Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Структуры мозга и эмоции. Как эмоции связаны с работой наших внутренних органов

Структуры мозга и эмоции. Как эмоции связаны с работой наших внутренних органов

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться правильно понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Что такое эмоции и чувства?

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

  • Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
  • Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
  • Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
  • Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Видео: Психология. Эмоции и чувства

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

  • Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
  • Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
  • Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
  • Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Учёными уже доказано, что чем более сложно организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее та гамма эмоций, которую оно способно пережить.

Эмоции и чувства

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека - стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение - становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.

Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.

Главные эмоции человека

Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния . Среди них выделяется несколько главных:

  • радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
  • страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
  • волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
  • интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
  • удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
  • обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
  • злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
  • смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
  • жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Большинство из нас легко отличает эмоции другого по внешним проявлениям

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются. Все их делят на три категории:

  • Моральные (нравственные или эмоциональные) чувства возникают по отношению к поведению окружающих людей или самого себя. Их развитие происходит в ходе любой деятельности и обычно бывает связано с принятыми в обществе моральными нормами. В зависимости от того, насколько происходящее соответствует внутренним установкам человека, у него появляется чувство негодования или, наоборот, удовлетворения. К этой же категории относятся все привязанности, симпатии и антипатии, любовь и ненависть.
  • Интеллектуальные чувства испытываются человеком в ходе умственной деятельности. К ним относят вдохновение, радость от успеха и стресс от неудачи.
  • Эстетические чувства человек испытывает, создавая или оценивая что-то прекрасное. Это может относиться как к предметам искусства, так и к природным явлениям.
  • Практические чувства порождает деятельность человека, её результаты, успешность или неудача.

Функции эмоций

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или - ощущение сытости.

Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.

Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения.

Реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда.

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели "эмоционального резонанса", предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные движения животных управляются самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрическим током различные точки гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения: "аффективную агрессию" и "хладнокровное" нападение. Для этого они помещали кошку в одну в одну клетку с крысой и изучали влияние стимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При стимуляции одних точек гипоталамуса у кошки при виде крысы возникает аффективная агрессия. Она набрасывается на крысу с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При "хладнокровном" нападении, которое наблюдается при стимуляции другой группы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое поведение не сопровождается демонстрацией агрессии. Наконец, еще раз изменив локализацию электрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.

2. Физиологическое выражение эмоций

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.

Лица, страдающие от различных конфликтов и особенно с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Р.Мальмо с сотрудниками показали, что мышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные). Для этого голос человека, записанный на магнитную ленту, подвергается частотному анализу. С помощью ЭВМ речевой сигнал разлагается в частотный спектр. Установлено, что по мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций - в его высокочастотной зоне. Эти сдвиги в спектре речевого сигнала могут быть вызваны даже очень большой физической нагрузкой. Этот метод позволяет в 90% случаев правильно определять увеличение эмоционального напряжения, что делает его особенно перспективным для изучения состояний человека.

Важным компонентом эмоция являются изменения активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Благодаря этим эффектам животное подготавливается к интенсивной физической деятельности, необходимой для выживания.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменения биотоков головного мозга. Физиологи считают, что у животных ЭЭГ-коррелятом эмоционального напряжения является ритм настораживания (или гиппокампальный тета-ритм), пейсмекер которого расположен в перегородке. Его усиление и синхронизация наблюдаются при появлении у животного оборонительного, ориентировочно-исследовательского поведения. Гиппокампальный тета-ритм усиливается также во время парадоксального сна, одной из особенностей которого является резкое возрастание эмоциональной напряженности. У человека такого яркого ЭЭГ-показателя эмоционального состояния, каким является гиппокампальный тета-ритм животного, найти не удается. Ритм, подобный гиппокампальному тета-ритму, у человека вообще плохо выражен. Лишь во время выполнения некоторых словесных операций и письма в гиппокампе человека удается наблюдать возрастание регулярности, частоты и амплитуды тета-ритма.

Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа и бета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях. По некоторым данным у лиц с доминированием положительных эмоций регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц с преобладанием гнева - бета-активность.

П.Я.Баланов, В.Л.Деглин и Н.Н. Николаенко для регуляции эмоциональных состояний у больных применяли электросудорожную терапию методом униполярных припадков, которые вызываются наложением электрораздражения на одну сторону головы - правую или левую. Они нашли, что положительные эмоциональные состояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, а отрицательные эмоциональные состояния - с усилением альфа-активности в правом и усилением дельта-активности в левом полушарии.

Кроме того, появление эмоциональных состояний сопровождается изменениями электрической активности миндалины. У пациентов с вживленными электродами в миндалину при обсуждении эмоционально окрашенных событий обнаружено усиление в ее электрической активности высокочастотных колебаний. У больных с височной эпилепсией, для которых характерны выраженные эмоциональные нарушения в виде повышенной раздражительности, злобности, грубости, в дорзомедиальной части миндалины зарегистрирована эпилептическая электрическая активность. Разрушение этого отдела миндалины делает пациента неагрессивным.

Структуры мозга, участвующие в эмоциях.

Прежде, чем говорить о том, как взаимодействуют и влияют на возникновение эмоций отдельные структуры мозга, нужно по отдельности рассмотреть каждую из них, их функцию и структуру. Только в XXв. появились сведения о структурах мозга, ответственных за возникновение эмоций, и стали понятны физиологические процессы, являющиеся основой эмоциональных состояний.

Решающая роль в формировании эмоций принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации, лобным и височным долям.

1) Лимбическая система (Л.с.).

Л.с. включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся поясная извилина, свод, перегородка, некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга- гипоталамус (Hpt), миндалина, гиппокамп. Три последних участка мозга являются самыми важными, на них-то мы и обратим внимание.

· Hpt. Hpt- это высший центр регуляции внутренней среды организма. В нём есть нейроны, которые активируются или, напротив, снижают активность при изменениях уровня глюкозы в крови и ликворе, изменениях осмотического давления, уровня гормонов и т.д. Другой способ оповещения Hpt-ом об изменениях внутренней среды представлен нервными афферентными путями, собирающими импульсацию от рецепторов внутренних органов. Изменения параметров внутренней среды отражают ту или иную потребность, а Hpt, в соответствии с этим, формирует мотивационную доминанту. Нейроны латерального Hpt взаимодействуют с некоторыми структурами лимбической системы, а через передние ядра таламуса влияют на ассоциативную теменную область коры и двигательную кору, инициируя тем самым замысел движений.

При хирургическом повреждении определённых участков Hpt животные теряют чувства насыщения и голода, которые, как известно, тесно связаны с эмоциональным состоянием удовольствия и неудовольствия. В результате утраты этих чувств сытое животное безудержно поглощает пищу и может погибнуть от обжорства, а голодное животное отказывается от еды и тоже погибает.

При раздражении верхних и передних отделов Hpt вызывает у крыс агрессивную реакцию и, однажды испытав её, они впоследствии всячески избегали её вызывать. Видимо, в этом случае активируются структуры, имеющие отношение к формированию отрицательных эмоций. "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов чёрной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет существенную роль в возникновении чувства удовольствия. В ядрах Hpt находится много различных рецепторов. Hpt обладает свойством воспринимать изменения внутренней среды, а также смещения константы крови, т.е. они обладают центральной рецепторной функцией.

Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций.

· Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения. Удаление миндалин с височной корой было названо "синдромом Клювера- Бьюси". Последствия удаления: пропадает чувство страха, гиперфагия (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания.

Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами. Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, "взвешивая" конкурирующие эмоции. "Помогают" выбрать правильное решение. При двустороннем удалении миндалин у обезьян наблюдается утрата способности к нормальному общению внутри стада, обнаруживается замкнутость, склонность к уединению. Перенёсший такую операцию вожак совершенно утрачивает свой ранг, потому что перестаёт отличать "хорошее" обезьянье поведение от "плохого".

Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.

Гиппокамп. Гиппокамп находится по соседству с миндалиной. Роль его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти- к неспособности запоминать новую информацию.

Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов. Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой.

Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций. Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение.

Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л.А.Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.

Перегородка, свод и поясная извилина.

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод- система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.

Ещё одна структура- перегородка- получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. "… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по- видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия" (Т.Л.Леонтович).

Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.

2) Ретикулярная формация (Р.ф.).

Важную роль в эмоциях играет Р.ф. - структура внутри моста и ствола головного мозга. Именно это образование в наибольшей мере способно явиться "генерализатором" той или иной "частной" потребности организма. Она оказывает широкое и разностороннее влияние на различные отделы ЦНС вплоть до коры больших полушарий головного мозга, а также на рецепторные аппараты (органы чувств). Она обладает высокой чувствительностью к адреналину и адренолитическим веществам, что лишний раз указывает на органическую связь между Р.Ф. и симпатической нервной системой. Она способна активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой, т.е. действует как своего рода фильтр. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые- через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются "неспецифическими". Это означает, что нейроны Р.ф. могут реагировать на многие виды стимулов.

Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция. Голубое пятно- плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп.мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок Р.ф.- чёрная субстанция- представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор- дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний.

3) Кора больших полушарий.

Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности. Следовательно, они связаны с корой- высшим отделом головного мозга, но в значительной мере- и с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. В создании эмоций участвуют и височные доли.

Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности.

Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению. Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет. Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение. Ориентация на сигналы высоковероятных событий дела

Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.

Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симонова- это единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.

Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека. Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении- от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной "резервуар" эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).

Заключение

Эмоции - это необходимый фундамент для повседневной и творческой жизни людей. Они вызываются действием на организм, на рецепторы и,следовательно, на мозговые концы анализаторов определённых раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию органов.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер – симпатические. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление.

При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической- уменьшается.

Эмоции - одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека, и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны.

  • Анализ динамики, состава и структуры финансовых ресурсов
  • Анализ и оценка оптимизации структуры заемного и собственного капитала
  • Анализ логической структуры текстов рассуждений. Приемы их построения
  • Анализ потребителей может повлечь за собой анализ трендов клиентов, мотиваций, структуры сегментов и неудовлетворенных потребностей
  • Анализ современного состояния организационной структуры ЦСПО РАНХиГС
  • Анализ состава, структуры, динамики активов организации и оценка эффективности их использования

  • Невероятные факты

    Наш мозг имеет много обязанностей. Он помогает нам интерпретировать события, регулировать потребности нашего организма, решать проблемы, хранить воспоминания, чувствовать и т.д. И если этого недостаточно, то наш мозг, помимо прочего, помогает нам управлять чувствами. Поэтому, когда вы расстроены, а кто-то говорит вам, что все переживания кроятся только в вашей голове, и вы должны взять себя в руки, он прав с одной стороны и совсем не прав с другой. Это легче сказать, чем сделать.

    Почему же так происходит? На самом ли деле мозг и чувства так сильно влияют друг на друга? Являются ли они партнерами в вопросе о нашем личном благосостоянии? Или они сражаются за превосходство?

    10. Нейротрансмиттеры - наши лучшие друзья

    Вдохновители коммуникаций внутри нас – мы называем их нейромедиаторами. Вот как они работают: наш мозг полон нервными клетками, известными нам как нейроны. Они тесно контактируют между собой для того, чтобы быть "в курсе" всех событий, происходящих с нами. Нейротрансмиттеры же, в свою очередь, выполняют функцию переносчиков информации от одного нейрона к другому.

    Такого рода "послания" помогают определить наши эмоции и чувства, такие как, к примеру, мотивации для выполнения определенных задач, способность сосредоточиться, а также наши отрицательные и положительные настроения. Когда происходит дисбаланс в нашем уровне нейромедиаторов, наши чувства могут оказаться в "неисправном" состоянии. На самом деле, такие дисбалансы связаны с обсессивно-компульсивными проблемами или проблемой дефицита внимания.

    Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что мы можем предпринять усилия для того, чтобы попытаться сохранить наш уровень нейромедиаторов в норме. Большинство из них упорно трудится внутри нашего мозга и состоят из аминокислот и белков, поэтому при сбалансированной диете нам удастся сохранить необходимое их количество.

    9. Различные нейромедиаторы ответственны за различные эмоции

    Когда мы думаем о симфоническом оркестре, мы знаем, что это большая группа музыкантов, которые вместе играют на различных инструментах для того, чтобы создать одну красивую песню или мелодию. Мы можем сравнить нейротрансмиттеры с пианистом, скрипачом и виолончелистом, каждый из которых играет свою мелодию, в результате чего получается одна интересная песня. Действительно, внутри нас существуют несколько десятков различных видов нейромедиаторов, которые регулируют конкретные эмоции. Ниже представлены три вида самых активных из них и наиболее значимых:

    Серотонин: он ответственен за успокоение и помогает нам пребывать в хорошем настроении и быть веселыми;

    Допамин: вы чувствуете себя полным энергии и решительности? Скажите спасибо достаточному количеству допамина, который помогает вам энергично и с уверенностью решать жизненные проблемы;

    Норадреналин: этот нейротрансмиттер "счастливо рассеивает" концентрацию, бдительность и мотивацию.

    8. Посредством сохраненных воспоминаний мозг управляет страхами

    Когда наш мозг чувствует опасность, он отправляет нашему телу сигналы. У человека тут же повышается давление и ускоряется сердцебиение. Все это подготавливает нас соответствующим образом реагировать на опасность. Безусловно, эта реакция может быть крайне полезной, особенно если она поможет нам избежать боли. Однако, она также может помешать нам, если страх заставляет избегать повседневных ситуаций, таких как публичные выступления или социальные взаимодействия. Иногда, страхи могут превратиться в полномасштабные фобии.

    Как же мы все-таки развиваем эти самые фобии? В некоторых случаях, наши фобии могут возникнуть на основе воспоминаний о страшном опыте, к примеру, о пережитой автокатастрофе. Это связано с деятельностью очень небольшой части мозга, называемой мозжечковая миндалина. Когда у нас есть такой опыт, та самая миндалина говорит нам: "Для этого нужна очень сильная эмоциональная реакция, подумай дважды!".

    7. Стресс может спровоцировать значительные повреждения в мозгу

    Часто стресс является тем, что мы пытаемся игнорировать. В конце концов, когда есть время думать о стрессе, если вы заняты приготовлением ужина, проблемами на работе, болезнью близкого человека или стремлением быть лидером в классе? В этих случаях наша самопомощь опускается в самую нижнюю часть списка. Во всяком случае, стресс не вызывает никаких повреждений, не так ли? Нет, не так.

    Когда вы находитесь в состоянии хронического стресса, ваш мозг получает постоянные перегрузки и повреждения энзимов. Этот фермент непосредственным образом связан с нейронами, находящимися в префронтальной коре головного мозга. Префронтальная кора находится в передней части мозга и выполняет функции управления, то есть она ответственна за комплексное мышление и решение проблем. Поэтому чем больше ущерба наносится префронтальной коре, тем труднее для человека в условиях хронического стресса замечать, что происходит в мире вокруг него. Еще более важным является тот факт, что эта часть головного мозга первая сдает свои позиции с возрастом, поэтому так важно поддерживать свое психическое здоровье. Тем не менее, наш мозг обладает удивительной способностью к самовосстановлению.

    6. Стресс заставляет нас "стоять на месте"

    Выше мы узнали какой ущерб может нанести стресс деятельности мозга. Однако, специалисты университета Мино в Португалии (University of Minho) пошли еще дальше. Они изучали крыс, находящихся в состоянии стресса. В результате им удалось доказать, что беспокойство и стресс могут привести к таким изменениям в нашем мозге, "благодаря" которым мы регулярно повторяем одни и те же ошибки. Это, безусловно, помогает объяснить, почему многие из нас продолжают находиться в ущербных отношениях, на плохом рабочем месте, которое совсем не подходит и т.д. Наш мозг говорит нам в этом случае, что оставаться на месте – это именно то, что мы должны делать, хотя на самом деле необходимо все резко менять.

    Однако, не стоит бояться: исследователи не оставляют нас без надежды. Когда изучаемых крыс "освободили" от состояния стресса, они смогли с течением времени избавиться от чувства тревоги. Таким образом, следует запомнить, что иногда нам нужно более тщательно анализировать происходящее с нами и помогать себе и близким двигаться дальше.

    5. Наше настроение может оказать влияние на силу испытываемой боли

    Наблюдали ли вы когда-нибудь за ребенком, который в процессе игры падает? Особенно если у него при этом хорошее настроение, и он с радостью, поднявшись, бежит играть дальше. А как многие из нас игнорируют чувство боли, если при этом нам очень-очень весело?

    Как оказалось, наше настроение на самом деле может повлиять на силу, с которой мы чувствуем боль. Как отмечает доктор Рик Ноэрт (Rick Nauert), наш мозг – это самый мощный игрок, посредством которого мы и воспринимаем боль. Он описывает исследование, проведенное специалистами университета Монреаля, которое описывает взаимосвязь между нашим самочувствием в определенный момент и силой осознания чувства боли. В результате, те люди, которые в момент получения легких шокирующих ударов были сосредоточены на рассматривании красивых картинок, почувствовали меньше боли по сравнению с теми, кто рассматривал картинки негативно содержания, следовательно, их настроение было далеко не на высшем уровне.

    4. Мозг определяет, насколько мы счастливы

    Состояние блаженства и счастья может быть весьма труднодостижимым. Однако, все больше доказательств указывает на то, происходящие процессы внутри нашего мозга оказывают положительное или отрицательное воздействие на то, как мы воспринимаем жизнь. В дополнении к внешним воздействиям окружающей среды, депрессия и наши взгляды на жизнь очень сложны и оказываются под влиянием огромного количества факторов. К примеру, в зависимости от того, какая часть префронтальной коры, активнее управляет эмоциями, можно определить обладает ли человек положительным или отрицательным взглядом на жизнь.

    Кроме того, наше состояние счастья, или даже депрессии, не просто привязано к определенной части мозга. Немаловажную роль играют и химические вещества. Последние исследования показали, что нарушения в работе химических веществ в нашем мозгу могут привести к развитию депрессии. К примеру, в одном из исследований, проведенном специалистами университета Мичигана, удалось обнаружить взаимосвязь между развитием депрессии и уменьшением содержания рецептора серотонина, который, как известно, отвечает за наличие чувства радости.

    3. Полушария головного мозга контролируют наши чувства

    Каждая часть нашей черепной коробки выполняет свою роль, но, безусловно, самая важная роль отведена головному мозгу, который отнимает 85 процентов всего веса. Он контролирует мышление и движение мышц. Головной мозг состоит из двух полушарий, которые, работая вместе, решают сложнейшие умственные задачи. Правое полушарие заботиться о нашем пространственном мышлении, а левое о нашем языке. Вместе они принимают участие в управлении нашими эмоциями. Однако, ученые недавно обнаружили, что их совместная работа и воздействие на эмоции играет куда более важную роль, чем полагалось ранее. Похоже, что правое полушарие всегда на чеку, когда речь идет об отрицательных эмоциях. Когда правое получает тревожный сигнал, то оно сразу же "связывается" с левым полушарием для того, чтобы получить совета, что же делать.

    2. Влюбленный мозг действительно влюблен на химическом уровне

    Всех романтиков, которые верят в любовь с первого взгляда, порадует новое исследование, поддерживающее эту теорию. В исследовании говорится о том, что наш мозг влюбляется за пятую долю секунды.

    Все-таки, что же это на самом деле означает? Что происходит внутри нашего мозга при появлении чувства любви? Исследователи из Сираузского университета говорят о выбросе химических веществ, таких, как нейромедиаторов допаминов, которые вызывают эйфорию, связанную с любовью.

    Однако, другие специалисты полагают, что любовь может быть как эмоциональным, так и рассчитанным шагом. На изображениях мозга влюбленных студентов, точно прослеживалась активность как в части, ответственной за эмоции, так и в области, связанной с установлением целей и мотиваций. В последнем случае, цель, стара, как мир – потомство.

    1. Наркотики становятся волками в овечьей шкуре

    Когда речь заходит о наркотиках, наш мозг очень быстро становится от них зависимым, и это очень плохие новости для тех, кто пошел по неправильному пути. Большинство наркотиков действуют на мозг аналогичным образом: они посылают сигналы нейромедиаторам, связанные с удовольствием. В сущности, это маскирует наркотики под что-то хорошее, поэтому наш мозг требует еще. К сожалению, чем больше человек употребляет наркотики, тем сильнее его мозг требует "добавки", при этом наркоман становится все более зависимым от наркотиков. Причем с каждым разом, человеку требуется все больше химических веществ для достижения удовольствия, а жизнь без наркотиков приводит к развитию депрессии и появлению нежелания жить.

    Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

    Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

    Круг Папеца

    В физиологии высшей нервной деятельности существует понятие «круг Папеца», обозначающее нервные структуры, генерализованно возбуждающиеся при эмоциональном реагировании и названные по имени физиолога, создавшего теорию механизма эмоций (Papez, 1937). В «круг Папеца» входят гипоталамус, передние ядра таламуса, поясная извилина, гиппокамп и их взаимосвязи. Решающее значение в «круге Папеца» придается гипоталамусу, соматические и висцеральные импульсы к которому могут приходить из различных периферических источников.
    Недостатком гипотезы Папеца, по мнению Э. Геллгорна, является игнорирование им роли новой коры в эмоциональном реагировании. «Круг Папеца» положен в основу лимбикосреднемозгового «круга Науты» (У. Иаута, 1963), изобразившего графическивзаимосвязи подкорковых структур «круга Папеца».

    Папец предполагал, что эмоции первично определяются поясной извилиной и вторично другими кортикальными областями. Эмоциональная экспрессия контролируется гипоталамусом. Поясная извилина проецируется на гиппокамп, а гиппокамп на гипоталамус при помощи пучка аксонов, который называется форниксом (сводом). Гипоталамическая импульсация достигает коры через релейные передние ядра таламуса.

    Противоречия:

    • У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций. Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
    • Связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина.
    • многие структуры мозга, не входящие в состав круга Папеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

    Структуры мозга и эмоции

    В лимбической системе и связанных с ней отделах среднего мозга найдены эмоциогенные зоны, возбуждение которых сопровождается положительными (положительные эмоциогенные зоны, центры удовольствия, центры подкрепления) или отрицательными (отрицательные эмоциогенные зоны, центры наказания) эмоциями. Основныеположительные эмоциогенные зоны располагаются по ходу медиального пучка переднего мозга (пучка нервных волокон, связывающего между собой покрышку среднего мозга, гипоталамус и отделы лимбической системы), и главным образом - в гипоталамусе; кроме того, такие зоны можно найти почти во всех отделах лимбической системы. В положительных эмоциогенных зонах сосредоточены тела дофаминергических нейронов,аксоны которых идут к структурам лимбической системы. Основные отрицательные эмоциогенные зоны расположены в околоводопроводном сером веществе среднего мозга, гипоталамусе и таламусе.

    · Эти зоны были обнаружены с помощью метода самораздражения. Для выявления положительных эмоциогенных зон животному в мозг вживляются электроды и предоставляется возможность нажимать на рычажок и тем самым раздражать эти зоны. В случае, если электрод находится в положительной эмоциогенной зоне, животное постоянно (до 7000 раз в час!) нажимает на рычажок, отказываясь ради этого от еды и питья, вплоть до гибели от истощения. В случае же, если электрод вживлен в отрицательную эмоциогенную зону, через него постоянно посылают ток, а нажатие на рычажок приводит к выключению тока, картина будет той же - животное откажется от всего, лишь бы прервать раздражение «центров наказания». Раздражение положительных и отрицательных эмоциогенных зон у бодрствующих добровольцев при нейрохирургических операциях сопровождается, со слов этих добровольцев, чрезвычайно приятными или, наоборот, неприятными переживаниями.

    · Средний мозг не относится к лимбической системе, однако в нем залегают программы эмоционального выражения (например, у кошки- оскал зубов, шипение и прочие внешние признаки ярости). Это вполне согласуется с общей двигательной функцией стволовых отделов мозга - в них хранятся программы цельных движений (гл. 5).

    • Миндалина играет в эмоциях существенную роль, гипоталамус и центральное серое вещество среднего мозга тоже вовлекаются в выражение эмоциональных состояний. В осуществление эмоций вовлекается нейронная система, которая включает миндалину-гипоталамус-центральное вещество среднего мозга. В качестве высшего отдела, контролирующего эту систему, рассматривают фронтальные отделы ассоциативной коры. Области, связанные с реализацией страха и ярости, объединяются в миндалине. Это можно сказать и о центрах гипоталамуса и серого вещества среднего мозга. Хотя такая эмоция неудовольствия как страх интенсивно исследовалась, только в 1954 году Олдсом и Милнер было показано, что в мозге существует центр удовольствия. В настоящее время известно, что центр удовольствия включает голубое пятно (locus coeruleus), вентральную часть покрышки, медиальный пучок переднего мозга (латеральный гипоталамус) и прилежащее ядро (nucleus accumbens).

    Система вознаграждения - эволюционно древнее образование мозга .

    У млекопитающих она устроена сложно и связана с областями мозга, придающими эмоциональную окраску ощущениям и направляющими поведение животных и человека на достижение вознаграждения - пищевого, полового, социального и т.д.

    · Эйфория наступает при стимулирующем действии на мозговую систему вознаграждения.

    · Система представляет собой сложную сеть нервных клеток, вызывающую чувство удовольствия после еды или занятий сексом, т.е. форм активности, необходимых для выживания и продолжения рода.

    · Стимуляция системы вознаграждения доставляет наслаждение и побуждает снова и снова прибегать к тем формам активности, которые его обеспечили.

    · Исследования показали, что система вознаграждения связана с каскадом реакций, вовлекающих несколько нейромедиаторов и структур лимбической системы.

    · Результатом работы этой системы является активация мезолимбического дофаминового пути, который начинается в покрышке головного мозга и заканчивается дофаминовыми рецепторами D2 нейронов, локализованных в прилежащем ядре и гиппокампе.

    Ключевым звеном мозговой системы вознаграждения является сеть мезолимбических дофаминовых нейронов - нервных клеток, расположенных в вентральной области покрышки (ВОП) у основания мозга и посылающих проекции в различные отделы передней части мозга, главным образом в прилежащее ядро (nucleus accumbens). Нейроны ВОП высвобождают из терминалей аксонов нейротрансмиттер дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра. Дофаминовый нервный путь из ВОП в прилежащее ядро играет важную роль в развитии наркотического привыкания: животные с повреждением этих мозговых структур полностью утрачивают интерес к наркотикам.

    Голубое пятно

    – это ядро ствола мозга, которое вовлекается в физиологические ответы на стресс и панику. Открыто оно в 1700 г. Оно расположено в дорзальной стенке ростральной части моста. Это основное место синтеза норадреналина. Состоит это ядро из нейронов среднего размера. Гранулы меланина внутри голубого пятна окрашивают это место мозга в голубой цвет. Нейромеланин формируется при полимеризации норадреналина и является аналогом черного нейромеланина, в основе которого лежит полимеризации дофамина.

    Прилежащее ядро

    – это парная структура.

    Нейроны NA продуцируют ГАМК и они являются основными клетками, формирующими выход NA. Таких нейронов около 95%, но есть и клетки другого типа – это холинергические интернейроны.

    NA проецируется на бледный шар, дорзальный таламус, стриатум и префронтальную кору. Часть эфферентов направляется в черную субстанцию и ретикулярную формацию ствола мозга.

    Входы получает от префронтальной ассоциативной коры, миндалины и дофаминэргических нейронов вентральной покрышки (VTA).

    Ядра шва

    Находятся ядра шва в центральной и медиальной частях ствола мозга. Ядра шва традиционно рассматриваются как медиальная часть ретикулярной формации.

    Ядра шва имеют пусковое значение для всей нервной системы. Большая часть нейронов этой структуры является серотонинэргической. Существенно, что синтез серотонина в красных ядрах определяется сложным взаимодействием между ними.

    Проекции от ядер шва имеются в дорзальных рогах серого вещества спинного мозга, где они регулируют высвобождение энкефалина, тормозящего ощущение боли.

    Эти ядра лежат у основания больших полушарий.

    Базальные ядра

    К базальным ядрам относятся

    · Полосатое тело (стриатум);

    · Бледный шар (паллидум);

    · Субталамическое ядро и черная субстанция.

    Нейрохимия

    Катехоламины (группа)

    · Катехоламиновые нейромедиаторы - дофамин, норадреналин и адреналин.

    · Они образуются в нервных клетках из поступающей с пищей аминокислоты тирозина посредством следующей цепи реакций: тирозин -дигидроксифенилаланин - дофамин – норадреналин - адреналин.

    · Дофамин - это нейроактивный моноамин в цепи синтеза катехоламинов (норадреналина и адреналина).

    · Дофамин, норадреналин и серотонин - медиаторы в центральной нервной системе, оказывающие необычное воздействие на клетки-мишени.

    · Действие катехоламинов развивается за сотни миллисекунд или секунды и может длиться даже часами.

    · Этот способ передачи сигналов между нейронами назвали “медленной синаптической передачей”.

    · Дофамин синтезируется в черной субстанции мозга, а затем распределяется по нервным структурам, регулирующим двигательную активность. Дефицит дофамина в базальных ганглиях приводит к тремору и ригидности - характерным симптомам болезни Паркинсона.

    · Другая область концентрации дофаминэргических нейронов в среднем мозге –ядра вентральной области покрышки.

    · Аксоны нейронов этой области идут (в составе так называемой мезолимбической проекции) ко многим отделам лимбической системы: миндалине, обонятельному бугорку, септуму, прилежащему ядру и лобной коре.

    Дофамин

    · Задействован в регуляции эмоций, поддержании внимания и мотивации к действию. Играет важную роль в работе центров мозга обеспечивающих поддержание уровня удовлетворенности(центров удовольствия

    · Дофамин- вовлечен в регуляцию активности скелетной мускулатуры при передвижении.

    · Дофаминэргическая система представлена в лимбической формации и префрональной коре.

    · В дофоминэргической системе связывание дофамина обусловлено 5 видами рецепторов.

    · Идентифицированы гены этих рецепторов

    · Д 2 А1 аллель является модификатором уровня экспрессии генов. Д 2 А1 аллель связана с выраженностью пристрастного поведения (алкоголизмом, наркоманией и подверженностью стрессу).