Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды. Трудовая деятельность

Понятие «труд», характерные свойства труда и его виды. Трудовая деятельность

сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности. Т. включает в себя простые моменты: 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. (Ф. Энгельс). Отсюда вытекают основные черты Т. человека: его опосредствующая роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеально представленного результата, который предваряет трудовой акт. Важно также подчеркнуть, что, воздействуя при помощи средств Т. на его предмет, человек изменяет этот предмет сообразно поставленной цели. Достигая ее,.человек удовлетворяет какую-либо из своих потребностей, а осознание цели связано с мотивом Т. Т. требует планирования: до начала трудовых действий человек должен установить их последовательность и время выполнения с учетом объективных условий и личностных возможностей. В планировании и осуществлении трудовых действий участвуют все познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. Причем, по мере усложнения техники роль этих процессов все больше возрастает. На пути к результату Т. встречаются препятствия, для преодоления которых необходимы волевые усилия и произвольное внимание. Без них Т. невозможен. Т. является источником чувств человека, в которых он высказывает отношение как к самому Т. и его элементам, так и к окружающим людям. В зависимости от этого у человека формируется та или иная степень удовлетворенности Т. Трудовая деятельность требует от человека предварительной подготовки. Поэтому в Т. важную роль играют знания, умения и навыки. Не овладев ими, человек не может трудиться. Т. формирует личность, он - главный ее воспитатель. В процессе Т. рождаются и развиваются жизненные установки личности, развиваются способности, укрепляется воля, складываются черты характера, совершенствуются те психологические процессы, которые участвуют в трудовой деятельности. В Т. человек вступает в разнообразные отношения с природой и другими людьми. Т. изначально обладает общественным характером и как деятельность присущ только человеку. Общение людей в процессе Т. происходит с помощью речи. Т. издавна принято делить на физический и умственный, хотя такое деление условно. Результатом физического Т. являются материальные продукты, результатом умственного Т.- идеальные продукты (мысли, идеи, знания и т. п.). Постепенно грани между этими видами Т. стираются; материальной базой этого процесса являются комплексная механизация и автоматизация производства. С точки зрения используемых орудий и средств Т. делится на ручной, механизированный и автоматизированный. Работники автоматизированного производства обычно называются операторами. Их труд носит специфический характер и имеет качественно различные формы осуществления трудовой деятельности (см. Типы операторской деятельности). Т. оператора предъявляет повышенные требования к психической деятельности человека. Необходимость ее изучения и привела к возникновению инженерной психологии.

ТРУД

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего , совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует между собой и природой. Веществу природы он противостоит как природы. Для того чтобы присвоить природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных духовной жизни.

Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).

Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. , осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный Т.: в нем зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как , в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если , с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).

Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.

Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.

В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное . В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).

Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. . Т. как характеризует осн. бытия человека в мире. Эстетич. Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ТРУД - целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой - в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть “...вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам” {Маркс К; Энгельс Ф. Соч., τ. 23, с. 195).

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются целесообразная деятельность, или собственно труд, предметы труда и средства труда. В процессе труда люди вступают в определенные отношения между собой - производственные отношения, характер которых определяет социальный характер труда, ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства. В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (напр., слесаря, портного и т. д.) и создает потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще, независимо от его качественных различий многообразных видов, абстрактный труд, создающий стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее

1. Понятие о труде

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден, ибо каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе нет четкого и однозначного определения понятия труда.

В обыденном языке слово "труд" имеет несколько значений, что отражено в "Словаре русского языка" С.И Ожегова: "1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей; 2) работа, занятие; З) усилие, направленное к достижению чего-нибудь; 4) результат деятельности, работы, произведение" 1 .

В Советском энциклопедическом словаре дается несколько иное толкование понятия "труд": это "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей" 2 .

В экономической литературе доперестроечного периода широко распространенным являлось определение труда, которое дал К.Маркс. Труд - "это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости" 3 .

На основе марксова определения дают расширенные трактовки труда. Например, "… Во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована; во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия); в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне

________________

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985, с. 707.

2 Советский энциклопедический словарь. - М., 1981, с. 136.

3 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е ИЗД., т. 23, с. 188.

народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов" 4 . Это довольно громоздкое определение, в котором показаны особенности труда как объекта исследования и изучения.

Б.М.Генкин предлагает следующее определение труда: " Труд это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому" 5 . Он выделяет методы привлечения людей к труду, в там числе и внеэкономические .

Неоклассики (например, Маршалл, Джевонс) считали трудом всякое усилие, предпринимаемое для достижения какого-либо результата, и подчеркивали при этом тягостную, принудительную сторону труд, помимо непосредственного удовольствия от самого процесса труда.

«всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовольствия, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. (Исходно данное определение принадлежит Джевонсу, хотя как отмечает Маршалл, последний включает в понимание труда лишь тягостные усилия. См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. – М., 1993. - Т. 1. - С. 124).

По сути он отождествляет трудовую деятельность и процесс работы - затраты усилий, или энергии человеком.

Всебщее понимание труда по К. Марксу. В анализе сущности труда Маркс следует принципу восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному и частному . Только при таком подходе можно последовательно выявлять, как самые общие моменты (атрибуты), всегда присущие труду и характеризующие его на различных этапах человеческой истории, так и его особенные черты на каждом историческом этапе, и, наконец, специфику конкретных видов и форм труда.

Следуя этому методологическому принципу, Маркс первоначально рассматривает труд как «неисторическую», всеобщую категорию («труд вообще») и определяет его как «прежде всего процесс.., в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой», как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни». (Маркс К. Капитал. Том первый // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. - С. 188, 195). Здесь труд характеризуется как способ существования человека, отличный от других живых существ способ человеческой жизнедеятельности .

Существенным для понимания сущности труда является то, что труд характеризует процесс преобразования человеком природы (окружающего мира и своей собственной природы) с точки зрения необходимого участия в нем самого человека в качестве субъекта труда , который обладает сознанием и волей. В широком смысле труд и есть целесообразная, материально-преобразующая предметная деятельность человека . Материально-преобразующая предметная деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек преобразуя природу, выступает деятельным субъектом, делая осваиваемые им явления природы – объектом своей деятельности.

Опираясь на это абстрактно-общее понимание труда, Маркс фиксирует его самые существенные и необходимые моменты, как-то целесообразность, всеобщность и перманентность, универсальность , созидающий характер. Труд как всео6щее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития ! человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных. Воздействуй на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности.

Объективные условия существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни была определенной формы организации общественной жизни, т.е. он как отношение человека к природе одинаков для всех общественных форм, Для всех способов производства, для любого общественного строя.

_________________

4 Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М., 1996, с. 10.

5 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М., 1998. с. 7.

Субстанция труда. В экономической литературе по вопросам труда иногда можно встретить и такое понятие как "субстанция труда". В общем термин "субстанция" означает, во-первых, сущность, то, что лежит в основе; во-вторых, то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. 6 Еще в 20-е годы XX в., говоря о субстанции труда, А.А.Богданов указывал, что это есть затраты человеческого мозга, нервов. мускулов, органов чувств, крови и энергии в процессе труда. 7 Некоторые современные авторы считают, что субстанция труда - это энергия, расходуемая организмом человека в процессе труда в определенной целесообразной форме, что трактовка субстанции труда как расходования человеческих органов научно несостоятельна и с подобными представлениями экономистам давно уже пора расстаться. Энергия, конечно, расходуется через человеческие органы во времени, но это не дает основания представлять то или другое в качестве субстанции труда. 8

Элементы труда. Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Это главная производительная сила общества. 9 Есть и другие толкования понятия" рабочая сила". Часто этот термин используется для обозначения экономически активного населения или работников, занятых на предприятии, в фирме.

Средства производства состоят из предметов труда и средств труда.

Предметы труда - это продукты природы, которые подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительные стоимости. К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки и т.д.

Средства труда - это орудия труда (машины, приборы, оборудование, инструменты и т.д.), при помощи которых человек воздействует на предметы труда, а также другие средства труда (производственный здания, коммуникации и т.п.).

Процесс труда - есть процесс объединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определенной среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причем процесс труда - это не просто механическое соединение его основных элементов, а органическое их единство, и решающим

_________________

6 СМ.: Советский энциклопедический словарь. С. 1294.

7 СМ.: Экономика и социология труда. - Ижевск, 1997, с. 42.

8 Экономика и социология труда, с. 45.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-изд., т. 23, с. 178.

фактором здесь является человек. В процессе труда человек при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда. Результатом процесса труда является продукт труда .

Атрибуты труда как деятельности. Труд - это деятельность человека, обладающая следующими свойствами:

1) осознанностью действий. Это означает, что прежде чем начать трудиться человек создаст в своем сознании проект, т.е. мысленно представит себе результат труда. Например, как товаропроизводитель он определяет, какие продукты, в каком количестве и когда надо производить. Неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Чтобы проиллюстрировать это, К.Маркс сравнил действия архитектора и действия пчелы. Самый плохой архитектор, отмечал К.Маркс, от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. Пчела же совершает свои действия инстинктивно;

2) целесообразностью действий. После того, как создан проект, человек продумывает модель действий, а затем уже приступает к осуществлению заранее выработанных намерений. В нашем примере это означает, как эти продукты надо производить, используя какие ресурсы, при помощи какой технологии;

З) результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойственен не просто результат, а общественно-полезный результат, а потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;

4) общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они про изводят эти блага для себя и для общества;

5) энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия (работа ).

Отличие "Труд" и "работа" . Не являются равнозначными или тождественными понятиями. Труд по своей природе есть общественная деятельность благодаря его созидательной роли в жизни общества, причастности человека к общественным результатам. Конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд присущ только человеку как общественному существу. Работа - понятие, имеющее больше физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику иизмеряется рабочим временем (но здесь уже имеем редукцию к работе). Работа измеряется в натуральных единицах - килограммах, метрах, штуках и т.д.

Характеристики человека как субъекта труда. Любая деятельность человека основана на его дееспособности , работоспособности и трудоспособности . Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие всего этого является следствием сложнейшего устройства человеческого организма. Таким образом, дееспособность - это способность человека к "качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

Однако, человек не может решать поставленные задачи, не используя при этом свою работоспособность, т.е. способность совершать действие или работу. Если бы организм не обладал такой способностью, то все его исполнительские и творческие функции остались бы неосуществленными. Это можно сравнить с иллюминацией, когда изображение мгновенно теряется, как только к лампочкам перестает поступать электрический ток, хотя схема соединения этих лампочек остается прежней.

Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной деятельности человека. Благодаря ей становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении.

В свою очередь, сама работоспособность характеризуется различными показателями. К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы (почасовая производительность труда), среднее время (за час или полчаса работы) на единицу продукции, количество бракованных изделии по часам работы и др. Кроме экономических показателей, работоспособность характеризуется также изменением физиологических функций, как то изменением частоты сердечных сокращений, скоростью зрительной реакции через каждый час работы и т.д.

Работоспособность не является постоянной величиной, а меняется в разные периоды рабочего времени (день, сутки, неделя) под воздействием целого ряда факторов: характера работы, стажа работника, его привычки систематически трудиться, степени овладения навыками работы и др. Графическому изображению отдельных видов работ соответствуют свои кривые изменения работоспособности в течение рабочего дня. Существует несколько типов таких кривых. Однако, для большинства работ в течение рабочего дня характерна типичная кривая работоспособности, имеющая три фазы: фазу врабатываемости (I), фазу устойчивой работоспособности (II) и фазу утомления (III) (рис. 1).

Для первой фазы характерны низкие показатели уровня работоспособности. В течение этого периода деятельность всех физиологических органов и систем человека перестраивается в соответствии с выполняемыми им действиями. Постепенно улучшается координация движений, возрастают их точность и быстрота, улучшается восприятие, выбирается оптимальная рабочая поза, устанавливается на необходимом уровне функционирование систем дыхания и кровообращения. По мнению академика А. А. Ухтомского, в этот период в центральной нервной системе происходит формирование" рабочей доминанты", т.е. настройка различных нервных центров, регулирующих деятельность физиологических

систем, на ту форму активности и на ту скорость нервных реакций, какие необходимы для наиболее продолжительной трудовой деятельности. Продолжительность данной фазы может составлять от нескольких минут до полутора часов.

Рис. 1. Типичная кривая работоспособности

После завершения фазы врабатываемости организм человека переходит в так называемое устойчивое рабочее состояние. В этот период человек достигает максимального результата при минимальных затратах времени. Такое состояние для большинства видов профессиональной деятельности, кроме работ, связанных с чрезмерным напряжением или протекающих в исключительных условиях. может поддерживаться в течение нескольких часов, как правило, два-три часа.

После этого наблюдается снижение уровня работоспособности: внимание у человека рассеивается, движения замедляются. увеличивается число ошибок. Все это свидетельствует о нарастании утомления. Утомление - это совокупность физиологических процессов, возникающих в результате продолжительной и интенсивной работы и ведущих к временному понижению работоспособности. Состояние утомления обычно сопровождается характерным ощущением, которое обозначают словом"усталость". Утомление проходит во время отдыха, если продолжительность его достаточна. Обычно ко времени, когда наступает утомление и необходим отдых, приурочивается обеденный перерыв.

После обеденного перерыва организм человека вновь проходит через указанные три фазы. Но теперь фаза врабатывания завершается быстрее, чем в начале рабочего дня, фаза устойчивой работоспособности обычно короче по длительности и ниже по

уровню, чем дообеденная, а период утомления длиннее, и оно нарастает с большей глубиной, нежели до обеда.

Вследствие установившейся суточной периодичности жизнедеятельности в различные отрезки времени, организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность в течение суток определенным образом колеблется. В соответствии с суточным циклом, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 9 до 20 часов. В вечерние часы работоспособность человека находится еще на высоком уровне. В это время суток человек обладает большими потенциальными возможностями для обеспечения производительности при минимальном утомлении. Вместе с тем, работа в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном предшествующим бодрствованием и бытовой нагрузкой. Ночная работа, нарушая биологический ритм, противоречит физиологическим закономерностям и противоестественна для человека. В колебаниях работоспособности в течение суток выделяют два минимума (около 2-3 часов утра и 15 часов дня) и два максимума (около 8-9 часов утра и 18 часов вечера).

Работоспособность человека в течение недели тоже не является стабильной. В первые дни недели она увеличивается, достигая наивысшего уровня на третий день (среда), потом постепенно снижается, резко падая к шестому дню - субботе.

Не следует смешивать понятия "работоспособность" и "трудоспособность". Трудоспособность отражает возможность участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. В свою очередь, потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья.

Человек начинает свою жизнь, будучи совершенно беспомощным. С течением времени он мужает, развивается физически и духовно, набирает силу, знания, умения. Из иждивенца он превращается в работника, становится трудоспособным. К старости трудоспособность теряется. Временно лишиться трудоспособности можно (полностью или частично) и в результате болезни или травмы. Преждевременная потеря трудоспособности, так же как и снижение работоспособности, уменьшает трудовые ресурсы общества, отрицательно сказывается на производительности труда.

Классификация видов труда. Существуют различные виды труда, и все их многообразие можно классифицировать по следующим критериям:по содержанию труда, по характеру труда, по результатам труда, по используемым вещественным элементам труда и разной степени участи, человека, по методам привлечения людей ктруду.

Процесс труда , с точки зрения содержания труда , есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции: 1)логическую, связанную с определением цели и подготовкой процесса труда: 2)исполнительскую, т.е. приведение в действие и непосредственное воздействие на предмет труда; 3)функцию регистрации и контроля, т.е. наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы; 4)функцию регулирования, т.е. корректирование, уточнение заданной программы.

1) простой и сложный труд. По определению К. Маркса,простой труд " есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием " 10 . Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд сложным трудом является "тольковозведенный в степень или, скорее,помноженный простой труд". В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем не квалифицированные;

2) репродуктивный и творческий труд . Репродуктивный труд - это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий - это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное. Результаты творческого труда зависят от способностей к данному виду творчества, увлеченности работой, ее важности, условий и т.д.;

3) функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников, в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. каждая функция сопряжена с той или другой стороной деятельности, необходимой для нормальной работы предприятия. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Такой труд принято называть функциональным.

____________________

10 Маркс К., Энгельс: Ф. Соч. - 2-е изд., Т. 23, с. 53.

Функциональный труд - это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдельным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4) умственный и физический труд. Физический труд - это затрата физической энергии. Умственный труд выражается в том, что в человеческом мозгу возникает идея создания той или иной потребительной стоимости, человек продумывает план реализации этой идеи, следит за тем, чтобы его план в процессе физического труда нашел свое воплощение. Деление труда на умственный и физический довольно условно. Эту условность отметил еще с.Г.Струмилин:«Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд -эта единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов ". 11 Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. Он зависит от соединения работника со средствами производства и определяет социальную природу труда. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений в результате разгосударствления социалистической собственности и приватизации, расширения сферы действия экономических методов управления, создания новых форм хозяйствования, ориентирующих на эффективность и качество, действительной материальной и моральной заинтересованности работников, превращения их в подлинных хозяев. В то же время именно глубокие социально-экономические различия в содержании и функциях труда, наличие рутинного, монотонного, неквалифицированного, тяжелого ручного труда, его вредные условия еще долго будут препятствовать раскрытию творческих способностей значительной части трудящихся, мешать гармоничному развитию личности, воспитанию сознательного и творческого отношения к труду.

____________________

11 Струмилин С.Г. Избранные произведения. т. 3: Проблемы экономики труда. - М., 1964, с. 9-10.

В зависимости от характера труда различают :

1) конкретный и абстрактный труд . Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле - к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный - стоимость товара;

2) наемный труд и самонаем. Наемный труд - это отношение, возникающее между собственниками средств производства, и работниками, лично свободными, но не имеющими средств производства и продающими свой предстоящий труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в Форме заработной платы. Наемный труд является трудом, отчужденным от самого себя, так как созданное им богатство противостоит как чужое богатство. Вместе с тем наемный работник является собственником своей рабочей силы, по мере развития которой увеличивается и личная собственность рабочего, его семьи. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать сaмoнаемом, и характер данного труда будет качественно отличаться от характера наемного труда. Именно такой труд предоставляет возможность для развития инициативы человека, способствует бережному, хозяйскому отношению к собственности, формированию таких качеств, как самостоятельность, предприимчивость, проявлению творческих способностей;

целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Т. представляет собой единство трех моментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека или собственно труда; 2) предметов; 3) средств труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРУД

целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий Т. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Т. как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом, трудовой деятельности присущи, как отмечал Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.

Используя ручную, ремесленную технику и эмпирические познания, человек устанавливал новые взаимосвязи между предметами природы и ее процессами и таким образом осуществлял обмен веществ с природой (опосредствующая функция). Машинная техника и естественно-научные познания позволили человеку оказывать влияние на взаимодействие между различными природными явлениями и предметами (регулирующая функция). И наконец, современная научно-техническая революция дает ему возможность овладевать, контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы (контролирующая функция). В этом случае, содержание Т. выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Будучи естественным условием жизни, Т. всегда осуществлялся в рамках исторически определенных общественных отношений, накладывающих отпечаток на его характер.

Характер Т. отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности. Например, в рабовладельческом обществе раб и средства Т. соединились как собственность рабовладельца, и это порождало личную зависимость трудящегося от того, кто присваивал результаты его Т. В обществе, основанном на частной собственности на средства производства, работник может соединяться с ними, продавая свою рабочую силу. Поэтому характер Т. в таком обществе отражает условия найма рабочей силы. Характер Т. отражает его социально-экономическую природу в обществе, находящемся на определенной ступени развития. С этой точки зрения как качественно различные могут рассматриваться такие исторические формы Т., как рабовладельческий, феодальный и различные формы наемного Т.

Характер Т. обусловливает цели общественного производства в широком диапазоне (от простого увеличения прибыли до возведения во главу угла роста материального и духовного благосостояния трудящихся), а в сфере распределения - продукции, в которых общественное богатство распределяется между различными стратами в обществе. Что же касается количества этого богатства, то оно зависит от уровня развития производительных сил.

Содержание и характер Т. представляют собой единство двух сторон одного и того же явления, сущность и форму общественного Т. и определяются как парные категории. Общее, что их объединяет, - это способ связи производителя со средствами производства; различие же их состоит в том, что содержание Т. развивается в зависимости от уровня развития производительных сил, а характер Т. - от состояния экономических отношений в обществе. Для феодального общества был характерен ремесленный Т., основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета Т., а следовательно, и функций по его обработке. Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности Т. ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобрела характер практического ученичества, растянутого на долгие годы. Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительными или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловила чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного Т., в содержании Т. рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, - а именно, передача опосредствующих функций от человека к машине. Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной. Эмпирический опыт в Т. продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего и специального образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического Т.

В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, целесообразно формировать универсальную рабочую силы с высоким уровнем образования. Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации Т. сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического Т.; во-вторых, основа нынешнего производства - комплексно-механизированный Т.; в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный Т. Это обусловливает разнотипность Т. совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов Т., которые исторически сменили друг друга. Если в основе смены типов Т. лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования - его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массовости неквалифицированного ручного и тяжелого физического Т., не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.

Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70% носителей преимущественно физического и в 30% преимущественно умственного Т. Деление на эти роды Т. при современном уровне развития производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации Т. работников, занятых указанными родами Т., выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный Т. диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.

Основными законами, управляющими развитием общественного Т., являются законы разделения и перемены Т. и усиливающий их взаимодействие закон конкуренции. Содержание закона разделения Т. состоит в том, что общественные формации порождают свои способы разделения Т. и каждая новая формация добавляет присущие лишь ей новые виды разделения Т., вытекающие из уровня развития производительных сил и природы экономических отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения Т. на его различные виды (физический и умственный, промышленный и сельскохозяйственный, квалифицированный и неквалифицированный, исполнительский и управленческий и др.) и одновременно - основу деления общества на социальные группы занятых названными видами Т. и отношения между группами в зависимости от их социального статуса и престижа Т. С законом разделения Т. связан закон перемены Т., возникший в процессе замены мануфактурного производства машинным, когда возникла необходимость формирования гибкой, универсальной, многосторонне развитой рабочей силы, способной к перманентному обучению и переобучению в ходе изменения производственных процессов. Непреложное требование закона перемены Т. - ускоряющаяся подвижность трудовых функций. Объективным законом, влияющим через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены Т., выступает закон конкуренции, принуждающий капитал, по выражению Маркса, напрягать производительные силы Т., потому что он напрягал их раньше. Ареной закона конкуренции становится все общественное производство в процессе его перманентной революционизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три составляющие процесса производства: материал, орудие труда и труд - сливаются в конечном результате - продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации <1>. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности, с одной стороны, происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, в которых уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда <1>.


Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия <1>.

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом, - формирует не только общество, но и личность, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей.

В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования <1>. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности <2>, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)"

С экономической точки зрения труд - это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются :

1) сознательный характер;

2) связь с созиданием благ;

3) рациональность;

4) целенаправленность;

5) общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости:

1) от характера и содержания труда;

2) предмета и продукта труда;

3) средств и способов труда;

4) условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства - самостоятельный и труд несамостоятельный - наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального труда и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение) <1>. Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра: степень интеллектуализации труда и степень квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации - предмет и продукт труда - учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда.

По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.).

Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий , в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер. Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения - отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), - трудовым отношением.