Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Характерные особенности рельефа лунной поверхности. Поверхность Луны

Характерные особенности рельефа лунной поверхности. Поверхность Луны

Моральные качества человека представляют собой сочетание его внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в нём самодостаточную личность. Эти характеристики, присущие каждому человеку, выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире. По моральным качествам общество принимает каждого, оценивая его исходя из конкретных критериев.

Типы моральных качеств:

  • «разрешено»;
  • «запрещено»;
  • «необходимо».

Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.

Для типа «запрещено» характерна отрицательная и, во многих случаях, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишения свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. Порой бывает так, что некоторые моральные устои в обществе заставляют поступать человека вразрез им, что приводит к осуждению его действий или наказанию за такие поступки. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Основные моральные качества личности

Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.


Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.

Положительные черты характера:


Плохие моральные черты личности


Заключение и выводы

Список можно продолжать бесконечно, мы рассмотрели лишь те моральные качества человека, которые должны характеризовать его как полноценную личность.

Несмотря на всё многообразие и сложность характера и поведения человека, общество, в котором он живёт, накладывает свой отпечаток на него. Многие ценности, обычаи и традиции, передаются через поколения, сохраняя и дополняя образ идеального с точки зрения морали человека. И всё же эталоном личности, с высокими моральными устоями, будет являться не тот, у которого отсутствуют плохие черты характера, а тот, кто умеет отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.

Нравственные позиции человека характеризуют его внутренние духовные качества и основаны на нравственных ценностях, которыми он руководствуется в жизни.

Нравственное развитие человека происходит в процессе его жизнедеятельности в обществе и выражается в способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, государству. Отечеству на основе принятых в государстве и обществе норм, законов и правил поведения.

Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодёжь. Они хорошо понимают, что некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают кого угодно, но только не их самих. Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются с силовыми структурами за самые что ни на есть благородные цели. Всё, что говорят террористы, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь. Они могут оказывать помощь малоимущим семьям, а потом за эту помощь потребовать плату в виде пособничества их преступным замыслам.

Даже самые безобидные ситуации, внешне не имеющие ничего общего с противозаконной деятельностью, могут оказаться связанными с пособничеством террористам. Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Подростку могут предложить, например, за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли какой-нибудь человек, передать ему привет. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур.

Охотно подростков используют в роли почтальонов: они передают нужную информацию в различные места, где скрываются боевики.

Подросток даже может иногда и не подозревать, что его используют, не понимать, что он исполняет поручения террористов.

Нужно быть особенно бдительным и не замараться в связях с бандитами. Для того чтобы противостоять идеям террористов и их возможным попыткам вовлечь вас в террористическую деятельность, каждому старшекласснику необходимо выработать у себя нравственную позицию.

Сформировать такую позицию, включающую в себя неприятие идеологии терроризма, вам поможет следование таким традиционным национальным ценностям, как:

  • любовь к России и своему народу, к своей малой родине;
  • служение Отечеству;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к государственным институтам (в том числе к органам правопорядка);
  • закон и правопорядок;
  • разнообразие культур, свобода совести и вероисповедания;
  • справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Эти и другие нравственные ценности, выработанные многонациональным народом России, могут стать прочной основой вашего общественного поведения и честного жизненного пути.

Нравственные позиции человека определяют путь к благополучной, долголетней и счастливой жизни.

Формирование нравственных позиций зависит от окружающих людей, темперамента, привычек.

Для того чтобы противостоять идеологии терроризма, нужно понимать, что человек создан для полноценной, полезной для общества жизни, которая ни при каких условиях не может быть совместима с террористической деятельностью, так как она бесчеловечна, преступна и губительна для самих же её участников-террористов.

Нравственное здоровье подразумевает и заботу о физическом здоровье не только собственном, но и окружающих.

Достижение высокого уровня индивидуального здоровья обеспечивается выработкой необходимых привычек, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от его умения жить в данном обществе, осознанно соблюдать принятые в нём нормы и правила поведения и действующие в государстве законы, а также уметь противостоять соблазну в приёме алкоголя и наркотиков и вовлечении себя в террористическую деятельность. Чтобы сохранить нравственное и физическое здоровье в сложной, зачастую опасной обстановке, которая складывается в реальной жизни, нужны собственные усилия каждого человека, постоянные и значительные.

Необходимо отметить, что создание индивидуальной системы здорового образа жизни предполагает следование определённым нравственным ориентирам.

Для формирования нравственных позиций каждому человеку необходимо выработать у себя ряд качеств, значимых для неприятия террористических взглядов и действий.

Обратим внимание на основные из них:

  • умение жить в согласии с собой;
  • умение строить взаимоотношения со взрослыми;
  • умение строить взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы жить в согласии с собой , необходим ряд условий:

  • определение цели собственной жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
  • выработка форм поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
  • стремление быть хозяином своей жизни, понимание того, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
  • выработка у себя правильного отношения к жизни, стремление получать от каждого прожитого дня хотя бы маленькие радости;
  • развитие чувства самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • постоянное соблюдение режима двигательной активности;
  • соблюдение гигиены и правил питания;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • чувство оптимизма;
  • отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и к любому виду экстремистской и террористической деятельности.

Научись строить взаимоотношения со взрослыми

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному. Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не только возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц - в преодолении тяжестей, идёт процесс социального созревания.

Необходимо отметить, что для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения и организации досуга, к умению воспитывать детей в семье.

В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния (грубость, побег из дома и др.). Для этого вы должны постоянно воспитывать в себе такие качества, как умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми, критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим, научиться понимать их. Для того чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.

Научись строить взаимоотношения со сверстниками

Общение с ровесниками, групповые игры и тому подобное вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и своё положение среди ровесников надо заслужить и уметь поддерживать, вы не сможете выработать необходимых качеств, свойственных взрослому человеку.

Ориентируясь на товарищей, подражая им, вы воспитываете в себе те качества, которые особенно ценятся вашими сверстниками.

Влияние сверстников с возрастом усиливается, так как увеличивается время, проводимое среди ровесников, по сравнению со временем, проводимым с родителями.

Выводы

  1. Нравственные позиции человека основаны на традиционных нравственных ценностях, выработанных многонациональным народом России.
  2. Основой нравственной позиции в отношении терроризма является убеждение в том, что террористическая деятельность во всех её проявлениях является бесчеловечной и преступной, а участие в террористической деятельности ни при каких условиях не может обеспечить вам полноценную, полезную для общества, благополучную жизнь.
  3. Важно научиться строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, не создавая конфликтов и конфликтных ситуаций.

Вопросы

  1. Какое значение имеет нравственное поведение человека в противодействии влиянию идеологии терроризма и экстремизма?
  2. Какие факторы способствуют формированию неприятию террористических взглядов и действий?
  3. Какие нравственные ориентиры способствуют неприятию террористических взглядов и действий?

Задание

Напишите словесный портрет-характеристику вашего сверстника, имеющего нравственную жизненную позицию и не приемлющего терроризм. Обсудите эту тему в классе с учителями и одноклассниками.

Рельеф лунной поверхности был в основном выяснен в результате мно­голетних телескопических наблюдений. “Лунные моря”, занимающие около 40 % видимой поверхности Луны, представляют собой равнинные низменности, пересе­ченные трещинами и невысокими изви­листыми валами; крупных кратеров на морях сравнительно мало. Многие моря окружены концентрическими кольцевы­ми хребтами. Остальная, более светлая поверхность покрыта многочисленными кратерами, кольцевидными хребтами, бо­роздами и так далее. Кратеры менее 15-20 километров имеют простую чашевидную форму, бо­лее крупные кратеры (до 200 километров) состоят из округлого вала с крутыми внутренними склонами, имеют сравнительно плоское дно, более углубленное, чем окружающая местность, часто с центральной горкой. Высоты гор над окружающей местностью определяются по длине теней на лунной поверхности или фотометрическим способом. Таким путем были составлены гипсометрические карты масштаба 1: 1 000000 на большую часть видимой стороны. Однако абсолютные высоты, расстояния точек поверхности Луны от центра фигуры или массы Луны определяются очень неуверен­но, и основанные на них гипсометрические кар­ты дают лишь общее представление о ре­льефе Луны. Гораздо подробнее и точнее изучен рельеф краевой зоны Луны, которая, в за­висимости от фазы либрации, ограничи­вает диск Луны. Для этой зоны немецкий ученый Ф. Хайн, советский ученый А. А. Нефедьев, американский ученый Ч. Уотс составили гипсометрические карты, которые используются для учета неровностей края Луны при наблюде­ниях с целью определения координат Луны (такие наблюдения производятся мери­дианными кругами и по фотографиям Луны на фоне окружающих звезд, а также по наблюдениям покрытий звезд). Микрометрическими измерениями определены по отношению к лунному экватору и среднему ме­ридиану Луны селенографические координаты нескольких основных опорных точек, которые служат для при­вязки большого числа других точек поверх­ности Луны. Основной исходной точкой при этом является небольшой правильной формы и хорошо видимый близ центра лунного диска кратер Мёстинг. Структура по­верхности Луны была в основном изучена фотометрическими и поляриметрическими наблюде­ниями, дополненными радиоастрономическими исследованиями.

Кратеры на лунной поверхности имеют различный относительный возраст: от древних, едва различимых, сильно пере­работанных образований до очень четких в очертаниях молодых кратеров, иногда окруженных светлыми “лучами”. При этом молодые кратеры перекрывают более древние. В одних случаях кратеры врезаны в поверхность лунных морей, а в других - горные породы морей пере­крывают кратеры. Тектонические разрывы то рассекают кратеры и моря, то сами пере­крываются более молодыми образова­ниями. Эти и другие соотношения позво­ляют установить последовательность воз­никновения различных структур на лун­ной поверхности; в 1949 советский ученый А. В. Хабаков разделил лунные образо­вания на несколько последовательных возраст­ных комплексов. Дальнейшее развитие такого подхода позволило к концу 60-х годов составить среднемасштабные геологические карты на значительную часть поверхности Луны. Абсолютный возраст лунных образований известен пока лишь в нескольких точках; но, используя некоторые косвенные методы, можно установить, что возраст наиболее молодых крупных кратеров составляет десятки и сочни миллионов лет, а основная масса крупных кратеров возникла в “доморской” период, 3-4 млрд. лет назад.

Рельеф лунной поверхности был в основном выяснен в результате многолетних телескопических наблюдений. “Лунные моря”, занимающие около 40 % видимой поверхности Луны, представляют собой равнинные низменности, пересеченные трещинами и невысокими извилистыми валами; крупных кратеров на морях сравнительно мало. Многие моря окружены концентрическими кольцевыми хребтами. Остальная, более светлая поверхность покрыта многочисленными кратерами, кольцевидными хребтами, бороздами и так далее. Кратеры менее 15-20 километров имеют простую чашевидную форму, более крупные кратеры (до 200 километров) состоят из округлого вала с крутыми внутренними склонами, имеют сравнительно плоское дно, более углубленное, чем окружающая местность, часто с центральной горкой. Высоты гор над окружающей местностью определяются по длине теней на лунной поверхности или фотометрическим способом. Таким путем были составлены гипсометрические карты масштаба 1: 1 000000 на большую часть видимой стороны. Однако абсолютные высоты, расстояния точек поверхности Луны от центра фигуры или массы Луны определяются очень неуверенно, и основанные на них гипсометрические карты дают лишь общее представление о рельефе Луны. Гораздо подробнее и точнее изучен рельеф краевой зоны Луны, которая, в зависимости от фазы либрации, ограничивает диск Луны. Для этой зоны немецкий ученый Ф. Хайн, советский ученый А.А. Нефедьев, американский ученый Ч. Уотс составили гипсометрические карты, которые используются для учета неровностей края Луны при наблюдениях с целью определения координат Луны (такие наблюдения производятся меридианными кругами и по фотографиям Луны на фоне окружающих звезд, а также по наблюдениям покрытий звезд). Микрометрическими измерениями определены по отношению к лунному экватору и среднему меридиану Луны селенографические координаты нескольких основных опорных точек, которые служат для привязки большого числа других точек поверхности Луны. Основной исходной точкой при этом является небольшой правильной формы и хорошо видимый близ центра лунного диска кратер Мёстинг. Структура поверхности Луны была в основном изучена фотометрическими и поляриметрическими наблюдениями, дополненными радиоастрономическими исследованиями.

Кратеры на лунной поверхности имеют различный относительный возраст: от древних, едва различимых, сильно переработанных образований до очень четких в очертаниях молодых кратеров, иногда окруженных светлыми “лучами”. При этом молодые кратеры перекрывают более древние. В одних случаях кратеры врезаны в поверхность лунных морей, а в других - горные породы морей перекрывают кратеры. Тектонические разрывы то рассекают кратеры и моря, то сами перекрываются более молодыми образованиями. Эти и другие соотношения позволяют установить последовательность возникновения различных структур на лунной поверхности; в 1949 советский ученый А.В. Хабаков разделил лунные образования на несколько последовательных возрастных комплексов. Дальнейшее развитие такого подхода позволило к концу 60-х годов составить среднемасштабные геологические карты на значительную часть поверхности Луны. Абсолютный возраст лунных образований известен пока лишь в нескольких точках; но, используя некоторые косвенные методы, можно установить, что возраст наиболее молодых крупных кратеров составляет десятки и сочни миллионов лет, а основная масса крупных кратеров возникла в “доморской” период, 3-4 млрд. лет назад.

В образовании форм лунного рельефа принимали участие как внутренние силы, так и внешние воздействия. Расчеты термической истории Луны показывают, что вскоре после её образования недра были разогреты радиоактивным теплом и в значительной мере расплавлены, что привело к интенсивному вулканизму на поверхности. В результате образовались гигантские лавовые поля и некоторое количество вулканических кратеров, а также многочисленные трещины, уступы и другое. Вместе с этим на поверхность Луны на ранних этапах выпадало огромное количество метеоритов и астероидов - остатков протопланетного облака, при взрывах которых возникали кратеры - от микроскопических лунок до кольцевых структур поперечником во много десятков, а возможно и до нескольких сотен километров.

Из-за отсутствия атмосферы и гидросферы значительная часть этих кратеров сохранилась до наших дней. Сейчас метеориты выпадают на Луну гораздо реже; вулканизм также в основном прекратился, поскольку Луна израсходовала много тепловой энергии, а радиоактивные элементы были вынесены во внешние слои Луны.

Об остаточном вулканизме свидетельствуют истечения углеродосодержащих газов в лунных кратерах, спектрограммы которых были впервые получены советским астрономом Н.А. Козыревым.

На Луне принято выделять области двух типов: светлые - материковые, занимающие 83% площади лунного шара, и темные - морские, составляющие 17%. Материки отличаются более высокой отражательной способностью, поскольку сложены относительно светлыми породами типа анортозитов, наличием значительных неровностей и множеством ов разных размеров и степени сохранности вала. Моря - относительно ровные области, покрытые лавовыми потоками темных пород ового типа, с меньшим количеством ов. Таким образом, моря темнее материков как из-за различия в составе пород, так и по причине иной структуры поверхности (моря глаже и поэтому слабее рассеивают свет).

Моря лежат ниже уровня материковой поверхности. Например, Море Дождей расположено на 3 км ниже, а Море Влажности на 2 км ниже окружающей местности. На восточном лимбе вблизи а видны темные пятна Моря Краевого и Моря Смита. Интересно, что в одном из проектов создания будущей лунной базы Море Смита называют в числе возможных мест, удобных для проведения исследовательских работ. Площадь маленького пятна Моря Волн всего 21 тыс. км2. Наиболее четко выделяется граница Моря Кризисов, площадь которого 176 тыс. км2. Дно этого моря расположено на 3,5 км ниже окружающей местности. На его краю виден яркий с лучевой системой - Прокл диаметром 28 км.

Море Спокойствия, по площади равное Черному морю на Земле (421 тыс. км2), знаменито тем, что именно здесь американский астронавт Нейл Армстронг впервые ступил на лунную поверхность 20 июля 1969 г. Море Спокойствия соединяется с Морем Нектара и Морем Изобилия, в котором советский зонд " 16" (1970 г.) взял пробу лунного грунта и доставил ее на Землю. На границе Моря Ясности с материком выполнял исследования самоходный аппарат "Луноход 2" (1973 г.)

Площадь Моря Дождей - 829 тыс. км2. Темная область к югу от Коперника недавно была названа Морем Островов. Море Познанное получило свое название после того, как в 1964 г. здесь опустился американский зонд "Рейнджер 7". К югу от Залива Радуги совершил свое путешествие первый самоходный лунник "Луноход 1" (1970-71 гг.).

Слева от Моря Облаков в материковой части выделяется цепочка из трех ов, размеры которых превышают 100 км. Средний из них Альфонс, известен тем, что в 1957 г. там наблюдалось свечение, зарегистрированное на спектрограммах. Самый яркий с мощной лучевой системой назван в честь а Тихо Браге, составившего таблицы перемещения планет, на основе которых Кеплер вывел законы движения планет.


Горные образования на Луне представляют собой части колец, окаймляющих круговые моря. Еще в середине семнадцатого века польский Ян Гевелий предложил называть горы на Луне такими же именами, как и на Земле. Вокруг Моря Дождей расположены Альпы, Кавказ, Апеннины, Карпаты, Юра. Море Нектара окружено горами Алтай и Пиренеи. Горы Кордильеры и горы Рука окружают Море Восточное. Самые высокие горы на Луне Апеннины: там высота отдельных хребтов достигает 5,6 км над поверхностью соседнего Моря Дождей. Горы Юра возвышаются над Заливом Радуги на 5 км, в то время как в Карпатах лишь отдельные горки достигают высоты 2 км над окружающей местностью.



Преобладающей формой рельефа Луны являются ы. Если вал а четкий, хорошо сохранившийся, то это признак относительной молодости, а ы с разрушенными валами - более старые. Крупные ы часто имеют на дне центральную горку и сы на внутренних склонах, например, ы Коперник и Аристарх. У старых ов горки и сы встречаются реже. Особую группу составляют ы с лучевыми системами, представляющими собой длинные светлые полосы, радиально исходящие от вала а. Лучи можно видеть не всегда, а лишь при определенных условиях освещения поверхности. Наиболее четко эти образования проявляются в полнолуние. При других фазах они менее заметны, а в областях, близких к терминатору, не наблюдаются вовсе. Лучи встречаются как у крупных ов, например, Тихо диаметром 87 км, так и у небольших, но обязательно молодых. ов с лучевыми системами на Луне несколько десятков.

Долины - отчетливо выраженные обособленные впадины шириной в несколько километров и протяженностью в десятки и сотни километров - встречаются на склонах обширных горных областей (например, Альпийская долина), а также в материковых районах (например, долина Рейта). Более узкие, длинные, но не обрывистые ложбины, сохраняющие на всем протяжении одинаковую ширину называют бороздами (например, борозды Сирсалиса). Они часто тянутся на сотни километров вне зависимости от рельефа поверхности. Обрывистые разломы называют трещинами. В морях иногда встречаются уступы - типичные сбросы; например, в Море Облаков звестен уступ Прямая Стена.

На обратной стороне Луны особое внимание привлекают очень крупные кольцевые структуры, диаметром более 300 км, названные бассейнами. Самые большие из них, такие как Море Восточное, Герцшпрунг, Аполлон, Королев, Море Москвы и другие имеют помимо внешнего вала еще и внутренний, диаметр которого, как правило, вдвое меньше внешнего. Иногда внутренние кольца сильно разрушены.

Любопытно, что некоторые крупные бассейны обратной стороны Луны являются антиподами морей видимой стороны. Например, Королев - антипод Моря Изобилия, а Герцшпрунг - Моря Спокойствия.

К северо-востоку от Моря Восточного радиально отходят гигантские цепочки ов, простирающиеся на расстояния до тысячи километров. Диаметр ов, входящих в эти цепочки, составляет в среднем 10-20 км. Три самые протяженные цепочки получили названия ГДЛ (Газодинамическая лаборатория), ГИРД (Группа изучения реактивного движения) и РНИИ (Реактивный научно-исследовательский институт). Эти три научные организации внесли основной вклад в развитие ракетостроения в нашей стране.

Ы, отдельные горные вершины (пики, мысы), а также гряды называют (посмертно) именами ов и выдающихся ученых других специальностей. Исключением стали 12 ов, названных в честь живущих космонавтов и астронавтов. Все предложенные наименования утверждает Международный ический союз. Общее правило планетной номенклатуры - не использовать имена политических и религиозных деятелей, полководцев и философов XIX и XX вв.

Карты Луны используют для решения важных научных и практических задач: восстанавливают историю лунной поверхности, планируют экспедиции на Луну.