Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Саладин (Салах ад-Дин). Жизнеописание. Салах ад-дин (саладин), первый султан египта из династии айюбидов Саладин и ричард львиное сердце

Саладин (Салах ад-Дин). Жизнеописание. Салах ад-дин (саладин), первый султан египта из династии айюбидов Саладин и ричард львиное сердце

Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), (1138 - 1193), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите (современный Ирак). Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII веке. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Каира, постоянно "проверялась на прочность" визирями. Сельджукскую державу после 1104 года вновь и вновь делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 году, существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил "священную войну" и начал свои кампании в Сирии (1135 - 1146). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и "широко провозглашал джихад".

Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама. По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб (Иов) и дядя Ширку, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги. В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, вошел в число придворных и стал жить в Дамаске. В 1154 году благодаря его влиянию Дамаск остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.

Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).

Завоевание Египта

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков. Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 году. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 году вместе с Саладином, младшим офицером его войска. Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир обратился за помощью к христианскому королю Иерусалима Амальрику I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 года и заставить его отступить (в этой битве отличился племянник Ширку, молодой Саладин). Крестоносцы прочно обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся с подкреплениями Ширку. Они также пытались, хотя и неудачно, осадить Саладина в Александрии. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться христианский гарнизон. Беспорядки, вскоре затеянные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 году. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 года морем послал в Египет флот и небольшой экспедиционный корпус. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшее противника невезение, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами - все это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер в мае 1169 года. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта с титулом "аль-Малик аль-Назир" (Несравненный Правитель).

Саладин - правитель Египта. Завоевание Сирии и Месопотамии.

В отношениях с фатимидским халифом Саладин проявлял необыкновенный такт, и после смерти аль-Адида, последовавшей в 1171 году, у Саладина было уже достаточно власти, чтобы во всех египетских мечетях заменить его имя ортодоксального халифа Багдада.

Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. В 1172 году египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию. Саладин постоянно проявлял свою покорность Нур ад-Дину, однако его заботы о фортификации Каира и та поспешность, которую он проявил, снимая осады с крепостей Монреаль (1171) и Керак (1173), говорят о том, что он боялся зависти со стороны своего господина. Перед смертью мосульского правителя Нур ад-Дина между ними возникла заметная холодность. В 1174 году Нур ад-Дин скончался, и наступил период сирийских завоеваний Саладина. Вассалы Нур ад-Дина стали бунтовать против его юного ас-Салиха, и Саладин двинулся на север, формально с целью его поддержки. В 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Халеб (Алеппо). Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников,а также ударные отряды конных копейщиков. Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Саладин в битве

В 1175 году он запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 году он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 году он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе. С 1177 по 1180 годы Саладин вел войну против христиан из Египта, а в 1180 году заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 - 1183 годах он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 году Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 году добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей.

Завоевание Саладином Иерусалимского королевства.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV, его враг Гвидо Лузиньян. В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. С приблизительно двадцатитысчной армией Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренабрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.

Битва при Хаттине

4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил.

Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.

Саладин захватил Тиверию, Акру (ныне - Акко в Израиле), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине). Саладин уже шел на Тир, когда очень вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив таким образом городу надежный гарнизон. Натиск Саладина был отбит. 20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу отвергнув относительно великодушные предложения Саладина. В конце концов гарнизон вынужден был сдаться. В пятницу 2 октября Саладин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Горожан Саладин отпустил на все четыре стороны при условии, что они внесут за себя соответствующий выкуп. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство. Вся Палестина была захвачена Саладином. В королевстве только Тир остался в руках христиан. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 году оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.

Саладин и Ричард Львиное Сердце.

Ричард I Английский (Львиное Сердце)

8 июня 1191 года под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали молчаливо его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным на выручку, после чего повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (современный Ашкелон в Израиле), что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.

В течение 1191 - 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли - уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. В январе 1192 года бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 года Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу, а Саладин - в Дамаск, где он и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года. Он был похоронен в Дамаске и был оплакан на всем Востоке.

Характеристика Саладина.

Саладин (Салах ад-Дин) - султан Египта и Сирии

Саладин обладал ярким характером. Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что "Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу". Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из рабов. "Мое войско ни на что не способно, - признавался он, - если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним". В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Саладин (Салах ад-Дин). Хронология жизни и деяний

1137 (1138) год - В семье Наима ад-Дина Айюба, военного комеданта крепости Текрит, родился третий сын, Юсуф.

1152 год - Юсуф поступает на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширку и получает в собственность небольшую территорию.

1152 год - Юсуф входит в состав военного командования Дамаска.

1164 - 1169 годы - Участие Юсуфа в египетских кампаниях эмира Асада ад-Дина Ширку.

1169 год - После смерти эмира Ширку Юсуф становится визирем египетского халифа и получает от него титул "Несравненный Правитель" ("аль-Малик аль-Назир").

1173 - 1174 годы - Первые кратковременные кампании Саладина против крестоносцев.

1174 год - Саладин захватывает Дамаск после смерти Нур ад-Дина.

1176 год - Признание власти Саладина над Сирией со стороны Зенгидов (кроме правителя Мосула), а также - со стороны багдадского халифа. Поход на земли ассасинов и заключение договора с Рашид ад-Дином Синаном.

1177 год - Поражение Саладина от армии иерусалимского короля Болдуина IV при Рам-Аллахе.

1186 год - Принятие вассальной клятвы от правителя Мосула.

1189 - 1191 годы - Военные действия у Акры.

Использованная литература.

1. Смирнов С.А. Султан Юсуф и его крестоносцы. - Москва: АСТ, 2000. 2. Всемирная история войн/ отв. ред. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Книга первая - Москва: Полигон, 1997. 3. Всемирная история. Крестоносцы и монголы. - Том 8 - Минск, 2000.

Третий Крестовый поход овеян сотнями романтических легенд. Их центральная фигура — Ричард Львиное Сердце, который очень хотел освободить Иерусалим, но так и не смог этого сделать. А между тем, если бы английский король все-таки достиг бы этой цели, то его победа сыграла бы важную роль в истории не только Святой Земли, но и всей Европы. Алексей Дурново — о том, что было бы, если бы Иерусалим пал.

Могло ли такое быть?

Запросто. Ричард был не только прекрасным воином, умевшим личным примером вдохновить своих людей на ратные подвиги, но и очень умелым полководцем. Он грамотно рассчитывал силы, не лез на рожон, знал, когда атаковать, а когда отступать, и не попадался в ловушки. Он не потерпел в Святой Земле ни одного крупного поражения, одержал несколько больших побед и захватил Аккру, которая считалась неприступной. Его появление наделало в рядах сторонников Саладина такого страха, что отвоевание Святой Земли у христиан мгновенно замедлилось.

Ричард Львиное Сердце

По сути, именно Ричард подарил крестоносным государствам еще сто лет жизни. Не случись его вторжения, и все христианские города были бы отвоеваны в течение 15−20 лет после падения Иерусалима (1187). Английский король завершил поход не из-за провала, а пред лицом обстоятельств. Во-первых, он осознал, что сил для освобождения Иерусалима ему все-таки не хватит.

Ричард Львиное Сердце мог бы освободить Иерусалим. Не хватило чуть-чуть


Во-вторых, дела в Европе шли так плохо, что требовали его немедленного возвращения. Но если бы Ричард увидел хотя бы микроскопическую возможность вернуть Святой город, он сделал бы это. Впрочем, в нехватке сил он виноват сам. Хороший полководец не всегда толковый политик. Ричард сам рассорился со своими союзниками, которые в итоге оставили его одного. Будь у него поддержка Филиппа II Французского или хотя бы Леопольда Австрийского, шансы вернуть Иерусалим возросли бы многократно.

Как бы это отразилось на Святой Земле


Жерар де Ридфор — главный неудачник в истории ордена Тамплиеров

Рассуждая трезво, Иерусалим можно было захватить при хорошей подготовке и некотором везении. И даже при живом Саладине. А вот удержать его крестоносцам было трудно. Во-первых, христианские государства в Святой Земле не были едины. Формально Иерусалимское королевство было из них главным. На деле же даже в лучшие времена каждое государство действовало само за себя. Графство Эдесса, княжество Антиохия и графство Триполи приказам из Иерусалима не подчинялись, деньги туда не отправляли и даже в совместных военных операциях участвовали неохотно. Рыцарские ордена также плели свои интриги, порой противоречащие общему делу.

А вокруг были сплошь враждебно настроенные соседи. Им достаточно было объединиться против христиан, чтобы с легкостью вытряхнуть их с Ближнего Востока. Что, собственно, было блестяще доказано Саладином. Битва при Хаттине, в которой Саладин уничтожил объединенное войско христиан, — прекрасный тому пример. Вожди крестоносцев не смогли договориться и выработать совместный план, ввязались в бой на категорически невыгодной позиции и были разбиты. В эту авантюру их затащил великий магистр ордена Тамплиеров Жерар де Ридфор. И до сих пор неизвестно, не был ли он подкуплен Саладином. Короче говоря, даже если бы Ричард взял Иерусалим, то ненадолго. Цель похода достигнута, стало быть, пора домой.

Успех Ричарда едва ли помог бы крестоносцам, но не помешал бы Византии


Ричард ехал бы в Англию, возможно, с формальным титулом иерусалимского короля. Но реально городом бы правил кто-то другой. Кто-то менее авторитетный и менее известный. Кто-то не столь умелый в ратном деле. Кто-то, кого не так опасались бы противники. А стало быть, рано или поздно Айюбиды, Зангиды, Сельджукский султанат или какое-то другое мусульманское государство отбило бы Святой город обратно. Однако взятие Иерусалима Ричардом все равно повлияло бы на дела Ближнего Востока.

Византия


Со смертью Мануила Комнина в Византии начались бесконечные распри в борьбе за престол


Не сказать, что в Византии были рады крестовым походам. Алексей I Комнин, бывший императором еще в годы Первого похода, сделал все, чтобы усложнить жизнь крестоносцам. Конечно, военная помощь Константинополю не помещала бы, вот только Комнин понимал, что не он будет эту военную помощь координировать. Именно поэтому он буквально заставил вождей первого похода признать его формальным верховным главой похода и почти сразу отправил надоедливых европейцев воевать, чтобы те не засиживались в его владениях. А уж когда на Ближнем Востоке образовалось сразу несколько крестоносных государств, то в Константинополе стали всерьез волноваться.

Потомки Комнина к католикам-завоевателям относились настороженно и предпочитали стравливать крестоносцев с мусульманами, дабы и те, и другие ослаблялись во взаимных схватках. Роковым, во всех смыслах, для Византии стал Четвертый крестовый поход. Крестоносцы вроде бы собирались отбивать Иерусалим, но поддались влиянию венецианского дожа Энрико Дандоло и, в конце концов, вступили в войну с Восточной Империей.

Чем это кончилось, знают все: в 1204 году Константинополь пал, а Византия в своем прежнем виде прекратила существование. То государство, которое было восстановлено полвека спустя, было лишь тенью могучей империи, что вела свое начало еще от римских времен.

А теперь о главном. Если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим, то Четвертого крестового похода не было бы. Константинополь мирно пережил бы 1204 год, сохранив прежнее влияние и границы. Конечно, Византийская империя слабела с каждым годом, вот только продержалась бы она все равно долго. Иными словами, Османская империя едва ли взяла бы Константинополь в середине XV века. Эта дата переехала бы как минимум лет на сто вперед. А следовательно, и вторжение в Европу началось бы позже. Вообразите только свободные Балканы, мирную Восточную Европу и Австрию, не живущую в постоянном страхе за свои границы.


Мусульманский мир


Саладин

Потеря Иерусалима ослабила бы позиции Саладина как единого вождя мусульман Ближнего Востока. Скорее всего, остаток жизни он провел бы в попытках сохранить власть. Он мог бы сохранить под своей властью Египет, но, скорее всего, потерял бы Сирию и уж точно Ирак. Усиление крестоносцев привело бы к постоянным войнам, и вот в таком положении мусульмане и христиане Ближнего Востока встретили бы монгольское вторжение, до которого оставалось каких-нибудь 60−70 лет. Как известно, монголы не договорились с христианами о союзе из-за интриг тамплиеров, а мусульмане разбили конкурентов по одиночке.

Гегемония Англии началась бы раньше. А Франции могло не быть на карте


Сначала остановили монгольское вторжение, затем ликвидировали остатки христианской вольницы. В ситуации сохранения Иерусалима у крестоносцев и раннего распада державы, созданной Саладином, монголы, скорее всего, были бы заведомо сильнее всех. Строго говоря, не нуждались бы ни в каких союзах. Как знать, быть может, именно они одержали бы верх, а все тот же Иерусалим оказался бы частью владений кого-то из потомков Чингисхана.

Европа


Филипп II Август в свое время поднял Францию с колен

Покинув Святую Землю, Ричард помчался спасать Родину. Как известно, по пути он загремел в плен. При нашем раскладе плена, скорее всего, удалось бы избежать. Освободителя Иерусалима никто не дал бы так просто бросить за решетку. Ричард спокойно вернулся бы в Англию и занялся бы своим любимым делом уже в Европе. А любимым его делом, как известно, были сражения.

Восстановив свою власть в Нормандии, он пошел бы дальше, постепенно отбирая у Франции те владения, которые некогда принадлежали его отцу. Все усилия Филиппа II по созданию централизованного государства пошли бы насмарку. Король Франции не смог бы оттяпать Нормандию, видимо, лишился бы Аквитании и потерял бы поддержку своих разношерстных сторонников. И стало быть, все последующие события Франция переживала бы в ослабленном состоянии. Едва ли было бы возможно, например, авиньонское пленение Пап или разгром тамплиеров. Я уже не говорю о том, что Столетняя война длилась бы совсем не так долго, а завершилась бы, наверное, совсем иным исходом.

100 великих полководцев Средневековья Шишов Алексей Васильевич

Саладин (Салах - ад - Дин)

Саладин (Салах - ад - Дин)

Египетский султан - полководец, сокрушивший Третий крестовый поход и отвоевавший Святую землю для себя

Саладин и Гвидо де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году

Саладин (в переводе с арабского его имя означает «честь веры») родился на земле современного Ирака. Его отец, курд по национальности, был старшим командиром в армии известного сирийского полководца Нур - эд - дина, который успешно боролся с крестоносцами.

В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур - эддина на войне, участвовал в освобождении Египта (вернее, части его) от крестоносцев. После смерти Нур - эд - дина его ученик Салах - ад - дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и стал воевать с крестоносцами и их государствами в Святой земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи. Воевал он успешно.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах - ад - дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов, став султаном.

Став властелином Египта, султан Салах - ад - дин поставил на ключевые посты в государстве своих родственников и близких, надежных друзей. Он усилил египетскую армию, сделав ее преимущественно арабской, и создал современный для того времени военный флот. После этого Саладин пошел войной на ближневосточные государства крестоносцев.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах - аддин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать «неверных» и объявил им священную войну.

В 1187 году 20–тысячная армия султана Египта вторглась в Палестину. Половину ее составляли конные лучники, вооруженные дальнобойными луками, стрелы которых способны были пробивать стальные рыцарские доспехи. Именно конные лучники первыми шли в атаку на европейцев и тучей каленых стрел расстраивали их ряды. Это позволяло египетскому султану выискивать наиболее слабые места в боевом построении противника. Затем в атаку шли конные воины, вооруженные саблями, которые начинали рукопашный бой. И только после этого в сражение посылались отряды пеших воинов, которым предстояло закончить разгром вражеского войска.

Саладин блестяще владел тактическими приемами ведения войн на арабском Востоке. Главный удар его конные лучники наносили по неприятельским флангам. Он умело применял и такой тактический прием, как заманивание крестоносцев с помощью притворного отступления в безводные, пустынные земли с целью истощить их силы, лишив источников воды.

4 июля 1187 года Салах - ад - дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина (у Тивериадского озера). В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю Крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

Среди попавших в плен оказался военачальник крестоносцев Гвидо (Ги) де Лузиньян, король иерусалимский, и остатки отряда «Верного Креста», который призван был вдохновлять христиан Ближнего Востока на борьбу с мусульманами. В плен были захвачены Великий магистр ордена тамплиеров и маркграф Монферратский. Пленных рыцарей полководец Салах - ад - дин или отпускал за богатый выкуп, или обменивал на своих пленных воинов.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Аккра и Яффа, и крепостей крестоносцев. Он оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

После поражения при Хаттине крестоносцы некоторое время не отваживались сражаться с армией Салах - ад - дина на открытом пространстве, предпочитая держать оборону в крепостях. Рыцари обратились за помощью к римскому папе и монархам Европы и теперь ожидали начала Третьего крестового похода.

В сентябре 1187 года султан Салах - ад - дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами священного города такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней в Иерусалиме продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Осада Иерусалима египетской армией длилась 14 дней, в ходе которых крестоносцы совершили несколько смелых вылазок на позиции сарацин. После напряженной осады мусульманское войско ворвалось в город, жители и гарнизон которого начали испытывать большие трудности с водой и продовольствием. Последний иерусалимский король Гвидо де Лузиньян вынужден был капитулировать перед султаном Египта.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил поверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули священный город.

Своими успешными действиями Салах - ад - дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147–1149 годов. При дворе папы римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард I Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую землю.

Отличительной чертой этого крестового похода стало то, что рыцарскую армию поддерживал со стороны Средиземного моря многочисленный военный флот. Поначалу крестоносцам сопутствовала удача. В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но в ходе борьбы за него погиб (утонул) германский император Фридрих I Барбаросса, а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Аккру (Аккон). В ее осаде и штурме участвовали отряды Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Аккры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацин, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносцев под предводительством трех монархов на Ближний Восток, султан Салах ад - дин вновь собрал большую египетскую армию. Он призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским воинством ради славы и военной добычи.

Тем временем английский король Ричард Львиное Сердце при содействии флота в 1191 году завоевал отпавший ранее от Византийской империи остров Кипр и пошел в Палестину. Но Саладин преградил войскам Ричарда путь на Иерусалим, уничтожив в его ближних и дальних окрестностях все запасы продовольствия, которыми могли воспользоваться крестоносцы.

Решающее сражение между армиями короля Англии и султана Египта состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе. Войско крестоносцев заметно поредело после возвращения на родину большей части французских феодалов с их отрядами и немецких рыцарей. Согласно европейским источникам, армия Саладина насчитывала 300 тысяч человек, но эти цифры, скорее всего, сильно завышены. Но, во всяком случае, силы египетского правителя в битве при Арсуфе значительно превосходили силы европейцев.

Салах - ад - дин первым начал сражение. Он приказал своим конным лучникам атаковать выстроившегося для боя противника. Главный удар, как обычно, был нанесен сразу по флангам. Атака первоначально шла удачно - крестоносцы под яростным натиском сарацин подались назад. Однако ядро крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце стояло непоколебимо.

Арсуфская битва стала затягиваться. Султанская армия в беспрестанных атаках несла большие потери. Легковооруженным арабским всадникам было трудно сломить сомкнутый строй закованных в стальные доспехи рыцарей. Постепенно инициатива перешла к Ричарду, и в итоге сражение закончилось беспорядочным отступлением египетской армии, потерявшей в тот день 40 тысяч человек. Но и эти цифра считаются очень завышенными.

Война за обладание Святой землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход, закончились тем, что египетский султан Салах - ад - дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

За крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Священный для христианского мира город Иерусалим остался за мусульманами. Паломникам и купцам - христианам разрешалось свободно посещать его, равно как и другие места Палестины, ставшей после завоевательных походов Саладина частью Египетского султаната. Иерусалимское королевство сохранилось на карте мира, но теперь его столицей был средиземноморский город - крепость Аккра.

Заключенное египетским султаном и английским королем мирное соглашение о Святой земле и священном городе было удивительно справедливым и равноправным для сторон. После этого Ричард I возвратился в Англию, не отказавшись от притязаний на Палестину. Однако его желаниям не суждено было сбыться, поскольку Четвертый крестовый поход, организованный римским папой Иннокентием III, начался только в 1202 году.

А Салах - ад - дин после подписания мирного соглашения с английским монархом вернулся в сирийскую столицу Дамаск, которую очень любил, поскольку с этим городом были связаны его детство и юность. Там он заразился желтой лихорадкой и 4 марта 1193 года умер.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 19. САЛАДИН – СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ Свержение фатимидов и поход Саладина Саладин, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов, полководец и мусульманский лидер XII века, пожалуй, единственный из мусульманских правителей, кто удостаивался сравнения с Пророком

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

3 САЛАДИН Салах ад-Дин аль-Мелик ан-Назир: Саладин, «царь, который помогает» «Воистину, мы обеспечили тебе потрясающий успех, для того, чтобы Бог простил тебе давние и недавние грехи, чтобы он довершил свои милости, которыми тебя осыпал и направил по прямому пути». Эта

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Благородный Саладин Султан Саладин был вне себя от гнева. С уст того, для кого произнести резкое слово даже в адрес неверного было едва ли не святотатством, летели такие проклятия, что приближенные боялись пошевелиться. И было от чего впасть в неистовство – на этот раз

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

II И III КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. УСПЕХИ САЛАХ АД-ДИНА Победы крестоносцев и успешная колонизация Ближнего Востока латинянами вызвала ответную реакцию мусульманского мира. Начиная с 1128 г. силы мусульман объединяются под эгидой атабека Мосула Имад ад-Дин Занги. В 1144 г. Занги

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

Алексей Саладин ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ Еврейское кладбище отделено от православного Дорогомиловского кладбища только деревянным забором. Но вход на Еврейское кладбище значительно дальше Дорогомиловского - близ моста Окружной железной дороги, там, где шоссе

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

САЛАДИН (САЛАХ-АД-ДИН ЮСУФ ИБН АЮБ) (1138-1193) Победитель крестоносцев, египетский султан-полководец. Основатель египетской династии Аюбидов. У полководца Салах-ад-дина Юсуфа ибн Аюба было много блистательных побед на поле брани над крестоносным европейским воинством и

автора

Глава XXX Возвышение Салах ад-Дина Смерть Амори спасла Египет от совместного вторжения франков и сицилийцев. Распри франкских баронов после смерти короля Амори не позволили им организовать поход на Египет. Высланный королем Вильгельмом II Сицилийским под командой его

Из книги Крестовые походы. Том 1 автора Грановский Александр Владимирович

Глава XXXVII Смерть Салах ад-Дина Салах ад-Дину не удалось сбросить франков в море и уничтожить государства крестоносцев. Они продержались еще целое столетие. Королевство называлось Иерусалимским, хотя сам Иерусалим был в руках мусульман, и включало в себя прибрежную

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Саладин на Востоке Тем временем на мусульманском Востоке происходило усиление Мосульского эмирата. Существенную роль при правлении Имад ад-Дина и его сына Нур ад-Дина играл курд по имени Ширкух. В 1154 г. он помог своему государю присоединить к Мосулу Дамаск. При нем

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

САЛАДИН, ВЛАСТЕЛИН ЕГИПТА (1169–1174) Несмотря на подобное землетрясению влияние, оказанное им на историю вообще и войну за Святую землю в частности, до нас не дошло описание внешности Саладина. В 1169 году немногие могли предположить, что этот курдский воин, только что

автора Брандедж Джеймс

Революция в Египте: Саладин приходит к власти Ширкух видел, что теперь подходящее время, чтобы выполнить свои клятвы, поскольку без короля некому будет препятствовать его желаниям. И он приказал, чтобы запланированное им раньше было исполнено.Он расположил свой лагерь

Из книги Крестовые походы. Священные войны Средневековья автора Брандедж Джеймс

Саладин захватывает Иерусалим Святой город Иерусалим был осажден 20 сентября. Он был со всех стороны окружен неверующими, которые выпускали по нему стрелы. Стрельба сопровождалась бряцанием ужасного оружия, пронзительными звуками труб и отвратительными выкриками.

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Саладин и Айюбиды: 1171–1249 гг Франки овладели левантийским побережьем в результате Первого крестового похода (1067–1069), Египет Фатимидов они воспринимали как легкую добычу - и совсем не учитывали в своих планах вмешательства Нур ад-Дина, сельджукского султана, войско

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Саладин Саладин (1171–1193) на первых порах не имел собственной армии и множества сторонников, располагал ограниченными ресурсами, но его победа над последними крестоносцами из Дамиетты заслужила ему уважение и принесла добычу, которую он благоразумно использовал, чтобы

Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава четвертая. Саладин Согласно средневековой (да и современной) легенде, это был образцовый рыцарь эпохи крестовых походов. Сильный и милосердный, мудрый и отважный. Именно он уничтожил мечту о христианском Иерусалиме и положил начало постепенному исчезновению

Из книги Тамплиеры и ассассины: Стражи небесных тайн автора Вассерман Джеймс

Глава XVI Саладин и битва при Хаттине В середине XII века в среде европейцев наметилась новая тенденция: светские феодалы стали дарить замки военным орденам и полагаться на то, что рыцари будут оборонять их бывшие владения. Бароны понимали, что содержание и кормление

8 сентября 1157 г., в семье Генриха II Английского и Алиеноры Аквитанской на свет появилось странное существо. «Рыцарь с сердцем льва и с головой осла». Именно так Карл Маркс, видный публицист своего времени, через много лет охарактеризует фигуру короля Англии: Ричарда Львиное сердце.

Определение хлёсткое. И тому образу Ричарда, что сложился в массовой культуре, не соответствует ни капельки. В самом деле: чем же славен этот человек? Первый ассоциативный ряд простой. Прежде всего — один из самых ярких героев эпохи Крестовых походов. Затем — король Англии. И не просто король, а оставивший по себе в народе самые радужные воспоминания: и тебе справедливый, и честный, и заступник. Наконец, приятель и покровитель знаменитого «благородного разбойника», непревзойдённого лучника Робин Гуда.

Однако масскульт на то и масскульт, что правды в нём немного. Начнём с того, что знаменитый лучник Робин Гуд, грабивший богатых и делившийся с бедными, если и существовал, то спустя как минимум триста лет после смерти Ричарда. С остальным придётся разбираться подробнее.

Третий крестовый поход, одним из участников которого был Ричард, планировался как реванш. К тому моменту главное, из-за чего и затевался глобальный проект «Вернём Гроб Господень в руки христиан», было утрачено. Иерусалим заняли мусульмане и уходить оттуда не собирались. Забегая вперёд, скажем, что так и не ушли, несмотря на весь героизм Ричарда и его товарищей. Сам король-рыцарь до смерти чувствовал вину за то, что так и не смог «вырвать Святой город из рук врага Креста».

Впрочем, на Святой земле ему удалось кое-что ещё. В частности, он заработал там своё прозвище, с которым вошёл в историю. Воображению рисуются романтические подвиги, где наш герой один бьётся с сотней мусульман и побеждает. Кое-что похожее действительно было. Вот как описывает сражающегося короля «Хроника Амбруаза»: «Ричард дал шпоры коню и кинулся, с какой мог быстротой, поддержать первые ряды. Летя скорее стрелы на своём коне Фовеле, равных которому нет на свете, он напал на массу врагов с такой силой, что они были совершенно сбиты, и наши всадники выбросили их из седла. Храбрый король, колючий, точно ёж, от стрел, впившихся в его панцирь, преследовал их, и вокруг него, спереди и сзади, открывался широкий путь, устланный мертвыми сарацинами. Турки бежали, как стадо скота».

Красиво. Но «Львиное сердце» — это вовсе не о таких историях, которых и впрямь хватало. Прозвище он получил за один-единственный эпизод, связанный с взятием Акры.

Осада Акры. репродукция

Собственно, взятия как такового не было. Была почётная сдача города. После долгой и нудной осады противник Ричарда, султан Салах ад-Дин , прислал ключи от крепости. Всё как полагается. Полагался после этого и обмен пленными. Когда уже на сороковой день после капитуляции города Ричард понял, что пленных христиан он не дождётся, было сделано следующее: 2700 мусульман вывели за стены Акры. И на виду у отрядов султана их хладнокровно перерезали. За этот поступок мусульмане сначала прозвали короля «Каменное сердце». Потом, правда, узнали подробности: «обозные слуги, бедняки, курды, вообще все незначительные люди, в том числе женщины и дети» были отпущены Ричардом без выкупа. Тогда уже прозвище сменилось на знакомое нам. Что справедливо: лев иногда бывает жесток без меры, но подлости от него ждать не приходится.

Победоносный Саладин. репродукция/ Гюстав Доре

Тот поход вообще запомнился каким-то невероятным количеством преданий, связанных с рыцарским отношением к противнику. Скажем, в битве при Яффе, которую крестоносцы выиграли, под Ричардом убили лошадь. Его противник, брат султана Саладина Малик аль-Адиль , послал королю коня: «Мой враг такого высокого рода не должен сражаться пешим!»

Со своей стороны Ричард не чурался мусульман. Того же аль-Адиля он принимал у себя в стане: «Король Англии встретил его в своём шатре самым почётным образом, после чего проводил к себе и велел подавать ему те из блюд, которые считаются у этого народа особенно приятными и желанными. Аль-Адиль откушал этих блюд, а король со своими спутниками ел кушанья, предложенные аль-Адилем. Их беседа затянулась далеко за полдень, а расстались они, заверяя один другого в совершенной дружбе и искренней привязанности».

Ричард и Саладин. репродукция

Тогда же королю пришла в голову чуть ли не единственная здравая и оригинальная мысль за всю его жизнь. Он даже разработал проект, который мог решить дело насчёт Иерусалима и вообще христианских святынь миром. И этот мир мог устроить всех. Мысль проста. У короля есть сестра, Жанна Прекрасная , бывшая королева Сицилии. У султана Саладина есть брат Малик, с которым Ричард уже пировал. Вот если бы их поженить? Они могли бы совместно управлять всем палестинским побережьем. А жили бы в Иерусалиме, властвуя над образовавшимся христиано-мусульманским владением, и такой тандем позволил бы латинскому духовенству беспрепятственно совершать богослужения у Пресвятой Усыпальницы Господней, тогда как мусульмане могли бы продолжать молиться в своих мечетях.

Ричард Львиное Сердце и Джоанна встречают короля Франции Филиппа II Августа. репродукция

Саладину проект неожиданно понравился. Его брату — тоже. В ужасе от брака с мусульманином была только сама Жанна Прекрасная. Дело так и не срослось.

Не срастались дела у английского короля и в Англии. Что неудивительно. Английского языка он не знал. В Англии за 10 лет формального правления он провёл от силы полгода. Делами английскими не интересовался, хотя и давал при восшествии на престол клятву: «Творить праведный суд вверенному мне народу, истреблять дурные законы и извращённые обычаи, буде таковые отыщутся в моём королевстве, и охранять добрые».

А вот деньги требовал. И немалые. Подвиги в Святой земле обходились весьма и весьма дорого. Другое дело, что сбором так называемой «саладиновой десятины» руководил брат короля, Иоанн, прославленный в народных песнях как «Жадный Джон». Сам же Ричард, озабоченный не процветанием Англии, а войной в Сирии, остался в памяти как король «добрый». И не только в народной. Официальный хронист оставил о Ричарде Львиное сердце такую запись: «Итак, сын, взойдя над горизонтом, продолжил добрые труды своего отца, прекращая те, что были дурны. Тех, кого отец обездолил, сын восстановил в их былых правах. Сосланных вернул из изгнания. Закованных отцом в железа, сын отпустил целыми и невредимыми. Тех, кому отец определил различные кары во имя правосудия, сын помиловал во имя благочестия».

Чтобы покорить Иерусалим, английский король Ричард Львиное Сердце дошёл в 1191 году со своей армией до Яффы. Чтобы отразить атаки Саладина, он сделал ставку на тактику - и добился своей величайшей победы.

Ричард I в битве при Яффе.

Бертольд ЗЕЕВАЛЬД (Berthold Seewald), германская газета «Вельт» (Die Welt)

Третий Крестовый поход, для которого в 1189 году объединились три самых могущественных властелина Европы, проходил не под счастливой звездой. Римско-германский кайзер Фридрих I Барбаросса утонул уже на подходе в реке Салеф в Малой Азии. Когда после длительных усилий в июле 1191 года удалось захватить портовую крепость Акко, король Франции Филипп II неожиданно отправился назад на свою родину. Теперь Ричарду Львиное Сердце, королю Англии, предстояло добиться с ослабленным войском этой высокой цели: повторный захват священного города Иерусалим, который султан Саладин отвоевал у крестоносцев четыре года тому назад.

Ричард быстро доказал, что не пойдет при этом ни на какие компромиссы. Поскольку Саладин затягивал переговоры об освобождении около 3 000 мусульманских пленных, которых захватили крестоносцы при Акко, король велел перебить их перед стенами города. «Большая печаль и отчаяние охватили их (солдат Саладина), ибо враг пощадил лишь мужчин с положением и должностью, а также таких, кто были сильны физически и могли быть полезны при строительных работах», - сообщал один из придворных Саладина.

О том, почему Ричард так поступил, спорят по сей день. Поскольку он разгадал тактику Саладина по затягиванию переговоров или, возможно, им руководила ярость крестоносца, или же он хотел захватить его войско целиком, показывая, что в будущем он не будет ожидать пощады от неприятеля? Таких объяснений много. Последовавшие за этим дни делают вполне достоверным последнее толкование.

Ибо Ричард стоял перед проблемой, как образумить своих людей. После ухода Филиппа оставалось от десяти до пятнадцати тысяч человек в том числе и многочисленные французы, которые по-прежнему чувствовали себя связанными клятвой крестоносцев. Однако в этом им препятствовали соблазны, которые им предлагал завоеванный Акко. Там жилось хорошо «с добрым вином и девушками, в том числе и весьма хорошенькими», обосновал один рыцарь свое желание продолжать участвовать в этой «дурной забаве».


Современники изображали борьбу между Ричардом Львиным Сердцем и Саладином (справа) в виде турнирной дуэли. Источник: UIG через Getty Images.

Когда Ричард собрал свое войско к отходу, то появились лишь дисциплинированные и заинтересованные рыцари иоанниты и тамплиеры, которые быстро собрались. Всех остальных лишь с трудом можно было заставить выйти из «пещеры пороков», в которую между тем превратился Акко по словам английского историка Томаса Эсбриджа (Thomas Asbridge).

Ричард осознавал, что за любым его передвижением наблюдают разведчики Саладина, который с численно превосходящим войском хотел отомстить за потерю Акко. Так как ему удалось завоевать в порту большую часть флота Саладина, английским король планировал использовать один порт на юге в качестве базы для нападения на Иерусалим. Яффа, удаленная от священного города лишь примерно на 60 километров, казалась идеальным местом.

Многие историки описали поход Ричарда на юг как образец искусства военноначальника. Слева он шел так близко к Средиземному морю, что его люди должны были идти чуть ли не в воде. Справа он заставлял их мужественно отбиваться от постоянных атак войска Саладина и просто продолжать дисциплинированный марш.

При любых обстоятельствах следовало предотвратить раскол вытянутого в колонну войска. Без численного преимущества у христианских войск не было никакого шанса победить превосходящие силы Саладина. Их также мучала жара, которая была «столь невыносимой, что некоторые умирали. Их тотчас же хоронили… Обессиленных король велел весьма заботливо направлять кораблями (которые параллельно сухопутным силам двигались на юг)… к месту следующей стоянки», - писал один участник похода.

Чтобы поддерживать дисциплину своих людей, Ричард не щадил себя, был постоянно в движении, чтобы быть для них образцом и предостережением. Во время одной атаки Саладина Ричард был легко ранен. Его выздоровление христиане восприняли как добрый знак. С таким воодушевлением они достигли Арсуфа, в десятке километров до Яффы. Быстрым маршем войско пересекло знаменитый лес, так что войско Саладина не смогло начать бой. Последней возможностью остановить крестоносцев была долина между городом и лесом. Там Саладин напал на арьергард.

«Еще никогда ранее ни дождь, ни снег или град зимой не падали так густо, как летели болванки, которые убивали наших лошадей, - вспоминал один крестоносец. - Никто не был настолько уверен в себе, чтобы не пожелать в душе прекратить это паломничество».


«Он пришпорил лошадь и поскакал быстрее, чем арбалетная стрела». Источник: Getty Images

Необыкновенная дисциплина, которую Ричард насаждал в своем войске, мгновенно исчезла. По широкой линии фронта обессиленные крестоносцы перешли в контрнаступление. Львиному Сердцу, чтобы сохранить свой авторитет, ничего не оставалось, как присоединиться к ним. «Он пришпорил своего коня и помчался галопом быстрее, чем выстрел из арбалета», -говорилось по этому поводу.

«Он рубил этот отвратительный народ так, словно серпом убирал урожай, так что в радиусе в полверсты из-за трупов турок, которых он убил, не было больше видно земли», - с восторгом писал один историк. Правда была, по-видимому, несколько скромнее. Хотя Саладин и потерпел большой урон, однако о преследовании его войск не могло быть и речи. Обессиленные крестоносцы разбили лагерь.

Современные историки оценивают победу Ричарда как доказательство «блестящего искусства военноначальника» и как «последний большой триумф христиан на Ближнем Востоке». Однако при этом легко забывается, что ощутимые результаты были вполне обозримы. Войско Саладина осталось боеспособным, как это признал Ричард в одном письме: «Вместо этого он (Саладин) затаился в некотором отдалении, невидимый, как лев в своей пещере, (и ждет подходящего момента), чтобы перебить крестоносцев как овец». Даже Яффа не оказалась надежной базой, поскольку султан накануне сровнял с землей укрепительные сооружения.


Победа Арсуфа мало изменила в стратегическом положении крестоносцев.