Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Знаменская церковь в Переславле-Залесском – память о спасении княгини Евдокии. Храмы переславля-залесского - переславль-залесский - история - каталог статей - любовь без условий История Знаменской церкви

Знаменская церковь в Переславле-Залесском – память о спасении княгини Евдокии. Храмы переславля-залесского - переславль-залесский - история - каталог статей - любовь без условий История Знаменской церкви

Переславль-Залесский — древний русский православный город. В этой статье мы совершим фотопрогулку по монастырям этого благословенного края.

Первое впечатление — это, конечно, озеро. Жизнь на берегу большого водного пространства — хоть и не моря — все же особенная.

Своеобразный климат — постоянный ветер с озера.

Вид на город и Плещеево озеро с колокольни Горицкого монастыря.

Озеро большое — до 9 километров в ширину и до 25 метров в глубину. Вообще, в городе не покидает постоянное ощущение близости большой водной глади. Так всегда чувствуешь себя рядом с некой непривычной и масштабной стихией — горами, морем…


Старое и новое — рядом. Патина времени.

Сгоревшие и покосившиеся дома. Новые гостиницы и свежевыстроенные хоромы.


Улица старого Переславля.

Цветы, в горшках на окнах и цветы, растущие на крышах.



Старый дом.

Храмы, сверкающие новизной и храмы запущенные. На тихих улицах — много детей и бабушек в халатах и тапочках.

В кафе — уже несколько позабытое советское обслуживание. На весьма вкрадчиво заданный вопрос — «- Извините, а третий стакан будет?» получил ответ молодой официантки: «- Ну у меня же две руки!»

Впрочем, вторая официантка была не в пример первой вежливее: «Возьмите, пожалуйста»

В небольшом городе (немного больше 40 тыс.жителей) — 4 действующих монастыря (два мужских и два женских) и 7 (столько насчитал) действующих приходских храмов.

В монастырях открыты для почитания свв. мощи прославившихся там подвижников.

Знаменский храм

Может возникнуть иллюзия, что Переславль в XX веке пострадал мало. Но нет, в годы гонений от безбожной власти погибло 17 переславских приходских храмов — т.е. почти 2/3.


Знаменский храм.

Сейчас на месте разрушенных храмов стоят поклонные кресты. А вот Знаменский храм выстроен заново.

И восстановление продолжается.



Новый колокол у храма Сорока мучеников.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. В нем крестили св. Александра Невского. Внутри прохладно, прибрано, высоко, пустынно; свод и стены без росписей. Пускают по билетам. Служительница говорит, что храм освящен, но принадлежит музею и лишь иногда там служат.



Спасо-Преображенский собор.

Впрочем, ведь и в знаменитые греческие монастыри в Метеорах пускают за деньги… Содержать-то надо на что-то.

На городских улицах бросается в глаза большое количество подростков лет 10-13 . Прямо на лужайке у Спасо-Пребраженского собора такая ребятня устроила футбольный матч, в котором мой 12летний Иван (большой любитель футбола) тут же принял активное участие.

Владимирский собор

Владимирский собор. У этого храма — богатая и не очень счастливая история.


Владимирский собор.

Строился он как собор Сретенского монастыря, потом стал приходским, потом начал служить городским собором — все же древний Преображенский — совсем небольший… Ну а потом храм был закрыт, стройная колокольня — разрушена и стал собор служить новой власти… хлебопекарней. Сейчас в нем выставка-продажа изделий местных художников. Грубо побеленные стены. Неуютно в исковерканном храме. И только в одном маленьком приделе уже возобновилась молитва…

Храм Петра-Митрополита — изящный, древний, шатровый, середины XVI века.



Храм Петра-Митрополита.

Увы, запертый и запущенный. На крыше прорастают деревья.



Храм Петра-Митрополита. Запустение.

А ведь в храме есть свой новомученик — в 1918 году ее настоятель священник Константин Снятиновский был убит восставшими безбожниками.

Заметно, что сейчас в городе немалая доля населения — православные. Даже в кафе, где мы перекусывали, за соседним столиком оказалась большая православная семья (а точнее, видимо, несколько родственных семей) — с детьми разных возрастов. Радостные простые современные русские люди…

Монастырский Переславль в основном уцелел. В Горицком монастыре когда-то иноком и священником был прп. Димитрий Прилуцкий. В XVII-XVIII века монастырь стал самой масштабной и даже великолепной городской обителью.



Горицкий монастырь. Входные ворота.

Он, никогда не разрушавшийся, ныне находится, увы, в довольно запущенном состоянии.



Горицкий монастырь. Общий вид с колокольни.

В монастыре еще с 1920х гг. размещен художественный и краеведческий музей. Однако, то там, то здесь на крышах пробиваются деревья, облетает покраска стен.


Успенский собор Горицкого монастыря.

Ветшают резные иконостасы, осыпаются росписи собора, Вообще, вид неосвященного храма, куда пускают за деньги, вызывает грусть. Состояние неполноты, разорения, сиротства.


Интерьер Успенского собора

Музей, конечно, прекрасный. Несколько залов больших великолепных икон письма 16го века из Переславских обителей и храмов. Отдельная очень интересная выставка — резных изображений и деревенских домотканых одежд.

Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря.

Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским.

В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад.

Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль.


Собор Никольского монастыря.

С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др.

Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.

Также, в монастырском соборе находятся обретенные мощи свв. прп. Корнилия и благов.кн. Андрея Смоленского. Вся территория обители представляет собой большой сад.



Никольский монастырь. Двор.

Никитский монастырь — древнейший, по преданию — еще начала 11го века. Он старше города и построен рядом с Клещиным городищем — предшественником Переславля.


Клещино городище — здесь стоял древний город, предшественник Переславля (ныне — село Городище).

Обитель встретила нас праздничным звоном — скоро должна была начаться вечерняя служба.

Монастырь мужской, не все так прибрано, как в Никольском. Но есть здесь что-то созерцательное, неспешное и очень настоящее… Отъединенность от мира. Тишина и великолепие природы.

Не выгоняют с фотоаппаратами — только просят не фотографировать насельников.

Для женщин приготовлены накидки и юбки.

Сохранилась пещерка прп. Никиты Столпника — прославленного подвижника XII века, бывшего «налогового инспектора» времен князя Юрия Долгорукого.

Мы пришли в храм, в каком-то боковом помещении батюшка беседовал с прихожанином.

В храме — мощи прп. Никиты, древняя икона и вериги святого. К ним прикладываются, храм не пустует.


Никитский монастырь. Часовня над пещеркой прп. Никиты Столпника.

Чувствуется забота о паломниках. Открыта общедоступная трапезная. Там можно подкрепиться чаем, квасом, пирожками и еще очень вкусной никитской коврижкой, а при желании купить монастырскую сметану и мед.

Уезжать явно не хотелось…


Поскольку я выставила довольно много тем о Переславле-Залесском (их все можно увидеть в разделе "Путешествуем сами"), то думаю не лишней будет и эта тема, об уничтоженных церквях города.

Духовская церковь, ХVIII в.

Церковь во имя Святого Духа была одноглавой и одноэтажной, с пристроенной трехъярусной колокольней и расписанная внутри «живописными картинками на масле». Ее возвели по просьбе прихожан в 1788 году на месте сожженного в Смутное время одноименного мужского монастыря, некогда располагавшегося напротив восточного пролома городского вала.
Духовская церковь просуществовала в Переславле вплоть до первой трети ХХ века, а теперь на ее месте стоит просторный деревянный одноэтажный дом.

Троице-Сергиевская церковь, ХVIII в.



Не сохранившаяся до нашего времени величественная двухэтажная Сергиевская церковь была сооружена в Переславле в 1782 году на месте деревянного храма и располагалась у центрального городского перекрестка. По определению специалистов, эта церковная постройка являлась«наиболее интересным в историко-архитектурном отношении зданием города данной эпохи». Но особенно примечательным был великолепный резной иконостас стиля позднего барокко, украшавший храм внутри.
Однако в 1930-е годы Троице-Сергиевскую церковь разобрали по причине расположения на перекрестке четырех проездов. Теперь на этом месте стоит крест.

Церковь Иоанна Богослова, ХVIII в.


Богословская церковь появилась в Переславле на месте одноименной деревянной в 1777-1796 годах и располагалась на правом берегу реки Трубеж. Она была одноглавой и представляла собой четырехгранный столп с полукруглой апсидой и пристроенной трехъярусной колокольней. В начале ХХ века ее посещало около двухсот переславцев с близлежащих улиц.
В советские годы в храме Иоанна Богослова выпекали хлеб. Пустовавшую церковь разобрали уже в 1960-е годы, построив на ее месте цех вышивальной фабрики «Новый мир».

Князь-Андреевская церковь, ХVIII в.


Церковь во имя Князя Андрея Смоленского стояла сразу за древним валом, вблизи южных «Никольских» ворот. Некогда ее возвели на месте древней деревянной Никольской церкви, тесно связанной с молитвенным подвигом почитаемого в Переславле святого князя Андрея Смоленского.
Каменный Князь-Андреевский храм, датированный до 1764 года, соединялся с колокольней, и в нижнем из трех ее ярусов была устроена паперть, через которую проходили в церковь.
Несмотря на усилия переславцев, эту старинную православную святыню разобрали в 1930-е годы. Обретенные мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского сегодня покоятся в Свято-Никольском женском монастыре.

Князь-Владимирская церковь, конец ХVIII – нач. ХIХ вв.

Владимирская церковь, выстроенная в Переславле в период с 1791 по 1803 годы, еще столетье назад украшала Народную, в прошлом Базарную, площадь. Как и большинство храмов древнего города, в камне ее отстроили на месте обветшавшей деревянной церкви. В архитектурном отношении новая церковь была типична для своего времени и не представляла большого интереса.
Позднее, в советский период, это обстоятельство и повлияло на решение городских властей разобрать «на кирпич» церковь Князя Владимира, затруднявшую движение на площади в базарные дни. В настоящее время приблизительно на месте этого храма располагается здание городской администрации.

Варваринская (она же Крестовоздвиженская) церковь, ХVIII в.

Церковь во имя Великомученицы Варвары с приделом Воздвижения Креста Господня существовала в Переславле с незапамятных времен, однако первоначально она была деревянной. Каменной, но уже в честь Воздвижения Креста Господня, ее отстроили «по просьбе священника и прихожан» в 1785 году.
Эта церковь возвышалась напротив усадьбы Темериных и хорошо просматривалась с центральной улицы. По архитектуре она была типичной для своей эпохи, однако имела и неповторимые черты.
Тем не менее, Крестовоздвиженскую церковь разобрали в советское время, предполагая употребить ее кирпич на постройку городской бани.

Ильинская церковь, ХVIII в.
Святой проповедник Илия исстари на Руси принадлежал к самым популярным и любимым святым на Руси. Ильинская церковь в Переславле с давних пор существовала на берегу реки Трубеж в древней и живописной Рыбной слободе. В 1780-е годы ее возвели в камне и украсили внутри четырехъярусным резным позолоченным иконостасом.
По определению специалистов ХХ века, церковь во имя Святого пророка Илии представляла большой историко-архитектурный интерес, и ее следовало сохранить, но по плану картоиздательства СССР подлежала сносу и потому была утрачена.

Введенская церковь, конец ХVII – нач. ХVIII вв.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы живописно возвышалась на правом берегу в устье реки Трубеж и в комплексе с сохранившейся до наших дней церковью Сорока мучеников создавала изумительный по своей красоте пейзаж. Но еще ранее, в конце XVII века, Введенский храм был частью существовавшего здесь архитектурного ансамбля одноименной женской обители, упраздненной в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.
Введенскую церковь закрыли в 1929 году, а через несколько лет разобрали. Уцелевшие до наших дней резные царские врата главного ее иконостаса и икона «Введение во храм» ХVI столетия являются одними из наиболее ценных экспонатов в коллекции Переславского музея-заповедника.

Вознесенская церковь, ХVIII в.
Церковь Вознесения Христова находилась в восточной части Переславля на невысоком холме. Рядом соседствовало Товарищество Переславской мануфактуры (ныне ОАО «Залесье»), и церковь была одним из приходов этой фабрики.
В давние времена при Вознесенской церкви действовал монастырь, который впервые упоминается в 1635 году. Его упразднили в ХVIII столетии как один из небогатых монастырей в Переславле. В 1930-е годы плачевная участь постигла и Вознесенскую церковь – этот храм разобрали «на кирпич», построив на его месте пятиэтажный жилой дом.

Златоустовская церковь, нач. ХIХ в.
История появления и утраты Златоустовской церкви типична. Она повествует, что в далекие времена, не позднее начала ХVII столетия, в Переславле, прямо у дороги, появился еще один храм, сначала в дереве. Он был назван в честь Святителя Иоанна Златоуста. Спустя пару столетий, за 1803 –1820-е годы, эту церковь, с приделом Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, переславцы отстроили в камне. Число ее прихожан в начале ХХ века составляло более 160 человек.
В антирелигиозные 1930-е годы Златоустовскую церковь сломали как «менее ценное в архитектурном отношении сооружение». На ее месте теперь располагается одноэтажное здание столовой «Визит».

Церковь Рождества Богородицы (она же Козьмодемьянская), ХVIII в.


Козьмодемьянская церковь, сначала деревянная, издавна в Переславле находилась в западной части Базарной (ныне Народной) площади. Согласно документальным источникам, рядом некогда располагалась и другая, вероятно, теплая, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, обветшавшая к 1722 году.
В 1770-е годы вместо двух деревянных церквей «на средства разных доброхотных дателей» построили каменную двухэтажную церковь, которая получила имена обоих прежних храмов.
Как и многие другие храмы России, эта церковь оказалась разобранной в 1930-годы. На ее месте сейчас стоит памятный крест.

Филипповская (Успенская) церковь, ХVIII в.


Филипповская церковь стояла на берегу реки Трубеж у «живого» моста. Ее заложили на месте деревянной в 1775 году. Однако новую церковь освятили уже в честь Успения Божьей матери, а приделу дали имя Святого Апостола Филиппа.
Эта постройка относилась к категории церковных зданий «весьма характерных для своей эпохи ХVIII века с индивидуальными особенностями», а ее расположение не мешало движению. Несмотря на это, Филипповскую церковь все же разобрали «на кирпич» по причине нехватки в городе строительного материала.

Предтеченская (Усекновенская) церковь, ХVIII в.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, стоявшая еще в начале ХХ века на пересечении улиц Комсомольской (Владимирской) и Кузнецова (Предтеченской), хорошо просматривалась с центральной дороги. Она появилась на месте одноименной деревянной в 1735 году благодаря усилиям прихожан, среди которых было «купечества, посадских людей и разночинцев 42 двора…» Новая церковь по своей архитектуре выделялась редким среди переславских храмов типом классицизма.
Ее разрушили согласно плану картоиздательства СССР в первой трети ХХ столетия как памятник II категории.

Христорождественская церковь, конец ХVIII в.
О существовании в Переславле у западных ворот городского вала церкви Рождества Христова было известно еще в ХV столетии. В давние времена здесь находился одноименный мужской монастырь, позднее упраздненный и приписанный к Троице-Данилову монастырю как «осадный двор». Каменную Христорождественскую церковь возвели на средства дворянки Самсоновой в 1797 году. Позднее, с 1889 года, при храме располагалась церковно-приходская школа, где обучалось более 50 детей.
В годы советской власти эта переславская церковь разделила трагическую участь многих других храмов России.

Владимирская церковь (кладбищенская), ХVIII в.
Пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы Божьей матери была построена на средства купца П. Н. Ножевникова во второй половине ХVIII века в переславской Борисоглебской слободе, на старом городском кладбище.
До этого времени здесь издавна располагалась мужская Борисоглебская Надозерная обитель, ставшая в XVII столетии Патриаршим домовым монастырем.
При Владимирской бесприходной церкви незадолго до ее утраты существовала богадельня, в которой проживали несколько человек. Храм, богадельню и остатки монастырской стены разобрали уже в советское время.

Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Одна из них появилась в начале XI века, а другая была выстроена на старом языческом капище. Во многом благодаря монашеским общинам и крепким монастырским стенам, удавалось отражать наступление на город войск хана Тохтамыша и его последователей, а также противостоять польско-литовских соединениям во время Смутного времени. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей, четыре из которых – действующие.

Горицкий монастырь

Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Приземистые оборонительные стены и башни делают этот монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Именно из-за этого Горицкий монастырь часто именуют кремлем.

Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Произошло это потому, что большинство документов было сгорело во время пожара еще несколько веков назад. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.

Мощные монастырские укрепления были возведены не для красоты. Переславская обитель не раз становилась участницей кровопролитных военных действий. Именно здесь укрывалась жена Дмитрия Донского – княжна Евдокия, когда беспощадные полчища хана Тохтамыша совершали опустошительный набег на русские земли.

До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.

В наши дни обитель не действующая, и ее помещения используются для самых разных музейных коллекций. Принадлежащий городу музей-заповедник по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. В его коллекциях насчитывается свыше 80 тысяч уникальных экспонатов. Иконы, старинная скульптура из дерева, живописные полотна, искусная золотая вышивка, изящные кованные изделия и редкие фотоснимки – чего только нет в музейных залах.

Музей существует в монастыре уже много десятков лет. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители. Поэтому в наши дни здесь проводят работы по постепенному переносу музейных коллекций и освобождению старинных храмов и зданий для монашеской общины.

Обитель находится слева от автотрассы при въезде в город со стороны столицы, в Музейном переулке, 4.

Федоровский монастырь

Собор Феодора Стратилата Свято-Троицкого Данилова монастыря

История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.

Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи.

В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор, построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).

Монастырь стоит на Московской улице, 85, и виден справа от автотрассы, при въезде в город со стороны Москвы .

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь.

Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне.

Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

В наши дни в монастыре живет 20 насельников. Обитель расположена в центре города, в бывшей Луговой слободе, на Луговой улице, 17.

Никитский монастырь

Общий вид Никитского монастыря

Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников.

Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых - великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник.

Старинные летописи донесли до нашего времени героические страницы монастырской истории. В начале XVII века более двух недель монахи вместе с настоятелем отражали осаду польско-литовских отрядов Яна Сапеги. Однако, опытным солдатам все же удалось одержать верх над монахами. Монастырь взяли штурмом, а его защитников казнили.

Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор, построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения.

Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.

В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Монастырь стоит в северной части города, в бывшей Никитской слободе.

Никольский монастырь

Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице, собор Николая Чудотворца и церковь Петра и Павла вдоль восточной стены монастыря

Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий.

В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города.

В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. Сначала монастырь закрыли. Потом взорвали главный храм и колокольню, а территорию стали использовать под животноводческую базу.

В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов. Обитель расположена в центральной части города, неподалеку от устья Трубежа, на улице Гагарина, 43.

Переславль-Залесский. Храмы

Переславль-Залесский. Храмы

Панорама Переславля-Залесского. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Если в жизни измучен бываешь,
И труды не по силе тебе,
Если тяжко душой ты страдаешь,
Изнываешь в неравной борьбе.

Если вера тебя покидает.
И надежда начнет оставлять,
Если сердце от боли рыдает,
На судьбу тогда станешь роптать.

Если сил не хватает порою,
В Божий храм поскорей поспеши,
Припади пред иконой святою
Помолись, помолись от души.

Там ты найдешь утешение,
От тяжелых трудов отдохнешь
Все твои разрешатся сомненья,
Когда душу в слезах изольешь.

Ты с любовью и верой святою,
Будешь жизненный путь проходить,
Если станешь во храме с мольбою
Утешенье себе находить.

Свято-Никольский женский монастырь. Монастырь предположительно основан в 1348 году Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского. Основные постройки обители: ограда XVIII в., шатровая колокольня 1693 г. и Никольский собор 1721 г. были разрушены в первые десятилетия советской власти. С 1994 года обитель возрождается. В 2003 году закончено возведение нового Никольского собора и колокольни

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки - следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла - высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. После упразднения епархии Горицкий монастырь был закрыт, а Успенский собор некоторое время служил главным городским собором, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города.

Иконостас Успенского собора Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима.

Церковь Всех Святых в Горицком Успенском монастыре Всехсвятская церковь 2-ая половина 17 века. Пятиглавая кирпичная церковь с трапезными палатами на подклете. Основной объем - высокий бесстолпный трёхапсидный четверик. Сооружена во 2-й пол. XVII в. вместо каменного здания XVI в., позже перестраивалась. С 1780-х до 1880-х пустовала, в 1883 отремонтирована и с этого времени до 1918 домовый храм при духовном училище.


Храм Иоанна Златоуста. В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий - Крест Животворящий. Годеново - небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым благовестом на всю округу. Со дня открытия церковь не закрывалась, будто невидимые силы хранили её в эпоху безбожия и тяжких дней революции, войн, репрессий, голода, преследований за веру и убеждения. Приметы старины видны в храме повсюду. Стены его расписаны были ещё в начале 19-го века. Тем же временем датируется и мастерски изготовленный иконостас. Левый придел церкви освящён Боголюбской иконой Богоматери. Справа на стене, в особом киоте, несгораемом, и помещён Крест Животворящий. Годеново всегда пользовалось большой популярностью у паломников. Благодаря хранящейся тут реликвии село ежегодно посещают тысячи верующих и страждущих.

Успенский Горицкий монастырь — бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище


Вензель Екатерины Второй. Фрагмент вензеля Елизаветы Необычный по композиции семиглавый Успенский собор воздвигался в середине XVIII века. В его строительстве и украшении заметную роль сыграл один из видных церковных деятелей того времени Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 год и пригласивший в Горицы мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря. Внешнее убранство собора несложно, но интерьеры пышно украшены различными лепными деталями, скульптурой в стиле барокко и настенной живописью. На своде вензели императриц Елизаветы и Екатерины II, в годы, правления которых сооружался и украшался собор. Очень интересен резной барочный иконостас, выполненный московским мастером Яковом Жуковым.

Собор Владимирской иконы Божией Матери 1740 год. Владимирская икона Божией Матери уже несколько столетий почитается как чудотворная. Перед ней молитвенно просят Богородицу об исцелении от телесных недугов, в частности, заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы. За помощью к ней обращаются во время бедствий, когда нуждаются в защите от врагов. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. В каждом доме должна быть эта икона, ведь она примиряет враждующих, смягчает людские сердца, способствует укреплению веры.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение Основана в ХХI веке (2001 г.). Действующая церковь. Изящная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы располагается вдали от шумной автомагистрали - у западных ворот городского вала, в недалеком соседстве со Свято-Никольским монастырем. По преданию, в этом уголке Переславля в ХIV столетии смогла ускользнуть от преследований хана Тохтамыша супруга Дмитрия Донского Евдокия, впоследствии заложившая здесь деревянную церковь. В столь примечательном месте Знаменский храм, после пожара или по ветхости, неоднократно восстанавливался, но уже в камне. Рядом, на берегу реки Трубеж, в ХVIII веке находились петровские потешные корабли, сгоревшие в городском пожаре. Нынешняя церковь, украшенная снаружи мозаикой, построена совсем недавно по архитектурным мотивам ХVII столетия.

Дом Берендея Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину. В русском языке имеется слово «берендейка» - это расписные деревянные, резные или точеные фигурки людей и животных, которые продавались в давние времена на ярмарках. Позже эти изделия стали основой для создания отдельных промыслов вблизи сложившихся торговых центров. В Переславле-Залесском создан Центр сохранения и развития народных традиций и народных художественных промыслов «Дом Берендея», который является местом проведения фольклорных праздников и встречи народных мастеров, местом, где художники, бережно сохраняя богатое художественное наследие мастеров Ярославской области, изготавливают исключительно ручным способом, по старинной и традиционной технологии, изделия народных художественных промыслов в большом разнообразии. Необычный терем построен из камня и дерева по мотивам древнерусской архитектуры с богато украшенными наличниками и другими декоративными элементами. Желающие могут посетить палату царя Берендея, увидеть его трон и услышать от него рассказ о древних берендеях, живших на переславской земле в 12 веке.

Церковь Петра Митрополита Шатровая церковь Петра Митрополита была возведена неподалеку от Спасо-Преображенского собора в Переславле еще в середине XIV века. Храм строился в память о соборе русской церкви, состоявшегося там в 1310 году. Поводом для него послужило обвинение, выдвинутое против киевского митрополита Петра тверским архиепископом Андреем. В то время между тверским и московским княжествами шла упорная борьба за владение Переславлем, в которую была вовлечена даже православная церковь. Несправедливо обвиненный в казнокрадстве и стяжательстве Петр был оправдан. Вскоре после этого митрополит перенес свою кафедру в Москву. Храм стал памятником не только священнослужителю, но и победе московского княжества над тверским. Даже после смерти митрополита Петра, поддерживающего москвичей, он долгое время оставался для них самым почитаемым. Петр долго ездил по городам соседствующих княжеств, пытаясь примирить князей, чем и снискал к себе большое уважение. Мощи его хранились в Успенском соборе Кремля, основанным митрополитом незадолго до смерти. Там же над его гробом принимали присягу на верность государству русские князья и цари. Во многих российских храмах есть приделы в честь митрополита Петра. Одним из таких является собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Возводилась первая церковь на средства, выделенные московским князем. В XVI на месте старой церкви была возведена новая. В архитектуре церкви прослеживаются характерные черты подобных сооружений того времени. В то же время крестообразный план храма довольно не характерен для церквей XVI века. Довольно внушительные для того времени размеры и убранство храма дают основание предполагать, что она была построена не местными, а присланными из Москвы строителями.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом - Сорока мучеников, - относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь. Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви - «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны - световые отверстия. На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер - невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд - первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь. Самое интересное в декоре Симеоновской церкви - роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен. К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней - склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Купола Симеоновской церкви 1771г., Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских, основана в 1775 году.