Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Тип Моллюски: общая характеристика. Характеристика пищеварительной системы

Тип Моллюски: общая характеристика. Характеристика пищеварительной системы

План-конспект

урока биологии в 7 классе

«Общая характеристика моллюсков»

Тема: Общая характеристика моллюсков.

Цель: Расширить представления учащихся о многообразии органического мира, познакомить с новым типом живых организмов, а так же на основе сравнительной характеристики доказать, что Моллюски, действительно более эволюционно развиты, в сравнении и ранее изученными животными и показать филогенетические связи с другими представителями царства Животные

Задачи:

    Образовательные

    Дать общую характеристику типа Моллюски;

    Выявить черты высокой организации Моллюсков;

    Показать многообразие данного типа;

    Установить филогенетические связи;

    Развивающие

    Развить у школьников умение сравнивать, обобщать изучаемые факты;

    Выделять главное в ходе беседы и при составлении опорного конспекта

    Воспитательные

    Подвести учащихся к мировоззренческому выводу о филогенетических связях в природе;

    Научить ценить красоту окружающего мира и воспитать ценностное отношения к природе

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Тип и вид урока: урок изучения нового материала, традиционный

Оборудование: проектор, биологические коллекции, биологический атлас

Понятия(новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка(радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

Ход урока:

    Вводная беседа

    Подготовка к восприятию

1. С какими типами живых организмов вы познакомились на предыдущих уроках? (с типом плоские, круглые и кольчатые черви).

2. Каких представителей вы изучили?

3. Где они встречаются?

III.Изучение нового материала

Сегодня Вы познакомитесь с одними из самых разнообразных и необычных животных, встречающихся на нашей планете.

Послушайте отрывок из рассказа Салтыкова-Щедрина. «Карась-идеалист»

Догадались, каких животных мы в повседневной жизни называем ракушками?

Это одни из древнейших организмов, обитающих на земле, но в тоже время достаточно высокоорганизованных. Эти организмы всем вам уже знакомы их можно встретить практически в каждом уголке земного шара. Эти животные- Моллюски.

Итак… тема сегодняшнего урока «Общая характеристика моллюсков». У вас у каждого есть план- конспект урока, который вы будете заполнять в процессе изучения темы

Кто же они такие?

Моллюски - двусторонне-симметричные мягкотелые животные (у брюхоногих тело асимметричное), имеющие раковину , мантию, мантийную полость , незамкнутую кровеносную систему ).

Вторичная полость тела (целом) хорошо выражена только в зародышевом состоянии, а у взрослых животных сохраняется в виде околосердечной сумки и полости половой железы. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью. Такая полость тела называется смешанная или миксоцель . (Слайд 2).

Тип Моллюски объединяет классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие . (Слайд 3)

Внешнее строение

Тело моллюсков несегментировано и состоит из головы (её нет у Двустворчатых) , туловища и ноги .

Голова имеется почти у всех моллюсков, кроме Двустворчатых. На ней расположены ротовое отверстие, щупальца и глаза.

Нога - мускулистый непарный вырост тела, который служит для ползания.

У большинства моллюсков имеется раковина.

Туловище Моллюсков покрыто кожной складкой - мантией (вещество, из которого строится раковина, выделяется клетками мантии). Пространство между стенками туловища и мантией называется мантийная полость . В ней расположены органы дыхания. В мантийную полость открываются анальное, половые и выделительные отверстия.

Мантия моллюска - это кожная складка между телом и раковиной.

Мантийная полость - это пространство между стенками туловища и мантией.

Органы моллюсков объединены в системы: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, нервную, выделительную, половую . (Слайд 4)

Пищеварительная система

Пищеварительная система зависит от типа питания моллюсков.

Ротовая полость переходит в глотку , а затем - в пищевод , который ведет в желудок и кишечник . В него впадают протоки пищеварительной железы . Непереваренные остатки пищи выбрасываются через анальное отверстие .(слайд 5)

Дыхание

Дыхание у моллюсков, живущих в воде, осуществляется жабрами , а у наземных - с помощью лёгкого . Некоторые водные моллюски (например, прудовики), также дышат лёгкими, периодически поднимаясь к поверхности воды, чтобы вдохнуть атмосферный воздух.(слайд 6)

Кровеносная система

В кровеносную систему входит сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды . Сердце обычно состоит из трёх камер : одного желудочка и двух предсердий (у Брюхоногих - две камеры - предсердие и желудочек).

Моллюски имеют незамкнутую кровеносную систему (за исключением головоногих). Это означает, что кровь течёт не только по кровеносным сосудам, но и по специальным полостям между органами, а затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие для обогащения кислородом. (Слайд 7)

Нервная система и органы чувств

Нервная система различается по степени сложности и наиболее развита у Головоногих моллюсков.

Она состоит из нескольких пар хорошо развитых нервных узлов , расположенных в разных частях тела, и отходящих от них нервов . Такая нервная система называется разбросанно-узлового типа .(Слайд 8)

Выделительная система

Органы выделения моллюсков - одна или две почки , выделительные отверстия которых открываются в мантийную полость. (Слайд 9)

Размножение

Моллюски размножаются только половым путём . Большинство из них раздельнополы , но встречаются и гермафродиты . Размножаются моллюски, откладывая оплодотворенные яйца. Оплодотворение у моллюсков бывает наружное (например, у устрицы и беззубки) и внутреннее (у виноградной улитки).
Из оплодотворенного яйца развивается или личинка, ведущая планктонный образ жизни (парусник), или сформировавшийся маленький моллюск. (Слайд 10)

Происхождение

Видимо, Моллюски произошли от общих с Кольчатыми червями предков, у которых была слабо развита вторичная полость тела, имелись ресничные покровы и еще не было расчленения тела на сегменты. (Слайд 11)

В эмбриональном (зародышевом) развитии Моллюсков можно наблюдать много общего с развитием Многощетинковых Кольчатых червей. Это указывает на древние исторические (эволюционные) связи между ними.

Типичная личинка морских моллюсков (парусник) очень похожа на личинку кольчатых червей, несущую большие лопасти, усаженные ресничками.

Личинка ведёт планктонный образ жизни, потом оседает на дно и принимает облик типичного брюхоногого моллюска.(Слайд 12)

IVЗакрепление изученного материала

Итак каковы же черты сходства и различия в строении между кольчатыми червями и моллюсками?

Какие черты характерны для быстро плавающих моллюсков?

Какова роль моллюсков в природе и жизни человека?

Выскажите свое мнение- как мы должны относиться к моллюскам- это друг или враг?

Давай те здесь и сейчас пообещаем себе и друг другу то, что мы во что бы то ни стало будем хранить и оберегать красоту нашего мира

V. Домашнее задание:

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа

Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7 класс.– М.: Владос

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко B.C./Под ред. Константинова В.М. Биология. 7 класс.– Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

Иллюстрации:

http://tszavangard.ru/pic/large-3867.jpg

http://ol-lab-2011.narod.ru/index/0-2

Тип урока: урок-семинар.

Образовательные цели: Проверка уровня усвоения основных понятий темы “Общая характеристика моллюсков”, проверка и закрепление знаний учащихся об особенностях строения тела моллюсков, процессов жизнедеятельности, продолжение формирования навыков использования знаний в решении биологических задач, развитие у обучающихся навыков аналитико-синтетической деятельности, формирование экологической культуры учащихся.

Особенности методики: Использование компьютерной презентации, видеофрагмента, интерактивных заданий, как средств актуализации знаний учащихся и развития их естественнонаучного мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, лазерная указка, проектор, магниты, дидактические карточки, раковины морских и пресноводных моллюсков.

Ход урока

I. Оргмомент.

цели и задачи урока;
  • методические особенности.
  • 2. Блиц – опрос “Вопрос – ответ”.

    1. Тип симметрии моллюсков? (билатеральная, асимметрия )
    2. Наружный слой раковины? (конхиолиновый )
    3. Средний слой раковины? (призматический, или фарфоровый )
    4. Внутренний слой раковины? (перламутровый )
    5. Мускулистый язычок, усаженный поперечными рядами конхиолиновых зубчиков? (тёрка, или радула )
    6. Пищеварительная железа? (печень )
    7. Жабры моллюсков? (ктенидии )
    8. Тип кровеносной системы? (незамкнутая )
    9. Отделы сердца? (предсердия, желудочек )
    10. Органы выделения? (почки-нефридии )
    11. Тип нервной системы? (разбросанно-узловой )
    12. Личинки моллюсков? (трохофора, велигер (парусник), глохидий)

    III. Устные ответы у доски по заранее предложенным вопросам семинара.

    1. Классификация моллюсков. (Презентация , слайды № 2-15)

    Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски - хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

    2. Среда обитания моллюсков. (Презентация, слайды № 16-22)

    3. Внешнее строение. (Презентация, слайды № 23-29)

    1. Размеры
    2. Окраска
    3. Отделы тела
    4. Раковина

    Учащиеся определяют, какие из предложенных им раковин брюхоногих – открытоспиральные, а какие – скрытоспиральные.

    Решение биологической задачи (задание классу)

    В некоторых странах, например во Франции, на специальных фермах разводят виноградных улиток, используемых в пищу. Замечено, что для быстрого роста улиток к их основной пище-виноградным листьям-необходимо добавлять кусковой мел. Объясните, почему?

    4. Образование жемчуга. (Сообщение учащегося)(Презентация, слайды № 30-31)

    Жемчуг, органогенные известковые конкреции, образованные в теле некоторых двустворчатых морских и пресноводных моллюсков – жемчужниц. Жемчуг традиционно относится к драгоценным камням. Они являются продуктами аномального роста мантии моллюска. Жемчужины состоят из карбоната кальция – минерала арагонита, в исключительных случаях – кальцита; они обязательно содержат конхиолин – органическое вещество белкового типа. Клетки конхиолина образуют каркас жемчужины – тонкую сетку, в мелких ячейках которой (не различимых простым глазом) осаждаются микроскопические кристаллики арагонита. Средний химический состав жемчуга: СаСО З -91,72%, конхиолин – 5,94%, вода – 2,23%; потери при прокаливании 0,11%.

    Название “жемчуг” произошло от китайского “чжень-чжу”, трансформировавшегося через старорусское “зеньчуг”. В России в 18-19 вв. жемчужины нередко именовали перлами (от нем. Perlen и англ. Pearl, производное “перламутр” -слегка искаженное нем. Perlmutter, “мать жемчуга”).

    Форма жемчужины – округлая, нередко каплевидная или грушевидная, эллипсоидальная либо неправильная, причудливая (“барочный жемчуг”). Размер от первых миллиметров до первых сантиметров (очень редко – крупнее). “Сортовой” жемчуг достигает размеров более 3 мм, “бисер” – 3-2 мм, “жемчужная пыль” – менее 2 мм. Самая крупная жемчужина, найденная на Филиппинах в 1934, 16 см и массу 6,4 кг, имела овальную форму, размеры 24

    Если жемчужина растет не в мантии моллюска, а непосредственно прирастает к внутренней поверхности створки раковины, то в месте прикрепления у нее отсутствует перламутровый слой; такой жемчуг носит название “блистер”, или “пузырчатый жемчуг”, и меньше ценится. В отличие от круглого или барочного жемчуга, не требующего иной обработки, кроме просверливания сквозных отверстий, блистер-жемчуг обычно подвергают обработке для вставок в кольца, серьги, браслеты и другие украшения. Окраска жемчуга разнообразна: белая, розовая, кремовая, черная, бронзовая, коричневая либо пастельных оттенков лавандового, голубого, желтого, зеленого, розовато-лилового цветов. В ювелирной торговле предпочитают розовый, кремовый, белый и черный жемчуг. Считается, что жемчужина заимствует свою окраску от внутреннего перламутрового слоя раковины, точнее – от того участка перламутрового слоя, вблизи которого она формировалась, т.е. цвет жемчуга зависит от вида моллюска-хозяина. Кроме того, на окраску жемчуга влияют температура и состав воды, состояние здоровья моллюска и даже характер пищи, которую он переваривает.

    Жемчужина построена из нескольких тысяч тончайших концентрических слоев арагонита и конхиолина. Своеобразный иризирующий блеск, нежные мерцающие переливы радужных цветов на поверхности жемчужины, придающие ей неповторимую прелесть, составляют особое свойство зрелого жемчуга “ориент”, или “люстр”, за которое он в основном и ценится. Это свойство обусловлено его многослойным строением, явлениями отражения и преломления, дифракции и интерференции света на просвечивающей поверхности жемчужины. Блеск черного жемчуга – металлический. Твердость жемчуга 3,5-4 (такая же, как у арагонита). Средняя плотность натурального жемчуга 2,685.

    Натуральный жемчуг образуется в результате случайного попадания внутрь раковины постороннего предмета. Это может быть крошечная песчинка или червячок-

    Однако многие натуральные жемчужины в разрезе не обнаруживают никаких следов постороннего раздражителя. Предполагается, что в таких случаях ядро имело органическую природу, но после начала осаждения карбоната кальция разложилось, не оставив следов.

    Наиболее высоко ценится морской жемчуг “ориенталь”, менее ценен – пресноводный жемчуг.

    В США в Айове имеется центр изготовления перламутровых пуговиц на базе регулярного вылавливания в р. Миссисипи и ее притоках пресноводных двустворчатых моллюсков рода Unio. Их раковины служат материалом для пуговиц. Это очень трудоемкий промысел. Чтобы найти жемчужину, пригодную для продажи, необходимо вскрыть десятки и сотни килограммов раковин.

    Лучший в мире розовый и кремовый жемчуг добывают в Персидском заливе, где он вырастает в мелких жемчужницах Pinctada vulgaris. Этот моллюск редко бывает крупнее 8 см в поперечнике. Жемчужницы, обитающие у северного побережья Австралии, формируют красивые серебристо-белые жемчужины, более крупные, чем моллюски Персидского залива. Австралийская жемчужница Pinctada maxima иногда достигает в диаметре 30-36 см. Основной бизнес ловцов жемчуга в Австралии – сбор раковин на перламутр.

    Другие известные места добычи жемчуга – Шри-Ланка, Венесуэла (у ее берегов жемчуг находил еще Колумб), Таити, архипелаг Мергуи в Мьянме и Калифорнийский залив в США. Каждый регион характеризуется жемчугом определенного типа (в частности, специфической окраски). Высококачественный жемчуг из Персидского залива определяет максимальный уровень цен на любой натуральный жемчуг.

    Речной жемчуг некогда водился в Англии и Ирландии; римляне привозили его с Британских островов. Сейчас добыча речного жемчуга ведется только в Германии (Бавария) и США. Северные и северо-западные реки Европейской части России прежде тоже изобиловали жемчугом. Жемчуг издревле высоко ценили на Руси; им расшивали женскую одежду и головные уборы (сарафаны, кокошники и т.п.), облачения духовенства, а иногда и одеяния вельмож, украшали оклады икон, переплеты рукописных церковных книг, церковную утварь и т.д. Особенно ценился скатный (т.е. круглый) жемчуг из Кафы (древнее название Феодосии в Крыму) – кафимский (великий, велий), который привозили туда с Востока. В большом почете был жемчуг в Древнем Риме. Плиний Старший (77 н.э.) помещал его в иерархии драгоценных камней на второе место после алмаза и перед изумрудом. На средневековом Востоке, где особенно ценили красные камни, первое место, естественно, отводилось рубину, за ним следовали алмаз и жемчуг (тоже перед изумрудом). В настоящее время натуральный жемчуг относится к числу самых дорогих ювелирных камней.

    К сожалению, жемчуг недолговечен. По прошествии 150-200 лет жемчуг “заболевает”, т.е. тускнеет и трескается вследствие высыхания конхиолина, теряя свой иризирующий блеск и утрачивая, таким образом, основное достоинство как ювелирного камня. Однако известны жемчужины, сохранившие свои блеск и красоту, несмотря на весьма солидный возраст– 300-400 лет и больше.

    5. Внутреннее строение. (ответ с использованием интерактивной схемы диск “Мультимедийное пособие “Уроки Кирилла и Мефодия” “Животные””, урок №11, страница 26)

    Решение биологической задачи (задание классу)

    Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2-4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

    6. Размножение и развитие моллюсков. (Презентация, слайды № 42-43)

    Демонстрация видеосюжета “Размножение виноградных улиток”

    IV. Беседа с классом о происхождении моллюсков.

    Происхождение моллюсков.

    По всей видимости, моллюски произошли от примитивных кольчатых червей, перешедших к ползанию по грунту. Брюшная сторона кожно-мускульного мешка превратилась в ногу, в связи с развитием защитной раковины утратилась опорная функция целома, и он редуцировался. У наиболее примитивных форм сохраняются черты сегментации в строении нервной, половой и выделительной систем. Дальнейшее развитие группы связано с изменением способов движения и питания и эволюции раковины.

    Назовите общие черты моллюсков и кольчатых червей.

    Некоторые важные общие черты моллюсков и кольчатых червей

    1. Двусторонне-симметричное (у моноплакофор) тело.
    2. Сохранение у низших моллюсков следов метамерии во внутреннем строении.
    3. Вторичная полость тела – целом.
    4. Наличие кровеносной системы, общее направление кровотока.
    5. выделительная система метанефридиального типа.
    6. Центральная нервная система, состоящая из надглоточного и подглоточного ганглиев и нервной цепочки.
    7. Спиральное дробление яйца и трохофорная личинка.

    Назовите признаки высокой организации и особенности моллюсков. Признаки Высокой организации и особенности моллюсков.

    1. Утрата сегментации тела.
    2. Обособление части кожно-мускульного мешка и образование ноги.
    3. Образование наружного защитного и опорного панциря – раковины.
    4. Развитие многокамерного сердца.
    5. Развитие жаберной системы, Образование легких для газообмена на суше (у брюхоногих).
    6. Развитие внутри типа разнообразных органов чувств, централизация нервной системы и развитие головного мозга (надглоточного ганглия), особенно у головоногих.

    V. Проверочная работа.

    Вариант №1.

    1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

    а) беззубка; б) кальмар; в) виноградная улитка.

    2. Раковина моллюска образована:

    а) выделениями мантии; б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу; в) выделениями пищеварительных желез.

    3. Перетирание растительной пищи происходит у многих моллюсков:

    а) с помощью терки желудка; б) теркой языка; в) теркой тонкой кишки.

    4. Ток воды через сифоны моллюсков обеспечивается:

    а) разностью давления воды на входе и выходе; б) движениями ресничек мантии, жабр, ротовых лопастей; в) заглатыванием воды.

    5. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

    а) печень и поджелудочная железа; б) только печень; в) только поджелудочная железа.

    Вариант №2.

    1. К морским моллюскам относятся:

    а) кальмар и каракатица; б) беззубка и малый прудовик; в) осьминог и перловица.

    2. Мантийная полость - это:

    а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте; б) пространство между мантией и телом; в) пространство между раковиной и мантией.

    3. У беззубки нет головы, так как:

    а) у моллюсков вообще нет головного отдела; б) беззубки не ловят добычу, а питаются пассивно; в) это единственный представитель двустворчатых, у которых отсутствует головной отдел тела.

    4. Реактивный способ передвижения характерен:

    а) для беззубки; б) для мидии; в) для кальмара.

    5. Легочное дыхание характерно:

    а) для перловицы; б) для осьминога; в) для слизня.

    Вариант №1 Вариант №2
    1.В 1.А
    2.А 2.Б
    3.Б 3.Б
    4.Б 4.В
    5.Б 5.В

    VI. Домашнее задание.

    1. Подготовить план-конспект на тему “Брюхоногие моллюски. Особенности организации на примере малого прудовика”
    2. Решить кроссворд:

    По горизонтали: 1. Пресноводный двустворчатый моллюск. 2. Часть раковины улитки. 3. Двустворчатый моллюск, переселившийся из Черного моря в реки Европы. 4. Часть тела улитки. 5. Распространенное название брюхоногих моллюсков. 6. Наземная улитка. 7. Съедобный двустворчатый моллюск. 8. Пресноводный двустворчатый моллюск. 9. Дальневосточный морской моллюск. 10. Часть раковины. 11. Язык брюхоногих моллюсков, вооруженный зубами. 12. Отверстие раковины. 13. Защитное образование моллюсков, выделяемое клетками мантии.

    По вертикали: 1. Брюхоногий моллюск. 2. Пресноводная улитка с длинной дыхательной трубкой. 3. Трубочка, соединяющая мантийную полость двустворчатых моллюсков с окружающей средой. 4. Крупная наземная тропическая улитка. 5. Мелкая улитка. 6. Моллюск, слизь которого используется для приготовления краски "королевский пурпур". 7. Ископаемый моллюск, имевший спиральную раковину. 8. Моллюск - вредитель полевых и ягодных культур. 9. Двустворчатый моллюск - обитатель слабопроточных водоемов. 10. Хищный моллюск, уничтожающий устриц. 11. Моллюск, обладающий ядовитыми железами и зубами. 12. Головоногий моллюск.

    1. Каковы основные признаки, характеризующие моллюсков? Составьте и зарисуйте схему строения брюхоногого моллюска, сделайте обозначения на рисунке.

    Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и мускулистой ноги;

    Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, окруженный обширной кожной складкой - мантией;

    Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств, в нее открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез;

    Пищеварительная система состоит из передней, средней и задней кишки;

    В глотке обычно имеется орган, измельчающий пищу, - терка с расположенными на ней роговыми зубчиками;

    Кровеносная система незамкнутая (кроме головоногих моллюсков); движение крови обеспечивает двухкамерное сердце;

    Имеются органы зрения, равновесия, химической чувствительности, осязания;

    Органы дыхания у водных форм - жабры, у наземных - легкие; представляют собой специализированный участок кожной складки - мантии.

    2. Что представляет собой мантия? Каково её значение?

    Мантия – складка ткани у моллюсков, окружающая тело. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой находятся некоторые органы чувств и куда открывается заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

    3. Что такое раковина? Каковы её функции? Какие химические вещества образуют основную массу раковины?

    Раковина - это защитное образование, покрывающее тело моллюсков. Раковина, как правило, образована выделениями мантии. Она может быть цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести. Неравномерное отражение света от этих пластинок придаёт внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. У некоторых моллюсков недоразвитая раковина погружена под кожу или исчезает совсем (слизни, головоногие).

    4. Охарактеризуйте строение тела двустворчатых моллюсков.

    Мягкое тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены ротовое отверстие и органы чувств. Туловище представляет собой мешок, его основание окружено обширной кожной складкой - мантией. На спинной стороне, как правило, расположена выделяемая мантией защитная раковина. Сильно утолщённая благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие - ползательные, клиновидные, похожие на плавники - для плавания, округлые - присасывающиеся и др.

    5. Обсудите в классе сходства и различия представителей разных классов моллюсков.

    В процессе расселения по планете моллюски разделились на ряд групп, объединённых в несколько классов. Среди них Брюхоногие, Двустворчатые и наиболее высокоорганизованные - Головоногие.

    6. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика кольчатых червей и моллюсков» (работа в малых группах).

    7. Как вы думаете, какую роль играют моллюски в природе? Приведите примеры моллюсков, обитающих в вашей местности.

    Моллюски имеют значение как источник перламутра и жемчуга. Наиболее ценится жемчуг морской жемчужницы, встречающейся в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Многие морские двустворчатые употребляются в пищу, например устрицы, мидии, морской гребешок, кальмары. Двустворчатые моллюски - мощные естественные очистите-ли воды (биофильтраторы). Питаясь взвешенными в воде органическими веществами и мельчайшими живыми организмами (планктоном), они пропускают через мантийную полость большое количество воды, очищая ее.

    8. Выделите особенности строения тела моллюсков, связанные с их образом жизни.

    Основные особенности:

    Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие);

    Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц, у брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки, у двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, большинство головоногих моллюсков раковину утратили.

    9. Составьте развёрнутый план параграфа.

    Общая характеристика внешнего строения представителей типа Моллюски;

    Строение нервной системы;

    Строение органов чувств;

    Строение кровеносной системы;

    Строение органов дыхания;

    Строение пищеварительной системы;

    Строение органов выделения;

    Значение моллюсков;

    Класс Брюхоногие моллюски (общая характеристика класса);

    Общая характеристика класса Двустворчатые моллюски;

    Хозяйственное значение, представители;

    Общая характеристика класса Головоногие моллюски;

    Особенности строения представителей данного класса;

    Хозяйственное значение.

    Моллюски, или мягкотелые, образуют ясно ограниченный тип животных, ведущий начало от кольчатых червей. К моллюскам относятся главным образом водные, реже наземные животные, характеризующиеся следующими признаками.

    Тип Mollusca состоит из большого количества весьма разнообразных форм - более 100 000 видов. Это мягкотелые несегментированные животные с истинной полостью тела ( целомом). По размерам они могут составлять от нескольких миллиметров до более 20 м (как в случае гигантского кальмара Architheutis, крупнейшего из беспозвоночных). Среди моллюсков найдено несколько наиболее интересных и ценных объектов для нейробиологических исследований. Как показано на рис. 4.3 они развивались 700 или 800 миллионов лет. Моллюски подразделяются на 7 классов.

    1. Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным.

    2. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.

    3. Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целомом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

    4. Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения.

    5. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов.

    6. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.

    7. Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы).

    8. Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов.

    Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

    Для выделения служат почки - видоизмененные целомодукты, сообщающиеся внутренними концами с околосердечной сумкой.

    9. Нервная система у примитивных форм состоит из окологлоточного кольца и четырех продольных стволов; у высших форм на стволах в результате концентрации нервных клеток формируется несколько пар ганглиев. Нервная система такого типа называется разбросанно - узловой.

    10. Развитие моллюсков очень похоже на таковое многощетинковых червей; у большинства дробление спирального типа, детерминированное. У низших представителей из яйца выходит трохофора, у большинства остальных - видоизмененная трохофорная личинка - парусник (велигер).

    ), пресных водоемах (беззубки, прудовики , живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка , слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них - малоподвижные животные , некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

    Основные характерные черты строения моллюсков сле дующие:

    1. Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1-2 парами щупалец, туловище , в котором расположено большинство внутренних органов, и нога - мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.
    2. Тело моллюсков заключено праковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) - известковые. У брюхоногих моллюсков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков раковину утратили.
    3. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой -мантией, эпителий которой выделяет вещество раковины. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой располагаются жабры , некоторые органы чувств , анальное отверстие , отверстие выделительных органов.
    4. Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцированная и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внутренними органами заполнено рыхлой тканью -паренхимой.
    5. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке развит мускулистый язычок, покрытый роговой пластинкой с многочисленными зубчиками - теркой. Ею они активно захватывают и измельчают растительную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюнных желез, а в желудок - проток особой пищеварительной железы -печени. Двустворчатые питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую взвесь (водоросли , бактерии , детрит), поступающую в мантийную полость с водой через вводной сифон.
    6. Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1 -2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.
    7. Органы дыхания у водных моллюсков - жабры, у наземных -легкое, представляющее собой участок мантийной полости. В стенке легкого имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен . Легкое открывается наружу дыхательным отверстием -дыхальцем.
    8. Выделительная система представлена 1-2 почками. Они являются видоизмененными метанефридиями. Воронка почки открывается в околосердечную сумку, а выделительное отверстие - в мантийную полость.
    9. Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутренностном мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осязания, равновесия, а у подвижных хищников - зрения.
    10. Размножение происходит половым способом. Большинство моллюсков - раздельнополые животные, реже - гермафродиты (легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных - внутреннее, перекрестное. У пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков - с неполным метаморфозом, т. е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их расселению.