Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Компания аграрные технологии и машины. Аграрные технологии. Аграрно промышленное строительство: технологии и машины

Компания аграрные технологии и машины. Аграрные технологии. Аграрно промышленное строительство: технологии и машины

Существует такой выразительный стилистический приём в художественных и поэтических произведениях, как использование односоставных предложений в тексте.

1. Светает… 2. Прохладно. 3. Утро. 4. А вот и гости к нам!

Могут быть с главным членом, выраженным глагольной формой (1) или наречием (2). А вот односоставные назывные предложения отличаются тем, что они состоят только из главного члена, напоминающего по форме подлежащее (3, 4).

Чаще всего и выражается этот член существительным в именительном падеже или существительным, имеющим зависимые слова. Например:

1. Война. 2. Год 1941. 3. Сожженные сёла. 4. Разруха и запустение. 5. Рыдающие над трупами детей безутешные матери.

Из представленных примеров видно,чтоназывные предложения могут состоять из однословного главного члена (1, 4), но также главный член иногда имеет при себе зависимые слова. (2, 3, 5) Хотя зачастую в роли главного члена могут выступать и личные местоимения.

1. А вот и он! 2. Наш добрый Дед Мороз!

Также из примера мы делаем вывод, что употребление слова «вот» в назывном предложении нисколько не меняет его классификацию.

Назывные предложения утверждают существование каких-то явлений в настоящее время. Различают четыре основные категории их: бытийные, указательные, оценочно-бытийные и желательно-бытийные.

Бытийные назывные предложения чаще всего являются повествовательными, которые просто называют существующие предметы или явления, констатируя факт их существования. Подлежащее присутствует в таких предложениях в именительном падеже. Например:

1. Пять двадцать вечера. 2. Неудачный эксперимент.

Указательные назывные предложения содержат в своём составе "вот", "вот и", "вон", "вон и".

1. Вот ветла. 2. А вот и дом. 3. Вон баня неподалёку. 4. А вон и стог.

Оценочно-бытийные предложения обычно произносятся с восклицательной или вопросительной интонацией, на которую указывают соответствующие и экспрессивно-эмоциональные частицы «какой», «что за», «ну и». Примерами могут послужить следующие предложения:

1. Какой прекрасный день! 2. Ну что за встреча! 3. А тайна? 4. Что ж, пусть тайна!

Предложения, выражающие сильное желание или мечту, кроме именного подлежащего, находящегося в именительном падеже, в свой состав часто включают частицы "только бы", "лишь бы", "если бы". Это так называемые желательно-бытийные назывные предложения. Примеры:

1. Ах, только бы один звонок! 2. Лишь голосок её звенящий!

Очень часто назывные предложения используются в бытовой речи и, как результат, в прямой речи или в сценариях драматических произведений.

1. - сказала девочка, указывая рукой в сторону. 2. "Дама в шляпке с букетом, сидящая около кадушки с фикусом", - кивнул мужчина в ответ.

1. Занавес. 2. Длинная-длинная винтовая лестница, уходящая под самый потолок. 3. Задний план: скала, одинокая сосна на ней.

Некоторые лингвисты также относят к назывным предложениям названия литературных, музыкальных и изобразительных произведений, книг, журналов, фильмов, телепередач, надписи на вывесках и тому подобное. Но в этом случае мнения языковедов расходятся.

1. "Неуловимые мстители". 2. "Девочка с персиками". 3. Вход на третий этаж. 4. "Голубой огонёк".

Некоторые произведения, чаще всего поэтические, являются оригинальными, состоя исключительно из назывных предложений. Особенность такого изложения - фундаментальность, остановка в действии. Ведь без сказуемых довольно трудно показать развитие сюжета, движение.

Цель урока : изучение нового материала
1)повторение сведений об односоставных предложениях;
2) знакомство с назывными предложениями;
3)изучение практической направленности полученных знаний.

Методы и приемы:
1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия );
2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации(приемы
: наблюдение, работа по картине );
3)методы передачи информации с помощью практической деятельности (
экспериментальная работа в группах, работа с книгой, творческая работа );
4)методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы:
частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи)
5)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)


Форма организации работы на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Материально – технические: проектор, репродукция картины.
Дидактические: учебники русского языка, тетради, карточки с заданиями.
Хронометраж урока:
1) Организационный момент -2 мин.;
2) Повторение пройденного материала -8 мин.;
3) Объяснение нового материала -10 мин.;
4) Закрепление знаний -20 мин.;
5) Подведение итогов - 2 мин.;
6) Предъявление и обсуждение домашнего задания -3 мин.

Ход урока:

    Организационный этап
    Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка наличия дневников, тетрадей, учебников; организация внимания.


2) Блиц – опрос :

1) Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

(В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.)

2) На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

(По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с

главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

3) Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом

сказуемым.

(Определенно – личные, неопределенно – личные, безличные.)
4) Какие предложения называются определенно-личными?

(Определенно – личные предложения – это односоставные предложения со

сказуемым – глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

5) Какие предложения называются неопределенно-личными?

(Неопределенно – личные предложения – это односоставные предложения

со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
6) Какие предложения называются безличными?

(Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым,

при котором нет и не может быть подлежащего.)


3) На доску проецируется текст:

На улице прохладно. А дети ждут морозы. Будут потом кататься на лыжах и коньках. Любите зиму!

-Можно ли назвать совокупность данных предложений текстом?
-Озаглавьте его («В ожидании зимы»)
-Назовите грамматические основы данных предложений и определите вид предложений (
прохладно – безличное; дети ждут – двусоставное; будут кататься – неопределенно-личное; любите - определенно-личное)

4) Переход к новой теме урока
Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».(см. Приложение1)
- Понравилось ли вам это стихотворение?
-Вот как отозвался о нем Л.Н.Толстой: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение – картина».
Учитель: в этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения (или номинативные).
Записывается тема урока: «Назывные предложения».
Учитель: Назывные предложения составляют специфическую группу среди односоставных. В научной грамматике они трактуются по-разному, а практически представляют довольно пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные. Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина. Назывные предложения, как и безличные, являются экспозиционными. Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов.
Земская больница. Утро . (рассказ «Хирургия»)
Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (рассказ «Тоска»)
А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложеня:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (примечание: все предложения выведены на доке с помощью проектора)
Обращаем внимание на чтение назывных предложений. Они читаются с продолжительной паузой.
Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем существительным в именительном падеже (
Лес. Просека ), количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого. ), личным местоимением(Вот и она. ) и числительным(Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.

б)Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.
- Какие определения называются согласованными? (определения, связанные с определяемым существительным по способу согласования, т.е. в падеже, числе. роде. Звездная ночь.)
- Какие определения называются несогласованными? (определения, связанные с поясняемым словом по способу управления или примыкания . Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.)

5) Записывается под диктовку предложение:
Мороз и солнце; день чудесный!
- Откуда эта строчка, кто автор? («Зимнее утро» А.С.Пушкин)
- Произвести синтаксический разбор (предложение повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное; 1-е предложение односоставное, назывное, нераспространенное,2-е предложение двусоставное, нераспространенное)
Вывод: назывные предложения также могут входить в состав сложного предложения.
Дифференцированное задание:
1-я группа (сильные учащиеся): написать сочинение-миниатюру по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд», используя односоставные предложения;
2-я группа (среднеуспевающие): задание по карточкам; (
см. Приложение2, карточка№1)
3-я группа (слабоуспевающие): упражнение 213,выписать назывные предложения.
Задания проверяются по одному от каждой группы.
Самостоятельная работа
Класс выполняет упражнение 216 по заданию.
=У доски по карточке работает ученик (задание можно дать либо сильному учащемуся, либо слабому
, см. Приложение2 , карточка№2 или карточка №3)

6) Подведение итогов
1) Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке.
2) Совместная оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

7) Предъявление и обсуждение домашнего задания
Параграф 24, дифференцированное задание, каждая группа получает карточки с заданием. (см. Приложение3)

Приложение 1

Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..
(1850 год)

Приложение 2

Дифференцированное задание по карточкам.

Карточка №1
При помощи согласованных и несогласованных определений распространить назывные предложения.

Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.

Карточка № 2
(примечание: задание для сильного учащегося)

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения.

Тишина и лишь чайки рыболовы нарушают ночной покой.

Карточка №3
(примечание: задание для слабоуспевающего учащегося)

Найти назывные предложения и подчеркнуть в них грамматические основы, дать характеристику предложений.

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
И. Бунин

Приложение 3

Дифференцированное домашнее задание по теме « Назывные предложения»

Задание 1-й группе:

Сделайте короткие словесные зарисовки: 1) опишите обстановку в своей квартире в разное время суток – ранним утром, днем, поздним вечером; 2) опишите обстановку в школе на большой перемене. Какие назывные предложения помогут вам выразительно и ярко передать картинки домашнего и школьного быта?

Задание 2-й группе:

Вспомните, какие картины природы запомнились вам (в походе, в путешествии, при поездке за город, во время каникул и т. д.). Опишите их. Какие виды односоставных предложений при этом можно использовать?

Задание 3-й группе:

Выпишите из драматического произведения две – три ремарки с назывными предложениями. Определите, что выражает автор с помощью таких предложений.

§ 1 Понятие назывного предложения

Как вам известно, простые предложения по наличию главных членов бывают двусоставными и односоставными. Односоставные предложения принято делить на две группы: с одним главным членом — сказуемым и с одним главным членом — подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения, а ко второй — назывные.

Рассмотрим подробнее назывные предложения. Это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Например, в предложениях Зима. Первый снег - подлежащие выражены именами существительными зима, снег. А следующее предложение Двадцать третье марта является назывным предложением с подлежащим, выраженным сочетанием числительного с существительным.

Назывные предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют в настоящем времени. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия. Например: Зима. Тишина. Заснеженный лес. Назывные предложения могут быть восклицательными. Какой сильный мороз!Какая красивая береза!

Назывные предложения могут включать частицы вот, вон, и тогда предложение приобретает указательное значение: Вот ручеек. А вон и знакомая тропинка.

§ 2 Распространенные и нераспространенные назывные предложения

Назывные предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Рассмотрим несколько предложений, которыми начинается стихотворение Анны Ахматовой: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Во всех этих предложениях только один главный член - подлежащее и нет второстепенных членов. Следовательно - это назывные нераспространенные предложения. В назывных распространенных предложениях есть второстепенные члены, которые относятся к подлежащему, например Первое зимнее утро. В этом предложении подлежащее утро, с которым связаны два определения утро какое? Первое, зимнее.

Важно помнить, что в односоставных назывных предложениях нет таких второстепенных членов, как обстоятельства и дополнения, потому что они не могут быть связаны по смыслу и грамматически с подлежащим.

§ 3 Отличия назывных предложений от неполных

Необходимо отличать односоставные назывные предложения от неполных предложений.

·В неполных предложениях пропущенные члены предложения можно восстановить из контекста, чаще всего из реплик разговора. Рассмотрим диалог

Кто тебя будет встречать?

Первая реплика - это простое двусоставное предложение. Вторая реплика - неполное предложение, потому что необходимую информацию для понимания смысла высказывания можно восстановить из предыдущей реплики: меня будет встречать мама. А в односоставных назывных предложениях речь идет о конкретных событиях, явлениях, предметах, пояснять которые из контекста не нужно.

·Еще одно правило отличия односоставных назывных предложений от неполных предложений - это наличие таких второстепенных членов, как обстоятельство или дополнение, которые не могут относиться к подлежащему. Например, в предложении В зоопарке хищные животные есть обстоятельство где? в зоопарке, оно связано с пропущенным сказуемым, которое подразумевается: есть, были, живут, находятся. Поэтому данное предложение нельзя считать односоставным назывным предложением. То же самое можно сказать о предложении Вдали грозовая туча. Обстоятельство вдали относится к пропущенному сказуемому видна или показалась, поэтому данное предложение не односоставное назывное, а двусоставное неполное.

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественных произведениях, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью можно лаконично и точно нарисовать место и время действия, пейзаж, обстановку. Например, начало стихотворения Константина Бальмонта: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. В предложениях называются только отдельные детали, но по ним читатель или слушатель может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Часто назывные предложения встречаются в драматических произведениях для указания на место и время действия, для описания декораций: Ночь. Сад. Фонтан.Так обозначается время и место, где происходит действие одной из сцен в драм Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов».
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)