Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Портал "дивное дивеево" Икона Казанская Божья Матерь

Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Портал "дивное дивеево" Икона Казанская Божья Матерь

Оптину Пустынь по праву называют сердцем русского православия. Это место является духовной лечебницей для многих поколений русских людей. Сюда, к оптинским старцам, приезжали за советом и духовной помощью как и простые люди, так и многие известные ученые и писатели: Достоевский, Гоголь, Соловьев, Толстой, Ключевской и другие. Сегодня в Оптиной пустыни обретены и покоятся мощи преподобных старцев — преподобных Амвросия, Льва, Макария, Варсонофия и других, и каждый православный верующий имеет возможность прикоснуться к этим Великим святыням.

Программа поездки:

Село Клыково — мужская Пустынь Спаса Нерукотворного Образа. Рассказ о схимонахине Сепфоре – духовной старице. Посещение ее келии и других святынь. Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева мужская пустынь. Экскурсия. Часовня Новомучеников. Источник прп. Пафнутия Боровского (купель). Скит. Вечернее и утреннее богослужение. Переезд в п. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиева Шамординская женская обитель. Экскурсия. Источник (купель).

Выезд из Москвы, ул. Костромская, 7 возле собора всех Московских Святых (в двух минутах от станции метро Бибирево) и из г. Пушкино, Советская площадь (напротив городской администрации)

В стоимость входит : автобус, экскурсионное сопровождение, двухразовое питание, ночлег в гостинице.

Оптина Пустынь

Многие богомольцы оставили самые теплые воспоминания о своем пребывании в Оптиной. «Тому, кто узнал эту чудную жизнь в Оптине, все в сравнении с ней кажется безобразным». «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной» (архиеп. Дамаскин Тульский).
Свт. Игнатий (Брянчанинов), учитель Церкви, отец и наставник монашества, аскет, духовный сын оптинского старца прп. Льва, живший около года в Оптиной пустыни и считавший ее самым благоустроенным монастырем в России, сказал: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся»; «…благословенная Оптина пустынь не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне… и скит с его вдохновенной тишиной».
Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество
людей приблизилось так близко к идеалу христианских отношений, к райскому жительству, к Царствию Небесному уже здесь, на земле. И это царство просуществовало ровно сто лет. Были, конечно, испытания, скорби, ошибки, не все так безоблачно, но такой духовной высоты общество нигде в России не достигало. Нигде святое братство не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ.
К торжественному празднованию тысячелетия Крещения Руси поруганные святые храмы и монастыри стали возвращать Русской Православной Церкви. В 1987 году в числе первых была возвращена Оптина Пустынь. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня 1988 года, были причислены к лику святых девять подвижников благочестия, среди которых – великий российский старец-духовник иеросхимонах Амвросий Оптинский (1812 – 1891).
A в конце ХХ века мир узнал об Оптинских новомучениках. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт были убиты сатанистом на Пасху 1993 года. Их имена ещё не пополнили святцы, но они уже давно славятся как любимые народные святые, реально помогающие людям.

Клыково

Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой: березовые рощи, обширные поля, луга, реки.
В этом монастыре подвизалась старица Сепфора, которая молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково и умерла в 1997 году на 102
-м году жизни. При жизни к ней за помощью и советом обращались игумены и протоиереи, тысячи людей испытали на себе силу ее огненной молитвы.
Поэтому паломники, отправляясь в Клыково, часто говорят: «Поедем к матушке Сепфоре».

Шамородино

На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Ка
занская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.
С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую об
итель.
Вблизи монастыря находится восстановленный сестрами обители Живоносный источник. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения.

Из рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света (Подсолнечные места)»

…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора - Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

…Мы стоим на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Это невероятный природный ландшафт.

Шамордино находится перед Козельском и Оптиной пустынью (если вы едете от Калуги). За ~14км до Козельска (~20км до Оптиной Пустыни) будет правый поворот и указатель. Не проскочите мимо!

Когда вот так поворачиваешь посреди какой-то придорожной деревни, несешься по узкой асфальтовой дороге, навстречу тебе женщины в байковых халатах, платках и сапогах, коровы, и гуси провожают удивленным взглядом вашу машину, то меньше всего в этот момент ты готов к встрече с прекрасной природой. Когда слева показалось ЭТО, назовем эту картинку «природный пейзаж», а впереди уже мелькнули маковки монастыря, то не знаешь куда смотреть и, скорее всего, ваше приоритетное внимание будет захвачено целью вашей поездки - монастырем. Зато на обратном пути… уже завидую, представляя, что вы увидите… вашим глазам откроется невероятная красота!
Начну с красоты. Красота - это край обрыва по дороге к монастырю (слева).
Уже возвращаясь из Шамордино, мы решили перекусить, и поэтому увидели на самом краю склона чуть заметный в траве подъезд и остановились. А так, наверное, снова промчались бы мимо, решив, что взгляда из окна машины будет вполне достаточно. А здесь нужно! Обязательно! Остановиться.

Обрыв - это условное обозначение того, что перед нами. Впереди, если выражаться строительными терминами - будет грандиозный природный котлован. То есть вы - стоите наверху, а под вами глубоко вниз будет расстилаться… не подберу никак обозначение. Котлован, конечно, дурацкий термин, я его употребила, чтобы обозначить глубину. Мне нравится слово - крутояр. Оно точно более подходит.
Значит снова, попытка номер два - вы стоите на крутояре. Вниз из-под ног уходит крутейший склон, густо-прегусто поросший цветущей лесной клубникой и разновеликой травой. Внизу - равнина. Панорама - до горизонта. Причем видимость - километров на 20 вперед. Перед глазами - бескрайний волнистый зеленый травянистый бархат. Завитки узкой речки Сирёны. Однородность ярко-зелёной бархатной поверхности земли, нарушают тёмно-зелёные кучерявые шарики деревьев, которые обрамляют только берега речки. За ними до горизонта - снова луговое раздолье с островками леса. Это невероятный природный ландшафт, явно не типичный для русских равнин.

Ух, где-то полощет дождище!

Вот такое разнотравье

Травы на солнце так пахнут!

Если решитесь спуститься по крутому откосу вниз, то вас ожидает роскошный подарок

Полевая клубника! Какая же она ароматная!

Мы припарковались у стены монастыря. Входим. И первое что я вижу - невероятно красивый краснокирпичный собор и табличку с предупреждением, что фотографировать нельзя. Ну вот почему - нельзя??? Может быть лучше чем запрещать - разрешить, но за плату? Потому что - не сфотографировать такой уникальной красоты собор - нереально. Все фотографируют. Кто из-под полы, кто открыто. Наоборот - нельзя никого отпускать из Шамордино без фотографий!

Я рассказываю сейчас про Казанский собор .
Но, наверное, следует рассказать сначала историю этой обители. А она и трудная, и печальная, и радостная.
Ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится….
Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки - Люба и Вера - были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно - зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но - не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся» . Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом….
В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель ….
Так на месте барского дома устроился храм - и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям….

Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки - всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До этого - я не представляла и не знала, что из обычного кирпича можно творить такие узоры. Почему-то стиль этот некоторые называют «вычурным и витиеватым». ??? Непонятно. Это ведь такая виртуозная работа. Такое впечатление, будто строители использовали не тяжелые кирпичи, а вышивали бисером узоры - на стенах, на кокошниках, на наличниках, на крылечках. Архитектор собора - Сергей Шервуд , сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен.

На фотографирование я попросила разрешение у сестер в Казанском монастыре. Оказывается снимать можно везде, кроме внутреннего пространства храма.

Внутри он тоже огромный и просторный, с высоченным сводчатым потолком, без росписей, вытянутый по прямоугольному, с колоннами и арками по бокам - и чем-то похож на бальную залу. Здесь в Казанском соборе находятся две святыни монастыря: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

История первая . Однажды к матушке Амвросии подошла женщина и принесла ей икону Казанской Божией Матери (это происходило в Белёвском монастыре). Ей нужны были деньги на еду - и она отдала её в заклад. Сумму - 10 рублей матушка Амвросия ей дала, икону приняла, но впоследствии за ней никто не явился. Икона оказалась чудотворной, масло из лампадки, зажженной перед ней, приносило исцеление. С тех пор матушка Амвросия всегда закупала масла ровно на десять рублей, в память того, что именно за эту сумму Божией Матери было угодно поселиться у неё в келье. Потом этот образ оказалась в Шамордино, и были очевидцы, которые видели исходящие от него яркие лучи света. Говорили, что «никто, имея что-нибудь на совести, не может вынести взора Царицы Небесной с этой иконы». Эта драгоценная икона пропала, вернее, была похищена, когда в 1960-е годы её переместили в соседний деревенский храм. Сейчас в Казанском соборе находится образ Казанской Божией Матери, написанный на Афоне настоятелем скита монахом Арсением (Святогорское братство).
История вторая . В Шамордино раньше находилась ещё одна удивительная, не имеющая аналогов икона. Называлась она «Спорительница хлебов» и на ней Божия Матушка сидит на облаке с раскинутыми руками, а внизу ржаное золотистое поле со скошенными снопами. Старцу Амвросию было тонкое видение во сне, по которому он, объяснив смысл, попросил написать икону. Оригинал сейчас находится в Литве, куда он попал после 1917 года. В Казанском соборе - список с неё.

За внешней стеной алтаря Казанского собора (т.е. на улице), находятся четыре захоронения. Здесь покоятся матушка София, две другие настоятельницы и С.Перлов.
Монахиня София (Софья Астафьева/Болотова, 1845-1888, 33 года) - первая настоятельница Шамординского монастыря. Путь её в эту обитель затейлив и сложен. Она жила в Козельске, вдова, воспитывала дочку Надежду. Красивая, умная, волевая, энергичная. Конечно же, побывала в Оптиной пустыни. Её принял старец Амвросий, которому уже был открыт её путь. Старец даёт ей странный совет - выйти снова замуж за некоего козельского помещика. На самом деле - это было своего рода послушание, испытание характера. Не зря же Амвросий говорил: «Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».
Софья была самой деятельной помощницей старца. К кресту прикреплена её фотография - и по ней можно судить о действительно выдающихся внешних данных этой женщины. Она была - красавица с тонкими чертами лица, и очень печальными и строгими глазами. На её могилке происходят чудеса помощи и исцеления. Здесь даже прикреплена табличка с просьбой сообщать о подобных случаях в обитель, потому что сейчас матушка София относится пока к чину местночтимых святых.

В Шамординской обители 21 год прожила сестра Льва Толстого - Мария Николаевна . После неудачного замужества она ушла в монастырь. С братом её связывала самая нежная дружба. Если только в Оптиной Толстой побывал раз шесть, то здесь в Шамордино - гораздо больше. В Шамордине, в спокойной обстановке (в отличие от истеричной семейной яснополянской) писался «Хаджи-Мурат». Сюда же он сбежал в конце концов из Ясной Поляны от жены к сестре. Приехал «жалкий и старенький» и сказал: «Дома ужасно, - и заплакал». (Из воспоминаний дочери Марии Николаевны - Елизаветы Оболенской).

Территория Шамординского монастыря достаточно большая и красивая. Как всегда - если монастырь женский, то в нём обязательно много цветов. Видели ещё симпатичное объявление: «Раздаются монастырские котята от кошки крысоловки трёхцветной масти» . На территории есть схема, где указаны все постройки - можно при желании погулять, поискать, но мы уже устали. Вообще-то по-хорошему - Оптина Пустынь и Шамордино - это два очень серьёзных места и посещать их желательно бы в разные дни, а не все вместе в один. Хорошо бы попасть на службу.

В преддверии окончания занятий в группе «Слово и вера» преподаватели предложили нам, учащимся, отправиться в паломническую поездку в Оптину пустынь с заездом в Клыково в монастырь Спаса Нерукотворного пустынь и в Шамордино.

По благословению настоятеля нашего храма поездка состоялась 21 мая накануне празднования святителя Николая (Николы вешнего). День выдался сумрачным. Со всех сторон над Калугой висели свинцовые тучи, но экскурсовод Наталья сказала, что в Оптиной будет солнце. Ведь не погодные ожидания волновали паломников: все стремились к свету Оптиной, который она изливает на всех притекающих к нему.

Автобус отправляется в дорогу, вот он покидает пределы Калуги – путь к благословенной Оптиной открыт.

Конечно, мы мало напоминаем тех паломников с нищими котомками, которыми так славилась наша богомольная Русь. О них мы знаем по старинным фотографиям. При неказистом внешнем облике бывалого странника больше всего помнится не запыленная одежда и обувь, а удивительно просветленный человека, который ради веры готов принять и более тяжкие испытания, чем стужа и зной. В свое время таких паломников называли на Руси поклонниками, ведь главной их целью было поклонение святыням.

Путь-то к Богу нелегок, и для современного человека это, скорее, метафора. Или мечта повторить подвиг, сопряженный с многочисленными лишениями. Однако щадим мы себя, ох как щадим. Но и мы внешне благополучные, уверенные в себе, независимые, а в глубинах своей души исполненные смятения, недовольства собой, скоро пребудем в места, где когда-то воссияли светильники духа. Приедем, чтобы поклониться святыням.

Мы надеемся по их молитвам обрести душевный мир, найти пути к своему спасению. Ведь мы знаем, какая святость, какая непостижимая бездна любви пребывала в них. Да, это и есть цель нашего путешествия.

И вот из-за поворота сверкнуло золото крестов, устремленных в небо.

Оптина пустынь…Жиздра река.

В синюю вечность плывут облака…

То ли это солнце осветило то благословенное место, то ли ее собственный свет разорвал и развеял мрачные тучи. Свет Оптиной - воочию для всех. Вступаем на эту священную землю.


Пытаемся вобрать в себя ее историю, где небесное и земное всегда сосуществовали в нераздельном единстве. Действительно, в девятнадцатом веке Оптинская обитель цвела такой высокой нравственностью, что каждый мальчик-послушник был как старец. По свидетельству многих, ее населяли земные ангелы и небесные жители, являвшие пример благочиния, послушания, терпения, смиренно­мудрия, кротости, смирения!

Узнаем, когда начало Божественной литургии. В этот день служили во Введенском храме.

Свечи в Введенском соборе горят.

Лики с икон, мироточа, глядят.

Что же я плачу, глотая слова,

Если душа у России жива!

Перед причастием иеромонах Назарий прочитал проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, сказавший такие слова:

И з всех его писаний открывается его немыслимая духовная категоричность. Потому что он рассматривает грех не просто как слабость и проявление человеческой природы, но как противоположность добру, как абсолютное зло.

По окончании литургии с чувством душевного трепета и умиления прикасаемся к мощам старца Амвросия.

И спешим во Владимирский храм - усыпальницу для обретенных святых мощей преподобных старцев Оптинских. С благоговением прикладываемся к мощам святых, которые источают исцеления. Святые старцы Оптинские, молите Бога о нас грешных!

А еще нужно успеть поклониться невинно убиенным в пасхальную ночь иеромонаху Василию и инокам Трофиму и Ферапонту, ведь

…Над часовней и звонницей вдруг

Три лебедя белых заходят на круг.

Мягко ложится перо от крыла

Там, где кровь иноков густо цвела…

Сердце зашлось, как пришли на погост,

Где братья Василий, Трофим, Ферапонт..

А потом была дорога в Иоанно-Предтеченский скит, дорога, которой проходили с молитвой на устах оптинские старцы.

Вот и скит, где в небольшой хибарке жил великий старец Амвросий, за духовным окормлением к которому тянулась вся Россия.


Старец имел духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. Будучи из-за болезни прикованным к постели, он с утра и до поздней ночи принимал посетителей в течение тридцати лет лет. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.


А недалеко от скитских врат находится колодец Амвросия Оптинского, выкопанный по его поручению. Для монаха хуже нет, если его похвалят. Старец исцелял людей, но, не желая человеческой славы, отправлял к колодцу попить целебной водички.

Испили и мы водички, и снова в путь.

Пусть крестный путь наш не знает дорог.

Только б в нем колокол русский не смолк.

Только б не гас над Отечеством, нет,

Благословенной Опт иной свет. .

Действительно, ее свет не гаснет. Он, вырываясь за монастырские пределы, устремляется к иным благословенным местам.

Таким местом стало с. Клыково, куда в 1924 г., спасаясь от преследования большевиков, переселилось несколько монахов из Оптиной пустыни. История Клыковского монастыря, как и история самой Оптиной исполнена высокого трагизма. Многие из братии клыковской общины с настоятелем храма в честь Спаса Нерукотворного иеромонахом Пантелеимоном были расстреляны в 1937 г. Но свет Оптиной по приговору тройки уничтожить нельзя. Свет ее, вечный и нетленный, будет светить всегда. И в 1991г. оптинские монахи начали возрождение обители.

У Господа все промыслительно. И на духовное окормление клыковского мужского монастыря Господь посылает старицу монахиню Сепфору - женщину. Небывалое, неслыханное дело. Молитвенной же помощью матушки монастырь начал быстро благоустраиваться и благоукрашаться. Обещала ведь прозорливица процветание этому необыкновенному месту. И вот за несколько лет вырос на его территории новый храм в честь священномученика Кукши.

Необычный по своему внутреннему устроению (в основе проекта лежала греческая традиция), совместивший собственно храм и монашеские келлии, соединивший все в единое целое внутренним двориком, закрытым стеклянной крышей. Поэтому храм кажется залитым светом. Обещала же матушка братии, что будет им храм красоты необыкновенной.



А вот и домик матушки. Она покинула его почти двадцать лет назад, но ее незримое присутствие ощущается и сегодня. Домик живет своей таинственной жизнью: мироточит ее фотография, год от года все ярче расцветают краски на ее коврике, поновляется и ее одежда. Угощает всех матушка ее любимыми пустячками-конфетками. А вот палочкой уже не бивают. Убрали ее в футлярчик. И теперь можно лишь лицезреть эту знаменитую палочку. А так бы нужно, выбить из наших душ всю нечистоту и грязь житейскую.

У могилки матушки цветы. Здесь всегда многолюдно. Воздыхания и просьбы о ее всемилостивом предстательстве пред Господом возносятся в строгой тишине.

Отдаем матушке свой прощальный поклон и отправляемся в Шамордино, в ставропигиальный женский монастырь, именуемый Казанской амвросиевской пустынью. Монастырь этот основан самим преподобным Амвросием Оптинским. Это его любимое детище. Здесь он и окончил свой земной путь.

Здесь все поражает своей красотой и величием. Необыкновенной красоты храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен по проекту архитектора С.В. Шервуда. Его отец, тоже архитектор, построил знаменитый Государственный исторический музей, который теперь встречает все парады на Красной площади. Поражает их архитектурное родство: красный кирпич, замысловатость форм.

Храм огромный, светлый, иконный. Иконы эти исполнены в необыкновенной технике: сестры сами вышивают их бисером.

Особо почитается здесь икона, написанная по благословению старца Амвросия. И вроде бы к изображению тучных хлебов он сам приложил свою благословляющую руку. Возможно это легенда. Он предсказал сестрам, что она будет их кормилицей. И не только их, но всех, почитающих этот святой образ, поэтому он столь любим в народе.

А на улице уже распогодилось и вовсю светит солнце. Бушуют нежно-зеленые краски. Все утопает в цветах, с любовью выращенных сестрами, воссоздающими на земле зримый образ рая, той неземной абсолютной красоты, куда мы устремляем свои помыслы.

Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы — у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».

Нет — ~200 км до Калуги, потом ~70 км до Козельска в 7 км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра — просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью — например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника — не называйте это случайностью.

Потому что это — ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.

Зачем?

Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни — будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место — как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так — вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно — вы задумаетесь о разных вещах.

Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно — церковь такая то, век такой то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное — ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы — приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.

В общем то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были — развалины. Оптина пустынь — это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то — не надо, поворачивайте обратно.

Оптину Пустынь освещают люди — святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».

Шамордино — находится в 14 км от Оптиной Пустыни и это — у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу — Амвросию, а материальное воплощение — известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером — это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

Идея поездки.

«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.

Как то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины — никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.

Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.

Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось — Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …

Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю — как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….

Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро — было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно — не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно — просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.

А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста — белая бумага.

Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет.

Путеводитель.

Дорога.

От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе — через ~100 км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо — поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т. е. 100-120 км/ч — это нормальная скорость.

Начиная от Перемышля — самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам — вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы — идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому — окоём. Действительно глазами, т. е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария — можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.

Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т. д. J Кстати, картошка здесь — необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали — рассыпчатая, белая — ну, хоть возвращайся обратно.

Шамордино находится где-то ~ в 14 км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска — да ни за что! И не пожалели.

Оптина Пустынь.

Господи, ну как же начать то!

Не получится у меня плавного повествования — это точно. Фрагменты будут — из того, что думаю, что прочитала, что увидели.

Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания — голубые, розовые, салатовые — точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими — как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это — Оптина Пустынь.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н. В. Гоголь.

«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.

Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой — двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.

От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.

Дорога выводит к огромной парковке. Справа — стена сосен-великанов — на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди — разноцветная Оптина Пустынь.

Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.

Слева:

Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя? не запомнила).

Колокольня.

Справа:

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.

Оптинский некрополь.

Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.

Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).

Сзади Введенского собора:

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.

Сзади Казанской церкви:

Часовня в память Оптинских иноков.

Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих — 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке — Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.

У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно — непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании — не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».

Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость — богатство зрелых людей. Оптинские старцы — это свет нации.

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».

Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли — так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить — это уже развлечение».

Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут — валом валят. Почему вопросы — всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».?

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.