Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Место бурятии в современной истории. История бурятии. В составе Монгольской империи

Место бурятии в современной истории. История бурятии. В составе Монгольской империи

Бурятия в 1 тыс. нашей эры по археологическим источникам

Бурятия -- один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таёжные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

В конце III в. до н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» - русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Их воинственный и кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хунну до сих пор не ясен. Скорее всего, это были прототюрки, точнее, общие до той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, круглую юрту. В археологических находках хуннская керамика выделяется своим разнообразием по сравнению с предшествующими культурами. Для них было характерно широкое применение и высокая техника обработки металла. Они оставили нам великолепные памятники искусства, так называемый «звериный стиль». Современные буряты, эвенки, якуты, хакасы, расселявшиеся вокруг Байкала, являются потомками древних хунну.

Во II в. до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды.

Начиная с II в. до н.э. территория Забайкалья входила в состав государств сяньби, жужаней и древних тюрков. В 604г. Первый Тюркский каганат распался. Из его восточной части возникло Уйгурское ханство, просуществовавшее до 840г. В 906г. Забайкалье вошло в состав государства киданей, бывших в свое время данниками уйгуров. Возглавляемые Елюем Амбаганем кидании покорили монгольские степи до Алтая, разгромили тунгусское государство Бохай, воевали с Китаем. Государство киданей превратилось в империю Ляо, а Елюй провозгласил себя императором. На смену Ляо в начале XII в. Пришла империя чжурчженей Цзинь, усиление которой вынудило объединиться ее западного соседа - монголов. Центром объединения монголов становятся Ононские степи.

Национальное движение бурят начала XX вв

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).

Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.

После победы Февральской буржуазно-демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал-революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах - городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах - городские старосты.

В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами - Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.

К середине 1918г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.

Список использованных источников

  • 1. Балдаев С.П. Племена и роды бурят // Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. - Улан-Удэ, 1970. - Ч. 1. -С. 7-30.
  • 2. Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев и др. - Улан-Удэ, 1995. - С. 193.
  • 3. Жимбиев Ц.А. Родословная хоринских бурят: Эссе. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 2001. - 84с.
  • 4. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию: (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография», 2001. - 101с.
  • 5. Слово о земле Хоринской: К 75-летию Хорин. р-на. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 320с.: ил.
  • 6. Тобоев Т. Прошлая история хоринских и Агинских бурят // Бурятские летописи / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. - Улан-Удэ, 1993. - С.28.
  • 7. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Саган Хану - Белому царю: Очерки по истории и культуре хори-бурят // Улан-Удэ, 2001. - 162 с.
  • 8. Белых Г.Н. История села в истории района // Удинская новь. - 1998. - Нояб. 14.
  • 9. Гармаева Т.Ф. Деревни, от которых осталось только имя // Удинская новь. 1997. - 10 дек.
  • 10. Гармаева Т.Ф. Из прошлого нашего просвещения. - Удинская новь. - 1992. - 15 авг.
  • 11. Плешкова И. Открыт еще один археологический памятник // Удинская новь. - 1998. - 18 июля.
  • 12. Ташак Е. Древности земли Хоринской // Удинская новь. -1998. - 14 марта.

К западу от Байкала (Иркутская область) проживает 81 тыс. бурят, к востоку от него (Бурятия) – 250 тыс. бурят (данные переписи 1992 г.). Буряты живут также на севере Монголии (около 100 тыс. чел.) и северо-востоке Китая (около 6–7 тыс. чел.), общая численность бурят в мире – 520 тыс. человек.

Буряты – одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. По мнению академика А.П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Этническая история Бурятии неотделима от исторического пути народов Южной Сибири и Центральной Азии. С древнейших времен на забайкальской земле жили различные племена и народы. В каменном веке здесь обитали лесные племена – охотники и рыболовы. В эпоху бронзы появились создатели культуры «плиточных могил», оставившие после себя большое количество древних памятников – величественные каменные ограды на могилах умерших среди степи, «оленные камни» (по-бурятски «хусээголо» или «хомогулу»), рисунки на скалах и в пещерах. Древние люди занимались преимущественно скотоводством, но умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы. Одна из интересных страниц в истории Забайкалья связана с легендарными хуннами, потеснившими «плиточников». Многовековое господство хуннских племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение (кочевая держава Хунну сложилась в 209 г. до н.э.), отражено в мифологических сказаниях и в великолепных памятниках искусства, так называемый звериный стиль, дошедший до нас благодаря раскопкам П.К. Козлова, С.В. Киселева и С.П. Руденко. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, метавший стрелы на расстояние до 700 м, круглую юрту. На северных рубежах своих владений хунны построили укрепленный форпост – Иволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число их захоронений. Одно из них, особенно крупное, найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.

После распада государства Хунну в I в. кочевые племена Забайкалья были втянуты в борьбу за господство в степи. Сменяя друг друга, здесь жили племена сяньби, курыкан, уйгуров, киданей и меркитов. Письменные упоминания о первых группах монголоязычных племен в этом регионе относятся к X–XI вв. Под влиянием монголоязычных племен часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории Прибайкалья, ушла вниз по р. Лене, а другая часть ассимилировалась с монголами и стала прародителями западных бурят (возникают новые этнические племена хори-монголов).

В конце XIIначале XIII в. Забайкалье оказалось в центре событий мирового значения - объединения монгольских племен и создания единого Монгольского государства. Ключевая роль в объединении монголов принадлежит Темучину, впоследствии получившему титул – Чингисхан, родившемуся в монгольском роде борджигинов в урочище Делюн-Болдох, в восьми километрах севернее современной российско-монгольской границы. Согласно монгольским легендам, предками ядра монгольского народа были Бортэ-Чино и Гоа-Марал, которые, переплыв внутреннее море Тенгис (Байкал), поселились в долине р. Онон и дали начало золотому роду борджигинов. Земля предков почиталась монголами как священная.

В 1206 г. на берегу Онона был проведен великий курилтай (собрание всех войск, высший орган власти), на котором была провозглашена новая кочевая империя и официально закреплено за вновь сформировавшимся народом-войском имя «монголы». Позже повелением Чингисхана «Земля предков» (территория нынешней Бурятии) была объявлена запретной зоной Их-хориг (Их – «великий», хориг – «запрет») – сакральным заповедником. С 1212 г. на «Земле предков» были введены запреты на обработку земли, хотя до этого сеяли хлеб (об этом говорят археологические находки), на строительство городов (до этого строились крепости-города меркитов), была запрещена облавная охота. Несколько веков Их-хориг почитался как заповедное место предков Чингисхана по материнской линии, где проводился ежегодный ритуал поклонения духам предков. По мнению некоторых исследователей, на этой земле захоронены ближайшие по времени потомки Чингисхана, по крайней мере шесть великих ханов, включая Хубилая – императора Китая. Места их захоронения до сих пор не найдены, несмотря на интенсивные поиски.

До конца XVII в. в Прибайкалье не было государственных границ. Ко времени прихода русских в Сибирь в Прибайкалье проживали четыре основные племенные группы: булагаты, эхириты, хонгодоры и хори. Кроме этого, на территории проживали многочисленные и разобщенные родоплеменные группы монголов, племена тюркского и тунгусского происхождения, известные их современникам под общим именем как «лесные народы». Первые русские летописи называли эти племена «брацкими» народами. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби.

Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности. По данным самой первой из известных бурятских летописей «Балжан хатанай тухай дурдалга», в 1648 г. буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII–XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности – буряты. Предположительно название народности произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», по другой версии от корня «бу» – «охотник, ловец соболя».

К началу XIX в. по географическому признаку выделились следующие этнические группы бурят, названия которых сохранились до наших дней. В Предбайкалье: нижнеудинские, идинские, балаганские, кудинские, аларские, верхоленские, ольхонские, тункинские и окинские буряты. В Забайкалье: селенгинские, кударинские, баргузинские, хоринские и агинские.

Русские заселили Забайкалье тремя основными волнами: в XVII в. пришли казаки-землепроходцы, в XVII–XIX вв. сюда были высланы старообрядцы (семейские), в конце XIX – начале XX в. – крестьяне-переселенцы. Все три волны принесли свою самобытную культуру, наиболее яркой из них является старообрядческая. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведший сначала к временным обменам важнейшими хозяйственно-культурными достижениями, а позже и к сложению смешанной этнической группы – карымов. Карымы – этническая группа, возникшая вследствие смешанных браков русских переселенцев, испытывавших недостаток в русских женщинах, с бурятскими женщинами.

В конце ХIХ – начале ХХ в. во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным.

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию . По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих на Байкале, в . Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке.

Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории и Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят, возникают новые этнические племена хори - монголы. До конца XVII века в Сибири в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами - , на территории Сибири проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от озера Байкал до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 году русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности.

Многие исследователи Сибири сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII веке. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII веку большинство коренных племен Байкала и Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах Сибири население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.

История Республики Бурятия до н.э.

Территория Республики Бурятия, прилегающая с востока к озеру Байкал , с глубокой древности является составной частью Центрально-Азиатской историко-культурной области. Забайкалье в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий, происходивших на Евразийском континенте. Заселение этой территории людьми шло в эпоху среднего палеолита - 150 тысяч лет назад, из двух ареалов: один поток шел с юго-востока Азии, второй с юго-запада. К концу среднего палеолита здесь завершился процесс образования рас.

В эпоху неолита Байкала географический ландшафт, флора и фауна территории обрели современный вид. Каменный век сменился веком бронзы, а потом веком железа. Археологами здесь обнаружено большое количество находок, в том числе погребений, оставленных племенами, известных науке как культура плиточных могил. Известна в Забайкалье культура херексуров и оленных камней, а также скифо-сибирская культура. К этому же времени относится существование нефритового пути в Сибири, по которому изделия из нефрита везли с востока на запад.

Государство Хунну

Одним из переломных этапов в истории Евразии стал 3 век до нашей эры, когда на территории Центральной Азии с центром в Монголии была создано первое кочевое государство Хунну. С этого времени Центральная Азия на многие века превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток. Войны с Китаем привели к ослаблению хунну и их вытеснению из Центральной Азии.

Великая степь

После ухода хунну в Европу, произошедшего в эпоху великого переселения народов, на этой территории на протяжении тысячелетия возникали и разрушались многочисленные племенные объединения и новые государственные образования кочевников. Самые крупные из них государство Сяньби, Жужанский каганат, Великий тюркский каганат, Уйгурское ханство, Киргизский каганат, стремились овладеть огромными пространствами Евразии и подчинить себе соседние племена. Тогда же возникло новое географическое и политическое понятие - Великая степь.

Монгольская империя

Это продолжалось до 1206 года, когда все основные монгольские племена были объединены Чингисханом. Была издана Книга запретов "Яса-наме", которая представляла собой своеобразный общегосударственный кодекс степного народа.

Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские.

Территория Забайкалья являлась с глубокой древности составной частью Центрально-азиатской историко-культурной области. Население района прямо или косвенно в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий этой части планеты. Интереснейшей страницей в древнейшей истории Забайкалья является его гуннский период (конец III века до нашей эры - конец I века нашей эры). В гуннском государстве были собраны разноэтнические племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские. Согласно историческим свидетельствам, гунны создали мощное государство кочевников Центральной Азии, просуществовавшее три столетия.

Последующие государственные образования кочевников сменяли друг друг на протяжении тысячелетий до образования в 1206 году Монгольской империи, в которой Чингис-хан объединил все основные монгольские племена. Подчиняясь строжайшей государственной дисциплине, народы Забайкалья участвовали в завоевательских походах Чингис-хана и его преемников.

После распада империи Чингис-хана монгольское государство, раздираемое феодальными раздорами, продолжало существовать. Племена, кочевавшие в Забайкалье и Предбайкалье, неизменно оставались в его составе.

В 16-м веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток. Крупные исторические события, надвигавшиеся в сторону Байкала, коснулись судьбы народов, обитавших на этих территориях. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.

Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточно-сибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в 18-19 веках к интенсивному экономическому развитию региона.

Октябрьская революция 1917 года продолжила дальнейший процесс интеграции Забайкалья с Россией. В 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1936 года официальное название Бурятии - Бурятская автономная советская социалистическая республика В связи с реорганизацией административного устройства Восточно-Сибирского края в 1937 году из состава республики был выведен ряд районов, и на их основе созданы два бурятских автономных округа, вошедших в состав соседних с Бурятией административных областей: Агинский в составе Читинской области и Усть-Ордынский в составе Иркутской области. Республика была в этом году переименована в Бурятскую Автономную Социалистическую Республику.

Советский период истории Бурятии прочно связан со всеми светлыми и темными событиями, пережитыми всей страной. За десятилетия советской власти в республике было создано довольно высокоразвитое агропромышленное хозяйство. Почти 60 отраслей народного хозяйства, в том числе и такие значительные как самолетостроение, машиностроение, энергетическая, угольная, горнорудная, деревообрабатывающая виды промышленности были связаны прочными узами со всеми экономическими районами СССР. Большинство крупных заводов на территории Бурятии выпускали продукцию оборонного характера, что вело к определенной изоляции республики от остального мира.

Как достижения советского периода в истории республики можно оценить и процессы в области образования, науки и культуры. Бурятский научный центр Сибирского отделения Академии наук с его отраслевыми научно-исследовательскими отделениями, четыре высших учебных заведения республики, более 20 техникумов и специальных средних учебных заведений - этот огромный научный и профессиональный потенциал, который питает и будет в будущем определять прогрессивное развитие экономики республики.

8 октября 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики и объявлен отказ от статуса автономной республики. 27 марта 1991 года Парламент Бурятии исключил из названия республики определения “Советская” и “Социалистическая”, и она стала называться “Республика Бурятия”. Суверенная республика имеет свою Конституцию, законодательную и исполнительную власть. В 1994 году был избран первый Президент в истории Бурятии.

В Бурятии мирно соседствуют различные религии и конфессии. Наиболее распространенными и традиционными из них являются буддизм и православие. В Бурятии находится центр Буддизма России, возводится первый буддийский женский монастырь.

Коренное население республики - буряты. Общества бурятской культуры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Иркутске. В республике зарегистрировано более 300 общественных объединений, здесь традиционно спокойная общественно-политическая обстановка.

Русская Цивилизация

В рассмотрении общественного строя западнобурятских племен того периода встречаются определенные трудности, так как бурятских письменных источников того времени не сохранилось по причине их отсутствия, а данные русских служилых людей носят отрывочный характер и не отличаются четкостью. Но тем не менее, по имеющимся хотя и скудным, данным можно судить об определенных общественных отношениях того времени, дающих почву для характеристики общественного строя и управления в бурятских племенах. Скажем, в донесениях русских служилых часто фигурирует термин “князец”, вероятно перенесенный русскими по аналогии с русским обозначением правителей-князей, тем не менее, бурятский “князец” не являлся аналогией русского князя, поскольку “князцами” русские называли бурятских родовых предводителей-нойонов. Каково же было положение бурятских предводителей? А.П. Окладников дает на этот вопрос следующий ответ: “ У бурят за все родовое и даже племенное обьединение решает самые важные вопросы князец, не спрашивая совета у своих улусных людей или стариков…”.

Документы категорически утверждают, что воля князца решает все, князца “братские люди” слушают”. Е.М. Залкинд утверждает, что “власть его (“князца”) была значительна, но решал ли он самовластно самые важные вопросы, остается неясным”. Согласно “Скаске” 1693 г. говорится о наличии у бурят так называемых “лутчих людей”- “ Да генваря де в 25 день они ж брацкие лутчие люди Соса Багунов с товарищи одали ему Борису в приказной избе за своими знамены скаску” .

С.А. Токарев, анализируя содержание данного документа, пишет о том, что в “Скаске” не определена роль “князцов” в судопроизводстве… Если они и участвовали в разборе судебных дел, то во всяком случае “анза” взыскивалась не в пользу “князца”, а в пользу потерпевшей стороны” в чем по мнению Токарева, выражался чрезвычайно архаический характер правовых порядков. Судя по всему, власть “князца”- нойона в бурятском обществе до прихода русских во многом зависела от многих внешних и внутренних факторов- наличия внешней угрозы, места проживания рода, его взаимоотношений с соседями, родовитости и личных качеств самого предводителя.

По мнению С.А. Токарева на основе “Скаски” можно определить, что бурятское общество к приходу русских представляло собой общество переходного типа, сохранившего многие формы родового строя, но уже идущего по пути классового развития. Что касается “лутчих людей”, то ими были свободные общинники, отличавшиеся от своих сородичей большим достатком.

Личной зависимости общинников от своих “князцов” не наблюдалось, но и те и другие имели небольшое количество домашних рабов, отданных в рабство за долги или захваченных в ходе набегов. Граница между свободными людьми и рабами четко прослеживается в “Скаске” где говорится, что “ Емлют де на виноватых, буде кто убьет кого до смерти, анзу, а по русски головщину, за мужской пол за человека по штидесят по шти скотин лошадми и рогатою животиною, болшими и малыми. А женской пол вполы, по тритцати по три скотины. А за холопа и за холопку по коню доброму с седлом и с уздою, или что за него цены дают” .

Градация между свободными мужчинами, женщинами и рабами обоего пола проведена очень четко, но отдельных видов наказаний за убийство скажем, предводителя или “лутчего” человека нет. Не случайно после вхождения Бурятии в состав России правовое положение бурятских “князцов” и улусников было унифицировано- и те, и другие превратились в ясачных людей. Однако же, широко применявшаяся русскими воеводами практика аманатства - взятия в заложники для гарантии выплат ясака, свидетельствует о том, что в аманаты попадали родственники “князцов” и так называемых “лутчих людей”, что естественно, поскольку они были богаче своих родичей и могли дать больше ясака. Тем не менее, сами “князцы” называли себя “ясачными мужиками”, как отмечал Е.М. Залкинд, в первые годы XVIII века шуленги верхоленских бурят…сами называют себя “ясачными мужиками” .

Известно высказывание акад. Б. Грекова, назвавшего “Скаску” 1693 г. “бурятской правдой”: “вверху общества стоят “князцы” и “лучшие мужики”. Эпитетом “лучший” выделяет их от мужиков “средних”, которых мы имеем основания считать рядовыми общинниками, основной массой бурятского общества. “Лучшие” от “средних” отличаются лишь своим достатком. В правовом отношении разницы между ними ещё нет” Для всестороннего выявления определенных черт бурятского общества следует учесть, что в конце XVII века “средний мужик” обладал политическим влиянием в обществе, в силу сохранения демократических черт родового строя. Как пишет Б.Д. Цыбиков, “скаски” относящиеся к раннему периоду совместной русско-бурятской жизни, когда бурятские правовые понятия ещё не успели подвергнуться влиянию русской государственности и её правовых норм, представляют большую научную ценность, как источник для изучения социальной структуры бурят в дорусский период их истории.

Итак, основной хозяйственной единицей бурятского общества в XVII-XVIII вв. был род. Однако помимо рода в конструкцию бурятского общества входили и иные подразделения. Самым малым элементом рода являлся айл, представлявший обособленное хозяйство одной семьи, включавший в себя семейные участки кочевья. Несколько айлов составляло род, либо родовое подразделение, которое тем не менее, входило в общий род, деление на родовые подразделения (первый, второй и т.д. роды) было условным. Аильная организация кочевого хозяйства присуща кочевому обществу, которому не угрожает постоянная опасность нападения извне, и является менее организованной чем куренная, когда несколько семей обьединялись в общее кочевье- хурээ, состоящее иногда из двух десятков юрт, подобная организация присуща монгольским кочевникам. Помимо айла и рода в бурятском обществе XVII в. присутствует также разделение на сотни и пятидесятни .

Несколько родов племени булагат образовывали две сотни- Багунова и Коуртаева. Именно нойон Багуновой сотни был информатором “Скаски” 1693 г. У племени эхирит существовали четыре сотни, соответствовавшие четырем главным эхиритским родам. Существовали и роды, не входившие в сотни. Несколько особняком стояли булагатские роды Ашаагбат и Икинат, находившиеся на пути племенного развития.

Точно неизвестно, являлась ли данная форма пережитком военной организации Чингисхана, либо имела своей целью организацию массовых облавных охот зээгэтэ- аба, либо возникла в целях противодействия монгольским набегам и русской экспансии, но ясно, что данное деление имело военное значение. К концу XVII в. данная организация исчезает, из чего можно сделать вывод о верности второй версии, т.е. сотни возникли как военно-потестарные общности, под которыми понимаются кочевые общности, на первом плане у которых стояла задача сохранить территориальную целостность, отстоять независимое положение и не допустить проникновения оседлого населения в лице русских, с приходом которого изменится социальный уклад.

Что касается племенного разделения, то у западных бурят племя не успело составить определенной хозяйственной общности и выйти на определенный протогосударственный уровень. Кроме того, племенное разделение было довольно аморфным, и первостепенным в племенном разделении был обьединительный фактор наличия у всех людей племени общего легендарного первопредка. Тем не менее, племенное разделение также имело значение при проведении военных акций и коллективных облавных охот.

Выше был отмечен факт наличия рабов в бурятском обществе того времени. Рабство у западных бурят как и вообще у монголоязычных народов того времени, было патриархальным, как правило в рабов обращали захваченных в плен во время войн и набегов, либо за долги, известны факты торговли рабами. Тем не менее рабский труд не являлся основным источником производства, и на одно богатое хозяйство приходилось не более 2-3 рабов, поэтому, как считает Н.П. Егунов, назвать бурятское общество того времени рабовладельческим никак нельзя, также и феодальным, как утверждал Н.Н. Козьмин. По мнению Козьмина, “Буряты вместе со своими единомышленниками-монголами переживали не только период развития феодальных отношений, но и создали великую феодальную империю…Феодальное землевладение помельчало, но оно оставалось в местном масштабе все же крупным…

Политические права туземного сеньора также сильно помельчали…тем не менее, это был феодальный сеньор”.

Присоединяясь к точке зрения Н.П. Егунова, хочется отметить, безусловно, участие бурятских племен в создании Монгольской империи неоспоримо, тем не менее, буряты, особенно западные, никогда не были простым ответвлением монголов.

Опровергая утверждение Козьмина, хочется добавить, что применительно к Забайкалью, которое было намного ближе к Монголии, переживавшей в то время период раздробленности, и где предпосылок к созданию крупных скотоводческих хозяйств было куда больше, чем в Предбайкалье, ещё можно говорить о наличии каких-то феодальных отношений, особенно у монгольских племен, живших в Забайкалье до прихода русских, и в большинстве своем покинувших территорию нынешней республики Бурятия из-за усиления русской колонизации, то говорить о “бурятских сеньорах” в лесостепном Предбайкалье по меньшей мере странно. Хотя Предбайкалье и являлось союзной Монголии территорией, развитие основного способа хозяйствования- скотоводства в Предбайкалье имело существенные отличия от подобного развития в Монголии и Забайкалье в силу природно-климатических факторов.

Ясно, что западные буряты XVII в. переживали переходный период от родового строя к классовому обществу, хозяйственной основой которого являлось экстенсивное полукочевое скотоводство, и неизвестно, сколько этот период мог бы длиться, если бы не появление в Прибайкалье русских, ускоривших этот процесс. Как писал С.А. Токарев, “Скаска” 1693 г. исходит именно от нойонов, которые не преминули бы оговорить для себя привилегированное правовое положение, если бы только имели возможность опереться в этом на существовавшее обычное право. Если они этого не сделали, очевидно, в правовой практике они не нашли для этого данных”.

Но с приходом русских положение бурятских “князцов” упрочняется, ведь вести дела с пришлыми казаками родовичи поручали именно “князцам”, а те из них, кто пользовался авторитетом рода, сами вступали в подданические отношения с русскими, либо наоборот, обьявляли им войну. Но не факт, что то и другое всегда поддерживалось одноулусниками.

Но после “замирения” бурят русские стали способствовать повышению роли “князцов” в бурятском обществе, им были выгодны лояльные и сильные главы родов, могущие собирать ясак и самостоятельно гасить очаги антирусских выступлений. Обычно бурятский “князец”, вступая в русское подданство, давал присягу- шерть, за себя и своих родовичей, в которой обязывался “быть в вечном холопстве, платить без недобору ясак и поминки, ходить вместе с государственными людьми войною на “непослушников” и “смирять” их”.

Сложнейшие общественно-политические процессы, связанные с установлением государственной границы, навсегда разделившей родственные народы Прибайкалья и Халхи, привели, как отмечает А.Т. Тумурова, к разрушению ранее существовавших форм социальной иерархии и положили начало формированию новой структуры общественных связей, в основе которой лежало признание равенства всех его членов, отсутствие привилегированных слоев. Судя по всему, здесь имеется в виду равенство перед русскими колонизаторами, о котором упоминалось выше- все буряты именовались “ясачными мужиками”, о каком-то ином равенстве говорить не приходится. В то же время Тумурова обобщает, применяя положения, которые она относит ко всем бурятам, вполне применимые к бурятам восточным, но не к западным, поскольку их положение по обе стороны Байкала имело большие различия. Так, она утверждает, что фактически Россия безоговорочно признала только власть зайсанов. Но зайсан- глава рода у восточных бурят. У предбайкальских бурят,в отличие от забайкальских, должности зайсана не существовало.

Далее говорится, что правовое положение бурятских родоначальников имело иной характер, чем власть родовых старейшин якутов, аналогию с которыми проводили на первых порах проводили русские, проникшие в Забайкалье с верховьев Лены. Родовые отношения у бурят, по мнению Тумуровой, были сохранены только как пережитки, или в основном, как особенность феодальных отношений, опиравшихся на военно-бюрократический государственный аппарат. Но по вышеприведенным утверждениям скажем, Егунова, мы видим, что это не совсем так. Данное утверждение действительно довольно странно, учитывая что о никаком “военно-бюрократическом государственном аппарате” в Предбайкалье говорить не приходится. Возможно, что в Забайкалье, где организация власти была на более высоком уровне и действительно, многое восприняла от феодальных порядков Монголии, ещё можно говорить о некоем подобии госаппарата, то в Предбайкалье ситуация была несколько иной. Родовые отношения в Предбайкалье были более сложны, нежели чем в Забайкалье, скажем племя Хори делится на 11 главных родов, а точное количество родов в племенах Булагат и Эхирит до сих пор не ясно, поскольку некоторые ученые относят одни и те же роды к разным племенам.

Род у западных бурят как самостоятельное подразделение был намного малочисленнее, чем у восточных бурят. Кроме того, многочисленность членов рода у восточных бурят и природные условия Забайкалья позволяли иметь значительные количества скота, который был главным богатством у бурят. Разумеется, накопление большого количества скота в одних руках вело к имущественному неравенству, и зайсаны получали более выгодное положение, т.е. как говорилось выше, в их отношении можно говорить о некоем “феодальном сеньорстве”. Кроме того, сильная власть зайсана была необходима ещё и из-за постоянной и куда более ощутимой нежели чем в Предбайкалье, военной угрозы сперва от монгольских ханов, а затем китайского императора маньчжурской династии Цин, и хотя русская агрессия привела к организации сотен у западных бурят, с подавлением антирусского сопротивления сотни исчезли. Более того, зайсан старшего рода Галзууд восточно-бурятского племени Хори считался главой всего племени. Позже именно зайсан рода Галзууд Бадан Туракин отправится во главе делегации хори - бурят к Петру I. У западных бурят главы племени, пусть даже и номинального, не существовало.

Используя тезис Тумуровой о различии правового положения родоначальников у бурят и якутов, можно сказать, что разница эта присутствует и у самих бурят. Хотя термины “шуленга” и “зайсан” являются обозначениями главы рода у бурят западных и бурят восточных, они не являются полностью идентичными. Правовое положение главы рода у бурят западных отличалось от положения главы рода у бурят восточных. Если зайсан, как утверждает Тумурова, являлся главой военно-административной единицы, обладая при этом большим кругом полномочий, то власть шуленги была более ограничена, как можно понять из вышеприведенных утверждений и из текста “Скаски”.

В Забайкалье кроме того, к концу XVII в. появился институт тайшинства, ранее у бурят не существовавший. Это звание получили те зайсаны, которые в силу участия в установлении государственной границы получили привилегии и правовой статус из рук русских властей. Само звание тайши (“тайжа”- князь), пришло из монгольской феодальной терминологии, можно провести определенную параллель между аристократическими титулами Монголии и Российской империи: царь=хан, великий князь=хунтайж, князь=тайж, граф=гун, барон=зайсан. Правда, данная параллель во многом условна, к тому же титулы графа и барона русскими не являются. Но это говорит о развитости феодальной аристократии у монголов. Кроме того, у бурят и монголов имеются многочисленные наименования чиновного и начальствующего люда: это нойон-начальник, тушэмэл- советник, сайд- сановник, засул- помощник главы рода, улусный старшина. Видимо, появление тайшей у восточных бурят было обусловлено необходимостью централизации власти, вследствие сложного положения на границе Бурятии с Монголией, которая к этому времени была полностью захвачена маньчжурами Цин, предьявившими претензии и на Забайкалье. В Предбайкалье институт тайшинства одновременно с Забайкальем введен не был, и появился позже.

Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России-с. 80

Кудрявцев Ф.А. История Бурят- Монгольского народа. М.-Л., 1940, с 1307

Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе. -Улан-Удэ, 2004-с.50

История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М.: Прогресс, 1995 -с. 108

История Бурят- Монгольской АССР-. Улан-Удэ, 1954.-с. 96

Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе.-с.50