Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Новодевичий монастырь история создания кратко для детей. Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь история создания кратко для детей. Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVI I века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Известный многим кружевной ансамбль Новодевичьего монастыря набил оскомину в сообществах фото-путешествеников ничуть не меньше Храма Василия Блаженного - красиво, фотогенично, но было, было уже много раз. Но ведь не может же быть, чтобы мы знали о нем все! Должны быть неразгаданные загадки у такой хорошо всем знакомой достопримечательности.

Узнаваемые изысканные зубцы и каменные кружева - атрибуты московского барокко. Основные перестройки, придавшие монастырю нынешний вид, были инициированы царевной Софьей - она словно предвидела свою судьбу!

Я все-таки размещу здесь фотографии поразившего меня своей красотой монастыря, а вы хотите - смотрите, хотите - нет. А может, кому и почитать интересно будет и попробовать загадки разгадать.

Тонкий профиль башен монастыря и растущие неподалеку монструозные верзилища - какое нелепое соседство!

Загадка №1. НАЗВАНИЕ

Конечно, кто же не знает - Новый Девичий, потому что был и старый Девичий, ставший потом Зачатьевским! Это понятно, а вот почему «Девичий»? Потому ли, что девицы и жены сюда постригались? Тогда, это было бы сродни тому, как если бы в наше время новый монастырь назвали бы просто Женским - не благолепно как-то, хотя Павел Алепский утверждал обратное - он считал, что Девичьим монастырь назван как раз потому, что собраны здесь были женщины-инокини из самых знатных родов, в основном незамужние девицы.

Святые врата Новодевичьего монастыря. С первого раза мне сюда проникнуть не удалось, пришлось приезжать еще раз.

Фамилия первой игуменьи, приглашенной в монастырь Василием Третьим - Девочкина, но вряд ли монастырь назвали в честь нее - тогда бы он был «Девочкин». Вероятнее всего, название все-таки пошло от географической местности - Девичье поле. Существовала красивая легенда, что во времена татарской напасти сюда приводили девиц, отдаваемых татарам в виде дани. Все это, не более, чем миф. По другой версии, уже более вероятной, название закрепилось здесь еще со времен языческих, когда на месте Москвы существовало несколько небольших славянских поселений. На этом поле, возможно, происходили игрища, во время которых молодцы выбирали себе в жены девиц. Некоторые исследователи предполагают еще более прозаичную версию - было здесь, и правда, поле, на котором девки пасли коров. Причем полем это было довольно долго, если судить по старым изображениям.

Гравюра 19 века по рисунку начала 18 века

Росписи на столпах Смоленского собора

Загадка №2. Предназначение. О нем мы уже упоминали в первой загадки - строился он якобы для вдов и девиц знатных родов, статус и богатство его должны были соответствовать их положению. Хотя мне лично с трудом представляется, как князь Василий, лишенный сна и пищи, целыми днями томит себя размышлениями: «Куда же мне подевать знатных девиц? А не забабахать ли мне для них монастырь побогаче?». Думаю, намного проще было заглянуть в одну из уже имеющихся многочисленных обителей и сказать: «Подуберите тут, побелите-покрасьте, ковриков пару на пол киньте, мы тут к вам хотим знатных девиц определить». Понятно, что эта причина вряд ли была первичной.

Иконостас Смоленского собора

Еще одна версия, в которой я сама поначалу сомневалась, - монастырь Василий Третий строил для того, чтобы создать в будущем приличные условия для проживания своей опальной бездетной жене Соломонии Сабуровой, которую он намеревался постричь в монахини.

Пострижение Соломонии (миниатюра летописного лицевого свода). На этой иллюстрации официальной версии все выглядит вполне благопристойно.

Поначалу я засомневалась - ведь развод царя и насильственное пострижение его преданной супруги были событиями из ряда вон выходящими, взбудоражившими народ и духовенство, связь с этими событиями могли усматривать там, где ее и не было. Тем более, что год развода и год основания монастыря совпадают - 1525. Сомнения возникли потому, что в конечном итоге Соломонию он все-таки постриг, но совсем в другом монастыре. Само пострижение происходило в храме «Рождества Причистой на Рве», а жить ее определили в Каргополе, как утверждает все тот же Постниковский летописец. Причем поначалу келью ей князь повелел срубить деревянную в лесу. Если это правда, то не особо-то он церемонился с женщиной, которая отдала ему 20 лет жизни.

Своды собора (Эх, как же мне росписи нравятся! Обязательно еще раз сюда приду!)

Только через пять лет Соломонию отпустили в Суздальский монастырь, где она со временем и умерла, пережив и мужа, и его новую красавицу-жену Елену Глинскую. Однако уже в процессе написания рассказа, я обнаружила ссылки на документы, в которых говорилось, что в новом монастыре предполагалось ввести особый новый устав, предполагающий строгую изоляцию постриженной царицы. Для надзора за ней из Суздальского монастыря были переведены 18 стариц с игуменьей Еленой Девочкиной во главе. Соломонию перевели в другое место, судя по всему, потому, что она оказала яростное сопротивление - в наказание ее услали подальше от Москвы и условия для проживания предоставили достаточно жесткие. Несознательным элементом оказалась царица - ну, никак не хотела после жизни в кремлевских палатах идти в монастырь!

Полотенца, изображенные на стенах храмов, символизируют чистоту и разделение земного и небесного.

Еще одной целью было размещение в приличествующем месте списка Смоленской Иконы Богоматери Одигитрии, принесенной из Смоленска в 14 веке княгиней Софьей Витовтовной. Во времена царствования Ивана Третьего икону вернули обратно в Смоленск, сделав с нее список.

Иван Третий с семьей (посередине среднего ряда слева) во время шествия с иконой Одигитрии (вышитая пелена)

Во время крестного хода на Девичьем поле был отслужен торжественный молебен. По легенде, на месте этого события и была основана обитель, куда список и поместили. Поначалу, скорее всего здесь возвели часовню или обыденную (построенную за один день) церковь.

Росписи на Северной стене Смоленского собора посвящены истории иконы Одигитрии. "Заказ в Константинополе и принятие монахом Германом иконы Одигитрии"

Изгнание Иконы из Константинополя императором Львом Исавром

А может быть, и обитель небольшая тут появилась. Возможно, но свидетельства об этом весьма туманны. Еще одной немаловажной причиной был обет Василия Третьего, данный им в 1514 году после победы над Литовцами под Смоленском - он пообещал основать Девичий монастырь и построить в нем большой собор в честь Богородицы Смоленской и еще несколько храмов («поставити в Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения Честнаго креста, и иные»). Еще в 1523 году, если верить его духовному завещанию, Василий сетовал о том, что обет свой он помнит, но поставить храмы так и не успел. После победы над Казанью в 1524 году князь смог приступить к исполнению обета, в 1525 году обитель была основана, Василий одарил ее деревнями и землями.

Постройка Новодевичьего монастыря (миниатюра Лицевого летописного свода)

До недавних пор считалось, что главный собор монастыря - Иконы Смоленской Богоматери, построен в год его основания - в1525, эта дата фигурирует практически во всех источниках и, похоже, раз указанная неверно, она просто переносилась из документа в документ. В последние десятилетия после многочисленных исследований эта версия оспаривается.

Загадка №3. Время постройки Смоленского собора. Постниковский летописец об этом пишет так: «Тое же весны (1525) поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем цер¬ковь пречистый богородици Одегитрия да Произхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармена, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновение Ивана Предтечи».

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Однако нигде не указано, что речь идет о том самом соборе, который мы можем видеть сейчас. Возможных дат его постройки рассматривается несколько - 1525, 1530, 1551 и даже 1598 годы. Учитывая то, что еще в 1523 году Василий Третий сокрушался о невыполненном обете, было бы несколько наивно предполагать, что за два года был построен собор таких размеров.

Собор и колокольня (ее высота - 72 метра)

Кроме того, стилистика храма существенно отличается от тех церквей, которые возводили в тот период. Дата 1530 год появилась в качестве предположения, когда в подклете храма нашли надгробия умерших в 1530-х годах, однако, при дальнейших исследованиях оказалось, что надписи на плитах выбиты тоже гораздо позже, чем указанные на них даты - очевидно погребения перенесли сюда и сделали копии первичных надгробий.

Лопухинские палаты (Евдокия Лопухина пожила здесь только при внуке)

Изразцовая печь в Лопухинских палатах

Некоторые детали, а особенно размеры собора свидетельствуют об некоей архитектурной гигантомании заказчика, которая, как известно, была присуща Ивану Грозному. Ряд исследователей считают, что собор возвели в 1551 году - ведь существует документ о том, что при строительстве каменного храма в Новодевичьем обрушилась кровля и погибло много строителей - вероятнее всего, речь идет о Смоленском соборе. В пользу этого говорят и явные следы переделки кровли, произведенные прямо во время постройки.

Чудесная надвратная церковь Преображения

Однако некоторые ученые считают, что первый каменный собор, возможно, был действительно построен в 1550-х годах, однако лет через 10-20 он был разобран и перестроен. За Иваном Грозным такие дела уже водились - он разбирал и перестраивал соборы, возведенные им же пару лет назад. Ученые, настаивающие на этой версии, указывают на ряд архитектурных деталей собора - они были типичными для 1560-70х годов, но ранее не встречались.

Успенская церковь с трапезной

Загадка №4. Когда здесь поселилась царевна Софья?

Вопрос этот возник у меня после посещения Путивля несколько лет назад. В рассказах экскурсоводов, во всех путеводителях по Путивлю, на туристических сайтах, упоминающих о городе - упорно кочует утверждение, что царевна Софья после отстранения от власти изначально была помещена в Святодуховский монастырь в

Церковь св. Амвросия

Среди документов эпохи Петра сохранился его приказ о выделении средств на достройку обители - до этого игуменья написала на его имя прошение в 1687 году о том, что строительство новых зданий было начато давно, да все его никак не закончат по недостатку средств. Текст петровского указа я полностью привожу

Казначейские палаты

Больничные палаты (и моя подруга Марина - на этот раз мы ездили в Москву вдвоем)

Часовня Прохоровых (стиль модерн, 1911-1914 гг., арх. В.А.Покровский)

Тогда, при посещении Путивля, я особо не задумывалась, куда же после выдворения из Кремля была препровождена Софья - в Путивль, так в Путивль. Но теперь, побывав в Новодевичьем и почитав о нем литературу, я нигде не обнаружила упоминания о пребывании Софьи в Путивле - везде утверждается, что Софью сразу поместили в Новодевичий.

Поискав среди доступных мне источников (то есть среди тех старинных книг и документов, которые выложены в Сети), я не ни даты водворения Софьи в Новодевичьем монастыре, ни «следов» ее пребывания в Путивле. Наконец, после долгих поисков на одном из сайтов о православных монастырях, где упоминается Путивльский Святодуховский, я обнаружила скромную ссылочку: «В курском архиве хранится опись древних икон, утвари и богословских книг колокольного храма Путивльской Преображенской церкви, сделанная в 1924 году: под № 136 "кресло царевны Софьи"». Не знаю, является ли это доказательством пребывания Софьи в Путивле (на мой взгляд, доказательство весьма эфемерное) , однако это все, что мне удалось найти. Может, у кого-нибудь есть более точные данные - поделитесь.

Для себя я пока не нашла ответы на эти загадки, может быть, со временем они будут найдены. А может быть, и не важны они, ответы эти. Стоит себе несколько столетий нарядный кружевной ансамбли монастыря на берегу озера на радость всем. Дремлют старые стены и снятся им бледные лица добровольных и невольных послушниц, царственных женщин горестной судьбы, от которых зависели когда-то судьбы России.

В историческом месте, именуемом Девичьим полем, и не перестает привлекать своей красотой и многовековой историей нескончаемый поток туристов и паломников.

Тайными событиями и легендами овеян Новодевичий монастырь. В Москве, где находится древняя обитель, во времена татарского ига русские люди собирали дань для Золотой орды. Дань татарам платилась не только золотыми монетами и мехами. Именно сюда приводили русских девушек-красавиц, чья судьба предопределена была временем порабощения. С тех пор поле называли Девичьим, а земля здесь, видевшая нескончаемое горе, осталась пропитанной слезами. Здесь и был заложен Новодевичий монастырь в Москве, история основания которого уходит вглубь веков, ко времени укрепления могущества Руси.

Пришло время объединения московских земель

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь начинает свою историю с 1524 года, а появление его обязано знаковому событию для Руси - завершению объединения Московского государства. Великий Московский князь Василий III, именуемый «собирателем земель русских», олицетворял собой и наследование византийских императоров, и защиту православия от иноверцев.

Великое объединение земель на Руси завершилось освобождением из-под литовского господства Смоленска - города, имевшего стратегическое значение для русского государства. Историческая битва произошла в 1514 году, а через 10 лет, выполняя свое обещание, данное перед походом на Смоленск, князь основал монастырь с храмом, освященным иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии («Путеводительницы»).

Великий путь Смоленской иконы

Икона Смоленской Божией Матери добралась до русской земли еще в XI веке, до появления Московии. По преданию, написанная при земной жизни Богородицы апостолом Лукой, она прошла долгий путь из древнего Иерусалима в византийскую столицу Константинополь, а затем уже к русскому князю Всеволоду Ярославичу. Ей суждено было стать святыней рода русских князей. И долгое время чудотворный образ бережно хранился в Богоматери. С этого времени она именовалась иконой Смоленской Божией матери, а город теперь хранила от бед Пресвятая Богородица. В летописях XIII века особо описывалось чудо, сотворенное иконой, когда она уберегла Смоленск от нашествия войска Батыя.

С 1398 года чудотворный образ находился в Московии. Ее привезла Софья Витовтовна, супруга московского князя Василия I. Во время визита в Смоленск к отцу, литовскому князю, Софья получила благословение родителя и наставление хранить икону у себя. Место ей было определено в Благовещенском соборе Кремля.

Долгие годы послы из Смоленска обращались с просьбой к Василию III о возвращении иконы. Но только решение об объединении земель русских и желание привлечь жителей Смоленска на сторону русского князя позволило этому событию свершиться.

Прежде чем отправить святыню в долгий путь к Смоленску, по велению князя с иконы сняли точный список, который был оставлен в Благовещенском соборе. В Новодевичий монастырь в Москве, где находится сегодня список с иконы, он попал в 1525 году.

В Смоленск святыню провожали крестным ходом от стен Кремля к Саввину монастырю. И только после великого молебна она двинулась по смоленской дороге.

Это знаковое событие с тех пор ежегодно отмечается праздничными службами и крестным ходом к месту, где сегодня раскинулся Новодевичий монастырь. Москва, Россия, все православные русские славят 28 июля икону Смоленской Божией матери. На этом месте, уже после победоносной битвы за Смоленск, была заложена первая деревянная церковь новой обители.

Как появилось название монастыря на Девичьем поле

Монастырь свое название «Новодевичий» получил неслучайно. К началу XVI века Москва уже имела две женских обители - старейший Зачатьевский монастырь, именуемый тогда Стародевичьим, и располагавшийся на территории Московского Кремля Вознесенский. Первоначальное название монастыря на Девичьем поле, упомянутое в летописях 1598 года, - Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Существует и другая версия появления названия. Настоятельницей монастыря была посвящена схимонахиня Елена, старица и подвижница Суздальско-Покровского монастыря. Из Суздаля в новый монастырь игуменья отписала и 18 монахинь, верой и правдой служивших ей во всех начинаниях. Жизнь монахинь в обители основана была на принципах старого общежития и подчинялась строгому уставу. До нынешних времен сохранился уникальный рукописный документ, составленный настоятельницей Новодевичьего монастыря, - устав и распорядок женской обители начала XVI века.

Старица Елена слыла «всеизрядной учительницей девственного чина» и имела у прихожан прозвище Девочкина из-за особого внимания к попечительству девиц. Любовь и опека над ними со стороны настоятельницы были столь велики, что она закрепилась в старомосковском названии приюта для женщин.

Из истории Новодевичьего монастыря известно, что во времена Петра I здесь был организован приют для младенцев-девочек, рожденных незаконно. Монахини растили и воспитывали их в строгости, прививая им покорность и послушание. Именно Петру I принадлежала мысль обучать послушниц монастыря плетению кружев на голландский манер. Приют стал первым прообразом будущего Московского воспитательного дома для девиц высоких сословий.

Историю обители для женщин и приюта для девочек-сирот впоследствии продолжил и Воскресенский Новодевичий монастырь, основанный по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. В то время она решила перенести опыт московских монахинь в Санкт-Петербург. А особой популярностью эта обитель стала пользоваться в годы расцвета монашества среди женщин в XIX веке.

Одна из версий причин основания монастыря

Историки почти единодушно сходятся во мнении, что одной из причин основания нового женского монастыря была и личная драма Василия III. Параллель проводится между строительством монастыря и бракоразводным процессом князя. Выбранная им Соломония Сабурова за 20 лет брака не смогла подарить князю наследника. Опасаясь своих братьев, претендующих на правление, он добился разрешения от церкви на повторный брак. Не справившуюся со своим супружеским долгом жену Соломонию Василий III насильно заставил принять постриг и сослал ее в Рождественский монастырь. В 1525 году ее окрестили Софией.

Многие историки считают, что Новодевичий монастырь в Москве, где находится список Смоленской иконы, был предназначен именно для Соломонии. А Василий III, «первопроходец» из монархов в насильственном отдалении жены за стены монастыря, пытался тем самым смягчить свою вину.

От Кремля до Новодевичьего монастыря было всего три версты. Но перебраться в живописное место близ Москвы инокиня София так и не смогла, проведя отпущенные ей дни в Суздали, за стенами Покровского Своей праведной жизнью она заслужила причисление к святым, и сегодня почитается верующими как София Суздальская Преподобная.

Годуновы в Новодевичьем монастыре

Печальную практику ссылок особ царских фамилий продолжил Иван Грозный. Он спрятал сюда вдов своего брата и собственного сына. Монастырь принял и вдову Федора I Иоановича, Ирину Годунову, оберегающую от смерти и своего брата Бориса. Ее решение об уходе в монастырь после кончины мужа было тогда равносильно отречению от престола. Но здесь инокиня-царица продолжала государственные труды, сделав обитель царской резиденцией. Именно сюда трижды приходили на поклон бояре, просившие Бориса на царство.

Особое внимание и покровительство Новодевичьему монастырю начал оказывать именно Борис Годунов, принявший власть в 1598 году. Для своей сестры Ирины Федоровны он построил новые просторные кельи, домовую церковь и трапезную. Впоследствии они будут названы Ирининскими палатами. Дополнительно были выделены средства для полного обновления Смоленского собора, отреставрированы росписи и иконостас, а чудотворные образа облачили в новые оклады с драгоценными камнями.

Пленницы царского рода

Нескончаемой оказалась череда обитателей монастыря из родов боярских и княжеских. Были среди них и те, что оказывались за крепкими стенами не по собственной воле.

Продолжил заточения родственниц и Петр I. В 1689 году сюда спрятали Алексеевну, сестру монарха и зачинщицу Стрелецкого восстания. Участь ее сподвижников была печальна известна. Их казнили напротив Новодевичьего монастыря, а головы были нанизаны на каменные зубцы стен обители. Сюда же была сослана первая супруга Петра I, Лопухина Евдокия, по преданию проклявшая любимый его сердцу город на Неве.

«Новодевичий монастырь в Москве, где находится множество особ знатного рода, самый богатый и предназначенный для особ высших», - свидетельствовал патриарх Никон. Как в былые времена в Стародевичий, так и сюда прибывали жены царей, вдовы, дочери и сестры бояр.

К несметным богатствам, полученным обителью при основании, постоянно прибавлялись и драгоценности будущих монахинь, и дарственные грамоты на владение их землями.

Обитель или крепость?

По велению Василия III монастырь должен был стать миниатюрной копией Московского Кремля. Придворные зодчие и живописцы трудились не столько над обороноспособностью стен, сколько над их красотой. Превратить стены монастыря в крепостные решил Борис Годунов, начав после восхождения на престол архитектурные преобразования обители. Новые каменные прочные стены с новыми башнями и бойницами окружили территорию монастыря. Высота их теперь увеличилась до 13 метров, а протяженность - почти до километра. Для несения караула на территории монастыря разместили стрелецкий гарнизон численностью в 350 сабель, к XVII веку обитель стала настоящей сторожевой крепостью на границе Москвы.

Гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря рассказывают нам о временах Великой Смуты, когда судьба монастырской крепости была трагичной. Стоящая на рубеже города, она подвергалась многочисленным набегам иноземцев, бунтующих отрядов стрельцов и обыкновенных разбойников. К стены монастыря были практически разрушены, а обитель разграблена. Именно под разрушенными стенами Новодевичьего монастыря произошло историческое сражение с польским войском, после которого князь Пожарский повел дружины к Кремлю.

Новая жизнь монастыря: восстановление и расцвет

Восстановление Новодевичьего монастыря началось с приходом к правлению первых Романовых. Михаил Федорович, освободивший обитель от податей, к 1650 году очистил монастырь от следов войны, восстановил и укрепил стены. Он сделал из монастыря место для богомолий царских особ. Поскольку тогда Новодевичий монастырь располагался за городом, под его стенами разбивались шатры, где оставались на ночь, «дабы не пропустить утреннюю молитву». Благодаря монастырю Москва получила название улицы Пречистенки - теперешнего символа старого города. Именно по ней идут прихожане в праздничные дни.

Обычай гуляний под Новодевичьим пришел в жизнь москвичей с тех времен. И сегодня тысячи людей стремятся попасть в Новодевичий монастырь в Москве. Как доехать до места, где проводятся праздничные гуляния?

Праздничные гуляния в историческом центре

Со временем место народных гуляний было перенесено от стен монастыря на Пресню и Девичье поле. Первые народные гуляния устраивались только по церковным праздникам. Появление знаменитой улицы Пречистенки тоже связывается с Новодевичьим монастырем.

Дорога, по которой ежегодно верующие шли от стен Кремля к монастырю, существовала и ранее. Но царским повелением 1658 года она стала называться именем Пречистой Девы, чудотворный лик которой сопровождал каждый праздник.

Постепенно в этом историческом месте начали отмечать и мирские важные события. Вплоть до XVIII века территория Девичьего поля оставалась не застроенной. Здесь цвели сады и разбивались аптекарские огороды. Загородные дома знати на этом месте стали появляться только к концу века.

Сегодня территория Девичьего поля застроена полностью, а основными улицами этого исторического центра принято считать Большую Пироговскую, Малую Пироговскую и Погодинскую. Народные гуляния проводятся в нескольких местах, в пешей доступности друг от друга, поэтому ориентиром для поиска мест их проведения будут служить именно эти улицы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Ни один из туристических маршрутов столицы не обходит своим вниманием Новодевичий женский монастырь. Москва - это отправная точка для желающих проехать по Золотому Кольцу.

Как обитель монастырь просуществовал до 1922 года. Он был сохранен советским правительством как архитектурный памятник вплоть до 30-х годов, когда решением Наркомата здания монастырского комплекса были отданы Государственному историческому музею (филиалу). Еще до окончания войны на территории женского монастыря начали возрождаться духовные школы. И только в 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.

Туристические путеводители всегда дают информацию для тех, кто желает посетить Новодевичий монастырь. Адрес и как добратьсяони указываютво всех подробностях со схемами. Заблудиться будет трудно.

Так как сегодня это исторический центр столицы, и многие достопримечательности находятся друг от друга на небольшом расстоянии, то от метро «Спортивная» лучше совершить 10-минутную пешую прогулку по ул. 10-летия Октября.

Территория монастырского комплекса ограничивается Новодевичьей наб., Лужнецким проездом и Хамовническим валом. Помимо осмотра архитектурного комплекса, туристам и поклонникам многих великих людей интересно посещение Новодевичьего кладбища. Оно также относится к особым достопримечательностям Москвы. Здесь похоронены многие выдающиеся личности нашей страны: военачальники, яркие представители науки и культуры, политики.

Наследие русской истории и духовность веры объединило в себе знаковое для России место - Новодевичий монастырь в Москве. Адрес: метро «Спортивная», Новодевичий проезд, д.1.

Адрес: Россия, Москва, Новодевичий проезд
Дата основания: 1524 год
Основные достопримечательности: собор Смоленской иконы Божией Матери, церковь Спаса Преображения, Колокольня, церковь Успения Пресвятой Богородицы
Святыни: Смоленская и Иверская иконы Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, ковчеги с частицами святых мощей разных святых
Координаты: 55°43"34.5"N 37°33"21.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей , которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле .

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители . Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители , ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра сервиса и туризма

Реферат по курсу религиозного туризма на тему:

«Новодевичий женский монастырь»

Выполнила: студентка

201 группы Сит

Небиева А.А

Проверил: профессор

Бондарев В.П.

Введение……………………………………………………………………………3

1 История происхождения………………………………………………………...5

2 Смоленская икона Божией Матери - Одигитрия…………………………….6

3 Основание монастыря……………………………………………………………6

4 Храмы и постройки монастыря…………………………………………………7

5 Главный собор монастыря………………………………………………………8

6 Заключение

7 Список литературы

Введение

Цель работы рассказать о женском Новодевичьем монастыре: о его истории, об основателе монастыря- князе Василии III, о Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»,в честь которой и был основан монастырь, а так же о его современной жизни.

История происхождения

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским. Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить "Софьинскую башню" - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.