Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Сергей Павлович Королев. Извилистая дорога в космос. штрихи к портрету

Сергей Павлович Королев. Извилистая дорога в космос. штрихи к портрету

Современные ученые с уверенностью заявляют: к 2030 году российские космонавты отправятся на Марс. Именно мечта о Красной планете – стала «путеводной звездой» для Королева. К ней он будет стремиться на протяжении всей жизни, подчиняя каждый свой шаг, каждую реализованную идею одному – покорить Марс.

Мечта

В стенах секретной лаборатории ОКБ-1 полным ходом будет идти разработка корабля, на котором космонавты смогут совершать многолетние экспедиции, в том числе и на загадочную планету для знакомства с новой, более развитой цивилизацией. Что это возможно, верил и Королев, и его ближайшие соратники, в первую очередь, Фридрих Цандер, который на долгие годы станет для Королева учителем. Всю свою жизнь Сергей Павлович будет искать и «воспитывать» таких, как Цандер, – страстных и увлеченных, готовых терпеть все лишения и «приносить жертву на алтарь».

Колыма

В сентябре 1933 года Михаил Тухачевский издает приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института. Королев получает в нем должность заместителя директора. Тухачевский настоятельно «рекомендует» Королеву забыть о полетах в космос и сосредоточиться на ракетостроении. Через год после ареста и расстрела Тухачевского в 1937 году, Королева обвинят во вредительстве и приговорят к 10 годам лагерей. Он отправится на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни голод, ни цинга, ни невыносимые условия существования не смогли сломить Королева – свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитает прямо на стене барака. В мае 1940 года Королев возвращается в Москву, а через 4 месяца его приговаривают к 8 годам и направляют в специальную тюрьму, где он работает под руководством Туполева.

Русский шпион

Великую победу Королев встречает в «шарашке» при Казанском авиазаводе, где полным ходом идет разработка ракетных двигателей. Хотя по личному приказу Сталина он фактически уже год как свободен. В сентябре 1945 года ему поручают очередную «миссию» – отправиться в Германию для изучения баллистической ракеты Фау-2. На испытания немецкой ракеты, которые организовали англичане для союзников, Королев отправляется в качестве водителя одного из генералов. Но один из военных, как выяснилось позднее, английский разведчик, не поверил в созданный Королевым образ советского артиллериста. Англичанина удивило абсолютное отсутствие орденов (таких русских он не встречал!) и «слишком высокий лоб для капитана артиллерии». В конце лета 1946 года Королева назначают главным конструктором ОКБ-1 и ставят важнейшую задачу – создать советский аналог немецкой баллистической ракеты Фау-2. Через два года Королев начинает испытания баллистической ракеты Р-1, а в 1950 году сдает ее на вооружение.

Хрущев

Никита Сергеевич обожал Королева. Сразу после запуска первого спутника генсек отдает распоряжение построить для Королева двухэтажный особняк вблизи ВДНХ. За каждую новую победу – щедрая награда: премии и высокие звания. Но не это было для Королева важным, а то, что Хрущев поддерживал самые дерзкие его планы, и на это у правителя были свои причины: он любил ликование публики, масштабные празднования, награждение победителей, а заодно и себя в их числе. В 60-м году был представлен грандиозный план «космического наступления», разработанный Королевым: полеты на Луну и строительство лунного поселения, многолетняя экспедиция на Марс и создание марсианской базы, облет Венеры и регулярные межпланетные экспедиции. В этом никто не сомневался, и над этим работали.

Не нобелевский лауреат

После запуска первого спутника Нобелевский комитет направит запрос: кому дать премию? Хрущев ответит, что спутник запустил народ и соцсистема. «Оправданием» стал гриф секретности, который накладывался практически на все разработки Королева, а вместе с ними – и на его личность. На самом деле это было не так – Королева прекрасно знали и в Европе, и в Америке. Так Нобелевская премия «прошла» мимо Королева. Вместо этого он незадолго до возможности получить Нобелевскую премию стал единственным человеком в советской истории, который, не будучи реабилитированным, был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Вопреки

Позже непоследовательность и импульсивность Хрущева приведет к тому, что финансирование марсианского проекта будет существенно урезано – и от этого Королев впервые в жизни растеряется. Многим мечтам не суждено было стать реальностью по банальной причине: нехватка денег. Но как когда-то он создал ракетоплан вопреки приказу Тухачевского, вопреки приказу Сталина – ракету, на которой Гагарин полетел в космос, он решается продолжить работу над марсианским кораблем вопреки запрету Хрущева. И окажется прав – наработки скоро понадобятся. После того, как в мае 1964 года американцы впервые запустят макет лунного корабля «Аполлон», обеспокоенный Никита Сергеевич отдаст приказ: «Луну американцам не отдавать!» Королеву поручат в срочном порядке включиться в «лунную гонку». Работа 24 часа в сутки будет отнимать у немолодого уже Королева слишком много сил.

Последний день рождения

11 января 1966 года Сергея Павловича отпустят из больницы, где конструктора готовили к операции по удалению саркомы. Завтра у Королева день рождения! Праздник получился грустным – без гостей и застолья. Он будет вспоминать свой прошлый день рождения, когда он «исповедовался» ближайшим друзьям – Юрию Гагарину и Алексею Леонову, в том числе рассказывал о пытках, через которые ему пришлось пройти в Бутырской тюрьме. По распространенной сегодня версии именно тогда Королеву сломали обе челюсти, что стало причиной его смерти: по время операции интубационную трубку не смогли ввести в трахею. Сергей Павлович Королев скончался 14 января 1966 года от острой сердечной недостаточности.

ОТ РОДНЫХ

Путешествие заключенного №1442 из тюрьмы в космос 2002 год, январь

Беседовал Александр ВИТКОВСКИЙ.

Сегодня Сергею Павловичу Королеву исполнилось бы 95 лет
Корреспондент "Парламентской газеты" встретился с дочерью Королева - профессором, доктором медицинских наук, лауреатом Государственной премии СССР Наталией Сергеевной Королевой. В память об отце в ее квартире создан домашний музей. Пополнить его удивительными экспонатами считали за честь наши и зарубежные космонавты, ученые с мировым именем, космические центры и космодромы, родственники и друзья Сергея Павловича. Достаточно сказать, что до недавнего времени этот музей был единственным в нашей стране, где хранится лунный грунт, доставленный на Землю в 1970 году станцией "Луна-16". А сама хозяйка и хранительница музея может часами рассказывать о жизни своего отца.
- Наталия Сергеевна, о Королеве написано немало книг, тысячи статей, даже снят прекрасный художественный фильм "Укрощение огня", где в главном герое без труда угадываются черты Сергея Павловича. Но в его жизни есть шесть лет, о которых мало что известно до сих пор. Это арест в 1938 году, этап на Магадан, затем работа на золотом прииске и в "шарашке" НКВД.
- В тот злополучный понедельник, 27 июня 1938 года, я с няней была на даче в Барвихе, но со слов мамы - Ксении Максимилиановны Винцентини и бабушки - Марии Николаевны Баланиной знаю все едва ли не по минутам. Домой, в одиннадцатую квартиру дома номер 28 по Конюшковской улице, мама пришла поздно. У подъезда заметила двух мужчин, внимательно разглядывающих прохожих. Поднявшись на шестой этаж, уже тревожась, постучала в дверь. Открыл отец и в ответ на ее вопрос о двух незнакомцах обнял жену за дрожащие плечи и тихо произнес: "Ну это уже, видимо, за мной".

(Окончание на 7-й стр.)
(Окончание. Начало на 1-й стр.)

Но почему такая обреченность? Он догадывался об аресте?
- К тому времени арестовали уже многих его друзей и коллег по работе, а ему отказали в продлении допуска к секретным работам. Это была зловещая примета. К тому же в конце мая на стендовых испытаниях первого советского ракетоплана, который сконструировал отец, произошла авария. Сергей Павлович получил серьезную травму головы, три недели пролежал в Боткинской больнице и находился на амбулаторном лечении. Но он продолжал надеяться на лучшее. Остаток того вечера мои родители просидели рядом. Не зажигая свет, слушали патефон - только что купленную пластинку русских народных песен. В полдвенадцатого ночи в двери громко постучали: "Открывайте! НКВД". Вошли те двое и управдом в качестве понятого. Предъявили ордер, вверх дном перевернули всю квартиру, опечатали одну из двух комнат и под утро ушли, забрав документы, чертежи, деньги, письма, фотографии И увели отца "Ты же знаешь, что я не виноват", - вот и все, что он сказал своей жене.
- А затем была Бутырка, внутренняя тюрьма НКВД на Лубянке, опять Бутырская тюрьма, скорый и неправый суд, этап на Колыму
- Да, все так. Но сначала был жестокий допрос. Получить от отца признания во враждебной деятельности с помощью побоев не удалось. И тогда следователь Николай Быков пригрозил, что арестует жену, а дочь отправят в детский дом.
- То есть вас?
- Да. Тогда мне было всего три года. Волнуясь и заботясь о нас, отец дал "признательные" показания, рассчитывая добиться правды в суде. Но это была тщетная надежда. Закрытое слушание Военной Коллегии Верховного Суда СССР состоялось 27 сентября. Королев отказался от своих показаний, данных в ходе предварительного следствия. Но это никого не интересовало, и его приговорили к тюремному заключению на десять лет с поражением в политических правах на пять лет и конфискацией имущества. Так в тюремных канцеляриях появился зэк №1442.
- В то время родственники репрессированных писали заявления во все инстанции с просьбой пересмотреть уголовные дела
- Все боялись, что маму тоже могут арестовать. Поэтому письма писала мать Сергея Павловича Мария Николаевна Баланина. Она направляла заявления и телеграммы на имя наркома НКВД Ежова и даже лично Сталину, обращалась за помощью к Героям Советского Союза Михаилу Громову и Валентине Гризодубовой. Низкий поклон этим двум знаменитым советским летчикам, лично знавшим Королева. С их помощью удалось добиться пересмотра дела, и 13 июня 1939 года тот же самый Ульрих, который осудил отца на десять лет, опротестовал свой собственный приговор. Дело подняли для нового расследования, а начальнику Новочеркасской тюрьмы, куда этапировали отца, было направлено секретное отношение об отмене приговора с распоряжением объявить это заключенному. Но Королева в тюрьме уже не было. Эшелон с зэками увозил отца на восток и возвращать политического заключенного никто не собирался. А предписание вернулось в Москву.
- Наталия Сергеевна, что же в это время произошло с заключенным Королевым? (Господи, как же нелепо звучит это словосочетание: "заключенный Королев".)
- Действительно, сейчас в это трудно поверить, что будущий дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской премии был зэком. И непросто зэком, а доходягой, который едва остался жив. Летом 1939-го в зарешеченном товарном вагоне он прибыл во Владивосток, затем семь дней пути на пароходе "Дальстрой" (бывший "Генрих Ягода") в бухту Нагаева "ворота Калымского края" и далее на золотоносный прииск "Мальдяк", находившийся в семистах километрах от Магадана. Но и там он поддерживал себя делал зарядку, обтирался снегом и был уверен в том, что еще займется любимым делом. Но от скудного пайка, невыносимого труда на добыче золота по 12 часов в сутки, холода, притеснений уголовников и лагерной охраны он совершенно обессилел. Началась цинга, стали опухать ноги. В те годы на этом прииске от истощения и болезней ежемесячно погибали по 200 250 человек. Смерть ждала и Сергея Павловича. Он уже не мог ходить, с трудом ел у него была сломана челюсть, и от цинги вываливались зубы.
Из воспоминаний солагерников Сергея Королева:
"Осенью на прииск был этапирован бывший директор Московского авиазавода Михаил Усачев. Его незаслуженно обвинили в гибели Валерия Чкалова, разбившегося в декабре 1938 года на самолете, построенном на этом заводе. Человек богатырского телосложения и невиданной физической силы, да к тому же боксер, Усачев своеобразно "прописался" среди лагерных уркаганов. Для начала со всей классовой ненавистью начистил морду местному бандитскому авторитету и самолично сместил его с должности старосты, показав тем самым, кто теперь на зоне хозяин. Уголовная братия да и лагерное начальство его зауважали. Осматривая нехитрое зэковское хозяйство, он увидел в куче грязного тряпья едва подающего признаки жизни заключенного. "Это Король валяется, объяснил бывший староста, - доходяга, из ваших, из политических" С трудом узнал Усачев в обессилившем человеке своего знакомого авиаконструктора Сергея Королева. Он тут же добился, чтобы больного перевели в медицинский изолятор. Но лекарств и там не было. Цингу лечили сырой картошкой и хвойным отваром, а все остальные болезни от простуды до инфаркта - разведенной в воде марганцовкой. Усачев устроил для больного дополнительный харч - за счет части паек тех уголовников, которые больше всего издевались над политзэками. И смерть отступила".
- Сколько времени он провел на Колыме?
- Почти четыре месяца, но это были самые страшные дни в его жизни. В ноябре 1939 года наконец-то пришел запрос об этапировании в Москву. Предстоял долгий путь по колымской трассе до Магадана, во время которого больной заключенный едва не умер от голода. Спасла его буханка хлеба, оставленная каким-то добрым человеком на колодезном срубе. Она и помогла выжить. А в бухте Нагаева новое разочарование. Этап заключенных и тех, кто уже отсидел свой срок, а также обычных пассажиров всего 1100 человек - уже был сформирован и на корабле "Индигирка" отбыл во Владивосток. Королев был очень огорчен. Он рвался в Москву и еще не знал, что опоздание на пароход подарило ему жизнь. В ночь на 12 декабря жестокий зимний шторм выбросил "Индигирку" на рифы в проливе Лаперуза. Подошедшие через сутки три японские шхуны смогли спасти только пассажиров и команду, а более 740 заключенных, которые были заперты в трюмах, погибли.
Добравшись до пересыльной тюрьмы Хабаровска, Сергей Павлович уже настолько ослаб, что тюремный начальник (в это даже трудно поверить) поздним вечером выпустил его одного и без охраны к местному доктору. Врач перевязала отцу уже начавшие гнить от недостатка витаминов ноги, а позднее добилась того, чтобы этап обеспечили свеклой, морковью и квашеной капустой. Королев на всю жизнь запомнил фамилию этого доктора Днепровская, но так и не смог отыскать ее после освобождения.
Из воспоминаний жены Ксении Максимилиановны Винцентини:
- В марте 1940 года мне разрешили свидание с мужем в Бутырской тюрьме. В комнате, разделенной тремя решетками, было много народу. С одной стороны, как звери в зоопарке, стояли заключенные, с другой стороны - мы, их родственники, посередине часовой. Вид у Сережи был страшный. Вместо одежды какие-то лохмотья, по лицу катились слезы. Мы пытались поговорить. Но что можно было сказать в такой обстановке? Все толкаются, кричат Я вышла оттуда совершенно убитая.
- Благодаря заявлению бабушки на имя аж самого Лаврентия Берии, - продолжает свой рассказ Наталия Сергеевна, родственникам разрешили передать отцу посылку с вещами ботинки, рубашку, белье, носки, брюки Тем временем была создана экспертная комиссия, опрашивались свидетели по месту работы. К сожалению, лишь немногие нашли в себе силы сказать правду следователям НКВД. Но, ознакомившись с заключением комиссии, отец с радостью узнал, что состоялись успешные испытания его ракетоплана. Летчик Владимир Федоров трижды поднимался в небо, подтвердив правильность расчетов Королева.
- Значит, Сергея Павловича должны были оправдать за отсутствием состава преступления?
- Все на это надеялись. На обвинительном заключении даже появилась резолюция заместителя начальника отдела по спецделам: "Направить материалы на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР с предложением прекратить это дело". Но Особое Совещание решило иначе. 10 июля 1940 года в отсутствии обвиняемого оно постановило: "Королева Сергея Павловича за участие в антисоветской троцкистской организации заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 28 июня 1938 года". От горя бабушка и мама едва не лишились рассудка. Денежная компенсация за часть конфискованного имущества, политические права (то есть возможность участвовать в выборах), сокращение срока только на два года и Севжелдорлаг вместо Севвостлага вот и все, чего удалось добиться
- А как же Сергей Павлович?
- Еще за несколько дней до суда на обеих сторонах клочка бумаги мелким убористым почерком он написал большое письмо лично Сталину.
Из письма С.П. Королева И.В. Сталину:
"Советские самолеты должны иметь решающее превосходство над любым противником по своим летно-техническим качествам. Только решающее превосходство в воздухе по скорости, скороподъемности и высоте полета может быть надежным средством защиты. В этом отношении обычная авиация стоит почти у своего предела. Выход только один ракетные (т.е. реактивные. А.В.) самолеты. В Советском Союзе работы над ракетными самолетами производились мною практически с 1935 года. Аналогичных работ никем и нигде в СССР не велось. До моего ареста были осуществлены несколько типов небольших ракет и произведены сотни их испытаний в лаборатории, на стендах и в полете. Впервые в технике в 1938 году с успехом были произведены основные испытания реактивного самолета. Я могу доказать мою невиновность и хочу продолжать работу над ракетными самолетами для обороны СССР".
- Униженный, почти растоптанный вопиющим беззаконием человек, жизнь которого висит на волоске, искренне переживает за свою работу на благо всей страны.
- Но как Королев оказался в туполевской "шарашке"?
- Узнав о решении особой "тройки", он продолжал направлять свои заявления. Как и в прошлый раз, по просьбе его матери помогли Михаил Громов и Валентина Гризодубова. Каждый из них написал на бланке депутата Верховного Совета СССР запрос на имя Берии. Через две недели документы лежали на столе грозного наркома. А 18 сентября 1940 года Королев был этапирован из Бутырской тюрьмы в Особое Техническое Бюро НКВД.
Туполевская "шарага" или ЦКБ-29 НКВД СССР.
Центральное конструкторское бюро №29 авиационного профиля организовано в 1939 году. Здесь, на территории нынешнего Авиационного научно-технического комплекса имени А.Н. Туполева, находились едва ли не все крупные разработчики отечественной авиатехники и вооружения: Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, Сергей Егер, Александр Черемухин - всего более 120 человек. Именно в ЦКБ-29 были созданы проекты бомбардировщиков Пе-2, Ту-2 и некоторых истребителей.
- В 1942 году отца перевели в Казань, а в Москву он вернулся и встретился с нами только после освобождения в 1944 году. Это уже потом, в 1957 году, была реабилитация, запуск первого искусственного спутника Земли, космических аппаратов "Электрон", "Молния-1", "Космос", "Зонд". И, наконец, триумф его работы космические корабли "Восток", на котором впервые в истории человечества Юрий Гагарин вышел на орбиту Земли, и "Восход", с борта которого Алексей Леонов первым в мире шагнул в открытый космос.
- Скажите, а как тюрьма и лагерь повлияли на характер вашего отца?
- Мама рассказывала, что он всегда был человеком прямым и резким, целеустремленным и убежденным в важности своего дела. Может быть, поэтому на его долю и выпало столько испытаний. Годы заключения научили его, что называется, держать удар. Он был исключительно работоспособен и берег каждую минуту. Экономя рабочий день, из Москвы на Байконур летал только ночью и несколько часов сна в пути считал вполне достаточным. У него был взрывной характер и репутация грозного, но справедливого начальника. Всем известны его разносы на космодроме: "В Москву пойдете! По шпалам!". Но и остывал быстро, а если был не прав, признавал ошибки, беря на себя всю ответственность за любые просчеты. В приметы он особенно не верил, но женщин на космодроме не терпел, на ракетные пуски всегда выезжал в одном и том же "счастливом" костюме и в кармане носил две монетки по одной копейке - тоже на удачу. Сергей Павлович всегда принимал близко к сердцу проблемы своих подчиненных. За это его любили и уважали.
Из воспоминаний сотрудников КБ С. Королева:
"В 1957 году после запуска первого ИСЗ французский винодел Анри Мэр заключил пари с советским консулом, что люди никогда не увидят обратную сторону Луны. Тому, кто опровергнет его утверждение, он обещал подарить тысячу бутылок шампанского из своих подвалов.
После того, как советская станция "Луна-3" сфотографировала 31 октября 1959 года обратную сторону Луны, в советском правительстве долго ломали голову, - куда доставить тысячу бутылок игристого французского вина. Решили по справедливости всю партию отправили в Академию наук. В канун нового, 1960 года главный конструктор поздравил своих сотрудников с праздником, а те, кто имел отношение к полету станции, получили в подарок французское шампанское".
Я уже собирался уходить из гостеприимного дома, когда свой вопрос задала мне Наталия Сергеевна.
- Вы слышали, что за создание и запуск первого в мире искусственного спутника Земли Сергей Павлович должен был получить Нобелевскую премию 1957 года?
- ...?
- К сожалению, этого не произошло. Говорят, на запрос Нобелевского комитета по поводу установочных данных главного конструктора космического аппарата Никита Хрущев ответил, что творец новой техники - весь советский народ. Впрочем, тогда мало кто знал о Королеве и в Советском Союзе. И он сам, и вся его работа были отмечены секретным грифом особой важности, а первой официальной и общедоступной информацией о нем стал некролог в газете "Правда", опубликованный лишь через два дня после его смерти 16 января 1966 года. Так смерть рассекретила имя моего отца. Лишь после этого Сергей Павлович Королев стал известен не только в нашей стране, но и во всем мире.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

(30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир, Волынская губерния — 14 января 1966 года,Москва, РСФСР, СССР) — советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королёв является известным создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреатЛенинской премии, академик Академии наук СССР. ЧленКПСС с 1953 года. Полковник. Скончался 14 января 1966 года в Москве из-за сердечной недостаточности. Похоронен в Кремлевской стене.

Кандидат технических наук Л. МАТИЯСЕВИЧ

С. П. Королев на полигоне во время испытаний самолета Пе-2р с ракетным

Заместитель С. П. Королева, член-корреспондент АН СССР Константин Давыдович Бушуев (1914-1978).

Заместитель С. П. Королева Павел Владимирович Цыбин (1905-1992).

Начальник проектного отдела ОКБ-1 Евгений Федорович Рязанов (1923-1975).

В период проведения программы "Союз-Аполлон" советскую делегацию пригласили в гости на ранчо NASA в США.

Всего 20-30 лет назад казалось, что имя Сергея Павловича Королева - создателя первого искусственного спутника Земли, космического корабля "Восток", поднявшего в космос первого из землян, и другой самой передовой космической техники - навсегда останется в памяти народа. Однако далеко не каждый нынешний школьник и студент знает Королева, Гагарина, других первопроходцев во Вселенной, которыми еще недавно гордилась вся страна. Вот пример. Многие читатели "Науки и жизни" наверняка смотрят популярную телепрограмму "О, счастливчик!", пытаясь вместе с игроками ответить на самые разные вопросы ведущего Дмитрия Диброва и добраться до выигрыша в миллион рублей. Один из вопросов программы, показанной НТВ еще осенью прошлого года, звучал так: "Какая страна запустила в космос первый искусственный спутник Земли: США, Китай, Россия, Индия?". "США" - был ответ студентки экономического факультета МГУ. Представительница наиболее образованной части нашей молодежи не знала, что это выдающееся достижение принадлежит ее стране, России. Воспоминания о С. П. Королеве и его соратниках, присланные в редакцию научным сотрудником Центрального дома авиации и космонавтики Леонтием Михайловичем Матиясевичем, адресованы прежде всего молодому поколению и, конечно, всем тем, кто хочет больше знать об истории отечественной космонавтики.

Среди выдающихся ученых ХХ века одно из ведущих мест по праву принадлежит основоположнику практической космонавтики Генеральному конструктору космической техники Сергею Павловичу Королеву. О нем написано множество книг и статей. Между тем сегодня, когда полеты в космос стали почти рядовым событием, большинство людей уже не знает, что с его именем связаны первые выдающиеся достижения СССР в освоении космического пространства.

21 августа 1957 года впервые в мире был осуществлен полет межконтинентальной баллистической ракеты. Появление у нас в разгар холодной войны такого грозного вида вооружений сыграло важную роль в сохранении мира в последующие годы. Ведь до этого момента, уже располагая атомным оружием, мы не имели средств его доставки, а стратегические бомбардировщики США находились вблизи наших границ. 4 октября того же года воплотилась в жизнь дерзкая мечта Циолковского: впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли. Затем последовали первый полет в космос Юрия Гагарина, полеты других пилотируемых космических кораблей "Восток" и "Восход", первый выход человека в открытое космическое пространство, полеты к Луне, Венере, Марсу... Создатель этой самой передовой в мире космической техники - Генеральный конструктор Сергей Павлович Королев. Под его руководством были разработаны также спутники серий "Электрон", "Молния-1", "Космос" и проект космического корабля "Союз", на котором впервые на орбите осуществлена стыковка с американским кораблем "Аполлон".

Весной 1960 года мне, военному специалисту, посчастливилось познакомиться, а потом многие годы сотрудничать с Опытно-конструкторским бюро № 1 (ОКБ-1), которым руководил Сергей Павлович Королев. В этом уникальном коллективе бок о бок работали корифеи науки и техники и талантливая молодежь. Здесь царил дух постоянного творческого поиска, ценились самостоятельность и инициатива. Безусловно, в этом была заслуга Сергея Павловича, он умел объединять вокруг себя талантливых, преданных делу людей, никогда не подавлял их своим авторитетом, а, наоборот, создавал условия для развития способностей каждого.

Простота и демократичность в общении с подчиненными сочетались в нем с твердостью и требовательностью в работе. Королев мог запросто подойти к любому рядовому сотруднику и обсудить с ним возникший вопрос. Несмотря на то, что Сергей Павлович обладал большой властью как руководитель нескольких многотысячных коллективов, пользовался огромным авторитетом в правительстве и ЦК

КПСС, с ним можно было спорить. В интересах дела он соглашался с оппонентом, даже если это противоречило его собственным планам.

Сергей Павлович обладал блестящим организаторским талантом, колоссальной работоспособностью, самообладанием и выдержкой. Я видел его на космодроме "Байконур" в дни подготовки и осуществления первого в истории группового полета двух космических кораблей. 12 августа 1962 года на орбиту был выведен "Восток-3", пилотируемый космонавтом Андрияном Николаевым, а через сутки _ "Восток-4" с космонавтом Павлом Поповичем. В то время опыт управления космическими кораблями был еще невелик. Можно лишь только представить себе меру ответственности человека, от решений которого зависел успех сразу двух космических полетов! Между тем Королев не проявлял никаких признаков волнения, суеты, торопливости. Он появлялся только там и тогда, когда действительно было необходимо его участие. Помню, Сергей Павлович пригласил нас, работников предприятий-смежников, в монтажно-испытательный корпус, показал космический аппарат, который должен был лететь к Венере, рассказал о планах будущих полетов. В эти же дни Королев провел техническое совещание по вопросам, совершенно не связанным с готовящимися полетами. В столовой за обедом был всегда приветлив, вспоминал забавные истории, шутил.

У Генерального конструктора Королева было много блестящих помощников, с некоторыми из них я тесно взаимодействовал.

Одного из заместителей Сергея Павловича, члена-корреспондента АН СССР Константина Давыдовича Бушуева в те годы знал лишь узкий круг людей, так же, как Королев, он был засекреченной личностью. Интеллигентный, обаятельный человек, Бушуев в то же время отличался твердостью и решительностью. Позже, в 1975 году, он приобрел широкую известность как руководитель от СССР советско-американского проекта "Союз-Аполлон".

Другой заместитель С. П. Королева - Павел Владимирович Цыбин. В прошлом авиаконструктор, возглавлявший собственное конструкторское бюро, он обладал обширными знаниями, четко и быстро взаимодействовал с промышленными предприятиями. Цыбин умел так организовать дело, что разработка, изготовление и поставка в ОКБ-1 нужных образцов техники осуществлялись в невиданно короткие сроки. Под его началом работы, на которые обычно уходили годы, выполнялись в считанные месяцы.

Душой же всех наших рабочих и неформальных встреч был один из разработчиков космических кораблей, начальник проектного отдела ОКБ-1 Евгений Федорович Рязанов. Крупный специалист в своей области, эрудированный, широко мыслящий человек, он хорошо знал и понимал специфику работы смежников, всегда поддерживал новые идеи и предложения, сам был их генератором и никогда не пытался уклоняться от решения трудных задач. В соавторстве с Г. А. Скуридиным в 1959 и 1961 годах Е. Ф. Рязанов написал две монографии: "Советские спутники и космические ракеты" и "Советские спутники и космические корабли" (работы изданы под псевдонимами: С. Г. Александров и
Р. Е. Федоров), был автором нескольких статей для энциклопедического словаря. Е. Ф. Рязанов стоял у истоков практической космонавтики, в летающих сегодня орбитальных станциях и космических кораблях есть большая доля его труда и таланта.

Как и другие соратники Сергея Павловича, Бушуев, Цыбин, Рязанов были яркими самостоятельными личностями. Умение подобрать себе таких помощников характеризует Королева как выдающегося администратора.

В последний раз я видел Сергея Павловича 23 декабря 1965 года, когда в ОКБ-1 отмечали шестидесятилетие Павла Владимировича Цыбина. На этом празднике собрались практически
все руководители промышленных и военных коллективов, работавшие в области космонавтики и авиации. Едва ли не каждый из них был личностью яркой, запоминающейся. Ораторы сменяли друг друга, состязаясь в красноречии и остроумии. Шутки, каламбуры, экзотические сувениры на память юбиляру. Полный сил и энергии, веселый и раскованный, Сергей Павлович Королев дирижировал всем этим праздничным действом. В следующем году ему должно было исполниться шестьдесят. Мы думали о том, как будет отмечаться этот юбилей... Но меньше чем через месяц - 14 января 1966 года Сергея Павловича не стало. Королев лег в больницу для уточнения диагноза, казалось, ничто не предвещало трагического исхода, но ему не суждено было встать с операционного стола. С. П. Королев ушел из жизни, но оставил свой след на Земле. Выдающийся ученый и конструктор, он был пионером в освоении космоса. Досадно, что нынешняя молодежь в большинстве своем уже не знает об этом.

Всенародное ликование 12 апреля 1961 года сравнивают по масштабности происходившего с Днем Победы 9 мая 1945 года. Такое сравнение при внешнем сходстве мне представляется неправомерным. День Победы был неизбежным, долгожданным, запрограммированным самой историей праздником «со слезами на глазах» для всего народа. Официальное объявление об окончательной победе - о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии - послужило сигналом для открытого выражения восторгов и горя. Массовое торжество было исторически закономерным.

Подготовка полета человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы. Сообщение о полете в космос никому не известного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире.

Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь, улыбались, несли самодельные плакаты: «Все в космос!»

Торжествовала вся страна! Полет первого человека в космос, успех советской науки и техники явились стимулом морального объединения всех слоев общества. «Хрущевская оттепель» уже шла на убыль, давало себя чувствовать идеологическое давление «холодной войны». Полет Гагарина снова вселил надежды на светлое будущее. Еще трудно было осознать, что конкретно дает полет человека в космос Отечеству и человечеству, но каждый гражданин Советского Союза почувствовал себя лично причастным к великому свершению: не американец или европеец, а наш, смоленский, трудами наших ученых и усилиями всего народа совершил этот подвиг.

Я не был в Москве ни 9 мая 1945 года, ни в дни триумфальной встречи Гагарина. В апреле 1961 года после запуска Гагарина С. П. Королев меня и своего первого заместителя Мишина оставил на площадке для подготовки очередной новой боевой ракеты Р9. «Холодная война» набирала обороты. Подробности о демонстрациях в Москве, приеме в Кремле и восторженных откликах мира мы узнавали из репортажей Левитана.

— Какими виделись дальнейшие перспективы освоения космоса в 60—70-е годы? Насколько современное состояние отличается от прогнозов того времени?

— Предсказать развитие науки и техники с большой достоверностью можно лишь на ближайшие 10-15 лет. Любое предсказание до известной степени предвзято и необъективно. Многие известные ученые допускали ошибки в прогнозах будущего науки и техники. Например, лорд Кельвин за 15 лет до полета братьев Райт заявил, что «создание летательных аппаратов тяжелее воздуха невозможно», и предположил, что скоро «будет доказано, что рентгеновские лучи — фикция». Эрнест Резерфорд, первый ученый, который расщепил атомное ядро, за 15 лет до взрыва первой атомной бомбы сказал: «Энергия, которая получается в результате ядерного распада, настолько незначительна, что любой, кто рассчитывает на получение дополнительного источника энергии от ядерной реакции, предается пустым мечтам». Практически такую же позицию занимал и великий Альберт Эйнштейн.

В 1965 году, после триумфальных полетов «Востоков» и «Восходов», Сергей Павлович Королев оставался великим трезвомыслящим главным конструктором. Но и его до конца жизни не покидали чувства романтической увлеченности.

Не в шутку, а всерьез он говорил, что лет через десять-двадцать за выдающиеся заслуги трудящиеся будут летать в космос по профсоюзным путевкам.

В том же 1965 году выдающийся конструктор ракет Вернер фон Браун в интервью заявил, что в недалеком будущем билет для путешествий на Луну будет стоить 5000 долларов. Никто из ученых не спорил с прогнозом Циолковского, который он сделал в начале XX века, что человечество не останется вечно в своей колыбели, на Земле, а расселится по всей Солнечной системе. Существует много интереснейших прогнозов и предложений, не потерявших своей актуальности и сейчас, но пока очень далеких от осуществления.

При разработке системы «Спейс-шаттл» ученые и экономисты считали, что использование опыта авиации позволит решить проблему многоразовости космических аппаратов и удешевит полеты в космос. Отметим, что во времена разрушительных и криминальных реформ 90-х годов наши российские государственные мужи не жалели денег на оплату консультаций «всемогущих» и «всепонимающих» американских экономистов, а в действительности малограмотных хапуг. Но в Москве была великая рыночная эйфория. Так вот, эти «многоопытные» американские экономисты, получив задание доказать преимущества многоразовости космических систем, подсчитали, что вывод в космос 1 кг полезного груза на «Спейс-шаттле» будет обходиться в первое время в 5000 долларов, затем в 1000 долларов и при более 100 полетов в год — 100 долларов. В действительности американцы в этом году прекратили эксплуатацию шаттлов. Реальная стоимость составляет от 15 до 20 тысяч долларов за 1 кг полезного груза, доставляемого шаттлами на МКС. Билет для полета не на Луну, а на международную орбитальную станцию с помощью российского транспортного корабля «Союз» стоит не 5000 долларов, обещанные фон Брауном, а 30 миллионов долларов.

Для космонавтики начала XXI века стоимость вывода 1 кг полезного груза (по беспилотным программам) составляет 20-25 тысяч долларов, на геостационарную орбиту соответственно 30-50 тысяч долларов. Я не могу прогнозировать существенное удешевление вывода в космос полезных грузов в ближайшие 50 лет. То, что мы называем «здравым смыслом», позволяет утверждать, что предполагаемое Циолковским расселение человечества по Солнечной системе в XXI веке получит начало только в виде лунной базы.

— А какими темпами должно и будет развиваться освоение Луны человечеством?

— Призыв к созданию лунной базы был продекларирован США еще в 1986 году. С тех пор прошло почти 25 лет, а строительство лунной базы еще не начиналось. Объявлено, что корабли для базы будут созданы до 2020 года. По моим личным оценкам, если США будут строить базы в одиночку, а они на это способны, то реально начало возможно в 2015 году. На создание постоянно действующей лунной базы со штатом в 8-12 человек потребуется 8-10 лет. В лучшем случае такая база начнет действовать в 2025 году.

Россия проектировала в прошлом веке строительство базы. Такое строительство не потребует каких-либо новых научных открытий: современной технике колонизация Луны вполне по силам. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне.

В связи с этим можно прогнозировать, что Россия самостоятельно в ближайшие 20 лет не способна создать свою базу.

Строительство лунной базы возможно, если это национальная многолетняя программа, по масштабам превосходящая превращение района Сочи в базу зимних Олимпийских игр и курорт не хуже Лазурного Берега. Вероятно, Китай создаст свою базу лет на пять раньше России. Четвертым колонизатором Луны будет Индия. Возможно (но маловероятно) объединение технических и экономических средств России с участием Европы для строительства международной лунной базы. Примером такого объединения сейчас является МКС. Но лунные базы, в отличие от МКС, могут иметь тройное назначение: научное, промышленно-технологическое и военно-стратегическое. Создать единую для Земли лунную базу можно, только преодолев разделение мира на военно-политические группировки.

— Для обывателей процесс освоения космоса в первую очередь связан с полетом человека на Марс. Как Вы считаете, есть ли смысл в подготовке экспедиции людей на Марс?

— Мое твердое убеждение - пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск. Зачем выкладывать не менее 300-500 миллиардов долларов, оплачивая труд сотен тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли? Марсоходы убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца XXI века на Марсе высадятся еще 8-10 марсоходов. Они не спеша исследуют атмосферу, динамику климата и грунт планеты.

Впрочем, есть фантастические проекты, доказывающие, что в экспедиции на Марс надо отправлять людей, причем не 6-12 человек, а тысячи мужчин и женщин.

Так, вполне компетентные китайские ученые предлагают спасти китайскую цивилизацию (а цивилизация на Земле неизбежно или быстро деградирует или вообще погибнет, как динозавры, в результате изменения климата, войны или удара метеорита). До возможной гибели всего человечества Китай успеет создать на Марсе поселения численностью не менее 1000 человек. Они привезут с собой технологию и средства, необходимые в будущем для возвращения на Землю. Планета Марс не пригодна для длительной жизни людей. Но ничего более подходящего в пределах Солнечной системы нет. Надо переждать на Марсе. После восстановления на Земле приемлемых условий для жизни «марсианские китайцы» начнут возвращаться на Землю. Человечество начнет размножаться, но вся новая планета и новая цивилизация будут китайскими.

Американские, российские и всякие прочие проекты марсианских экспедиций по сравнению с этим китайским проектом представляются мелкими любительскими сотрясениями воздуха.

Вот только заселение китайской резервации на Марсе начнется, думаю, не раньше конца XXV века.

— Как будет развиваться космическая программа в отдельных странах? Как долго США будут лидерами «космической гонки»? Выйдет ли Китай на лидирующие позиции? Каковы перспективы России в освоении космоса в ближайшие годы?

— США, при всех своих внутренних проблемах, до 30-х годов XXI века будут оставаться самой мощной державой мира в военном отношении и самой передовой в области науки и технологий. НАТО является надежным инструментом, позволяющим США использовать не только свой, но и европейский научно-технический потенциал. Космической стратегией на ближайшие 20-30 лет будут приоритеты по программам самого широкого спектра. За счет транспортных систем России и Европы будет поддерживаться работа МКС. Сама по себе МКС для США уже особого интереса не представляет. Через 10-15 лет, побив рекорд станции «Мир», МКС будет затоплена. Россия, Европа и Япония без поддержки США пока не способны обеспечивать работу МКС.

Для России будущие программы новых технологий ракетно-космической отрасли - проблемы не только научные и экономические.

В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Зато мы обогатили профессиональными кадрами США и Европу. Режим «диктатуры» пролетариата в России более не возможен: эту диктатуру просто некому осуществлять. «Золотые руки» высококвалифицированных рабочих и светлые мозги инженеров-энтузиастов будут для России проблемой, которой нет в США.

Вместо знаменитого орбитального телескопа «Хаббл», который без профилактики с помощью «шаттлов» просуществует еще лет пять, на орбиту будет выведена новая обсерватория, «Джеймс Уэбб». Новые автоматические аппараты продолжат исследования и обогатят науку широким спектром новых открытий на планетах солнечной системы и прежде всего на спутниках Юпитера и Сатурна. Мощный научный аппарат NASA разрабатывает не только технику, но и стратегию будущего космонавтики. Увы, в России на государственном уровне нет аналогичного по интеллектуальному потенциалу аппарата. Американское агентство NASA облечено большими полномочиями. Все федеральные расходы на космонавтику, за исключением чисто военных, реализуются через или под контролем NASA. Годовой бюджет NASA в 2009 году превышал космический бюджет России почти в 10 раз. При таких начальных условиях нет сомнений, что в ближайшие 10-15 лет в США будут созданы новый сверхтяжелый и пилотируемый корабли, хотя президент Обама и свернул лунную программу.

Что касается Китая, то эта страна в ближайшие 20-25 лет будет вкладывать огромные средства под лозунгом «догнать и перегнать Америку и Россию в области космонавтики».

Коммунистический Китай строит социалистическое общество с «китайской спецификой». Китайским коммунистам удалось в короткий срок превратить отсталую аграрную страну с голодающим, полуграмотным, почти полуторамиллиардным населением в государство, овладевшее всеми видами современной технологии и массовым производством конкурентоспособных товаров — от кроссовок до самых современных компьютеров. Главная стратегическая задача Китая - создать общество на базе «экономики знаний». Экономические и технологические задачи в последние 15 лет решались Китаем в масштабах и в сроки, недоступные другим государствам, — Китай будет второй державой, способной осуществить реальное «господство в космосе». Одним из решающих факторов, гарантирующих феноменальные успехи Китая, является идеологическое, политическое единство и не риторический, а подлинный энтузиазм в овладении знаниями и высокими технологиями.

Зайдите в любой российский салон-магазин современной электроники. Широчайший ассортимент на любой вкус и на любой карман. Но ни одного, даже простейшего, электронного прибора «Сделано в России» не найдете: 90 процентов «сделано в Китае». Китайская стратегия создания передовых технологий является надежным плацдармом для реализации в будущем принципа «господства в космосе». Россия пока не имеет стратегии развития, объединяющей общество.

За 15 лет криминальных реформ под лозунгом всесилия свободного рынка в России была разрушена оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, дезорганизована армия.

Все основное жизнеобеспечение основано на продаже природных богатств, прежде всего нефти, газа, леса. На сырьевых сверхдоходах возникла новая «элита» — класс сверхбогачей и махровый коррумпированный чиновничий аппарат. Зачем этой элите заботы о развитии отечественной космонавтики?

Для того чтобы российская космонавтика вошла в будущем в первую пятерку, необходимы жесткие социально-политические реформы. И не только ради космонавтики.

Беседовал Николай Подорванюк

" сообщила Алла Медведева, ученый секретарь академических чтений по космонавтике. Патриарх российской космонавтики до своего 100-летнего юбилея не дожил всего два с половиной месяца.

По словам Медведевой, Борис Черток скончался в пятницу в 07:40 утра. Коллеги академика о месте и времени церемонии прощания сообщат позже.


Многие годы Борис Черток являлся руководителем подготовки и проведения академических чтений по космонавтике. Многим они известны как "Королевские чтения". До последних дней выдающийся конструктор оставался сотрудником РКК "Энергия" и читал студентам лекции.

Алексей Леонов, дважды Герой СССР, первый человек, побывавший в открытом космосе, комментируя печальное известие, сказал: "Последний человек, связывавший нас с эпохой С.П. Королева, ушел из жизни. С уходом Бориса Евсеевича, к сожалению, уходит и эпоха великих отечественных космических достижений. Это великая печаль. Жаль человека. Добрый, умный, могучий – поскольку немощные до ста лет не живут. Я предлагал сделать о Борисе Евсеевиче фильм, пока он жив. К сожалению, не успели. С его уходом был потерян правдивый свидетель расцвета великого космического государства".

"Вместе с Королевым Черток разбирал немецкие архивы, воссоздавая по крупицам в СССР ракету "Фау-2". Данная ракета легла в основу отечественных баллистических ракет и легендарной "семерки", которая является прообразом нынешнего "Союза". Он участвовал в создании первого искусственного спутника Земли, "Салютов", "Восходов", "Востоков", всех автоматических лунных станции, многоразовых кораблей "Буран", - напомнил Леонов.

Черток о своей мечте и о секретном коде для Гагарина

С именем Бориса Евсеевича связаны главные достижения Советского Союза в освоении космоса. Он всегда охотно делился воспоминаниями о событиях прошлого. Так, в интервью "Российской газете", данном 7 лет назад, Черток признался, что полет в космос был его мечтой, раскрыл причины проигрыша в "лунной гонке" Советского Союза американцам, рассказал о секретном коде для Гагарина.

Академик также рассказал и о первой встрече с Королевым, произошедшей в Германии в 1945 году. Черток в то время являлся руководителем института "Рабе". Главной целью института было восстановление немецкой ракетной техники. "Однажды позвонили из Берлина: "К тебе приедет подполковник Королев". Помню, увидев его весьма потрепанный "опель-кадет", сразу подумал: "Невелика птица...", - сказал, улыбаясь Черток. При этом он отметил, что Королев чем-то сразу его покорил. Черток, описывая характер Королева, отмечал, что тот в крепких выражениях никогда не стеснялся, но при этом очень быстро отходил.

Также Черток в интервью высказал мнение, что Советский Союз не смог отправить на Луну своих космонавтов первым, поскольку отказался от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. "Для проведения тестов необходимо было построить очень дорогой и огромный огневой стенд. Было принято решение не строить. Поэтому на пусках проявились конструктивные, проектные, технологические просчеты. Если бы проводились наземные испытания, они проявились бы еще тогда", - пояснил академик.

Точка в "Лунной программе", по его словам, была поставлена тремя людьми: Мстиславом Келдышем - президентом академии наук, Сергеем Афанасьевым - министром общего машиностроения и Дмитрием Устиновым - секретарем ЦК КПСС по оборонным делам. Они решили, что после четырех неудачных запусков продолжать "лунную гонку" нет смысла. К тому моменту Королев уже умер, и Василий Мишин занял место главного конструктора. Хотя разработчиками и предлагалось строительство на Луне базы, "троица" не согласилась с ними. Поэтому проект реализован не был.

В интервью речь также велась и о полете Юрия Гагарина. "Конечно, мы очень сильно рисковали, идя на пуск Гагарина. Правда, необходимо отметить, что и американцы вслед за нами проявили большую смелость: надежность пуска в космос человека на "Меркурии" у них была хуже", - сказал академик.

Борис Черток о причинах присвоения Гагарину секретного кода 125 рассказал следующее: "По мнению психологов, у человека, который оказался со Вселенной один на один, могла "поехать крыша". Поэтому кем-то было предложено для первого полета ввести кодовый цифровой замок. Лишь набрав "125", можно было задействовать питание системы ручного управления".

По словам Бориса Евсеевича, данный код был запечатан в конверт. "Предполагалось, что, если Гагарин сможет достать конверт и после прочтения наберет код, тогда он при своем уме и может взять на себя ручное управление. Правда, Олег Ивановский, ведущий конструктор "Востоков", после полета признался, что еще до посадки он сообщил код Гагарину", - сказал он.

Журналисты в конце интервью спросили у Бориса Евсеевича, хотелось ли ему когда-нибудь самому побывать в космосе. Он честно ответил, что хотелось, однако с иронией добавил, что в его возрасте "это был бы вполне оправданный риск".

В другом интервью, которое Борис Черток дал журналу "Российский космос" (которое было опубликовано весной этого года на сайте Роскомоса), он сожалел, что до настоящего времени земляне во Вселенной товарищей по разуму не нашли.

"Мне 99 лет и я удовлетворен тем, что оказался причастным к событиям, имевшим историческое значение. Однако грустно осознавать, что в обозримом пространстве мы одни. Телескопом "Хаббл" было обнаружено большое количество экзопланет, однако нигде нет необходимых условий для зарождения жизни. Сегодня единственная надежда на спутник Юпитера – Европу. Там под ледяной оболочкой предположительно находятся океаны воды. Возможно, там смогут найти следы жизни. Однако пока разум свойственен только обитателю планеты Земля – человеку", - сказал академик.

Борис Евсеевич Черток. Биография

Родился Борис Евсеевич в Лодзи (Польша) 1 марта 1912 г. Московский энергетический институт окончил в 1940 г. В период с 1940 по 1945 год работал в ОКБ главного конструктора Виктора Болховитинова.

Черток в составе спец. комиссии был направлен в Германию в апреле 1945 г. Там Черток до января 1947 г. являлся руководителем группы советских специалистов, изучавших ракеты "ФАУ". Борис Черток и Алексей Исаев в том же году организовали в Тюрингии (на советской оккупационной зоне) совместный советско-германский институт "Рабе". Главным направлением работ было изучение и развитие техники управления для баллистических ракет дальнего действия. На базе института создали новый институт - "Нордхаузен". Сергей Королев был назначен главным инженером данного института.

Борис Черток с этого времени тесно сотрудничал с Королевым. В 1946 году Бориса Евсеевича перевели на должность зам. главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88 (Научно-исследовательский институт N88) Минвооружения. Черток в 1950 г. был назначен заместителем начальника, а в 1951 г. и начальником отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88 (Особое конструкторское бюро N1, сегодня РКК "Энергия"). Королев был главным конструктором.

В 1974 Черток был назначен зам. генерального конструктора по системам управления НПО "Энергия". С 1946 года его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем управления для космических аппаратов и ракет.

Черток был руководителем при создании школы, которая по сей день определяет научные направления, а также уровень отечественной техники для пилотируемых космических полетов.

В 1961 г. Б. Черток получил звание Героя Социалистического Труда, избран членкором Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления в 1968 году, действительным членом РАН – в 2000 г., действительным членом Международной академии астронавтики – в 1990 г.

Работа Чертока отмечена большим количеством наград. Он получил два ордена Ленина (1956, 1961), в 1971 – орден Октябрьской Революции, в 1975 – Трудового Красного Знамени, в 1945 –Красной Звезды, в 1996 - "За заслуги перед Отечеством" IV степени, в 1992 – Золотую медаль имени Бориса Петрова РАН, в 2008 - Золотую медаль имени Сергея Королева РАН.

Кроме того, Борис Евсеевич за участие в создании первых искусственных спутников Земли был лауреатом Ленинской премии (1957), за участие в осуществлении проекта "Союз-Аполлон" лауреатом Государственной премии СССР (1976).

В конце 2011 года академику Чертоку за выдающийся вклад в разработку и развитие ракетно-космической науки и промышленности России была присуждена Международная премия Андрея Первозванного "За веру и верность".