Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Шпаргалка: Реформы Екатерины Второй. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение

Шпаргалка: Реформы Екатерины Второй. Основные реформы Екатерины II Великой - причины, цели, значение

Таблица - Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Сенатская реформа : Одна из первых реформ Екатерины II. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Секуляризационная реформа: Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны

Отмена гетманства на Украине: Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение вызывал статус автономии Украины. Украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 г. последовал указ об окончательном запрете переходов крестьян от одного хозяина к другому, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков.

Финансовая реформа: Государству постоянно не хватало денег, и оно вынуждено было искать различные способы их добывания. Сперва стали переплавлять серебряные и медные деньги, чеканя из них монеты с более низким содержанием драгоценных металлов. В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых парах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие дворянского и Купеческого банков.

Губернская реформа: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реорганизация системы местного управления. В ходе губернской реформы было введено новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 25 губерний: позднее они были вновь разукрупнены и к концу царствования Екатерины их стало 41.

Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий.

Введение свобода предпринимательства. Императрица отлично сознавала, что мощная индустрия и процветающая торговля - непременное условие успешного осуществления любого замысла и внутри страны и вне нее. В основе развития промышленности и торговли, считала она, должен лежать принцип свободного предпринимательства, базирующегося на частной собственности. Развитие и внедрение этого принципа в российскую жизнь проводилось постепенно. Были ликвидированы монополии в некоторых отраслях, упростился порядок организации новых предприятий, их регистрации. Введены льготы для купцов первой, второй и третьей гильдий, а одновременно увеличен имущественный ценз для записи в них, т.е. право на запись в купеческую гильдию получали лишь наиболее богатые, кто был в состоянии «объявить» определенный капитал. Закреплена частная собственность на владение фабриками и заводами, введено право открывать промышленные предприятия без какого-либо специального разрешения правительственных органов, заключались международные конвенции об охране торгового мореходства, в зарубежных морских портах открылись российские консульства и т.д.

Полицейская реформа: Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Прежде всего адресована она была не какому-то определенному сословию и в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения, но и вопросы организаций и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Главным замыслом Екатерины было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый из этих документов законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетий.

Утвержденные грамотой 1785 г. сословные привилегии окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, упрочив господствующее положение этого сословия.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

В меньшей мере изменения коснулись сельского хозяйства, развитие которого носило в основном экстенсивный характер, т.е. шло главным образом за счет освоения новых территорий, а сельскохозяйственная техника, методы хозяйствования и, следовательно, производительность труда оставались практически неизменными. Правда, в это время появляются и первые энтузиасты научного земледелия, чему правительство всячески способствовало в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество для распространения научных знаний в области хозяйствования и прежде всего в агрономии. Издававшиеся обществом «Труды» были не менее популярны у читающей публики, чем сочинения французских просветителей. Всё это, однако, не привело к серьёзным сдвигам в сельском хозяйстве, да и не могло привести, покуда в основе сельскохозяйственного производства лежал труб крепостных.

В целом, несмотря на все сложности и недостатки, российская экономика второй половины 18 в. развивалась вполне успешно. Правительственные указы, направленные на стимулирование производства и торговли на принципах свободного предпринимательства, как бы открыли последние шлюзы, дав возможность до конца использовать потенциал феодально-крепостнического государства. Однако этого потенциала могло хватить лишь ненадолго, так как на пути нормального развития страны непреодолимой преградой стояло крепостничество. Каково же было отношение императрицы к крепостному праву и что происходило в этой сфере во время её царствования?

В своих мемуарах Екатерина высказывалась по этому весьма однозначно:

«Предрасположение к деспотизму прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.»

В другом документе, написанном рукой императрицы, читаем:

«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что - то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность».

Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытки поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство, ставшее к этому времени серьёзной политической силой, было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться трона. Однако не следует думать, что взгляды Екатерины II носили однозначно крепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 в. Отрицание императрицей крепостничества, как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялись с представлением, с одной стороны, с духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой о довольно благостных в целом взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Подобный взгляд был характерен не только для императрицы, но и для многих просвещенных людей этого времени. Так, например, Е.Р.Дашкова в беседе с Дени Дидро объясняла ему, что народ напоминает ей слепца, живущего на вершине скалы и не ведающего об этом. Внезапно прозрев, он станет глубоко несчастен:

«Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правления».

Итак, бороться с крепостниками открыто Екатерина не могла, хотя определенные планы в отношении изменения положения крестьянства у нее были. Между тем само явление крепостничества, как всякое явление общественно-политической жизни, не могло, естественно, оставаться неизменным, но менялось оно в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения.

Понятно, однако, что завершить реализацию своей программы по созданию в России сословий Екатерина не могла, минуя самое многочисленное сословие - крестьян. Документы свидетельствуют, что был заготовлен проект жалованной грамоты и крестьянам, но он не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые именовались в ней « свободными сельскими жителями» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Согласно проекту грамоты, в деревнях должна была появиться новая система управления - сельский старшина, староста и «управительских дел горница», сходная по функциям с губернским дворянским собранием и градским обществом. Как и другие сословия, крестьяне делились на шесть категорий, причем первые две освобождались от телесных наказаний.

Рассматривая все три грамоты, современный американский историк Дэвид Гриффитс пришел к выводу, что в совокупности они образуют « конституцию в дореволюционном значении этого слова», имея в виду, что первоначально, до Французской революции 1789 г., слово « конституция» означало в целом способ устройства, организации чего-либо. Целостное рассмотрение грамот, с точки зрения Д. Гриффитса, «обнаруживает и целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не консервативные представления, не про - и не антидворянские. Это характерные для начала Нового времени представления о хорошо регулируемом обществе сословной структурой».

Однако, как уже сказано, третья грамота так и не была издана. Причины этого ясны: сопротивление дворянства, которое Екатерина была не в состоянии преодолеть. В этих условиях императрица реализовала поставленную ею цель в той мере, в какой это вообще было возможно без опасения вызвать серьезные социальные потрясения, и с этой точки зрения ее реформы нужно признать удавшимися. Именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России полноценных сословий. Но сама императрица и после 1785 г. продолжала работать над законодательством и, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, не оставила идеи создания сословного строя в полном объеме. Так, она намеревалась учредить особый орган с функциями верховного суда, состоящий из выборных представителей трех сословий: дворян, мещан и крестьян. Сохранились также ее разработки в области семейного, имущественного, уголовного права. На 1797 г. была намечена новая реформа Сената. Среди проектов можно встретить и размышления о путях ликвидации крепостного права. Так, в одной из записок читаем:

«Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен».

Как видим, Екатерина не надеялась на скорое освобождение крестьян, да и вообще считала «резкий переворот» вредным. По другим сведениям, она готовила указ, который объявлял свободными всех детей крепостных, родившихся после 1785 г. впрочем, все это были лишь проекты. Реальные же реформы казались не только сферы внутреннего управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует назвать реформу образования.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

В начале упоминалось о том, что пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние и на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства.

Огромной заслугой Екатерины является подъем культурной жизни в стране. Она плохо разбиралась в изобразительном искусстве, но при ней возникла внушительная основа коллекций сегодняшнего Эрмитажа: ее агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. Императрица, мягко выражаясь, не очень-то чувствовала музыкальную гармонию, но при ней в Петербурге получила постоянную “прописку” оперная труппа итальянцев, а опера “Севильский цирюльник” Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа, После своей первой поездки по России в шестьдесят шестом году Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов-россиян через дирекцию императорских театров.

Эпоха Екатерины II - это время расцвета русской архитектуры. В это время жили и творили архитекторы Р. П. Никитин, Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен - Деламот, И.Е. Старов, В.И.Баженов.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы 18 века. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого был ее статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии.

Губернская реформа:
«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:
Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:
Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:
15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:
Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:
В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования
Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа
В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Пет­ра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа.

В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной дея­тельности трехчленное деление империи на губернии, провинции и уезды было реорганизовано в двучленное: губерния – уезд. При этом губернии разукрупнялись, число их увеличивалось сначала до 40, а чуть позже до 50. Согласно Учреждению о губерниях административные единицы созда­вались по количеству населения (300–400 тыс. душ в губернии, 20–30 тыс. в уезде). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, во главе уезда – земский исправник, избираемый дворянством уезда. Над не­сколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в подчинении которого находились войска.

Екатерина II называла губернатора «хозяином» губернии. В его руках вплоть до февраля 1917 г. сосредоточивалась вся полнота административ­ной, финансовой и военной власти в регионе. Губернаторы выступали как проводники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. Губернская власть была гибким, живучим и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализа­ция управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губернатора.

В аппарате губернского правления находились финансовые дела (Казенная палата), социальная деятельность (Приказ общественного при­зрения, в ведении которого находились просветительные, благотвори­тельные и санитарные учреждения), наблюдение м законностью (губернский прокурор со штатом прокуроров и стряпчих). Все должност­ные лица избирались на дворянских собраниях, за исключением выборных представителей от 3 сословий, заседавших в Приказе общественного при­зрения. В городах вв

одилось ещё особое должностное лицо, назначаемое правительством, – городничий, который осуществлял полицейский над­зор. Для выполнения полицейских функций в столичных центрах сохраня­лась должность обер-полицмейстера, а в гарнизонных городах – комен­данта.

В 1782 г. создается новый орган полицейского управления – Управа Благочиния, компетенция и состав которой определялись особым Уставом. Она состояла из 5 лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), назначавшихся правительством, и двух ратманов (советников), избирав­шихся собранием горожан. Города в полицейском отношении делились на части во главе с частными приставами, на кварталы во главе с кварталь­ными надзирателями, назначавшимися Управой Благочиния, и кварталь­ными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы – это лишь неполный перечень того, чем занималась полиция.

Как видим, уже при организации администрации на местах к участию в ее работе привлекались выборные представители сословий. Главную скрипку в процессе формирования новой генерации чиновничьей бюро­кратии играло дворянство, сильно разросшееся за счет выходцев из других сословий уже к середине XVIII в. Не было обойдено вниманием императ­рицы и купечество, удельный вес которого в связи с развитием промыш­ленности и торговли сильно вырос. Этим основным сословиям Российской империи Екатерина II предоставила право организовать свои представи­тельные органы на местах. Однако о них чуть позже, после характеристи­ки сословного строя.

Правовой статус сословий. В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп москов­ского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, меща­не (из городских посадских людей) и крестьянство.. Главная черта сослов­ного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей.

Оформление дворянского сословия. Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей бо­ярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переиме­новано при Екатерине II в дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, при­вилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей бояр­ских), поселенных на. окраинах государства, указами Петра I 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а пере­ведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян.

Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия.

Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 ран­гов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до полу­чения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (это состояние учреждено в 1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их поло­жение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отме­нил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».

Итак, основными источниками дворянского сословия были в XVIII в. рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень.

Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, воен­ная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Права и преимущества дворянского сословия. 1. Исключительное право владения землей. 2. Право владения крепостными крестьянами (с исклю­чением для 1 половины XVIII в., когда крепостными могли владеть лица всех состояний: посадские, попы и даже крестьяне). 3. Личное освобожде­ние от податей и повинностей, от телесных наказаний. 4. Право строить фабрики и заводы (с Екатерины II только в деревне), разрабатывать по­лезные ископаемые на своей земле. 5. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после за­прета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формиро­вать офицерский корпус в армии. 6. Корпоративное право иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя. 7. Наконец, по «Жалованной грамоте» Екатерины II дво­ряне получили право составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы и свой сословный суд. Но это уже не было I их исключительным правом.

Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мун­дир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.

Органами сословного самоуправления стали уездные и губернские дво­рянские собрания, проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники – депутаты, а также чле­ны дворянских судов. В выборах участвовали все, отвечавшие цензам: оседлости, возраста (25 лет), пола (только мужчины), имущественному (доход с деревень не ниже 100 руб.), служебному (не ниже обер-офицерского чина) и добропорядочности.

Дворянские собрания выступали как юридические лица, имели имуще­ственные права, участвовали в раскладке повинностей, проверяли родо­словную книгу, исключали опороченных членов, подавали императору и в Сенат жалобы и т.п. Предводители дворянства оказывали серьезное влия­ние на губернские и уездные органы власти.

Формирование сословия мещан. Первоначальное название – граждане («Регламент Главного магистрата»), затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами. Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сосло­вия). В него вошли прежние гости, посадские люди, низшие группы слу­жилых людей – пушкари, затинщики и пр.

«Регламентом Главного магистрата» Петр I разделил формирующееся сословие на 2 группы: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные, в свою очередь, состояли из двух гильдий. В первую гильдию входили бан­киры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы, серебренники, иконники, живописцы, во вторую – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасами торгуют, также рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, как и на Западе, подразделялись на цехи. Во главе гильдий и цехов стояли старшины, нередко выполнявшие функции государственных органов. К нерегулярным гражданам или «подлым людям» (в смысле низкого проис­хождения – из холопов, крепостных и т.п.) были отнесены все, «обретающиеся в наймах и черных работах».

Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Ека­терины II. К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможен­ные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения, объявлено о свободе заведения промышленных предприятий (то есть о свободе пред­принимательства), легализованы крестьянские промыслы. В 1785 г. насе­ление городов было окончательно поделено по имущественному принци­пу на 6 разрядов: 1) «настоящие городские обыватели», владельцы недви­жимости в черте города; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники; 4) ино­странцы и иногородние; 5) именитые граждане; 6) остальное посадское население. Принадлежность к сословию закреплялась внесением в город­скую обывательскую книгу. Принадлежность к гильдии купцов определя­лась размерами капитала: первая – от 10 до 50 тыс. рублей, вторая – от 5 до 10 тысяч, третья – от 1 до 5 тысяч.

Исключительным правом мещанского сословия было занятие ремеслом и торговлей. В число обязанностей входили подати и рекрутская повин­ность. Правда, здесь было много исключений. Уже в 1775 г. Екатерина II освободила жителей посадов, имевших капитал свыше 500 руб., от подуш­ной подати, заменив се однопроцентным сбором с объявленного капита­ла. В 1766 г. от рекрутчины были освобождены купцы. Они уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб. Освобождались они и от телесных наказаний. Купцам, особенно первогильдейским, предос­тавлялись некоторые почетные права (езды в каретах и колясках).

Корпоративное право сословии мещан заключалось также н создании объединений и органов самоуправления. По «Жалованной грамоте» город­ские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход (капитал, процентный сбор с которого составлял не ниже 50 руб.), объединялись в градское общество. Собрание его членов избирало город­ского голову и гласных (депутатов) городских дум. В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения, в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда. Выборы происходили каждые 3 года. Главным полем деятельности было городское хозяйство и все то, что «служит к пользе и нужде города». Конечно, губернаторы курировали ор­ганы местного самоуправления, в том числе и расходование городских сумм. Однако суммы эти, пожертвованные купечеством на городское бла­гоустройство, на сооружение школ, больниц, учреждений культуры, были подчас весьма значительными. Они, как и планировала Екатерина II, сыг­рали важную роль в деле «выгоды и украшения города». Не зря Александр I, придя в 1801 г. к власти, тотчас подтвердил отмененную было Павлом I «Жалованную грамоту», восстановил все «права и выгоды» горожан и все екатерининские городские учреждения.

Крестьяне. В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764 г. по указу Ека­терины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, ста­ли называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.

Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все преж­ние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и понома­рей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи - пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом 1, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

В 1797 г. из дворцовых крестьян но указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положе­ние было сходным с положением государственных крестьян. Они состав­ляли собственность императорской семьи.

В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших поме­щикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, кото­рую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.

Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных кресть­ян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние ре­комендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу. Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719г. предписы­вал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.

Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, от­крывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, прини­мать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.

Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещи­ков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убив­шей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Ека­терины II.

Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные кресть­яне приняли активное участие, правительство стало усиливать государст­венный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю, в том числе после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой), после ссылки в Сибирь, за выкуп по желанию помещика (с 1775 г. без зем­ли, а с 1801 г. – Указа Павла I о «вольных хлебопашцах» – с землей).

Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде раз­вивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний бы­ло разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, раз­богатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и состави­ли ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующего­ся класса предпринимателей.

Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были уме­ренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), зани­мались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имуще­ственные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воз­действия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переде­лы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частно­го хозяйства.

Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправ­ление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные само­управляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количест­вом селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селе­ниях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли фи­нансовые, полицейские и судебные функции.

Духовенство. Православное духовенство состояло из двух частей: бело­го, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от постри­жения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духо­венство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужи­телей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству.

В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священни­ческий сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен. Из сословных прав духовенства можно отме­тить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах свя­щенничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства.

Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. Как мы уже видели, в XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведе­ны «на зарплату».

В Российской империи свободно сосуществовали с православием дру­гие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические кос­телы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запре­щенным и строго наказывался (в 1730-е гг. известен случай сожжения офицера в деревянном срубе).

Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.

Екатерина Вторая

Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов. Такие изменения в России действительно происходили, но реформы Екатерины 2, в отличии, например, от петровских, не столько создавали сильное государство, сколько создавали сильную элиту в государстве. Причем, чем ближе к концу правления Екатерины, тем эта тенденция становится отчетливее.

Основные направления реформ Екатерины Второй

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
1763 Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
1763-1764 Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
1764-1782
Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) - 1764.
Губернская реформа - 1775
Городовая реформа - 1782
Введение крепостного права на Украине - 1783
Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
1785 Жалованная грамота городам .
Жалованная грамота дворянству
Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

Реорганизация Сената

Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года. Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

  1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
  2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
  3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
  4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
  5. Решал политические дела в Москве.
  6. Осуществление судебных функций в Москве.

Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

Секуляризация

После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

  • Церкви и монастыри лишаются права на землю и на крепостных. В результате более 900 тыс крестьян перешли из статуса «церковных» в статус «государственные».
  • Церкви и монастыри сохраняли право на недвижимое имущество.

Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

Система местного управления

Рассматривые реформы местного самоуправления Екатерины 2 важно отметить, что эти изменения создали основы бюрократии, значительно расширив штат чиновников. Реформа была издана в 1775 году и называлась «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Губернии в России появились еще при Петре 1. Петр Алексеевич разделил страну на 8 губерний. Екатерина 2 вместо 8 губерний ввела 50, которые делились еще и на уезды.


Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

  • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
  • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
  • Окончательно формирование судебной системы.
  • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли - Дон, Яик и Запорожье.

Катерина Друга, велика імператриця, правила нашою країною рівно 34 роки. Це величезний період історії, протягом якого відбулося багато найрізноманітніших подій.

У масовому ж свідомості ця правителька асоціюється з ненаситної в любові дамою. Що ж, Катерина II відома своїми любовними пригодами, в багатьох історичних романах можна прочитати, що імператриця змінювала фаворитів постійно. Але будемо дивитися правді в очі: невже все 34 роки вона була зайнята виключно цим? Напевно немає: період її царювання всі російські історики вважають часом розквіту вітчизняної літератури, науки і живопису- саме тоді з"являється російська опера і небаченими темпами розвивається театральне мистецтво.

Саме Катерина 2, реформи якої були продумані, зважені, а тому обережні, залишила глибокий слід в історії вітчизняної дипломатії і законодавства.

Не слід забувати і про блискучі військові перемоги. Поки ця самодержиця займала престол, Росія не зазнала жодної військової поразки, на відміну від попередніх періодів. Приміром, в 1812 році ми розбили французів, хоча до того перемоги на полі бою належали їм. Час Катерини характеризується приєднанням Криму, а також жорсткими «уроками» для польської шляхти. Нарешті, згадаємо відомі реформи Катерини 2.

Внутрішня політика

Що ж відбувалося в цей час всередині країни? Подій було чимало, так як Катерина, на відміну від багатьох своїх попередників, прийшла до влади з уже готовою програмою дій, що дозволило їй вести дійсно результативну політику. Сама себе вона позиціонувала як «вірну послідовницю мислителів епохи Просвітництва». До честі її, Катерина вміла зрозуміти, що з їх теорій годиться для реального життя, а що - не дуже.

Так, в 1773 році в Росію з візитом прибув знаменитий Дені Дідро, якого дуже цікавили реформи управління Катерини 2. Він з подивом виявив, що імператриця уважно його слухає, слухаючи всім його пропозицій, але... не поспішає жодна з них втілювати в життя. Коли кілька вражений філософ запитав, чому так відбувається, Катерина сказала: «Папір може витерпіти все, але мені доводиться мати справу з людьми, шкіра яких куди тонше паперового полотна».

Друга важлива думка її стосувалася того обставини, що будь-яке починання і реформу слід було проводити поступово, поволі готуючи суспільство до їх прийняття. Це вигідно відрізняло Катерину як від вітчизняних правителів, так і від європейських монархів, які з інтересами своїх підданих в такому питанні не вважалися практично ніколи

Отже, що ж конкретно зробила імператриця Катерина 2? Реформи слід починати описувати з губернської.

губернська реформа

Її вона почала проводити незабаром після Пугачевского бунту, який потряс самі стовпи Імперії і з"явився свого роду провісником прийдешніх трагічних подій. На відміну від Миколи II, Катерина висновки робити вміла.

По-перше, сама назва цього перетворення абсолютно некоректно. Вся справа в тому, що суть реформи була багато глибше, являючи собою створення практично нової управлінської системи «на місцях».

Було запропоновано новий поділ країни. Всього губерній стало 50, причому поділ це в практично незмінному вигляді зберігалося аж до розвалу Імперії в 1917 році. Що це означає? Простіше кажучи, в країні народилося кілька разів більше міст «федерального» значення, ніж було до тих пір. У конкретний населений пункт приїжджає призначений губернатор, туди ж прямує маса енергійних, освічених людей. В результаті тихий і «затхлий» повітове містечко незабаром перетворювався в місцевий центр суспільного і політичного життя.

Відповідь на бунт Пугачова

Тут уважний читач цілком може задати питання: «І де ж тут вплив бунту Пугачова»? Все просто: після цих подій Катерина хотіла, щоб більша частина місцевої влади набиралася з уродженців цієї ж місцевості. Простіше кажучи, вперше в історії дому Романових народ отримав можливість самостійно вибирати тих, хто їм буде правити. Небачений ривок для тих часів! Ось чому прославилася Катерина 2. Реформи її дозволили відійти від замшілий суспільного устрою початку 16-го століття і нарешті змусили реально розвиватися багато галузей.

Виникли органи самоврядування, які звичні для нашого часу, але були дивиною для тієї епохи. Відразу обмовимося: все це теоретично існувало і до Катерини. Але робилося не цілеспрямовано, а тільки лише через брак столичних чиновників, яких би можна було відправити в усі міста і села неосяжної імперії. Реальних повноважень всі ці органи не мали, обмежуючись лише правом на збір податків і інші механічні операції. Якщо проводити паралелі з нинішніми часами, то внутрішні реформи Катерини 2 було направлено на перерозподіл владних повноважень.

Всі ці перетворення були наслідком переконання імператриці в тому, що всі бунти виникають через нездатність призначених чиновників оперативно «вникати» в проблеми на місцях і вирішувати їх. В принципі, у таких намісників і бажання щось такого не було: їм було важливо відзвітувати про досягнення «народної п"ятирічки» і зібрати податки. Іншого від них і не було потрібно, а ініціатива завжди була караною.

Важливо зауважити, що після 1775 року, коли ця реформа і була проведена, жодного (!) Повторення Пугачовського бунту не було. Місцева влада, хоч і відрізнялися часом все тим же прагненням до хабарництва, все ж були набагато більш зацікавлені в тому, щоб поліпшити життя свого рідного краю. Простіше кажучи, державні реформи Катерини 2 дійсно були спрямовані на благо країни.

Виникнення громадянської самосвідомості

Багато істориків сходяться на думці, що з тих пір почали з"являтися слабкі, але все ж помітні риси громадянського суспільства і самосвідомості. Так, саме в ті часи постійно траплялося так, що жителі маленьких повітових міст проводили збори, збирали добровільні пожертвування і будували на ці кошти гімназії, бібліотеки, храми та інші об"єкти соціальної та духовної сфери.

До тих пір такої узгодженості і єдності неможливо собі було навіть уявити. Як же далекий був згаданий Дідро від реального вирішення суспільних проблем!

реформа сенату

Звичайно ж, Катерина 2 (реформи якої ми тут описуємо) була далеко не «вісницею демократії». Вона й гадки не могла допустити про те, щоб хоч у чомусь обмежити свою владу і послабити інститут державного абсолютизму. Так, бачачи, що посилювалася самостійність Сенату, пані вирішила взяти його «під міцне державне крило», всіляко обмеживши будь-яку реальну владу цього важливого органу.

В кінці 1763 року структура Сенату була визнана «не відповідає реаліям». Була вкрай піднесена роль генерал-прокурора, якого призначала сама імператриця.

На це місце було висунуто А. А. Вяземський. В общем-то, людина це був відомий: його поважали навіть вороги за непідкупність, чесність і ревність у справі служіння Батьківщині. Він щодня доповідав Катерині про роботу Сенату, підпорядкував собі всіх губернських прокурорів, а також одноосібно виконував багато функцій, які до того часу були розподілені в Сенаті. Зрозуміло, роль цього органу постійно падала, хоча формально все було не так.

Всі функції Сенату незабаром були розподілені між абсолютно автономними департаментами, які фактично були лише маріонетками і вже не могли проводити злагоджену загальну політику.

Зміна структури громадського управління

У той же час все сильніше початок позначатися повну невідповідність старої системи міського управління новим прагненням держави. Уже описана нами губернська реформа Катерини 2 зробила кожне місто абсолютно самостійною адміністративною одиницею. За керування їм відповідав городничий, чий статус відразу ж незрівнянно виріс.

Він призначався з відслужили військову службу дворян і владою мав величезну. На цьому ж посадову особу «висіли» поліцейські, а не тільки управлінські функції, а тому людина на цій посаді повинен був відрізнятися завидною працьовитістю. Ця реформа місцевого управління Катерини 2 відразу посприяла наведення порядку на місцях.

Навпаки, ратуші і магістрати відразу ж практично втратили весь свій адміністративне значення, перетворившись на судові органи для торговців і промисловців. Був створений новий магістрат, людей в який набирали за рекомендаціями купців і промисловців. Управління цим органом здійснював міський голова. Крім того, в містах діяли громадські та сирітські суди. З усього цього і формувалося міське самоврядування, на створення якого були спрямовані багато реформ Катерини 2. Звичайно ж, вона перебувала під постійним наглядом з боку центральної влади, але все ж це також був прорив в області соціальної та управлінської сфери. Втім, іншого виходу у влади не було: міста інтенсивно росли, з"являлося безліч підприємств, громад, освітніх та інших установ. Все це потрібно було «привести до спільного знаменника», все вимагало адекватного міського управління, реалізувати яке на практиці змогла тільки губернська реформа Катерини 2.

Судова реформа Катерини

Все вищесказане призводить до цілком простого висновку: такий бурхливий розвиток соціальної сфери було б неможливим без нормальних судових органів, які б могли коректно вирішувати неминуче виникають протиріччя і суперечки, як між окремими членами суспільства, так і між цілими їх групами.

Потрібно також підкреслити, що судова реформа Катерини 2 базувалася на аналогічному починанні Петра I, ось тільки імператриця змогла знайти куди більш витончене рішення, а тому програма не тільки була втілена в життя, але і дала дуже гарні результати.

У 1775 році був опублікований перший звід офіційних положень. Багато адміністративні суди були скасовані і повністю розформовані. Нарешті були чітко розмежовані дві гілки влади: судова та адміністративна, які раніше були злиті воєдино. Більш того, адміністративна влада зберегла своє єдиноначальність, в той час як судові органи керувалися колегіально.

Зрозуміло, не цим прославилися реформи Катерини 2. Коротко основне їх значення для судової системи розкривається нижче.

важливе зауваження

Найважливіше - нарешті були розділені цивільні і кримінальні позови. Свого часу саме цей «атавізм» заважав відправленню нормального правосуддя, так як складно було адекватно розмежувати провину за адміністративні порушення і справді серйозні діяння. Нижньої інстанцією став повітовий суд. Розбиралися в ньому справи дрібні і незначні. Тим самим значно знижувалася навантаження на суддів, які займалися чимось дійсно важливим.

Взагалі результати реформ Катерини 2 у всіх сферах однакові - різке збільшення ефективності роботи багатьох галузей. Це і зараз змушує поважати імператрицю за незвичайний управлінський талант. Але повернемося до судів.

Повітовий орган розглядав серйозніші заяви. На відміну від вищеописаного земського, в цьому суді засідателі набиралися вже з поміщиків. Засідання проводилися рівно три рази в рік, причому за роботою цього органу вже спостерігав прокурор, в обов"язок якого входила функція «внутрішньої поліції», так як він фіксував усі випадки порушення законів самими суддями і доповідав про те «наверх».

На рівні губерній головним органом у ієрархії став Вищий земський суд, який міг знаходитися не тільки в губернському, але і в повітовому місті. Відтепер в кожному адміністративному центрі могло бути відразу кілька таких органів. У кожному з них було вже по десять засідателів. Голови ж вибиралися виключно Сенатом, а їх твердженням займався найчастіше особисто глава держави.

Але не тільки цим ознаменувалися реформи Катерини 2: коротко кажучи, суди стали більш спеціалізованими.

Структурний поділ судів

Верхній земський суд поділявся на кримінальний і суто адміністративний відділи. Це була важлива інстанція для «молодших» органів. Крім того, його судді мали право на розгляд складніших справ. Справа в тому, що вже тоді був законодавчо закріплений список правопорушень, розглядати які не могли представники нижніх земських і повітових судів, а також члени магістрату. Все це перешкоджало розвитку кумівства на місцях.

У Губернській суді також була громадська і кримінальна палата. У кожній був власний голова, а також пара радників і асесора. Вони також могли бути обрані виключно Сенатом і затверджені Верховною владою. Це була вища судова інстанція тих часів, в якій розглядалися найбільш складні справи, а також розбиралися всі найтяжчі і небезпечні злочини.

Словом, судова реформа Катерини 2 була вельми і вельми складною.

секуляризаційних реформа

До неї Катеринаприступила в 1764 році. Всі землі монастирів відтепер офіційно передавалися в управлінні Економічної колегії. В ході цієї реформи Катерина пішла по стопах Петра I, який не дуже жалував духовенство. З одного боку, відтепер держава була зобов"язана утримувати Церква... але при тому світська влада вже сама визначала, скільки ж країні потрібно монастирів і священнослужителів. Колегія також мала право відчужувати «зайві» землі в фонд держави.

Перетворення в освітній сфері

Відома також реформа освіти Катерини 2. Головне її завдання - створення виховних будинків, вихованці яких отримували грошове забезпечення, повний зміст і освіту. В результаті країна поповнювала ряди своїх громадян великою кількістю освічених і розумних молодих людей, які були віддані державі і виховані в потрібному моральному і етичному дусі.

Поліцейська реформа

У 1782 році був затверджений «Статут благочиння». Управа стала офіційно управляти міським поліцейським відомством. У складі були: пристави, поліцмейстер і городничий, а також комісія з громадян, склад якої визначався шляхом голосування. Орган цей міг накладати штраф або осуд, а також мав право на заборону деяких видів діяльності.

Які ще були важливі реформи Катерини 2? Таблиця дасть нам відповідь на це питання, а також кілька доповнить мети тих заходів, які вже розглядалися в цій статті.

Назва

мета

сенс

управлінські дії

1. Повна ліквідація автономії козацтв і Запорізької січі (до 1781 роки)

2. Губернська реформа (1 775)

Скасування надмірно вільних і потенційно небезпечних формувань.

Повністю контролювати всі райони країни, але робити це не на шкоду населенню.

Урізання козацтва в правах. На їх територіях також вводилося централізоване губернське управління.

Освіта 50 губерній приблизно по 300 тисяч чоловік. Ділилися вони на повіти по 30 тисяч чоловік. У деяких випадках губернії могли бути об"єднані.

Економічні реформи Катерини 2

1. Свобода організації підприємств (1775 рік)

2. Офіційне підвищення оплати селянської праці (1779 рік)

Управління все більше централізується, але при тому збільшуються економічні свободи населення

Населення могло вільно виробляти ситець і вивозити хліб за межі держави. Будь-яка людина міг організувати будь-яке промислове підприємство. Простіше кажучи, відтепер в промислове стан були відкриті двері всім.

станові реформи

Даровані грамоти дворянству і містам (1775 рік)

Вперше були офіційно визначені права і обов"язки дворянства і городян.

Дворяни були повністю звільнені від обов"язкової служби і багатьох повинностей. Стану отримали право на самоврядування. Без слідства і суду відтепер не можна було позбавляти їх членів власності і свободи.

Ось інші реформи Катерини 2. Таблиця досить докладно розкриває їх суть.

результати

Без перебільшення можна сказати, що всі проведені заходи дійсно були доленосними. Чому сприяли реформи Катерини 2? Коротко (таблиця цей момент розкриває) кажучи, вони були спрямовані на досягнення двоїстих цілей:

    Зміцнення самодержавства.

    Економічна свобода населення, можливість піднятися з нижчих станів здатним людям.

У період її правління була практично повністю ліквідована загроза непокори з боку козацької вольниці. Які ще можна назвати наслідки реформ Катерини 2? Церква остаточно була підпорядкована волі держави, судова галузь стала більш гнучкою. Громадяни, так чи інакше, отримали можливість участі в долі власного міста чи навіть губернії.

Ось чому відзначилися реформи Катерини 2. Коротко (таблиця допоможе вам це побачити) кажучи, суспільство стало більш свідомим, вільним і соціально захищеним.