Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Что такое душа человека? Душа человеческая

Что такое душа человека? Душа человеческая

Душа… Какие разные ассоциации рождает это слово! Кому-то представится тишина храма и трепет свечи перед иконой, кто-то перечислит устойчивые выражения типа «душа компании».

А кто-то наверняка скажет, что душа - это то, что изучается в психологии, ведь название этой науке дало греческое слово ψυχή, которое на русский язык так и переводится. Многие вспомнят, что есть душа, а есть - дух, и задумаются, в чем разница…

В самом деле, что такое человеческая душа? Почему она болит, ноет, радуется? И можно ли что-то сказать об этом явлении с научной точки зрения?

Множество трактовок и представлений

Чтобы определить, что вкладывается в словосочетание «душа человека», попытаться ответить, что это такое, нам придется обратиться к науке, философии, религии, учесть разные оттенки значения этого слова. Будьте готовы к тому, что какие-то мнения и интерпретации вызовут неприятие, а с какими-то, возможно, захочется согласиться.

Итак, душа представляет собой нематериальную, нетелесную сторону личности - это или близкое ему определение, наверное, можно назвать самым общим, охватывающим все сферы, в которых применяется понятие. А что же в частности? Конечно, существует не одно значение слова «душа» в русском языке.

  • То же самое, что и «человек» - это разговорный вариант употребления слова. Например, мы можем сказать: «Вокруг ни души».
  • Бессмертная составляющая личности, которая, когда умирает тело, попадает либо в рай, либо в ад.
  • Внутренний мир человека, совокупность его и состояний.

Несмотря на внешнюю схожесть, второе и третье определения можно считать противоположными, ведь одно из них исходит из религиозной трактовки, а другое - из научной, представляя собой не что иное, как предмет изучения психологии. Следует, однако, уточнить, что сейчас предмет науки обозначают другим термином, пришедшим на смену предыдущему, - « ».

На протяжении истории представление о душе менялось. Понимание ее как чего-то сверхъестественного было, разумеется, первичным. Мифологическое сознание древних людей наделяло особой силой одушевленные (обратим внимание на корень слова) предметы - главным образом людей, иногда животных и растения. И люди заметили, что, умирая, человек перестает дышать и теряет кровь, - так и в том, и в другом стали видеть носителей души.

Что такое душа человека, пытались понять и античные философы. Интересно, что некоторые из них говорили о противоположности души и тела, а некоторые, наоборот, утверждали их неразрывную связь. Например, первой точки зрения придерживался Платон.

Согласно его концепции, до рождения человека душа находится в мире идей и, вселяясь в тело, уже знает все, что необходимо, а человек во время обучения лишь «вспоминает» усвоенные ею идеи. Аристотель (ученик Платона) разделял второй взгляд. Он считал, что душа - движущая сила тела, неотделимая от него, дающая ему возможность ощущать, размышлять, запоминать, представлять, проявлять волю.

Наука и религия

Соотношение души и тела - вопрос, который не имеет однозначного ответа до сих пор. Также можно спорить и том, как в смысловом поле располагаются понятия «душа», «дух», «тело». Посмотрим, что говорит об этом христианское учение.

Первое, что нужно отметить: сейчас на равных основаниях существуют как трехчастный (трихотомический), так и двухчастный взгляд на человека (дихотомический). Католическая церковь склоняется к дихотомии «дух - тело». Это значит, что на вопрос «Что такое душа и дух?» можно ответить просто: «Одно и то же».

Однако, если вдуматься, мы, носители русского языка, все-таки не можем сказать, что слова эти - абсолютные синонимы. Да, в контексте их взаимозамена возможна, но в целом же… Разнятся и образованные они них прилагательные: «душевный» и «духовный». Такой взгляд хорошо согласуется с трехчастным представлением о структуре личности, к которому склоняется православие.

Душа - это то, чем человек является, гарантия самой его жизни, область чувств, страстей и переживаний. Она может быть грешна и представляет собой связующее звено между телом и духом. Духом же человек может обладать, а может и нет, это устремленность к Богу и высшим ценностям, соответственно, в духе нет места греху. Можно еще сказать, что дух - это высшая способность души.

Нужно подчеркнуть, что это религиозная интерпретация, с которой можно как соглашаться, так и спорить. Тем не менее на уровне обыденного сознания мы проводим границу между этими понятиями примерно таким же образом.

Что же говорят ученые? Наука имеет дело с фактами, и если под душой подразумевать психику, то да, существование души доказано наукой. Что касается известной истории про 21 грамм, который человек теряет в весе после смерти (что многими людьми как раз и принимается в качестве доказательства существования той самой бессмертной составляющей), то здесь все не так однозначно.

Эксперимент проводился в 1907 году, точность измерительной техники была невысока, кроме того, нигде не уточняется, как фиксировали момент смерти: известно, что существует несколько ее стадий. Потому есть ли душа, о которой говорят теологи, - вопрос, на который каждый ответит сам.

Да и вообще, сколько бы человек ни прочитал об этом феномене, сколько бы толкований ни выслушал, наверняка у него будет свое мнение на этот счет, возможно, похожее на существующие, а может, совсем необычное. И наверняка каждое следующее поколение будет снова и снова размышлять: «Душа - что это такое, откуда она берется, куда исчезает?» Автор: Евгения Бессонова

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона

Человек биологически так устроен, что его мозг воспринимает окружающую действительность посредством имеющихся чувств, однозначно считая реальным лишь видимую, осязаемую и воспринимаемую другими чувствами её часть. А существует ли иная, нематериальная часть Вселенной, другое измерение, где присутствует разум и не действуют привычные нам физические законы? И есть ли в ощущаемом нами физически мире некая связующая оба мира субстанция, существование которой возможно по обе стороны бытия?

Многие наверняка уже поняли, что этим элементом или субстанцией является душа, никем пока не доказанное и неопровергнутое метафизическое понятие. Речь пойдёт о ней родимой, душе человеческой. Попробуем понять, что такое душа, какова её природа, в чём заключается предназначение и суть души человека.

Душа человека – вопрос веры

Гипотетический трансцендентный мир, лежащий за рамками земного бытия, для большинства людей сомнителен. Стоит отметить, что даже физики-теоретики, являющиеся в большинстве своём адептами материалистических воззрений, допускают многовариантность измерений и наличие других форм жизни. Есть среди учёной братии немало и тех, кто уверовал в Божий Промысел. Поэтому, уважаемые скептики, прежде чем вы начнёте категорично отрицать все невписывающееся в рамки столь привычной вам логики, вспомните – всё относительно в этом мире! Уже не единожды самые невероятные предположения находили своё подтверждение.

Дабы как-то не ранить, не оскорбить последующими далее рассуждениями верующих в Бога, равно как и неверующих в Него, читателю рекомендуется отнести данное повествование к фантастическому жанру, возможно не имеющего ничего общего с истинной действительностью.

Многие люди, стремясь к реальнодостижимому сиюминутному благу, охотно следуют логике известных изречений: "Живи здесь и сейчас", "Бери от жизни всё", уже ставшими жизненным кредо большинства, не только придерживающихся атеистического мировоззрения людей, но и тех, кто лишь допускает существование Бога, чья вера не оформилась в конкретную картину мироздания. Они берут больше чем нужно, мало, или совершенно не задумываясь над тем, что будет потом, после физической смерти и считают себя реалистами, претендуя на звание умников, уверенных в истинности своего видения мира, которое по сути есть слепая вера в Случай. Любая иная вера для них – бред слабоумных, но спросишь их: "Почему нет души и Бога"? В ответ услышишь: "Потому, что это нереально и всё"! Их можно понять. Атеистам удобно, просто, а главное понятно и приятно так жить. Они страшатся прожить жизнь зря, не взяв от неё то, что в их представлении считается ценным. Им хочется иметь "синицу в руках" (земной временный рай), а "журавль в небе" (небесный вечный рай) для них всего лишь миф. Они предпочитают сами себя считать богами и квинтэссенцией высшей воли, а не некий мифический Высший Разум. Спорить с этой категорией людей на метафизические темы можно столь же вечно и безрезультатно, как если бы пришлось описывать прирождённому слепцу всё буйство красок в природе, которые он попросту не способен узреть и может лишь верить или не верить в их существование. Атеисты – дети системы, впитавшие материалистические взгляды с "молоком матери", изменить которые способны лишь неопровержимые факты, чудо или чрезвычайные обстоятельства.

Ценности верующих в Бога находятся не в этой жизни, а в той, которая начинается после смерти. Справедливости ради надо отметить, что большинство из них вовсе не глупцы, как считают некоторые, и далеко не ангелы, воспылавшие чистой, бескорыстной любовью к Создателю и ничего не ожидающие получить взамен своей любви. Они обычные люди, стремящиеся заполучить своё главное благо, но только по окончании земного пути и в бесконечном эквиваленте. Логика их действий продиктована выбором в пользу обещанного Господом вечного блаженства и нормальной боязнью лишиться этого "райского бонуса". То есть, каждый человек имеет свою жизненную стратегию, но вот каким "местом" прежде всего он её выбирает? Ответ очевиден – умом. И это нормально! Разум в опасном физическом мире должен играть решающую роль, иначе человеку не выжить. А любое разумное существо стремится к благу и безопасному существованию. Вся суть в том, что одни выбирают кратковременную жизнь с очевидным концом всего, другие делают ставку на Абсолют - бессмертие души и безмерное счастье.

Подводя итог вступительной части, можно резюмировать следующее: одни верят в то, что невероятно сложная, точная и прекрасная картина мироздания появилась в результате случайно "пролитых красок", которые в свою очередь волшебным образом вдруг материализовались и структурировались в первоначальном Абсолютном Ничто, другие убеждены в том, что Вселенная – Творение неведомого Художника. В связи с этим, нет смысла кого-либо переубеждать в вопросах веры. Однако, порассуждать на вечные темы, оперируя не только домыслами исходящими из религиозных воззрений, но и предположениями опирающимися на реальные технологии, можно.

Итак, наверняка никто не станет отрицать очевидный факт, что человек – это биологический носитель неопределенного объёма информации, неизвестный процент которой приходится на его сознание и личность. Другими словами, личностное "Я" можно выразить как информацию, являющуюся ядром нашей сущности. Зарождение, формирование и эволюция данного "Я-ядра", происходит в синтезе с какой-то иной, родом не из нашего бытия субстанцией, имеющей предположительно энерго-информационную природу.

"Всё замещает мозг" – скажете вы. Не всё! Мозг человека – это всего лишь биокомпьютер помещённый в черепной коробке, "логическая машина", исключающая всё, что нельзя чувственно зафиксировать или имеет иррациональную природу, множество неизвестных переменных. Наш мозг несомненно мощный инструмент, но не стоит забывать, что он наделяет нас только рассудком, позволяет мыслить рационально-логически, но вот некоторые чувства... сомнительно, что мозг может автономно продуцировать безрассудное чувство любви, ярости или желание спасать чужие жизни, жертвуя при этом своей, и т. п. Думается, что человека делает человеком не только мозг, но и нечто ещё. Может это что-то вроде программного кода, вносящего какую-то подсознательную коррекцию, в результате чего мы осознаем себя и становимся разумными, в полном смысле этого слова, живыми существами наделёнными эмоциями, свободой, желанием творить? Можно по-разному называть этот код – "вирус разума", "свободный радикал" или как-то ещё, в религии эта загадочная субстанция называется просто – душа.

Что же такое душа человека? Какова сущность души? Из разных источников, в том числе и из библейских, следует, что душа суть есть человек. Под определением человек понимается не биологическая, а его нравственная, информационная (духовная) сущность. Тело всего лишь бренная оболочка, вместилище души. Душа в свою очередь, – это информационный канал, связывающий этот мир и высший, тот, откуда мы черпаем любовь, творческую энергию и куда после смерти перемещается наше сознание. Либо, душа – это инсталлированный "пакет" высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не биороботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии, Слова и Света Божьего, всего, что можно отнести к понятиям божественной категории. Душа – это навигатор указывающий высший путь развития. Возможно, душа одновременно является навигатором, хранилищем и мостиком между реальностями.

Напрашивается грубая аналогия с компьютерными операционной системой и набором других системных подпрограмм, а также необходимой для работы компьютера электроэнергии. Без души и божественного духа человек, что "мёртвый" компьютер без каких-либо цифровых данных и электропитания.

Наука пока не способна понять структуру души и вычленить её в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас располагается душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать её наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться "упаковывать" человеческое "Я" в некий "файл".

Конечно, найдётся немало скептически настроенных граждан, которые посчитают аналогию человека и компьютера некорректной или категорично определят всё вышеописанное как бред. На всякий случай "умникам" хочется напомнить, что всё излагаемое в данной статье всего лишь фантазия, имеющая право быть. Она не более бредовая, чем любая научная гипотеза о случайном происхождении Вселенной, не приближающая к пониманию истины. В науке вообще версии относительно этого вопроса нередко меняются.

Приняв за истину мысль о том, что душа – суть информация, а человеческое тело – её носитель, зададимся вопросом: "А возможно ли перемещение нашей духовной основы вне тела и существование скрытого в нас механизма обеспечивающего эту транзакцию, активация которого запрограммирована и происходит, например, в момент достижения минимально допустимого значения рабочей активности мозга, при его полном отключении или разрушении"? Вопрос по сути риторический. Ответ на него очевиден – конечно да! Наличие подобной биотехнологии вполне вероятно. Ведь человек же научился передавать информацию "по воздуху" (технологии Wi-Fi, Bluetooth), хотя о подобном каких-то 100 лет назад и не помышляли.

Имеется множество подтверждений сознательного "выхода из тела" (в Астрал) индийских йогов, людей побывавшем в критическом состоянии. Люди пережившие клиническую смерть рассказывали о сохранении своего сознания и путешествии через загадочный тоннель, в конце которого наблюдался умиротворяющий свет. Объяснение данного явления галлюцинациями, возникающими якобы по причине интоксикации организма трупными ядами и так называемым трубчатым зрением, не выдерживает критики. Сомнительно, что в результате отравления одинаковым ядом во всех случаях "умершие" будут испытывать один и тот же "визуальный эффект" (наблюдать себя со стороны), просматривать свою жизнь как киноленту, встречаться с умершими родственниками и "видеть" идентичные видения.

Так почему тогда материалисты столь категоричны в отрицании души и её перемещения после смерти в иной мир или измерение? Люди значит могут оперировать Цифрой всевозможными способами, а Кто-то другой, даже теоретически не способен проделывать аналогичные операции с нашей душой? Неужели разумная жизнь возможна лишь в одной привычной нам форме? А может быть мы – создания высшей бессмертной расы, которая существует вне времени и материи, а на Землю нас отправляют для прохождения обучения, созревания душ в школе жизни и те, кто достойно "учился" получает шанс на вечную жизнь? Ответы на эти вопросы пусть каждый сам себе даст.

Путь души в вечности

Продолжая "рисовать" воображаемую картину, попробуем представить тот посмертный мир, куда как утверждают верующие, попадает по окончанию земного пути душа. Речь не идет о поиске доказательств его реальности – при жизни это сделать невозможно в принципе (по крайней мере, наука не двигается в этом направлении), как говорится: "Пока не помрёшь, не проверишь есть ли рай или ад". Все соображения касательно "загробной темы" людьми не религиозными воспринимаются как чистая абстракция. Однако, любая фантастическая мысль может оказаться объективной реальностью. Более того, не исключено, что наша реальность на самом деле лишь жалкая, искажённая копия настоящего Идеального Бытия. Каким же может быть загробный мир, который после земной жизни становится вечным пристанищем души?

Начнём с главного. У всего есть первопричина. Без неё ничего не возникнет само по себе. Какие операции с нулями не совершай, без единицы результат всегда будет нулевым. То есть, в абсолютном изначальном Небытие не могло само по себе возникнуть "число", должна была быть первопричина выступающая единицей, какая-то сила, заставившая двигаться частицы. Исходя из этой предпосылки, допустим существование Оператора, Автора, Сверхразума или Творца всего сущего, имён у Него много, но есть одно обобщающее ёмкое понятие – Бог. Примем Его как данность. С какой целью Он создал Мир? Наверное с той же самой, с какой творческий человек создаёт своё творение, посредством которого он выражает внутреннюю созидательную энергию, любовь или какие-то другие переживания, вытекающие из души. Возможно Творец желал создать подобие того идеала, бесконечного счастья, каким Он сам является и малая копия этого Оригинала вовсе не тело материальное, а иные субстанции находящиеся внутри нас и составляющие нашу сущность – дух, душа, разум. Ведь если человек-творец задумает создать своё подобие, под ним будет подразумеваться в первую очередь разумная основа, наиболее близкая к оригиналу (искусственный интеллект) и заключённая в рамки человеческой логики. Оболочка в которую созданная сущность будет помещена вторична.

Не станем "зарываться" в осмыслении Божьего Замысла, которого человеку наверное не понять никогда. Тема данного повествования – попытка представить Путь и суть души.

Во многих религиозных источниках говорится, что на Том свете жизнь вечная. Почему бы и нет. Человек также стремится к бессмертию и одна из гипотетических концепций в этом направлении заключается в переносе сознания из умирающего тела, во что-то новое, в идеале – в вечное. А что не разрушает время? Только нематериальное не боится времени.

Если потусторонний мир нематериален, тогда там царит иная логика, не подчинённая физическим законам нашего бытия. Вероятно там отсутствует привычное для нас течение времени, всё вечное исключает необходимость данной категории.

Земную жизнь нужно воспринимать как школу или испытательный полигон, где личность проходит испытания. Только с честью и достойно сдавший экзамен человек, попадает в царство Божие называемое раем. Чем больше душа на "выходе-входе" сохранит в себе от Бога, тем выше и ближе к Господу она вознесётся. И наоборот – индивидуум, накопивший в течении жизни критическую массу грехов (зла), тот, в ком искажение абсолютного эталона (Бога) будет слишком велико, отправится в ад. Иными словами, все мы проходим через фильтр, предназначение которого – не допустить проникновение зла в рай. Устройство данной модели бытия с рациональной позиции вполне понятна и объяснима. Чтобы создать и сохранить бесконечно долго идеальную структуру, в ней все должно соответствовать идее, то есть идеалу, чертежу модели. Любые изъяны недопустимы. Например, для разработки и воплощения в жизнь какого-то проекта, вам нужно будет только то, что соответствует его идее. Всё ненужное, потенциально вредоносное классифицируется как мусор, место которого в урне. Это принцип антивирусной программы, защищающей операционную систему компьютера от вредоносного кода. "Мусорной корзиной", где оказываются грязные души, является ад. Там сконцентрировано зло, мусор, которому нет места в раю, в царстве вечного счастья. На самом дне "адской корзины" тяжёлым грузом тьмы задавлены наибольшие грешники. Можно предположить, что главные испытываемые адские муки, на которые сами себя обрекают грешники, заключены в осознании своей участи оставаться навечно мусором во тьме и отсутствия какой-либо светлой перспективы.

Следует обратить внимание на наличие на том свете небесной иерархии. Она закономерна и совершенно необходима. Когда отсутствует иерархия нет и структуры, а это порождает хаос. Без иерархии порядок обеспечивающий прочность системы недостижим. На верху пирамиды, у Престола Божия, находятся максимально приближённые к Господу – Серафимы, Херувимы и Престолы, а ниже по нисходящей занимает каждый своё место по степени богоподобности. "Нулевой горизонт" – место ожидания до Суда Белого Престола, где видимо первоначально оказываются души умерших (по католической версии там проходят чистилище, фильтрацию или очищение), ниже которого "уходят в минус" семь уровней (кругов) ада.

Вот такой может оказаться суть души человека и её тернистый путь в вечности. Лично мне, автору данного сочинения, вышеизложенный вариант мироустройства совсем не кажется безумным. Напротив, намного бoльшим заблуждением воспринимается убеждённость в отсутствии Высшего Разума или Причины всего сущего. Как бы там ни было, намного человечнее жить соблюдая нравственные законы, быть господином духа своего, а не рабом животных страстей, а потом, после жизни, вдруг тебе счастье улыбнётся, и да будешь ты пребывать в вечном блаженном мире добра и любви. Выбор за вами!


Что такое душа человека? Почему душа человека и его духовное развитие являются приоритетными? В разделе «Душа человека» мы осветим эти и многие другие вопросы, касательно души человека. Извините за небольшое отступление, но я думаю, здесь будет уместно процитировать Клайва С. Льюиса «У тебя нет души! Ты – душа! У тебя есть тело!».



Первое – видимое для нас физическое тело, состоящее из миллиардов клеток.


Второе – эфирное тело, точная копия физического, физическое тело получает через него жизненную энергию, эфирное тело поддерживает форму физического тела, его уже давно фотографируют по методу Кирлинга.


Третье – астральное, в котором протекает процесс желаний и эмоций, частота его вибраций так высока, что оно невидимо для физических органов зрения. Астральное тело немного больше физического (на несколько дециметров). Связь между физическим, эфирным, астральным телами осуществляется с помощью «серебряной нити» (библейский термин), которая находится возле сердца, а при смерти она исчезает. Во время сна астральное тело выходит из физического и начинает путешествовать в пространстве. Если уметь управлять своими снами, то можно предвидеть грядущие события.


Четвёртое – ментальное тело, оно планирует разумную структуру поведения. В состоянии глубокого сна, без сновидений, ментальное тело отделяется от физического. Физическое, эфирное, астральное, ментальное тела не являются составными частями вечной души, они временны.


К вечной части души относятся пятое, шестое, седьмое тела.


Пятое – это тело абстрактного мышления.


Шестое – тело духовного разума (тело Будды).


Седьмое – высшее тело, представляет собой частицу Бога (наше высшее «Я»), которое заключено в тело духовного разума, т.е. шестое тело – надсознание, дающее человеку возможность прозрения, наделяющее его интуицией. Седьмое и шестое тела образуют вечную монаду (Монада – это живые, духообразные единицы, из которых всё состоит), одинаковую у всех людей, являющиеся бессознательной основой души каждого человека. Вокруг монады – тело абстрактного мышления (пятое), которое является хранилищем результатов жизненных опытов, переживаний. Там хранятся приобретенные умственные и нравственные качества, а иначе они не могли бы возрастать в процессе духовного развития.


Каков же механизм эволюции души человека? – проходит по определённому плану Творца. Согласно этому плану, человек проживает каждую жизнь, как один урок школы вечной жизни. Условно говоря, вечная жизнь каждого из нас разбита на несколько классов, каждый из которых имеет свои задания, свои уроки жизни.


К первому классу относятся люди, для которых темой урока является резкое снижение уровня эгоизма. Умственное развитие таких людей находится в зачаточном состоянии. Рождаются они в полуцивилизованных обществах, многократно воплощаются в одной и той же подрасе, имеют небольшой перерыв между воплощениями.


Второй класс – люди ограниченного кругозора, их интересы не выходят за пределы семьи, национальности, но задание им уже меняется – человек должен учиться делиться с другими. Перевоплощаются многократно, между перевоплощениями имеют небольшой отдых, продолжительность которого зависит от их успехов в духовном развитии при земной жизни. В первых двух классах в настоящее время «обучается» большинство человечества.


Третий класс – это культурные люди, стремящиеся постичь возвышенное, с высокими идеалами, их умственное развитие позволяет осознать единство человечества, они принимают участие в судьбах других людей, стремятся помочь им. Между перевоплощениями их душ может проходить сто, даже тысячу лет.


Четвертый класс – люди, достигшие космического сознания, осознавшие свой место во Вселенной. Для ускорения своей духовной эволюции они сознательно отказываются от пребывания в астральной плоскости, перевоплощаясь сразу же после смерти.


Пятый класс – люди, достигшие высокого развития души, обладая огромными способностями, возможностями, они помогают группам людей, всему человечеству. Это Великие учителя: Христос, Будда, Магомед, Моисей. Они воплощаются лишь по своему желанию, когда возникает реальная угроза существованию человечества.


Таким образом, духовное развитие для каждого из нас определено волей Бога, но скорость его духовной эволюции зависит от степени прилагаемых усилий. Если эти усилия будут недостаточны, то в первых двух классах земного обучения они проведут большую часть своих жизней, испытывая постоянные физические, моральные страдания. Если усилия человека будут направлены на интенсивное духовное развитие, то это позволит ему большую часть жизни прожить в гармонии со Вселенной, не испытывая физических, духовных неудобств. Эти усилия, направленные на ускорение духовной эволюции, называются самосовершенствованием.


Из этого следует вывод: , развитие, а цель его земного воплощения – достижение как можно более высокого уровня развития души посредствам самосовершенствования.

Душа человеческая

бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Это божественная основа человека, его жизненное начало, вместилище духовной потенции и способности к духовно-нравственному совершенствованию, по учению Нового Завета. Душа бессмертна и не умирает вместе с телом. Душа есть сам человек, его личность. Забота о спасении души – главное в жизни человека. От того, как человек прожил свою жизнь, душа либо спасается, либо обрекается на вечную погибель и соответственно идет либо в рай, либо в ад. После Страшного Суда душа соединяется с воскресшим телом. Человек, согласно учению Священного Писания, состоит из тела и души (см. Быт. 2, 7; Мф. 10, 28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело – прах, а потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собой ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге.

Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее – животные и, наконец, – как венец мироздания, человек. Душа имеется и у животных. Но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного. Природа животных была сотворена сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и само творение души животных и человека происходило различно. Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании и представляли нечто отличное от нее (см. Быт. 1, 20, 24). Душа человека сотворена была Богом как нечто отдельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который назывался вдуновением Божиим (Быт. 2, 7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые приближали ее и делали родственной Богу в отличие от животных; душа человека обладала теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова.

В православном учении существуют теологумены о двусоставной и трехсоставной природе человека. В первом случае человек представляет собой антитезу телесной и душевно-духовной субстанций. Один полюс – земное физическое, плотское начало человека, другой полюс – небесное невещественное, бесплотное начало. Различие душевно-духовного здесь представлено как различие высшего и низшего, как две стороны единого духовного начала. Во втором случае имеет место антитеза «тело – дух», а душа – это нечто промежуточное, объединяющее, соединяющее, «сцепляющее» вещественное и невещественное начала. Возникает проблема выбора теологумена, при этом распространенным является мнение, что оба теологумена не противоречат друг другу, а все зависит от «угла зрения» (т.е. гносеологии). Душа и дух составляют нечто единое с точки зрения тех, кому близко двумерическое видение человека. Это единство душевно-духовной субстанции. Распространенной является и точка зрения, что дух – это душа по ее духовной природе. Души рождаются от родителей, а дух вдыхается Богом, т.е. дух есть нечто иное. Иногда дух отождествляется с умом. Известные слова апостола Павла: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока (1 Фес. 5, 23), которые берутся для обоснования трехсоставности природы человека, иногда интерпретируют как две стороны душевной жизни: либо как духовный строй в душе, либо как ступень в жизни души.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Душа человеческая" в других словарях:

    Душа человеческая - Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него дыхание жизни, т.е. душу, существо духовное и бессмертное (Быт.1:26 , 27). По смерти человека душа возвращается к Богу, Который дал ее (Екк.13:7) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Душа человеческая - бессмертный образ Бога, заключенный в человеке. Человек образуем единением тела и души (духа) … Православный энциклопедический словарь

    Душа человеческая - после того как Бог сотворил первого человека из земли, он вдохнул в него живую душу (бессмертное духовное существо). А после смерти человека она возвращается к Богу, который ее дал (Екклезиаст, 8, 7) … Православная энциклопедия

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Душа - У этого термина существуют и другие значения, см. Душа (значения). Душа (от др. рус … Википедия

    душа - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (ψυχή) дыхание, душа животная: 1) начало жизни чувственной, общее у… … Словарь церковнославянского языка

    ДУША - (греч. psyhe, лат. anima) одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому… … Философская энциклопедия

    ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ - выражается термином «нафс». В классический период выделяются две линии трактовки души: одна сближает ее с понятием «зат» (самость, см. Сущность), с дальнейшим отождествлением самости с «я» (’ана) и «явленностью» (з̣ухур), с чем связано понимание… … Философская энциклопедия

    Душа - (греч. psychē, лат. anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д.… … Большая советская энциклопедия

    ДУХ и ДУША - религиозно философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко … Современный философский словарь