Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Краткое содержание третьей главы герой нашего времени. «Герой нашего времени». Кратко

Краткое содержание третьей главы герой нашего времени. «Герой нашего времени». Кратко

“Герой нашего времени” был написан в 1838-1840 гг. В 1838 г. писатель находился в ссылке на Кавказе, где и родилась идея романа. Затем произведение издавалось частями в журнале “Отечественные записки”, и, видя интерес читателей, автор объединил отдельные главы в один большой роман.

Кроме того, у читателей возник ряд вопросов, и в связи с этим в издании 1841 г. появилось предисловие, дающее ответы на них.

Если вы школьник или студент и изучаете роман Лермонтова “Герой нашего времени”, краткое содержание произведения поможет вам в минимальные сроки ознакомиться с текстом, понять основные конфликты и творческий замысел автора.

Основные действующие лица романа:

  • Григорий Александрович Печорин - главный герой, царский офицер.
  • Бэла - дочка черкесского князя, возлюбленная Печорина.
  • Княжна Мери - знатная девушка, которая влюбляется в Печорина.
  • Максим Максимыч - штабс-капитан, офицер царской армии. Выступает свидетелем многих коллизий в жизни главного героя и рассказывает о них.
  • Рассказчик - проезжий офицер, который выслушал и записал рассказ о Печорине.

Второстепенные персонажи:

Роман включает в себя пять глав, или небольших повестей:

  1. “Бэла”;
  2. “Максим Максимыч”;
  3. “Тамань”;
  4. “Княжна Мери”;
  5. “Фаталист”.

Глава “Бэла”

Глава начинается с того, что мы встречаемся с рассказчиком. Это русский офицер, путешествующий по Кавказу . Он знакомится с Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Они быстро становятся приятелями. Затем начинается буран, и герои от нечего делать начинают вспоминать различные события своей жизни. Штабс-капитан рассказывает историю о другом офицере - Григории Печорине, с которым был знаком чуть больше четырех лет назад.

Печорин - молодой дворянин, богатый, красивый и статный, и в то же время умный и хорошо образованный человек. Однако несколько смущает характер Печорина: он может скакать на лошади по скалам, как будто совершенно не чувствуя страха, а может, как девица, жаловаться по совершенным пустякам. В то время, о котором идет рассказ, Печорин служил в военной крепости, где комендантом в ту пору был Максим Максимыч.

Через некоторое время капитан заметил, что его подчиненный в глуши тоскует, и, будучи чутким начальником, решил ему помочь. В этот момент он как раз был приглашен на свадьбу: замуж выходила старшая дочь черкесского князя, жившего неподалеку от крепости, который старался поддерживать с офицерами хорошие отношения. Однако у князя была еще и младшая дочь, Бэла, прекрасная и грациозная девушка, которая и приглянулась Печорину.

На свадьбе в помещении становится душно, и капитан выходит на свежий воздух, где случайно становится свидетелем разговора. Азамат, брат Бэлы, и Казбич , черкес с разбойничьей внешностью, разговаривают о коне последнего. Азамат хочет купить коня за любую цену, готов даже украсть для Казбича свою сестру, к которой тот неравнодушен, но Казбич лишь отмахивается от юноши.

Капитан пересказывает этот разговор Печорину, не представляя, какой трагедией это может закончиться. Печорин впоследствии предлагает Азамату аналогичный обмен: тот украдет для него сестру, а офицер, в свою очередь, поспособствует тому, что юноша получит коня Казбича. Азамат выполняет свою часть уговора и привозит Бэлу в крепость. Когда Казбич пригоняет в крепость баранов, Печорин отвлекает его, а Азамат в это время крадет коня Карагеза.

Казбич клянется в мести, и позже в крепость доходят слухи: он убил отца Азамата и Бэлы, так как подозревал, что тот был соучастником в похищении коня.

Бэла же в это время живет у Печорина в крепости. Бережным обращением ему удается покорить ее сердце, но после этого он быстро теряет к ней интерес, из-за чего девушка очень переживает. Пожилой капитан, пытаясь утешить Бэлу, предлагает ей в отсутствие Печорина прогуляться за стенами крепости, где они видят Казбича – тот скачет на коне отца Бэлы.

Через некоторое время Максим Максимыч и Печорин вынуждены уехать, а на обратном пути видят Казбича, везущего какой-то мешок. Они понимают, что в мешке Бэла, и бросаются в погоню, но Казбич ранит ее кинжалом и бросает . Они не успевают его догнать.

Девушку привозят в крепость, где она еще два дня находится в бреду, говорит о любви к Печорину и жалеет, что из-за разной веры они не смогут встретиться в раю. После похорон Максим Максимыч больше не говорит о девушке с подчиненным. Постепенно он начинает думать, что это было лучшим выходом из ситуации: ведь Печорин все равно оставил бы Бэлу, а она не пережила предательства. Впоследствии Григорий Александрович уезжает в Грузию для продолжения службы и больше никаких вестей о себе не подает.

Глава “Максим Максимыч”

Герои расстаются, однако через некоторое время снова встречаются. Штабс-капитан рассказывает, что неожиданно встретил бывшего подчиненного – тот вышел в отставку и теперь едет в Персию. Печорин не стремится к общению с бывшим начальником, проявляет равнодушие и холодность, что очень печалит старого штабс-капитана.

Кроме того, рассказчик видит Печорина лично и передает свои впечатления о нем. Он отмечает красивое, выразительное лицо, которое нравится женщинам, хорошую, без вызова, одежду . Но главное во всем его облике – холодный, тяжелый и проницательный взгляд. Рассказчик также отмечает отсутствие жестикуляции - признак недоверчивости и скрытности.

Старый штабс-капитан видит, что рассказчик заинтересовался личностью Печорина, и передает ему дневник Григория Александровича. После смерти Печорина в возрасте 28 лет рассказчик решает опубликовать некоторые части дневника, прося у читателей снисхождения к личности Григория Александровича: ведь, несмотря на свои пороки, тот был искренен в их описании. Последующие главы романа представляют собой отрывки из дневника Печорина.

Глава “Тамань”

В этой главе Печорин рассказывает о “забавном” приключении, случившемся с ним на Тамани. Приезжая в этот городок, он останавливается на ночлег в доме слепого мальчика, но скоро начинает подозревать, что мальчик что-то скрывает. Ночью он решает проследить за ним и видит, что мальчик встречается с девушкой – Печорин называет ее Ундиной , что значит “русалка”. Они ждут человека по имени Янко, который вскоре появляется, неся какие-то мешки.

Утром Печорин пытается выяснить у слепого, что это были за мешки, однако тот притворяется, что не понимает. Ундина пытается с ним заигрывать, и Печорин делает вид, что поддался. Вечером он идет на свидание, попросив знакомого казака, чтобы тот был начеку и в случае чего пришел на помощь.

Печорин и Ундина садятся в лодку, но вскоре девушка пытается столкнуть его в воду (тот не умеет плавать). Она догадалась, что офицер понял: она, Янко и слепой мальчик – контрабандисты. Чтобы он не донес в полицию, она решает утопить его, однако он сильнее и сбрасывает ее в воду. Она плывет к лодке Янко, который забирает ее на борт, и они пропадают в темноте.

По возвращении Печорин понимает, что слепой мальчик украл все его вещи. Он раздосадован тем, что мог погибнуть, хотя и признает, что эти приключения развлекли его. Утром он навсегда уезжает из Тамани.

Глава “Княжна Мери”

В этой главе Григорий Александрович рассказывает о своей жизни в Кисловодске. Жить там ему очень скучно, он ищет развлечений – и находит их.

В Кисловодске он знакомится с Грушницким – молодым юнкером, пылким юношей, влюбленным в княжну по имени Мери Лиговская. Офицер смеется над чувствами молодого человека, говорит о Мери в его присутствии так, как будто это скаковая лошадь, а не девушка, оценивает ее недостатки и достоинства. Мери же он раздражает, причем ему даже нравится злить девушку: он первым покупает ковер, который она хотела приобрести, позволяет себе неприятные намеки в ее адрес. Грушницкому он пытается доказать, что эта девушка – из породы тех, кто кокетничает со всеми подряд, а замуж выходит по воле маменьки за никчемного человека.

В то же время в городе офицер знакомится с местным доктором Вернером. Это умный, но желчный человек, вокруг которого ходят разнообразные слухи, его даже именуют местным Мефистофелем . Впрочем, такая экзотическая слава нравится доктору, и он поддерживает ее всеми силами. Он предугадывает, что в сложившемся “треугольнике” может произойти драма, однако не слишком об этом распространяется.

В Кисловодск тем временем прибывает Вера - родственница княжны Мери. Когда-то Григорий Александрович был страстно в нее влюблен, да и она сохранила свои чувства к нему. Они встречаются, и перед нами предстает уже совсем другой герой: не злой циник, а живой человек, которому не чужды боль и страдание. Вера уже замужем и не может быть вместе с Григорием ; после встречи с ней он от досады бросается в седло и скачет по горам, почти замучив коня. Случайно встречается с Мери, чем очень ее пугает.

Грушницкий начинает доказывать офицеру, что в доме Лиговских его больше не будут принимать после всех его выходок. Печорин спорит с приятелем, предполагая обратное. Вскоре он идет на бал к Лиговским, где необыкновенно обходителен с Мери, и ее мать приглашает его в свой дом уже как близкого друга.

Теперь Григорий Александрович интересуется Мери как женщиной, но ему до сих пор важна и Вера. Впрочем, на одном из свиданий Вера признается, что смертельно больна – у нее чахотка, и просит позаботиться о ее репутации. Также она добавляет, что всегда понимала и принимала Григория со всеми пороками.

Печорин сходится с Мери и старается сделать так, чтобы она в него влюбилась . Он сам не понимает, зачем ему это нужно: развлечься, позлить Грушницкого, вызвать ревность у Веры? Впрочем, своей цели он достигает. Вера беспокоится. Она просит, чтобы Григорий не женился на Мери, и взамен обещает встретиться с ним ночью. Грушницкий ревнует, отворачивается при появлении Печорина, перестает здороваться с ним.

Самому же Григорию Александровичу скучно с ними всеми. Он ведет себя вызывающе, заставляет Мери плакать, кажется людям безнравственным и безумным. При этом в городе говорят о том, что скоро он сделает ей предложение, княгиня Лиговская ждет от него сватов. А сам он ждет от Мери первого признания. На прогулке он целует девушку в щеку, на следующий день дожидается признания и холодно замечает, что ничего к ней не испытывает. Мери чувствует себя униженной, понимает, что над ней лишь посмеялись.

Описывая эту сцену, Григорий рассуждает о причинах такого своего поведения. Он пишет, что высоко ценит собственную свободу, боится быть благородным, боится показаться смешным окружающим. А еще полагает, что не способен принести никому счастья.

В город приезжает известный фокусник, и на его представлении собираются все, кроме Веры и Мери. Вечером Печорин, переживая за Веру, идет в дом Лиговских, где та проживает. Грушницкий же думает, что у него здесь свидание с Мери, выслеживает офицера и вызывает на дуэль . Секундантами становятся Вернер и еще один драгун.

Дуэль Печорина и Грушницкого

Перед дуэлью Печорин долго рассуждает о своей жизни, о том, что никому не принес хорошего, для многих стал палачом, убив словом или делом. И не смог найти ни одного человека, который смог бы его понять и все ему простить. А теперь он может умереть на дуэли, и от него останутся лишь воспоминания.

Наутро Вернер пытается примирить оппонентов, Печорин хочет проявить великодушие, но Грушницкий обижен и зол. На дуэли Грушницкий погибает . Дуэль нужно скрыть, и все участники говорят, что он был убит черкесами.

Вера же все понимает, признается мужу в том, что все еще испытывает чувства к Печорину, и тот увозит ее из города. Печорин понимает, что дороже Веры у него никого нет, пытается ее догнать, но только загоняет лошадь до смерти. По возвращении в город он узнает, что в обществе ходят слухи о дуэли и ему назначено новое место службы. Он идет прощаться в дом Лиговских. Старая княжна предлагает ему руку дочери, но он сам отказывается от предложения.

Глава “Фаталист”

В завершающей части романа Печорин по служебным делам оказывается в казачьей станице. Как-то вечером среди офицеров заходит спор о том, сам ли человек выбирает свою судьбу, или все заранее предрешено. Один из героев, серб Вулич, говорит о том, что является фаталистом - человеком, верящим в судьбу. И если сегодня ночью ему свыше не назначено умереть, то, как бы он к этому ни стремился, он не умрет.

Чтобы доказать свои слова, он предлагает пари: он выстрелит себе в висок, и если неправ, то умрет . На такие страшные условия соглашается только Печорин. Он смотрит собеседнику в глаза и говорит, что сегодня тому суждено умереть. Вулич стреляет себе в висок, но пистолет дает осечку. Следующий выстрел – в сторону - боевой. Однако Печорин продолжает настаивать на том, что Вулича ждет смерть, и тот, раздосадованный, уходит.

По пути домой Печорин видит свинью, разрубленную шашкой напополам. Ему говорят, что это “чудит” один казак, когда выпьет. А наутро ему рассказывают, что тот же казак ночью зарубил Вулича. Печорин решает испытать судьбу и идет на поиски казака вместе с другими офицерами. Казак же, протрезвев, понимает, что произошло, но сдаваться не хочет. Он запирается в хате и обещает убить каждого, кто проникнет внутрь. Печорин, рискуя жизнью, лезет в хату через окно, но остается жив, офицеры успевают связать казака.

Казалось бы, после этого Печорину суждено стать фаталистом. Однако с выводами он не спешит, полагая, что в жизни далеко не все так просто . Максим Максимыч же, которому он пересказал эту историю, тоже не стремится к фатализму. На этом роман заканчивается.

Роман «Герой нашего времени» - одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определенное значение для раскрытия образа главного героя. И открывает роман глава «Бэла» Лермонтова, краткое содержание которой мы и рассмотрим.

Роман «Герой нашего времени»

Издавался роман по частям. Первой увидела свет глава «Бэла», опубликованная в журнале «Отечественные записки» (1839 год). Затем вышли «Фаталист» и «Тамань». Новое произведение Михаила Юрьевича было неоднозначно воспринято критикой. Белинский и его сторонники открыто восхищались романом, однако были те, кто находил в жестокую карикатуру на современное общество. Единственный персонаж, который не вызывал протестов у оппозиции, - Максим Максимыч. Именно его первоначально принял за «героя нашего времени» Николай I и был сильно раздосадован, поняв, что ошибся. Эта полемика заставила Лермонтова написать предисловие к следующему изданию романа, где он опровергает мнение об иронии и насмешках над современностью.

В статье мы рассмотрим не весь роман, а только первую главу - «Бэла» (Лермонтова), краткое содержание ее и анализ.

Своеобразие композиции романа

Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.

Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.

Лермонтов. «Герой нашего времени». Герои главы «Бэла»

Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие:

  • рассказчик,
  • Максим Максимыч - штабс-капитан,
  • Печорин,
  • Бэла - княжна,
  • Казбич - разбойник,
  • Азамат - сын князя.

«Бэла» Лермонтова: краткое содержание. Знакомство

На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец - человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история.

Рассказ Максима Максимыча

Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Максима Максимыча можно начать с поездки Печорина и штабс-капитана на свадьбу старшей дочери чеченского князя. Здесь и происходит роковая встреча главного героя с младшей дочерью хозяина дома - Бэлой. Печорин сражен ее красотой и не может отвести от нее взгляда. Но он не единственный заметил очарование юной княжны. Казбич, бандит и лихой наездник, чей конь (Карагез) известен всей Кабарде, также не сводит своих огненный очей с девушки.

Максим Максимыч во время праздника выходит на улицу подышать воздухом и слышит разговор Азамата с Казбичем. Сын князя хочет заполучить коня разбойника и готов даже украсть для него Бэлу. Но бандит не соглашается. Зато узнавший об этом разговоре Печорин предлагает Азамату украсть для него коня в обмен на девушку. Юноша соглашается и ночью привозит Бэлу Печорину. На следующее утро Казбич приводит баранов в крепость на продажу. И пока они разговаривают со штабс-капитаном, Азамат уводит коня.

Максим Максимыч взывает к чести Печорина, но главный герой отвечает, что если теперь он вернет Бэлу, то князь продаст ее в рабство или убьет. И штабс-капитан соглашается с этим доводом.

Образ Бэлы начинает раскрываться в момент ее появления в крепости. Девушка оказывается запертой в комнате, к ней приходит только татарка и передает подарки Печорина. Княжна ведет себя недоверчиво, но постепенно поддается обаянию главного героя. Он заявляет, что Бэла не сможет полюбить, и готов отпустить девушку и уехать. Княжна останавливает Печорина и признается в любви. В то же время Казбич, уверенный, что Азамат украл его коня с позволения отца, убивает князя.

Максим Максимыч привязывается к девушке, а Печорин охладевает. Главный герой отправляется на охоту, и штабс-капитан, пытаясь развлечь Бэлу, ведет ее гулять на Здесь они видят всадника, в котором узнают Казбича. Бандит скачет на коне отца Бэлы.

Постепенно Печорин окончательно теряет интерес к княжне. Максим Максимыч снова вызывает главного героя на разговор. Печорин говорит, что его удел - причинять другим горе. И сам он не может найти своего счастья. С юных лет он пытался обрести свое предназначение, найти место в обществе, но терпел неудачи. Именно здесь возникает одна из ключевых проблем романа «Герой нашего времени». Глава «Бэла» иллюстрирует неприкаянность целого поколения, для которого не нашлось достойного занятия в России времен Лермонтова.

Для Печорина Бэла стала надеждой на счастье и любовь, но ожидания не оправдались. Его вновь одолели скука и безразличие. Как-то раз Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту. На обратном пути они слышат выстрел и видят Казбича. Бандит скакал во весь опор, а через седло его коня был переброшен белый сверток. Печорин бросился в погоню и подстрелил коня Казбича. Тогда стало ясно, что разбойник похитил Бэлу. И не желая с ней расставаться, Казбич ударил ее кинжалом.

Печорин привез Бэлу в крепость, где она промучилась еще два дня, а потом умерла. Главный герой долгое время болел, был в печали, а через три месяца уехал в Грузию.

Анализ главы

Анализ литературного произведения позволяет раскрыть все его смысловые грани. Особенно интересно рассматривать тексты, подобные роману «Герой нашего времени». Глава «Бэла» повествует о любви Печорина и Бэлы, черкесской княжны. Лермонтов не дает однозначного ответа, любил ли его герой девушку или просто забавлялся. Сам Печорин не может понять, насколько сильны были его чувства.

Возможно, его прельстила новизна, отличие Бэлы от привычных светских кокеток. Печорин признается, что его привлекает страсть и гордость горцев. Именно этого мог искать в девушке главный герой, но, возможно, он пытался обрести искреннюю привязанность и чувства.

Неоднозначно относится к своему герою сам Лермонтов. Бэла, анализ образа которой весьма примечателен, воплощает в себе искренность и эмоциональность. Именно эти качества в совокупности с красотой могли привлечь Печорина. Но недолгим оказывается интерес главного героя. Охладевая к искренне влюбленной девушке, он губит ее.

Бэла

Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе.

Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!»

Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков.

Бэла и Печорин

Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) - роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам.

История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии.

Вывод

Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки.

Русский путешественник ехал по горам из Тифлиса. Телегу с его поклажей везли быки, погоняемые нанятыми горцами. Близ подошвы Койшаурской горы он встретил другого такого же соотечественника – офицера лет пятидесяти, ещё бодрого вида, по имени Максим Максимыч. Они оказались попутчиками. Во время нелёгкой дороги по перевалам близ пропастей Максим Максимыч стал вспоминать про свою службу в Чечне.

Он рассказал спутнику, что раз к ним в крепость приехал служить офицер лет 25-ти, Григорий Александрович Печорин , человек богатый, с твёрдым и независимым характером. Его поведение поначалу казалось несколько странным. Печорин то пропадал целые холодные дни на охоте, выходя в одиночку и на кабана, а то не выносил даже комнатного сквозняка. Часто он по целым дням одиноко сидел в своей комнате со скучающим видом.

Рядом с крепостью жил один союзный русским князь, у которого был сын Азамат – юноша храбрый, но неуравновешенный и беспутный. Князь пригласил офицеров из крепости на свадьбу своей старшей дочери. Во время плясок и песен на этом пиршестве младшая дочь хозяина, Бэла, пропела Печорину нечто вроде комплимента: «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их». Печорину Бэла очень понравилась (см. статью Печорин и женщины), но на неё жадно глядел и известный отчаянным нравом горец Казбич.

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Пока шла свадьба, Максим Максимыч вышел во двор – и услышал тихий разговор Казбича с Азаматом. Азамат восторгался лошадью Казбича, Карагёзом, которая и вправду была необыкновенно хороша. Юноша просил, чтобы Казбич отдал ему лошадь, обещая украсть у отца и отдать за неё лучшую винтовку или шашку. Разошедшись, он предложил похитить и отдать за коня свою сестру Бэлу.

Казбич не соглашался. Между ним и Азаматом закипела ссора и драка. На крики сбежались другие гости, свадьба едва не перешла в резню. Офицеры уехали. Максим Максимыч пересказал всю историю Печорину.

Казбич часто приезжал к ним в крепость. Приезжал и Азамат. Печорин стал то и дело заводить с Азаматом разговор о лошади Казбича. Он обещал помощь в её похищении, но требовал взамен Бэлу. Максим Максимыч убеждал Печорина, что он затеял нехорошее дело, но Григорий Александрович отвечал: дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого мужа, как я.

Однажды Казбич привёз в крепость на продажу десяток баранов. Печорин задержал его у себя, предупредив Азамата, и тот угнал Карагёза. Услышав ржание своего коня, Казбич побежал за похитителем с выстрелами, но тот ускакал. В страшном горе Казбич упал на землю и пролежал так до утра. Отдавший сестру Печорину Азамат скрылся неизвестно куда.

Максим Максимыч хотел вернуть Бэлу отцу, но Печорин говорил ему, что князь может в гневе зарезать дочь, побывавшую у чужеземцев. Пугливая Бэла поначалу всё время молчала. Печорин относился к ней ласково, дарил богатые подарки, клялся в любви. Долго не получая взаимности, он наконец сказал: «Бэла, ты свободна! Можешь возвращаться к отцу, а я от тоски поеду теперь куда-нибудь искать смерти…» Услышав это, горянка бросилась ему на шею.

Казбич тем временем убил отца Бэлы, считая, что Азамат украл лошадь по сговору с ним. Бэла и Печорин некоторое время жили в страстной любви, но потом горянка стала надоедать ему. Он всё чаще уходил от неё на охоту. Бэла тосковала, часто плакала, жаловалась на Печорина Максиму Максимычу. Раз тот гулял с ней по крепостному валу – и они вдруг увидели вдалеке Казбича на лошади отца Бэлы. Часовой выстрелил в него, но промахнулся. Казбич ускакал.

Бэла. Художник М. Зичи, 1902

Максим Максимыч стал пенять Печорину на равнодушие к Бэле. Тот в ответ рассказал старику о своей жизни. (См. .) В ранней юности Печорин много кутил, но это вскоре надоело ему. Тогда он начал посещать большой свет – но не нашёл и там ничего привлекательного, светские красавицы быстро стали казаться ему пустыми. Он поехал «развеять скуку под чеченскими пулями», однако скоро «привык и к их жужжанию». Вид Бэлы оживил в нём последнюю надежду на сильное чувство, но и она вскоре сменилась разочарованием. «Любовь дикарки, – говорил Печорин, – немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Теперь он думал отправиться в путешествие: «в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!»

Вскоре Печорин и Максим Максимыч поехали на охоту. Возвращаясь, они вдруг услышали у крепости выстрел, а потом увидели Казбича, который увозил на коне Бэлу. Офицеры бросились за ним, стреляя. Они уже нагоняли Казбича но в последний момент он ударил Бэлу в спину кинжалом, а сам соскочил с лошади, взобрался на утёс и скрылся. Оказалось, Казбич подстерёг девушку у реки, куда она пошла за водой.

Раненая Бэла умерла в мучениях на руках у Печорина. Печорин стоял над телом горянки со своим обычным непроницаемым лицом, но когда Максим Максимым подошёл утешать его, вдруг захохотал – и от этого исполненного крайним отчаянием смеха мороз пробирал по коже.

Месяца через три Печорина перевели служить в Грузию, и Максим Максимыч больше не имел о нём вестей.

Роман Лермонтова "Герой нашего времени" (кратко)

Представляем Вам краткое содержание романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" по главам.

Бэлла

Рассказчик у подошвы Койшаурской горы встретил Максима Максимыча. Он рассказал следующую историю. Стоял он с ротою за Тереком, и однажды привезли офицера по имени Григорий Александрович Печорин. Был он со своими странностями.

Недалеко от стоянки жил князь, который пригласил Печорина и Максима Максимыча на свадьбу. Во время празднества к Печорину подошла младшая дочь хозяина - Бэлла. Он был очарован ее красотой. И не он один, а еще и разбойник Казбич. Печорин узнает, что брату девушки Азамату понравился конь Казбича, и он готов сделать все, чтобы заполучить его. Печорин хочет помочь Азамату украсть коня в обмен на сестру. Первое время Бэлла сторонилась Печорина, но постепенно полюбила. Печорину быстро наскучила его новая забава, и он все меньше бывает с Бэлой. Однажды Казбич похищает Бэллу и преследуемый Печориным убивает ее.

Максим Максимыч

Рассказчик приезжает во Владикавказ. Там он встречает Максима Максимыча. Во время совместных посиделок они узнают о приезде Печорина. Безумно обрадованный Максим Максимыч думает, что Печорин сейчас же прибежит его навестить.

Утром Максим Максимыч увидел Печорина. Он чуть не кинулся ему на шею, но тот холодно протянул ему руку. Их встреча прошла очень сдержано со стороны Печорина, он не согласился на упрашивания старика остаться. Максим Максимыч пытался скрыть свою печаль и негодование. Он хотел отдать Печорину его бумаги, но тому уже не было дела не до них, не до старика. После этого случая его душа очерствела и закрылась, даже с рассказчиком он простился с равнодушием.

Журнал Печорина. Предисловие

Рассказчик узнает, что Печорин скончался. Это дает ему повод опубликовать полученные от Максима Максимыча записки Печорина.

Тамань

Рассказ от лица Печорина. Он поселился в казенной квартире. Первым обитателем, которого он увидел, был слепой мальчик. Ночью Печорин следит за ним. Мальчик спустился к берегу, к нему подходит белая фигура. Затем вдалеке показалась лодка, пристала к берегу, из нее вышел мужчина и все трое принялись что-то выгружать из лодки. Утром Печорин услышал голос девушки, который слышал ночью на берегу. Она весь день не отходила от его квартиры. Под вечер он решил с ней заговорить, но так ничего и не смог узнать про ночные похождения. Девушка велела выйти ему ночью на берег. Печорин выполнил ее просьбу и за это чуть не поплатился своей жизнью. Очередная встреча не берегу 3 персонажей состоялась, как и прежде. На этот раз Печорин услышал разговор об отъезде девушки и мужчины, они бросали слепого в одиночестве. Печорину стало грустно, что он потревожил спокойствие местных контрабандистов.

Княжна Мери

Пятигорск. Здесь Печорин встречает своего товарища юнкера Грушницкого. Местное общество скучно, за исключением княгини Лиговской с дочерью - княжной Мери. Печорин находит ее прехорошенькой. Грушницкий же откровенно влюблен. Печорин не остается не замеченным княжной. И решает развлечься. Он всячески пытается вызвать ненависть к себе у Мери. Тут же он узнает от доктора Варнера о приезде своей прежней возлюбленной - Веры, которой он принес много страданий, но та не перестала его любить. Он обещает ей познакомиться с Лиговскими на балу. Здесь мнение княжны о Печорине меняется, благодаря тому, что он «спас» ее от пьяного капитана. Все это время Грушницкий не перестает волочиться за Мери, постепенно ей наскучивая. И Печорин на его фоне выглядит более интересным для княжны. Она ему не нужна, но ему приятно вызывать к себе чувство любви молоденькой неопытной девочки. Но как только ненависть и недоверчивость Мери сменяется расположением, Печорину становится скучно, потому что он знает, что будет дальше.

Вера просит Печорина переехать в Кисловодск, поближе к ней. Туда же перебираются Грушницкий и Лиговские.

Вскоре он слышит заговор Грушницкого и его приятелей, они советуют ему вызвать Печорина стреляться, но пистолеты не заряжать. Итог дуэли: окровавленный труп Грушницкого между скал.

Дома Печорин находит записку от Веры, где она сообщает об отъезде, он скачет в Пятигорск, но его конь издыхает по пути. Печорин падает на землю и заливается слезами.

Он получает приказание отправиться в крепость Н., и заходит к княгине проститься. Она предлагает ему взять Мери в жены. Он разговаривает с Мери и говорит о том, что смеялся над ней, и она должна его презирать, а не любить. В ответ он получает ненависть.

Фаталист

Печорин оказывает в казачьей станице. Здесь заходит разговор о том, что судьба человека предначертана. Печорин утверждал, что судьба не предопределена, но в тот вечер он верил предзнаменованиям. Печорин встречает заядлого игрока Вулича и говорит, что тот скоро умрет. Так и произошло. Печорин решает тоже попытать судьбу и вызывается повязать убийцу Вулича, рискуя жизнью.

Таково краткое содержание глав "Героя нашего времени". Но это лишь жалкие отголоски: лучше прочитать роман М.Ю. Лермонтова целиком.

Здесь вы найдете краткое содержание романа Лермонтова «Герой нашего времени» . Следует сказать, что публика восприняла героя романа с раздражением. Одни по той причине, что им в пример поставили такого безнравственного человека, другие - потому что, по их мнению, автор нарисовал не очень привлекательный портрет.

Часть первая – БЭЛА – краткое содержание

Повествование ведется от первого лица. Рассказчик едет на перекладных до Тифлиса. В дороге он знакомится с попутчиком, штабс-капитаном Максимом Максимычем .

Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

Новые знакомые останавливаются на ночлег в одном из аулов. Разговорившись, Максим Максимыч рассказывает автору историю Григория Александровича Печорина .

Печорин, молодой офицер лет двадцати пяти, приехал в крепость за Тереком на службу.

Славный он был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху… Да-с, с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: столько у него было разных дорогих вещиц!..

Недалеко от крепости жил местный черкесский князь. Его сын Азамат , мальчик лет пятнадцати, начал довольно часто, наведываться в крепость. Несмотря на свой юный возраст, Азамат отличался горячим нравом. Многие любили дразнить его - при этом глаза его наливались кровью и он хватался за кинжал.

Однажды старый князь пригласил Печорина и Максима Максимыча на свадьбу своей старшей дочери. Там Печорин увидел младшую дочь князя Бэлу , и девушка ему очень понравилась.

Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу.

На свадьбе присутствовал некто Казбич - довольно темная личность. О нем поговаривали, что он занимается кражей скота, ходит за Терек с абреками и проч. У Казбича был конь Карагез - животное необыкновенной красоты, которое не раз пытались у хозяина украсть.

Максим Максимыч выходит на воздух и случайно слышит разговор, состоявшийся между Казбичем и Азаматом. Мальчик восхищается конем, а Казбич рассказывает, как конь спас ему жизнь, когда он спасался бегством от казаков. Азамату очень хочется получить этого коня, и он предлагает сделать все, что только захочет Казбич. Мальчик плачет, даже предлагает украсть для Казбича сестру Бэлу. Но хотя Бэла и нравится Казбичу, тот отказывается и подшучивает над юным джигитом. Азамат злится, между ними происходит стычка. Мальчик кричит, что Казбич хотел его зарезать. Поднимается шум, Казбич вскакивает на своего коня и исчезает. Печорин и Максим Максимыч возвращаются. Максим Максимыч рассказывает другу об услышанном им разговоре.

Во время визитов Азамата Печорин начинает специально заводить разговор о коне Казбича, тем самым дразня мальчика. Печорин договаривается с мальчиком о том, что добудет для него Карагеза в обмен на Бэлу. Азамат вечером привозит сестру. На следующий день рано утром приехал Казбич и привез с собой баранов на продажу. Он привязал лошадь у забора, а сам стал пить чай у Максима Максимыча. В этот момент Азамат вскакивает на коня и скрывается. Казбич стреляет в него, но промахивается. Когда Казбич понял, что коня ему не вернуть, он «повалился на землю и зарыдал, как ребенок» . Почти сутки пролежал он, убитый горем, на дороге. Когда он узнал имя похитителя, то решил мстить.

Максим Максимыч отправляется к Печорину, чтобы усовестить его. Но усилия тщетны - Печорин отвечает, что девушка ему нравится. Бэла же «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит. не смотрит: пуглива, как дикая серна» .

Напрасно Печорин делает ей подарки, говорит, что любит, - она остается неприступной. Максим Максимыч подшучивает над Печориным, тогда тот предлагает пари, что через неделю она будет его. Он накупил много новых подарков, но его усилия оказались напрасными. Тогда Печорин делает вид, что уезжает навсегда. Бэлу это известие потрясло, она бросается на шею Печорину, признается, что тоже любит его. Отец Бэлы к этому времени был убит Казбичем из мести за украденного коня.

Утром Максим Максимыч и рассказчик отправляются в путь. Они любуются природой Кавказа - буйной, дикой, прекрасной. Максим Максимыч рассказывает финал этой истории.

Максим Максимыч привязался к Бэле, полюбил ее, как родную дочь. От нее долго скрывали то, что ее отец умер, но потом сказали. Бэла плакала два дня, но вскоре забыла. Печорин же все чаще начинает отлучаться из крепости. Он пропадает на охоте. Частые отлучки Печорина ранят Бэлу. Она жалуется Максиму Максимычу, что надоела своему возлюбленному. Однажды, прогуливаясь вдоль крепостной стены, Максим Максимыч и Бэла видят Казбича. Когда возвращается Печорин, Максим Максимыч рассказывает ему об этом. Печорин говорит, что нужно соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ, и запрещает Бэле выходить из крепости.

Максим Максимыч укоряет Печорина за то, что тот разлюбил Бэлу. На это Печорин отвечает, что таков его несчастный характер: он несчастлив сам и приносит несчастья другим. Он признается Максиму Максимычу:

В первой моей молодости… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело: влюблялся в светских красавиц и был любим. - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно…

Печорин говорит, что «любовь дикарки » немногим лучше любви светской дамы. Он еще любит Бэлу, но ему скучно с ней.

Невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

Вскоре Максим Максимыч и Печорин отправляются на охоту. Возвращаясь, они слышат выстрел. Казбич похитил Бэлу из крепости. Казбича преследуют, ранят его лошадь. Он понимает, что далеко ему не уйти, и ранит Бэлу ножом. Промучившись два дня, Бэла умирает.

В предсмертном бреду она звала Печорина, просила о том, чтобы он поцеловал ее, жалела, что на том свете они не будут вместе из-за того, что принадлежат разной вере. Хотя Максим Максимыч очень любил Бэлу, она ни разу не вспомнила о нем перед смертью. После того как она умерла, Максим Максимыч и Печорин выходят на крепостной вал. Максим Максимыч пытается найти слова утешения для Печорина, но тот в ответ смеется. Бэлу похоронили. Печорин долго болел, а потом был переведен в Грузию.

Часть вторая — Максим Максимыч – краткое содержание

Рассказчик и Максим Максимыч расстаются, но спустя время снова встречаются на постоялом дворе. Они сидят за самоваром. К постоялому двору подъезжает еще одна коляска. Автор и Максим Максимыч спрашивают у лакея, чья она. Лакей отвечает, что эта коляска Печорина, а сам он на ужине у местного полковника. Максим Максимыч говорит лакею, чтобы тот шел к Печорину и передал, что здесь Максим Максимыч. Лакей уходит.

Максим Максимыч

Максим Максимыч ждет Печорина, но тот так и не приходит. Наутро Максим Максимыч собирается к коменданту и говорит рассказчику, что если появится Печорин, то пусть за ним пошлют. Повествователь вскоре видит Печорина вместе с полковником и посылает за Максимом Максимычем.

Портрет Печорина глазами рассказчика:

Он был среднего роста; стройный, тонкий стаи его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способность переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке… Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…

С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское. Его, кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только по долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, перетекавших одна в другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке… У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…

(Глаза) не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял о себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

Печорин собирается в дорогу - уже заложены лошади. Автор просит его подождать, так как скоро должен появиться Максим Максимыч. Печорин говорит: «Ах, да, мне сообщили вчера». Прибегает, запыхавшись, Максим Максимыч.

Он готов броситься на шею старому другу, но Печорин холоден, он протягивает штабс-капитану руку с приятной улыбкой. Максим Максимыч просит Печорина остаться, но тот говорит, что ему нужно уезжать, - он едет в Персию. Максим Максимыч спрашивает его, чем он занимался все это время, и Печорин отвечает, что скучал. При разговоре о Бэле Печорин нарочито зевает. Перед отъездом Печорина Максим Максимыч спрашивает его, что ему делать с бумагами, принадлежащими Печорину. «Что хотите», - отвечает Печорин и уезжает. Максим Максимыч огорчен таким приемом.

Он собирается уезжать. Максим Максимыч прощается с рассказчиком довольно сухо, говорит, что собирается идти к коменданту. То есть к коменданту он ранее не ходил, а, видимо, искал Печорина.

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного побуждения возбудить участие или удивление… Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно… Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе… Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина. Мой ответ - заглавие этой книги. “Да это злая ирония!” - скажут они. - Не знаю.

Тамань

Повествование ведется от первого лица (от лица Печорина). Поздно ночью на перекладных Печорин приезжает в Тамань. Его отводят в хату на самом берегу моря, так как казенных квартир не оказалось. В хате находится сирота - слепой мальчик. Он говорит, что хозяйка умерла, а ее дочь уехала за море с лодочником из Керчи, крымским татарином.

Печорин ложится спать, но через час замечает, что мальчик берет какой-то узел. Печорин следит за ним. Слепой вместе с узлом крадется на берег моря. На берегу к слепому подходит девушка и говорит, что Янко не будет, так как сегодня сильная буря. Но слепой возражает, что Янко обязательно приплывет, ведь он человек смелый. И действительно, через какое-то время появляется лодка, полностью загруженная чем-то. В лодке человек в татарской бараньей шапке.

Печорин возвращается в дом. Утром он отправляется к коменданту узнать об отъезде в Геленджик, но из-за отсутствия судов покинуть Тамань пока невозможно. Печорин возвращается в хату, и денщик сообщает ему, что пришла старуха, а с ней девушка. Печорин пытается узнать у слепого, куда тот ходил ночью, но он не признается. Позже Печорин слышит песню, которую поет девушка.

Именно эту девушку Печорин и видел на берегу прошлой ночью. Описывая девушку, Печорин отмечает ее свободный и веселый характер. Она пытается заигрывать с ним. Вечером Печорин делает попытку расспросить ее о том, кто она такая и как ее зовут. Но девушка огранивается насмешливыми ответами и не говорит о себе ничего.

Тогда Печорин заявляет, что видел ее прошлой ночью. На это девушка смеется:

Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком !

Печорин угрожает ей, что донесет коменданту, однако угрозы его несерьезны. Проходит некоторое время, и девушка приходит в комнату Печорина, садится напротив него, молча смотрит. Затем она начинает целовать Печорина и назначает ему свидание ночью на берегу моря. Через два часа Печорин идет к морю, берет с собой пистолет и предупреждает денщика о том, что если тот услышит выстрел, то пусть бежит на берег. Девушка уже ждет на берегу. Они садятся в лодку и отплывают от берега. Девушка обнимает Печорина и говорит, что любит его, а затем вытаскивает у него пистолет и толкает Печорина в воду. Он не умеет плавать, а девушка пытается его утопить. Между ними завязывается схватка. Девушка говорит: «Ты видел, ты донесешь» . Печорину удается сбросить ее за борт. Он гребет к берегу, там забирается на утес, откуда видит, как девушка вылезает на берег, и вскоре приплывает лодка Янко. Девушка говорит Янко, что все пропало. Спустя несколько минут приходит слепой с мешком.

Татарин и девушка сообщают ему о том, что уезжают. Слепой спрашивает: «А я?» Татарин отвечает, что он ему не нужен. Он кидает несколько монет слепому «на пряники», но тот не поднимает их. Когда лодка уплывает, слепой рыдает. Печорин:

И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну.

Когда Печорин возвращается, он понимает, что нес в мешке слепой: шашку с серебряной оправой, шкатулку, дагестанский кинжал - вещи, принадлежавшие Печорину. Но жаловаться начальству на то, что его обокрал слепой мальчик и едва не утопила молоденькая девушка, по мнению Печорина смешно. Утром Печорин уезжает в Геленджик. «Что сталось с старухой и бедным слепым – не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих.

(Окончание журнала Печорина) Княжна Мери

Повествование ведется в дневниковой форме.

Грушницкий - юнкер. Он только год в службе. Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можно дать двадцать пять лет. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

Грушницкий рассказывает Печорину о «водяном обществе». Единственными интересными людьми он считает здесь княгиню Литовскую и ее дочь Мери, но лично он с ними не знаком.

В это время Литовские проходят мимо. Мери очень хороша собой и одета по строгим правилам вкуса. У нее бархатные глаза, длинные ресницы. Печорин становится свидетелем любопытной сцены: Грушницкий уронил на песок стакан, из которого пил минеральную оду, и силился поднять его, но больная нога не позволяла это сделать. Княжна Мери «с телодвижением, исполненным невыразимой прелести», подняла стакан и подала его Грушницкому. Тот ничего не успел сказать - княжна быстро ушла. Грушницкий считает ее поступок проявлением благосклонности к нему. Но Печорин из чувства противоречия и некоторой зависти осаживает влюбленного Грушницкого.

Утром к Печорину приходит русский доктор по фамилии Вернер.

Он скептик и матерьялист…, а вместе с этим поэт… Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнему шагу… У него был злой язык…

Вернер некрасив, он мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой. Молодежь называла его Мефистофелем. Вернер и Печорин понимают друг друга без слов. Вернер рассказывает о том, что княгиня Литовская помнит Печорина по Петербургу. Княжна же, по словам доктора, интересуется Грушницким, так как девушка уверена, что тот разжалован в солдаты за дуэль. Вернер говорит, что к Литовским приехала родственница. Он описывает ее внешность, и по описанию Печорин понимает, что это Вера - женщина, в которую он когда-то был влюблен.

После обеда Печорин отправляется на бульвар. Там и Литовские, вокруг которых толпа молодых людей. Печорин видит среди них знакомых офицеров. Он завязывает с ними разговор, рассказывает анекдоты и мало-помалу переманивает их в свой круг. Княжну это сердит - она лишается внимания поклонников. Все последующие дни Печорин ведет себя в этом же духе. Он сердит и раздражает Мери своими поступками. Он, например, покупает персидский ковер, который хотела купить Мери. Грушницкий же, напротив, всеми способами старается познакомиться с княжной, заинтересовать ее своей персоной. Печорин убеждает Грушницкого, что Мери никогда не будет относиться к нему серьезно - она будет морочить ему голову, а потом выйдет замуж за богатого урода и станет уверять Грушницкого, что будет любить его всю жизнь. Но Грушницкий не слушает Печорина, он безумно влюблен в Мери. Печорин видит, что Грушницкий ведет себя по отношению к Мери назойливо, и понимает, что он очень скоро надоест княжне. Грушницкий покупает кольцо, на котором выгравировал имя Мери.

Около источника Печорин встречает Веру. Она вышла замуж во второй раз. Ее новый муж - дальний родственник Литовских, богатый хромой старик. Вера уважает его «как отца, - и будет обманывать, как мужа». Чтобы иметь возможность встречаться с Верой в доме Лиговских, Печорин решает для прикрытия «волочиться» за княжной. Попрощавшись с Верой, Печорин скачет в горы.

По дороге ему встречаются всадники, впереди которых скачут Грушницкий и Вера. Мери думает о Грушницком как о романтическом герое. Он рассуждает трагически о своем будущем. Печорин решает влюбить в себя Мери, когда ей надоест Грушницкий.

Бал в ресторации . Печорин вальсирует с Мери. Он просит у нее прощения за свое поведение. Более того, он спасает ее от приставаний пьяного господина. Постепенно неприязнь Мери к Печорину исчезает.

Печорин сообщает как бы между делом, что Грушницкий вовсе никакой не разжалованный офицер и «романтический герой», а обычный юнкер.

Печорин получает приглашение к Литовским Почти весь вечер он разговаривает с Верой, очень мало внимания уделяет Мери. Он не слушает ее пения. Мери в отместку пытается любезничать с Грушницким, хотя тот ей уже совсем не интересен. Печорин понимает, что задуманное им начинает осуществляться и совсем скоро княжна влюбится в него. Грушницкий же уверен в том, что княжна любит его, он ведет себя очень глупо. Но любовь княжны Печорину нужна только для того, чтобы почувствовать власть над ней. Он сознает то, что не способен на глубокое чувство.

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Грушницкий наконец произведен в офицеры. Он необыкновенно счастлив и рассчитывает на то, что произведет впечатление на княжну новыми эполетами. Но Вернер говорит Грушницкому, что теперь он затеряется в толпе поклонников Мери, поскольку в солдатской шинели он был исключением. Однако Грушницкий ничего не хочет слышать.

Прогуливаясь вечером на привале. Печорин злословит по поводу общих знакомых. Мери пугает его сарказм, и она просит не говорить о ней в таком духе. Печорин говорит о том, что с самого детства ему приписывали качества, которыми он не обладал.

Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; меня никто не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там умерли… Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что не знал о существовании погибшей ее половины…

Княжна признается в том, что еще никогда не любила. Она обвиняет себя в холодности по отношению к Печорину. Печорину же скучно - все этапы подобных отношений он давно изучил наизусть.

На следующий день Печорин встречает Веру. Она мучится ревностью - княжна Мери стала поверять ей свои сердечные тайны. Печорин успокаивает ее, говорит, что уедет вслед за ней в Кисловодск.

Грушницкий собирается на бал. Он облачился в новый мундир, облился духами. Грушницкий встречается с Мери, но она отвергает его. Грушницкий понимает, что Печорин каким-то образом причастен к тому, что княжна стала ненавидеть его. Вокруг Печорина складывается враждебная «шайка», возглавляет которую Грушницкий. Грушницкий распускает по городу слухи, что Печорин собирается жениться на княжне. Печорин же едет в Кисловодск, где часто встречается с Верой. Далее следуют описание окрестностей Кисловодска и размышления Печорина о женской логике, точнее, об отсутствии таковой.

Литовские тоже приезжают в Кисловодск. На верховой прогулке Печорина и Мери при переезде вброд горной речки княжне становится дурно. Печорин поддерживает ее за талию и целует. Княжна говорит, что не понимает, любит ли он ее или ненавидит. Она признается ему в любви. Но Печорин довольно холодно реагирует на признание.

Печорин раздражает «водяное общество» своим высокомерием, и Грушницкий с товарищами решают проучить его. Грушницкий планирует вызвать Печорина на дуэль, а драгунский капитан, который будет секундантом, берется подстроить все так, что пистолеты не будут заряжены. Печорин совершенно случайно слышит этот разговор. Он решает отомстить Грушницкому.

Утром Печорин встречает княжну у колодца. Она признается ему в любви и говорит, что сумеет убедить родных не чинить им препятствий. Печорин отвечает Мери, что он не любит ее и не будет объяснять причины своих поступков. Печорин размышляет о том, что ради женщины он готов на многое, но он никогда не женится, потому что одна гадалка предсказала ему смерть от «злой жены».

В Кисловодск приезжает фокусник, и все «водяное общество» отправляется на представление. Печорин приходит в это время к Вере, где проводит вечер и ночь. Вера живет в одном доме с Литовскими, и, уходя от нее, Печорин заглядывает в окно Мери. Неожиданно его пытаются схватить Грушницкий и драгунский офицер, караулившие у плетня. Печорин вырывается, бьет по голове драгунского офицера, убегает домой. Утром в городе ползут слухи о том, что ночью на дом Литовских было совершено нападение черкесов. Вторично Печорину судьба предоставляет случай услышать, как о нем говорит Грушницкий. Грушницкий рассказывает, что ночью не нападали черкесы - это был Печорин, который выходил от княжны. Во время этого рассказа Печорин вошел, и Грушницкий, стремясь не уронить себя перед обществом, повторяет эту ложь уже в присутствии Печорина.

Тот вызывает его на дуэль. Секундантом Печорина выступает Вернер, который подозревает, что заряжен будет только пистолет Грушницкого. Но Печорин решает идти до конца.

Ночь перед дуэлью Печорин не спит. Он не боится умирать - ему скучно жить. Он размышляет о том, для чего живет.

Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я не жертвовал для тех, кого любил: я любил только для себя, для собственного удовольствия… И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. После этого стоит труда жить? а все живешь - из любопытства…

Наутро Печорин ожидает дуэль.

Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устройлось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала: Кто не заключал таких условий с своею совестью?

Бросьте жребий, доктор, - сказал капитан.

Вы счастливы, - сказал я Грушницкому, - вам стрелять первому! Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь - даю вам честное слово.

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле?.. Ему оставалось одно средство - выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух! <…>

Пора, - шепнул мне доктор, дергая за рукав, - если вы теперь не скажете, что мы знаем их намерения, то все пропало… Посмотрите, он уж заряжает… если вы ничего не скажете, то я сам…

Ни за что на свете, доктор! - отвечал я. <…>

Капитан между тем зарядил свои пистолеты, подал один Грушницкому, с улыбкою шепнув ему что-то, другой мне.

Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад.

Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…

Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей.

Вдруг он опустил дуло пистолета и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.

Трус! - отвечал капитан.

Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено.

Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтобы поскорей удалиться от края.

Ну, брат Грушницкий, жаль, что промахнулся, - сказал капитан: - теперь твои очередь, становись! Обними меня прежде: мы уж не увидимся! - Они обнялись; капитан едва мог удержаться от смеха: - Не бойся, - прибавил он, хитро взглянув на Грушницкого, - все вздор на свете-… Натура - дура, судьба - индейка, а жизнь - копейка!

После этой трагической фразы, сказанной с приличной важностью, он отошел на свое место. <…>

Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого роду чувство кипело тогда в груди моей; то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку; ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса.

Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку. <…>

И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего-нибудь совесть?

Господин Печорин! - закричал драгунский капитан, - вы здесь не для того, чтоб исповедовать, позвольте вам заметить… Кончимте скорее; неравно кто-нибудь проедет по ущелью - и нас увидят.

Хорошо. Доктор, подойдите ко мне.

Доктор подошел. Бедный доктор, он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад.

Следующие слова я произнес нарочно с расстановкой, громко и внятно, как произносят смертный приговор.

Доктор, эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!

Не может быть! - кричал капитан, - не может быть! я зарядил оба пистолета, разве что из вашего пуля выкатилась… Это не моя вина! - А вы не имеете права переряжать… никакого права… это совершенно против правил; я не позволю…

Хорошо, - сказал я капитану, - если так, то мы будем с вами стреляться на тех же условиях…

Он замялся.

Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный.

Оставь их! - сказал он наконец капитану, который хотел вырвать пистолет мой из рук доктора… Ведь ты сам знаешь, что они правы.

Напрасно капитан делал ему разные знаки, - Грушницкий не хотел и смотреть.

Между тем доктор зарядил пистолет и подал мне.

Увидав это, капитан плюнул и топнул ногой:

Дурак же ты, братец, - сказал он, - пошлый дурак!.. Уж положился на меня, так слушайся во всем… Поделом же тебе! околевай себе, как муха…. - он отвернулся и, отходя, пробормотал: А все-таки это совершенно против правил.

Грушницкий! - сказал я, - еще есть время, откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, вспомни, - мы были когда-то друзьями…

Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.

Стреляйте, - отвечал он, - я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Я выстрелил. Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Finita la comedia! - сказал я доктору.

Печорин возвращается домой. Он получает две записки. Одна - от Вернера, где говорится, что все улажено, другая - от Веры (она пишет, что призналась мужу в том, что любит Печорина, и теперь уезжает навсегда).

Печорин пытается догнать ее, он скачет вслед, загоняет до смерти лошадь, но не догоняет Веру. Возвращается в Кисловодск. Вернер говорит о том, что в городе подозревают о дуэли. Он прощается с Печориным довольно холодно. На следующий день Печорин получает новое назначение. Он заходит к Лиговским, чтобы проститься. Княгиня предлагает ему жениться на ее дочери, потому что Мери любит его. Печорин, испросив позволения поговорить с Мери наедине, говорит княжне, что смеялся над ней, и просит вывести княгиню из заблуждения на его счет. Мери говорит Печорину, что ненавидит его. Печорин благодарит ее, почтительно кланяется и уходит.

Часть последняя – Фаталист – краткое содержание

Казачья станица. Окончив карточную игру, офицеры рассуждают о мусульманском поверье, что судьба человека написана на небесах. Среди присутствующих - поручик Вулич, серб.

Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн, вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, он никогда не волочился.

Вулич испытывал только одну страсть - страсть к игре. Он играл однажды даже во время боя и отдал проигранные деньги. Вулич предлагает испытать, может ли человек заранее знать о смерти. Печорин утверждает, что предопределения нет. Вулич берет пистолет, о котором неизвестно, заряжен он или нет, приставляет себе к виску и стреляет. Осечка. Следующий выстрел - в воздух. Выясняется, что пистолет все-таки заряжен. На лице Вулича - отпечаток скорой гибели. Печорин говорит ему: «Вы нынче умрете» .

Месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из- за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником.

Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо е своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою.

Печорин видит на дороге свинью, которую разрубил пополам пьяный казак. Этого казака ловят его товарищи. Ночью Печорина разбудили - Вулич зарублен пьяным казаком. Последними словами Вулича были: «Он прав». Убийца заперся в пустой хате на окраине станицы, и никто не может выманить его оттуда. Печорин решает испытать судьбу так же, как и Вулич. Он хочет взять убийцу живым. Есаул отвлекает казака, Печорин проникает в дом через окно. Казак стреляет в Печорина, но промахивается.

После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? но кто знает наверное, убежден ли он в чем или нет? и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!

Надеюсь, это краткое содержание Героя нашего времени помогло вам подготовится к уроку или вспомнить основные сюжетные моменты этого произведения.

«Герой Нашего Времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор не ставил задачу «сделаться исправителем людских пороков», «ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».