Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Новгородский детинец (Великий Новгород): история, описание, адрес, часы работы. Новгородский детинец

Новгородский детинец (Великий Новгород): история, описание, адрес, часы работы. Новгородский детинец

Продолжаем серию статей «Кремли России » рассказом о Новгородском Кремле .

Детинец, как его называли в старину — самый древний из сохранившихся. Впервые он упоминается в летописях в 1044 г. Новгородский Кремль был основан князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого на левом берегу реки Волхов. Предполагается, что до первого упоминания в летописях о Детинце на этом месте уже были оборонительные укрепления, и строительство Кремля было их расширением, к тому же возможно было связано с началом строительства Софийского собора. Изначально Детинец был деревянным, в последующие годы Кремль неоднократно перестраивался и в XV веке при присоединении Новгорода к Московскому государству в правление Великого Московского князя Ивана III, он был окончательно перестроен в каменном виде. Для реконструкции крепостных стен и башен московским правительством были приглашены итальянские мастера. В связи с появлением нового вида оружия – артиллерии, и для возможности установки её на крепостных стенах, стены необходимо было перестроить по последнему слову военно-инженерного зодчества. Кстати сказать, примерно в это же время перестраивались и стены , также с привлечением итальянцев. Возможно, поэтому стеновые сооружения Новгородского и Московского Кремлей имеют некоторое сходство. Новгородский Кремль вплоть до XVIII в. являлся важной оборонительной крепостью на северо-западной границе Руси. А в XVIII веке к России были присоединены балтийских государств, и Детинец, как и многие крепости Древней Руси, утратил своё оборонительное назначение.


Северо-западная граница Российского государства в XVII в.

Северо-западная граница Российской империи в XVIII-XIX в.

В плане Новгородский Кремль имеет неправильную овальную форму. Площадь, занимаемая, Кремлём составляет 12,1 гектар, протяженность стен 1487 м, стены кремля высотой от 8 до 15 м, толщиной от 3,6 м до 6,5 м. Из 12-ти башен Кремля до наших дней сохранилось 9. Две башни круглого сечения, а остальные прямоугольного и у каждой есть своя индивидуальность.

1 – Дворцовая башня, 2 – Спасская башня, 3 – Княжая башня, 4 – башня Кокуй, 5 – Покровская башня, 6 – Златоустовская башня, 7 – Митрополичья башня, 8 – Фёдоровская башня, 9 – Владимирская башня, 10 – Тайничные водяные ворота, 11 – Боярские водяные ворота, 12 – Пречистинская арка, 13 – Воскресенская арка, 14 – Софийский собор, 15 – Звонница Софийского собора, 16 – церковь Входа Господня в Иерусалим, 17 – Никитский корпус, 18 – Грановитая палата, 19 – Часозвоня и надвратная церковь Сергия Радонежского, 20 – Лихудов корпус, 21 – Митрополичьи покои, 22 — памятник «Тысячелетие России», 23 — церковь Андрея Стратилата, 24 — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 25 – здание Присутственных мест, 26 – Судейский городок

Достопримечательности Новгородского Кремля.

Архитектурный ансамбль Новгородского Кремля удивительно сочетает и объединяет в одно целое памятники церковного, гражданского и военного русского зодчества.


На территории Новгородского Кремля сохранились почти все храмы. И здесь находится самый древний из сохранившихся в современной России — это Софийский собор, тот самый, который строил князь Владимир Ярославович. Стены собора белоснежные, сложены из известняка, собор венчают пять глав, шестая над входной башней. На кресте главного, позолоченного купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. Фрески и росписи XI – XII веков внутри и на наружной стене Софийского собора сохранились частично. В соборе покоятся останки шести святых. Софийский собор является действующим храмом.

Софийский собор

Фреска Софийского собора

В юго-восточной части Детинца расположена небольшая церковь Андрея Стратилата постройки XV – XVII веков. Церковь имеет одну маленькую главку, а над входом находится однопролётная звонница. Церковь Андрея Стратилата была построена на месте разрушенного храма Бориса и Глеба. Внутри церкви на стенах сохранились фрагменты фресок.

Церковь Андрея Стратилата

В северной части Кремля находится Церковь Сергия Радонежского (постройка XV века), она уникальна тем, что является единственной из сохранившихся надвратных церквей не только в Новгороде, но и во всей России. В XV веке пять проездных башен Новгородского Кремля имели надвратные храмы. Это было отличительной особенностью Детинца от других Кремлей. Церковь Сергия Радонежского маленькая, прямоугольного сечения с трёхскатным куполом, изначально она была домовой. Внутри храм расписан фресками, представляющими собой миниатюрные композиции, рассказывающими о житии Сергия Радонежского. В настоящее время помещение церкви является хранилищем музея.

Надвратная церковь Сергия Радонежского с Часозвоней. Слева — Иоанновский корпус, справа — здание Судного и Духовного приказов. Вид с северной стороны.

С востока к надвратной Церкви Сергия Радонежского примыкает здание Иоанновского корпуса. А с запада, вплотную примыкает Часозвоня – это башня с часами, постройки XVII века. Часозвоня самое высокое строение Новгородского Кремля, её высота – достигает 40 м. В верхней части башни расположены 4 циферблата часов по сторонам света. Ещё одна особенность Часозвони – то, что она имеет заметный наклон. К башне вплотную примыкает с запада здание Лихудова корпуса, в древности в нём располагалась славяно-греческая школа.

На переднем плане здание Иоанновского корпуса, за ним Часозвоня, и на заднем плане Лихудов корпус. За зданием Иоанновского корпуса виден купол Митрополичьей башни.

Вообще в северной части Детинца в древности находился Владычный двор, он примыкал к Софийскому собору и был наглухо отделён от остальной территории Новгородского Кремля. И попасть на Владычный двор возможно было только через ворота у юго-западного угла Софии, сегодня на этом месте находится арочный проход под галереей, соединяющей Митрополичьи покои с Софийским собором. В покоях Владычного двора жили самые богатые новгородские епископы. На дворовой площади собиралось Новгородское Вече, а в Грановитой палате собирался «совет господ».

До наших дней из построек Владычного двора сохранились Грановитая палата, Никитский корпус, Лихудов корпус, Часозвоня, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов.

Никитский корпус

Лихудов корпус

Грановитая палата или ещё её называли Владычная палата, построена в 1433 году. Свод парадного зала Грановитой палаты опирается на массивный столб, установленный в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями - нервюрами. Отсюда и название Грановитой палаты. Само здание было построено в стиле кирпичной готики. Сейчас в Грановитой палате музей, где представлены экспозиции сокровищ русского прикладного и ювелирного искусства XI-XII веков. Также здесь хранятся оклады икон и евангелий, церковная утварь, предметы церковного облачения и уникальнейшие памятники древней русской письменности.

Грановитая палата

На территории Владычного двора располагалось, когда то, большое здание Архиепископского дворца, построенного в XV веке. Здание не сохранилось, а представление о нём складывается по археологическим раскопкам. Уцелевшие остатки дворца открыты для обозрения. Интереснейшим фактом является то, что во дворце был водопровод и канализация, для XV века это была редкость. Были обнаружены глиняные трубы, служившие водопроводом и остатки канализационных устройств, которые являются самыми древними на территории России.

Вдоль западной стены южной части Кремля находился Воеводский двор. Строительство его велось в конце XVII века, а до этого времени здесь размещался Наместный двор.

В состав комплекса построек Воеводского двора входила Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это единственное сохранившееся сооружение Воеводского двора. Основное здание церкви было построено в XIV веке, а в XVI, XVII и XVIII веках она несколько раз перестраивалась. Необычна и судьба этого храма. В XVII веке это была домовая церковь новгородских воевод. Когда в Покровской башне, к которой вплотную примыкает Церковь Покрова (1810-1832 г.г.), была обустроена женская тюрьма, церковь стала частью тюремного комплекса. В 1860-е годы здесь поместили губернский архив, а в 1889 году богадельню. В 1937-1938 году Церковь Покрова Пресвятой Богородицы приспособили под музейные экспозиции и музейное хранилище. В годы Великой отечественной войны храм был очень сильно повреждён. После его восстановления в послевоенные годы, здесь были мастерская и склад. После очередной реставрации Покровской церкви и башни в 1968 г. их приспособили под ресторан «Детинец», который функционировал здесь до 2009 г. Сейчас Церковь Покрова Пресвятой Богородицы передана Русской Православной Церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

А у следующей башни – Златоустовской, тоже расположено интересное белое здание. Оно было пристроено к башне в конце XVIII века в виде двух флигелей. И весь комплекс был приспособлен под мужскую тюрьму. В башне содержались арестованные, в южном флигеле находилась караульня, а в северном - тюремная больница. Сейчас в комплексе Златоустовской башне размещаются службы Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.

Комплекс пристроек к Златоустовской башне.

Над восточной кремлёвской стеной Детинца возвышается красивое стенообразное сооружение с пятью арками и одной восьмигранной главкой. Это звонница Софийского собора – памятник архитектуры XV – XVIII веков. Рядом со звонницей расположилась выставка «Древние колокола Великого Новгорода», здесь представлено 14 колоколов, весом от 24 кг (1,5 пуда) до 320 кг (20 пудов). В Звоннице имеется смотровая площадка, которая открыта для посещения в теплое время года ежедневно. С нее открывается великолепная панорама на Великий Новгород.

Выставка «Древние колокола Великого Новгорода» перед звонницей Софийского собора

Недалеко от звонницы Софийского собора расположена церковь Входа Господня в Иерусалим (постройки конца XVIII века). В 1930 г. некоторые атрибуты церкви, в том числе купол были демонтированы. В настоящее время здесь находится Лекторий Новгородского музея.

Церковь входа Господня в Иерусалим

В Новгородском Кремле сохранилось много памятников гражданской архитектуры. Одно из самых больших в Кремле — здание Присутственных мест, представляет образец архитектуры XVIII-XIX вв. Сейчас в нём располагается Новгородский объединённый музей-заповедник и выставлены экспозиции «История Новгородского края», «Русское искусство XVIII — XX вв.», «Древнерусская иконопись».

Здание Присутственных мест

Скульптура льва перед входом в здание Присутственных мест

Рядом со зданием Присутственных мест расположился Судейский городок. В 1778 году Екатериной II был утверждён проект перепланировки Новгорода, по которому планировалось южную часть Кремля очистить от старых построек и застроить новыми административными и жилыми зданиями. По этому проекту построено три жилых дома для священнослужителей Софийского собора. Здания небольшие двухэтажные представляют собой типичный образец скромной жилой постройки конца XVIII века в стиле провинциального классицизма. Сейчас в этих зданиях находятся Детская Художественная школа и Детский Музыкальный центр, а также проводятся выставки и экспозиции. А напротив здания Присутственных мест, в восстановленных после Великой Отечественной войны Митрополичьих покоях находится Новгородская областная филармония. Так что Новгородский Кремль это не только исторический центр России, но культурный центр Новгородской области.

Судейский городок

Ну и главная достопримечательность Новгородского Кремля, такая же значимая, как и Софийский собор – это памятник «Тысячелетие России», расположенный в самом центре Кремля. Его торжественное открытие состоялось 8 сентября 1862 года. Памятник установлен в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь, положившим начало русской государственности. В 862 году представители славянских и финских племен, чтобы прекратить междоусобицы в северной Руси между своими племенами пригласили князя со стороны. Им оказался Рюрик, ставшей впоследствии родоначальником царской, династии Рюриковичей. Памятник «Тысячелетия России» символизирует «самодержавие, православие и народность». Его высота 15,7 м, а окружность – 27 м, он напоминает колокол или «шапку Мономаха». В центре установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. Вокруг шара-державы на постаменте расположены крупные горельефные фигуры, различных деятелей русской истории, науки, искусства и литературы, начиная от киевских князей Х – ХI веков и вплоть до выдающихся представителей русской культуры середины ХIХ века, которые по замыслу автора должны были отразить основные периоды истории государства Российского.

Памятник «Тысячелетие России»

Новгородский Кремль является музеем – заповедником федерального значения и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетив Новгородский Кремль, вы соприкоснётесь с историей и культурой Древней Руси, насладитесь красотой архитектурных форм и замечательными видами со смотровых площадок башен и звонницы, и просто отдохнёте, здесь замечательные скверы.

««Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Здесь каждый камень гранью чувств

хранит лучистый отпечаток

твоих шагов, родная Русь!»

, как и все Кремли России , это наше величайшее достояние, наша история.

Интересные экскурсии в Великом Новгороде.

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям!!!

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

Новгородский детинец (также Новгородский кремль ) - памятник военно-оборонительного зодчества Росси XV-XVII веков, расположенный на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


История строительства кремля, как и вся ранняя история Новгорода и Руси в целом, окутана тайнами и легендами. Официальной датой основания города принято считать 859 год, основываясь на поздней Никоновской летописи XVI века. По знаменитой «Повести временных лет» Новгород был основан до призвания варягов, то есть до 862 года, однако, археологические раскопки, проводимые в центральной части города говорят о том, что на территории древнего Новгорода нет культурного слоя IX века. Древнейшие из найденных деревянных мостовых датируются серединой и второй половиной X века. Глубже этих мостовых располагается смешанный и неоднородный культурный слой, точную датировку которого установить очень сложно, но можно довольно уверенно предположить, что город существовал здесь как минимум с начала X века. Самое раннее письменное упоминание Новгорода в иностранном источнике содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Древнейший центр Приильменья, столица новообразовавшегося первого государства славянских племен, место резиденции варяжских князей, вероятнее всего, располагалось на Рюриковом городище. Это подтверждается археологическими раскопками.

Первое упоминание новгородского детинца в летописях относится к 1044 г. и связано со строительством первой крепости князем Владимиром Ярославичем. До недавнего времени считалось, что до наших дней не сохранилось ни одного следа самой древней крепости, среди историков велись споры о месте ее нахождения. В ходе раскопок летом 2015 года у внешней стороны северной стены Кремля археологи обнаружили массивные дубовые бревна, вероятнее всего, фрагменты древнейшей крепости XI века.


В 1116 году Детинец был расширен и перестроен князем Мстиславом Владимировичем, в результате чего крепость достигла своих современных размеров.

В 1136 году в результате восстания власть князя в Новгороде была сильно ограничена, а Детинец стал центром Новгородской республики. Княжеская резиденция была перенесена на Городище, где и располагалась в течение почти 350 лет вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году. Большую часть детинца во времена Новгородской республики занимала резиденция новгородского владыки (архиепископа). Владычный двор был застроен многочисленными церквями и хозяйственными постройками. Новгородский архиепископ был фактически главой государства, хранителем казны, контролером мер и весов. Владыка избирался пожизненно, и помимо всего прочего, он же заведовал строительством. Именно архиепископы возводили надвратные кремлевские храмы. В 1333 году архиепископ Василий начал строительство каменного детинца, полная же замена деревянной крепости на каменную закончилась в 30-х годах XV века. Кремль этого периода был сложен из известняковых плит и валунов. Фрагменты этой кладки сохранились до наших дней, например, около .

В XIV веке детинец был уже не единственной постоянной линией обороны Великого Новгорода. В это время вокруг разросшегося города были построены укрепления Окольного города, от которого на сегодняшний день осталось кольцо земляного вала и .

Глобальная перестройка кремля, в результате которой он приобрел свой современный вид, началась после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству московскому. Военное дело развивалось, при ведении боя и обороны ставка делалась на огнестрельное оружие, а старая крепость не была приспособлена к новым задачам. Не смотря на то, что в летописях говорилось о возведении детинца по старой основе, перестройка была столь значительной, что по факту он был отстроен заново. Строители использовали план старой крепости, так как хотели сохранить направление старых рвов и насыпей, а также воспользоваться мощной кладкой древних стен.

Новгородский детинец стал первой Российской крепостью, построенной из красного кирпича. Именно этот пример положил начало строительству крепостей с характерными зубцами в форме ласточкиного хвоста. Существует теория, что присоединение Новгорода к Московскому княжеству позволило Ивану III построить десятки крепостей такого типа.

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году, из города были вывезены огромные богатства. Многие боярские семьи были высланы в Москву. В 1494 году Иван III разорвал связи с Ганзейским союзом, закрыл ганзейскую контору в Новгороде, конфисковав все товары на огромную по тем временам сумму. Все это, по-видимому, послужило импульсом для активного строительства на территории России при Иване Великом, а также превратило Русское государство в могучую державу.

Для строительства новгородского кремля были приглашены ведущие итальянские архитекторы, кладку выполняли немецкие рабочие.


В отличие от древних русских укреплений, новгородский детинец был крепостью нового типа, полностью пригодной для ведения боя с применением артиллерии. От круглых стен отскакивали пушечные ядра, не нанося почти никакого урона основному массиву башен, которые были рассчитаны на ведение обороны, в том числе круговой.

Башни новгородского кремля состоят из нескольких ярусов, каждый из которых рассчитан на пушки разного калибра. Верхний ярус башен позволял далеко просматривать пространство, замечать противника еще на подступах к крепости. Высокие островерхие шатры возводились над башнями для того, чтобы прикрыть защитников крепости и при этом дать едкому пороховому дыму рассеиваться.


В течение XVII века московское правительство постоянно следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 году после сражения под Нарвой Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Тогда же были отремонтированы стены и башни детинца. Вскоре, в связи с изменением западных границ России военное значение Новгорода упало. В 1720 году «велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.

В 20-х годах ХIX века были проведены небольшие ремонтные работы, в частности, на месте разобранных в конце ХVIII века Пречистенской и Воскресенской башен были устроены широкие проездные арки. Ремонтные работы оборонительных сооружений детинца в 1830 - 1840-х годах имели своей задачей не столько техническое укрепление, сколько общее благоустройство города.

В 1862 году рухнуло прясло стены длиной в 170 метров, примыкавшее к Дворцовой башне. В связи с намечавшимся 7 сентября 1862 года торжественным открытием памятника « » царское правительство вынуждено было срочно восстановить обрушившийся участок и одновременно провести работы по благоустройству детинца. Крепостная стена была возведена заново из нового кирпича без соблюдения древних норм. Ради экономии ее сделали значительно тоньше, с глубокими нишами.

Во время Великой Отечественной войны детинец, как и весь Новгород, сильно пострадал от артиллерийских обстрелов, боев и немецкой оккупации. Так, например, у Спасской башни был разрушен деревянный шатер. В башне Кокуй находился немецкий наблюдательный пункт, и во время боев за освобождение города на башню была сброшена авиабомба. Княжая башня была «оторвана» от стен кремля, но не рухнула.


После окончания войны и по сей день в новгородском кремле ведутся непрерывные работы по восстановлению исторического облика крепости, постоянному ремонту, бережному сохранению старой кладки и замене аварийных участков. Также в детинце идут постоянные археологические раскопки, проливающие свет на средневековую и досредневековую историю жизни крепости.

Сегодня ансамбль новгородского кремля является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и входит в новгородский музей-заповедник. На территории кремля размещается новгородская филармония, областная научная библиотека, музыкальное училище. В детинце проходят фестивали, праздничные мероприятия, выставки. Для посещения открыты некоторые башни и, частично, боевой ход кремля.

Новгородский детинец, являясь значительным военно-инженерным сооружением своего времени, был и остается поныне замечательным памятником древнерусского зодчества, представляя большой интерес с архитектурно-художественной точки зрения.

Новгородский Кремль (Детинец) – один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV-XVII вв. Общая площадь крепости внутри стен – 12, 1 га. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, имеют протяженность 1487 м, высоту от 8 до 15 м, толщину от 3, 6 до 6, 5 м. Из двенадцати башен, которые имелись в Детинце XV в., сохранилось девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская.

Новгородский Кремль в древности – религиозный, политический и культурный центр Новгородской земли.

В Кремле находятся: самый древний храм России Софийский собор (1045-1050), древнейшая постройка гражданского назначения – Владычная (Грановитая) палата (1433) и другие памятники XV-XIX вв.

В центре Кремля стоит памятник Тысячелетию России (1862).

Ансамбль Новгородского Кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в зданиях на территории Кремля размещаются: Новгородский музей-заповедник (основан в 1865 году), областная научная библиотека, областная филармония, музыкальное училище.

Кремль открыт для посещения с 6:00 до 24:00.

Памятник Тысячелетию России 1862 г. – единственный памятник государству. Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, которое ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.

Памятник отображает историю государства с IX по XIX в. в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Монумент имеет внушительные размеры: высота – 15,7 м; диаметр гранитного постамента – 9 м; высота колоссальных фигур 3,3 м; вес бронзового литья – 65,5 тонн.

Памятник торжественно открыт 8 сентября 1862 г. при участии императора Александра II с семьей, приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России. Церемония открытия памятника запечатлена на картине художника Б.П. Виллевальде. Картина экспонируется в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2).

В годы оккупации Новгорода (1941–1944) немецко-фашистские захватчики разобрали монумент. Были вывезены окружавшие памятник фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.

После освобождения Новгорода первым восстановленным памятником стал памятник Тысячелетию России, который был торжественно открыт 2 ноября 1944 года. Во второй половине 1980-х гг. ленинградские реставраторы воссоздали вокруг памятника фонари и решетку.

Показать полностью...

Софийский собор

9:00 - 20:00

Софийский собор - самый древний храм России, построен в 1045-1050 гг. по заказу новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого.

Дом Святой Софии был главным политическим и культурным центром. «Где София, тут и Новгород» - говорили жители средневекового Новгорода.

Стены собора выложены из камня, известняка, ракушечника и плинфы на цемяночном растворе с добавлением молотого кирпича. Первоначально стены собора не были оштукатурены. Центральный купол впервые позолочен в 1408 году. Главный (западный) вход в храм украшают бронзовые Магдебургские врата XII в.

Собор был расписан в XII веке (сохранились фрагменты росписи). Позднейшая роспись, выполненная в 1890-е годы под руководством иконописца Н.М. Софонова, сохранилась в полном объеме.

В интерьере храма: два старинных иконостаса, чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII в., бронзовые Корсунские врата XI в., древнейший православный некрополь, Царское (Ивана Грозного) деревянное моленное место XVI в., богато украшенное резьбой, шестиярусное бронзовое паникадило - дар Бориса Годунова в 1600 г.

В 1928 г. служба в соборе прекращена, там разместился музей атеизма.

В годы Великой Отечественной войны памятник очень пострадал. Реставрация собора проводилась в несколько этапов. Последний этап реставрации интерьера относится к 1980-1985 гг.

В 1991 г. Софийский собор возвращен Русской Православной Церкви.

В настоящее время - это Кафедральный храм Новгородской митрополии. Учитывая ценность и значение памятника, Новгородский музей-заповедник организует в соборе экскурсии.

Показать полностью...

Звонница Софийского собора

10:00 - 18:00 (перерыв 14:00 - 15:00)
Выходной - понедельник-пятница

Памятник архитектуры и кампанологии XV - XVIII вв. Расположена в северо-восточной части Кремля. Первые сведения в летописях относятся к 1437 г. Является одним из ранних подколоколенных сооружений типа грядой (звонница-стена), оказала большое влияние на развитие этого типа зданий (звонницы Юрьева, Успенского, Тихвинского, Соловецкого и др. монастырей). С начала 1990-х гг. памятник используется по первоначальному назначению.

В помещении второго этажа работает выставка «Древние колокола Великого Новгорода», на которой представлены колокола XVI - XVII вв. Самый маленький весит около 24 кг, а самый большой около 320 кг. В настоящее время нигде, кроме Новгорода, не сохранилось полноценного подбора колоколов, начиная со времени их массового производства (XVI в.).

С верхней смотровой площадки можно полюбоваться прекрасным видом города.

Показать полностью...

Главное здание музея (Здание Присутственных мест)

10:00 - 18:00
Выходной день - вторник. Санитарный день - последний четверг месяца

Главное административное учреждение Новгородской губернии XVIII - XIX вв. Проект здания Присутственных мест разработал губернский архитектор В.С. Поливанов. В Присутственных местах размещались уездное казначейство, уголовный и гражданские суды, казенная палата, Приказ Общественного призрения, губернская чертежная и другие организации. Подвалы были заняты винными «магазинами» - складами.

Памятник в современном виде - типичная постройка эпохи классицизма. В настоящее время в здании расположены основные экспозиции музея.

Экспозиция «Русская икона XI - XIX вв.»

Это одна из лучших в России. Полно и интересно представлена эволюция новгородской иконописной школы, начиная с XI в. Среди наиболее древних - мировые шедевры: икона «Апостолы Петр и Павел» XI в., первая на Руси подписная икона «Святитель Николай Чудотворец» XIII в., «Святые Борис и Глеб» XIV в. и др. Время наивысшего расцвета новгородской иконописи - XV в. Высокая духовность образов, совершенство композиций, изысканность колорита заставляет вновь и вновь возвращаться к этим иконам.

Экспозиция «История Новгорода и Новгородской земли с древнейших времен до конца XVII века»

Экспозиция по истории Новгородской земли. Среди множества уникальных экспонатов можно увидеть свинцовые актовые печати, подлинные берестяные грамоты, церы и писала, изделия ремесленников, воинское снаряжение и детские игрушки. Экспонируются подлинные фрагменты деревянных мостовых, появившихся ранее мостовых Лондона и Парижа.

Экспонаты из фондов Новгородского музея иллюстрируют историю Новгорода и показывают связь с важнейшими этапами становления Российского государства. В залах музея в Кремле более 1000 предметов, многие из которых экспонируются впервые. Вы увидите древнейшую славянскую книгу - Псалтирь XI в., найденную на Троицком раскопе, услышите музыку прошлого и ожившие голоса наших предков. Украшением выставки являются макеты Новгородских храмов.

Хронологические рамки выставки - с IX в. до конца XVII в. Историческая часть выставки основана на археологических материалах: берестяные грамоты, актовые печати, монеты, ювелирные изделия, предметы христианского культа, предметы вооружения и снаряжения коня и всадника, музыкальные инструменты, предметы ремесленного производства.

Приоритетными для разделов выставки, посвященных вкладу города в древнерусскую культуру - архитектуру, монументальную живопись, иконопись и декоративно-прикладное искусство - стали памятники тех видов искусства, которые недостаточно или совсем не представлены в стационарных экспозициях Новгородского музея-заповедника. Относительно небольшое количество отобранных для выставки произведений иконописи и ювелирного искусства дополняют обширные монографические экспозиции, располагающиеся в этом же здании.

Выставка «Древнерусское резное дерево XIV - XVIII вв.»

Произведения древних мастеров - резчиков по дереву стали экспонатами этой выставки музея. Резьба по дереву была едва ли не самым распространённым среди художественных ремесел древнего Новгорода. Изделия из дерева не только функциональны, но и красивы. Используя богатые возможности этого природного материала, мастера создавали царские врата, тябла иконостасов, амвоны, моленные места, кресты и киоты икон.

Среди уникальных предметов выставки Людогощенский крест XIV в., монументальные кресты Саввы Вишерского и крест Воскресенского монастыря Красного поля XVI в., редкие дошедшие до нас скульптурные изображения святых: Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы (XVI в.), Святого Николая Можайского (XV в.), резная икона «Богоматерь Знамение» (XVII в.).

Показать полностью...

Церковь Андрея Стратилата

10:00 - 17:00 (перерыв 13:00 - 14:00)
Выходные - вторник, среда

Расположена в южной части Кремля. Первоначально являлась южным приделом церкви Бориса и Глеба, построенной в 1167 - 1173 гг. по заказу Сотко Сытиныча, которого часто отождествляют с былинным героем - «торговым гостем» купцом Садко. В 1441 г. собор был перестроен по велению архиепископа Евфимия, при этом на мощное основание лестничной башни XII в. был поставлен небольшой придел в честь святого воина-мученика Андрея Стратилата.

В 1682 г. Борисоглебский собор обрушился и был разобран. Сохранившийся придел был расширен к востоку и обращен в самостоятельный храм. Стены западного объема и северная стена восточной пристройки ныне существующего здания сохранились от собора XV в. Церковь Андрея Стратилата - единственная из придельных церквей, известных и сохранившихся от XV в. Церковь бесстолпная, вытянутая с запада на восток, прямоугольная в плане, перекрытая коробовым сводом, разделенным посередине подпружной аркой, на которой стоит глухой барабан с главой над двускатной кровлей. На западной стене - однопролетная звонница.

Реставрационные работы церкви проведены в 2000-2004 гг. фирмой «Десна» по проектам О.Н. Коваленко и Л.Г. Марковой. Тогда же под руководством Е.И. Серегиной художниками-реставраторами Московского научно-реставрационного управления была раскрыта и укреплена настенная живопись XVI - XVII вв. На северной стене церкви в нижнем регистре изображена процессия святых (среди них - Андрей Стратилат), на западной щеке триумфальной арки в медальонах - «Богоматерь Знамение», библейский царь Давид и неизвестные святые. На стенах западного объема, в верхнем регистре фрагментарно сохранилась композиция «Вознесение Христа»; на южной и северной стенах - 12 апостолов в рост, на западной стене - Богоматерь с двумя ангелами. Изображение Христа в сиянии располагалось на утраченном своде.

На данный момент, помимо фундамента и кладки стен, в церкви Андрея Стратилата уже восстановлены древние каменные полы.

Показать полностью...

Детский музейный центр

10:00 - 18:00
Выходной день - понедельник. Санитарный день - последняя среда месяца

Расположен в южной части Кремля по адресу: Судейский городок, д. 3.

В Детском музейном центре проходят персональные выставки крупных новгородских художников, тематические выставки, выставки детских работ. С этой целью оборудованы 3 выставочных зала.

Каждую неделю центр организует экскурсии для детей по выставкам, в рамках «Клуба выходного дня» для детей с родителями, проводит мастер-классы по различным ремеслам, раскрывающие творческий потенциал ребят, приобщающие их к многовековой русской культуре. Для работы с детьми в мастер-классах центр привлекает лучших педагогов и мастеров.

Центр организует фольклорные программы, приуроченные к праздникам народного календаря, с привлечением многих жанров детского фольклора, включая познавательно-развлекательные игры.

Выставка «Город мальчика Онфима» рассказывает об истории средневекового Новгорода, о быте людей того времени.

Новгородского мальчика Онфима, жившего в XIII веке и оставившего после себя более де-сятка грамоток и рисунков, знают не только жители Новгорода, но в этом городе, видимо, все.

Сам о себе он рассказывает так: «Мне примерно 7 лет. Живу я в Великом Новгоро-де. На дворе стоит 6728-й год от сотворения мира или 6748-й, а по вашему счету, то ли 1220-й, то ли 1240-й от Рождества Христова. Не знаю я точно, не учился еще счету цифирному. Снача-ла я учил азбуку на слух, писал буквы писалом на цере - это дощечка специальная, покры-тая воском. По этому воску я пишу писалом - заостренной металлической или костяной палочкой. Выучился я на цере писать, а сейчас учусь писать на кусочках бересты. Я уже хо-рошо умею писать на бересте, но мне захотелось еще и фигур-ки разные изображать..."

«Город мальчика Онфима» - выставка, где все устроено так, чтобы «приобщение к истории» стало увлекательным путеше-ствием.

Вместе с героем экспозиции посетитель центра побывает в средневековой школе, на новгородском Тор-ге, поиграет в военные игры, увидит древние усадьбы и пройдется по мостовым Великого Новгорода. Почувствовать себя жителем средневекового го-рода можно благодаря замечательному художнику Н.И. Дунину, работы которого привлекают достовер-ностью реконструкции и живостью изображения. Он показывает Великий Новгород и его жителей таки-ми, какими узнал их, изучая археологические наход-ки, беседуя с археологами и историками, причем по-зволяет увидеть средневековую новгородскую жизнь глазами ребенка.

Показать полностью...

Владычная (Грановитая) палата

10:00-18:00
Выходной - понедельник, санитарный день - первая среда месяца

Владычная (Грановитая) палата - единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430-1440-е гг. Палата - уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Это трехэтажное кирпичное здание, сооруженное при участии немецких мастеров. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами - гранями, чем и объясняется ее второе название - Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV - XIX веками, и сейчас можно увидеть в ее интерьере. В 1436 году на фасаде палаты появилась большая по тем временам редкость - «часы звонящие». Верхний зал палаты был задействован в торжественных церемониях архиерейского дома. В наземном этаже, где находился «Питейный погреб», иногда совершались праздничные трапезы. Подвальный этаж предназначался для хранения съестных припасов и кухонной утвари, некоторые его помещения иногда использовались в качестве темницы. Во Владычной палате проходили все важнейшие события - прием послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

В настоящее время в Грановитой палате работают две выставки:

Экспозиция «Ювелирное искусство VI - XVII вв. в собрании Новгородского музея» расположена на втором этаже здания Грановитой палаты в Готическом зале и Крестовой палате.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI - XII вв., «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII вв.

Выставка "Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля"

Выставка, предваряющая знакомство с Палатой архиепископа Евфимия II, размещается в одностолпном залена первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на парадном южном фасаде в виде монументального портала, служившего, по всей видимости, единственным наружным парадным входом в палату.

Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника.

Показать полностью...

Дворцовая башня Новгородского Кремля

Закрыта до окончания ремонтно-реставрационных работ

Дворцовая башня была выстроена в 1484-1499 годах на фундаменте начала XV века и была предназначена для военных целей. На протяжении веков она подвергалась перестройкам и значительным ремонтам. В XIX веке в башне размещались архивы Судебной палаты и казначейства. В 1903 году по инициативе отдела императорского общества судоходства решался вопрос о приспособлении башни под шкиперскую школу и музей судоходства с библиотекой и залом заседаний при них, а также предполагалось использовать ее как маяк для ильменских судов. Но археологам того времени перестройку башни под эти нужды удалось предотвратить. А в 1966-1967 годах по проекту А.В. Воробьёва башня была восстановлена в формах XV века после того, как она сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Из башни открывается вид на широкие просторы Волхова, на Нередицу, Рюриково городище, Юрьев монастырь, на зеленые заливные луга.

В Дворцовой башне можно посетить инсталляцию «И бысть сеча люта» (по режиму боевого хода) . В необычном художественном пространстве представлены доспехи и вооружение русского воинства XII - XVII веков.

Инсталляция представляет три эпизода военной истории Новгорода. Это битва новгородцев с суздальцами 1170 года, Раковорская битва 1268 года, Литовский поход Новгородского разрядного полка 1659-1660 годов. Благодаря этим историческим эпизодам можно узнать о том, как новгородцы стали свидетелями чуда иконы Знамения Божьей Матери, в будущем покровительницы новгородского воинства, о последнем крупном сражении с немцами в XIII веке и новгородском разрядном полке, сыгравшем важную роль в военной истории России.

Инсталляция «И бысть сеча люта» в оригинальном формате призвана рассказать посетителям о важной роли, которую играл Новгород в военной истории России средних веков и вплоть до XVII века. Новгородцы не только защищали родной город, но и ходили в походы, отстаивая интересы Руси на пути к формированию единого и сильного государства.

Южнее Пречистенской находилась ещё одна несохранившаяся башня - Борисоглебская, названная по расположенному неподалёку храму. В камне она была выстроена, вероятно, в XIV веке, в конце следующего столетия возведена заново, а в конце XVI века существенно перестроена: бойницы были переделаны на более узкие, в верхней части устроены 18 навесных бойниц (машикулей), заложены вылазные ворота. К концу XVIII века из-за весенних паводков башня находилась в полуразрушенном состоянии, и в начале XIX века её остатки были окончательно разобраны.

В крайней юго-восточной части Кремля находится Дворцовая башня. Она построена в конце XV века на месте более ранней башни началатого же столетия. Она имеет 37 бойничных проёмов. Нижний её ярус использовался как склад боевых припасов.

Прясло стены между Дворцовой башней и следующей за ней Спасской в конце XVI века было усилено деревянным раскатом размером 7x7 метров, который был пристроен «к каменной стене на столбах».

Спасская башня названа по надвратной церкви Спаса Преображения. Время возведения первоначальной каменной башни точно не известно. Сохранившееся сооружение было построено в конце XV века. Башня перестраивалась в конце XVI века, в 1665-1667 годах и в конце XVII столетия. Последняя реконструкция была связана со строительством каменного воеводского двора, к территории которого башня примыкала. Тогда же в Спасскую башню из каменного раската, перестраиваемого в башню Каланчу (Кокуй), были перевезены медные полуторная и ломовая пушки.

Княжая башня также сооружена в XV веке и подвергалась перестройкам в конце XVI и XVII столетий. Башня входила в комплекс воеводского двора и помимо боевых функций использовалась для хозяйственных нужд. В двухэтажной пристройке были устроены погреб и «сушило» (кладовая для съестных припасов).

На месте башни Кокуй (которую в документах XVII-XVIII веков называли Каланчой) до конца XVII столетия стояла низкая глухая трёхъярусная башня-раскат. Её верхний мост, расположенный на уровне боевого хода крепостной стены, служил площадкой для установки крупной пушки. Раскат не имел покрытия, а был, вероятно, ограждён, как и крепостные стены, зубцами. Сохранившаяся ныне нижняя часть башни, сложенная в основном из серого известняка, и является раскатом конца XV века. 1692-1693 годах при строительстве каменного воеводского двора башня-раскат была основательно переделана. Над ней надстроили три этажа, а ещё выше - два уменьшающихся восьмерика. Как и Княжая башня, Кокуй была приспособлена для нужд воеводского двора. В первом этаже был сделан каменный свод и «учинён погреб винной». На втором, где тоже выложили свод, помещалась «казённая палата». На третьем этаже устроили две палаты, меж которыми был сделан проход на боевую площадку крепостной стены. Помещение верхнего восьмерика служило «осмотрительной всего города палатой».

В соответствии с описью Новгорода 1675 года на участке Кремля, по которому в настоящее время проходит «боевой ход», располагалось следующее вооружение и военные припасы: в Пречистенской башне - "пушка ломовая" медная в станку на колёсах» и 89 ядер весом 12 гривенок к ней, а также «больших нарядных 45 ядер, мелких нарядных 31 ядро». На участке стены между Пречистенской и Спасской башнями - «пушка ломовая медная», а также «пушка полуторная медная» на деревянном раскате. В Спасской башне - «пушка полуторная медная» и ещё две такие же пушки «в воротех». В башне «против государева двора» (Княжой) - «пушка медная полуторная». На каменном раскате, находившемся на месте нынешней башни Кокуй - «пушка медная ломовая в станку на колёсах».

Караульную службу на стенах и в башнях Новгородской крепости несли преимущественно стрельцы. До 1682 года стрелецкие полки назывались приказами. Первоначально штатная численность стрелецких приказов составляла 500 человек, разделенных на пять сотен. Впоследствии их численность постоянно возрастала. Во второй половине XVII века различались «тысячные» и «семисотные» приказы. В 1680-е годы была проведена унификация штатов стрелецких полков, после чего стало «во всяком полку по 1 000 человек, а в полку порознь чинов пятисотной 1 человек, пристав 1 человек, пятидесятников 20 человек, десятников 100 человек», но на практике численность стрельцов в полках по прежнему колебалась от 600 до 1200 человек.

September 24th, 2015

(проект для сайта ОТЗЫВ.РУ)

В июне прошлого года я заехал на два дня в Великий Новгород – город, где одиннадцать с половиной столетий назад произошло зарождение российской государственности. Останавливался в гостинице "Роза ветров". Lerida написала отзыв об этом отеле, с которым я полностью согласен.

После устройства в гостиницу - отправился смотреть главную здешнюю достопримечательность: новгородский кремль(детинец). Строительство каменной версии детинца завершилось в 15 веке. В дальнейшем - крепостная стена неоднократно восстанавливалась после разрушений, а из 12 башен сохранилось лишь 9.

Фрагмент самого длинного безбашенного участка стены. Арка - Боярские водяные ворота. Вид с правого берега реки Волхов.


Правее и ближе. Справа от звонницы Софийского собора – Тайничные водяные ворота.


Владимирская башня крупным планом.


Она же изнутри. Фасад башни украшен декоративным пояском.


Продолжим движение против часовой стрелки. Две цилиндрические башни: Фёдоровская(слева) и Митрополичья. Обе были сооружены новгородским архиепископом Евфимием II как часть Архиепископского дворца.


Вид на Фёдоровскую башню изнутри. Видны руины вышеупомянутого дворца, среди которых осуществляются раскопки.


Здесь, наверное, имеет смысл дать схему расположения башен кремля из википедии.


Парадный вход в кремль – Воскресенская арка. Располагается на месте утраченной Воскресенской башни, которая была укомплектована надвратной церковью.


Златоустовская(слева) и Покровская башни.


Кокуй – самая высокая башня кремле. Бывшая сторожевая вышка воеводского двора.


Поднимаюсь, делаю несколько кадров. На снимке вышеупомянутые Златоустовская и Покровская башни. Обе с пристройками, о которых - позже.


Софийская сторона.


Слоёный пирог эпох. Близкий по духу снимок с башни я делал в испанском городе Валенсия.


Десятинный монастырь.


Правительство Новгородской области.


Юрьев мужской монастырь.


Торговая сторона и пешеходный мост.


Там же, чуть правее. Вечевая площадь и Ярославово Дворище.


Ярославово Дворище и Древний торг крупным планом. На переднем плане – фрагмент аркады Гостиного двора. За ней - обелиск в честь подвига сержанта Ивана Саввича Герасименко и рядовых Александра Семёновича Красилова, Леонтия Асеевича Черемнова. Все они погибли в районе Новгорода, закрыв 29 января 1942 года своими телами амбразуры гитлеровских дзотов. За монументом - надвратная башня Гостиного двора, правее – Никольский собор. Плюс – несколько церквей.


Пора спускаться. Делаю кадр ближайших объектов. На снимке - часть территории утраченного воеводского двора, Княжая(ближе) и Спасская башни.


Княжая башня в полный рост.


Спасская и Дворцовая башни. Шатёр Спасской башни оборудован дозорной вышкой. Газон у Дворцовой башни с внешней стороны кремля – одно из любимых мест летнего отдыха горожан.


Вид на Дворцовую башню изнутри.


Вот и всё. Круг, вернее – неправильный овал, замкнулся.


Первое, что видит визитёр, преодолев Воскресенскую арку кремля. Прямо - Пречистенская арка, которая находится на одной оси с Воскресенской аркой и пешеходным мостом через Волхов. До 1745 года на её месте была одноименная башня с надвратной церковью. Рухнула. Слева – Епархиальный дом, построенный в 1913 году по инициативе архиепископа Арсения. Архитектор – Преображенский. Стиль - псевдоклассицизм. После 17-го года - театр Октябрьской Революции, в годы фашистской оккупации - конюшня, затем - драматический театр, сейчас - областная филармония.


Пройдём немного вперёд и сменим ракурс, развернувшись против часовой стрелки на 135 градусов. Справа к Епархиальному дому примыкает гнутый дом первой трети 18-го века - Митрополичьи покои. В 1780 году здание было перестроено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Архитектор - Петр Романович Никитин. В резиденции останавливался не только митрополит, но и другие знатные особы, включая царей. Сейчас – это один из корпусов филармонии.


Митрополичьи покои. Другой ракурс.


Снимок в арке.


С покоями соседствует главный новгородский храм - Софийский собор. Епархиальный дом, Митрополичьи покои и Софийский собор образуют непрерывную южную границу Владычного(т.е. архиепископского) двора(резиденция новгородского владыки - главы исполнительной власти республики) в виде загогулины: цифры 27, 28 и 20 соответственно на карте, что представлена ниже. Дальнейшее упоминание объектов я буду сопровождать цифрами из этого плана.


Самая толковая схема новгородского кремля и окрестностей, которая мне попалась. Комментарии к ней можно прочесть вот на этой странице.


И ещё одна схема. Полезна для понимания расположения Владычного и других дворов. Взята со странички http://www.russiancity.ru/text/nov02.htm .

Также пара неплохих схем новгородского кремля лежат по ссылкам:
http://www.ruskompas.ru/novgorodskaya_oblast_reg/velikij_novgorod/dost10469.shtml
http://arc.novgorod.ru/aleshk/ind.php3?file=article/b-krem3.txt&menu=./util/art


Софийский собор(20) во всей красе. Построен в 1050 году. Самый древний славянский православный храм на территории России(ранее славянского был аланский). Купола храма имеют форму шлемов. Музей - в советское время. В 1991 году - возвращён верующим.


Каменные ядра 15-16 вв. у собора.


Свинцовая фигура голубя на кресте центрального купола собора. По легенде – это живой голубь, окаменевший (освинценевщий, оплюмбуневший) от ужаса после просмотра жестокой расправы Ивана Грозного над жителями Новгорода.


Магдебургские врата – бронзовые двери 12-го века западного портала Софийского собора. Есть разные версии о месте изготовления ворот и о том, как они попали в Новгород, где были переделаны мастером Аврамом.


Фрагмент ворот.


Владычная(Грановитая) палата(22). Построена в 15 веке с участием немецких зодчих в стиле ганзейской готики. Затем неоднократно перестраивалась. Внутри палаты - настоящие готические своды. С 1958 года здесь разместилась экспозиция, рассказывающая о декоративно-прикладном и ювелирном искусстве средних веков.


Слева – грановитая палата, крыша на земле скрывает остатки палаты архиепископа Василия Калики (14-ый век), обнаруженные в 2008 году. Справа, на заднем плане - Никитский корпус(21), формирующий восточную границу Владычного двора. Облик здания складывался в 15-19 вв.


Необычное окно Никитского корпуса.


Часозвоня(36) - башня с часами, самое высокое сооружение Детинца. Построена в 17-м веке по приказу новгородского митрополита Иоакима. Перед ней (за крышей над раскопками) стоит Иоанновский(32) корпус (корпус викариев). Он построен не позднее конца 17-го века. После революции здание занимали облисполком, музей, библиотека, и, наконец - детская музыкальная школа.


Здание судного и духовного приказов(33). Построено вдоль кремлёвской стены в 17-м веке.


Ещё одно здание вдоль стены - Лихудов корпус(34). Здесь располагалась славяно-греческая школа(где преподавали братья Иоанникий и Софроний Лихуды), а в 19-м веке – духовное училище. После революции в здании размещались экскурсионное бюро и гостиница, а с 1945 года – специальная научно-производственная реставрационная мастерская.

Покидаю Владычный двор.


В 1862 году в центре Детинца был установлен бронзовый монумент "Тысячелетие России"(31) в форме, напоминающей колокол. Архитектор Виктор Гартман, скульпторы Иван Шредер и Михаил Мекешин. На верхнем ярусе установлены фигуры ангела с крестом и коленопреклонённой женщины, олицетворяющей Россию.


Фрагмент средней части памятника. Слева - князь Владимир крестит Русь, правее – Рюрик со щитом и надписью "Лета 6370"(862 год от Рождества Христова). Справа - Дмитрий Донской победитель.


А здесь он уже слева, а справа - Иван III и его поверженные враги.


Небесный гений указывает путь Петру I на север. Общее количество фигур среднего яруса – 17.


Фрагмент нижнего яруса. Здесь увековечены 109 исторических деятелей, среди которых, есть, к примеру: Гедимин, Ольгерд, Витовт, Кейстут, Богдан Хмельницкий, Безбородко, Дибич Забалканский, Кантемир…


Продолжаю прогулку внутри Детинца. На снимке - мемориал 1965 года "Вечный огонь славы"(26). Находится у стены между Воскресенской аркой и Златоустовской башней. Авторы - ленинградские художники и архитекторы Я. А. Свирский, В. М. Скороходов, Е. М. Рапопорт, П. Ю. Юшканцев.


Музей Древностей у Златоустовской башни(8). Музей основан в мае 1865 года, а здание построено в 1892 году в неорусском стиле.


Покровская церковь. Появилась в 1305 году у башни, которая позже получила аналогичное имя. Нынешний вид церкви устаканился в 17-м веке. В 18-м веке – храм при тюрьме, в 19-м – архив, позже – богадельня. В 1968-2009 гг.(до трагедии с "Хромой лошадью") Покровскую башню и часть помещений церкви занимал ресторан "Детинец".


Внезапно.


Судейский городок(24). Три небольших здания, построенные для проживания священнослужителей в 80-е годы 18-го века на территории, где ранее располагался Воеводский двор. После революции в домах были размещены разные советские учреждения, после войны – квартиры строителей и реставраторов. Сейчас ближайший дом занимает детский музейный центр, а центральный - детская художественная школа.


Церковь Андрея Стратилата(25). Построена(согласно легенде – за один день) в 15-м веке как придел Борисоглебского собора, рухнувшего в 1682 году. После революции – закрыта.


Бывшее здание присутственных мест(23). Возведено в стиле классицизм в 1786 году. Архитектор - В.С. Поливанов. Здесь размещались: казначейство, суды, казённая палата и другие организации. Сейчас здание принадлежит историко-художественному музею.


Один из двух чугунных львов у здания музея, которые были сделаны в 19-м веке для имения графа Аракчеева.

Перемещаюсь ближе к Пречистенской арке.


Звонница Софийского собора(18). Построена в 15-18 вв. Высота звонницы позволяет ей возвышаться над кремлёвской стеной. Здесь тоже есть смотровая площадка.


Рядом - выставка старинных колоколов.

Покидаю территорию детинца через Пречистенскую арку. Продолжение следует.


Ещё несколько фотографий фрагментов Магдебургских врат на закуску.

Рекомендую к просмотру следующие видеофильмы о новгородском детинце:
Великий Новгород. Детинец и его сокровища. 2 части. Русское Православное ТВ
Великий Новгород. Чудеса России
Великий Новгород город-государство. Алексей Трусов (кремль – с позиции 19.10. Общий хронометраж – 1 ч. 21 мин.)

Тем, кто интересуется историей родной земли, советую посетить Новгород Великий - город, про который можно сказать: место, «откуда есть пошла земля русская». Ну а в Новгороде — Кремль, который сочетает и объединяет в одно целое памятники церковного, гражданского и военного русского зодчества. В этой статье я расскажу о самых главных достопримечательностях Новгородского кремля и его истории….

Великий Новгород был основан в 859 году и летом 2009 года он отпраздновал свое 1150-летие. Сердцем древнего города является Кремль. Он был основан князем Ярославом в 1044 году.

До ХIV века Кремль называли Детинцем, поскольку в крепости жили дружинники князя, звавшиеся «отроками», «детьми». Впервые он упоминается в летописях в 1044 года. Новгородский Кремль был основан князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого на левом берегу реки Волхов. Предполагается, что до первого упоминания в летописях о Детинце на этом месте уже были оборонительные укрепления, и строительство Кремля было их расширением, к тому же возможно было связано с началом строительства Софийского собора. Изначально Детинец был деревянным, в последующие годы Кремль неоднократно перестраивался и в XV веке при присоединении Новгорода к Московскому государству в правление Великого Московского князя Ивана III, он был окончательно перестроен в каменном виде. Новгородский Кремль вплоть до XVIII века являлся важной оборонительной крепостью на северо-западной границе Руси.

В начале ХII века, во время перестройки, к воротным башням изнутри детинца пристраиваются надвратные каменные храмы. В 1195 году, на воротах, выходивших к мосту через Волхов, новгородский архиепископ Мартирий возвел каменную церковь Положения ризы и пояса богородицы, расписанную фресками по заказу того же Мартирия в следующем году. От пристроенной церкви ворота получили название «Пречистенских».

С середины ХII века, в связи с формированием нового политического строя Новгородской вечевой республики, роль княжеской власти значительно упала, уступив место не только выборному посаднику, но и архиепископу, который обычно выбирался из крупнейших боярских фамилий и играл важнейшую роль в политической жизни вечевой республики. С начала ХII века, князья переселяются на Городище, с которым вплоть до присоединения Новгорода к Москве связана вся дальнейшая история княжеской власти. Детинец с этого времени становится оплотом нового вечевого строя Новгорода.

В 1398 году архиепископ Иоанн соорудил новую каменную церковь Воскресения на воротах, по-видимому, на месте более древней надвратной церкви того же имени, выстроенной в 1296 году. В 1461 году архиепископ Иоанн на месте разрушившейся древней надвратной церкви Владимира поставил новую, а в 1464 году он же заново перестраивает разрушившуюся церковь над Пречистенскими воротами, ведшими на Волховский мост. В ХII – ХIII веках, перестройка стен и башен детинца и сооружение надвратных храмов в основном ведутся по инициативе архиепископа, который в это время становится фактическим выборным главой Новгородской вечевой республики. Его резиденция – Владычный двор, занимающая значительную часть территории детинца, застраивается многочисленными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. Обязанность сохранять боеспособность детинца вытекала не только из государственного положения новгородского владыки, но и из заботы об охране своего Владычного двора.

В конце ХV века, после присоединения Новгорода к Москве, политическим хозяином детинца становится московский великий князь. Отныне все постройки и ремонты делаются по приказанию из Москвы, хотя и не всегда на московские средства. В 1484 году «повелением великого князя Ивана Васильевича начаша здати град камен детинец по старой основе». В течение ХVII века московское правительство неусыпно следило за поддержанием обороноспособности новгородского детинца. В 1701 году, после сражения под Нарвой, Петр I отдал распоряжение об усилении укреплений Новгорода и Пскова. Вскоре, в связи с изменением западных границ России, военное значение Новгорода упало. В 1720 году «велено Новгородскую крепость оставить и гарнизону там не быть». Однако с 1729 года Новгород вновь оказался на некоторое время в штате крепостей по северо-западной границе.

Новгородский детинец в плане представляет неправильный овал, вытянутый по оси север – юг, несколько вогнутый со стороны Волхова. Общая протяженность стен и башен детинца 1385 метров. В ХV веке детинец имел тринадцать башен, из которых доныне сохранилось лишь девять. Шесть 6ашен служили укреплением ворот, остальные усиливали оборону наиболее ответственных участков стен. Стены и башни детинца сложены из каменных плит, булыги и кирпича. Применение кирпича в качестве облицовочного материала, отличает новгородский детинец от других, построенных в то же время, крепостей на северо-западе. Новгородский детинец, являясь значительным военно-инженерным сооружением своего времени, был и остается поныне замечательным памятником древнерусского зодчества, представляя большой интерес с архитектурно-художественной точки зрения. Решение практических задач обороны отнюдь не вынуждало зодчих пренебрегать поисками прекрасных пропорций и форм как постройки в целом, так и ее частей.

Достопримечательности Новгородского Кремля.

Архитектурный ансамбль Новгородского Кремля удивительно сочетает и объединяет в одно целое памятники церковного, гражданского и военного русского зодчества. Кремль соору­жался в эпоху расцвета артиллерии, именно она была главным оружием обороняющихся. На башнях пушки и крупнокали­берные крепостные пищали устанавливались в несколько яру­сов, расположение башен позволяло в наиболее опасных мес­тах успешно вести перекрестный огонь. Мощные крепостные стены вну­шительно подкреплены узлами обороны - тринадцатью баш­нями. Четыре из них имели проездные ворота. Из двенадцати башен, которые находились в Детинце XV веке, до нашего времени сохранились лишь девять: Спасская, Дворцовая, Княжая, Кукуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская. Не все принятые названия сегодняшнего времени башен исторические. Наименования “Дворцовая”, “Княжая”, “Кукуй”, “Митрополичья” введены авторами краеведческой литературы сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX веков.

При постройке стен и башен избегали прямых или острых углов, являющихся выгодными пунктами атаки и более чувствительных к ударам осаждавших. Расположение, близкое к кругу, облегчало и наблюдение за операциями противника. Поэтому естественно сложившаяся округлая форма поселения была сохранена и при постройке укреплений. Таким образом строители позаботились не только о внешней защите, но предусмотрели и тот случай, если противник ворвется в крепость.

Проездные башни значительно выступают вперед, а их внутренние фасады находятся на одной линии с крепостными стенами. Такое расположение проездных башен можно объяснить тем, что внутри Кремля к ним примыкали надвратные храмы и строители вынуждены были с этим считаться. Ярусы башен соединялись между собой деревянными лестницами. Каждая из башен имела выходы на боевой ход крепостной стены. Однако несмотря на военное предназначение, башням новгородского Кремля не присуща холодная суровость. Все они отличаются выразительными, стройными пропорциями. Их стены не вертикальны, а из-за их сужения кверху они слегка наклонены к центру. Большинство башен имеет декоративное убранство. Особая торжественность, праздничность Кремля — свидетельство влияния культовой и гражданской архитектуры на крепостную.

На территории Новгородского Кремля сохранились почти все храмы. И здесь находится самый древний, из сохранившихся в современной России — Софийский собор , тот самый, который строил князь Владимир Ярославович. Стены собора белоснежные, сложены из известняка, собор венчают пять глав, шестая над входной башней. На кресте главного, позолоченного купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. Фрески и росписи XI – XII веков внутри и на наружной стене Софийского собора сохранились частично. В соборе покоятся останки шести святых: княгини Ирины, ее сына Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна. Софийский собор является действующим храмом. Софийский собор не поражает своими размерами и роскошью. София потрясает воображение своей историей — это самое древнее каменное сооружение в России, сохранившееся до наших дней, здание, без которого нет Великого Новгорода. Этот храм поставили тогда, когда не было на свете Москвы, не существовало собора Парижской Богоматери и лондонского Тауэра, никто не слышал о готических церквах. В Софии хранилась казна города, ценные книги, здесь велась новгородская летопись, принимали иноземных послов, заключали военные и торговые союзы, оглашали указы. Хотя за тысячу лет собор не раз перестраивался, его первоначальный облик почти не изменился. Высота пятинефного крестово-купольного храма — 38 метров, он увенчан шестью куполами. Голубь, символ Святого Духа, установленный на кресте центрального купола, появился, по легенде, после учиненного Иваном Грозным разгрома: «Летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников и окаменел. А как слетит голубь с креста, так Новгороду конец…» . Сегодня в соборе можно увидеть уникальные фрески XI-XII вв., иконостасы с иконами XV-XVII веках. Главный Успенский иконостас по праву можно назвать шедевром мирового искусства. В соборе хранится русская национальная реликвия — чудотворная икона «Знамение Божьей Матери» (XII век), которая в 1170 году спасла Новгород от суздальцев. Главный вход в собор украшают бронзовые врата со сценами из Ветхого и Нового Заветов, отлитые в XII веке в Магдебурге.

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный и Рождественский. Среди икон особо выделяются иконы «Божьей матери Знамение», «Евфимий Великий» «Антоний Великий», «Савва освященный». А так же «София, Премудрость Божия» (XV век). Икона находится в центральном иконостасе.

В юго-восточной части Детинца расположена небольшая «обетная» (построенная по обету за один день) церковь Андрея Стратилата постройки XV – XVII веков. Церковь имеет одну маленькую главку на глухом граненом барабане, а над входом находится однопролётная звонница. Церковь Андрея Стратилата была построена на месте разрушенного храма Бориса и Глеба. Церковь стоит на фундаменте лестничной башни собора Бориса и Глеба (1167 г.), являвшегося одной из монументальных построек Кремля, возведенной неким Сотко Сытичем, которого нередко отождествляют с былинным героем Садко. Внутри храма сохранились фрагменты фресковых росписей, отличающиеся богатством орнаментальных мотивов.

В северной части Кремля находится Церковь Сергия Радонежского (постройка XV века), она уникальна тем, что является единственной из сохранившихся надвратных церквей не только в Новгороде, но и во всей России. В XV веке пять проездных башен Новгородского Кремля имели надвратные храмы. Это было отличительной особенностью Детинца от других Кремлей. Церковь Сергия Радонежского маленькая, прямоугольного сечения с трёхскатным куполом, изначально она была домовой. Внутри храм расписан фресками, представляющими собой миниатюрные композиции, рассказывающими о житии Сергия Радонежского. В настоящее время помещение церкви является хранилищем музея.

С востока к надвратной Церкви Сергия Радонежского примыкает здание Иоанновского корпуса . А с запада, вплотную примыкает Часозвоня – это башня с часами, постройки XVII века. Часозвоня самое высокое строение Новгородского Кремля, её высота – достигает 40 метров. В верхней части башни расположены 4 циферблата часов по сторонам света. Ещё одна особенность Часозвони – то, что она имеет заметный наклон. К башне вплотную примыкает с запада здание Лихудова корпуса, в древности в нём располагалась славяно-греческая школа.

Вообще в северной части Детинца в древности находился Владычный двор , он примыкал к Софийскому собору и был наглухо отделён от остальной территории Новгородского Кремля. И попасть на Владычный двор возможно было только через ворота у юго-западного угла Софии, сегодня на этом месте находится арочный проход под галереей, соединяющей Митрополичьи покои с Софийским собором. В покоях Владычного двора жили самые богатые новгородские епископы. На дворовой площади собиралось Новгородское Вече, а в Грановитой палате собирался «совет господ». До наших дней из построек Владычного двора сохранились Грановитая палата, Никитский корпус, Лихудов корпус, Часозвоня, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов.

Грановитая палата или ещё её называли Владычная палата, построена в 1433 году. Свод парадного зала Грановитой палаты опирается на массивный столб, установленный в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями - нервюрами. Отсюда и название Грановитой палаты. Само здание было построено в стиле кирпичной готики. Сейчас в Грановитой палате музей, где представлены экспозиции сокровищ русского прикладного и ювелирного искусства XI-XII веков. Также здесь хранятся оклады икон и евангелий, церковная утварь, предметы церковного облачения и уникальнейшие памятники древней русской письменности.

А в 1958 году в помещениях Грановитой палаты была открыта уникальная выставка декоративно-прикладного и ювелирного искусства 11-19 веков, которая занимает ведущее место среди собраний Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Основу экспозиции «Декоративно-прикладное ювелирное искусство 11-19 веков» составляют изделия новгородских мастеров, которые уже в 11-12 веках владели различными техническими приемами обработки драгоценных металлов – применяли позолоту и резьбу, тонко чеканили сложные узоры, украшали свои изделия чернью, жемчугом. Своеобразие замыслов новгородских умельцев сыграло большую роль в становлении общерусского декоративно-прикладного искусства. Именно новгородцы выступили создателями национальной формы русской посуды, получившей широкое распространение в 15-17 веках, — они первыми стали ковать из металла ладьевидные ковши. Одно из самых значительных собраний ювелирного искусства в России. На выставке из фондов Новгородского музея заповедника представлено около двухсот памятников золотого и серебряного дела, мелкой пластики византийских, русских и западноевропейских мастеров, охватывающих период с VI по XIX столетие. Ее основу составляют памятники соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода. Представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала, Западной Европой, посольские дары, ставшие вкладами царствующих особ в главные святыни Новгорода.

На территории Владычного двора располагалось, когда то, большое здание Архиепископского дворца , построенного в XV веке. Здание не сохранилось, а представление о нём складывается по археологическим раскопкам. Уцелевшие остатки дворца открыты для обозрения. Интереснейшим фактом является то, что во дворце был водопровод и канализация, для XV века это была редкость. Были обнаружены глиняные трубы, служившие водопроводом и остатки канализационных устройств, которые являются самыми древними на территории России. Вдоль западной стены южной части Кремля находился Воеводский двор . Строительство его велось в конце XVII века, а до этого времени здесь размещался Наместный двор. В состав комплекса построек Воеводского двора входила Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это единственное сохранившееся сооружение Воеводского двора. Сейчас Церковь Покрова Пресвятой Богородицы передана Русской Православной Церкви.

А у следующей башни – Златоустовской, тоже расположено интересное белое здание. Оно было пристроено к башне в конце XVIII века в виде двух флигелей. И весь комплекс был приспособлен под мужскую тюрьму. В башне содержались арестованные, в южном флигеле находилась караульня, а в северном - тюремная больница. Сейчас в комплексе Златоустовской башне размещаются службы Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.

Над восточной кремлёвской стеной Детинца возвышается красивое стенообразное сооружение с пятью арками и одной восьмигранной главкой. Это – памятник архитектуры XV – XVIII веков. Софийская звонница, с амое древнее и крупное из дошедших до нас подколокольных сооружений. В Звоннице имеется смотровая площадка, которая открыта для посещения в теплое время года ежедневно. С нее открывается великолепная панорама на Великий Новгород.

Недалеко от звонницы Софийского собора расположена церковь Входа Господня в Иерусалим (постройки конца XVIII века). В 1930 году некоторые атрибуты церкви, в том числе купол были демонтированы. В настоящее время здесь находится Лекторий Новгородского музея.

В Новгородском Кремле сохранилось много памятников гражданской архитектуры. Одно из самых больших в Кремле - здание Присутственных мест, представляет образец архитектуры XVIII-XIX веков. Сейчас в нём располагается Новгородский объединённый музей-заповедник и выставлены экспозиции «История Новгородского края», «Русское искусство XVIII - XX вв.», «Древнерусская иконопись». Орудия труда, бытовая утварь, изделия ремесленников, воинское снаряжение, берестяные письма вводят посетителя экспозиции «История Новгородского края» в мир Древней Руси.

Экспозиция «Древнерусская иконопись», насчитывающая более 260 икон, позволяет проследить становление и расцвет новгородской школы иконописи. Самая древняя икона «Апостолы Петр и Павел» (XI век), по преданию, привезена князем Владимиром Мономахом из Корсуни. Икона «Святой Никола» (1294 год, из Николо-Липенского монастыря близ Новгорода) отражает основные черты сложившейся к этому времени новгородской школы иконописи: суровость образов, плоскостное построение композиции и контрастность цветового решения. Иконы из церкви Успения на Волотовом поле, двусторонние Софийские «таблетки» XV-XVI вв. — вершинные произведения новгородской иконописи периода ее расцвета — привлекают туристов со всего мира.

Рядом со зданием Присутственных мест расположился Судейский городок . В 1778 году Екатериной II был утверждён проект перепланировки Новгорода, по которому планировалось южную часть Кремля очистить от старых построек и застроить новыми административными и жилыми зданиями. По этому проекту построено три жилых дома для священнослужителей Софийского собора. Здания небольшие двухэтажные представляют собой типичный образец скромной жилой постройки конца XVIII века в стиле провинциального классицизма.

Ну и главная достопримечательность Новгородского Кремля, такая же значимая, как и Софийский собор – это , расположенный в самом центре Кремля. Его торжественное открытие состоялось 8 сентября 1862 года. Памятник установлен в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь, положившим начало русской государственности. В 862 году представители славянских и финских племен, чтобы прекратить междоусобицы в северной Руси между своими племенами пригласили князя со стороны. Им оказался Рюрик, ставшей впоследствии родоначальником царской, династии Рюриковичей. Памятник «Тысячелетия России» символизирует «самодержавие, православие и народность». Напоминает он огромный колокол и с этим трудно не согласится. Колокол должен был извещать о главных, славных событиях Государства русского, российского за 1000 лет.
Верхняя часть памятника это огромный шар. Композиция называется православие. Шар символизирует государство, державу. Наверху фигура женщины в русских одеждах. Она рукой опирается на щит. В лице женщины представлена наша Родина, Русь, Россия. Над ней ангел, символ православной веры и поддерживает крест державы. А вокруг этого шара высокие фигуры, каждая из которых — наиболее важный этап в истории России.

Пройдя вокруг памятника, вспомнили 10 веков русской истории и прочитали пожелание: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II , лета 1862.».

Новгородский Кремль является музеем – заповедником федерального значения и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетив Новгородский Кремль, вы соприкоснётесь с историей и культурой Древней Руси, насладитесь красотой архитектурных форм и замечательными видами со смотровых площадок башен и звонницы, и просто отдохнёте, здесь замечательные скверы. Самый лучший ракурс у Новгородского Кремля открывается с реки Волхов, если подплывать к нему со стороны озера Ильмень. Причем, дух у особо эмоциональных туристов захватывает уже от колокольного звона, разносящегося над водой на многие километры в то время, когда стены кремля еще и не видны.

Новгород справедливо называют «русской Флоренцией»: ни один из древнерусских городов не сохранил такого множества архитектурных сооружений с древней настенной живописью.

Особо можно отметить, что вид с башни Кокуй на Княжую, Спасскую и Дворцовую башни и стены новгородского детинца изображены на российских банкнотах достоинством в 5000 рублей образца 1995 года и достоинством пять рублей образца 1997 года. Архитектурная панорама Новгородского кремля в обрамлении стилизованной арки изображена на серебряной монете достоинством в 200 рублей образца 2009 года.