Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Какие способы восприятия информации. Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Как определить типы восприятия информации

Какие способы восприятия информации. Визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Как определить типы восприятия информации

Сан Саныч попросил ребят привести примеры информации, напомнив им, что информация — это любые сведения.

Поднялся лес рук.

— Записка директора школы! Она содержит сведения о предстоящем визите гостей.


— Таблица умножения. Это сведения о результатах умножения однозначных чисел.


— План нашего города с транспортными маршрутами. Если на него посмотреть, то получишь сведения о том, как добраться до нужного места.


И записка, и таблица умножения, и план города — это примеры информации: они дают людям интересующие их сведения. Вместе с тем, эти три сообщения представлены по-разному, они имеют разный вид.

Информация первая — записка Андрея Петровича. Это текст, состоящий из слов. Такую информацию называют обычно текстовой .

Информация вторая — таблица умножения. Она состоит из чисел. Это числовая информация.

Информация третья — план города. Она представляет собою рисунок, условное графическое изображение местности. Такую информацию называют графической .

Здесь перечислены далеко не все виды представления информации. Прежде всего, многие сообщения смешивают информацию разных видов. Например, информация о прибытии поезда:

— это смесь текстовой и числовой информации.

На плане местности кроме линий, обозначающих реки, дороги, улицы, мосты, часто записывают поясняющие слова. Это текстово-графическая информация. Глядя на шкалу градусника, врач рассматривает метки расчерченной шкалы и расставленные на шкале числа. Измеряя температуру больного, он пользуется смешанной графическо-числовой информацией.

Кроме числовой, текстовой и графической информации, которую мы, обычно, видим глазами, человек способен воспринимать информацию и во многих других формах.

Как человек воспринимает информацию

У человека есть пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), которые позволяют ему получать информацию. Человеческие чувства восприятия информации называются: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Глазами люди различают цвета, воспринимают зрительную или, как еще говорят, визуальную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая.


Ушами воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум.


Носом люди получают информацию о запахах окружающего мира.


С помощью языка можно получить информацию о том, каков предмет на вкус — горький, кислый, сладкий, солёный.


Кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь , можно получить информацию о температуре предмета, горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шершавый.


Органы чувств есть не только у людей, но и у животных. Важность того или иного информационного чувства у животных может быть совсем иной, чем для человека.

Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, на втором месте — слух.

А вот для лисы, собаки, да и многих других животных основная информация та, которая поступает через орган обоняния — нос.


Для летучих мышей, которые видят плохо, главная информация —звуковая. Они воспринимают её своими большими, чуткими ушами.

Информатика — это универсальная наука

Информатика изучает способы хранения, передачи и алгоритмы обработки информации. Эта наука не изучает важность информации, ее новизну и полезность.

В этом нет ничего удивительного! Например, математика изучает числа, но для нее не важно, что эти числа означают.

Математика учит: 10 поделить на два, получится 5. При этом для математики совершенно все равно, что делится на два: кролики, яблоки или рубли.

Представляете, что кролики делились бы на два не так, как яблоки, а яблоки не так, как рубли!

Математика работает с числами, и для нее не важен их смысл (кролики, яблоки или рубли).

Информатика работает с информацией, и для нее не важно ее содержание (прогноз погоды, стихи или сказка про Буратино).

Если алгоритм умеет находить в тексте символ, который встречается чаще других, то он это сделает с равным успехом и в тексте про Незнайку, и тексте про Красную Шапочку.

Информатика выводит правила работы с информацией независимо от смысла информации, как математика выводит правила работы с числами независимо от того, что эти числа обозначают. Поэтому, информатика и математика — это универсальные науки.

  1. Приведите примеры текстовой информации.
  2. Приведите примеры числовой информации.
  3. Приведите примеры графической информации.
  4. Приведите примеры смешанной информации.
  5. Назовите 5 органов чувств человека, посредством которых он воспринимает информацию.
  6. Какой вид информации человек воспринимает глазами?
  7. Какой вид информации человек воспринимает ушами?
  8. Какой вид информации человек воспринимает носом?
  9. Какой вид информации человек воспринимает языком?
  10. Какой вид информации человек воспринимает кожей?
  11. Приведите примеры, когда одно и то же чувство восприятия информации для животных дает больше сведений, чем для человека.
  12. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
    • примеры по математике
    • географическая карта
    • письмо
    • картина
    • радиопередача
    • телевизионная передача
    • ароматный запах, жёлтый цвет и кислый вкус лимона
    • этот учебник
  13. Что изучает информатика?
  14. Почему информатика является универсальной наукой?
  15. Можно ли назвать универсальной науку, которая учит считать кроликов?
  16. Можно ли назвать универсальной науку, которая изучает алгоритмы обработки текста сказки “Красная шапочка”?
  17. Важен ли для человека смысл информации?
  18. Нахождение периметра прямоугольника Рома выполняет по следующему алгоритму:
    • Что обозначают числа, сумма которых вычисляется в первом пункте?
    • Будет ли алгоритм работать для квадратов?
    • Будет ли работать алгоритм одинаково хорошо для зеленых и красных прямоугольников? Почему?
    • Будет ли этот алгоритм работать для такой задачи:
      Известно число помидор, необходимое для заполнения наполовину первого ящика, и число помидор, необходимое для заполнения наполовину второго ящика. Найти число помидор, которое необходимо для заполнения доверху двух ящиков вместе.
    • Объясните на примере алгоритма Ромы, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.
  19. Валя подсчитывает удвоенное число букв “а” в сказке про Красную Шапочку по следующему алгоритму:
    Ответьте на следующие вопросы:
    • Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
    • Информация какого вида получается в результате обработки?
    • Нужен ли другой алгоритм для подсчета удвоенного числа букв “а” для сказки про Чиполлино?
    • Зависит ли результат вычислений от исходного текста?
    • Объясните на примере алгоритма Вали, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.

Вариант 1

  1. Перечислите органы и чувства, которые человек и животные используют для получения информации. Приведите примеры и запишите их в таблицу:
    чувство орган чувства пример информации
    ... ... ...
  2. Какие виды информации являются главными для человека? Если человек лишен возможности получать информацию определенного вида, то может ли он получать ту же информацию в другой форме?

Вариант 2

  1. С какими видами информации умеет работать ваш домашний компьютер?
  2. Какой из видов информации можно считать главным для компьютера?
  3. В каком виде представлена информация в любой компьютерной игре?
  4. Какие устройства компьютера можно назвать его “органами чувств”?

Вариант 3

  1. Запишите историю, убедительно свидетельствующую о том, какие виды информации являются главными для животных.
  2. Представьте ту же самую историю с помощью графической информации.
  3. Как вы думаете, существует ли у человека шестое чувство, которое позволяет ему читать мысли других людей, предсказывать будущее. Запишите свое мнение, приведите высказывания на эту тему из книг, газет, журналов, других информационных источников.

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение - это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Восприятие информации человеком

Определение восприятия

Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям - тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия - это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие URL: http: //mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику - несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

"Российский государственный гуманитарный университет"

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

по информатике

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

специальности 080504

Щеглова Юлия Вадимовна

"Государственное и муниципальное управление"

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Балашиха 2011

План

Введение

1.1 Определение восприятия

1.2 Свойства

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Заключение

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение - это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие - это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям - тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия - это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику - несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность1. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия - это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.


Основные виды восприятия человека - это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени - восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления1. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения1. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но "видим" мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции1.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам1.

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, "переведённые" из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 480с.: ил. - (Серия "Учебники и учебные пособия").

Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Ч.1. - 304с. - (Серия "Словарь-справочник").

Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. - М: Б. и., 2005. - С. - (Научно - познавательная коллекция "Маршалл Кавендиш").

4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - cop. 2010-2011. - Режим доступа: http://mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html

Зато в русском интернете источников - целая куча.

  • Всем известно, что 90 процентов информации человек воспринимает глазами.
  • Как известно визуальная информация составляет 69% , но эти проценты включают еще и манеру говорить, позу, мимику, жесты, осанку, походку.
  • Учеными доказано , что 80 процентов информации, которую мы воспринимаем, получено нами с помощью органов зрения.
  • 80- 85 процентов всей информации мы воспринимаем через зрение. визуальная информация на те же 80-85 процентов неосознаваема.
  • Научно доказано , что 80 процентов информации мы воспринимаем через зрение.
  • И ученые это подтверждают : только десять процентов информации воспринимается на слух, а остальные девяносто - визуально .
  • Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83% ), из нее 40% запоминается.
  • Давно известно и не раз доказано , что 60 процентов всей входящей информации усваивается человеком с помощью глаз.
  • Подсчитано , однако, что человек получает до 91 процента всей информации через визуальный канал, т.е. через глаза
  • надо помнить о психологии восприятия : человек 70 процентов информации воспринимает зрением, оно доминирует, перехватывает внимание зрителя...
  • через органы зрения, если верить специалистам , мы получаем более 90 процентов информации из внешнего мира.

В общем, если кто мне скинет достоверную линку, буду признателен.

UPDATE: ...vision, our most important sense that accounts for about 40 percent of our sense input... from http://www.creatingtechnology.org/papers/vision.htm

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.