Итак, допустим вы являетесь абитуриентом и колбы, мензурки, пробирки наряду с числами и логарифмами вас не прельщают. Что же вам делать и куда идти? О, наверняка вы слышали о творческих Вузах, знаменитых "Щепке" и СПБГАТИ.
Даже если вы не являетесь абитуриентом, а вполне уже состоявшийся взрослый человек, то не врите хотя бы себе, и честно признайтесь, что совсем не прочь променять быт и рутину на свои законные пятнадцать минут славы и аплодисменты публики, хоть раз.
Творческие направленности так или иначе прельщают всех, ведь только здесь можно быть космонавтом, химиком, писателем, шпионом с роковой красоткой, или же самой роковой красоткой по пять раз на дню, оставаясь при этом известным и любимым. У кого-то это проходит в детстве, после первого заваленного вступительного экзамена, кто-то останавливается на уровне своих компаний и корпоративных конкурсов на производстве, ну а кто-то идёт на всю жизнь туда, куда нормальному человеку и в голову не придёт, а именно - в искусство.
Как же проходит обучение в театральном ВУЗе? О, очень просто и непросто одновременно.
Для начала вы должны пройти вступительное испытание. Оно проходит в несколько этапов в завсимости от направленности, но всегда вы будете читать басню, стих, прозу на выбор или же всё подряд, а в перерыве будете общаться за жизнь с приёмной комиссией. Будьте готовы что про искусство вас вообще могут и не спросить и это будет нормальным.
То что вы увидите на абитуре, перед приёмной комиссией, а именно: заучивание роли, летающие люди, разыгрывание сценки и прочие стояния на головах в коридорах - одним словом всё вот это, никоим образом не должно вас удивлять и настораживать. Если же это произошло, то пиши пропало - вам тут делать нечего. Но не расстраивайтесь, вы будете не одиноки в этом, ведь по статистике из 30 поступивших в мастерскую (а обучиться режиссуре и актёрскому мастерству можно лишь только так) до вручения диплома дойдут лишь 10 человек, да и то в самом лучшем случае.
Происходит это по той самой причине, что многие из тех кто поступил, не до конца понимают что, талант который у них есть необходимо развивать.
Мастер, то есть человек имеющий опыт, передаёт его своим ученикам. Он может попросить придти в субботу и даже в воскресенье. И не на час и на два. А с утра до вечера у вас будут занятия с мастером, а потом ещё и без него. Разумеется не все выдерживают такой темп чисто физически. Попробуйте сами семь дней в неделю играть стул, то-то же!
Притом, следует понимать, что стандартных предметов типа истории с английским языком так же никто не отменял, но тут есть один нюанс - приоритет показа. По итогам каждого семестра, учащиеся должны вынести на суд общественности свои умения и показать их остальной кафедре; если что-то не вяжется с графиком репетиций, а учитель английского "не даёт творить", то весь курс может устроить ему бунт и дружно забить на посещение данного предмета. Как его сдавать, это уже другая проблема, а вот показ превыше всего. Справедливости ради следует сказать что стандартные педагоги понимают это и в большенстве своём не сильно докучают студентам; в крайнем случае можно договориться через мастера.
Как вы уже поняли курс называется мастерской, потому что его курирует мастер. Это очень важно и определяет дальнейшее становление молодого актёра/режиссёра, вот потому-то в статьях про известных людей на "Википедии" иногда написано кто был его мастером.
Само обучение за пять лет выглядит следующим образом:
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ** *** ****** ***** ***** ***** ***** *****
I курс1 семестр - установочный . Студенты ставят этюды. Именно здесь играют стулья, носки, пельмени и прочие одуванчики. Тут задаётся основа основ. В дальнейшем она развивается или нет. Кто сразу понял, что это не его - уходит в инженеры-математики
2 семестр - цирк. Студенты учаться цирковому искусству. Короче, тот самый "Цирк со звёздами на Первом", только без звёзд и ОРТ. Жонгляж, клоунада, иллюзии, пародия на цирк. Вот это вот всё. Многие думали что будет легче, но не выдерживают мелькание теннесных мячиков и тоже уходят.
II курс
3 семестр - сказки. Каждый выбирает себе короткую сказку, а лучше отрывок из известных, и ставит. Это уже посеръёзней, но чтоб жизнь мёдом не казалась чтобы никто не расбежался и не ушёл делать в уголок по принципу "каждый своё", курс получает одну сказку на всех, которая будет общекурсовой и для которой необходимо также отвести время, которого как известно всегда нет.
4 семестр - рассказы. Тот же самый принцип что и со сказками, только людей на курсе меньше, а нагрузки больше. Единственное отличие, что не везде ставят общекурсовой рассказ, а драматургия всех и вся не должна быть слишком серьёзной.
III курс
5 семестр - мюзикл. Вкратце это выглядит как и предыдущая работа, только здесь ещё необходимо петь (или хотя бы попадать в ноты), разучивать клавиры и многое другое чтобы "попасть" в жанр. Если по какой-то причине вы ещё не покинули мастерскую, то это ваш последний шанс сделать это.
6 семестр - драматический отрывок. По сути - это тот же рассказ, но с большим упором на игру и драматическую состовляющую. Измены, убийства, самоубийства, бесцельно прожитые годы, предательства любимых и душа наизнанку, вот это вот всё. Все кто хотел - уже ушли, остальных, кто не справился, вынесут со сцены с обширным инфарктом и так.
IV курс
7 и 8 семестры - являются подготовкой к дипломному общекурсовому спектаклю, то есть к полноценному двухактному действу с антрактом в десять минут чтобы проветрить зал. В зависимости от мастерской и направленности обучения (режиссёрской, актрёрской, режиссёрско-продюссерской, режиссёрско-актёрской) можно сделать таких спектаклей от одного до нескольких. Понятно что за два семестра проделать такой трюк и не откинуть копыта утопия в чистом виде, поэтому на некоторых курсах это начинают делать уже с пятого-шестого семестра и продолжают иногда на пятом, в некоторых мастерских обычно сначала ставят рассказы, а потом сказки, везде по-разному, но точно неизменен первый курс. Точно и то, что дипломный общекурсовой спектакль - это допуск к сдаче своего диплома.
V курс
Дипломный спектакль.
Тут всё просто - каждый студент сдаёт свой дипломный спектакль, пишет по нему работу на ста листах и получает диплом. Или не получает; но чаще говоря всё таки получает, ибо тут остались уже лишь те, кто в теме.
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ****** ****** ****** ******* ****** ***** ***** ***** ***** ****** ***** ***** ***** ***** *****
Согласитесь отличие от решения логарифмов в том что тут результат неизвестен, но в этом и прелесть. Всё зависит от тебя. В искусстве дважды два это и пять и восемь и шестнадцать одновременно. А иногда и корень из минус первой степени.
Театр - это добровольная диктатура. Только в театральном ВУЗе могут учиться до 22:00, ректор может издать указ чтобы всех после этого гнали поганной метлой, а студенты не хотят уходить и сидять до 4 утра (кстати, реальный факт).
Вот так вот. А вы думаете что всё просто: вышел - сыграл, поставил.
В следующий раз я расскажу вам про это уже более детально, начну с того как сдают экзамен в театральном. Поверьте, такое не снилось и Шекспиру.
_____________
Подписаться на меня в
Вступительные испытания в творческий ВУЗ мало похожи на экзамены в обыкновенный. На знания и результат по ЕГЭ иногда на них даже не смотрят или смотрят в последнюю очередь, когда все основные туры (их может быть с десяток) пройдены. Более важно уметь передвать эмоциональный настрой, выражать его всеми доступными способами. Школа-студия актёрского мастерства , поможет будущему артисту стать выразительнее.
Одним из важнейших характеристик актёра является речь. Её в первую очередь проверяют в творческих ВУЗах. Могут попросить прочитать прозу или стихи для поступления в театральный .
В школе изучается множество произведений как российских, так и зарубежных авторов. Необходимо выбирать такое, чтобы максимально раскрыть свой дар чтеца. Главный критерий отбора - эмоциональная составляющая. Если текст не цепляет за душу, то можно его не читать. Размер не имеет особого значения. Важно, чтобы было желание заразить других мыслями автора произведения, то есть пережить суть стихотворения.
Готовить надо несколько текстов, они должны иметь противоположное содержание, быть написаны разными поэтами. Если одно из произведений про любовь, то другое должно нести в себе другой смысл. Только так можно продемонстрировать себя с разных сторон и показать свою индивидуальность. Если произведение юмористическое, то упор делается на иронию, если философское, то - на размышления.
Читая стихотворение нужно помнить:
Хорошим выбором будут произведения классиков. Это показывает отличный вкус и профессионализм. Знать надо наизусть, ведь память - это пригодность артиста к работе на подмостках. Если тяжело запомнить произведение, стоить задуматься, а правильный ли выбор профессии сделан.
Выбирая танец для поступления в театральный , крайне желательно не перебарщивать, если вы не поступаете на эстрадно-цирковое отделение. Слишком сложная композиция не нужна, как и в стихотворении в первую очередь важно проявление эмоций. Необходимо показать зрителю своё понимание создаваемого образа.
По возможности лучше подготовить не один танец, хотя направление может быть любым, от народных до бальных. Музыкальное сопровождение лучше своё, но не факт, что оно потребуется. На экзамене могут попросить исполнить под другой аккомпанемент. Не стоит постоянно думать, что это экзамен. В будущей профессии он станет ежедневным. Самое главное чувствовать музыку, держать ритм и отдать эмоциональную составляющую, даже если танец очень простой. Показав характер танца, вы легко пройдёте испытания
Главные трудности начнутся в процессе учебы. Все нагрузки выдерживает тот, кто беззаветно предан театру. Лекции, репетиции, тренировки, в ненормированном времени самое малое, что ожидает будущего артиста.
Если вы готовы посвятить себя профессии актера, то не сомневайтесь, вы обязательно добьетесь своего и будете востребованы!
Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.
Ежегодно театральные вузы столицы принимают у себя тысячи желающих перенять опыт у признанных мэтров актерского искусства. В погоне за мечтой девушки и юноши штурмуют двери приемных комиссий, однако горящих глаз и энтузиазма недостаточно для того, чтобы получить заветное удостоверение студента. В условиях жесткой конкуренции для поступления в будущие альма-матер предъявляются серьезные требования. Несмотря на это, конкурс из года год остается невероятно высоким, а условия поступления обрастают всё новыми и новыми мифами и байками, что может сбить с толку неподготовленных абитуриентов.
Чтобы не попасть в ловушку слухов, рассеянных по просторам Интернета, специально для студентов курса Актерское мастерство для поступающих рассмотрим, какие требования предъявляют приемные комиссии самых рейтинговых театральных учебных заведений Москвы при поступлении на актёрский факультет.
Общие требования к поступающим в театральный вуз:
Особенности вступительных испытаний в театральные вузы:
«Щепка», как часто называют это училище, считается одним их самых консервативных театральных школ. К тому же, актерское мастерство является здесь единственным направлением подготовки.
Процесс поступления состоит из следующих этапов: отборочная консультация, 3 ступени предэкзаменационных консультаций и вступительные экзамены.
На отборочной консультации оценивается чтение наизусть басни, стихотворения и отрывки из прозы (не менее 2-х произведений в каждом жанре). В случае если абитуриент заинтересует педагогов, ему предложат пройти «экзамен на профпригодность». Обязательным условием для прохождения этого раунда является исполнение 2-3 песен или романсов, в отдельных случаях могут попросить исполнить танец.
Возможно так же оценка знаний актёрского мастерства, культуры речи, пластики и собеседование (темы: культура, искусство, политика, общественная жизнь, международная обстановка и др.).
Абитуриент на специальность «Актер драматического театра и кино» сначала должен успешно преодолеть три отборочных тура, к которым необходимо подготовить 2-3 басни (одна из них обязательно должна принадлежать авторству И.А. Крылова), 3-4 стихотворения и 2-3 фрагмента художественной прозы. И только после этого оцениваются результаты экзаменов по общеобразовательным предметам, творческим и профессиональным испытаниям.
Будьте готовы выступить с чтецкой программой, участвовать в этюдах, показать свою музыкальность и пластичность.
В качестве испытания профессиональной направленности проводится собеседование, для которого желательно ознакомиться со списком литературы, представленным на официальном сайте училища.
Первое, что следует запомнить: РАТИ-ГИТИС является самостоятельным учебным заведением, т.е. он не относится ни к одному театру, что отличает его, например, от Школы-студии МХАТ. Таким образом, в университете не существует единой школы: особенности обучения зависят от студии или мастерской.
На очное отделение отбор проходит в 3 тура, после которых абитуриент допускается к прохождению вступительных экзаменов (2 испытания творческой направленности: мастерство актера и собеседование).
На прослушивание следует подготовить небольшие отрывки из следующих литературных жанров: басня, стихи, проза, монолог. Обратить внимание следует как на классическую, так и на современную отечественную и зарубежную литературу. Помимо этого, приемная комиссия обратит особое внимание на способность к импровизации: например, члены комиссии могут предложить прямо на месте разыграть небольшую простую сценку, спеть песню или исполнить танец.
Что касается собеседования, то оно призвано оценить ваш уровень культуры и познания в области искусств. Однако готовьтесь к возможной смене темы разговора: могут спросить про характеристику театрального процесса или же завести разговор о семье, родителях и хобби. На официальном сайте РАТИ- ГИТИС в разделе «Информация для поступающих» представлен список обязательных для прочтения произведений, с которым следует ознакомиться.
Отборочные прослушивания осуществляются традиционно в 3 этапа. Необходимо заранее подготовить интересную программу, состоящую из 3 отрывков из прозы, 3-4 стихотворений и 3 басен.
На специальность «Актёрское искусство» проводятся следующие вступительные испытания: творческое и профессиональное. Собеседование отсутствует.
На творческом конкурсе оценивается исполнение литературного произведения (стихотворение, басня или проза), рекомендуется подготовить исполнение нескольких фрагментов из разных жанров. Особых предпочтений для выбора материала нет.
На профессиональном испытании поступающий проходит проверку голоса и речи, музыкальности (исполнение песни, выполнение упражнений на ритмичность) и пластичности (танец, выполнение упражнений на пластику и координацию движений). На данный вид экзамена необходимо принести спортивную одежду и обувь.
К числу особенностей при поступлении в одну из самых популярных школ сценического мастерства можно отнести то, что приемная комиссия учитывает индивидуальные достижения абитуриентов - подтвержденные соответствующими документами, - и начисляет за них дополнительные баллы.
Однако к числу учитываемых достижений относится только одно – наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.
Во ВГИКе тоже готовят по специальности «Актёр драматического театра и кино», однако особый акцент в Институте кинематографии делается на подготовке будущих звезд кино и телевидения. Поэтому если театру вы предпочитаете телевизионные и киносъемки, то подавать документы предпочтительно именно сюда.
Испытания творческой направленности осуществляются в 3 тура: фото - и видеопробы, профессиональное испытание (чтение наизусть стихотворения, басни или прозы, проверка музыкальности и пластических данных) и индивидуальное собеседование.
Как можно заметить, этапы поступления в главных Вузах столицы практически не отличаются:
Для тех, кто хочет заранее подготовиться ко всем неожиданным заданиям приемной комиссии и подобрать свою программу для прохождения творческих конкурсов, предлагаем пройти обучение на курсах Актерское мастерство для поступающих в театральные вузы Москвы в студии «Твоя сцена».
На занятиях этого курса делается упор на актерское мастерство и сценическую речь, осуществляет подбор и анализ литературного материала.
ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.
Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.
Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.
У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.
По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»
Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.
В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.
Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел
Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.
Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.
Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.
Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.
Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.
Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.
В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.
Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.
Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус
Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.
Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.
Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.
Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.
Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.
Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.
«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.
Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.
В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.
Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут
В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.
Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.
За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.
Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.
В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?
Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.
Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать
Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.
Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.
Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.
Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.
Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.
Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.
В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.
Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.
Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».
Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.
Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.
Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.
Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.
Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.