Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Определение социальной направленности личности. Социальная направленность стратегии деятельности предприятий

Определение социальной направленности личности. Социальная направленность стратегии деятельности предприятий

  • Щукина Елена Владимировна

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАЛАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Щукина Елена Владимировна

В статье рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болонского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-воспитательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях. В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества педагогов со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в том числе со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Щукина Елена Владимировна,

  • Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования

    2015 / Болгова Мария Алексеевна, Ветрова Екатерина Александровна
  • Модель формирования инокультурного пространства студенческой молодежи средствами хореографического искусства

    2012 / Радченко Ирина Владимировна
  • Социально-культурные технологии формирования корпоративной культуры студенческой молодежи

    2014 / Пешкова Валентина Павловна
  • Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста

    2018 / Терещенко Ольга Геннадьевна
  • Конвенциональные отношения как основа делового общения в студенческом коллективе

    2010 / Лубенец Мария Юрьевна

Creation of a Positive Social Orientation Among Students

The paper is concerned with the problem of positive social orientation among students in educational in-stitutions of higher learning (third and fourth levels of accreditation). This problem is especially topical during the evolvement of the market economy and implementation of the Bologna process, which generates significant changes in the organization, goals and tasks of educational process. The dominant role of students’ collective in shaping positive social orientation in socio-pedagogical context is examined. Importance of purposeful impact of educational system on formation of a comprehensive, positively oriented personality is underlined in the article.Research has shown that small interest groups are optimized for formation of the positive social orienta-tion, providing the effective cooperation between teachers and small groups of students, groups of academic, educational courses, faculties, including a student government or volunteer youth groups. The system of the social and educational impacts of small groups is determined by an extensive and complex hierarchy, which provides efficiency and development of an individual towards a positive direction. The author emphasizes the importance of targeting of the influence of the educational system on the formation of a completely positively oriented person. The effectiveness of the work done was proved by longitudinal nature of the study.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи»

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™ УДК 159.92-057.875 DOI: 10.155077Inted.078.019.201501.030

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Е. В. Щукина (Институт проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины, г. Киев, Украина)

В статье рассмотрена проблема формирования позитивной социальной направленности студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации. Показана актуальность этого процесса в условиях становления рыночной экономики и внедрения Болонского процесса, порождающего существенные изменения в организации, целях, задачах учебно-воспитательного процесса. В контексте социально-педагогического исследования представлена доминирующая роль студенческого коллектива в формировании позитивной направленности. Отмечена важность целенаправленного влияния воспитательной системы на формирование целостной, позитивно ориентированной личности. Существенным компонентом современной модели воспитания специалиста является становление человека творческого, ориентированного на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях.

В ходе исследования было продемонстрировано, что при условии обеспечения эффективного сотрудничества педагогов со студенческой молодежью и малыми группами студентов (академической группой, учебным курсом, факультетом, в том числе со студенческим самоуправлением, волонтерскими молодежными объединениями, малыми группами по интересам) формирование позитивной социальной направленности оптимизируется. Данная разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, которые обеспечивают эффективность развития личности в направлении позитивной установки. Такая трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи. Эффективность проведенной работы подтверждена лонгитюдным характером исследования.

Ключевые слова: социальная направленность; современная рыночная экономика; права человека; социальное воспитание; социализация; малая группа.

CREATION OF A POSITIVE SOCIAL ORIENTATION AMONG STUDENTS

E. V. Shchukina (Institute of Problems of Upbringing of National Academy of Pedagogical Sciences, Kiev, Ukraine)

The paper is concerned with the problem of positive social orientation among students in educational institutions of higher learning (third and fourth levels of accreditation). This problem is especially topical during the evolvement of the market economy and implementation of the Bologna process, which generates significant changes in the organization, goals and tasks of educational process. The dominant role of students" collective in shaping positive social orientation in socio-pedagogical context is examined. Importance of purposeful impact of educational system on formation of a comprehensive, positively oriented personality is underlined in the article.

Research has shown that small interest groups are optimized for formation of the positive social orientation, providing the effective cooperation between teachers and small groups of students, groups of academic, educational courses, faculties, including a student government or volunteer youth groups. The system of the social and educational impacts of small groups is determined by an extensive and complex hierarchy, which provides efficiency and development of an individual towards a positive direction. The author emphasizes the importance of targeting of the influence of the educational system on the formation of a completely positively oriented person. The effectiveness of the work done was proved by longitudinal nature of the study.

Keywords: social orientation; the modern market economy; human rights; social education; socialization; small groups.

На пути становления рыночных отношений перед учебно-воспитательной системой высшего образования все более актуальной становится проблема воспитания квалифицированного специалиста и руководителя, социально компетентной личности с демократическим мировоззре-

нием, личности, стремящейся к самообразованию, саморазвитию и являющейся конкурентоспособной на рынке труда. Среди компонентов, присущих современной модели воспитания специалиста, особое значение приобретает становление человека творческого, ориентированного

© Щукина Е. В., 2015

на социальные, гуманистические и общечеловеческие ценности, способного осуществлять самостоятельный выбор, работать в коллективе и руководить им, принимать эффективные решения в различных производственных и жизненных ситуациях.

Решению этих задач должна помочь высшая школа, которая осуществляет подготовку качественно нового поколения специалистов. На фоне названных коренных изменений, требующих педагогического обеспечения, проблема позитивной социальной направленности приобретает все большую актуальность на всех уровнях - от студенческой академической группы до масштабов государства. Рост социальной роли человека, возможностей ее влияния на социум и одновременно рост зависимости от социума столь значительны, что возникает потребность не просто в квалифицированных специалистах, а в социально-ориентированных, высококультурных и ответственных гражданах с развитым чувством собственного достоинства и коллективного коммуникативного сознания. Это подтверждает необходимость воспитания у студенческой молодежи глубокого осознания взаимной связи между идеями личных прав и свобод человека и гражданина и гражданской ответственностью.

Тем не менее, очевидно наличие противоречия между общественными потребностями по обеспечению прав и свобод, общественными условиями их удовлетворения, состоянием социального сознания современного общества и моральными установками каждого человека. Данные противоречия объясняются длительным пренебрежением общечеловеческими ценностями, невниманием к студентам и преподавателям как к личностям, абсолютизацией технократического мышления, чрезмерной и навязываемой его политизацией, неправомерным игнорированием коллективистского воспитания, отброшенного некоторыми современными теоретиками и практиками педагогики. Такая ситуация усугубляется недостаточным вниманием к воспитательной роли учебного заведения.

Высшая школа осуществляет определяющее влияние на качество и средства реализации социальной политики. Это влияние отражается не только в обеспечении научного прогресса, но и в общекультурном развитии, становлении гражданских добродетелей, формировании высокой морали интеллектуальной элиты страны, ответственном отношении к общественным ценностям, росте личной творческой активности, активном участии в самоуправлении, деятельности общественных организаций, в том числе волонтерских.

В корне изменились цели и задачи воспитания студенческой молодежи, содержание, методы и условия социального становления личности. Эффективность студента во время обучения, инженера-специалиста по окончании определяется системой компетентностей, которые он (студент) приобретает в стенах учебного заведения и во время внеаудиторной деятельности. В таких условиях особое значение приобретает формирование положительной направленности личности студентов как объективный социально-педагогический процесс. Позитивная направленность личности определяет ее стремление (мотивацию) к получению высокого уровня квалификации, который включает оптимальный уровень знаний, умений и навыков как специалиста (музыканта, агронома, металлурга, учителя), так и не менее высокий уровень компетентности коммуникативной и корпоративной. Будущий выпускник обязан не только отлично разбираться в базовых принципах своей профессии, но и быть социально компетентным - быть инженером-руководителем, организатором производства, владеющим основами создания и развития коллектива.

Формирование направленности личности - многоаспектный процесс, включающий в себя педагогические (воспитание и самовоспитание), социальные (объективные условия жизнедеятельности, социальная среда), психические (особенности психической организации, психического типа), социально-педагогические воздействия. Эти влияния определяют сущност-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015

ные характеристики и динамику изменений во взглядах, ориентирах, поведении студентов, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на становление личности студента.

Следует отметить, что непосредственной средой, в которой происходит формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи во внеаудиторной деятельности выступает сфера прямого общения студентов. Предлагаемое исследование осуществлялось в предметном поле социальной педагогики. Поэтому определяющими в формировании позитивной социальной направленности студентов во внеаудиторной деятельности признаны те малые социальные группы, в которых студент осуществляет социальные коммуникации. Такими малыми группами в контексте социально-педагогического исследования выступают академическая группа, учебный курс, факультет, студенческое самоуправление, волонтерские молодежные объединения, малые группы по интересам, а также само учебное заведение. Именно эта разветвленная и сложная иерархия малых групп определяет систему социально-педагогических воздействий, обеспечивающих эффективность развития личности в направлении позитивной направленности. Эта трактовка не исключает возможности и значимости целенаправленного воздействия штатных воспитателей учебного заведения (кураторов групп) на становление позитивной социальной направленности студенческой молодежи.

Методологической основой формирования положительной направленности личности в контексте социальной педагогики являются в первую очередь исследования А. С. Макаренко. Исследования в этом контексте осуществлялись такими известными учеными, как Б. Г. Ананьев, И. Д. Бех, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Т. Е. Конникова, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мя-сищев, В. С. Мерлин, М. С. Неймарк, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. Е. Хмелько, В. Е. Чудновский, Е. В. Шорохова, П. М. Якобсон и др. Важные зарубежные исследования по этому во-

просу были проведены А. Маслоу, К. Роджерсом, Дж. Гилфордом, Р. Ликертом, М. Аргайлом, А. Кречмар.

Несмотря на масштабность проведенных исследований, актуальной остается проблема оптимизации социального и педагогического опыта, теоретического обоснования и практической апробации новых воспитательных методик, направленных на формирование позитивных социальных ориентиров студенческой молодежи. Реализовать эту стратегическую задачу высшего образования возможно через активное включение личности в социально значимую деятельность.

Исследование показало, что в современной научной литературе нет однозначного определения термина «социальная направленность» (англ. "personality trend"). Многообразие существующих концептуальных подходов и направлений изучения обусловливают некоторые различия в основных определениях этого понятия. Более фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и к обществу в контексте противоречия «альтруизм - эгоизм». В зависимости от того, что в большей степени побуждает человека (мотивы личной заинтересованности - эгоизм, или мотивы, связанные с интересами других людей, - альтруизм) формируются и другие особенности его личности: интересы, черты характера, желания и переживания. Другой стороной, характеризующей социальную направленность личности, является ее отношение к проблемам соотношения коллективизма и индивидуализма.

У каждого студента важно развить оптимальный баланс интересов, который позволит отстаивать собственную позицию, учитывая интересы коллектива, мотивировать личность к положительной деятельности, направленной как на развитие собственной личности, так и поддержку общественных взаимодействий.

Рассмотрим сущность различных подходов к определению социальной направленности. С. Л. Рубинштейн, опираясь на исследования Д. Н. Узнадзе, ввел термин «направленность личности» в научный

оборот, рассматривал направленность как отдельную сторону личности, совокупность свойств, составляющих самостоятельную структуру .

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие «направленность» идентично употребляемым в психологии понятиям «установка», «потребность», «интерес». Направленность личности он рассматривает как целостно-личностное состояние .

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев подробно анализировали соотношение между направленностью и мировоззрением . По мнению исследователей, основной формой, в которой проявляется направленность, являются потребности личности, формирование которых в значительной степени зависит от мировоззрения, убеждений, моральных принципов, характерологических и типологических особенностей личности. При этом мировоззрение, обеспечивая активность направленности, делает личность ценной в социальном отношении, т. е. социально направленной.

В. С. Мерлин под направленностью личности понимал «психические свойства, определяющие общие направления деятельности человека в различных конкретных обстоятельствах жизни» .

Такой концептуальный подход в основном совпадает со взглядами В. Н. Мяси-щева, считавшим направленность структурной основой, фундаментом, ядром личности, которая определяет уровень и характер целостного функционирования всех составляющих в единой психической организации человека. Направленность -это система субъективно-оценочных индивидуально-выборочных отношений этой личности к действительности . Такие отношения определяет набор конкретных действий и взаимодействий, которые личность считает возможной, желанной и допустимой в своей деятельности.

Л. И. Божович определяла направленность как специфический компонент структуры внутреннего мира личности, ее «внутреннюю позицию» через выяснение таких составляющих, как роль индивида, социальный опыт и социальные условия. Именно из этого соотношения возникает

и внутренняя позиция, т. е. та система потребностей и стремлений, которая, преломляя и опосредствую воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития новых психических качеств» .

Таким образом, направленность личности определяет целостность этой личности и обеспечивает устойчивость видения мира и соответствующей деятельности в контексте преобразования социальной среды и одновременно адаптации к общественным законам. Л. И. Божович и М. С. Неймарк классифицировали людей по направленностям на такие группы: общественные, коллективистские, деловые, организаторские; ориентированные на личностные переживания и удовлетворения собственных потребностей; лица со смешанным типом направленности. При этом следует подчеркнуть, что Л. И. Божович рассматривает направленность в контексте эмоционального феномена, поскольку именно эмоция направляет личность на ту или иную форму поведения .

Проблема направленности изучалась также в работах Л. П. Буевой. Направленность определялась ею как внутренний фактор, который опосредует все внешние воздействия на личность и трактует их в мире видения самого человека .

С точки зрения Ш. А. Надирашвили, направленность - установка практического поведения. Сами поведенческие планы и программы, реализация целей жизнедеятельности и основных средств их достижения формируются на уровне социальных установок и ценностных ори-ентаций, требуют рационального согласования с коллективом и соответствующего планирования действий в определенной последовательности, т. е. предполагают формирование программы социального поведения .

Установка не является чисто субъективным фактором, она возникает в личности под влиянием определенных объективных условий в первую очередь отвечает требованиям коллектива. При изменении объективных условий действие установки проявляется в том, что новые

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015

условия воспринимаются в свете предыдущего опыта и выступают своеобразной призмой, которая преломляет вплавь новым условиям.

Таким образом, направленность личности трактуется как относительно устойчивое образование в мотивацион-ной системе личности, которое определяет доминирующее отношение человека к себе (становление самости), а также к процессам и результатам собственной деятельности в социуме. Направленность характеризуется как специфическое целостно-личностное состояние человека, отвечающее как его потребностям, так и ситуации внешней социальной среды.

Социальная направленность предполагает особую концентрацию внимания к значимым для личности общественным символам, личностно детерминированным мотивам и соответствующим действиям, ориентированным на достижение определенной цели, которая имеет актуальное для данной личности значение. Тем самым социальная направленность определяет как восприятие личностью социальной ситуации, так и выбор соответствующего образа действий и поведения.

Важно отметить, что ценностные ориентации в значительной степени определяют направленность личности, поскольку они являются реальным отражением ее внутреннего мира, составной частью и базовой детерминантой ее формирования. Исходя из того, что содержанием направленности является комплекс социально обусловленных отношений личности к действительности, можно сделать вывод, что ценностные ориентации занимают не только значимое место в становлении сознания, но и определяют поведение.

Социальную направленность личности можно рассматривать как систему сформированных в процессе воспитания и процедуре межличностного общения личностных ценностных ориентаций, жизненных установок и предпочтений. Такая система представляет собой не просто определенную сумму внеличностных и внеморальных знаний, а целостную систему представлений, понятий, идей, связанных с конкретными эмоциональ-

но-волевыми компонентами; формирует внутренние убеждения, на основе которых реализуются запрещенные и разрешенные методы деятельности.

Описанная система закрепляет всю совокупность убеждений, идеалов, норм и правил, принятых личностью как собственные внутренние ориентиры. При этом ее следует рассматривать в контексте единства независимости, самости личности и социогенности убеждений и деятельности в соответствии с общественными экспектациями. Ведущими компонентами общественных систем ценностей выступают моральные нормы, эстетические идеалы, политические и правовые принципы, философские и религиозные идеи, которые формируют внутренние убеждения и руководят всей деятельностью человека.

«Целостность личности» в социальном плане выступает как устойчивая и относительно завершенная устоявшаяся сфор-мированность ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы, потребности и убеждения. Человек, находящийся на высоком уровне социальной и психической сформированности, характеризуется и высоким уровнем саморегуляции собственной деятельности и поведения, силой сконцентрированных чувств, а также устремлений и их социальной, моральной направленностью.

Следует подчеркнуть, что коллектив может изменить направленность и ценностные ориентации личности, способствовать их становлению, одновременно воспитывая мотивацию самовоспитания и самосовершенствования. Однако направленность личности, эффективность и уровень восприятия индивидуальным сознанием общественных ценностей и реализация их в поведении зависят не только от объективных условий, отношений, сформированных в общественной среде, семье, коллективе, но и в значительной степени от уровня образованности, культуры и характера морально-психологических свойств самой личности. Неслучайно глубокая заинтересованность общества в формировании и совершенствовании высокой нравственности своих граждан,

утверждении в их сознании и поведении морально-ценностных ориентаций связывается с воспитанием высокой культуры, разумных потребностей, всесторонним развитием личности. В зависимости от собственной ориентации на определенные духовные ценности человек выбирает и цели для своей деятельности в той или иной сфере общественных отношений. Социальное воспитание (воспитание в коллективе и через коллектив) немыслимо без передачи личности через воспитательную систему базовых моральных установок человеческого общества, базирующихся на осознании необходимости выполнения общеобязательных законов человеческого общежития. Такое понимание обеспечивает позитивность социальной направленности личности.

Проведенное исследование позволило применить теоретическую базу в практике учебных заведений. Организация студенческого самоуправления, проведение системных тренингов социальной направленности, диалоги со студентами по актуальным политическим, экономическим, социальным проблемам, участие в волонтерских акциях, направленных на обеспечение здорового образа жизни студентов, решение экологических и экономических проблем позволили в значительной мере оптимизировать позитивный характер социальной направленности студенческой молодежи. Исследование носило лонгитюдный характер. Экспериментальные группы наблюдались

не только в процессе обучения, но и после его завершения с целью определения эффективности проведенного педагогического взаимодействия. Проведенные исследования полностью подтвердили как адекватность теоретического обоснования, так и результативность предложенных практических технологий. Анализ процесса формирования позитивной социальной направленности студентов позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс и способствовать формированию будущего квалифицированного специалиста и управленца-руководителя.

В результате исследования была выявлена сущность социальной направленности личности как совокупности знаний и убеждений человека, которые обусловливают его деятельность. Направленность личности формируется в результате сложной системы социальных взаимодействий в социальном общении в малых группах и целенаправленном воздействии квалифицированных воспитателей. Такая система саморазвития и воспитания определяет позитивность социальной направленности, которая определяется как соотношение индивидуализма, ориентированного на достижение личного успеха и коллективизма, а также поддержание общественного равновесия и порядка. Правильное понимание личностью взаимовлияния и взаимозависимости личностного общественного предполагает позитивный характер социальной направленности студенческой молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович, Л. И. «Значащие переживания» как предмет психологии / Л. И. Божович, М. С. Неймарк // Вопросы психологии. - 1972. - № 1. - С. 130-135.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 268 с.

4. Личность и труд; под ред. К. К. Платонова. - Москва: Мысль, 1965. - 365 с.

5. Мерлин, В. С. Очерк психологии личности / В. С. Мерлин. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1959. - 172 с.

6. Мясищев, В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-155.

7. Надирашвили, Ш. А. Социальные ориентации личности / Ш. А. Надирашвили // Социальная психология личности. - 1979. - С. 165-183.

8. Натадзе, Р. Г. Экспериментальные основы теории установки Д. Н. Узнадзе / Р. Г. Натадзе // Психологическая наука в СССР. - Москва, 1960. - С. 144-168.

^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™

9. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. - Москва: Высшая школа, 1973. - 256 с.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург; Москва; Нижний Новгород; Воронеж: Питер, 2008. - 705 с.

Щукина Елена Владимировна, аспирант Института проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины (Украина, г. Киев, ул. М. Берлинского, д. 9), ассистент кафедры английского языка Национального аграрного университета (Украина, г. Киев, ул. Героев Обороны, д. 15), преподаватель итальянского языка Киевского института музыки имени Глиэра (Украина, г. Киев, ул. Л. Толстого, д. 31), [email protected]

Для цитирования: Щукина, Е. В. Формирование позитивной направленности студенческой молодежи / Е. В. Щукина // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 1. - С. 30-36. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.030

1. Bozhovich L. I., Neymark M. S. "Znachashhie perezhivanija" kak predmet psihologi ["Meaningful emotional upheavals" as a subject of psychology]. Voprosypsihologii . 1972, no. 1. pp. 130-135.

2. Bozhovich L. I. Lichnost" i ee formirovanie v detskom vozraste. Psihol. Issledovanie . Moscow, Prosveshhenie Publ., 1968, 464 p.

3. Buyeva L. P. Social"naja sreda i soznanie lichnosti . Moscow, Moscow University Press Publ., 1968, 268 p.

4. Lichnost" i trud . Ed. by K. K. Platonov. Moscow, Mysl" Publ., 1965, 365 p.

5. Merlin V. S. Ocherk psihologii lichnosti . Perm", Permskoe knizhnoe izd-vo Publ., 1959, 172 p.

6. Myasishchev V. N. Problema otnoshenij cheloveka i ee mesto v psihologii . Voprosy psihologii . 1957, no. 5, pp. 142-155.

7. Nadirashvili Sh. A. Social"nye orientacii lichnosti . Social "naja psihologija lichnosti . Moscow, Nauka Publ., 1979, pp. 165-183.

8. Natadze R. G. Jeksperimental"nye osnovy teorii ustanovki D. N. Uznadze. Psihologicheskaja nauka v SSSR. V II t. . Moscow, 1960, pp. 144-168.

9. Platonov K. K., Golubev G. G. Psihologija . Moscow, Vysshaja shkola Publ., 1973, 256 p.

10. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshhej psihologii: uchebnoe posobie . St. Petersburg, Moscow, Nizhnij Novgorod, Voronezh, Piter Publ., 2008, 705 p.

About the authors:

Shchukina Elena Vladimirovna, post-graduate student of Institute of Institute of Problems of Upbringing of National Academy of Pedagogical Sciences (9, Berlinskiy Str., Kiev, Ukraine), assistant of English Language chair of National University of Life and Environmental Sciences (15, Geroev Oborony Str., Kiev, Ukraine), lecturer of Glier Kiev Institute of Music (31, L. Tolstoi Str., Kiev, Ukraine), [email protected].

For citation: Shchukina E. V. Formirovanie pozitivnoj social"noj napravlennosti studencheskoj molodezhi . Integracija obrazovanija . 2015, vol. 19, no. 1, pp. 30-36. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.030

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей , которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. , свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью « « ). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про ).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про ).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про ).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про ).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про ), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

  • Желание

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

  • Стремление

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

  • Интерес

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

  • Склонность

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

  • Убеждение

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

  • Идеал

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

  • Установка

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

  • Позиция

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

  • ЛИЧНАЯ

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

  • КОЛЛЕКТИВНАЯ

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

  • ДЕЛОВАЯ

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

  • СОЦИАЛЬНАЯ

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая . Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:


Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал . Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение . Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение . Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке : каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов :

  1. Личная или направленность на себя . При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.

  1. Коллективистская или направленность на других . Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая , направленность на дело . Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания” ; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский

Одна из важнейших психологических характеристик зрелой личности - ее ценностные ориентации (ЦО). Фактически это проблема смысла человеческого существования. Подходя к смыслу жизни как к необходимости ее психологической оправданности, А. Н Леонтьев отмечал: "…ведущий мотив − цель возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы… способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни" (1975, с. 221).

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности (Б. Г. Ананьев, 1968; Г. М. Андреева, 1980; И. С. Кон, 1967; Е. В. Шорохова, 1974; В. А. Ядов, 1975; М. Rokeach, 1968). Таким образом, развитие ценностных ориентации тесно связано с развитием направленности личности. С. Л. Рубинштейн указывал: "В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого" (1976, с. 365). И далее: "Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни" (там же, с. 366).

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ЦО как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности (Н. А. Волкова, 1984; В. Д. Ермоленко, 1984; Б. С. Круглов, 1983, 1987; А. С. Шаров, 1986). В этих исследованиях установлено, что ЦО личности можно изучать с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как определенный результат личностного развития, как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. В первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обусловливающие возникновение у человека той или иной системы ценностей и ЦО личности (Г Е Залесский, 1971; Б С. Круглов, 1978; Формирование личности., 1987), во втором - содержание этой системы, ее иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении (В. А. Ядов, 1975; А. Г. Здравомыслов, 1986).

Оба подхода к исследованию ЦО в равной мере могут быть использованы при изучении возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности Однако если в первом в центр нашего внимания ставится генезис собственно психологического механизма данного свойства, структурного компонента личности, то во втором на передний план выдвигается оценка развития личности с точки зрения ее нравственных, социально значимых качеств. Именно последнее в наибольшей степени, как нам кажется, может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется школьник (к чему в жизни он стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чем видит личностную ценность общения, своей деятельности и т д.), мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости Иными словами, о личностной зрелости старшеклассников мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ЦО, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимозависимости. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.

С этих позиций в процессе выявления особенностей ЦО учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра степень сформированности иерархической структуры ЦО и содержание ЦО (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. Нетрудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь яри достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально−психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ЦО, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ЦО личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека Анализ содержательной стороны иерархической структуры ЦО может также показать, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.