В экзаменационной работе 2018 г.
задание 14 во всех вариантах проверяет
знание органов государственной власти
и федеративного устройства Российской
Федерации, а
задание 16 – знание основ
конституционного строя Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина

Задание 14

Установите соответствие между функциями
и субъектами государственной власти
Российской Федерации, которые их
исполняют: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго
столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Ответ:

Задание 14

ФУНКЦИИ
А) утверждение изменения
границ между субъектами
РФ
Б) управление федеральной
собственностью
В) назначение на должность
Председателя Центрального
банка РФ
Г) разработка федерального
бюджета
Д) осуществление помилования
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Совет Федерации
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ

Задание 16

Что из перечисленного ниже относится
конституционным обязанностям гражданина РФ?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) указание своей национальности
2) сохранение исторического и культурного наследия
3) участие в выборах органов власти
4) уплата налогов
5) свободное распоряжение своими способностями к
труду
Ответ: ___________________________.

2 часть

Составное задание (текст) 21-24
Задания 21 и 22 направлены на выявление умения
находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить
информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание
21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22).
Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение,
или конкретизацию) текста на основе изученного курса, с
опорой на обществоведческие знания.
Задание 24 предполагает использование информации текста
в другой познавательной ситуации, самостоятельное
формулирование и аргументацию суждений, связанных с
проблематикой текста.

Задание 21

Правильный ответ должен
содержать следующие элементы.
Элементы ответа могут быть
представлены как в форме цитаты,
так и в форме сжатого
воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста.

Задание 22

В правильном ответе могут быть указаны
следующие элементы:
1) причины по тексту:
(Причины могут быть указаны в иных, близких
по смыслу формулировках)
2) причина не по тексту
Может быть названа другая причина.
Правильно названа только одна причина.
ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов

Задание 23

В правильном ответе должны быть названы результаты
социализации и приведены соответствующие примеры
социализирующего воздействия:
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.
0 баллов
Правильно названы только один–три результата
социализации.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не
соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 24

Могут быть приведены такие
объяснения:
Могут быть приведены другие
объяснения
Приведены три объяснения
3
Приведены два объяснения
2
Приведено только одно объяснение 1

Задание 25

Задание 25 проверяет умение самостоятельно
раскрывать смысл ключевых обществоведческих
понятий и применять их в заданном контексте.
Это задание с универсальными критериями.
! Обратить внимание на требование задания –
раскрыть СМЫСЛ понятия
0 баллов
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или
раскрыт неверно при любом количестве других
элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Задание 26 проверяет умение конкретизировать
примерами изученные теоретические положения и
понятия.
! Обратить внимание на оформление:
- признак – пример (пример)
0 баллов
Правильно названы только одно–три основания.
ИЛИ Приведены только один–три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера,
не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

Задание 26

Изменение!
Каждый пример должен быть сформулирован
развернуто

Задание 27

Задание-задача 27 требует: анализа
представленной информации, в том числе
статистической и графической; объяснения
связи социальных объектов, процессов;
формулирования и аргументации
суждений, объяснений, выводов.
При выполнении этого задания
проверяется умение применять
обществоведческие знания в процессе
решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам.

Задание 28

Задание 28 требует составления плана
развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса.
При выполнении заданий данного типа
выявляются умения: систематизировать и
обобщать социальную информацию;
устанавливать и отражать в структуре
плана структурные, функциональные,
иерархические и иные связи социальных
объектов, явлений, процессов.

Задание 28

Изменения! (см. критерии)
28.1 Раскрытие темы
28.2 Общее количество пунктов плана
28.3 Корректность формулировок
пунктов и подпунктов
Если за 28.1 – 0, то за 28.2 и 28.3 -0
Если за 28.2 – 0, то за 28.3 - 0
4 балла

Алгоритм выполнения

1)
2)
3)
Чётко уяснить сущность требования, из которого
вытекают оцениваемые элементы ответа.
Выполнение этого задания предполагает:
выявление вопросов (пунктов плана), обязательных для
раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
продумывание формулировок пунктов плана, чтобы они
соответствовали заданной теме;
составление сложного плана, т.е. детализация в подпунктах
не менее двух пунктов плана. Очень важно следить за тем,
чтобы план соответствовал заданной теме и позволял
содержательно её раскрыть.
«Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы,
не засчитываются при оценивании». Любой план должен
отражать специфику темы.
Темы – из кодификатора

Задание 29

Альтернативное задание 29 написание мини-сочинения по одной
из пяти предлагаемых тем. Темы
задаются в виде кратких
высказываний представителей
общественной мысли, политических
деятелей, деятелей науки и культуры.

Задание 29

Проверяет широкий комплекс умений:
раскрывать смысл авторского суждения,
привлекать изученные теоретические
положения общественных наук,
самостоятельно формулировать и
конкретизировать примерами свои
рассуждения,
делать выводы.
План – инструкция, критерии

Задание 29

Наличие ошибочных с точки зрения научного
обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл (с 1 балла до 0
баллов)
Аргументы, содержащие фактические и
смысловые ошибки, приведшие к существенному
искажению сути высказывания и
свидетельствующие о непонимании используемого
исторического, литературного, географического и
(или) другого материала, не засчитываются
при оценивании

Задание 29

Фактическая аргументация
используются сообщения СМИ, материалы
учебных предметов (истории, литературы,
географии и др.), факты личного
социального опыта и собственные
наблюдения.
примеры из разных учебных предметов
рассматриваются в качестве примеров из
различных источников

Задание 29

Нет требования:
писать о предмете исследования,
приводить информацию об авторе,
подкреплять свои аргументы цитатами
мыслителей,
выделять проблему и позицию,
по количеству слов, понятий.

Задание 29

Изменение!
29.1 – раскрытие смысла высказывания
29.2 – теоретическое содержание минисочинения
29.3 – корректность использования понятий,
теоретических положений, выводов
29.4 – Качество приводимых фактов и
примеров

Задание 29

Изменение!
29.4 – Качество приводимых фактов и примеров
Каждый приводимый факт/пример должен
быть сформулирован развернуто и явно
связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом
6 баллов
Если 29.1 – 0, то другие критерии – 0
Если 29.2 – 0, то 29.3 - 0

Внимательно прочитать
Выйти на уровень понимания
(что от меня требуется, что я должен
сделать)
Просчитать количество элементов

Алгоритм работы с заданием части 2

21. Какое определение культуры
приведено автором? Как в тексте
объясняется положение о
«репрессивном» характере культуры?
22. Назовите три причины, которые, по мнению
автора, ограничивают «способность культуры
управлять человеческим поведением». Привлекая
обществоведческие знания, факты общественной
жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в
тексте.

Алгоритм работы с заданием части 2

23. Какие три результата
социализации названы в тексте?
Используя факты общественной
жизни и личный социальный опыт,
приведите пример того, какое
социализирующее воздействие
необходимо для достижения каждого
из этих результатов.

Алгоритм работы с заданием части 2

24. Используя
текст и
обществоведческие знания,
приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о
том, что без культуры люди
были бы полностью
дезориентированы.

Алгоритм работы с заданием части 2

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию
о критерии(-ях) выделения типов политических
режимов, и одно предложение, раскрывающее
особенности демократического режима..

Алгоритм работы с заданием части 2

26. Назовите и проиллюстрируйте
примерами любые три основания
приобретения права собственности,
предусмотренные Гражданским
кодексом РФ.

Алгоритм работы с заданием части 2

27. В своде обычного права средневековой Франции
указывалось: «Следует знать, что людям нашего века
известны три состояния. Первое – это знатное. Второе –
состояние свободных по происхождению людей,
рождённых свободной матерью. Третье – крепостное
состояние людей. Между правами дворян и других людей
существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни отражена в этих
правовых установлениях?
Какой исторический тип стратификации зафиксирован
этими нормами?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три
критерия стратификации современного общества.

Алгоритм работы с заданиями 21-24

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

10.Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста? Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

Понять, что именно требуется для успешного ответа;

Уяснить, из каких частей складывается задание;

Стараться выполнить все задание;

Если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов

Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;

Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Алгоритм работы с заданием 25

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Подробнее.

25 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла. Задания 25 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. Первая разновидность задания 25 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.

Начиная выполнять задание 25, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Алгоритм работы с заданием 26

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности. 6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан.

26 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую- либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию.

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.

Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и

2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий. Модели условия задач

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Модели требования задач

По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Алгоритм работы с заданием 28

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.