Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
Нужно его обмолотить.
А кто будет молотить? - спросил петушок.
Только не я!-закричал один.
Только не я!-закричал другой.
Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
А кто понесёт? - спросил петушок.
Только не я!-закричал Круть.
Только не я!- закричал Верть.
Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
Только не я!-запищал Круть.
Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Ох и проголодался я! - пищит Круть.
Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
Ты нашёл! - громко закричали мышата.
А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
Ты обмолотил! - потише сказали оба.
А кто зерно на мельницу носил?
Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал один.
- Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.
А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок.
А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.
И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
— КОНЕЦ —
Украинская народная сказка с иллюстрациями
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят:
Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! -петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
- Ты нашёл! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты, всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
Русская народная сказка
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал один.
— Только не я!-закричал другой.
— Ладно,-сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я!-закричал Круть.
— Только не я!- закричал Верть.
— Ладно,-сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё.
— Только не я!-запищал Круть.
— Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;
Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);
Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).
Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.
Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.
Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"
УУД:
Формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;
Развитие интеллекта младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, внимание);
Развивитие навыков слушания (понимание, осмысление).
Воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира, чувства сопереживания, сочувствия, доброты, товарищества.
Воспитание трудолюбия, уважения к труду близких, доброжелательность по отношению друг к другу.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Вхождение в урок (психологический настрой).
К нам на урок залетели три облачка, посмотрите одно весёлое, второе равнодушное, третье грустное. Какое вам больше нравится? (ответы детей).
И я надеюсь, у вас у всех к концу урока будет весёлое настроение.
Сегодня у нас необычный урок, за каждый правильный ответ вы будете получать зёрнышки, которые в конце урока превратятся в оценки.
II. Актуализация знаний по ранее изученному материалу.
Повторение - мать учения. (Заполнение кроссворда) Слайд №1
1). Игра "Угадай-ка"
Какое ключевое слово получилось? (Сказка)
Каким словом можно заменить все эти слова? (Фольклор)
За правильно названое слово ставить "зёрнышко" на доску. Собираем колосок.
2). Работа в парах.
Карточка "Сказки" Заполнить схему, проверить, правильно ли сделали работу. (Добавляем верхнее зёрнышко)
3). Упражнение с книгами.
"С книгой поведёшься - ума наберёшься" СЛАЙД № 2
На парте две книги: Б.Житков "Слон"; Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца".
Посмотрите, перед вами две книги.
Посмотрите на вторую книгу. Назовите её.
Сделаем модель обложки к этим книгам.
4). Работа на доске Smart. Коллективная работа. Составление моделей обложек.
Чем похожи эти модели? (Здесь указаны фамилии авторов книг, оба произведения о животных). Добавляем остья.
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнём и снова в путь!
Петушок совет вам даст
Наклоняйся 10 раз.
Вот мышат двоих слова
Чтоб спина была пряма
Поднимайся на носочки
Дотянись до колосочка.
А теперь вам мой совет
Если будешь, прыгать, бегать
Проживёшь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь.
III. Тема урока Слайд №2
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
Посмотрите внимательно на доску. Вы собирали по одному зёрнышку, и в итоге у вас получился большой, красивый, полный колосок. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Но мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Откройте учебники на стр.37.
IV. Слушание сказки. "Добро того учит, кто слушает" СЛАЙД № 3
Перед чтением хочу раскрыть вам несколько секретов:
1 секрет:
Чтобы сказку понять,
Надо в ней героем стать.
2 секрет:
Чтоб ответить на вопрос,
Вникнуть надо в смысл слов.
3 секрет:
Послушайте произведение.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. - Вслух читает тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко и выразительно.
V. Беседа после слушания.
Экспресс-опрос.
Колосок нашли мышата.
Мышат было двое.
Мышата работали, а петушок играл.
Мышата обмолотили колосок.
Петушок отнёс колосок на мельницу.
Мышата играли в чехарду.
Петушок играл в лапту.
Мышата натаскали дров.
Петушок испёк торт.
Петушок угостил мышат.
Ученики фиксируют истинность или ложность высказываний с помощью цифр "1" и "0".
(Взаимопроверка 0100110000)
Обратная информация: сигналы (красный кружок, если есть ошибки и зелёный, если всё верно)
Покажите сигналом свой результат.
У кого одна ошибка, две?
VI. Работа над сказкой
1. Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)
2. Как звали мышат? (Круть, Верть)
3. Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)
5. Почему его так назвали?
6. Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).
7. Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).
8. А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).
9. Почему меняется тон их речи? (Стало стыдно за своё поведение).
VII. Выборочное чтение сказки. Характеристика героев. СЛАЙД № 4
1. Что делали мышата и петушок?
2. Чем еще занимались герои?
4. Что еще узнали о петушке и мышатах?
Во время обсуждения на доску вывешиваются карточки со словами:
Давайте сделаем вывод: что можно сказать о петушке? А о мышатах?
А теперь прочитайте то предложение, которое является уроком сказки.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
В) Чтобы каждый день мы с вами кушали свежий душистый хлеб, ЛЮДЯМ МНОГИХ ПРОФЕССИЙ ПРИХОДИТСЯХОРОШО ПОТРУДИТСЯ.
Кто может рассказать нам, как до нас доходит хлеб.
Посмотрите в наш Толковый словарик.
Какие слова вы сможете использовать в своём рассказе
Ну и как великий труд вырастить хлеб?
Вывод
Как нужно относиться к хлебу? (нужно бережно относиться к хлебу.)
Легко ли было петушку одному?
Чему учит нас эта сказка?
Как вы это понимаете? Прочитайте пословицы, написанные на доске.
Сказка мудростью богата. П �
Колосок
Украинская сказка, художник Денис Кравец
или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
Нужно его обмолотить.
А кто будет молотить? - спросил петушок.
Только не я!-закричал один.
Только не я!-закричал другой.
Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
А кто понесёт? - спросил петушок.
Только не я!-закричал Круть.
Только не я!- закричал Верть.
Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
Только не я!-запищал Круть.
Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Ох и проголодался я! - пищит Круть.
Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
Ты нашёл! - громко закричали мышата.
А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
Ты обмолотил! - потише сказали оба.
А кто зерно на мельницу носил?
Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.