Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас. Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях. Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.
Вконтакте
Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми . Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.
Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.
Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом. Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу. Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.
Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.
При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих . Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.
Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.
Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.
Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.
Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:
Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.
Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.
Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю . Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.
При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.
Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.
Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.
Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.
При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.
После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта .
Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.
Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка . Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.
С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.
При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно .
В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:
Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.
При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед . При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.
При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.
В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев .
Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.
При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади . Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.
Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.
Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства . Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.
Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:
Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.
Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРАВИЛА Правила… Не все их любят, правда? Тогда зачем они нужны? Ограничивать нас и нести запреты, а при случае наживаться на наших штрафах? Или в их соблюдении есть хоть какой-то позитив и польза для нас? Давайте разбираться. Правила игры Играете ли вы в футбол, «Мафию», шарады, шахматы или любую другую игру, вы всегда обязаны соблюдать правила. С удовольствием ли вы это делаете? В игре, наверное, да, потому что тот самый интерес, ради которого вы играете, обеспечивается как раз соблюдением правил. Без правил игра не имеет смысла! Конечно, можно подслушивать, обманывать соперника и нарушать правила, когда никто не видит, но в итоге вы навредите самому себе. Вы уже не получите интереса от игры и удовольствия от нечестной победы. Ведь чем сложнее стоит задача, тем приятней её решать. Конечно, можно открыть конец сборника головоломок и посмотреть ответ, но ведь это было бы не то же самое, что решить самому, не правда ли? Правила дорожного движения Знаю-знаю, тут мнения будут не такими однозначными. Многим водителям действуют на нервы неудобно стоящие знаки, из-за которых приходится терять своё время и тратить лишний бензин. Пешеходам также неудобно ждать зелёного сигнала светофора, когда на дороге нет машин. Но всё же. Вы бы предпочли, чтобы правил дорожного движения не существовало? Я думаю, нет. Потому что, как ни крути, они существуют для нашей безопасности. Ступая на пешеходный переход, вы знаете, что водители должны остановиться, и перейти тут - не опасно для вашей жизни. А вот перебегать дорогу в неположенном месте, напротив, опасно. Вы знаете это сами и будете учить этому своих детей. Кроме того, соблюдение этих правил важнее двух предыдущих случаев. Потому что от их соблюдения зависит не только ваше настроение и здоровье, но и жизнь (в буквальном смысле этого слова) окружающих людей. Даже если вы простой пешеход, то от вашего решения лавировать между потоком машин вместо того, чтобы дойти до перехода, зависят и другие люди, их жизнь, здоровье, благополучие. А уж если вы водитель, то и говорить не стоит, сколько бед другим можно причинить, игнорируя правила дорожного движения. Инструкция по эксплуатации Ни один магазин не возьмёт обратно часы, которые вы, пренебрегая правилами их эксплуатации, искупали в тёплой ванне. Никто не возьмётся чинить по гарантии кофемолку, в которой вы решили перемолоть камни. Поэтому создатель этих приборов в инструкции по эксплуатации вас уведомляет: с его творением (пусть творение и массового производства) нужно обращаться так и так, и никак иначе. Захотите нарушить эти правила - получите испорченную вещь, не пригодную для дальнейшего использования. Да, многим кажется, что они знают лучше и что производители перестраховываются. Однако если в вашем конкретном случае ничего не случилось, это не значит, что то же будет и с остальными экспериментаторами. Потому что те, кто отвечает за функционирование наших вещей, лучше знают, при каких условиях они могут перестать функционировать. Можно ли нарушить эти правила и не поплатиться? Иногда можно, но это совсем не значит, что и в следующий раз вам также повезёт. И если многие упорно отказываются читать инструкцию по эксплуатации, то как насчёт инструкции про применению, например, лекарственных средств? Экспериментировать уже не так хочется, правда? Правила жизни Десять Заповедей, записанных в Библии. Что можно сказать о них? Устарели? Не популярны? Никто так больше не живёт? Меня будут считать дураком? Но Десять Заповедей - это и правила игры, и правила дорожного движения, и техника безопасности, и инструкция по эксплуатации. Всё в одном. Бог - наш Создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Он дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигнуть стену из запретов и ограничений, а чтобы наша жизнь была лучше. От того, будем ли мы соблюдать эти правила, будет зависеть наша жизнь и здоровье, а также жизнь окружающих нас людей. От этого будет зависеть, не «сломаются» ли наш организм и наша психика раньше времени. От этого будет зависеть, будем ли мы получать настоящее удовольствие от жизни. Если аргументы работают с другими правилами, созданными людьми, то почему так упорно игнорируются Десять Заповедей, которые учредил Бог, наш Создатель? Почему так много аргументов против них тогда, когда вся наша жизнь показывает, что мир только и нуждается в том, чтобы вернуться к этим правилам. Подумайте о любом чудовищном происшествии, которое повергло вас в шок. Даже не зная, что это, можно заранее сказать, что произошло оно из-за того, что люди не соблюдают заповеди, данные Богом. Игнорирование Божьих правил, как и игнорирование любых других, вначале действительно упрощает жизнь. Но делает ли её лучше? Интереснее? Насыщенней? Счастливей? Безопаснее для себя и окружающих? Надо признать, что нет, не правда ли? Когда вы вдруг решите нарушить правила, задумайтесь, хотели бы вы, чтобы это же правило нарушали другие. Да, у многих найдётся, что ответить: «Я уже столько лет так живу, и ничего мне не делается». Но если мы устроены по-другому, если нарушение Десяти Заповедей для нас противоестественно, то рано или поздно мы за это заплатим. Да и вообще, разве бы вы не хотели жить в мире, где все соблюдают эти правила жизни? Так что для вас правила - это ограничения и запреты или безопасность, интерес, жизнь в соответствии с предназначением? Решать вам! Виктор Марьин
Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Поэтому чтобы воспитать в себе истинных леди и джентльменов, следует четко понимать зачем же нужны все эти скучные правила этикета в обществе.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Важно! Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.
По мере изменений условий жизни человечества, роста уровня образования и культуры, одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.
Интересно знать! Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, определяется тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Важно! Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.
Как ни странно, правила этикета существуют для того, чтобы упростить процесс общения и взаимопонимания. От соблюдения норм поведения напрямую зависит то, каким именно образом мы воспринимаемся окружающими людьми. Этикет представляет собой уже готовый набор форм учтивости, который позволяет не задумываться и практически по автоматическому принципу осуществлять коммуникацию внутри человеческого сообщества.
Этикет - это инструмент, с помощью которого можно достичь положительного результата от общения с себе подобными. Это свойство этикета сегодня не заменимо в повседневной жизни, поэтому правила этикета постоянно развиваются, и сегодня можно выделить правила поведения для общественного места, работы, для внутрисемейного общения, деловых конференций, церемоний и много другого.
В основе этикета - разумное требование уважения и признания достоинства каждого индивида. Так как человек - это существо социальное, вполне разумно предположить, что в своей ежедневной деятельности, он так или иначе должен считаться с мнением других людей, окружающих его в данный момент времени.
Не зря, многими учителями древности вспоминалось золотое правило: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».
Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.
Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:
Внешнему виду в деловом этикете придается большое значение. Деловые люди во внешнем облике скорее придерживаются не столько моды, сколько определенного уровня. Основное правило при выборе одежды — это ее строгое соответствие времени и обстановке.
В большинстве компаний стилю одежды сотрудников уделяется особое внимание; то, как одеты сотрудники и каким образом они ведут себя в офисе, создает определенное впечатление об имидже фирмы у потенциальных клиентов и партнеров.
Помимо этого дресс-код выполняет ряд важных функций: одежда подчеркивает специфику той или иной ситуации, а также играет определяющую социальную роль, в той или иной мере отражая половую принадлежность, социальный статус, профессию, финансовую состоятельность, а также отношение человека к стилю, моде и традициям.
Мужчинам особое внимание следует уделять рубашкам:
Также нельзя не уделять внимание брюкам:
Офисный дресс-код для женщин от мужского отличается более широким выбором цветов и вариантов одежды в целом.
База женского делового гардероба — это сдержанные элегантные костюмы с брюками или юбкой, платья классической длины, юбки-карандаши и блузки рубашечного покроя.
Ошибаются те, кто считает, что вечерний наряд - это обязательно длинное шикарное платье. Вечерние праздничные костюмы столь же разнообразны, как и наша повседневная одежда. И выбор того или иного платья полностью зависит от того мероприятия, которое ожидается. Даже существует специальный этикет вечерних нарядов.
Понятно, что вечер вечеру рознь. Бывают как официальные мероприятия, так и неофициальные. И если на последних допустим достаточно свободный выбор нарядов, то первые ограничены определенными рамками.
Но надо сказать, что этикет не ограничивается одним лишь соответствием типа встречи и формы одежды. Правила касаются и уровня открытости женского тела. Так, например, платье с декольте не стоит надевать на мероприятия, которые проходят до 18 часов. Оно уместно лишь после 20:00. А если ваш наряд имеет глубокое декольте, то носить его можно только с 22:00. Плечи же обнажать можно лишь после 19 часов. Если ваш наряд предусматривает перчатки, то здесь действует такое правило: чем короче рукав, тем длиннее перчатка.
Если праздник начинается после 20:00, то можно надеть шелковые лайковые, матерчатые или кружевные перчатки, а праздничную одежду дополнить сумочкой из бисера, парчи или шелка. Шляпа - уж если вы ее надели, то в течение вечера вам придется постоянно в ней быть. Но это лишь тогда, когда вы не являетесь хозяйкой вечера.
В этом случае вам шляпа не полагается. Существует правила даже на ткани, которые используются для различных мероприятий. Так, на встречи, которые проходят до 20:00 модельеры предлагают использовать одежду из шелка, шерсти. Если речь идет о вечернем платье, то в ход идут креп, парча, тарфа, шелк, кружева. Запомнить подобные правила этикета не так уж и сложно, зато с помощью них вы никогда не окажитесь в неловкой ситуации.
Все мы знаем - наиболее важно то, что у человека внутри. Но при этом неосознанно продолжаем оценивать окружающих по их внешности и поведению. И первое впечатление зачастую бывает настолько сильным, что сменить его в дальнейшем бывает крайне сложно. Как результат - человек не может подняться по карьерной лестнице, завоевать расположение окружающих, найти своё место в коллективе и не только.
Совет! Вот почему так важно научиться правильно подавать себя при общении с другими людьми.
Только так вы сможете сформировать о себе правильное впечатление и показать окружающим, насколько интересной личностью вы в действительности являетесь.
Чтобы привлечь к себе соответствующее внимание, недостаточно надеть модный костюм и приобрести дорогие аксессуары. Если вы хотите правильно преподнести себя, то подходить к данному вопросу следует комплексно.
Для мужчин и женщин общие правила этикета несколько отличаются.
Образ воспитанного молодого человека состоит не только из умения хорошо вести себя по отношению к женщине. Открыть перед дамой дверь, пропустить её впереди себя или же помочь донести тяжелую сумку – конечно хорошо, но на этом правила этикета для мужчин не заканчиваются. Неотъемлемой частью являются также вежливая речь, культура поведения, хорошо подобранный костюм и многое другое.
Существует 14 основных правила поведения для мужчин по отношению к женщинам, которые должен знать каждый уважающий себя современный молодой человек:
Существует некий свод правил, который поможет избежать неловких моментов в жизненных ситуациях, в которые изо дня в день попадает каждая девушка.
Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.
Итак, вот список правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.
Правила этикета, они же элементарные правила уважения и вежливости, работают в обе стороны. Вы проявляете их по отношению к другому человеку, он проявляет их по отношению к вам.
Таким образом выигрывают все. Но существует несколько нюансов, которые стоит напомнить и уточнить каждому уважающему себя человеку:
Ниже приведены основные характеристики этикета делового общения. Соблюдая их, человек сможет вызвать к себе доверие, подняться вверх по карьерной лестнице за сравнительно короткий промежуток времени.
Эти нормы нельзя откинуть или сделать вид, что их вовсе не существует. Этикет деловых людей сопряжен с определенными правилами, которые нельзя игнорировать. Рассмотрим их подробнее.
Согласно статистике, мы проводим в транспорте в среднем час в день. Кто-то толкается, кто-то благоухает парфюмом, а кто-то половину этого времени опирается на вашу ногу зонтиком-тростью. И ничего приятного в таких поездках нет.
Чтобы облегчить жизнь друг другу и сделать ежедневные «путешествия» более приятными, следует придерживаться простых правил этикета:
Есть люди, которые живут по общим правилам, а есть люди, которые живут по своим правилам. Давай немного разберемся.
Как живут обычные люди? Соблюдают ли они правила? Да, соблюдают. Но чьи это правила? Это чужие правила. Люди просто подчиняются какому-то распорядку, какому-то укладу жизни. "Как у всех".
Это ни хорошо, и ни плохо. Это просто есть. И как выглядит их жизнь? Однообразно. Дом-работа-дом. Такие люди ничем не интересуются. Ничего их не радует. Чаще всего они жалуются на свою жизнь. Жалуются на правительство, на обстоятельства, на окружающих, на соседей, на начальника, на мужа/жену, на всех. Единственное развлечение - это сериалы или футбол под пиво. Тут, кому что.
И такие люди не виноваты, что они живут так, а не иначе. Просто никто их не научил, не рассказал, что можно и нужно по- другому. Они зомбированы новостями по телевизору. Попадают под влияние общей серой массы, где все новое и необычное воспринимается в штыки. Где шаг влево, шаг вправо, расцениваются как попытка к бегству. Где любая группа единомышленников именуется сектой.
И не обязательно разбираться, что там происходит на самом деле. Главное, поскорее заклеймить, зачернить, навесить ярлыки и гордиться собой, минут пять, за то, что не попал под влияние «сектантов». И снова телевизор, обвинения, жалобы…
Возможно, вы удивитесь, но они живут по своим правилам. Они имеют четко прописанные законы своей жизни, которых придерживаются. У каждого это свои законы, свои правила и принципы. Но суть в принципе одна. Это фокус на цель, это преданность ценностям, это готовность принять новое, и вера в себя, вера в окружающих. Уважение к людям. Любым.
Недавно мне довелось побыть в обществе людей умных, богатых и довольно известных. Я могла наблюдать за их поведением, за их манерами. Слушать, что они говорят, видеть, что они делают. И даже общаться с ними. И оказалось, что это простые люди. Они не высокомерны, не чопорны. Они здороваются со всеми. Всем улыбаются. Они всегда готовы помочь. Но не всем.
Они занимаются благотворительностью, помогая тем, кто не может сам справиться. Но, если ты придешь просить в долг, тебе откажут. А вот, если попросишь совета, в том деле, которое собираешься начать, то тебе подскажут, где ты можешь натолкнуться на подводные камни и как их обойти.
И что выбираешь ты? Написать свои правила и жить по ним? Или слиться с серой массой и жаловаться и обвинять?
Лично я выбрала первый вариант. Я прописала свои правила для жизни. Я прописала свои правила дня. И теперь живу по ним. И моя жизнь стала налаживаться.
Мне некогда жаловаться. Да и не на кого. У меня все хорошо. И с каждым днем все лучше!
А у тебя есть свои правила? Напиши в комментариях!
Щербина Анна
Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Задачи исследования:
ü изучить историю возникновения и развития письма как средства общения;
ü узнать тайны русского алфавита;
ü изучить историю правописания в русской письменности;
ü узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью;
ü провести опрос среди одноклассников;
ü провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.
Методы исследования:
ü провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
ü проанализировать результаты опроса;
ü провести беседу с одноклассниками;
ü сбор информации по теме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 3
город Минеральные Воды Ставропольского края
Исследовательский проект
Для чего нужны правила
Работу выполнила:
Щербина Анна,
Ученица 8 «А» класса МБОУ лицея №3
2017 год
Введение (актуальность)………………………………..…………..……….3
Цель исследования…………………………………………….…………….3
Задачи исследования………………………………………………….……...3
Методы исследования………………………………………………………..4
I. Теоретическая часть.
1.) Возникновение и развитие письма, как средство общения………....5
2.) Тайны русского алфавита……………………………………………..7
3.) Японская и Китайская письменности………………………………...9
4.) История правописания………………………………………………..11
II. Практическая часть.
Мои рассуждения……………………………………………………..……...13
План беседы с одноклассниками……………………………………………14
Выводы…………………………………………………………………..........15
Литература…………………………………………………………...….........16
Приложения……………………………………………………………..........17
Введение
Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет пестрят грамматическими ошибками.
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
И мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?» и «Учите ли вы правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат. И я решила провести своё исследование.
Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретическая часть
Возникновение и развитие письма как средства общения
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»
Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.
Становление письменности
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.
Изначальная письменность была образной : передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.
Можно выделить следующие этапы её формирования:
Пиктографическое письмо
Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).
Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская , аккадская и другие наследники шумерского письма ), западно-семитские (финикийская , арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики ) и японские слоговые системы (катакана и хирагана ).
Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма , от которого произошли латиница и кириллица , а соответственно, и большинство современных письменностей.
Алфавитное письмо
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:
Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Тайны русского алфавита
Если хочешь познать истину, начни с азбуки.
(пословица).
Конечно же, все знают наш русский алфавит. Его предшественником была
Кириллица
Интересно, что ещё до принятия христианства на Руси были люди, знавшие и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 года) и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X века.
Создателями славянской письменности были Кирилл и Мефодий.
Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе - древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).
В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.
24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Этот день стал праздником славянской письменности и культуры. А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.
Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Давайте сравним.
Японская и китайская письменности
Японская письменность обслуживается кандзи (иероглифами, заимствованными из Китая). Две азбуки, созданные в Японии катакана и хирогана (вместе они называются просто канна), были созданы на основе латинских букв и арабских цифр. Каждый из этих видов письма обрёл своё традиционное место в современной письменности.
Кандзи
Иероглифы могут использоваться для написания одного или разных слов. Кандзи имеют одно или несколько чтений. Выбор чтения иероглифа зависит от контекста, вкладываемого смысла, сочетания с другими кандзи и даже местом в предложении.
Хирагана
Хирагана используется для слов, в записи которых нет кандзи, а также употребляется в словах вместо кандзи в тех случаях, когда предполагается, что читатель не знает каких-то иероглифов, или эти иероглифы не знакомы самому пишущему, и в неофициальной переписке.
Катакана
Современное использование сводиться преимущественно к записи слов неяпонского происхождения. Распространенно использование катаканы для записи названий животных и растений, а так же, в качестве стилистического приёма в художественных произведениях.
Иероглифика называется по-японски "каньдзи", т. е. "иероглифы японского языка", а по-китайски - "ханьцзы", т. е. "иероглифы хань", китайцев. Каждый иероглиф, в отличие от буквы, разлагается на ключ и фонетик, и имеет, в отличие от буквы же, комплексное значение. Ключ указывает, к какому классу предметов принадлежит предмет, обозначенный иероглифом (растительность, люди, огонь, вода, звери, проч.), а фонетик подсказывает чтение. Этих иероглифов десятки тысяч, и каждый иероглиф в японском языке может читаться, как похожий на китайский образ.
Из истории правописания
Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы писать в корне этого слова обязательно надо я .
Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь , прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.
Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: « При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды ». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е , на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).
Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.
Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.
В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Почему надо быть грамотным?
Рассуждая над материалами исследования, я поняла, что грамотность, на самом деле, есть знание правил и исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.
Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.
Вот поэтому грамотная речь и письмо всегда были признаком кастовости, отличительной особенностью образованных и культурных людей. Они прекрасно понимали, что если допустить правописание слов по принципу «как слышим, так и пишем», то ни о какой грамотности не может быть и речи, поскольку слышит каждый по-своему.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»,- утверждал А.Куприн.
Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до революции – дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.
Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.
Проанализировав результаты опроса одноклассников, выяснилось, что друзья мои пишут неграмотно, не могут связно и логично излагать свои мысли. Я решила устранить проблему грамотности в своём классе и провела беседу со своими одноклассниками.
План беседы с одноклассниками:
В результате моих исследований я:
Выводы:
У чите правила русского языка, и вы будете образованным и
культурным гражданином нашей страны!
Список литературы:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Для чего нужны правила?
Актуальность: проблема грамотности.
Цель исследования: выяснить, для чего нужны правила и откуда они к нам пришли.
Задачи исследования: провести опрос среди одноклассников; изучить историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнать тайны русского алфавита; изучить историю правописания в русской письменности; узнать о японской и китайской письменности для сравнения с русской письменностью; провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка; сделать выводы;
Методы исследования: провести опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их; проанализировать результаты опроса; провести беседу с одноклассниками; сбор информации по теме.
Гипотеза исследования: если учить правила, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Возникновение и развитие письма как средства общения
Становление письменности Славянская письменность - наследница нашего современного письма.
Можно выделить следующие этапы её формирования: Пиктографическое письмо Алфавитное письмо Славянское письмо
Пиктографическое письмо Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках.
Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана).
Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.
Тайны русского алфавита Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Пословица
Кириллица.
Создатели славянской письменности
24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! (М. П. Розенгейм)
Из истории правописания
Реформа азбуки и печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы - замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой.
Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё . В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.
Орфография русского языка Это совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково). В качестве алфавита используется русский алфавит, основанный на кириллице.
"Почему надо быть грамотным?" Грамотность, на самом деле, есть знание исключений из правил написания и произношения в родном языке. Чем раньше человек начнет изучать эти правила, тем правильнее он будет писать впоследствии.
Николай Михайлович Карамзин
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн
Язык народа – это целый мир и душа этого народа, это сердце его тысячелетней культуры, а наука о языке – часть этой культуры.
План беседы с одноклассниками: Рассказать о проблеме грамотности в нашей стране. Рассказать о возникновении и развитии письма. Японская и китайская письменности, их сравнение с русской письменностью. Правила правописания в русской письменности. Рассказать, что правила нужно изучать, чтобы быть грамотным и образованным человеком, являться частью культуры нашей страны.
В результате моих исследований я: провела опрос среди одноклассников; изучила историю возникновения и развития письма, как средства общения; узнала тайны русского алфавита; узнала о японской и китайской письменности, сравнив их с русской письменностью; изучила историю правописания; провела беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка, после чего все мои друзья решили, что непременно нужно выучить все правила и никогда о них не забывать.
Выводы: Возникновение письменности изменило облик самого языка: он стал не только слышим, но и видим, и графическое его закрепление, открыв новую форму его существования и развития, придало ему и новую социальную значимость, превратив письменный язык в её живую память. Правила правописания в письменности существовали ещё в древнем мире, постепенно изменяясь с течением времени, существуют и сейчас.
Выводы: Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком. Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.
Учите правила русского языка, и вы будете образованными и культурными гражданами нашей страны!