Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Святой благоверный князь георгий владимирский, основатель нижнего новгорода. Юрий Всеволодович. Чудесное воскрешение великого князя

Святой благоверный князь георгий владимирский, основатель нижнего новгорода. Юрий Всеволодович. Чудесное воскрешение великого князя

ГЕОРГИЙ святой, великий князь Владимирский - сын великого князя Всеволода III Георгиевича и супруги его великой княгини Марии Шварновны, родился в 1189 г. (1238 г.) и воспитан был в строгих христианских нравах. В 1211 году он вступил в брак с дочерью князя черниговского, Всеволода Чермнаго, Агафией, воспитанной также в духе древнего благочестия. При нем епископ Симон перенес свою кафедру из Суздаля во Владимир, и с этого времени, с 1215 года, начался ряд самостоятельных епископов владимирских.

В 1220 году Георг. послал войско против волжско-камских болгар, победил их и на границе с ними, при впадении Оки в Волгу, построил Нижний Новгород, в котором устроил церкви Преображения Господня, Архистратига Михаила и Богородицкий монастырь. В самом же Владимире при нем произошло около этого же времени освящение Богородице-Рождественской церкви в Рождественском монастыре.

В 1224 году татары явились на юге русской земли и разбили русских князей в битве на р. Калке. Георг. в этой битве не участвовал и, по-видимому, не предчувствовал, насколько будут опасны новые враги. В 1229 году болгаре камские убили ревностного христианина Авраамия; в следующем 1230 году мощи его были перевезены русскими купцами во Владимир где великий князь встретил их с торжеством и положил в успенском владимирском женском монастыре, основанном супругою Всеволода III Мариею. В том же 1230 году во Владимире произошло землетрясение, от которого в успенском соборе качались паникадила, а иконы сдвинулись со своих мест. Это же землетрясение чувствовалось по всей русской земле. В следующем 1237 году произошло страшное татарское нашествие, опустошившее сначала княжество рязанское. Тщетно князья рязанские, муромские и пронские просили помощи у Георг. он не оказал этой помощи, однако отправил против татар свое войско под предводительством старшего сына; войско это встретилось с татарами около Коломны и было разбито. Опустошив затем Москву, где захватили сына Георгиева Владимира, татары двинулись далее к г. Владимиру, который 7 февр. 1238 г. был взят, причем погибло все семейство великого князя Георгия. В конце февраля Георг. был извещен о разорении своей столицы и о гибели своего семейства. «Лучше бы мне умереть, чем жить на свете, воскликнул он. Ныне для чего остался я один»? 4 марта произошла битва с татарами на Сити, в пределах нынешней Тверской губернии. Войско русское было разбито, Георг. был убит и голова его была отрублена. Немного времени спустя, пришел на поле битвы епископ ростовский Кирилл и нашел тело Георг. нетленным, а головы его не мог найти. Тело было перенесено в Ростов и положено в ростовском соборе. Вскоре уже другими лицами найдена была на поле битвы и голова Георг.; принесенная в Ростов и положенная в гроб, она плотно срослась с телом. На великокняжеский престол во Владимире после Георг. вступил брат его Ярослав Всеволодович. По его приказанию в 1239 году нетленные мощи Георг. были торжественно перенесены во Владимир и положены в Успенском соборе, где они и доселе почивают на вскрытии. От местного соборного протоирея А. Виноградова мы слышали, что он и прочее соборное духовенство неоднократно имели случаи убедиться в том, что глава св. Георг. действительно плотно срослась с телом; так, в 1890 году при переложении св. мощей из липовой гробницы в кипарисную при поднятии мощей голова плотно сидела па шее, не поддерживаемая руками. То же самое наблюдается и при облачении одежд на мощи. Самое же тело скрыто от глаз, потому что в предупреждение запыления зашито в кусок шелковой материи.

По единогласным свидетельствам летописей, св. Георгий был украшен всеми христианскими добродетелями, особенно же любил подвиг молитвы, был весьма воздержан, милостив к бедным, попечителен о церковных делах.

Источники и пособия: Летописи Никонов. и Ростовск. Рукописное житие св. Георгия, писанное в конце ХVII в. и переложенное на рус. яз в 1895 г. архим. Порфирием, «Владим. Епарх. Вед» 1895 г. и отдел. брош. Жития святых. Февраль.

* Кремлевский Александр Магистрианович,
магистр богословия, законоуч. Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 224. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

История Киевской Руси, а затем и Русского государства, полна событий. На протяжении веков со времен своего основания это государство постоянно расширялось и укреплялось, несмотря на вторжения врагов. В управлении ним участвовало много выдающихся и знатных людей. Один из правителей, который повлиял на историю государства Русского, был князь Юрий Всеволодович. Что это был за человек? Какова его биография? Чего он достиг за годы своего правления? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Ранние годы князя

Родился Юрий в Суздале 26 ноября 1188 года в семье Юрьевича по прозвищу Большое Гнездо и его первой жены Марии Всеволжей. Он был вторым сыном Всеволода. Ростовский священник Лука крестил его в городе Суздале. В конце июля 1192 года Юрий был посажен на коня после так называемого обряда пострижения.

В возрасте 19 лет княжич уже начал участвовать в походах вместе со своими братьями против других князей. Например, в 1207 году в походе на Рязань, в 1208-1209 гг. - на Торжок, а в 1209 г. - против рязанских жителей. В 1211 году Юрий женится на дочери Всеволода, князя Черниговского, княжне Агафии Всеволодовне. Венчались они в Успенском соборе города Владимира.

Семья князя Юрия Всеволодовича

Агафья родила супругу пятерых детей. Первенцем был Всеволод, рожденный в 1212 или 1213 году, будущий князь Новгорода. Вторым сыном был Мстислав, появившийся на свет после 1213 года. Затем Агафья в 1215 году родила дочь, которой дали имя Добрава. Она впоследствии вышла замуж за Волынского князя. После 1218 года у них родился третий и последний сын Владимир. А в 1229 году появилась на свет еще одна дочь Феодора. Но из-за нашествия монголо-татар все дети, кроме Добравы, погибли в 1238 году. Таким образом, Юрий Всеволодович, великий остался без наследника.

Отношения с братом

С 1211 года отношения Юрия с его старшим братом Константином становятся напряженными. Причиной конфликта и междоусобицы между двумя родными братьями становится решение их отца Всеволода отдать город Владимир своему второму сыну. После смерти князя Константин старается вернуть его себе. Тогда и начинается вражда между братьями. Ставший великим князем, Юрий Всеволодович со своим войском несколько раз сражался с Константином и его дружиной.

Но силы были равными. Поэтому никто из них не мог победить. Через 4 года вражда заканчивается в пользу Константина. На его сторону стал Мстислав, и вместе у них получилось захватить город Владимир. Константин становится его владельцем, но через 2 года (в 1218 году) он умирает. И снова город возвращается во владение Юрия Всеволодовича. В дополнение к Владимиру князь получает еще и Суздаль.

Политика Юрия Всеволодовича

По большому счету политика владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича была продолжением политики его отца. Он тоже не был любителем военных сражений, а старался иметь мирные отношения со своими соседями. Князь Юрий предпочитал больше дипломатические переговоры и различные хитрости, которые помогали избегать конфликтов и натянутых отношений. В этом он достиг хороших результатов.

Тем не менее Юрию Всеволодовичу все-таки приходилось организовывать военные походы или участвовать в битвах. Например, в 1220 году он посылает свое войско во главе со Святославом против булгар, находившихся в Поволжье. Причиной похода послужил захват русских земель. Княжеская армия достигла булгарских земель и завоевала несколько селений, а затем выиграла битву с самим противником. Князь Юрий получает предложение о перемирии, но только с третьей попытки булгарам удается его заключить. Это произошло в 1221 году. С этого времени русские князья начинают пользоваться большим влиянием на территориях, прилегающих к рекам Волге и Оке. Тогда же начинается и строительство города, который ныне известен как Нижний Новгород.

Позже князь Юрий Всеволодович ведет борьбу с эстами под Ревелем. В этом ему помогают литовцы, которые позже перехитрили его и начали завоевывать земли Руси, разоряя их. Приблизительно в это же время приходится князю участвовать и в конфликте с жителями Новгорода, который он успешно решает.

В 1226 году Юрий Всеволодович воюет с мордовскими князьями за территорию, находящуюся рядом с построенным Нижним Новгородом. После нескольких его походов мордовские князья нападают на город, тем самым начиная долгосрочный конфликт, который проходил с переменным успехом для двух сторон. Но на русские земли надвигалась более серьезная угроза - войско татаро-монголов.

Вторжение кочевников в русские земли

Еще в 1223 году во время нашествия монголов на северное Причерноморье князья южнорусских земель обратились к князю Юрию за помощью. Тогда он отправил вместе с войском своего племянника Василько Константиновича, но тот успел дойти только до Чернигова, когда узнал о печальном итоге битвы на реке Калке.

В 1236 году татаро-монголы решают идти на Европу. И делают это они через земли Руси. В конце следующего года хан Батый идет на Рязань, захватывает ее и двигается в сторону Москвы. Через некоторое время хан подходит к Коломне, а затем и к Москве, которую он сжигает. После этого он направляет свое войско на город Владимир. Так довольно быстро монголо-татарские орды захватывали русские земли.

Гибель князя

Узнав такие печальные новости об успехах противника, Юрий Всеволодович, князь Владимирский, после совещания с боярами отправляется за Волгу, чтобы собрать себе войско. Во Владимире остаются его жена, двое сыновей, дочь и другие близкие Юрию люди. В начале февраля монголо-татары начинают осаду города, который был ими захвачен 7 февраля. Они врываются и сжигают Владимир. Семья и близкие Владимирского князя погибают от руки противников.

Менее чем через месяц, а именно 4 марта, вступает с врагами в сражение князь Юрий Всеволодович. Битва происходит на речке Сить. К сожалению, это сражение заканчивается поражением русского войска, во время которого погибает и сам князь Владимирский. Обезглавленное тело Юрия нашел Ростовский епископ Кирилл, который возвращался из Белоозера. Он перенес останки князя в город и похоронил. Через время была найдена и голова Юрия.

В 1239 году останки Юрия Всеволодовича были перенесены во Владимир и захоронены в Успенском соборе. Так закончилась жизнь русского.

Результаты правления

К правлению князя Юрия Всеволодовича историки относятся по-разному. Одни признают, что он внес большой вклад в расширение русских земель. Другие считают его правление плохим, так как он не смог защитить Русь от нашествия кочевников, тем самым позволив им владычествовать на русских землях. Но в то время многие княжества не смогли противостоять грозному и сильному противнику. Не стоит забывать и то, что во время правления Юрия было построено несколько больших городов, соборов и церквей. Также он вел успешную политику до самого нашествия, что говорит о его таланте и дипломатических способностях.

Некоторые факты о Юрии Всеволодовиче

С жизнью князя Юрия связано несколько интересных фактов:

  • Примечательно, что из всей семьи князя дольше всех прожила его дочь Добрава, потому что она вышла замуж за волынского князя Василько в 1226 году и прожила 50 лет.
  • Город-крепость был построен всего лишь за один год. Первыми его поселенцами стали ремесленники, которые сбежали из Новгорода. Юрий Всеволодович покровительствовал им, задействовав в строительстве.

  • Началом правления князя Юрия Всеволодовича считается 1212 год, хотя в 1216-м оно прервалось и продолжилось в 1218 году вплоть до гибели в 1238-м.
  • Хотя князь предпочитал дипломатические переговоры военным действиям, тем не менее он сам лично участвовал в 6 походах: в 1221 году против Волжской Булгарии, в 1224 против Новгородской земли, в 1226 году против Черниговского княжества, в 1229 против Мордвы, в 1231 году снова против Черниговского княжества и в конце концов в 1238 против монголо-татар.

  • По свидетельству одного летописца, Юрий Всеволодович был набожным человеком, старался всегда следовать Божьим заповедям, уважал священников, строил церкви, не проходил мимо нищих, был щедр и имел хорошие качества.
  • В 1645 году князь Юрий был канонизирован за свой вклад в развитие на Руси христианской веры, а также за милосердие к своим врагам.

Ю́рий (Гео́ргий) Все́володович (26 ноября 1188 - 4 марта 1238) - великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), князь городецкий (1216-1217), князь суздальский (1217-1218).

Третий сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо от первого брака, с Марией Шварновной. Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных князей. Мощи князя находятся в Успенском соборе Владимира.

Ранние годы

Родился в Суздале 26 ноября 1188 года. Крестил его епископ Лука. 28 июля 1192 года совершены были постриги Юрия и в тот же день посадили его на коня; «и бысть радость велика в граде Суздале», заметил летописец.

В 1207 году Юрий принимал участие в походе против рязанских князей, зимой 1208/1209 годов с Константином на Торжок против новгородцев, которые посадили в заключение брата его, Святослава, и призвали на княжение Мстислава Мстиславича Удатного, а в самом начале 1209 года - против рязанцев, пытавшихся воспользоваться отсутствием основных суздальских сил и атаковавших окрестности Москвы.

В 1211 году Юрий женился на княжне Агафии Всеволодовне, дочери Всеволода Святославича Чермного, князя Черниговского; венчание совершено было во Владимире, в Успенском соборе, епископом Иоанном.

Конфликт с братом

В 1211 году Всеволод Большое Гнездо при поддержке специально созванного совещания с участием бояр и епископа Иоанна отдал великокняжеский Владимирский стол Юрию в нарушение прав своего старшего сына, Константина.

14 апреля 1212 года Всеволод скончался, и противоречия между братьями вылились в междоусобицу. На сторону Юрия встал 3-й по возрасту брат Ярослав, а на сторону Константина - 4-й и 5-й братья Владимир и Святослав. Юрий готов был отдать Владимир в обмен на Ростов, но Константин не согласился на такую мену и предложил брату Суздаль, тот отказался. Сначала борьба шла на территории княжества, но затем, когда интересы Юрия и Ярослава пересеклись с интересами смоленских Ростиславичей, в частности Мстислава Удатного, в Новгороде, смоляне с новгородцами вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, соединились с Константином и разбили Юрия, Ярослава и муромцев и посадили на великое княжение Константина. Юрий получил в удел Городец Радилов на Волге. Туда последовал за ним и епископ Симон. Уже в следующем году Константин отдал Юрию Суздаль и, оставляя Ростовскую землю в наследство своему потомству, признал брата своим преемником на великокняжеском столе. Константин умер 2 февраля 1218 года, и Юрий вторично стал великим князем.

Внешняя политика

Юрий Всеволодович, подобно своему отцу, добивался внешнеполитических успехов, в основном избегая военных столкновений. В период 1220-1234 годов владимирские войска (в том числе в союзе с новгородскими, рязанскими, муромскими и литовскими) провели 14 походов. Из них сражениями закончились лишь три (победы над внешними противниками; 1220, 1226, 1234).

Уже в 1212 году Юрий отпустил из плена рязанских князей, захваченных его отцом в 1208 году, в том числе Ингваря и Юрия Игоревичей, пришедших к власти в Рязани в результате борьбы 1217-1219 годов и ставших союзниками Юрия.

В 1217 году волжские болгары дошли до Устюга, но ответные меры были предприняты только после смерти Константина и прихода Юрия к власти, в 1220 году. Юрий послал большое войско под предводительством брата Святослава; войско дошло до города Ошеля на Волге и сожгло его. В то же время ростовский и устюжский полки по Каме пришли в землю болгар и разорили много городов и сёл. В устье Камы обе рати соединились и вернулись домой. Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но Юрий им отказал.

В 1221 году он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ. В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир. Чтобы укрепить за Русью важное место при впадении Оки в Волгу, Юрий в это время основал здесь, на Дятловых горах, город «Нов Град» (Нижний Новгород). Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор), а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса.

Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между её князьями. В 1226 году Юрий посылал против неё братьев Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 года племянника Василька Константиновича ростовского; в январе 1229 года он сам ходил на мордву. После этого мордва напала на Нижний Новгород, а в 1232 году её усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племён выступила на стороне монголов.

Юрий организовал походы в помощь своим бывшим противникам по Липицкой битве: смоленским Ростиславичам, разбитым монголами на Калке - в 1223 году в южнорусские земли во главе с его племянником Васильком Константиновичем, которому, однако, не пришлось сразиться: дойдя до Чернигова, он узнал о поражении русских и возвратился во Владимир; и в 1225 году - против литовцев, разорявших смоленские и новгородские земли, закончившийся победой Ярослава под Усвятом.

В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал войска, соответственно во главе с братьями Святославом под Венден и Ярославом - под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев. В первом походе союзниками русских выступили литовцы. Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 году был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова. Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. Всеволод Юрьевич был вывезён своими сторонниками из Новгорода в Торжок, куда в 1224 году к нему пришёл с войском отец. Юрий требовал выдачи новгородских бояр, которыми он был недоволен, и грозил в случае неповиновения прийти в Новгород напоить коней своих Волховом , но затем удалился без кровопролития, удовлетворившись крупной денежной суммой и дав новгородцам в князья своего шурина, князя Михаила Всеволодовича из черниговских Ольговичей.

В 1226 году Юрий посылал войска в помощь Михаилу в его борьбе против Олега Курского в Черниговском княжестве; поход закончился успешно, но после утверждения в Чернигове Михаил вступил в борьбу с Ярославом Всеволодовичем за новгородское княжение. В 1228 году Ярослав, вновь изгнанный из Новгорода, заподозрил участие старшего брата в его изгнании и склонил на свою сторону своих племянников Константиновичей, Василька, князя Ростовского, и Всеволода, князя Ярославского. Когда Юрий узнал об этом, то созвал всех родичей на Суздальский съезд в сентябре 1229 года. На съезде этом ему удалось уладить все недоразумения:

И поклонишася Юрью вси, имуще его отцом собе и господином.

В 1230 году Юрий женил своего старшего сына Всеволода на дочери Владимира Рюриковича киевского и при дипломатической поддержке последнего и митрополита Кирилла передал Новгород Михаилу и его сыну Ростиславу. Но лишившись-таки Новгорода окончательно в пользу Ярослава (1231), Михаил сразу же включился в борьбу за Киев против Владимира Рюриковича и перешедшего на его сторону Даниила Романовича волынского. В 1232 году Юрий ходил в Черниговскую землю против Михаила по направлению к Серенску, и простоял там некоторое время. Михаил уклонился от прямой борьбы. В 1229 году планируемый Ярославом поход против ордена не состоялся из-за разногласий с новгородцами и псковичами, но после объявления папой римским Григорием IX крестового похода (1232) Ярослав одержал победу над рыцарями в сражении на Омовже. После 1231 года на протяжении ста лет новгородскими князьями были только потомки Всеволода Большое Гнездо.

Перечень военных походов владимирских войск в период 1218-1238

  • 1219 год - Ингварь Игоревич. Глеб Владимирович и половцы;
  • 1220 год - Святослав Всеволодович. Волжская Болгария, Ошель;
  • 1221 год - Юрий Всеволодович. Волжская Болгария, Городец;
  • 1222 год - Святослав Всеволодович. Орден меченосцев, Венден;
  • 1223 год - Василько Константинович. Монгольская империя, Чернигов;
  • 1223 год - Ярослав Всеволодович. Орден меченосцев, Ревель;
  • 1224 год - Юрий Всеволодович. Новгородская земля, Торжок;
  • 1226 год - Ярослав Всеволодович. Великое княжество Литовское, Битва под Усвятом;
  • 1226 год - Юрий Всеволодович. Черниговское княжество, Курск;
  • 1226 год - Святослав Всеволодович. Мордва;
  • 1228 год - Василько Константинович. Мордва;
  • 1229 год - Юрий Всеволодович. Мордва;
  • 1231 год - Юрий Всеволодович, Ярослав Всеволодович. Черниговское княжество, Серенск, Мосальск;
  • 1232 год - Всеволод Юрьевич. Мордва;
  • 1234 год - Ярослав Всеволодович. Орден меченосцев, Сражение на Омовже;
  • 1237 год - Всеволод Юрьевич. Монгольская империя, битва у Коломны;
  • 1238 год - Юрий Всеволодович. Монгольская империя, битва на реке Сити.

Вторжение монголов

В 1236 году в начале похода монголов в Европу, была разорена Волжская Булгария. Согласно Василию Татищеву, беженцы были приняты Юрием и поселены в поволжских городах. В конце 1237 года Батый появился в пределах Рязанского княжества. Рязанские князья обратились за помощью к Юрию, но он им её не дал, желая «сам особь брань створити». Послы Батыя явились в Рязань и Владимир с требованием дани, в Рязани получили отказ, во Владимире были одарены, но одновременно Юрий послал войска во главе со своим старшим сыном Всеволодом в помощь отступившему из Рязани Роману Ингваревичу.

Разрушив 16 декабря Рязань, Батый двинулся к Коломне. Всеволод был разбит и бежал во Владимир (погибли владимирский воевода Еремей Глебович и младший сын Чингисхана Кулькан). Батый после этой победы сжёг Москву, взял в плен Владимира, второго сына Юрия, и двинулся на Владимир.

Верещагин В. П. Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить

Получив весть об этих событиях, Юрий созвал на совет князей и бояр и после долгих размышлений отправился за Волгу собирать рать. Во Владимире остались жена Агафия Всеволодовна, сыновья Всеволод и Мстислав, дочь Феодора, жена Всеволода Марина, жена Мстислава Мария и жена Владимира Христина, внуки и воевода Пётр Оследюкович. Осада города Владимира началась 2 или 3 февраля 1238 года, пал город 7 февраля (по сведениям Рашид ад-Дина, осада и штурм длились 8 дней). Монголо-татары ворвались в город и зажгли его. Вся семья Юрия погибла (Владимирские мученики), из всего его потомства уцелела лишь дочь Добрава, бывшая с 1226 года замужем за Васильком Романовичем, князем Волынским. 4 марта того же года в битве на реке Сити войска Великого князя были разбиты на лагере второстепенными силами монголов во главе с Бурундаем, следовавшими отдельно от основных сил более северным маршрутом. В числе убитых был и сам Юрий.

Обезглавленное тело князя было обнаружено по княжеской одежде среди оставшихся не погребёнными тел убитых воинов на поле боя епископом Ростовским Кириллом, возвращавшемся из Белоозера. Он отвёз тело в Ростов и похоронил в каменном гробу в храме Богоматери. Впоследствии голова Юрия была тоже найдена и приложена к телу.

В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что голова великого князя Юрия Всеволодовича при погребении прилипла в его телу, и правая рука возделась вверх: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны… Ещё же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение ». 13 и 15 февраля 1919 года состоялось вскрытие его мощей. По утверждению Православной энциклопедии, очевидец вскрытия мощей сообщил, что голова великого князя Юрия ранее была отсечена, но срослась с телом так, что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно.

Оценка личности и результатов правления

Историки и романисты по устоявшейся традиции, заложенной ещё дворянской историографией, видели в Юрии Всеволодовиче прямого виновника страшного разорения Руси. Эта точка зрения подвергнута критике в известном исследовании доктора исторических наук В. В. Каргалова «Древняя Русь в советской художественной литературе ». Автор пишет: «У читателя невольно создается впечатление, что если бы накануне монголо-татарского нашествия на великокняжеском „столе“ сидел не Юрий Всеволодович, а какой-нибудь другой, более энергичный и дальновидный князь… то исход войны мог бы быть иным… Трагедия страны была в другом: самые храбрые и энергичные князья и воеводы (а их немало было на Руси!) в силу феодальной раздробленности не могли объединить силы народа для отпора завоевателям ». Однако, и такая точка зрения, которую также можно назвать традиционной, вызывает серьёзные возражения в историографии. Подчёркивается, что монголы в первой половине XIII века покорили многие страны, находящиеся на самых разных этапах развития, и представление о том, что Русь смогла бы успешно противостоять нашествию, если бы была единой, является ошибочным.

Горячо и убедительно на основании многочисленных летописей и других документов реабилитирует князя Юрия во мнении потомков видный советский прозаик и публицист Владимир Чивилихин в своём романе-эссе «Память », удостоенном Государственной премии СССР. Но судьба великого владимирского князя Юрия II Всеволодовича и его время ещё ждут своего раскрытия у историков и у романистов.

Канонизация

По словам летописца, «Юрий украшен был добрыми нравами: старался исполнять Божьи заповеди; всегда имел в сердце страх Божий, помня заповедь Господню о любви не только к ближним, но и к врагам, был милостив выше меры; не жалея своего имения, раздавал его нуждающимся, строил церкви и украшал их иконами бесценными и книгами; чтил священников и монахов». В 1221 году он заложил в Суздале новый каменный собор вместо обветшавшего, а в 1233 году расписал его и вымостил мрамором. В Нижнем Новгороде он основал Благовещенский монастырь.

В 1645 году нетленные мощи князя были обретены, и 5 января 1645 года патриарх Иосиф начал процесс канонизации Юрия Всеволодовича православной церковью. Тогда же мощи были помещены в серебряную раку. Юрий Всеволодович был причислен к лику святых как Святой Благоверный Князь Георгий Всеволодович . Память его - 4 (17) февраля, по предположению Михаила Толстого, «в память перенесения его из Ростова во Владимир».

В 1795 году по инициативе нижегородского вице-губернатора князя Василия Долгорукова, потомка Юрия Всеволодовича, в Нижнем Новгороде стали отмечать дату рождения основателя города.

Народные предания

Основание Китежа .Согласно этой легенде, в 1164 году Георгий Всеволодович отстроил Малый Китеж (предположительно современный Городец), основал в нём Феодоровский Городецкий Монастырь, а затем отправился в весьма глухой край, где поставил (в 1165) на берегу озера Светлояра Большой Китеж, то есть собственно легендарный град Китеж.

Основание Юрьевца .Князь Юрий Всеволодович плыл по Волге со своим войском, напротив устья реки Унжи он увидел на горе огонь, решил остановится в этом месте. А как только взошли на гору, он увидел икону Георгия Победоносца и решил основать здесь крепость, в дальнейшем город в честь своего угодника Божия - Юрьевец. Эта икона, как сказано в летописи, была написана на доске шаровыми начертаниями и впоследствии была перенесена в Москву в Успенский собор (по другому источнику она была высечена на камне).

Завет Юрия Всеволодовича .«С русскими уживайтесь и мордвой не гнушайтесь. С мордвой брататься да кумиться грех, зато лучше всех! А у черемис только онучки черные, а совесть белая!»

Даровании мордовской земли .«Старики из мордвы, узнав о прибытии русского князя, послали ему с молодыми людьми говядины и пива. Молодые же люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю принесли земли да воды. Князь-мурза обрадовался этому дару, принял его в знак покорности мордовского племени и поплыл далее по Волге-реке. Где кинет на берег горсть подаренной ему недогадливой мордовской молодёжью земли - там быть городу, где бросит щепотку - там быть селу…»

Первые жители Нижнего Новгорода .Первыми нижегородскими поселенцами были ремесленники, бежавшие от боярских податей из Новгорода. Юрий Всеволодович взял их под покровительство и привлёк к строительству, благодаря чему первая крепость была построена за год.

Конец Нижнего Новгорода .«Есть в Нижнем Новгороде подле крепости маленький ручеёк; он течёт по оврагам и близ Никольской церкви впадает в Волгу. Зовут его Почайной и говорят, что Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, назвал так этот ручей, будучи поражён сходством местоположения нижегородского с местоположением киевским. В том месте, где Почайна берёт своё начало, есть большой камень, на котором прежде было что-то написано, но теперь уже стёрлось. От этого камня зависит судьба Нижнего Новгорода: в последнее время он сдвинется с места; из-под него выступит вода и потопит весь Нижний.»

Семья

Жена с 1211 Агафия Всеволодовна (около 1195 - 1238), дочь Всеволода Святославича Чермного, князя черниговского, Великого князя киевского.

Сыновья

  • Всеволод (Дмитрий) (1212/1213 - 1238), князь Новгородский (1221-1222, 1223-1224). Женат с 1230 года на Марине (1215-1238), дочери Владимира Рюриковича. Убит в ставке Батыя во время переговоров перед взятием Владимира монголами.
  • Мстислав (после 1213 - 1238), женат с 1236 года на Марии (1220-1238) (происхождение неизвестно). Погиб во время взятия Владимира монголами.
  • Владимир (после 1218 - 1238), князь Московский, женат с 1236 года на Христине (1219-1238) (происхождение неизвестно, предположительно - из рода Мономашичей). Убит во время осады Владимира монголами.
  • Добрава (1215-1265) В 1226 году выдана замуж за князя волынского Василько Романовича, благодаря этому оказалась единственным выжившим после разорения татаро-монголами Владимира (1238 год) потомком Юрия Всеволодовича.
  • Феодора (1229-1238)

Святой благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович родился в 1189 году в городе Владимире Клязменском. Родители его были Великий князь Владимирский Димитрий-Всеволод III*, названный историей Великим, и супруга его Великая княгиня Мария Шварновна.

*До XIV столетия было в обыкновении на Руси давать детям князей два имени: одно в 1-й день рождения - славянское, заключавшее в себе слова мир, власть, слава и подобные им, или бывшие созвучными с христианскими именами. Это имя называлось княжьим именем. Другое имя - христианское - давалось при крещении. Первое имя пользовалось большей известностью, чем второе.

Великий Всеволод был один из достойнейших князей русских, украшенный добрыми качествами души и доблестями гражданскими. По сказаниям русских летописей, он добрых миловал, злых казнил, не уважал лица сильных и не давал никого в обиду, не напрасно нося меч, ему Богом данный. Но при этом он, как повествуют те же летописи, не возносился этой земной славой, не величался собою; но надежду во всем возлагал на Бога, ибо имел всегда в сердце своем страх Божий. Памятники благочестия Великого Всеволода доселе сохраняются во Владимире. Это белокаменные храмы - два придельных при Успенском соборе, Дмитриевский собор и Успенский в женском монастыре. Кроме этих храмов, Всеволодом построен еще Рождество-Богородицкий храм, состоящий в нынешнем Архиерейском доме, в XVIII столетии из-за многочисленных пристроек утративший свой древний облик, но в царствование Императора Александра II приведенный в первоначальный вид.

Мать Георгия, княгиня Мария Шварновна, не менее супруга своего отличалась благочестием. Она, будучи женщиной весьма доброй, благочестиво провела всю жизнь свою с детства в страхе Божием, любя правду, утешая печальных, больных и нуждающихся, подавая им требуемое. По неисповедимым судьбам Промысла Божия, за 7–8 лет до смерти постигла ее тяжкая болезнь. С истинно христианским терпением, без малейшего ропота, несла она этот крест, подражая терпению Иова и вольным страданиям Господа Иисуса Христа. «Аще благая прияхом от руки Господни,- любила повторять Великая княгиня во время своей болезни, - злых ли не стерпим». За 17 дней до кончины она из дворца переселилась в женскую обитель, устроенную ее благоверным супругом, где, отрекшись от мира, в сане инокини окончила многострадальные дни свои. Удивительно ли после сего, что такие благочестивые родители воспитали столь благочестивого сына, каким был Георгий.

Будучи еще только двух лет от роду, Георгий, по сказанию летописцев, оказывал уже ревность к благочестию и вере отеческой. Когда был трех лет, он в городе Суздале введен был в княжеское достоинство епископом Иоанном, по тогдашнему обыкновению, при особом церковном молитвословии и обряде, называемом постригами. В тот же день он был посажен на коня, и было большое празднество в честь этого в городе Суздале. Возрастая телом, княжич возрастал и духом. Каждодневно он ходил в храм к богослужению, с благоговением внимал там чтению и пению, любил и дома разговаривать о предметах священных, упражнял себя также в посте, бдении и молитве. Приятно было родителям видеть такое благочестие в своем юном сыне, и они слушали его больше, чем других сыновей. Когда Георгию было 17 лет, он лишился нежно любимой матери. Древний жизнеописатель изображает трогательно-печальную картину прощания Георгия с умирающей матерью: Георгий пал на грудь матери и, обливаясь слезами, восклицал: «Увы мне, свете - мати моя, госпоже моя! К кому воззрю, к кому прибегну и где насыщусь такого благоучения и наказания разуму? Увы мне, сияющая заре лица моего, браздо юности моея, камо отходишь, мати моя?» Растроганная столь нежной любовью к себе сына, княгиня утешала и благословляла его. «О жалостливое, любезное чадо, - слабеющим голосом говорила она ему, как бы в духе пророческом, - будь во все роды хвалим и блажим». С подобающей честью схоронил супругу свою Великий князь Всеволод. Много слез было пролито всеми над гробом ее, но больше всех, - сказано, - плакал Георгий и не хотел утешиться, потому что больше всех других сыновей был любим ею.

Великий князь Георгий Всеволодович объезжает
на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки.
Худ. Г. Мальцев

В 19 лет Георгий Всеволодович вступил в супружество с дочерью Великого князя Киевского Всеволода Чермного Агафией. Таинство брака было совершено в соборном Владимирском храме епископом Иоанном. Благочестивому Георгию Бог даровал супругу, достойную его. Вот что говорит об этой чете один древний жизнеописатель: «Оба - как супруг, так и супруга, будучи благочестивого корене, добре научена была благочестию и тако оба свята, праведна, милостива, кротка, обидимыя изымасте из рук обидящих, и нищия миловаста вельми, воздержанию же прилежаста и любяше пост, целомудрие и чистоту, и паки по премногу Христу угождаста во всем добрыми делы своими, желающе по Господню слову, кротких землю наследити и покой праведных обрести». Так мирно текла жизнь благоверного князя во Владимире до самой кончины родителя. Известны только из сего времени четыре удачных похода его против врагов Владимирского княжества. Но вот с 25 лет начинается его самостоятельная деятельность для Церкви и отечества.

Чувствуя приближение смерти, Великий князь Всеволод пожелал устроить своих детей. По праву старшинства престол Владимирский должен был принадлежать старшему из сыновей, Константину, княжившему тогда в Ростове, и Всеволод хотел, пока жив, посадить его на нем, но так, чтобы Ростов принадлежал Георгию. Для объявления своей воли Всеволод потребовал к себе всех своих детей. Все явились по зову, кроме Константина, который желал вместе с Владимиром держать за собой и Ростов, что несогласно было с волей отца. Три раза отец посылал за сыном, но каждый раз получал отказ явиться, если не будет сделано отцом по желанию сына. Огорченный непослушанием Константина, князь Всеволод собрал бояр и народ владимирский и пред ними излил скорбь свою на сына. Решено было народом лишить Константина старейшинства и передать великокняжеский престол Георгию. Итак, Георгий Всеволодович, будучи 24 лет от роду, объявлен был Великим князем Владимирским и благословлен на этот подвиг умирающим родителем. «Будь братьям вместо отца, - говорил он ему, - имей их также, как я имел. А вы, дети, - продолжал он, обращаясь к прочим детям, - не ополчайтесь друг против друга, и если кто из других князей восстанет на вас, вы все соединитесь вместе против них. Да будет вам помощником Господь и Святая Богородица и молитва деда вашего Георгия и прадеда Владимира, потом и я благословлю вас», и с этими словами тихо отошел ко Господу, 12 апреля 1213 года.

На первых порах, после смерти отца, братья жили мирно. Георгий, хотя и был Великим князем, но старшему брату оказывал всякое почтение и любовь. Похоронивши отца, он отправился в Ростов к Константину, чтобы, с одной стороны, лично засвидетельствовать ему братскую любовь, а с другой - чтобы условиться относительно княжения. Константин, по-видимому, примирился со своим положением, по крайней мере, не изъявлял враждебных чувств к Георгию.

Великий князь Георгий Всеволодович встречает своего
брата Святослава

В другой раз Великий князь был у Константина, по приглашению даже его самого, на освящении соборного храма в Ростове. По своему смирению, Георгий соглашался, лишь бы только не было вражды между братьями и кровопролития, даже уступить Константину великокняжеский престол, но так, чтобы предсмертная воля родительская была свято исполнена. «Брате Константине, - говорил Георгий, - если ты хочешь Владимира, иди, садись в нем, а мне дай Ростов». Но Константин упорствовал на своем. «Ты сядь в Суздале», - отвечал он Георгию. Так прошло пять лет. Но вот прибыл из южной России в северо-восточную князь Мстислав, защитник новгородской вольности, всю жизнь свою проведший в военных занятиях. Он разъезжал со своей дружиной, составленной из воинов, закаленных в боях, по всей Руси, и являлся там, где приглашали его. За его боевую жизнь народ прозвал его Удалым. Он-то и предложил Константину свои услуги против Георгия, обещая сделать все для того, чтобы посадить его во Владимире, не отнимая и Ростова. Константин с радостью принял предлагаемое. Произошла вблизи города Юрьева кровавая битва. За Константина были ростовцы и новгородцы с Мстиславом и его дружиной; за Георгия владимирцы, суздальцы и переславцы. На стороне первых была и численность войска, и отчаянная храбрость, испытанная во многих битвах. Георгий потерпел поражение. Но он вследствие того не пришел в ожесточение и не добивался, как делали иные князья, во что бы то ни стало себе победы. Покоряясь неисповедимым судьбам Промысла Божия, владеющего судьбами царств и народов, он вышел к победителям с дарами и сказал им: «Братья, вам челом бью, вам живот мне дать и хлебом меня накормить!» Советом Константина и Мстислава назначен был ему в удел бедный Волжский Городец, или Радилов. Перед отъездом из Владимира Георгий вошел в соборный храм Богоматери, где излил всю печаль свою в молитвенных воплях пред чудотворной иконой Богоматери, оросил слезами гроб родителя своего, так нежно любившего его, и, успокоенный верой и надеждой на милосердие Божие, выйдя из храма, сел с семейством своим в ладью и отправился в назначенный удел свой. В числе немногих друзей пожелал сопутствовать ему и епископ Владимирский, добродетельный Симон, не захотевший оставлять князя в его злополучии и доказавший тем правоту поступков его.

Мстислав, сделав свое дело, удалился, а Константин сел во Владимире. Но совесть его не была спокойна, тем более и здоровье его сильно расстроилось, он чувствовал уже недолговечность своей жизни. И вот через два-три месяца Константин просит к себе во Владимир Георгия. Последний, забывши все, едет к нему. Братья свиделись, и все старое забыто между ними. «Оба охаппистася при свидании, - говорит летопись, - и плакаста на мног час». Они вошли в соборную церковь Богоматери, где, при гробе родителя, запечатлели примирение свое молитвой и целованием креста. Константин упросил Георгия переселиться в Суздаль и объявил его наследником своего престола. Через год Константина не стало в живых и Георгий второй раз воссел на престол Владимирский.

На престоле великокняжеском занялся Георгий устроением своей области. Братьев и племянников он наделил городами, и они стали почитать Георгия вместо отца и поступать во всем по воле его. Внутренняя жизнь нашей страны вследствие того потекла мирно и спокойно. Народ за то благословлял Бога и Великого князя Георгия. Дружными действиями всех князей Владимирского княжества усмирены были враги и внешние - болгары и мордва, жившие по берегам рек Оки и Волги и часто беспокоившие Владимирскую область хищническими набегами. В три похода эти враги были совершенно усмирены. А Великий князь, чтобы навсегда обезопасить восточные границы своего княжества от этих врагов, сам отправился на берега Волги и там, внимательно осмотрев местность, заложил в 1221 году город, знаменитый Нижний Новгород, населил его жителями и создал в нем храмы Всемилостивого Спаса и Архангела Михаила*. Жители этого города прежде благоговейно почитали своего основателя**.

*На паперти Архангельского собора до революции существовала надпись, начинающаяся так: «Древле Низовскою землею владели идолопоклонники - мордва. Благочестивый Великий Князь, ныне духом в Бозе, а нетленным телом своим во граде Владимире почивающий, Георгий Всеволодович, дабы облегчить владения свои от набегов соседственных народов, заложил на устье реки Оки град и нарек ему имя Нижний Новград и поставил в нем первую церковь во имя Архистратига Михаила деревянную, а потом в 1227 году каменную, соборную».

** До революции в день памяти святого благоверного Великого князя Георгия (4 февраля по ст. стилю) во всех церквях Нижнего Новгорода совершалось праздничное богослужение. В апреле 1875 года была отправлена из Владимира в Нижний Новгород, по просьбе граждан, икона святого Георгия с частью мощей его, которую установили в Архангельском соборе.

Успех оружия и внутреннее спокойствие страны возвысили славу Великого князя. Вследствие этого князья южной Руси стали обращаться к Георгию за советом и помощью в трудных обстоятельствах.

Благоверный Георгий всегда был рад послужить ближним и никогда не отказывал в помощи правому делу. Два раза, во время его княжения, первосвятители русские, Киевские митрополиты, посещали его во Владимире и благословляли его за благоустройство церковное, за благолепие храмов Божиих и благочестивую жизнь подданных его. Митрополит Кирилл, во время пребывания своего во Владимире в 1225 году, на место скончавшегося добродетельного Симона рукоположил во епископа Владимира, Суздаля и Переславля игумена Владимирского Рождественского монастыря Митрофана. Событие - дотоле небывалое во Владимире! Но благочестие Великого князя Георгия в особенности выразилось тем, что, по его повелению, были перенесены из Болгарской земли в город Владимир святые мощи мученика Авраамия, принявшего мученическую кончину от сограждан своих за ревностное распространение христианской веры между ними. Господь Бог прославил верного раба своего за благочестивую ревность его во славу Божию, и могила мученика с самого первого дня ознаменовывалась небесными знамениями и чудотворениями. Георгий Всеволодович пожелал иметь святые мощи во Владимире. Болгары не отказали ему в том. И вот 9 марта 1230 года, в день памяти 40 мучеников, епископ Митрофан и все духовенство владимирское, Великий князь и жители города с великой честью встретили святые мощи за городом, и с пением церковных песней внесли в город, и положили в женской обители Пресвятой Богородицы.

Слухи о благочестии Владимирского Великого князя достигли Рима и папа Григорий IX пытался совратить его в латинство. Но Георгий Всеволодович как родился в православной вере, так и пребыл в ней до своей кончины, несмотря на самые трудные обстоятельства, которые Бог судил ему испытать в последние дни жизни.

Не много светлых дней видел святой Георгий и во время всей своей жизни. Но последние дни ее представляют целый ряд страданий как телесных, так и душевных. Многими скорбями вел Господь Бог верного раба своего к вечному блаженству. Первые годы вторичного княжения его на престоле Владимирском обещали, по-видимому, полное благополучие стране. Не было в ней ни междоусобий княжеских, так жестоко раздиравших южную Россию, ни нападений со стороны внешних врагов, усмиренных оружием князя Георгия. Но это видимое благополучие было лишь затишьем перед бурей. Страшные знамения, время от времени повторявшиеся в природе, служили как бы предвестниками грядущих бедствий. Так, летом 1223 года была страшная засуха во всей Владимирской области. Горели леса и болота; воздух был наполнен такою мглою и дымом, что птицы падали на землю и звери из лесов бежали в города и селения, и был страх и ужас на всех. Страшные кометы в том же 1223 и 1225 годах пугали суеверный народ. Но в особенности тяжел и грозен был для большей половины Руси 1230 год.

3 мая во Владимире случилось небывалое явление природы. Во время литургии, в то время, когда в соборной церкви читалось Евангелие, случилось такое сильное землетрясение, что многие церкви растрескались, иконы в них сдвинулись с мест, паникадила и подсвечники закачались из стороны в сторону; народ, в ужасе думая «яко голова обишла коегождо их», падал на землю. Того же месяца 10-го и 14-го числа были видны на небе страшные затмения солнечные. Не на добро, - говорили испуганные люди, - но на зло, грехи наши Бог нам знамение кажет. И действительно, уже надвигалась грозная туча на горизонт России. Пронеслась по всей России ужасная весть, что полчища татар, подступавшие в 1223 году к Южной России и скрывшиеся неведомо куда после Калкской битвы, снова приближаются к пределам русским. С конца 1236 года начали доходить до города Владимира слухи о татарах, один другого страшнее: вот они пленили болгарскую землю (на территории современного Татарстана), жителей ее или перебили, или взяли в плен; вот они уже в мордовской земле (нынешних Пензенской и Нижегородской областях) и надвигают силы свои все ближе и ближе к владениям Руси. Наконец является во Владимир посольство из Рязани к Великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи против татар, наступавших на Рязанское княжество.

Большое раздумье было у Великого князя и владимирцев по поводу сего посольства: давать помощь или отказать в ней. Решили отказать, чтобы на всякий случай приберечь силы для своей борьбы с врагом. «Недоумение бо, - замечает по этому случаю летописец, - и угрозу, и страх, и трепет Бог наведе на ны за грехи наши, и поглощена бысть премудрость могущих строити ратныя дела, и крепких сердца в слабость женскую преложишася, и сего ради ни един от князей русских друг ко другу пойде на помощь».

Между тем 21 декабря 1237 года татары, после злой сечи, при ужасных неистовствах, пленили Рязань и устремились далее на Коломну, а отсюда уже недалеко было и до Москвы. В Москве княжил тогда второй сын Великого князя Георгия Всеволодовича Владимир. Прослышав об этом движении, Великий князь Владимирский отправляет войско к Коломне, под начальством своего старшего сына Всеволода и опытного в битвах воеводу Еремея Глебовича. Вблизи Коломны в первый раз владимирская рать встретилась с «звероподобным врагом», о котором знала доселе только по слухам. Неустрашимо вступила она в битву, но не могла одолеть врага многочисленного. Большая часть воинов вместе с воеводой Еремеем Глебовичем пала под ударами мечей татарских. Всеволод с малою дружиной едва спасся бегством во Владимир, где и поведал родителю своему о печальном исходе своей битвы. Взявши Коломну, татары, не останавливаясь, пошли дальше, ко Владимиру. Москва, тогда еще небольшой городок, была ими сожжена, жители ее почти все умерщвлены; Владимир Георгиевич был взят в плен и должен был следовать за ордой, претерпевая на пути всевозможные лишения и страдания.

Георгий Всеволодович видел всю безнадежность своего положения и понимал, что ему только своими силами не одолеть врага: нужны были соединенные силы всей Руси, чтобы дать отпор врагам многочисленным, как «саранча», и свирепым, как «демоны». Но во Владимире сосредоточить эти силы было невозможно. Батый спешно подвигался со своей ордой к столице северо-восточной Руси и войска союзников не могли вовремя поспеть. И вот Великий князь задумал совершить для своей отчизны подвиг необыкновенный: он оставляет свой столичный город и в нем самых близких своему сердцу - жену, детей, внуков - под охраной небольшой дружины, а сам отъезжает на берега реки Сити, в современной Ярославской области, чтобы, соединившись с другими князьями, дружно дать отпор вражьей силе. Трогательно описывает один из летописцев русских отъезд Великого князя из Владимира. Собрались в великокняжеский дворец епископ Митрофан и бояре владимирские. Великий князь уже был в одеянии ратном, совсем собравшись в путь; помолились Богу, отъезжающий получил благословение от святителя; начались прощания с супругой, детьми, внуками и всеми присутствовавшими, слезы неудержимо текли из глаз всех и прерывали слова. Между тем перед дворцом ожидала князя дружина и народ. В сопровождении епископа и родных, с трудом скрывая слезы, вышел князь из дворца и направился в соборный храм Богоматери; с слезным воплем пал он здесь пред св. иконой Пречистой, поручая ее заступничеству свое семейство и подданных, поклонился гробу своего державного родителя, благословился снова от епископа, обнял еще и в последний уже раз близких своему сердцу, сказал последнее «прости» народу и вышел из храма. Плач и рыдания народные всюду сопровождали князя и не прекращались, пока он не выехал из города. «И бысть плач велий во граде и не бе слышати, друг ко другу глаголюща в слезах и рыдании». Все как будто предчувствовали, что это прощание с Великим князем последнее, что уже больше не свидеться с ним в здешней жизни.

Кончина Великого князя Георгия Всеволодовича.
Рис. В. Верещагина

«Месяца февраля в 3-й день во вторник, за неделю прежде мясопуста, - так начинает летописец скорбную повесть о нашествии татар на Владимир, - приидоша множество кровопроливцев хрестианских, без числа, яко прузи». Владимирцы накрепко заперли все городские ворота и с покорностью воле Божией ожидали своей участи. Старшие дети Великого князя Всеволод и Мстислав Георгиевичи вместе с опытным воеводой Петром Ослядюковичем с Золотых ворот наблюдали за движением врага и ободряли устрашенных владимирцев. Татары сначала уклонились от боя и требовали сдачи. Они выделили из целой орды конный отряд, который и направили к Золотым воротам. «Где Великий князь Юрий, в городе ли он», - был первый вопрос их к владимирцам. Но сии вместо ответа пустили на врагов стрелы. «Не стреляйте», - кричат татары, и выводят из средины орды Владимира Георгиевича. «Узнаете ли своего княжича», - спрашивают они владимирцев. Действительно, нелегко было узнать Владимира: так он изменился в лице от тяжкой неволи и туги сердечной. Князья-братья и народ не могли удержаться от слез, видя его изможденного, бледного, еле державшегося на ногах; но старались преодолеть скорбные чувства, чтобы не показать гордому врагу своего малодушия. Сам княжич, несмотря на всю тяжесть своего положения, убеждал братьев своих не сдавать города врагам. «Не сдавайте города, братья мои, - восклицал он им. - Лучше мне умереть пред Златыми вратами за Святую Богородицу и православную христианскую веру, нежели быть воле их над нами». Ожесточенные варвары, услышавши эту смелую речь Владимира, тотчас растерзали его, лишь только несчастный страдалец успел произнести: «Господи Иисусе Христе! Приими дух мой, да и аз почию во славе Твоей».

Татары видя, что владимирцы без боя не сдадут им города, расположили главный стан свой против Золотых ворот, тогда как другие части орды в несметном количестве окружили город со всех сторон. При виде таких приготовлений неприятеля, у владимирцев не оставалось никакой надежды на спасение: каждый из них ждал себе или смерти, или позорного полона. Но от того они не впали в бездеятельное отчаяние: они рвались на битву с врагом и честную смерть на ратном поле предпочитали жизни в постыдном рабстве. «Братья, - восклицали княжичи своей дружине, - лучше нам умереть пред Златыми враты за Святую Богородицу и за веру православную, чем быть в воле врагов». Слова эти по сердцу были всем дружинникам: все рвались на бой с врагом веры и отчизны. Один только старый воевода Петр Ослядюкович воспротивился тому. Он видел, что поспешность военных действий принесет больше вреда владимирцам, чем пользы, что неминуемая гибель дружины только скорее откроет татарам доступ в город; он мог надеяться, что, задерживая наступательные действия врага, даст Великому князю время собрать войско и явиться на выручку осажденным. «Сие все навеле на нас Господь за грехи наши, - говорил воевода, - как мы можем выдти против Татар и противостать такому множеству? Лучше нам сидеть в городе и, сколько возможно, обороняться против них». Послушались воеводы и, потерявши всякую надежду на свои силы, обратились к утешениям религии. «И начаша, - повествует летописец, - молебны пети и рыдания слез пролияша много ко Господу Богу и Пречистой Его Матери Богородицы».

Между тем татары, обложивши Владимир своим станом, выделили несколько отрядов из всей орды и направились на Суздаль. «И сотворилось великое зло Суздальской земле, какого зла не бывало от крещения Руси». Город был сожжен и разграблен. Множество жителей было беспощадно умерщвлено: «Игумени, попы и диаконы, чернцы и черницы, слепые и хромые, и глухие, то все Татары изсекоша, а прочие жители, и жены, и дети взяты в плен и в жестокий мороз должны были следовать за ордою босы и безпокровны, издыхающе от мраза».

Икона Спасителя с припадающими св. блгв. князем
Александром Невским (в схиме Алексием) и
св. блгв. князем Георгием Всеволодовичем

После возвращения отрядов от Суздаля Батый начал наступательные действия и на Владимир. 6 февраля с утра до вечера татары ставили вокруг города леса и пороки (род стенобитных орудий) и на ночь обнесли весь город тыном. Беспомощные граждане не имели никаких средств для обороны. Огласился воздух великим плачем владимирцев. Все, от мала до велика, обрекали себя на мученическую смерть и спешили по-христиански приготовиться к ней. Все исповедовались и причащались Святых Таин; многие даже постригались в монашество. Владыка Митрофан, князья, воевода Петр Ослядюкович, все бояре и люди увидели, что «их граду уже взяту быти, - повествует летописец, - восплакашеся плачем великим и внидоша в церковь Пречистой Богородицы в соборную и постригошася во святый ангельский образ от владыки Митрофана Великая Княгиня и сынове ея, и дщери, и снохи ея, и елицы хотяху, и бысть кричание и вопль, и плачь велий во граде».

Священный обряд совершился в тишине торжественной. Знаменитые россияне простились с миром, с жизнью, но, стоя на пороге смерти, еще молили Небо о спасении России, да не погибнет на веки ее любезное имя и слава. 7 февраля, в неделю мясопустную, когда святая Церковь изображением страшного суда возбуждает чад своих к покаянию, совершилось страшное разорение и опустошение города Владимира. Всю ночь едва ли кто из владимирцев сомкнул глаза для сна. В соборном храме началось утреннее богослужение. Умилительные песнопения того дня невольно должны были возвышать дух молящихся и укреплять их верой и надеждой на небесные награды, обещаемые непоколебимым исповедникам Христова имени. На небе стало светать; но это утро уже было последнее для большого числа владимирцев. Со всех сторон начался приступ к городу; стенобитные орудия проламывали городские стены; из татарского стана сыпались, «как дождь», на город камни; с четырех сторон стены уже были проломаны, и с дикою яростью, «как демоны», ворвалась орда татарская в город от Золотых ворот, и от Лыбеди - у Орининых ворот, и у Медных, также и от Клязьмы - у Воложских врат. Началось ужасное избиение граждан и опустошение города. В несколько часов часть города между Золотыми воротами и кремлем, называвшаяся Новым городом, представляла кучи пепла и груды развалин, среди которых лежало множество бездыханных тел владимирцев. Князья Всеволод и Мстислав и оставшиеся граждане искали спасения в среднем городе, называвшемся Печерним, нынешнем кремле. Епископ Митрофан, Великая княгиня с семейством своим, духовенство владимирское, бояре и множество граждан искали себе убежища от лютых врагов в храме Богоматери. Здесь, за Божественною литургиею, святитель в последний раз принес бескровную жертву за себя и свою несчастную паству. Слова молитвы прерывались рыданиями. Все готовились на смерть, отложив всякое житейское попечение. Напутствованные в жизнь вечную Святыми Тайнами из рук архипастыря своего, владимирцы спокойно, с христианским упованием, ожидали себе смерти. Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане укрылись на восходных полатях (нынешних хорах), куда вела потайная лестница. Множество граждан осталось и внизу храма. Входные двери были изнутри заперты. Епископ благословлял своих пасомых на подвиг мученичества. «Господи Боже сил, Светодавче, седяй на херувимех, - молился он, - простри невидимую руку Твою и приими с миром души раб Твоих».

Покров на мощи св. блгв. князя
Георгия Всеволодовича

В то самое время, когда столь дивное и умилительное зрелище происходило внутри, в те самые торжественные минуты христианских чувств, исполненных самоотвержения и веры, татары-язычники с злобной ненавистью ко всему христианскому и русскому волновались вне храма. Горсть защитников города не могла выдержать напора целой орды. Князья Всеволод и Мстислав со своей дружной пали от мечей татарских. Через трупы их дикая орда неистово ворвалась в Печерний город и устремилась на разграбление храмов и домов, истребляя все, чего нельзя было взять, огнем и мечом. Княжеский дворец был разграблен и зажжен; придворная церковь в честь св. великомученика Димитрия - усердие Великого князя Всеволода III - лишена была всех своих сокровищ. Соборный храм Богоматери окружили татары со всех сторон. Крепкие запоры дверей его не могли устоять пред напором врагов. С демонской яростью ворвались язычники в Божий храм, посекая всех, находившихся в нем, и обагрился чудный медный пол его христианскою кровью. Все, что только было ценного в храме: золото, серебро, драгоценные камни, сосуды, одежды первых Великих князей, которые хранились в церквах в память о них, даже богослужебные книги, сделались достоянием хищников. Чудотворная икона Богоматери лишена была всех дорогих украшений. Но ни богатая добыча, ни множество жертв бесчеловечного избиения не удовлетворяли алчности рассвирепевших татар. Они искали великокняжеского семейства. Узнавши, что оно скрывается на восходных полатях и, не находя возможности проникнуть туда, они то ласками, то угрозами убеждали Великую княгиню сдаться им. Но она и бывшие с нею решились претерпеть все, что будет послано от Бога, лишь бы только не попасть в руки врагов живыми. Рассвирепевшие еще более от неудачи, варвары навалили кругом храма и натаскали внутрь его деревьев и хворосту и подложили огонь. Таким образом, от зноя и дыма, с молитвой на устах, предали души свои Господу и сопричастниками стали к мученическому лику: епископ Митрофан, Великая княгиня с дочерью, снохами и внуками. Храм Богоматери, обгорелый и полуразрушенный, остался печальным памятником этих страдальцев.

Великий князь Георгий Всеволодович получил печальную весть о гибели стольного города и в нем семейства своего в последних числах февраля. Понятно, какой скорбью он был поражен при этом известии. Разом лишился он всего: и семейства, и подданных, и имения. Не лучшей участи ожидал он и себе. Было ясно, что не одолеть ему многочисленнейших врагов. Отправляясь на берега реки Сити, он надеялся собрать войско настолько многочисленное, что будет в силах противостать врагу. Но надеждам его не суждено было сбыться. Пришел к нему брат его Святослав со своими юрьевцами и племянники - Константиновичи с ростовцами и ярославцами; но напрасно ожидал он брата своего Ярослава с переславцами. «Господи, Вседержителю, - восклицал он, выслушавши печальную весть о происшедшем во Владимире, - сие ли угодно Твоему человеколюбию! Подобно Иову, лишился я теперь всего; но знаю, что грех ради наших все сие случилось; да будет воля Господня, буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Ох мне, Владыко! И зачем я остался жив один, кроме сих новых мучеников? Сподоби, Господи, и меня пострадать за Твое Святое имя, христианскую веру и народ православный и причти меня к лику Святых Своих мучеников».

Рака с мощами св. блгв. князя
Георгия Всеволодовича.
Фото В. Алексеева. 2009 г.

Между тем варвары не заставили себя долго ждать. Великий князь отправил передовой отряд свой, состоявший из 3000 воинов испытанной храбрости, для разведки неприятеля; но отряд, отойдя немного, возвратился с известием, что татары уже обходят их. Георгий Всеволодович со своими союзниками сел на коней, они выстроили полки свои в боевой порядок и неустрашимо встретили неприятеля. 4-го марта завязалась «брань великая и сеча злая», в которой, как вода, лилась кровь человеческая. Но как ни мужественно бились русские с врагом, не могли одолеть его. Сила взяла перевес над храбростью, и ратное поле усеялось трупами русских витязей. Великий князь разделил участь соратников своих: обезглавленный, он пал на поле битвы, «яко добр воин, яко непобедим мученик за веру и Русь православную, яко Христос храборник». Мученическая кончина его последовала на 49 году от рождения. Время княжения его продолжалось 24 года (с 1213 по 1217 год и с 1218 по 1238 год).

Добродетели, которыми украшался благоверный Великий князь Георгий во время земной своей жизни, древний жизнеописатель изображает в следующих словах: «Бысть кроток и смирен, всех милуя и снабдевая, и милостыню любя и церковное устроение, о том пекийся от всея души своея, украшая чудесными иконами и всякими украшеньями; что же священнический и монашеский чин и дая им на потребу, взимая от них благословение. Бе бо Князь Георгий воистину, по Иову, око слепым, нога хромым и рука неимущим; и всех любя, нагия одевая, трудныя успокоевая, печальныя утешая; никого же ничим но оскорби, но всех умудряя своими беседами; часто почитая святыя книги с прилежанием, и творяще все по писанному и не воздавая зло за зло; воистину бо одарова его Бог кротостию Давидовою, мудростию же Соломоновою; и исполнен сый апостольского правоверия».

Рака с мощами св. блгв. князя Георгия Всеволодовича
в Успенском соборе города Владимира.
Фото В. Алексеева. 2009 г.

Спустя недолгое время после несчастной битвы при реке Сити возвращался с Бела озера к пастве своей Ростовский епископ Кирилл, возведенный во святительский сан из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Путь его лежал недалеко от места злосчастной битвы. Архипастырь зашел туда, чтобы вознести молитвы к Богу о упокоении душ за веру и отечество павших воинов. Среди множества мертвых тел епископ узнал по великокняжескому одеянию тело Георгия; но туловище лежало без головы. С благоговением взял он тело знаменитого князя, принес его в Ростов и здесь, при великом плаче, пев обычные пения, похоронил его в соборном храме. Через некоторое время обретена была и глава Великого князя и приложена была к телу его.

В 1239 году, - год спустя после несчастной битвы при реке Сити, когда на время стихла гроза татарская, новый Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович повелел перенести гроб с телом почившего брата своего Георгия из Ростова во Владимир. Честные останки державного страдальца за веру и отечество, при приближении их ко Владимиру, встретили епископ Кирилл со всем духовенством и монашеством, Великий князь и брат его Святослав и дети их, все бояре и все жители Владимира от мала до велика. При виде гроба раздался всеобщий плач и рыдание «и не бе слышати пения в плаче и вопле велице». С надгробным пением поставили гроб с мощами страстотерпца в храме Богоматери, где уже покоились родители и другие державные предки его.

При этом Господь, дивный во святых своих, благоволил утешить скорбные сердца православного народа русского, явив в благоверном Великом князе Георгии угодника своего. Все, бывшие свидетелями перенесения мощей его, увидели тогда «чудо преславное и удивления достойное». Святая глава Георгия, отсеченная некогда мечом варвара, приросла во гробе к честному телу его, так что не видно было на шее и следа отсечения ее; но все суставы были целы и неразлучны. С тех самых пор от святого тела благоверного Великого князя Георгия, по сказанию древнего жизнеописателя его, «начали производиться многие и различные исцеления всем болящим и с верою приходящим». Но мощи его после этого оставались под спудом еще долгое время. Спустя 407 лет после кончины Господь благоволил вполне прославить угодника своего на земле. В 1645 году, января 5-го дня, при державе царя Михаила Феодоровича, при Патриархе Всероссийском Иосифе, обретенные нетленными святые мощи Великого князя Георгия из каменного гроба переложены были в богатую, серебряную с позолотой раку, устроенную по обету Патриарха собственной казной его, в которой они, «пребывая до днесь, источают исцеления душам и телесем с верою покланяющимся им».

Рака со святыми мощами благоверного Великого князя Георгия помещается в Успенском соборном храме.

Празднество в честь святого благоверного Великого князя Георгия совершается Церковью 17 февраля.


Годы жизни: 26 ноября 1187 года – 4 марта 1238 года
Годы правления: 1212-1216, 1218-1238

Представитель династии Рюриковичей. Юрий Всеволодович был вторым по старшинству сыном Великого князя . А его матерью была княжна Мария.

Великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238). Удельный князь ростовский (1216-1218).

При жизни отца Юрий Второй Всеволодович княжил в Городце (1216-1217гг.) и в Суздале (1217-1218гг.).

Юрий Всеволодович — князь владимирский

Юрий Всеволодович, который был моложе своего брата Константина Всеволодовича, после смерти отца Всеволода в 1212 году по его завещанию получил княжение во Владимире, а это было нарушением установленного порядка наследования по старшинству. Таким образом, Юрий унаследовал титул Великого князя Владимирского, но не смог его удержать. Между братьями, Юрием и Константином, началась длительная и упорная междоусобная борьба.

В этой междоусобице победил Константин, и в 1216 году Юрий был вынужден уступить ему Владимир после Липицкой битвы (1216 год). Константин, заняв Владимир, отправил Юрия править в Ростов и Ярославль.

Второй раз (уже законно) Юрий Всеволодович принял титул Великого князя после смерти своего брата Константина в 1218 г. поначалу все складывалось удачно. Князь Юрий Всеволодович вел успешные войны с камскими булгарами и мордвой.

В 1220 году волжские булгары захватили Устюг. Юрий Всеволодович отправил в поход против них своего младшего брата Святослава, который одержал над ними победу. После получения подарков от булгар и заключения мира, с целью защиты северо-восточных границ Владимиро-Суздальского княжества и закрепления за Русью междуречья Волги и Оки, Юрий в 1221 году основал в крепость под названием Нижний Новгород.

Правление Юрия Всеволодовича

Но именно во время правления Юрия Второго Всеволодовича на Руси случилась страшная беда, с которой Великий князь не смог справиться. Вот, как писал об этом Н. М. Карамзин: «Доселе, в течение двух столетий и более, мы видели древнее отечество наше беспрестанно терзаемое войнами междоусобными и нередко хищными иноплеменниками; но сии времена — столь, кажется, несчастные — были златым веком в сравнении с последующими. Настало время бедствия общего, гораздо ужаснейшего, которое, изнурив Государство, поглотив гражданское благосостояние оного, унизило самое человечество в наших предках, и на несколько веков оставило глубокие, неизгладимые следы, орошенные кровию и слезами многих поколений. Россия в 1224 году услышала о Татарах…».

После того, как хан Темучин провозгласил себя Чингисханом, т.е. великим ханом, он послал татар в южнорусские степи на половцев. Князья Киевский, Черниговский, Волынский и другие, которые правили в южных русских княжествах, почувствовали нависшую угрозу и, объединившись с половцами, встретили войска татар на р. Калке. 31 мая 1223 г. объединенные войска русских князей и половцев были разбиты. Татары опустошили восточные берега Днепра и ушли, казалось, навсегда.

После битвы на реке Калке Русь впервые услышала о татарах, но не приняла их всерьез. Перед битвой на реке Калке князья обращались к Юрию Всеволодовичу с просьбой о помощи, но он помощь не прислал и даже был рад поражению извечных врагов и соперников. Он считал, что татары не смогут ни при каких обстоятельствах причинить вред Владимирским землям. И оказался не прав.

После смерти хана Темучина татары провозгласили великим ханом его сына Угедея, который стремился продолжить удачные завоевания отца. В 1235 г. Угедей отправил татарские войска во главе с Батыем, своим племянником, покорять Европу. В 1237 г. татары разбили камских булгар и вскоре объявились в границах Владимиро-Суздальских земель. Рязань была взята молниеносно.

Из Рязани Батый в декабре 1237 года пошел вглубь Владимиро-Суздальских земель. За несколько месяцев татарами, вместе с деревнями и слободами, были взяты приступом 14 городов: Москва, Коломна,Суздаль, Тверь, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Торжок, Коломна, Ростов, Волоколамск.
Владимирское войско во главе со старшим сыном Юрия — Всеволодом не смогло остановить монголов под Коломной (в битве погибли владимирский воевода Еремей Глебович и младший сын Чингисхана Кулькан).

Осада города Владимира началась в 3 февраля в 1238 году и длилась восемь дней. Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Нападение татар на Владимир было неожиданным. Никто не сумел организовать достойное сопротивление. Занятые собственными междоусобными распрями, русские князья не смогли объединить свои силы. Но скорее всего, что и объединенных сил было бы недостаточно против монгольского нашествия


OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Северо-восточная Русь лежала в руинах: многочисленные города были разграблены татарами и сожжены, люди убиты или угнаны в плен. Почти вся семья Юрия Всеволодовича погибла в сгоревшем Владимире.

Гибель князя Юрия Всеволодовича

4 марта 1238 года войска Великого князя Юрия Всеволодовича встретили татар на р. Сити. Русские дружины бились отчаянно и мужественно. Но этого оказалось недостаточно. Русские были разбиты второстепенными силами монголов, во главе которых встал Бурундай, следовавшие отдельно от основных сил другим маршрутом. Юрий Второй Всеволодович погиб в этой битве. Обезглавленное тело великого князя обнаружил на поле боя ростовский епископ Кирилл, который отвёз тело в город Ростов и похоронил его в храме Богоматери в каменном гробу. Голова князя вскоре была найдена и приставлена к телу. Через 2 года останки князя Юрия были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир в Успенский Собор.

После битвы на реке Сити татары продолжили свое продвижение на север и повернули назад всего в 100 км от города Новгорода. С этого времени на Руси началось ужасное татарское иго: Русь стала обязана платить дань татарам, а князья должны были получать титул Великого князя только из рук татарского хана.

В 1645 г. нетленные мощи князя были обретены и 5 января 1645 г. патриарх Иосиф начал инициацию процесса канонизации Юрия Всеволодовича. Тогда же мощи поместили в серебряную раку. Русская Православная Церковь причислила Юрия Всеволодовича к лику Святых как Святого Благоверного Князя Георгия Всеволодовича за праведную жизнь.

SONY DSC

Памятник св. князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу и епископу Симеону Суздальскому построен в Нижегородском Кремле.
Князь Юрий Всеволодович был женат на черниговской княжне Агафье (1195-1238), дочери Киевского князя Всеволода Святославича Черного.

  • Всеволод (Дмитрий) (1213 -1237), князь Новгородский. Женат на на Марине, дочери Владимира Рюриковича. Казнён по приказу хана Батыя во время города Владимира монголо-татарами.
  • Владимир (1215-1238) князь Московский, женат на Христине, (происхождение неизвестно, предположительно была из рода Мономашичей).
  • Мстислав (1218-1238), женат на Марии (происхождение ее неизвестно). Погиб также во время взятия города Владимира монголо-татарами.
  • Добрава (Дубрава) (1215-1265)
  • Феодора (1229-1238).

Все они кроме дочери Юрия, Дубравы, погибли при взятии татарами города Владимира.