Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сокращение военных представительств. Правовое регулирование деятельности военных представительств: работа над ошибками. Отрывок, характеризующий Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

Сокращение военных представительств. Правовое регулирование деятельности военных представительств: работа над ошибками. Отрывок, характеризующий Управление военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

У наружного входа в помещение должны быть приспособления для чистки обуви от грязи и урны для мусора. Металлическая решетка и мат укладываются перед входом, на бетонированное углубление (глубина 10-20 см), а подставка для чистки обуви устанавливается справа (слева) от него или другом удобном месте вблизи входа. У подставки слева ставится сапожная мазь в стандартной банке, а справа к подставке крепится металлическая перекладина с крючками для скребков, деревянных ножей и щеток.

Размер решетки может быть изменен, в зависимости от ширины входа.

Металлические части решетки и подставки, урны для мусора, а также уголки ступеней окрашиваются в черный цвет.

В темное время суток у входов в казармы и служебные помещения поддерживается полное освещение. Поддержание порядка у входов в помещение возлагается на суточный наряд того подразделения, за которым закреплен этот участок территории.

^ Фасады зданий военного городка должны быть окрашены красками установленных колеров согласно "Альбома образцов покраски помещений и фасадов воинских зданий" (фасады зданий, построенных из однородных основных материалов хорошего качества, как правило, покраске не подлежат).

В целях недопущения применения при покраске фасадов зданий , сооружений и помещений неустойчивых красителей, вредно действующих на здоровье красок, а также типизации покраски был издан Министерством Обороны “Альбом образцов покраски помещений и фасадов воинских зданий.”. В альбоме наглядно изображены цветовые решения покрасок различных элементов зданий и помещений, а также приведены рецептуры приготовления колеров

В каждой КЭЧ района имеется такой альбом, рекомендациями которого необходимо всем командирам частей строго руководствоваться.

Здания отдельных зон военного городка окрашивать в один цвет; архитектурные детали фасадов и козырьки над входами окрашивать более светлым колером, отличающимся от основного колера стены.

Опоры козырьков над входами окрашивать темно-серым или стальным цветом.

Цоколя зданий окрашивать более темным цветом, чем поверхность стены.

Здания и сооружения, расположенные в городах или являющиеся памятниками архитектуры, окрашиваются по согласованию с местными архитектурно-строительными органами.

В военных городках, где проводятся мероприятия по маскировке, окраска зданий производится по специальному проекту.

Особенно тщательным должен быть подбор материалов и определение колеров для покраски помещений. При этом следует учитывать факторы, влияющие на работоспособность, самочувствие, настроение и производительность труда человека.

Яркие, насыщенные цвета и контрастные цветовые сочетания рекомендуются в помещениях, где человек проводит непродолжительное время (вестибюль, фойе, комнаты отдыха и т.д.).

Разбеленые, приглушенные, мягкие, неяркие тона рекомендуются для покраски помещений, где человек проводит продолжительное время (рабочие комнаты, классы, спальни и т.д.).

Внутренние оконные переплеты во всех зданиях за исключением хранилищ и производственных зданий, окрашивать белилами, а наружные поверхности переплетов и наружные двери – масляными красками светло-серого цвета.

Защитные уголки колонн, выступов и проемов окрашивать в цвет основного полотна стены.

Старая войсковая мебель окрашивается светло-серыми нитроэмалями НЦ-264.

Мебелью и казарменным инвентарем воинские части обеспечиваются в соответствии с приказом Министра Обороны № 240 – 1985 г.

^ На территории воинских частей на всех зданиях и дверях помещений должны быть оформлены типографическим способом таблички и вывески в строгом соответствии со ст. 180 и приложением № 13 УВС ВС РФ.

Вывески на здании вывешиваются справа, а при невозможности слева от входа так, чтобы линия верхнего края вывески являлась продолжением верха дверного проема.

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655
"Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации"

Во исполнение Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации.

Положение
об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", устанавливает порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования воинских частей, подразделений, организаций и объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования (далее соответственно именуются - особый режим, объекты, закрытое образование).

Настоящее Положение является обязательным для выполнения всеми расположенными на этой территории организациями, а также гражданами, работающими, проживающими или временно находящимися на территории закрытого образования.

2. Особый режим включает в себя:

а) установление запретной зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования без территории объекта);

б) ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;

в) ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;

г) ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1492 пункт 2 дополнен подпунктом "д"

д) ограничения на создание и деятельность на территории закрытого образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1492 пункт 2 дополнен подпунктом "е"

е) организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.

3. Особый режим устанавливается в целях:

а) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

б) выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения;

в) обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну;

г) пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий;

д) обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан;

е) защиты окружающей среды.

4. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника объекта.

Руководители управлений (отделов, отделений) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым образованиям, органа федеральной службы безопасности, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых образованиях, особо важных и режимных организациях, и органа местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках своей компетенции несут ответственность за обеспечение особого режима в контролируемой зоне.

5. Граждане, проживающие, работающие или прибывающие на территорию закрытого образования, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации.

6. На основе настоящего Положения федеральными органами исполнительной власти и органом местного самоуправления в пределах их полномочий могут разрабатываться организационно-распорядительные документы по вопросам обеспечения особого режима.

II. Порядок обеспечения особого режима

7. Основой обеспечения особого режима является установление особых условий пребывания граждан на территории закрытого образования.

ограничения доступа граждан на территорию контролируемой зоны;

исключения доступа граждан на территорию запретной зоны без производственной необходимости.

Для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств через запретную и контролируемую зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты.

9. Границы запретной и контролируемой зон закрытого образования обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны.

Ответственность за их установку и эксплуатацию в запретной зоне возлагается на начальника объекта, в контролируемой зоне - на председателя комиссии.

10. Организация охраны запретной и контролируемой зон закрытого образования и обеспечение особого режима в контролируемой зоне осуществляются комиссией, состоящей из руководителей администрации объекта, управлений (отделов, отделений) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым образованиям, органа федеральной службы безопасности, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых образованиях, особо важных и режимных организациях, и органа местного самоуправления закрытого образования (далее - Комиссия). Начальник объекта является председателем Комиссии и руководит ее работой.

При размещении на территории закрытого образования 2 и более объектов начальник одного из них назначается председателем Комиссии по решению Министра обороны Российской Федерации.

Комиссия устанавливает:

виды и систему охраны;

численность личного состава подразделений охраны;

объем и сроки строительства инженерно-технических сооружений, контрольно-пропускных пунктов, караульных помещений, казарм и других необходимых сооружений;

сроки выполнения мероприятий по подготовке объекта к приему под охрану;

порядок организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Комиссии. Решения Комиссии подписываются всеми ее членами и утверждаются председателем Комиссии.

11. Для охраны объекта используются специально назначенные начальником объекта штатные воинские подразделения и подразделения военизированной охраны объекта. Охрана контролируемой зоны осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации.

Использование других видов вооруженной охраны на территории закрытого образования запрещается.

12. Подразделения охраны при организации несения службы руководствуются законодательством Российской Федерации.

III. Пропускной режим

13. Пропускной режим в контролируемой зоне закрытого образования устанавливается в соответствии с утверждаемой председателем комиссии и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования инструкцией, которая согласовывается с территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и органом федеральной службы безопасности, осуществляющими свою деятельность на территории закрытого образования.

14. Пропускной режим в запретной зоне устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой начальником объекта.

15. Инструкции о пропускном режиме определяют:

а) порядок доступа граждан и въезда (выезда) транспортных средств на территории закрытого образования и объекта;

б) порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей;

в) перечень должностных лиц, имеющих право принятия решений об оформлении и выдаче пропусков соответствующих видов;

г) порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.

16. Граждане, нарушившие требования пропускного режима либо допустившие противоправное преодоление границы запретной и контролируемой зон закрытого образования, могут быть задержаны в порядке и на срок, установленные законодательством Российской Федерации.

IV. Ограничение на въезд и проживание граждан на территории закрытого образования

17. Въезд и проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству Российской Федерации.

18. Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности.

При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, оформляется допуск к государственной тайне.

Гражданину может быть отказано в допуске по основаниям, указанным в Законе Российской Федерации "О государственной тайне".

19. Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.

20. Для постоянного проживания на территории закрытого образования разрешается въезд следующим гражданам:

а) лица, заключившие трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования;

б) военнослужащие, проходящие службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования;

в) сотрудники органов внутренних дел, обеспечивающие охрану правопорядка на территории закрытого образования;

в.1) сотрудники Государственной противопожарной службы, обеспечивающие пожарную безопасность на территории закрытого образования;

г) члены семей и родственники указанных граждан;

д) лица, постоянно проживающие в населенных пунктах, входящих в состав закрытого образования.

21. Въезд граждан, не проживающих постоянно на территории закрытого образования, но заключивших трудовой договор с администрацией объекта или организациями - юридическими лицами, расположенными на территории контролируемой зоны закрытого образования, разрешается в порядке, установленном инструкцией о пропускном режиме.

22. Въезд граждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке при наличии близких родственников, постоянно проживающих на территории закрытого образования.

23. Наличие собственности на территории закрытого образования может служить основанием для въезда и проживания владельца при условии оформления допуска в установленном порядке.

24. Въезд граждан, не имеющих допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на территорию закрытого образования в случае производственной необходимости или для удовлетворения социально-культурных и иных потребностей жителей осуществляется на основании разрешения председателя комиссии и руководителя органа местного самоуправления закрытого образования с предварительным уведомлением органа федеральной службы безопасности, а на территорию объекта - на основании разрешения начальника объекта в сопровождении представителей, назначаемых начальником объекта.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1492 раздел IV дополнен пунктом 24.1

24.1. При выдаче гражданину разрешения для въезда на территорию закрытого образования и (или) постоянного проживания на указанной территории учитывается следующая информация:

о наличии возбужденного в отношении гражданина уголовного дела за совершение преступления против государственной власти и (или) иного тяжкого, особо тяжкого преступления;

о наличии у гражданина неснятой или непогашенной судимости, за исключением случаев, если гражданин постоянно проживает на территории закрытого образования и покинул его в связи с назначением ему наказания в виде лишения свободы по решению суда;

о наличии данных о нахождении гражданина на учете в наркологическом или психиатрическом (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, за исключением случаев, если гражданин, его супруг (супруга) или близкие родственники постоянно проживают на территории закрытого образования;

о предоставлении гражданином недостоверных данных для оформления в установленном порядке разрешения для въезда на территорию закрытого образования и (или) постоянного проживания на указанной территории.

25. Въезд на территорию закрытого образования иностранных граждан осуществляется по решению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования.

26. Граждане, утратившие производственную связь с объектом или организацией - юридическим лицом, расположенной на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствии с законодательством Российской Федерации за пределы закрытого образования.

V. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, за границу

27. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, в служебные заграничные командировки осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, за границу по частным вопросам (туризм, частное приглашение, лечение, отдых и т.д.) может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VI. Деятельность организаций - юридических лиц на территории закрытого образования

29. На территории закрытого образования действуют зарегистрированные в установленном порядке организации - юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.

Указанные организации - юридические лица в своей деятельности, как правило, используют трудовые ресурсы закрытого образования.

Создание и деятельность на территории закрытого образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке , установленном законодательством Российской Федерации.

VII. Ограничение на полеты летательных аппаратов

30. Полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима.

Разрешения на полеты над территорией закрытого образования для выполнения специальных заданий согласовываются с начальником объекта, Министерством обороны Российской Федерации и органом федеральной службы безопасности.

31. Начальником объекта по согласованию с органом федеральной службы безопасности и Министерством обороны Российской Федерации могут быть выделены зоны воздушного пространства для полетов над территорией закрытого образования средств малой авиации (мото- и дельтапланов, планеров, воздушных шаров), принадлежащих гражданам и организациям - юридическим лицам, расположенным на территории закрытого образования.

VIII. Контроль за выполнением Положения

32. Контроль за выполнением настоящего Положения осуществляют федеральные органы исполнительной власти, администрация объекта и орган местного самоуправления закрытого образования в пределах своей компетенции.

33. Основанием для проведения контроля являются предписания руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, начальников структурных подразделений этих органов, начальника объекта и (или) руководителя органа местного самоуправления закрытого образования.

Территориальный гарнизон - это воинские части, в том числе входящие в местные гарнизоны, расположенные, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации, а в отдельных случаях - на территории одной административно-территориальной единицы или на территориях нескольких его административно-территориальных единиц.

Местный гарнизон - это воинские части, расположенные в одном населенном пункте или нескольких близлежащих населенных пунктах и в ограниченном районе вокруг них.

Перечень территориальных гарнизонов и их границы утверждаются Министром обороны Российской Федерации по представлению командующего войсками военного округа.

Перечень местных гарнизонов и их границы утверждаются командующим войсками военного округа. Границы местного гарнизона должны быть хорошо известны всему личному составу гарнизона.

2. В каждом гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.

Гарнизонная служба имеет целью обеспечить согласованность действий войск гарнизона при переводе с мирного на военное время, необходимые условия для их повседневной деятельности и подготовки, а также проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Абзацы третий - четвертый утратили силу с 25 марта 2015 года. - Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161.

(см. текст в предыдущей редакции)

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ (складов, парков) с вооружением, военной техникой, другим военным имуществом, объектов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы) и иных военных и государственных объектов, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица гарнизонной службы являются должностными лицами гарнизона.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководство гарнизонной и караульной службами в пределах военного округа осуществляет командующий войсками военного округа, а гарнизонной службой и службой гарнизонных караулов в границах территориального (местного) гарнизона - начальник соответствующего гарнизона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководство службой внутренних караулов воинских частей гарнизона осуществляют командиры этих воинских частей и их прямые начальники в порядке, определенном частью второй настоящего Устава, при этом начальник гарнизона не регламентирует несение службы внутренними караулами воинских частей гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Устава.

(см. текст в предыдущей редакции)

Приказы командующего войсками военного округа, начальника территориального (местного) гарнизона по организации и несению гарнизонной службы и службы гарнизонных караулов обязательны для выполнения всеми воинскими частями, командами, а также отдельными военнослужащими Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, гражданами, призванными на военные сборы, находящимися в границах данного военного округа (гарнизона), с учетом положений статьи 20 настоящего Устава.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Командующие войсками военных округов, начальники гарнизонов и все прямые начальники обязаны систематически проверять состояние гарнизонной и караульной служб в подчиненных войсках (в гарнизоне).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Руководство гарнизонной и караульной службами в гарнизонах, в которых преобладают воинские части Военно-Морского Флота, осуществляет командующий флотом (флотилией). Перечень таких гарнизонов утверждается Министром обороны Российской Федерации.

Положения настоящего Устава, касающиеся прав и обязанностей командующего войсками военного округа по организации гарнизонной и караульной служб и руководству ими, относятся в равной мере к командующему флотом (флотилией) и к командующему войсками фронта (отдельной армией).

5. При дислокации воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на территории иностранного государства границы гарнизонов и особенности организации гарнизонной и караульной служб устанавливаются международным договором между Российской Федерацией и государством, на территории которого дислоцируются воинские части.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При расположении войск в полевых условиях (в лагерях) мероприятия по поддержанию воинской дисциплины, охране объектов воинских частей и общелагерных объектов проводятся в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Уставом.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Непосредственное выполнение задач гарнизонной службы осуществляется подразделениями воинских частей гарнизона, а также военной комендатурой в пределах компетенции, определенной настоящим Уставом и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

К несению гарнизонной и караульной служб, а также к выполнению задач, возложенных на органы военной полиции, включая патрулирование в гарнизоне, могут привлекаться воинские части, входящие в состав гарнизона, за исключением воинских частей, перечень которых согласован с органами управления других войск, воинских формирований и органов и определяется командующим войсками военного округа.

Прослужив и проработав в системе военных представительств Министерства обороны СССР и РФ более 45 лет и последовательно занимая все офицерские должности от младшего военпреда до начальника военного представительства и уполномоченного начальника вооружения Военно-воздушных сил, я не мог спокойно смотреть на предпринимаемые Анатолием Сердюковым и генералом армии Николаем Макаровым попытки развала, как я считаю, хорошо налаженного механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники.

Искренне благодарен редакции еженедельника «Независимое военное обозрение», которая считала возможным размещать на страницах своего издания материалы о целенаправленном и планомерном развале механизма военного контроля за качеством вооружения и военной техники («НВО» № 26 от 31.07.09, «НВО» № 8 от 05.03.10) и другие материалы. В связи с отстранением от должности Сердюкова и увольнением Макарова и, что самое главное, в связи с назначением на должность министра обороны военного человека, генерала армии Сергея Шойгу появилась, как мне кажется, надежда на возрождение из пепла военных представительств. Хочется верить, что будут приняты необходимые меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники и для воссоздания престижа службы и работы в системе военных представительств.


КАК УНИЧТОЖАЛИ КОНТРОЛЬ

Начиная с 2009 года Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, выполняя указания министра обороны РФ, издал четыре директивы, предусматривающие проведение многочисленных организационно-штатных мероприятий в военных представительствах, следствием которых стали сокращение штатной численности военных представительств, снижение уровня военного контроля за качеством военной продукции и падение престижа службы и работы в системе военных представительств.

Согласно Директиве от 23 марта 2009 года № 314/9/1000, в военных представительствах первой и второй категорий должно было остаться по два офицера, в военных представительствах третьей категории – по одному офицеру с одновременным сокращением численности гражданского персонала. Нелепость упомянутой директивы была столь очевидна, что уже 27 марта, то есть через три дня после ее подписания, действие директивы было приостановлено.

Согласно Директиве от 27 ноября 2009 года № 314/9/5070, в военных представительствах были уменьшены должностные оклады и снижены воинские звания для всех офицерских должностей военных представительств. Надо отметить, что, согласно Конституции РФ, не допускается издание законов (а директива ГШ ВС РФ по отношению к военнослужащим имеет положение закона), умаляющих права и свободы граждан. Как следствие, ранее в Российской Федерации должностные оклады и воинские звания не уменьшались, а только неоднократно увеличивались.

Согласно Директиве от 25 декабря 2010 года № 314/9/1193, осуществлено переформирование всех военных представительств с содержанием их по новым штатам с сокращением численности военнослужащих и гражданского персонала. После реализации этой директивы принципиально изменилось правовое положение военных представительств. К наименованию немногих из них было добавлено слово «территориальное». Остальные военные представительства были включены (в количестве по 20 и более) в каждое из «территориальных» военных представительств в качестве «структурных подразделений» и фактически потеряли свою самостоятельность.

Согласно Директиве от 1 апреля 2011 года № 314/9/1547, ликвидированы (расформированы) сотни военных представительств с возложением военного контроля на малочисленные отделы (группы), включенные в штаты территориальных военных представительств. Одновременно по этой директиве были проведены организационные мероприятия, связанные с сокращением общей численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств и включенных в их штаты отделов (групп) в среднем в три раза.

После реализации всех этих директив и глобального сокращения численности военнослужащих и гражданского персонала выполнение задач по надлежащему военному контролю за созданием и производством вооружения и военной техники для многих военных представительств Минобороны России стало просто невозможным.

ДЛЯ КОГО УКАЗ НЕ ПРИКАЗ

В средствах массовой информации (в частности, и в еженедельнике «Независимое военное обозрение») неоднократно поднимался вопрос о необходимости предотвращения развала системы военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники. Но руководство Министерства обороны оставляло эти публикации без внимания.

В августе 2012 года президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, заявил, что необходимо вернуться назад и восстановить действовавшую ранее систему военных представительств. По мнению главы государства, это даст возможность обеспечить эффективное управление качеством продукции военного назначения. «Что касается военной приемки, ее просто ликвидировали почти как класс, что плохо», – сказал глава государства. «Ее нужно восстанавливать, потому что без эффективной, работающей, функционирующей военной приемки у нас будут большие проблемы с качеством военного оборудования», – подчеркнул президент. После таких заявлений главы государств в «Независимом военном обозрении» была опубликована статья «Возрождение из пепла. Минобороны вернет на предприятия военных представителей» («НВО» № 28 от 03.08. 12). Однако ни «гражданский» министр обороны Анатолий Сердюков, ни начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ «секретный» герой России Николай Макаров не предприняли никаких эффективных мер для восстановления военных представительств, фактически проигнорировав указания президента страны.

Лично я такими действиями высших должностных лиц Министерства обороны не удивлен. Ведь Сердюков, будучи не только гражданским человеком, но и не зная, как я уверен, процесс создания и изготовления вооружения и военной техники, просто не представлял и не понимал важности и необходимости военного контроля. Что касается начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ, то, как мне достоверно известно, Макаров, будучи еще первым заместителем министра обороны – начальником вооружения, однажды заявил: «Мой зампотех и без военпредов приедет и примет все что нужно».

В связи с назначением на должность министра обороны военного человека появилась надежда на восстановление эффективного военного контроля на прежнем высоком уровне. Как представляется мне, идеальным решением для этого было бы восстановление системы военного контроля за разработкой и производством военной продукции, которая приобрела свой окончательный облик и эффективно действовала в Советском Союзе. В то время в каждом виде и в большинстве родов Вооруженных сил имелись «свои» заказывающие управления, «свои» военные представительства, подчиненные тому или иному тематическому отделу заказывающих управлений, «свои» отделы (в ВВС – служба) контроля и кадров военных представительств.

РУССКИЙ ВОПРОС: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Понимаю, что для реализации перечисленных предложений потребуются глубокая проработка, время и «генеральское» решение на самом высоком уровне. Поэтому наиболее реальными и первоочередными считал бы проведение следующих мероприятий.

1. Признание ошибочным издание и реализацию названных директив Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

2. Восстановление, как это имело место ранее, самостоятельных военных представительств в конструкторских бюро (научно-исследовательских институтах), разрабатывающих вооружение и военную технику, и на предприятиях промышленности, изготавливающих вооружение и технику, вместо отделов (групп), входящих в штат территориальных военных представительств.

3. Переименование территориальных военных представительств в военные представительства с исключением из их штатов отделов (групп).

4. Увеличение численности военнослужащих и гражданского персонала военных представительств до уровня, существовавшего ранее, в пределах численности, установленной указом президента РФ от 22 апреля 2011 года № 504.

5. Возобновление практики дислокации на предприятиях – соисполнителях филиалов военных представительств с подчинением их головному военному представительству.

6. Рассмотрение вопроса о необходимости дислокации военных представительств на предприятиях, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в первую очередь на авиаремонтных предприятиях.

7. Повышение воинских званий по офицерским должностям, в первую очередь по должностям начальников военных представительств. Предлагаю установить следующие воинские звания для начальников военных представительств (по аналогии с ранее существовавшими):

– для начальников головных военных представительств первой категории – «полковник»;

– для других начальников военных представительств первой категории и начальников военных представительств второй категории – «подполковник»;

– для начальников военных представительств третьей категории – «майор».

8. Признание нецелесообразным назначение на офицерские должности военных представительств гражданских лиц, работа которых будет регламентироваться Трудовым кодексом РФ. Наличие в военных представительствах военнослужащих гарантирует стабильность воинского коллектива и преемственность в их деятельности.

9. Возобновление практики заключения контрактов с наиболее достойными офицерами военных представительств после достижения ими предельного возраста состояния на военной службе. Считать положительным фактором многолетнюю службу военнослужащих в одном военном представительстве.

10. Назначение на должность начальника Управления военных представительств осуществлять только на конкурсной основе, как правило, из числа наиболее достойных начальников головных военных представительств, дислоцированных в конструкторских бюро, разрабатывающих комплексы вооружения и военной техники, и на головных предприятиях промышленности, изготавливающих эти комплексы.

11. Рассмотрение возможности установления тарифных разрядов по должностям военнослужащих военных представительств в размерах, действовавших до реализации выше перечисленных директив ГШ ВС РФ.

12. Решение в ближайшие месяцы вопроса об увеличении должностных окладов гражданского персонала военных представительств с целью сохранения стабильных трудовых коллективов. В настоящее время гражданский персонал военных представительств получает меньше, чем работники отделов технического контроля предприятий. После значительного увеличения с 1 января 2012 года окладов денежного содержания военнослужащих должностной оклад даже ведущего специалиста военного представительства первой категории (самая «высокая» должность для гражданского персонала), накопившего многолетний опыт работы, стал в два раза меньше, чем оклад денежного содержания юного лейтенанта, познающего азы военпредовских знаний. Низкие должностные оклады гражданского персонала военных представительств являются главной причиной текучести кадров и отсутствия кандидатов для приема на работу.

13. Включение в обязанности военных представительств рассмотрение и согласование ими при необходимости и по специальному указанию только трудоемкости разработки и изготовления контролируемой военной продукции. Считаю, что требовать от военных представительств рассмотрения и согласования ими стоимости разработки и изготовления контролируемой военной продукции в условиях рыночной экономики (то есть при отсутствии прейскурантных цен, в том числе на материалы, покупные изделия) нереально.

Хотелось бы надеяться, что в Министерстве обороны прислушаются к этим предложениям и примут меры для обеспечения надлежащего военного контроля за созданием и производством вооружения и военной техники.