Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Общие закономерности и свойства восприятия. Общие закономерности восприятия Закономерности восприятия в психологии таблица

Общие закономерности и свойства восприятия. Общие закономерности восприятия Закономерности восприятия в психологии таблица

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют закономерности восприятия (перцепции)? Жду вашего экспертного мнения.

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ВОСПРИЯТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ОБЩЕСТВО – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. ВОСПРИЯТИЕ – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

Какие же существуют основные закономерности восприятия? Для начала давайте отметим, что восприятие — целостный психический образ, подробный конкретный, детальный (то есть чувственный). Образ восприятие не просто сумма ощущений, хотя они входят в его состав. Это осмысленный и опосредованный процесс.

Стоит также заметить, что восприятие можно рассмотреть на основе следующих закономерностей:

  1. Осмысленность, которое заключается в первую очередь в том, что человек понимает, воспринимает, она тесно связанна с мышлением, а также с использованием прошлого опыта;
  2. Наглядная предметность. Восприятия проявляется в отнесении образов к определенным предметам или явлениям и кроме того человек воспринимает предметы, которые имеют значимое значение;
  3. Структурность. Человек воспринимает обобщенную из этих ощущений структуру;
  4. Константность, а именно постоянство формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях.

Можно дополнить, что восприятие предмета зависит не только величины на сетчатке глаза, но и от явления аккомодации (изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предмета, то что близко – хрусталик становится выпуклым, дальше — более плоским). Полагаю, что Вы усвоили, какие существуют закономерности восприятия в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!


Рис. 4.2. Целостность восприятия на основе включенности объекта в определенную ситуацию Формирование образа предмета обязательно опирается на име­ющиеся у человека знания и практический опыт. В этом убеждает восприятие изображений с незавершенными контурами. Так, на­пример, по незаконченному рисунку (рис. 4.3) можно узнать по­граничника с собакой, но лишь в том случае, если человек имеет представление об их внешнем виде. Чтобы вызвать эти представ­ления у взрослого, достаточно дать название картине («Погранич­ник с собакой»). Ребенку 3-5 лет восприятие данного рисунка затруднено: он будет видеть отдельные пятна и штрихи, но не за­метит целого, а именно пограничника с собакой. В некоторых случаях целостность восприятия может быть на­ рушена, в частности, из-за противоречивости элементов объекта восприятия (рис. 4.4.).


Рис. 4.3. Пограничник с собакой.

Разрозненные пятна объединяются



в единый зрительный образ -

«Пограничник с собакой».

Чтобы понять смысл изображения, его нужно перевернуть на 180°


Рис. 4.4. Удивительные сиденья.

Нарушение осмысленности

и целостности восприятия.

Противоречивость элементов

препятствует возникновению

целостного осмысленного

объекта восприятия


параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос­приятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Как показано на рис. 4.5, из двух одинаковых по величине объек­тов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Причем это не влияет на адекватную оценку действительной ве­личины. Сказанное интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и фор­мы предметов.

Рис. 4.5. Константность восприятия

При восприятии прямоугольного предмета (например, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке могут отображаться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспринимать­ся как белый лист.

Константность восприятия не наследственное качество, она фор­мируется в опыте, в процессе обучения. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира и может быть иллюзорным или ошибочным.

Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Бла­годаря предметности восприятия объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Так, например, представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление - это образ, возникший в сознании, а не реаль­ный лес, ибо мы в данный момент находимся в комнате, а не в лесу.

Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаи­мообособлении фигуры и фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это большого внимания, но первое, что нужно сде­лать при восприятии некоторой зрительной информации, - это

Глава 4. Перцептивные процессы


решить, что считать фигурой, а что фоном. Существуют некото­рые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона. Обычно фон включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отли­чительных особенностей по сравнению с фигурой.

В приведенном на рис. 4.6 случае у нас не вызывает сомнения, где фигура, а где фон.

На рис. 4.7 возможно двойственное восприятие: ваза или два лица. Один из вас увидит изображенную на рисунке белую вазу на темном фоне, другой увидит два профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних белая ваза оказалась фигурой восприя­тия, а черные профили - его фоном, у других - наоборот. Таким образом, между фигурой и фоном восприятия существуют взаи­мообратимые отношения. Помогает выделению фигуры восприя­тия предварительная целевая установка на определенный объект: ваза или лица. При целевой установке на вазу вы легко увидите на светлом фоне вазу, а на темном - два лица.

Рис. 4.6. Фигура и фон

Рис. 4.7. Ваза или два лица

Структурность восприятия - свойство восприятия челове­ка объединять воздействующие стимулы в целостные и сравни­тельно простые структуры. Восприятие не является простой сум­мой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из полученных ощущений обобщенную структуру. Например, при прослушивании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия. Причем мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на рояле, или челове­ческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков, отражению устойчивых отно­шений между элементами воспринимаемого объекта в целом, на­пример, как показано на рис. 4.8.


Рис. 4.8. Внешне различные,

НО по существу однотипные объекты

опознаются как таковые благодаря

отражению их структурной

организации

Несмотря на различный характер написания буквы «В», мы ее адекватно опознаем и воспринимаем благодаря устойчивой струк­туре признаков, присущих этой букве.

В тех случаях, когда выявление структуры объекта затрудне­но, затрудняется и восприятие объекта в целом. Это наблюдается, например, при восприятии «невозможных фигур», когда струк­турность восприятия может быть нарушена. Так, представленного на рис. 4.9 слона можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реального объекта. Из-за противоречивой структуры объекта затруднено и осмысленное восприятие слона в целом.

Рис. 4.9. Невозможные фигуры.

Скажите, сколько у слона ног?

Осмысленность восприятия определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмыс­ленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмыс­ливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опы­та. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

Осмысленность восприятия осуществляется посредством язы­ка, усвоенного человеком с детства. Воспринимая предметы и явле­ния окружающего нас мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов: к животным, расте­ниям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т.п. В этом проявляется категориалъность человеческого восприятия.

Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. При восприя-


тии незнакомых предметов время увеличивается. Восприятие, бу­дучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект знакомым сло­вом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево сосной, мы тем самым отме­чаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще, даже как дерева.

Степень обобщенности восприятия может быть разной, что за­висит от глубины наших знаний о предмете. Благодаря осмыслен­ности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраива­ем образ объекта по отдельным его фрагментам, как это показано на примере треугольника Пенроуза (рис. 4.10).

Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Уз­нать предмет - значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание основано на операции сли­чения наличного впечатления с соответствующими следами памя­ти. Это хорошо видно на рис. 4.12.

Рис. 4.11. Осмысленность восприятия.

Рис 4 12 Замкнутость как принцип перцептивной группировки

На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, на рисунке справа эта иллюзия исчезает


4.2. Общие закономерности восприятия

Несмотря на то, что две стороны треугольника прерывисты, мы воспринимаем его как целостную фигуру. Здесь проявляется также эффект замкнутости как принцип перцептивной группировки.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быст­ротой. Некоторые хорошо известные нам предметы, например, фигуру кошки, мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быст­ром и неполном восприятии (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Узнавание фигуры.

В фигуре, нарисованной

одними прямыми линиями,

мы без труда узнаем

лежащую кошку

При узнавании человек часто не выделяет всех признаков пред­мета, а использует его характерные опознавательные признаки. Так, подводную лодку мы узнаем по характерному силуэту с руб­кой и не смешиваем ее с обычной лодкой или кораблем. Харак­терным признаком яхты является парус и т.д.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это авто­машина» и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимав­шимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнава­ния. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфи­ческих для данного предмета признаков - его примет. Например, автобус с низким уровнем пола Минского автозавода «МАЗ-103».

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Например, на рис. 4.14 показана собака путем фраг­ментарного ее изображения, что затрудняет узнавание. При этом возможна недостаточность или достаточность опознавательных при­знаков для восприятия данного изображения собаки.

Рис. 4.14. Фрагментарное

изображение собаки. Недостаточность или достаточности опознавательных признаков при восприятии собаки

Глава 4. Перцептивные процессы______________________________

Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, на­зывают порогом восприятия.

Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи де­ятельности. В объекте на передний план выступают те его сторо­ны, которые соответствуют данной задаче.

Избирательность - преимущественное выделение одних объ­ектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избира­тельность восприятия проявляется в преимущественном выделе­нии объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществляются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт­растнее контур предмета, тем легче его выделение. Наоборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. На этом основана маскировка военной техни­ки, когда, например, весьма характерный силуэт танка скрывает­ся маскировочной сеткой. В результате он «сливается» с окружа­ющей местностью.

Другое проявление избирательности - это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все ос­тальное - фоном.

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия. При равнозначности объектов преимущественно вы­деляется центральный объект или объект больший по величине (рис. 4.15). Возможны и другие примеры

центрации восприятия.

, », f,i Puс 4.15. Избирательность восприятия.

Выделяется фигура в центре,

А не четыре по краям

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отлич­ными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой и у которых к тому же имеются общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут воспри­ниматься как фигуры. Поэтому возможны разные толкования их взаимосвязи. Это явление получило название - двойственное вос­приятие связи «фигура-фон» (рис. 4.16, 4.17). Когда рассматрива­ешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из элементов воспринимается как фигура, но вскоре она на­чинает казаться фоном.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общие закономерности восприятия
Рубрика (тематическая категория) Психология

Существуют общие закономерности восприятия, характерные для всœех видов, а именно: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность; 7) активность; 8) историчность; 9) предметность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие тем и отличается от ощущения, что связано с пониманием объекта и обозначения его словом. При восприятии объекта на первый план выступают те его качества, которые соответствуют поставленной задаче, либо знакомы из прошлого опыта.

Наиболее простой формой восприятия объекта является узнавание , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает соотнесение его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание должна быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (к примеру, это автомобиль), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с конкретным знакомым предметом (к примеру, это Ауди-100 сосœеда из 36 квартиры). Дифференцированное узнавание является более высоким уровнем, предполагающим выделœение признаков, характерных именно для этого объекта.

Высшей формой восприятия является осмысленное восприятие. В этом случае принято понимать сущность предмета или явления, функции, им выполняемые.

2. Целостность восприятия. Человеческое восприятие целостно, ᴛ.ᴇ. охватывает комплекс признаков, их соотношение между собой. Недостающие характеристики достраиваются воображением. Многие дети любят смотреть на облака и видеть осмысленные фигуры, ᴛ.ᴇ. несколько признаков предмета дополняются до целостного образа.

3. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. К примеру, яблоко должно быть круглым зелœеным, желтым или красным. В случае если же с помощью ножа придать ему форму пирамиды и покрасить в синий цвет, то его невозможно будет узнать.

4. Избирательная направленность восприятия. В каждый момент времени человек видит, слышит, осязает и обоняет множество вещей, но из этого потока ощущений осмысленно воспринимается только то, на что направлено внимание. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, необходимый объект становится фигурой на фоне. Выделœение объекта из фона осуществляется по его контуру. Более резкий контур облегчает воспроизведение, более размытый – затрудняет (это лежит в базе маскировки).

5. Апперцепция (от лат. ʼʼadʼʼ - к; ʼʼperceptioʼʼ - восприятие). Апперцепцией принято называть зависимость восприятия от опыта͵ знаний, интересов и установок личности. Когда человек смотрит на ломтик лимона, у него непроизвольно выделяется слюна, как если бы он ощутил на языке его кислый вкус. Очень часто восприятие предмета сопровождается индивидуальной эмоциональной окраской, основанной на прошлом опыте. Один будет с восторгом смотреть на новенький Мерседес – предел его мечтаний, а другого начнет лихорадить от воспоминаний о недавней автокатастрофе.

6. Константность восприятия. Когда мы имеем дело не с экспериментом, а с реальной жизнью, объекты окружающего мира обычно не сохраняют неизменными свои характеристики, необходимые для восприятия. Но тем не менее мы узнаем предметы, вне зависимости от их размера, удаленности, а звуки не взирая на темп или высоту. В качестве примера константности можно привести дверь, которая сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта.

7. Активность. Чем ни большее участие принимает тело в ознакомлении с объектом, тем целостнее создаваемый образ. К примеру, некоторые учителя начальной школы при обучении детей алфавиту не просто пишут на доске буквы, а дают им потрогать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, чтобы задействовать три анализатора (зрительный, слуховой и осязательный).

8. Историчность. Процесс восприятия находится в прямой зависимости от прошлого опыта субъекта и от его практики в этой области. Способность какого-то вида восприятия должна быть развита с помощью упражнений.

В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает сенсорные эталоны: фонемы родного языка, геометрические фигуры, цвета͵ музыкальные звуки и т.д. Результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов принято называть оперативными единицами восприятия .

9. Предметность. Под предметностью восприятия принято понимать способность человека воспринимать не набор разрозненных ощущений, поступающих из внешней среды, а отдельные предметы, вызывающие данные ощущения. Предметность восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного образа.

Общие закономерности восприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общие закономерности восприятия" 2017, 2018.

Если бы познание мира заканчивалось ощущением, человек отражала бы не предметы, события и явления, а какофонию звуков, запахов, мелькание света и т. п, как это бывает при некоторых серьезных психических заболеваниях. Однако в повседневности, хоть на органы чувств действуют отдельные физические и химические раздражители, в нас возникают образы целостных предметов, которые нельзя составить из суммы ощущений. Мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, запахи, а вещи, имеющие определенные свойства. Кроме того, раздражители, действующие на органы чувств, постоянно меняют свои пространственно-временные, качественные и количественные характеристики, но мы воспринимаем вещи такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Так, в зависимости от различной освещенности предметов изменяется спектральный состав света, действующего на сетчатку, но цвет предмета не меняется.

Восприятие, основываясь на ощущениях, не исчерпывается ими. Оно имеет такие специфические свойства, которые обусловливают отражение предметов в совокупности их объективных характеристик, а не так, как о них сигнализируют отдельные органы чувств. Такими свойствами восприятия считаются предметность, целостность, структурность, константність и осознанность. Благодаря этим свойствам восприятия из потока ощущений, идущих извне, выделяет те или иные предметы, отделяет их из среды, раскрывает их значение и функции.

Предметность восприятия заключается в том, что различные по качеству ощущения, получаемые от предмета, сочетаются и относятся к этому предмету как к отдельной вещи, имеющей определенное назначение. Предметное восприятие обусловливает совсем иное, чем в ощущениях, отражение действительности. Известно, например, что поведение многих животных инициируется отдельными ощущениями от предметов. Ночные насекомые летят на любой свет и часто погибают. Чайка насиживает всякий предмет, чтобы он был определенной формы или размера. Органы чувств животных сигнализируют лишь о некоторых признаках предметов, ключевые для организации поведения, все остальное в мозг не передастся. На таком уровне развития психики предметный образ не формируется, действительность дифференцируется по качеству ощущений, вещи раскладываются на цвета, звуки, вкусы и тому подобное. При предметном отражении действительности различные по качествам ощущения сочетаются и объект воспроизводится в богатстве его свойств. Поведение направляется и регулируется вещами, имеющими определенный цвет, вкус,

Рис. 14. в

звучание, и эффективность такой регуляции значительно выше.

Другими существенными чертами восприятия является его целостность и структурность. Ощущения от предмета могут отличаться своими характеристиками, свойствами предметов могут отражаться более или менее точно, последовательно или одновременно, но несмотря на это предмет воспринимается как единое целое. Суть в том, что восприятие представляет собой не просто конгломерат ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств, т. е. структура предмета. Даже если меняются отдельные ощущения от предмета, но сохраняются отношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Например, та же мелодия на разных музыкальных инструментах или в разных регистрах воспринимается одинаково. Некоторые элементы могут вообще выпасть, но интегральная структура образа сохраняется. Так, воспроизведение минимального количества элементов человеческого лица вполне достаточно для его целостного восприятия (рис. 14).

Восприятие целого влияет на восприятие отдельных его частей и свойств и в то же время само по себе предопределяется ими. Это подтверждает, например, восприятия двойственных изображений (рис. 15) в Зависимости от того, что воспринимается - два профиля или ваза (а), старая или молодая женщина (б), - определенным образом толкуются одни и те же раздражители.

С предметностью и целостностью восприятия тесно связана такая его важная черта, как константність. Она проявляется в том, что в образе восприятия предметы и явления

Рис. 15. в

отражаются такими, какими они есть, несмотря на изменение условий их наблюдения. Константність будто устраняет условия восприятия объекта, сохраняя его объективные характеристики. Так, хорошо известно, что изображение предмета на сетчатке увеличивается, если расстояние до него уменьшается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения изображения объекта на сетчатке меняется, воспринят его размер остается практически неизменным-он соответствует размеру воспринимаемого объекта. Посмотрите на свои ладони, одна из которых находится на расстоянии вытянутой руки, а вторая - вдвое ближе. Ладони кажутся одного размера, хотя изображение того, что находится дальше, составляет лишь половину изображения близкого.

Константной остается воспринята форма знакомого предмета. Например, круглыми воспринимаются тарелки на столе, хотя угол зрения, под которым мы на них смотрим, а следовательно, форма изображения на сетчатке, могут очень существенно меняться.

в Общем константність прослеживается в каждой группе характеристик образа - качественных, количественных и пространственно-временных.

Значение константности восприятия ряда вон выходящее. Благодаря ей человек воспринимает вещи такими, какими они являются объективно, что позволяет познавать действительность и преобразовывать ее. Если бы чувственные образы не были константными, при каждом движении, каждом изменении расстояния или освещения изменялись бы все основные признаки предметов и явлений, и человек потерял бы возможность ориентироваться в действительности.

Основа константности восприятия - многократная появление одних и тех же объектов при разных обстоятельствах наблюдения и выделения их устойчивых, неизменных черт. Это подтверждается, например, опытами с очками, которые переворачивают изображение относительно сетчатки. Человек в таких очках очень быстро начинает видеть окружающий мир без искажений, поскольку зрительная информация корректируется сигналами от двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов.

Осознанность человеческого восприятия проявляется в том, что оно имеет обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу. На этом основании в предмете отыскиваются признаки, присущие всем предметам этого класса. Осознанность восприятия демонстрирует его тесную связь с мышлением, пониманием сущности предмета. В зависимости от объема знаний и развития мышления меняется осознанность восприятия Так, тот же предмет может быть воспринят как простой стакан или как хрустальный бокал.

Образ восприятия содержит набор свойств, обеспечивающих при определенных условиях его адекватности объекту. Такими условиями является способность субъекта-наблюдателя к восприятию, которая проявляется в сформированности специфических механизмов восприятия; характеристика самого объекта восприятия: его гармоничность, упорядоченность, состав элементов; удобные пространственно-временные условия восприятия. Если взаимодействие этих факторов не является оптимальной, образ теряет те или иные свои свойства, а вместе с ними и адекватность объекту.

Во многих исследованиях выделены стадии становления образа восприятия, которые характеризуют растущую полноту отражения свойств предмета при а) улучшении условий восприятия, б) увеличении опыта восприятия наблюдателя, в) изменении параметров воспринимаемого предмета. Знание этих стадий необходимо для конструирования индикаторов в автоматизированных системах управления, разработки средств рекламного воздействия и тому подобное.

Первой стадией становления образа восприятия является различение размещения объекта в пространстве. На этой стадии, что передает особенности отображения объекта, например, на большом расстоянии или при непродолжительной экспозиции, образ по сути является образом чувства со всеми присущими ему свойствами - качественными, количественными и пространственно-временными. Наблюдатель может сказать, какой именно раздражитель (визуальный, слуховой или другой) влияет на его органы чувств, интенсивность его действия, где он находится и сколько времени воспринимается. Объект отображается как точка или розімкнеш кривая в трехмерном пространстве.

Первые характеристики образа восприятия появляются на второй стадии - стадии мельканий контура, что прослеживается при приближении наблюдателя к объекту или увеличении времени рассматривания последнего. На этой стадии объект кажется то кругом, то багатогранником, но уже четко отражается его замкнутый контур, отделяющий объект от его окружения. Это важный признак, поскольку то, что находится в пределах контура, отображается несколько иначе по сравнению с тем, что находится извне Например, установлено, что пороги различения изменения интенсивности раздражителя на предмете есть немного выше, чем на фоне На стадии мельканий контуру проступает целостность образа восприятия.

Дальнейшее улучшение условий наблюдения придает образу новые черты, в нем начинает раскрываться форма объекта. Это третья стадия становления образа - стадия отображения резких сдвигов кривизны. Здесь передаются наиболее характерные элементы формы, что свидетельствует о структурирования образа. Наблюдатель пытается назвать его, но недостаточный объем визуальной информации часто приводит к ошибкам. Так, быстро разглядывая картинку с изображением очков, исследуемые могут сказать, что видят велосипед, потому что они успевают зафиксировать лишь два больших круга.

На следующей, четвертой, стадии происходит глобально-адекватное отражение формы без четкого различения деталей. На этой стадии объект узнается, его образ приобретает черты предметности и осознанности.

Последняя, пятая, стадия становления образа восприятия - стадия достижения его полной адекватности объекта. Объект отображается не только со всеми деталями, но и с точным воспроизведением размера. Только на этой стадии образ приобретает всех своих свойств, он есть целостный, структурированный, предметный, константний, осознанный и вполне тождественный (конгруэнтны) объекту.

Полнота и адекватность восприятия даже при оптимальных его условий могут значительно изменяться. Они зависят от потребностей человека, его личного опыта взаимодействия с окружающей средой, установок, эмоционального состояния, задач, стоящих перед ней. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека носит название апперцепции. Влияние апперцепции на процесс восприятия проявляется в том, что те же предметы воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от их состояния и задач, стоящих перед ними.

Ярким проявлением апперцепции есть так называемое профессиональное восприятие. Так, лингвист, знакомясь с человеком, может воспринять прежде всего особенности ее произношения, фотограф - фотогеничность, врач обратит внимание на признаки той или иной болезни. В зависимости от особенностей "профессионального восприятия" образ той самой человека приобретает определенных индивидуальных характеристик Если предметность, целостность, константність образа восприятия повышают его тождественность с объектом, что отражается в нем, то апперцепція-это проявление субъективности образа, его незеркальные относительно характера объекта.

Большую роль в процессе восприятия играют установки. Они представляют собой тенденцию так или иначе воспринимать определенное явление еще до встречи с ним. Так, если человеку показывать несколько раз два круга, из которых левое больше правое, а затем два круга одинакового диаметра, то она тоже воспримет их как круги разной величины. Установка состоит в процессе предыдущей деятельности личности. Возникнув, она подсознательно влияет на познавательные процессы, в частности на восприятие.

Установки могут действовать как предвзятость, предрассудки, скрывая от человека реальные факты. Например, учителя довольно часто воспринимают ребенка только через призму его учебной успешности, не замечая положительных черт в поведении и личности слабых учащихся и преувеличивая развитие этих качеств у отличников. Ошибочное восприятие учащихся приводит к трудностям в общении с ними, к ошибкам в выборе средств воспитательного воздействия.

в Целом приведенные данные о свойствах и закономерностях восприятия свидетельствуют, что по сравнению с ощущением этот психический процесс полнее и адекватнее отражает действительность, однако такая адекватность не является абсолютной. Она представляет собой лишь вариант совпадения образа восприятия и его объекта, пригодный для практического применения. В таком плане восприятия - это уже модель будущей деятельности. В свою очередь, сама практика становится критерием адекватности восприятия, совершенствует, направляет его.

Рис. 16. в

Подтверждением зависимости восприятия от опыта являются иллюзии восприятия, которые свидетельствуют о том, что образы могут совершенно не соответствовать реальной действительности: Например, данные восприятия фигур, изображенных на рис. 16, противоречат данным их объективного измерения.

Фрагмент А демонстрирует, что восприятие отрезков а и в неровными является иллюзией, потому что, взяв линейку, можно легко убедиться в их равенстве. На фрагменте Б отрезок а кажется длиннее, чем отрезок в хотя на самом деле они одинаковой длины. На фрагменте В переоцениваются вертикальные линии, несмотря на то, что объективно они равны широте крыс шляпу. На фрагменте Г изображена "иллюзия веера", которая заключается в том, что параллельные линии, расположенные ближе к центру, кажутся, выпуклыми, а расположенные дальше - вогнутыми. Подобных примеров можно привести множество.

Какие же факторы способствуют возникновению иллюзий? Значительное количество "ложных" образов связана с целостностью восприятия. Так, восприняты размеры отдельных линий на фрагменте А приведенного выше рисунка оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в которые они входят. Верхняя фигура меньше, и поэтому меньше кажется отрезок а. Перспективное изображение линий на фрагменте Б, создавая фон, на котором воспринимаются отрезки а и в, ведет к переоценке линии а.

Различные виды восприятия имеют свои специфические свойства. Но кроме внутривидовых свойств восприятия существуют и его общие свойства : предметность, избирательность, целостность, константность, структурность, категориальность (осмысленность и обобщенность), апперцепция .

Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.

Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией - субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.

При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.

Константность восприятия – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

Константность восприятия размеров означает то, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится от нас или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний.

Аналогичный феномен – константность восприятия формы: мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет создавать на сетчатке трапециевидный образ.

Структурность восприятия является следствием его целостности и отражает устойчивое соотношение отдельных компонентов перцептивного образа. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков .

Категориальность (осмысленность и обобщенность) восприятия предполагает, что объект воспринимается и мыслится не как непосредственная данность, а как представитель некоторого класса объектов. В осмысленности проявляется связь восприятия с мышлением, а в обобщенности – с мышлением и памятью.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, его интересов, потребностей и склонностей (устойчивая апперцепция) , а также от его эмоционального состояния и предшествующих восприятию действий (временная апперцепция) .