Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Что такое коучинг простыми словами. Коучинг — что это

Что такое коучинг простыми словами. Коучинг — что это

Коучинг – что это такое? В этой статье речь пойдет не просто об этом понятии, а о его плюсах и минусах, о том, чем отличается коучинг от обычного обучения . Вы узнаете, кто лучший коуч в мире, как выбрать хорошего коуча.

Из статьи Вы узнаете:
  • Определение и виды коучинга.
  • Отличия коучинга от обычного тренинга.
  • Кому нужен и кому не поможет коучинг?
  • Как работает коучинг?
  • Как выбрать хорошего коуча?
  • Примеры жизненных целей, требующих помощи коуча.
  • Кто лучший коуч в мире? Основатель коучинга.
  • + ВИДЕО: полезный ПРИМЕР «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ», которая привела к успеху.

Коучинг (от англ. coaching — тренировка ) впервые возник в 70-х 20 века в Америке на стыке спорта, менеджмента, психологии. Это специфический метод тренинга, в результате которого «коуч» (тренер), помогает своему ученику достичь конкретной профессиональной или жизненной цели. В этом главная особенность коучинга и отличие его от других видов обучения и тренингов. Коуч и его подопечный сфокусированы на достижении чётко обозначенной цели, а не на общем развитии.

Виды коучинга.

По количеству обучающихся — групповой коучинг и индивидуальный .

По применению:

  • Бизнес-коучинг. Предназначен для достижения целей компании. Коуч работает с руководителями и с сотрудниками.
  • Лайф-коучинг. Предназначен для достижения целей личности, для изменения себя, взаимоотношений с другими, повышения самооценки.

2. Отличия коучинга от обычного тренинга

Итак, главное отличие коучинга от тренинга, направленного на общее развитие, мы рассмотрели выше.

Главная отличительная особенность коучинга — это направленность на достижение конкретной цели, а не на общее развитие.

Рассмотрим еще одну отличительную особенность тренинга. Коучинг — это модный сейчас вид обучения. И понятно почему. Ведь коучинг всегда направлен на изменения . Это особенно актуально сейчас , в цифровую, информационную эпоху, когда мир стремительно меняется.

Отличие коучинга от других видов обучения в том, что они направлены на обучение прошлому опыту, а коучинг создается сегодня, сейчас, в настоящем, и поэтому направлен, ориентирован в будущее, направлен на изменения!

Коучинг призван настраивать личность к гибкости восприятия изменения мира. Фактически коучинг – это наука об изменениях мира, организации, человека.

Не поспоришь с тем, что мир и наша жизнь изменились кардинально. Понятие мейнстрима заменилось важностью быть непохожим на других. Быть всегда разным, непредсказуемым, неповторимым, всегда новым.

Жизнь стала яркой, многоцветной, ценность покоя и стабильности заменилась ценностью движения. Люди перестали ездить в гости в отпуск только к родственникам, они предпочитают увидеть весь мир. Люди стали работать на одном месте в разы меньше, чем раньше. Люди перестали бояться несколько много раз в жизни менять не только место работы, но и профессию

Фрилансеры раньше считались праздно шатающимися, а сейчас их стали считать устойчивыми. Праздный и свободный стиль жизни, который раньше осуждался, сейчас стал видеться всеми надежным и желанным.

Итак, новые правила в обществе возникают раньше, чем отмирают старые. Всегда есть люди, которые стремятся идти в ногу со временем, быть в авангарде. Могут ли они сами себе помочь в этом? Или лучше доверится специалисту? Быстрее с коучем или самому?

3. Кому нужен и кому не поможет коучинг?

Предположим, Вы решились сдвинуться с места и изменить свою жизнь. Осталось понять, сможете ли Вы сделать это самостоятельно или потребуется помощь коуча-тренера. Сейчас Вы получите ответ на это вопрос.

Рассуждения вслух: как быть первым, когда нужно делать одновременно множество дел, быть в роли сотрудника, отца/матери, мужа/жены, сына/дочери, друга и т. д. Как еще дополнительно к этой повседневной карусели дел добавить дела и задачи для изменений и перемен? Как не сойти с ума, не заработать шизофрению, делая каждый день все новый и новый выбор среди стольких направлений и возможностей? Какой выбрать путь, какую цель, какую работу, какую машину, телефон и т.д.

Итак, всем ли нужен коуч и коучинг? Изменений хочет тот, кто хочет большего. Поэтому коучинг только для тех, кто жаждет изменений в себе, для тех, жаждет получить больше, чем имеет, но при этом осознает риск и вероятность что-то потерять.

Новая эпоха требует новых знаний и умений, новых профессий. Наши личностные черты не всегда соответствуют требованиям нового дела, новым условиям, новой жизни. Изменить себя, подстроить под свое новое дело, стать большим, чем раньше был, соответствовать новым требованиям жизни. Причем, сделать это быстро.

Вы догадались, что здесь понадобится коуч. Такой вид коучинга (для изменения себя) называется лайф-коучинг. Если речь идет об изменении каких-либо профессиональных качеств, необходимых для конкретной компании, то речь идет о бизнес-коучинге.

Кому не поможет коучинг? Тому, кто всё знает и всё умеет и тому, кто ничего не хочет. Если к коучу привел друг или мама, коучинг не поможет. Коучинг нужен для самостоятельных людей с ясной целью и окончательно принятым решением её достичь.

4. Как работает коучинг?

Коуч – это во многом журналист, обладающий искусством правильно задавать вопросы. Он как-бы ведет человека по карте его жизни до полного прозрения, до распознания в себе тормозов и движущих сил. Коуч помогает направить взгляд человека на то самое важное, что приведет его к достижению его цели. Каждому человеку трудно посмотреть на свою проблему сверху, чтобы представить ее управляемой и как-бы «ручной». Человек не знает, как к ней подойти. Коуч же может перевести человека из состояния «не знаю, с чего начать» в состояние «я знаю, что делать».

Если говорить о технике, то коучинг строится на 4-х основных этапах:
  • Постановка цели.
  • Проверка реальности цели.
  • Подготовка плана достижения цели.
  • Реализация цели – называется этапом воли.

5. Как выбрать хорошего коуча?

Как быть уверенным, что Ваш коуч настоящий профессионал?

С хорошим коучем Вы не заметите, как пролетело время во время беседы. Если Вы чувствуете себя комфортно, естественно, не напряженно, если проблемы открываются Вам одна за другой, то знайте, Вы нашли действительно профессионала. Важный признак хорошего коуча: во время бесед Вы не замечаете, что он «работает». Работа настоящего коуча всегда не заметна, как работа хорошего водителя или хорошего банка.

6. Примеры жизненных целей, требующих помощи коуча.

«Назначили директором, раньше был отличным менеджером по продажам. Умею убеждать, но не умею руководить. Как научится управлять людьми?»

«Хочу доказать себе, что я что-то могу и заработать миллион. Много раз начинал, но всегда наступает апатия. Не знаю, что делать?»

«Фирма на грани банкротства. Но все же есть шанс все восстановить. Как выйти из депрессии и собраться для прорыва?»

«Хочу быть хорошим руководителем для всех, и для бывших друзей, а сейчас — подчиненных. Раньше были все в одной упряжке, теперь меня не понимают. Я не могу наказывать людей. Как перейти на новый стиль отношений. Что делать – не знаю»

«Хочу найти новую работу. Предложений много, но моя работа мне наскучила, хочу изменить профессию, хочу нового драйва».

7. Кто лучший коуч в мире? Основатель коучинга.

В начале статьи я уже упомянула о том, что коучинг появился в 70-х 20-го века на стыке менеджмента, спорта и психологии. Так вот, основателем коучинга, как специфического вида тренинга, считается Тимоти Голви (Википедия) . Концепцию метода коучинга он описал в книге «Внутренняя игра в теннис», 1974 г. и «Работа, как внутренняя игра». Он тогда тренировал теннисистов и заметил, что главной помехой в победе и в достижении цели, являются не соперники спортсменов, а «противник в голове». Коуч помогает человеку преодолевать внутренние препятствия. Для их преодоления Голви ввел метод «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ» .

Стоит упомянуть последователей метода коучинга Тимоти Голви — Джона Уитмор а (применил метод к бизнесу и менеджменту) и Томаса Дж. Леонарда (основал Университет коучей).

А теперь главное: лучшие коучи в мире – это дети.

Прислушаетесь к их вопросам: зачем? почему? как? каким образом? что? Они не обучались техникам коучинга, но каким-то образом от природы им дано задавать вопросы в правильной последовательности. Как-будто они выполняют задание — вывести нас на более высокую ступень. Если Вы ответите на эти вопросы, Вы сможете разрешить многие свои внутренние проблемы, которые мешают Вам в достижении Ваших целей. Можете спросить у детей: «коучинг – что это такое?» Уверена, что в их ответе Вам откроется какая-то тайна о Вас самих.

Посмотрите в этом видео полезный ПРИМЕР «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ», которая привела к успеху в работе:

Модуль 1. "ВДОХНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА."

Основы коучинга. Базовые инструменты коучинга и шаги коуча в работе с клиентами и сотрудниками. Понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Коучинговые подходы, применяемые для повышения продуктивности и улучшения качества жизни.

Основной вопрос модуля: Что Вы хотите?

В результате Вы научитесь:

1. Создавать ясное видение целей у клиентов и сотрудников;

2. Формулировать эффективные цели, ведущие к качественным результатам;

3. Выстраивать более глубокое доверие с сотрудниками и клиентами;

4. Задавать эффективные открытые вопросы;

5. Соблюдению формата коуч-сессии;

6. Узнаете инструменты управления мотивацией и приверженностью целям и ценностям;

7. Поощрять клиентов и сотрудников к самоанализу, открытой обратной связи и развитию.

Скидки при предоплате:


Модуль 2. "ВНЕДРЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО ПРИ ПОИСКЕ РЕШЕНИЙ."

Разработка и внедрение проектов. Инструменты, направленные на успешную реализацию проектов: планирование, расстановка приоритетов, управление временем, раскрытие творческих стратегий.

Основной вопрос модуля: Как Вы можете достичь цели?

В результате Вы научитесь:

1. Стратегии творчества для успешной реализации планов;

2. Качественно, эффективно планировать, оставив себе достаточно свободы и гибкости;

3. Коучинговым инструментам для работы с запросами клиентов и сотрудников по темам реализации планов, управления времени, принятия решений;

4. Технологиям раскрытия внутреннего глубинного знания клиентов и сотрудников;

5. Навыкам управления своим ресурсным состоянием и сможете помогать в этом клиентам.


Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Модуль 3 "ПРИВЕРЖЕННОСТЬ. КОУЧИНГ ГЛУБИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ."

Работа с ценностями: раскрытие потенциала команд и людей через ценности. Индивидуальный процесс исследования глубинных ценностей и помощь в этом другим. Спиральная Динамика Клэра Грейвза: эволюция ценностей людей, организаций и общества.


Основной вопрос модуля: Зачем? Почему это важно?


В результате Вы научитесь:

1. Определять глубинную мотивацию как свою собственную, так и своих клиентов и сотрудников;

2. Технологиям соединения людей с их глубинными ценностями;

3. Обнаруживать сценарии, блокирующие эффективную коммуникацию, и обретете методы успешной работы с ними;

4. Проводить коуч-сессии по развитию ценностей и приверженности целям;

5. Усилите навыки проведения совещаний команд, опираясь на ценности каждого.

Продолжительность модуля курса коучинга: 4 тренинг-дня.
Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Модуль 4. "ИНТЕГРАЦИЯ МАСТЕРСТВА. ИСКУССТВО ЗАВЕРШАТЬ ПРОЕКТЫ. "

Искусство завершать проекты. Технологии интеграции мастерства. Экспресс-диагностика и эффективные коммуникации с клиентами. Инструменты повышения стрессоустойчивости. Интеграция коучинговых технологий и навыков профессионального коуча.

Основной вопрос модуля: Как Вы поймете, что достигли цели?


В результате Вы научитесь:

1. Эффективно завершать проекты и подводить итоги;

2. Создавать карту успеха для себя и клиентов;

3. Выстраивать эффективные коммуникации с разными типами клиентов;

4. Быть в ресурсном состоянии и помогать входить в него клиентам;

5. Экспресс-диагностике: прогнозу поведения людей, оценке компетентности сотрудников, проведению интервью по развитию и оценке персонала.

Продолжительность модуля курса коучинга: 4 тренинг-дня.
Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Автор программы : Доктор Психологии Мэрилин Аткинсон - коуч, тренер и выдающийся специалист, сертифицированный тренер, ученица уникального Мастера - Милтона Эриксона. Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведет активнейшую преподавательскую и консультативную деятельность в обучении коучингу в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского Университета (Канада), имеющего представительства и ведущие курсы коучинга в 28 городах в 10 странах.


Для кого эта программа:



Ключевые результаты для вас:

  • Освоение профессии коуча;
  • Умение эффективно разрабатывать стратегии, расставлять приоритеты, завершать проекты и достигать цели;
  • Приобретение и интеграция навыков коучинга и самокоучинга; Коучинг высокой эффективности;
  • Развитие способности задавать вопросы с легкостью и вдохновением;
  • Глубокий системный профессиональный и личностный рост в процессе обучения;
  • Раскрытие ресурсов собственного стиля руководства;
  • Развитие способности к стратегическому мышлению, что позволяет руководителям стать лидерами в своей области бизнеса;
  • Способность формировать Видение, вдохновлять команды и достигать результата;
  • Освоение методологии коучинга для применения во всех областях жизни, для обретения баланса и гармонии.

Методы проведения программы :


Программа дает новейшие разработки в области человеческого развития, коучинг высокой эффективности. Вы ускорите свой профессиональный рост и личное развитие с помощью новых понятий и элегантных техник, которые вы сможете использовать практически сразу. Обучение коучингу высокой эффективности проходит интерактивно, тренер демонстрирует методы коучинга, которые каждый их участников сможет проработать на практике в роли клиента и в роли коуч - руководителя(консультанта). В процессе обучения коучингу вы сможете задать вопросы и получить квалифицированную консультацию от тренера и ассистентов программы - сертифицированных коучей.


Курс включает тестирование и сертификацию коучей.

По окончании курса обучения коучингу, прохождении тестирования и сертификации вы получаете Сертификат Коуча Эриксоновского Университета (Канада) международного образца. Тестирование и сертификация по стандартам Международной Федерации Коучинга (ICF).

Обучение в Эриксоновском Университете на модулях I – V дает возможность получения сертификата о завершении программы ACTP и подачи документов на аккредитацию в ICF.

Программа «Наука и искусство трансформационного коучинга» (I – IV модули) имеет статус ACSTH ICF аккредитованной программы (ACSTH – подтвержденное ICF определенное количество часов тренингового обучения коучингу), и является первым этапом обучения в программе ACTP.

Обучение коучингу. Коучинг высокой эффективности. Курсы коучинга.

«. Поговорим про нечто большее и более загадочное. А заодно о том, чем хороший коучинг отличается от шарлатанства.

Что такое коучинг? Это слово в наших просторах появилось недавно. И если раньше люди справлялись со своим чердаком с помощью психологов, то теперь за дело взялись коучеры. В статье мы постараемся ответить на вопросы:


Закончим наше языковое введение и продолжим.

Коучинг — что это?

Коучинг — беседа двух людей:

  • один (коучер) знает, что спрашивать,
  • а второй (клиент) ищет ответы.

Основная идея коучинга — сам клиент собственными силами на основе своих знаний находит ответы. Почему сам и на основе своих знаний? Потому что люди слышат очень и очень много «советов», которые ни разу не помогают. Ещё парочка советов ничего не поменяет 🙂 Изменить ситуацию может лишь личный анализ собственного опыта.

Само собой, раньше эта идея воплощалась в жизнь неоднократно и в различных формах. Например, почти 3 тысячи лет назад Сократ похожим образом обучал людей — не отвечал на их вопросы напрямую, а побуждал тех искать ответы самостоятельно. С тех пор это называется «сократический метод обучения».

Кроме Сократа, данным методом любили пользоваться в духовном обучении. Только не у нас, где духовное обучение было весьма ограниченным. А на Востоке. Для примера — практически вся суфийская мудрость передавалась от учителя к ученику именно таким образом, что ученик сам находил ответы на свои вопросы. Мы не можем гарантировать, что все суфии обучались именно так 🙂 Но история донесла именно этот способ.

Среди современных, но более ранних систем, например, одитинг — это общение, при котором основная работа — не консультанта, а клиента.

Но почему, всё же, именно «собственными силами и на основе своих знаний?» Потому что иначе человек будет достигать не свои цели, а цели «советчика». А это уже попахивает нехорошо…

Кто такой коучер и что он делает?

Коучер — это либо человек, который прочёл книгу по предмету, либо человек, получивший некоторое обучение (например, в Coach University). Поскольку мы не хотим переписывать книги по предмету, не будем особо останавливаться на том, что делает коучер, тем более что применить это без обучения сложно.

Лучше мы расскажем о двух главных моментах, что коучер НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, для того, чтобы вы могли определить, шарлатан с вами работает или профессионал.

Первое и самое главное, что не должен делать коучер, это высказывать своё мнение . Вообще и ни разу. Никаких оценок клиентам. Например, клиент говорит «меня обижала мама». Если коучер скажет

  • «это плохо»,
  • «я бы про это не думал»,
  • «это важно»,
  • «не обращай внимания»
  • и т.д.,

то перед вами шарлатан.

Настоящий коучер скажет что-то типа «ясно, и как вам это может помочь?»

Почему? Потому что любое мнение от коучера нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Второе, что не должен делать коучер, это обесценивать клиента . То есть, на заявление «меня обижала мама» не должно прозвучать

  • «это ложь»,
  • «все мамы хорошие»,
  • «ты неправ»
  • и любое другое высказывание, дискредитирующее откровения клиента.

Те, кто позволяют себе подобные ремарки, просто недоучки.

Профессионал вместо обесценивания придаст значимость, например, «обратите внимание на то, как она это делала и найдите там что-нибудь хорошее».

Почему? Опять же, любое обесценивание клиента нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Вы можете сказать: «Но, позвольте, любая беседа так или иначе содержит или высказывание мнения, или некоторое обесценивание, особенно когда собеседник неправ — почему нельзя этого делать коучеру?».

Как проходит сессия коучинга?

Да, в общем-то, просто. Коучер задаёт наводящие вопросы. А клиент в процессе ответов находит ответ на свой главный вопрос, ради которого всё затевалось.

Проиллюстрируем сказанное примером. Допустим, у нас есть коучер Вася и клиент Петя. Петя приходит и говорит:

— У меня проблемы в жизни.

Коучер Вася отвечает:

— С тебя … денег.

Петя согласен, и процесс пошёл. Коучер Вася:

— Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?

Петя долго думает, потом сообщает:

— Да много чего. Например, денег нет.

На это коучер произносит:

— Что в этом ценного?

Пется удивляется вопросу:

— Да ладно, на деньги можно еду покупать. Одежду.

Но коучер опытный, не дёргается на удивление, не говорит «ты баран, не в деньгах счастье», а продолжает:

— Что еще ценного в этом?

Петя начинает перечислять:

— На деньги можно купить машину, квартиру, девок, наркотики … .. …. ..

Коучер не отстаёт:

— Чем это для тебя ценно?

Петя сначала не понимает, чем этот вопрос отличается от предыдущего, но затем соображает:

— Ну, всё это приносит удовольствие…

Собственно, полдела коучер.вася сделал, но для надёжности:

— Чем еще?

Здесь Петя (при хороших условиях и высоком IQ) думает, сопоставляет, анализирует и понимает:

— Э, да мне не деньги нужны, в общем-то, а удовольствие. Хотя удовольствия у меня и так немало… Вот что мне взаправду интересно, так это как бы мне вместе с удовольствием не оказаться без средств к существованию?

Коучер Вася рад, что клиент задал более правильный вопрос, и переходит к делу:

— Если бы ты знал ответ, каким бы он был?

Клиент Петя не ожидает такого и начинает думать:

— Так, ответ был бы… типа… ага, нечто вроде такого: «Рассчитать, какой прожиточный минимум нужен и всё остальное вкладывать в чисто удовольствия».

Вася продолжает ковать железо:

— Чего ещё в этом не хватает?

Петя некоторое время размышляет, затем отвечает:

Коучер Вася рад прогрессу и шлифует:

— Чего ещё?

Теперь Петя понял систему:

— Так, на этой работе удовольствия как-то маловато — как и денег. Неплохо было бы работу сменить… Да, точно. Я люблю выращивать растения. У меня на подоконнике стоит 20 горшков с отличными пряными травами. Я прямо сейчас могу открыть дело «Выращивание специй как бизнес «; для надёжности даже увольняться не нужно — буду работать через интернет… ура! Спасибо Вася!

Как видите, со стороны коучера Васи — правильные вопросы + отсутствие оценивания и обесценивания. А со стороны клиента Пети — основная работа по анализу жизни.

Само собой, такая эффективная и короткая сессия происходит только:

  • а) под руководством профессионала
  • б) с подготовленным клиентом.


Но главное здесь, конечно же, профессионал, который с лёгкостью подготовит клиента до нужного уровня способностей. Самое время перейти к следующему вопросу:

Каков результат коучинга?

Есть два варианта. Первый — это если коучинг проводился неправильно. Второй — если профессионально и правильно.

В первом случае результат будет, но минимальный. И ничем не будет отличаться от сессии психоанализа, консультации психолога, на картах Таро и . Почему? Потому что плохая сессия = думал не клиент, а коучер. Следовательно, решения не клиента, а коучера. И воплотить их может коучер — но не клиент.

Результат профессионального коучинга вы определите с лёгкостью:

  1. Клиент весел и улыбчив.
  2. Клиент общителен.
  3. Клиент рекомендует коучера всем и каждому.
  4. Клиент нашёл ответ на свой вопрос.
  5. Клиент уверен, что он в состоянии воплотить решение в жизнь.
  6. Клиент знает, что делать, если у него не получается воплотить в жизнь решение — поскольку разработал альтернативные планы.
  7. В перспективе нескольких профессиональных сессий клиент восстанавливает способность анализировать жизнь и находить решения, и ему не нужен коучер для этого.
  8. Жизнь клиента ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меняется к лучшему и он ПО-НАСТОЯЩЕМУ решает проблемы.


Вот такое вот различие 🙂 Причём ключевой пункт — восьмой. Ибо любое хорошее общение без обесценивания и оценивания производит пункты с 1 по 7. Ну а восьмой пункт — это следствие слаженной работы коучера и клиента не на страх, а на совесть 🙂

Можно ли заниматься коучингом самостоятельно?

Вопрос только в том, профессионал ли вы в этом. Ну и в удаче, конечно. Лёгкие проблемы вы можете решить самостоятельно. А вот тяжёлые… Обычно люди на тяжёлые проблемы даже смотреть не могут, не то что решать. Одна из задач коучера — поддержать, помочь, побудить посмотреть на то, что обычно человек не может видеть. Но, опять же, на это способны только высокопрофессиональные коучеры.

Надеемся, мы ответили на все ваши вопросы 🙂

Если что забыли — задавайте вопросы в комментариях!

1 На самом деле, конечно, коучинг происходит от английского «coach», тренер (и, как ни странно, карета, повозка, автобус). Какова связь? Сначала, само собой, появилось значение «карета». Затем «автомобиль». Затем — «управляющий автомобильным парком, который инструктирует, как обращаться с машинами». Ну а потом — собственно инструктор. .

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -

Коучинг, как метод обучения, по мнению ряда экспертов, появился во второй половине 19 века в США. Первоначально под коучингом понималась психологическая подготовка спортсменов — теннисистов и гольфистов. Однако известный американский тренер Тимоти Голви обратил внимание экспертов, специализирующихся на психологии развития, что применяемые коучингом методы могут быть использованы не только в спорте, но также и в бизнесе, и в целях персонального совершенствования. Его книга «The Inner Game of Tennis»(“Внутренняя игра в теннис”), впервые изданная в 1974 году, считается многими специалистами библией коучинга. В ней впервые раскрыта концепция “внутренней игры”, которая легла в основу многих использующихся сегодня методов коучинга. Изложенные в книге истории успехов спортсменов, применявших коучинг, заинтересовали многих бизнесменов, политиков и общественных деятелей. И уже в 1992г. была издана новая книга о коучинге — “Coaching for Performance»(“Коучинг высокой эффективности”). Популярность книги обеспечила Джону Уитмору — ее автору, славу “отца современного коучинга”, а саму книгу рекомендуют в качестве Руководства по коучингу для всех начинающих коучеров.
Сегодня об эффективности коучинга известно во всем мире. С его помощью люди более эффективно осваивают новые навыки, которые помогают им добиваться успеха в различных областях жизни. По данным популярной канадской газеты National Post, коучинг является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире. Это обусловлено огромной скоростью изменений, происходящих вокруг нас, адаптация к которым требует такого же быстрого обучения. Традиционные формы обучения, в том числе такие как семинары и тренинги, не всегда способны сподвигнуть человека на позитивные изменения или обеспечить их долговременный эффект. И здесь коучинг может стать дополнительным способом освоения новых навыков для личностного развития и карьерного роста.

Основные методы коучинга

Применяемые в коучинге методы просты в применении и считаются весьма результативными. Среди основных методов можно выделить следующие:

  • тренинговый метод - подразумевает проведение индивидуальных и групповых тренингов. Тренинговый метод используется коучем для обучения клиента дефицитным навыкам и их проработки.
  • консалтинговый метод - в рамках этого метода коуч предлагает клиенту готовые решения
  • метод наставничества - его еще называют методом вопросов или сократовским методом. Суть метода - в формулировании коучем вопросов, отвечая на которые клиент самостоятельно приходит к принятию нужных решений
  • процессинговый метод - метод “Сделай как я”. Применяющий этот метод коуч показывает клиенту действия, которые необходимо совершить для решения определенной задачи
  • метод гипнотерапии - коуч помогает клиенту обратиться к внутренним ресурсам (входить в ресурсное состояние), что существенно увеличивает способности клиента к решению стоящих перед ним задач.

Школы коучинга

Вместе с ростом популярности коучинга, растет и число учебных центров, которые занимаются подготовкой коучеров. Предлагаю вашему вниманию список таких центров, как в Казахстане, так и за его пределами.

1. Международный учебный центр «M-TRAINING».

2. Международная компания «STEP&GROW»

Обладает эксклюзивным правом обучения, подготовки и сертификации профессиональных коучей на территории Республики Казахстан, стран Центральной Азии и Кавказа по программам Erickson International (Канада) «Наука искусство трансформационного коучинга», «Коучинг эффективных команд», «Управленческий коучинг». Сертификаты аккредитованы по международным стандартам ICF и действительны в более чем 90 странах.
Условия обучения на сайте: http://step-grow.kz/

3. Представительство Международного эриксоновского университета коучинга в странах России и СНГ.

Представительство находится в Москве, однако проводит свои обучающие мероприятия в большинстве крупных городов России и СНГ.
Условия обучения на сайте: http://erickson.ru/

4. Международная академия коучинга MAXIMUS

5. Международная ассоциация русскоговорящих коучей (МАРК)

6. Международный институт коучинга родителей, детей и подростков(ICIYA)

Специализированная школа коучинга. Программы школы ориентированы на подготовку детских и подростковых коучей, а также на людей, которые в течении своей профессиональной и личной деятельности сталкиваются с детьми и подростками.
Условия обучения на сайте: http://coachforkids.ru/

7. Академия профессионального коучинга США «ФАУЛЕР ИНТЕРНЕШНЛ»

Дистанционное обучение на русском языке. На данный момент Академия предлагает 5 онлайн курсов с выдачей сертификата Фаулер Академии: Лайф-коучинг (16 часов), Бизнес-коучинг (30 часов), Групповой коучинг, Стилистический коучинг и Коучинг по снижению веса. Условия обучения на сайте: