Благодаря использованию электроэнцефалографа для контроля за мозговой активностью, стало возможным реально увидеть, что происходит, когда человек чувствует запах. Проводились наблюдения за состоянием умственной активности, когда человек вдыхал запахи перечной мяты, розмарина и базилика. При этом не только выделялось больше бета-излучений, типичных для состояния умственной активности, но и человек выполнял поставленные перед ним за дачи легче, чем тот, кто эти запахи не ощущал.
Другие запахи вызывают больше альфа-, тэта- и дельта волн. Эти излучения указывают на более расслабленное и созерцательное состояние мозга. Для тех, кого мучает бессонница, эти сведения будут полезными. Кроме того, исследователи обнаружили, что запахи человек ощущает и во время сна. При правильном использовании они могут оказывать успокоительное действие на человека. Так, энцефалографические исследования здоровых людей и людей, подверженных психозам, показали, что запахи розы и жасмина стимулируют центральную нервную систему, улучшая сон. В народной медицине с этой целью использовали подушки с шишками хмеля.
Спектр влияния запахов на человека настолько широк, что не перестаешь этому удивляться. Он далеко не ограничивается влиянием на общее психическое и физическое состояние человека. Такие функции как слух, зрение, голос тоже испытывают влияние разных ароматов. Так, в ходе исследований было установлено, что вдыхание бергамотового масла, пиридина и толуола повышает остроту зрения в сумерках. Запахи бергамотового масла и камфоры обостряют чувствительность глаза к зеленому цвету и снижают восприятие красного. Аромат розмарина расширяет поле зрения для зеленых объектов и сужает для красных. Запах бензола и гарантиола - в значительной степени улучшают слух. Известен также интересный факт, что букетик фиалок, поставленный на рояле, лишает певца возможности брать высокие ноты.
До сих пор многие из нас считают нос единственным органом, реагирующим на запахи. Однако исследования, недавно проводившиеся в английском университете, показали, что на запахи реагирует не только нос, но и кожа. В одном эксперименте на испытуемых воздействовали запахом полового фермента, который выделяется из мочи кабана. И хотя большинство испытуемых не почувствовали его запаха, электроэнцефалограф зарегистрировал реакцию кожи на него.
Проникающая же способность ароматов через кожу просто удивительна. Достаточно выбрить у морской свинки на голове небольшой участок и натереть его лавандовым маслом, чтобы через полчаса ее почки благоухали лавандой - Факт, подтвержденный, к сожалению, при вскрытии. Подобный эксперимент вы можете провести и на себе, правда, для этого совсем не обязательно выбривать у себя на голове волосы. Лучше возьмите обычную чесночину и натрите ею ступни ног. Через некоторое время вы непременно почувствуете присутствие запаха чеснока у себя во рту. Это происходит потому, что при наружном применении ароматные масла, благодаря малому размеру своих молекул и еще некоторым свойствам, характерным для эфирных структур, глубоко проникают в ткани и органы человека, попадают в кровь и лимфоток. Именно на этом свойстве и основано лечебное действие чесночного массажа стоп при простудах и гриппе.
Разные масла проникают в организм через кожу с различной скоростью. Эвкалипт «пройдет» через кожу за 20-40 минут; анис, бергамот, лимон - 40-60 минут; лаванда и герань - 60-80 минут; кориандр или мята - 100-120 минут.
<< Предыдущая страница |
Человек и информация
Восприятие и представление информации.
Восприятие информации
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.
Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые, и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнаёте, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Мы их помним, т. е. они хранятся в нашей памяти. Значит это тоже наши знания, а стало быть информация.
Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком , связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:
· через зрение мы получаем информацию в виде изображения ;
· через слух воспринимается информация в звуковом виде ;
· через обоняние воспринимается информация в виде запахов ;
· через вкус – информация от вкусовых ощущений ;
· через осязание – информация в виде осязательных (тактильных) ощущений .
Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов(например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.
Знаковая информация
Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. Передача информации человеком чаще всего производится в знаковой форме, т. е. на каком-либо языке.
Язык – знаковая система представления и обмена информацией.
У каждого народа свой национальный разговорный язык. Эти языки – русский, французский, немецкий и др. – лингвисты называютестественными языками. Естественные языки имеют устную (фонетика) и письменную (грамматика) форму.
Сначала появилась речь, а потом – письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать, например, на бумаге человеческую речь.
В истории человечества сформировались следующие формы письменности :
· звуковая – отдельные буквы (знаки) или сочетания букв обозначают звуки речи (фонемы), а знаки препинания – паузы, интонации (используется в большинстве европейских стран);
· слоговая – один значок обозначает слог (используется в Японии);
· идеографическая – один значок (иероглиф) обозначает слово или его значительную часть (используется в Китае);
· пиктографическая – самая древняя форма письменности, которая идёт от первобытных людей. Одна пиктограмма – это рисунок, обозначающий можно понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика используется и сегодня. Например, дорожные знаки, кнопки с пиктограммами в интерфейсе компьютерных программ.
Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным языком музыки.
Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (знаковой) информацией.
Формы представления информации человеком
1. Текст на естественном языке в устной или письменной форме. Можно привести примеры разных способов знакового обмена информацией, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижёра передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определённым языком жестов, понятным игрокам.
2. Символы формального языка : числа, математические формулы, ноты химические формулы, дорожные знаки и пр.
3. Графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. Наглядность графической информации облегчает понимание заложенного в неё содержания.
Образная информация
Однако запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков . Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаём. Такую информацию будем называть образной информацией .
Образнаяинформация – это идеальная форма восприятия человеком предметов и явлений материального мира.
К образной относится также информация, воспринимаемая зрением и слухом, например, шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись. Образное восприятие информации чаще всего имеет место в результате непосредственного контакта с объектами внешнего мира .
Домашнее задание
§2, подготовиться к проверочному тесту, карточка
Во сне с нами происходит множество различных процессов, и с несколькими из них вас познакомит эта тема.
Оказывается, путешественники могут попросить у проводницы шахматы или, например, сделать остановку на денёк-другой в Москве, следуя по маршруту Нижний Новгород - Санкт-Петербург. Без всяких доплат.
Лайф внимательно изучил правила проезда на поездах РЖД и собрал полезные права путешественников, которыми редко кто пользуется.
Пассажир может выехать на поезде, отправляющемся в пункт назначения на несколько часов или даже дней раньше того, на который куплены билеты, без какой-либо доплаты. Для этого нужно обратиться в билетную кассу вокзала - при наличии свободных мест вам не откажут.
Не успеть на поезд далеко не так страшно, как на самолёт. В течение трёх часов после отправления пассажир может оформить себе билет на другое время или дату, компенсировав стоимость плацкарты (цена ж/д билета складывается из трёх частей: стоимость билета, стоимость занимаемого в вагоне места- плацкарты и тарифная часть). Стоимость плацкарты зависит от категории вагона и обслуживания.
В пути следования пассажир имеет право сделать одну остановку не более чем на 10 суток. В течение трёх часов после того, как он покинет поезд, ему следует поставить отметку о прерывании поездки в кассе вокзала. Чтобы продолжить путь, нужно будет оплатить стоимость плацкарты. На международных направлениях выходить разрешено неограниченное число раз, но только в течение срока годности билета (два месяца для билетов в сообщении с европейскими странами).
Спор из-за багажного места можно быстро разрешить в свою пользу, сославшись на правила РЖД. Оказывается, в них прописано, что нижнее багажное место по праву «принадлежит» пассажиру, купившему билет на нижнюю полку, а верхнее, соответственно, проезжающему на верхней полке.
В пути пассажир может попросить у проводницы иголки с нитками, ножницы, стаканы и ложки, настольные игры (шахматы, шашки, домино). И всё это абсолютно бесплатно.
В поезд можно захватить и пчёл (мало ли, вдруг для кого-нибудь актуально). Но РЖД напоминает, что их перевозят в багажном вагоне в ульях или фанерных пакетах под наблюдением сопровождающего и только при температуре воздуха не выше +10 °С.
По материалам life.ru
____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter
или .