Фасилитатор — это не тот, кто просто гарантирует порядок на мероприятии и присутствие всех необходимых участников. И это не тот, кто просто стоит у флипчарта и записывает все идеи.
Во многих типах группового взаимодействия требуется человек, который может упростить процесс коммуникации. Особенно это важно в сложных дискуссиях и в тех случаях, когда участники имеют разные взгляды и интересы.
Такому посреднику может потребоваться широкий спектр навыков и инструментов — от решения проблем и принятия решений до управления командой и общения.
Термин произошел от английского «facilitate » — «упростить» или «облегчить процесс.» Фасилитатор — это человек, который планирует групповое мероприятие, руководит им и управляет дискуссией — для обеспечения эффективного достижения целей группы. Он следит за ходом обсуждения, четкостью идей и участием всех присутствующих.
Для эффективности фасилитатор должен сохранять беспристрастность и объективность. Это не означает, что подобным человеком может быть лишь кто-то извне. Главное для фасилитатора — придерживаться нейтралитета. Он отступает от своих личных взглядов, своих взаимоотношений с другими участниками и сосредотачивается только на групповой динамике ли процессе. («Групповой процесс» — это подход, используемый для управления дискуссиями, получения наилучшей отдачи от всех участвующих и для успешного завершения мероприятия. Все это зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены более подробно позже — в этой же статье. Секрет успешного фасилитатора — это контроль групповой динамики, от которой зависят высказываемые идеи и принятые группой решения.)
Ключевая обязанность любого фасилитатора — задавать направление групповому процессу и формировать среду, в которой он сможет процветать. Таким образом он помогает группе прийти к наиболее рациональным решениям и успешному заключению.
Примечание :
Фасилитация требует много умственных усилий. Это значит, что будет сложно следить за ходом дискуссии и идеями. Также важно соблюдение нейтралитета. Поэтому, если фасилитатор проявляет интерес к результату или обладает навыками, опытом, информацией и авторитетом, которые могут повлиять успешность результата, следует подумать о другой кандидатуре и привлечении внешнего посредника.
Чтобы мероприятие прошло хорошо, для начала необходимо осознать желаемый исход. А также фон и контекст события. Ключевая часть ответственности фасилитатора заключается в следующем:
Ниже будут подробнее рассмотрены наиболее важные из этих аспектов.
При подготовке к совещанию или лбом другому мероприятию важно учитывать конечную цель собрания. Задача фасилитатора — выбрать и разработать правильный групповой процесс и наметить эффективный план.
Совет 1 :
Независимо от того, планируете ли вы единичную встречу или сложное мероприятие из нескольких сессий или дней, важно всегда иметь в виду результат и то, как можно помочь группе в его достижении.
Если событие включает несколько сеансов и тем, стоит убедиться, что каждый этап имеет ясный желаемый результаты и примерный ход процесса. Также следует проверить, как результат каждой сессии или темы влияет на исход мероприятия в целом.
Совет 2:
Если кто-то попросил вас оказать содействие в проведении мероприятия, внимательно проконсультируйтесь с ним относительно окончательной «формы» мероприятия. Даже если человек не уверен в том, чего он хочет, вероятно, он имеет об этом хоть какое-то отдаленное представление и будет неприятно удивлен, если это представление не воплотится на практике.
Два ключевых аспекта проектирования и планирования — выбор правильного хода группового процесса и разработка .
Есть довольно много способов разработать ход группового процесса. Упрощение коммуникации — это настоящее искусство. Дизайн группового процесса — это огромная тема сама по себе и то, чему профессиональные фасилитаторы учатся на опыте и при прохождении курсов.
Здесь мы рассмотрим пару основных вариантов и принципов. Среди множества инструментов и методов есть именно те, которые помогут эффективно контролировать и упрощать ход собрания. Существует множество замечательных книг и руководств по этому вопросу — мы рекомендуем вам ознакомиться с некоторыми из них. А особенно — .
Вот лишь некоторые из аспектов и вариантов, которые стоит рассмотреть:
Главное помнить, как бы ни проходил групповой процесс, ключевое значение имеют его результаты. Стоит найти оптимальный способ достижения целей мероприятия.
Разработка темы максимально взаимосвязана с планированием группового процесса. С ясной целью мероприятие начинает обретать форму. При составлении главной темы необходимо учитывать данные вопросы:
К концу этапа проектирования уже должна быть намечена окончательная тема мероприятия, запланированы предполагаемые результаты и
В дополнение к проектированию собрания и выбору темы следует учесть следующее:
Если фасилитатором являетесь вы, помимо прочего стоит поразмыслить о том, как вы будете направлять и контролировать ход обсуждения. Для этого необходима определенная подготовка.
Заключительный этап подготовки — подумать о том, как будет эффективнее руководить дискуссией и контролировать встречу. Именно здесь нужно осмыслить основные правила мероприятия, а также рассмотреть некоторые сценарии развития событий вроде «а что если между участниками будут серьезные разногласия?», «что делать, если решение не появится?» и так далее.
На самом собрании фасилитатор четко задает направленность темы и убеждается, что все собравшиеся ясно понимают желаемый результат, основные правила и свою роль в процессе. Подобным образом фасилитатор помогает всем сосредоточиться на поставленной задаче. В начале дискуссии и на протяжении дальнейшего обсуждения роль такого человека заключается в обеспечении того, чтобы группа эффективно двигалась к нужному результату.
Для руководства и управления встречей фасилитатору необходимо:
Примечание :
Есть множество ситуаций, которые требуют вмешательства фасилитатора. Поэтому стоит заранее продумать, когда и как это нужно буде сделать. И всегда держаться наготове. При этом следует учитывать необходимость оставаться объективным и держать фокус на желаемых результатах.
Наиболее сложная разновидность таких ситуаций — конфликты, гнев и несогласие с оппонентом. Помня о своей роли, важно сосредоточиться на потребностях группы, принимая во внимание чувства и позицию обеих сторон, участвующих в разногласии.
И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.
Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.
Примечание :
Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.
Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.
Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:
Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы . Автор: Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.
Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.
Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
О.Н. ШАХМАТОВА
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВ. КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОЦЕНТ
Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.
Центральным звеном личностно развивающего образования является формирование и развитие личности. При этом значимо не столько формирование определённых свойств, качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков, сколько развитие стремления и способности к самостоятельности, саморазвитию и самореализации личности. В межличностном взаимодействии субъектов образования, педагогов и учащихся, создаются условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придания обучению характера сотрудничества, и на этой основе достижения целей и задач образования.
Создавшееся положение актуализирует потребность исследования условий оптимального профессионального развития личности и разработку технологий, позитивно влияющих на этот процесс. Личностно-развивающее образование, помимо традиционных форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя, предусматривает использование развивающих технологий: диалоговые лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги. Важная роль при реализации этих технологий отводится ведущему - педагогу. При их реализации возникает необходимость принятия педагогом новой позиции - педагога-фасилитатора.
Термин фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.
В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания К. Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. К. Роджерс стремился преодолеть обезличенность воспитания в учебной среде, обращаясь к
интересам обучаемого, к возможностям стимулировать и развивать именно личностный подход.
Центральной гипотезой этого подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции и поведения. Доступ к этим ресурсам возможен при соблюдении трёх условий, способствующих созданию определённой фасилитационной психологической атмосферы. Этими условиями являются:
Конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность;
Безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других;
Активное эмпатическое слушание и понимание.
Анализ теоретических и практических разработок в области гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определённый метод, а, прежде всего особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога, по мнению К. Роджерса, составляют убеждения:
В личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;
В значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;
В радости обучения как сотворчества, возникающей при
условии положительных личностно окрашенных
взаимоотношений.
Таким образом, если применить эту гипотезу к образовательному процессу, то для того, чтобы активизировать развитие личности, необходимо создать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личностной активности, или другими словами, осуществить фасилитационное педагогическое
взаимодействие. Следует отметить, что фасилитационное
педагогическое воздействие оказывает не только педагог на учащегося, но и учащийся на педагога.
Отечественные исследователи (Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов и др.), основываясь на концепции К. Роджерса, определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное
взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост и педагога, и обучаемого.
Педагогическая фасилитация как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.
Учитель-фасилитатор - педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.
В 2001 году преподавателями, аспирантами и студентами института психологии РГППУ было начато исследование особенностей личности и деятельности педагога-фасилитатора. Теоретической основой исследования стала концепция профессионального становления личности педагога (Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С.).
На первом этапе исследования изучались особенности восприятия личности фасилитатора, её перцептивнокоммуникативных характеристик, поведения. Респондентам был предложен опросник, включающий 15 полуоткрытых и открытых вопросов, а также сочинение на тему «Педагог-фасилитатор в моей жизни». Выборка составила более 500 человек. Полученные результаты позволили создать социально-психологический портрет педагога-фасилитатора, образ, сформировавшийся в сознании респондентов. Обобщённо, используя наиболее часто встречающиеся в ответах и сочинениях высказывания и характеристики, его можно представить как педагога, обладающего «приятной внешностью», «хорошим чувством юмора», «способного понять чувства и переживания учащихся, подобрать индивидуальный подход к каждому»; «относиться к учащимся с любовью и уважением», осуществлять педагогическое взаимодействие «на равных». Это профессионал в своём деле; умеет преподнести изучаемый материал в доступной форме, показать его актуальность, и заинтересовать учащихся своим предметом.
Второй этап включал в себя поиск и изучение личности и деятельности реально работающих педагогов-фасилитаторов, исследование проводилось в профессиональных лицеях городов Екатеринбурга, Челябинска, Качканара, Талицы, Ирбита.
В исследовании приняло участие 377 педагогов и учащихся. Экспертами выступали руководители учебных заведений: директора, заместители директора по учебно-производственной, учебновоспитательной, научно-методической работе и учащиеся. Для выявления фасилитационной составляющей деятельности педагогов, преподавателей и мастеров производственного обучения был разработан комплекс методик, в который вошли стандартизированная беседа, шкала экспресс-диагностики, бланк экспертной оценки, метод незаконченных предложений, личностные опросники, наблюдение. Результатом стало выделение трёх групп педагогов, которые условно получили название: педагогов-
фасилитаторов, педагогов, с ситуативным проявлением фасилитации, педагогов, у которых фасилитация отсутствует.
Значимые и интересные результаты, отражающие особенности фасилитации, были получены методом наблюдения. Методика
наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися была разработана с учётом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Р. Зайонк и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) Основой стали требования, сформулированные и предъявляемые к педагогу-фасилитатору К. Роджерсом: демонстрация доверия
обучаемым, помощь в формулировании и уточнении целей и задач обучения, поиск и опора на внутреннюю мотивацию в учении, выраженная эмпатия, эмоциональная открытость, активность в групповом взаимодействии, стремление передавать опыт. Формализованное наблюдение осуществлялось по
стандартизированной программе, элементы которой фиксировались в протоколе - бланке наблюдения. При разработке бланка фиксации результатов наблюдения фасилитационного взаимодействия на занятиях были проанализированы методика косвенной оценки межличностных отношений, предложенная Ф. Кронжетом, А. Моллером, (Техника наблюдения реальной ситуации), методика наблюдения и экспертной оценки ситуации, (Ситуационный тест Р. Бейлса).
Основываясь на выделенных В. В. Бойко конкретных признаках экспрессии уверенности - неуверенности в себе, внутреннего комфорта - беспокойства, активности - инертности, уважения -неуважения к партнёру по общению и др., были определены внешне наблюдаемые и подлежащие фиксации признаки проявления психологических свойств. В качестве специально подготовленных наблюдателей - экспертов выступали студенты 5 курса института психологии РГППУ очной и заочной форм обучения, которые проходили педагогическую и преддипломную практики в учреждениях начального профессионального образования. К началу исследования учащиеся и педагоги уже были с ними знакомы и присутствие студентов исследователей не отвлекало их внимание от педагогического взаимодействия. Наблюдатели располагались таким образом, чтобы видеть и лицо педагога, и лица учащихся. Наблюдения протоколировались: данные заносились в
подготовленный «Бланк наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и учащихся» способом балльных оценок, количественных характеристик признаков, записи конкретных формулировок и фактов.
Анализ фиксированных в процессе наблюдения индивидуальнопсихологических особенностей личности обосновал необходимость сформировать три группы качеств: аттрактивность, толерантность, ассертивность, наиболее важных для возникновения фасилитации. Например, в группу единиц наблюдения, характеризующих аттрактивность педагога, вошли такие полярные показатели, как «улыбка, жизнерадостное выражение лица» - «понурое, грустное выражение лица», «богатство, выразительность мимики» - «бедность мимики», «немного увлажненный приветливый взгляд» - «строгий
сухой взгляд», «темп речи, достаточный для понимания» - «слишком быстрый или слишком медленный темп» и др.
Группу единиц наблюдения, определяющих толерантность педагога, составили такие характеристики, как «терпеливо выслушивает ответы учащихся» - «нетерпимость к мнению учащихся, перебивает, пресекает их», «держится на равных» -«надменен, занимает позицию «сверху», «подбадривает, поощряет» - « не
подбадривает, не поощряет» и др.
В группу единиц наблюдения, характеризующих ассертивность педагога, отнесены такие полярные показатели, как «положение головы прямо, подбородок приподнят» - «голова опущена»; «подтянутые точные движения» - «суетливость, неточные движения, потирание рук, «хруст» пальцами»; «побудительная выразительность движений» - «отсутствие побудительности в движениях», «форма одежды скорее деловая» - «форма одежды скорее неделовая, «расслабляющая».
Педагогическая фасилитация представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния субъектов взаимодействия (педагога и обучаемых). Следовательно, в деятельности обучаемых можно также выделить элементы, составляющие группы единиц наблюдения. Были выделены такие элементы, как активность, инициативность, внешняя выраженность интереса к материалу, активизация мышления, реализация творческого потенциала. Например, показатели активности, инициативности: «выход к доске по
собственному желанию», «желание взять задание», «желание подойти к педагогу во время перерыва» и др. Внешняя выраженность интереса к материалу фиксировалась с помощью следующих показателей: «контакт глаз с педагогом», «изменение выражения лица в ответ на слова педагога», «корпус тела и голова направлены прямо на педагога» и др. Показатели активизации мышления учащихся: «уточняющие вопросы педагогу», «просьбы дать совет, оценку», «стремление высказать свою точку зрения, мнение» и др. Показателями активизации творческого потенциала учащихся: нестандартность при выборе формулировок, техническое творчество и др.
Данные подверглись количественной и качественной обработке. Количественная обработка заключалась в подсчете среднего балла группы единиц наблюдения, присвоении соответствующего уровня проявления данного показателя (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). Качественная обработка позволила сделать выводы о наиболее значимых характеристиках фасилитации в обучении и воспитании:
Сотрудничество: взаимодействие педагога с учащимся, а
также учащихся между собой основывается на понимании, поддержке, педагог-фасилитатор занимает позицию конструктивного решения учебных и межличностных
конфликтов, практически не прибегал к конфронтации, приспособлению, уклонению;
Собственная позиция: за каждым участником признается право на собственное мнение, позицию, педагог-фасилитатор искренне заинтересован во мнениях других, при этом не навязывает своё;
Индивидуальность и равенство: каждый субъект общения признается неповторимой личностью, педагог-фасилитатор внимательно относится ко всем учащимся, а не только к лидерам и самым активным;
Самораскрытие: педагог-фасилитатор педагогически грамотно открыто проявляет свои собственные чувства и эмоциональные переживания, снимая психологические защиты и барьеры отчужденности между участниками взаимодействия;
Организация учебной пространственной
среды: фасилитационная организация
пространства позволяет свободно устанавливать зрительный контакт, выполнять совместные действия, обмениваться вербальными и невербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями, обеспечивая обратную связь и взаимопонимание.
Результаты эмпирического исследования позволили выделить фасилитацию в качество профессионально важного качества личности педагога. Это профессиональное психологическое новообразование, интегрирующее в себе индивидуальнопсихологические особенности эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер, проявляющееся в межличностном взаимодействии и позитивно влияющее на выполнение педагогической деятельности. С нашей точки зрения, определяющим для реализации фасилитации педагога, является развитие трёх качеств личности, к которым относится аттрактивность, толерантность и ассертивность.
Аттрактивность - стремление человека к формированию позитивного отношения к себе со стороны других людей, которое основывается на собственном положительном чувстве к этим людям, искренности, открытости, конгруентности. Положительному восприятию личности во многом способствует эмпатии. Эмпатия, проявляясь в сочувствии, эмоциональной поддержке, позволяет повысить сбалансированность межличностных отношений, делает поведение человека социально адаптированным. Толерантность -умение без раздражения и выраженной враждебности относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей, быть великодушным и терпимым. Постижение искусства вести диалог без назидания и безапелляционных указаний, выступает в качестве мощного фасилитационного средства. Ассертивность - комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах. Уверенность проявляется
как стабильное позитивное отношение к собственным навыкам и способностям.
Аттрактивность, толерантность и ассертивность - формируемые качества личности, определяющие гуманистический характер межличностных отношений, проявляющийся прежде всего в укреплении веры человека в самого себя, возможности своего профессионального развития и самосовершенствования. Реализация фасилитационно развивающего подхода делает необходимой адаптацию, модернизацию и разработку новых психологических технологий - упорядоченной совокупности действий, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.
Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки, способствующие овладению новыми
профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитию личности в целом. В качестве методологических концепций, лежащих в основе разработки психотехнологий развития фасилитации педагога, можно выделить:
1. направление гуманистической психологии, базирующееся на постулате свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;
2. теорию социального научения, которая рассматривает важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитацию и присвоение новых моделей поведения в случае положительного подкрепления;
3. нейролингвитстическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую понимание и эффективное взаимодействие в сфере межличностного общения.
К психотехнологиям относится диалоговые лекции, диагностирующие практикумы, рефлексивные семинары, тренинги интеллектуальные, коммуникативные, сензитивные и др. Применение этих технологий в опытно-экспериментальной работе позволило разработать принципиально новую интегративную психотехнологию -диагностирующий семинар-тренинг. Основу для развития фасилитации педагога создаёт диагностика профессионально важных качеств личности, а также рефлексивный семинар -тренинг, открывающий возможности более полной реализации педагогом своих достоинств в профессиональном пространстве.
Семинар - тренинг направлен на проектирование каждым участником индивидуально ориентированных средств общения (эмпатическое понимание, умение слушать, принимать человека таким, какой он есть, анализировать личностные способности). Значительное место в тренинге уделено вербальным средствам общения: как началам классической риторики, так и новейшим достижениям нейролингвистического программирования. Благодаря
им педагоги смогут подобрать языковые средства, адекватные особенностям учащихся, овладеть искусством конструктивного общения. На занятиях предусмотрено освоение приёмов саморегуляции психических состояний. В тренинге отрабатываются методы изменения своего поведения, техники формирования новых личностных черт, контроля над эмоциями. Упражнения направлены на активизацию механизмов нестандартного социального интеллекта, новых тактик профессионального поведения. Диагностирующий семинар-тренинг относится к методам психологического взаимодействия, рассчитанным на актуализацию личностных свойств, в частности аттракции, толерантности, ассертивности, и в целом фасилитации педагога.
Список литературы
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.
2. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации //Образование и наука. 1999. - №2(2).
3. Зеер Э.Ф. психология личностно ориентированного образования.
Екатеринбург, 2000.
4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
6. Орлов А. Б. Перспективы гуманизации обучения //Вопросы психологии, 1998.-№6.
7. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987.-№11.
8. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. - Москва - Новосибирск, 1997.
9. Смирнов В.Н. Педагогические теории, системы и технологии. - М., 1997.
Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.
Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация - это (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.
Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор - это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн - ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:
Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:
Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:
Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей - пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.
Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:
Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:
Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:
Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:
Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:
Принцип фасилитации в основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:
Фасилитация - востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:
«Человек - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать». Ресурс развития человека заложен в нем самом». (К. Роджерс)
Педагога, который помогает самому ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», Роджерс назвал «фасилитатор» (поддерживающий).
В схеме организации обучения в виртуальном центре Пакетт выделяет несколько типов участников - актеров. 4 типа из них - дизайнеры, специалисты по контенты, организаторы и тренеры относятся к фасилитаторам - все они поддерживают деятельность ученика.
Учебным процессом управляет актёр типа Ученик, задачей которого является перевод информации в личное знание. Информация здесь - абстрактные или конкретные данные, которые можно воспринять и перевести в знания. Знания могут быть извлечены из учебных объектов и перенесены в когнитивные структуры в связи с контектом и деятельностью. В процессе переноса информации в знания происходит изменение ментальных схем ученика. Ментальные схемы хранят знания и контекст, в которых эти знания были получены. Знания включаются так же и в практические действия ученика в конкретном контексте.
Информация становится доступна ученику, благодаря действиям акторов другого типа - специалистам по контенту. В системе эти акторы могут действовать непосредственно или их деятельность может быть воплощена в книги, видео или в программное обеспечение или любой другой тип медиа, который представляет личное или групповое знание в форме, которая может быть использована для учебных целей.
Фасилитаторы это:
Специалисты по содержанию - делают содержание доступным Делают содержание доступным. Готовят и проводят лекции, анализируют, представляют, поясняют содержание Администраторы - управляющие событиями и акторами Наблюдают за деятельностью тренеров в учебном пространстве. Организуют группы и команды, управляют ресурсами и процессами оценивания, выполняют функции сетевых администраторов Дизайнеры - выстраивают, поддерживают и адаптируют учебную систему Анализируют потребности учеников, выстраивают модели поведения и обучения, выстраивают педагогические сценарии, разрабатывают учебные материалы, планируют процессы передачи информации, планируют и оценивают учебные события Тренеры-инструкторы - поддерживают учебную деятельность Мотивируют учеников, дают советы, оценивают результаты учебной деятельности, поддерживают использование учебных материалов, поддерживают взаимодействие внутри учебных групп.
Конечно, внутри различных организаций названия ролей отличаются и часто в дистанционных курсах преподаватели играют роли дизайнеров во всем, что не касается веб-дизайна и программирования. Профессора преподаватели играют роли фасилитаторов для тренеров или учеников. Учителя часто выполняют функции тренеров и администраторов.
In A Survey of Current Research on Online Communities of Practice, Johnson (2001) notes that the greatest problem of such virtual communities is withdrawal or attrition, but that this can be reduced somewhat by “good facilitation techniques and adequate scaffolding”. The author does not define “good facilitation” nor “adequate scaffolding” but recommends further research on emerging online communities of practice as a means of doing so. An interesting tool for facilitators of online discussion forums is presented in Assessing Social Presence in Online Discussion Groups (Hughes, Ventura & Dando, 2007).
The researchers conclude that it is generally recognized that the facilitator is vitally important to the success and sustainability of the online community of practice. “The role of the online moderator was identified as critical in sustaining the online community over an extended period and enhancing the learning function (Lai et al., p.58).
Как правило, рассматриваются вопросы и средства for facilitators of online discussion
50.Основные подходы к психологическому (воспитательному) воздействию
3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:
1. Императивный (объектный) подход - в основе лежит положение о том, что человек - объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.
2. Манипулятивный (объектный, монологичный) подход - в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.
3. Диалогический подход - через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.
51. Принципы воспитания
Принципы - это общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность.
2) Принцип демонстрации личности последствий своего поступка для референтной группы.
3) Принцип смены социальной позиции ученика.
4) Принцип смещения мотивации потребления на мотивацию творчества (принцип духовного развития личности ).
Самовоспитание - это сознательная, планомерная деятельность человека, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и своей личной программы.
На всех возрастных этапах являются работающими 2 основных механизма:
Интериоризация
Рефлексия
Самовоспитание начинается в том случае, если в нем есть настоящая потребность. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает:
- самопознания в таких формах, как самоконтроль, самоанализ, самооценка, самонаблюдение и т.п.
- самоотношение : самолюбие, самоуверенность, самовосхваление, чувство достоинства и зрелости
- саморегуляция : сдержанность, самообладание, самодисциплина.
Способы воздействия на самого себя:
1. Самовнушение
2. Целенаправленное подражание
3. Самопохвала
4. Самоосуждение
5. Самонаказание
6. Самоприказ
7. Самопринуждение
8. Самоодобрение
9. Самоконтроль
10. Самоанализ и др.
Ковалев считает, что основными являются самоубеждение, самоуважение, самоуправление.
Асоциальным называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, корыстной. агрессивной ориентации и социального-пассивного типа.
К отклонениям корыстной ориентации относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную денежную выгоду.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленной против личности: оскорбления, хулиганство, побои и т.д.
Отклонения социально-пассивного типа - это уклонение от своих обязанностей, долга, нежелание решать свои личные и социальный проблемы.
Девиантное поведение - противоправное поведение.
Стадии развития асоциального поведения (по Невскому):
1) Неодобряемое поведение: эпизодические шалости, озорство.
2) Порицаемое поведение, связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей.
3) Девиантное поведение - нравственно-отрицательные проявления и проступки
4) Делинквентное поведение - предпреступное поведение
5) Преступное поведение
6) Деструктивное поведение
Необходимо формировать устойчивость личности ребенка. Об устойчивости можно говорить в том случае, если ребенок в состоянии предъявлять требования к себе и выполнять их. Основной механизм формирования устойчивой личности - интериоризация, необходимо стимулировать самовоспитание.
54. Гуманистическая психология об обучении и воспитании
К.Роджерс выделил 2 типа учения: 1 - бессмысленное, 2 - осмысленное.
1 - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений.2 - свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.
В современном мире необходимо перенести акцент с преподавания на учение и организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию, т.е. фасилитацию процессов осмысленного учения.
55. Основные методические приемы учителя-фасилитатора.
Согласно гуманистич. подходу, основная задача учителя - фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения. Приемы:
1. Максимальное использование ресурсов процессов обучения (наглядность и т.п.)
2. Организация и использование в процессе обучения обратной связи (дискуссия, диалог).
3. Использование контрактов, индивидуально-групповых договоров (програм. Обучение).
4. Организация групп свободного общения с целью повышения уровня псих. культуры межличностного общения и формирования личностных установок (открытость).
5. Организация процесса обучения в диадах (дает прогресс в усвоении знаний).
56. Личностные установки учителя-фасилитатора
Роджерс анализирует три основные установки:
1 - истинность и открытость (открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися). Эта установка альтернативатипичной для традиционной установке на сугубо ролевое поведение.
2 - принятие, доверие (внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося). Во многомэта установка совпадает с педагогическим оптимизмом, опорой на положительные качества воспитанника.
3 - эмпатическое понимание (видение внутреннего мира и поведенияучащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами. Эта установка альтернативна типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клише или ярлыков.
На основе этих установок каждый учитель-фасилитатор вырабатывает свой собственный инструментарий обучения.