Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Зачатие богородицы. Зачатие праведной анною пресвятой богородицы

Зачатие богородицы. Зачатие праведной анною пресвятой богородицы

Зачатие праведною Анною
Пресвятой Богородицы

22 декабря верующие православной Церкви отмечают
зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы

Согласно преданию, родителями Девы Марии были праведные Иоаким, который происходил из города Назарета в Галилее (северная часть Палестины), из царского рода Давида, из мессианского "колена" Иуды, и Анна - из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священнического "колена" Левия.

Иоаким и Анна были женаты 20 лет, вели праведную жизнь, проявляя милосердие к бедным и странникам, принося пожертвования в храм Божий. Иоаким говорил: "Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу". Но Бог не дал им детей, они были бесплодны. Когда в один из праздников Иоаким пришел в Иерусалим, первосвященник Рувим не принял его даров на основании того, что тот не оставил потомства Израилю. Просмотрев родословную двенадцати колен, Иоаким увидел, что все праведники имели детей. Огорчившись, Иоаким ушел в пустыню, где постился и возносил молитву Господу сорок дней и сорок ночей. По прошествии этого времени ангел возвестил ему о будущем рождении дочери Марии: "Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем".

Анна, оставшись без Иоакима, тоже молилась Господу, чтобы даровал ей дитя; при этом Анна дала обет - посвятить своего ребенка Богу. Пред ней предстал ангел Господен и сказал: "Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире".

Ангел велел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что она встретит своего мужа у Золотых ворот. Так и произошло. Золотые ворота явились символом непорочного зачатия Марии. Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы в храме Божьем. В этот день - 9 (22) декабря - православная церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.

Через определенное время в городе Назарете родилась Пресвятая Дева; по иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца Ей было дано имя, указанное ангелом Божьим - Мария, что значит: "высокая", "превосходящая", "госпожа", "надежда" (еврейск.). Настоящий праздник, по учению св. Андрея Критского, есть "начало праздников: он служит дверью к благодати и истине". По словам св. Иоанна Дамаскина, "день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость".

Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон.

…О, как она, летя к нему в объятья,
на грудь ему руки положила
Как её чудесный плащ багряный
трепетал от резкого порыва
Как она, лицо подняв, сияла,
радостью великою исполнясь,
нежностью великою. К кому?
К нему? К себе?
Нежностью, любовию к судьбе
В той судьбе была её надежда
И Иоаким принял её
плащ трепетал его зеленый
левою рукой он взял её под правый локоть
и тихонько правой ногой наступил
на левый башмачок её из красного сафьяна.
Гуннар Экелёф, "Иоаким и Анна"

Молитва супругов о даровании детей

Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего - сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы - древний православный праздник, посвященный истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной.

Дата празднования 9/22 декабря установлена исходя из даты Рождества Пресвятой Богородицы , которая отстоит на положенные 9 месяцев назад - 8 сентября (по ст.ст.). Об этом событии известно из апокрифического Протоевангелия Иакова 1 , датируемого II веком. Еще оно упоминается в каноне Андрея Критского, известного с VIII - IX веков и читаемого в первую неделю Великого поста, а также в толковании мест из Священного Писания Иоанном Эвбейским, проповеди Георгия Никомидийского.

Счастливое событие - зачатие святой Анной дочери Марии - будущей Богородицы, случилось в семье святых Иоакима и Анны, когда святому Иоакиму было уже 77 лет, а святой Анне - 74 года. Возраст родителей Богородицы свидетельствует о том, что Зачатие святой Анной Пресвятой Девы, Невесты Неневестной есть промысел Божий.

Святую праведную Анну почитают как покровительницу будущих мам, ей молятся, чтобы беременность протекала ровно, без осложнений, а младенец родился здоровым. Также в случаях, если существуют какие-то проблемы с зачатием, святым Иоакиму и Анне молятся о даровании потомства.

Святые Иоаким и Анна жили на территории Галилеи, в Назарете. Они были скромны, боголюбивы, воздержанны в быту, а две трети своих доходов отдавали в храм Иерусалима и раздавали бедным. Но получилось, что до старости Бог не дал им детей. В те времена у иудеев бездетность считалась за особое Божие нерасположение и наказание. В глазах общества этим бесчадием они были обесчещены, но постоянно и с горячими слезами молились о даровании Богом им потомства.

Зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы - событие в истории христианства беспрецедентное. Через нее и ее святого супруга родилась она, Царица Небесная, наша Матушка-Заступница, родившая в мир Бога-Слово, с Которым пришло в мир истинное Бессмертие. В Рождестве Ее было уже заложено Рождество Его, Сына Божия, с Которым нам уже открылась будущая Великая Пасха, мысль о которой дает нам силы быть бесстрашными особым, христианским бесстрашием даже перед лицом физической смерти, ибо Он - смертию смерть попрал для всякого, кто уверует в Него. Но и еще ранее, в книге «Бытие», упоминалось о том, что, проклиная змея-искусителя, Бог говорил о Той, что будет попирать змия (Быт: 3, 15).

Зачатие Пресвятой Богородицы родителями Ее в преклонном возрасте, конечно, чудо. Но величайшее чудо все-таки - это стройность и гармония Божия промысла, Который от адамовых времен уже привел мир в творческое соответствие, и, согласно пророку Исайе, о Рождении Богоматери было возвещено в самые давние до-христовы времена (Ис. 7: 14). И чем менее будет принесено нами в мир греха, чем более к этой гармонии будут стремиться души людей, тем скорее наступит Царствие Небесное, которое, как известно, находится, прежде всего, внутри нас.

________________________________________
1 Протоевангелие Иакова - апокрифическое евангелие апостола Иакова; в нём изложено земное житие Девы Марии в ее ранние годы и рассказано о событиях во время Рождества Иисуса Христа.

22 декабря – 9 декабря по старому стилю – Церковь вспоминает и празднует . День радости всей Вселенной – день, в который началась жизнь Матери Божией, предначинание спасения мира.

История праздника

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии.

Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.

Муж её, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие. Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.

Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия.

«Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.»

Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии.

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. Это практически Праздник, в который чтится беременность. Праздник, в который чтится еще нерожденный, только что зачатый малыш, который пока только скопление стремительно делящихся клеток. И сегодня же, здесь же – память другой Анны, матери пророка Самуила. Две Анны, два образа – два праздника в один день, один праздник двух беременных женщин.

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Мария, Совия и Анна. Из них первая вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, Анна, будущая мать Пресвятой Богородицы, вышла замуж за Иоакима, который был родом из Галлии, в го­род Назарет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпа­фир же родил Иоакима, отца Божией Матери.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и плакали об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в девятый день декабря месяца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы) , а 8 сен­тября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля. Иоаким по случаю Ее рож­дения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благо­словение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родители Ее берегли как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновле­нием естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщатель­ною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя мира. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожи­даемую, но и почитали как госпожу свою, помня Ангельские слова, сказан­ные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, ис­полненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благода­тью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Ма­рия, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение Ан­гельских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святой Иоаким умер в возрасте 80 лет. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Доче­ри, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

ДОСТОИНСТВО И СВЯТОСТЬ ПРАВЕДНЫХ ИОАКИМА И АННЫ

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши » (Лк.21:19).

Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: hram-troicy.prihod.ru


22 декабря Церковь празднует Зачатие праведной Анной Богородицы Девы. Почему мы так мало знаем об Анне – Матери Пресвятой Богородицы? За что конкретно почитает ее Церковь?

Об этом рассказал филолог-библеист, доцент Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святителей Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев.

– Михаил Георгиевич, почему о жизни праведной Анны нам ничего не сообщает Библия?

– Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством, или их отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения, Евангелие от Иоанна, после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например, Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус, какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению, мало интересовали.

У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла достаточно явления ему Воскресшего Господа, он не пошел к апостолам, знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из «плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)... Не это важно для него.

– А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?

– Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям, с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и опросить очевидцев. Хотя свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о детстве Иисуса, о детстве Девы Марии, о Ее родителях. От столетия к столетию такие сказания становились все более детальными, более красочными.

В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но это не историческая правда, а правда символа и следует говорить, прежде всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят, думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам для другого.

– Мы знаем, что у родителей Пресвятой Богородицы – праведных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей?

– Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности, практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах) меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной неожиданностью для слушателей.

Древнейший памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, свв. Иоакима и Анны – т.н. «Протоевангелие Иакова», написанное не ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных повествований (об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке). Особенно близки соответствующие строки «Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты, игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом.

– Известно, что праведная Анна родила уже, будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?

– Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.

– За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну?

– Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».

Аннозачатиевская церковь над входом в Дальние пещеры Святой Успенской Киево-Печерской Лавры

Тропарь зачатию праведной Анны


Тропарь, глас 4:

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 4:

Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово рождшую.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим зачатие Твое.

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.