Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Замок ланже франция краткая информация. Замок Ланже во Франции {0}. Время больших перемен

Замок ланже франция краткая информация. Замок Ланже во Франции {0}. Время больших перемен

Одна из самых ярких и интересных достопримечательностей департамента Эндр-и-Луара средневековый замок Ланже (Château de Langeais) находится в центре одноименного города в исторической области Турень.

Королевская собственность

Замок Ланже был заложен в X в. основателен королевской династии Плантагенетов графом Анжу Ф. Нерра. Он располагается на скалистой возвышенности над долиной Луары, откуда было удобно контролировать ближайшие окрестности.

В XII в. старая крепость была перестроена его знаменитым потомком — английским королём Ричардом Львиное Сердце. В 1206 году в результате феодальной войны, которую Филипп Август вёл с графами Анжу, замок вместе с соседними земельными владениями был присоединён к французской короне.

Во время Столетней войны большая часть замка Ланжу была разрушена англичанами. В 1460 году Людовик XI распорядился восстановить замок. Надзор над работой над проектом и строительством замка был поручен первому мэру Тура Ж. Брисонне и казначею короля Ж. Борру.

Одним из значительных событий в истории замка стало бракосочетание Карла VIII с А. де Бретон, итогом которого стало присоединение герцогства Бретань к французской короне.

Время больших перемен

До XVII в. Ланже по-прежнему принадлежал королевской семье, но в последующие годы его владельцы часто менялись. На рубеже XVIII-XIX столетий замок находится в заброшенном состоянии. После смерти его последнего владельца герцога Ш-Ф. де Люиня часть замка была разобрана и распродана на стройматериалы. В сохранившемся здании предполагалось разместить городскую ратушу, но эти планы не осуществились из-за высокой стоимости проекта.

В 1839 году замок Ланже покупает К. де Барон. К этому времени в нём располагались конюшня жандармерии, кантональная тюрьма и мировой суд. Прилегающий к замку парк был разделён на 60 участков, занятых виноградниками и фруктовыми садами.

За счет личных средств новый владелец восстанавливает замок эпохи Ренессанса и создаёт в нём небольшой музей на основе собственной коллекции. Через 30 лет это собрание было продано сыном К. де Барона в счёт погашения долгов.

В 1886 году замок приобретает банкир М. Ж. Зигфрид, который постепенно реставрирует поместье Ланже в течение почти 20 лет. В 1904 году он уступает права на замок Институту Франции.

Особенности архитектуры

Замок Ланже занимает достойное место среди памятников истории и культуры, в архитектуре которых сочетаются стили средневековой эпохи и периода Ренессанса. О раннем периоде истории замка напоминает старая квадратная башня ‒ донжон Фулька Чёрного. Эта его часть считается самой древней сохранившейся каменной крепостью французского Средневековья.

Хорошо также сохранились высокая шатровая крыша, подъёмный мост, зубцы башен, замысловатый резной декор каминов. Обращённый к саду западный фасад замка украшен декоративными элементами по образцам архитектуры дворцов итальянского Возрождения.

Музей и парк

В современном замке Ланже сейчас размещается депозитарий архива Института Франции, небольшой отель для туристов на пять номеров и музейная экспозиция искусства средних веков и Возрождения. В залах замка представлены собрания коллекция гобеленов XV-XVI вв из цикла Neuf Preux, изготовленных в мастерских Обюссона. Сюжетом для изображенных на них картин послужили сцены из жизни первых христиан, воплощающих идеалы рыцарства.

В 2003 г собрание музея пополнили гобелены, подаренные ему антикваром Ж. Боккадор. Сюжетом для созданных в мастерской Felletin произведений искусства послужили события битвы при Пуатье.

За время посещения замка туристы знакомятся с повседневной жизнью королевского двора XV-XVI вв. и могут стать свидетелями исторической реконструкции свадьбы Анны Бретонской и Карла VIII.

Прогулка по аллеям замкового парка среди секвой и кедров с посещением живописно расположенных беседок или расположенных на 6 уровнях смотровых площадок домика на дереве с потрясающим видом на парк, руины часовни XI в. и долину Луары

В парке также регулярно проводятся выставки под открытым небом. В 2017 году темой одной из них стала «Растения и добродетель в Средние века». Природную экспозицию из живых растений дополнили увеличенные репродукции рисунков из старинного гербария с поясняющими надписями.

Как добраться

Адрес: Place Pierre de Brosse, Langeais
Телефон: +33 2 47 96 72 60
Сайт: chateau-de-langeais.com
Время работы: 9:00-19:00

Цена билетов

  • Взрослый: 9 €
  • Льготный: 7.50 €
  • Детский: 5 €
Обновлено: 17.08.2017


Где находится : Долина Луары, 24 км от Тура.
Как работает : в феврале и марте 9.30-17.30; в июле-августе 9.00-19.00; с ноября по январь 10.00-17.00; остальное время года 9.30-18.30.

Как добраться :
- из Тура 4 раза в день ходят поезда, время в пути 20 минут, цена билета 5 евро, станция находится в 500 м от замка;
- на авто: дорога N10, далее по D57 до Azay-le-Rideau, далее по D57, либо А10 до съезда №20 и далее по указателям.

Цена вопроса : 8.50 (5) евро, до 10 лет – бесплатно.

История

Географическое положение Ланже было оценено еще в галло-римскую эпоху, что подтверждает факт размещения здесь военного лагеря римлян. Стены Ланже выдержали не одну осаду, свидетельство чему – руины башни Х века, которую построил Фульк Нерра III герцог Анжуйский, прозванного в свое время "Черным соколом". Это был классический феодальный разбойник: жестокость, вероломство и цинизм, поставленные на службу его ненасытному желанию власти, сочетались у него с суеверной набожностью, пределы которой не знали границ и стали достоянием легенд. Он обладал также выдающимися качествами стратега и политического деятеля, которые обеспечили пятьдесят лет успеха этому основателю анжуйской династии.

В правление Гуго Капета Фульк захватил владения Эда I, графа Блуа и Тура, и воздвиг эту крепость как опорную точку на высоком утесе, омываемом водами Луары и Румер. После его смерти в 1040 году продолжалось непреодолимое восхождение дома Анжу, получившее свое кульминационное завершение в 1154 году, когда граф Генрих Анжуйский, прозванный Плантагенетом, был коронован королем Англии. При этом правнуке Вильгельма Завоевателя, взявшим в жены Элеонору Аквитанскую, Ланже становится аванпостом его огромных французских владений, которые включали Долину Луары, Нормандию и Аквитанию. Монархия Капетингов имела жалкий вид по сравнению с могуществом своего вассала. Во вспыхнувшей борьбе ей, однако, удалось одержать победу благодаря междоусобным распрям Плантагенетов, которыми ловко маневрировал Филипп-Август.

Воспользовавшись убийством герцога Бретонского, в котором был обвинен Иоанн Безземельный, сын Генриха Плантагенета, Филипп-Август, ободренный своими победами, приказал предстать Иоанну перед Судом Парижа и лишил его французских владений.

С тех пор Ланже стало частью королевского домена, хотя оно неоднократно уступалось в качестве залога. Так, в 1218 году замок перешел к Гуго Х де Лузиньян, женившемуся на Изабель, вдове Иоанна Безземельного.

В течение XIII века крепость Ланже постоянно сменяет своих владельцев: Гийом де Рош, Гуго де Лузиньян, Альфонс Французский – брат Святого Людовика, Пьер де ла Бросс –камергер Филиппа Смелого, который по обвинению в связях с королем Кастилии, находившейся в состоянии войны с Францией, был в 1278 году повешен в Монфоконе.

Во время Столетней войны Ланже некоторое время находился в руках англичан. В 1428 году они его покинули – с условием, что "замок будет снесен, за исключением большой башни". Людовик XI восстановил укрепление в 1460 году.

Уверенный в необходимости воздвигнуть в этих местах новую крепость, Людовик XI дал распоряжение о начале строительных работ своему ближайшему советнику Жану Бурре, который выполнял обязанности "капитана Ланже". Жану Брисонне, интенданту по финансовым делам, мэру города Тура, была "поручена оплата сооружений и зданий замка Ланже" с 1465 по 1467 гг.

Новое здание с его высокими стенами и узкими окнами с каменными перекрестиями, с тремя круглыми башнями и поясом из зубцов и машикулей представляет собой совершенный образец мощного и сурового укрепленного замка. Характерной чертой фасада является непрерывный дозорный пояс (130 м длиной), который на одном и том же уровне опоясывает все здание, включая башни. Целью короля, предпринявшего реконструкцию замка, было обезопасить с Запада королевские владения Тура, Плесси-ле-Тура и Амбуаза, жизненно важных центров правления. С востока их закрывал Шомон, с юга – Шинон и Лош.

16 декабря 1491 году в Ланже состоялось событие, навсегда поставившее Ланже в ряды знаменитых луарских замков – бракосочетание Карла VIII и Анны Бретонской, в результате которого к Франции было присоединена Бретань. Этот супружеский союз потряс всю европейскую политику. Герцогиня Анна была уже обвенчана по доверенности с Максимилианом Австрийским, императором Священной Империи, а Карл VIII обручен с его дочерью Маргаритой Австрийской, которая воспитывалась при французском дворе ввиду предстоящего замужества.

Регентша Анна де Боже, стремившаяся присоединить Бретань к королевству и усматривавшая опасность в том, что Бретанью может завладеть император (даже если он, в качестве герцога Бретонского, был бы только вассалом короля), стала инициаторшей этого брака. Как пишет Брантом, "Карл, поразмыслив, что иметь такого могущественного сеньора в своем королевстве было бы очень опасно, взял упомянутую Анну у Максимилиана, своего соперника, и женился на ней". События разворачивались с необычайной быстротой: в Рене, осажденном французскими войсками, Карл VIII был представлен герцогине только за несколько дней до свадьбы. Чтобы не попасть в руки сторонников императора, принцесса тайно прибыла в замок, где ее уже ждал король. Эта свадьба походила на похищение. В основных пунктах брачного контракта оговаривалось присоединение Бретани к Франции, и, чтобы сделать это более надежным, выдвигалось требование для королевы, в случае если король умрет первым и не будет иметь наследников, выйти замуж за его преемника. Так и произошло: второй брак соединил ее с Людовиком XII. Хроникеры оставили нам описание ослепительных торжеств, которыми сопровождалась церемония.

С тех пор замок Ланже больше не упоминался на страницах великой Истории. Отметим, как анекдотические версии, пребывание в замке Карла IX 19 ноября 1565 года и Людовика XIII – в первых числах октября 1627 года перед осадой Ла Рошель.

В 1631 году замок переходил в виде заклада к разным влиятельным семьям, но они были лишь пользователями, замок оставался собственностью короля. Так, его временной хозяйкой была Луиза Лотарингская, дочь герцога де Гиза, которая вскоре уступила его маршалу, маркизу д"Эффиат, барону де Сенк-Марс и отцу фаворита Людовика XIII, который был обезглавлен в 1642 году.

В 1765 году потомки маркиза уступили его барону де Шамшеврье, но герцог Ле Люинь снова завладел им с помощью "феодального выкупа". В 1797 году Ланже, совершенно не пострадавший во время революционных волнений, купил богатый торговец из Тура – Шарль-Франсуа Муазан, при котором замок пришел в запустение. Новый владелец распродал участки у стен замка под частное строительство, а зал первого этажа сдал в аренду под конюшню.
Замок, выкупленный в 1839 году парижским стряпчим Кристофом Бароном, подвергся серьезной реставрации. В некоторых случаях изменения носили фантазийный характер, как например протяжение машикулей по всему фасаду внутреннего двора и украшение кружевным узором выступов крыши.

В 1886 году Ланже выкупил Жак Зигфрид и посвятил реставрации 20 лет жизни (наиболее существенной является переделка интерьеров), а затем в 1904 году подарил замок Институту Франции. Реальная опасность, что это выдающееся национальное сокровище будет куплено каким-нибудь богатым заокеанским любителем и камень за камнем вывезено в Америку, побуждает Институт выполнять ответственную миссию по сохранению этого памятника огромных размеров. Постоянное развитие туризма, включение Ланже в кольцо замков Луары должны дать возможность Фонду Зигфрида не только поддерживать замок в хорошем состоянии, но и периодически проводить необходимые реставрационные работы. Институт Франции организует на правах полной автономии некоторые реставрационные работы при содействии "Национальной Кассы Исторических памятников".

В 1924 году, а затем в 1938 году дочь донатора – Аньес Зигфрид, пополнила дар своего отца большим парком, который раскинулся на западе Долины Луары с жилыми постройками по склонам холмов, и дорогой на северо-западе, которая ведет на плоскогорье. С этой стороны памятнику обеспечена широкая поддержка и защита. А на востоке и севере к замку тесно подступает старый город, который является "подходящим окружением".

По замку

В парке замка сохранились руины самого старого во Франции каменного донжона (944 год).

Вход в замок открывался подъемным мостом. В композицию главного крыла помещен массивный донжон. Конечно, согласно традиции задуманный план композиции был квадратным, но осуществлено только два крыла. В донжоне мог размещаться гарнизон замка.

Еще и сейчас в замок входят по подъемному посту, который охраняется двумя мощными башнями.

От этого донжона, имеющего форму вытянутого прямоугольника, сохранились только восточная и северная стены, две другие обрушились в 1841 году. Это один из первых донжонов, построенных в камне в начале средневековья, и, по-видимому, наиболее древний из всех сохранившихся до наших дней. До этого времени в строительстве фортификационных укреплений использовалось преимущественно дерево. Некогда донжон окружал вал со рвом, существовал перекидной мост. В конструкции донжона использовались приемы галло-римской эпохи, оказавшиеся здесь крайне живущими. Дело в том, что к моменту постройки сохранялось еще много античных сооружений, которые и являлись естественными примерами для следующих эпох. Нижний ярус забит балластом (каменными глыбами) для прочности. Другие ярусы приспособлены для жилья сеньора и его семьи. Вход был возможен только по приставной лестнице, он вел на второй ярус. Третий ярус – основное жилое помещение. Стены донжона имеют толщину до полутора метров. Они выложены из бутобетона, облицованы грубо тесаным камнем. По углам имелись контрфорсы. Две стены рухнули в середине XIX века, но и оставшиеся, восточные, все еще впечатляют своими размерами. Это внушительное феодальное укрепление, которое позволяло судить о воинской деятельности его владельца.

Ланже долгое время сохранял значение замка, защищая дорогу от Тура в Бретань, этим и было определено отличие внешних и внутренних фасадов возведенного нового замка. Все стены, выходящие на внешнюю сторону замка, имеют подчеркнуто крепостной характер, внутренние же в большей степени напоминают ренессансный дворец. Большие окна открываются во внутренний двор, но украшение их весьма скромно. В строительстве использовался сероватого тона камень, несколько усиливающий своим цветом кажущуюся суровость облика всего сооружения.

Единство стиля, которому замок обязан быстрыми темпами строительства, сохранилось на века. Занимавшие его до 1641 года временные хозяева являлись лишь пользователями и не были заинтересованы во вложении средств на обновление замка, который оставался собственностью короля. А в дальнейшем многие попытки реконструкции терпели неудачу, возможно, из-за размеров и мощности конструкции.

Интерьер капеллы замка.

Дело обстояло иначе с внутренней отделкой, и Жак Зигфрид, пытавшийся возродить культ прошлого и влюбленный в этот старинный замок, хотел придать его интерьерам вид, который они имели во времена его первоначальной постройки.

Зал гвардейцев с двумя бронзовыми светильниками А. Дюрера.

Чтобы осуществить свой замысел, он заручился помощью молодого талантливого архитектора Люсьена Руа и наиболее известных археологов, таких как Палюстр, Фульк, Шпитцер, Пейр и Боннафе. В неустанных попытках восстановить историческую точность было отдано предпочтение стилю "пламенеющей готики". Мебель и деревянные панели были частично оригинальными, частично копиями с оригинальных изделий. Плиточная облицовка полов, различная в разных залах, была выполнена по образцам XV века или по картинам той эпохи (она является наиболее существенным элементом реставрации); мебель же, за некоторым исключением, является старинной. Шкафы, лари, серванты датируются либо XV веком, либо относятся к ренессансному стилю.

Комната Монсеньора.

Но главная роль в декоративном убранстве отводится восхитительной коллекции (возможно, лучшей в стране) гобеленов XIV и XV вв. (их более 30), которую Жак Зигфрид собирал с 1888 по 1900 гг. Наиболее старинными являются несколько гобеленов под названием "Разноцвета" и необычайно прекрасное "Распятие". Они принадлежат фламандским мастерам.

Особо выделяются мильфлёры ("тысяча цветов") XVI века – ковры из Турени, отличающимися яркими синими и розовыми фонами, затканными многочисленными изображениями цветов и кустиков.

Другие гобелены в основном произведены в Обюссоне. Большинство из них датируются XVI веком, но выполнены еще в стиле готики: это сцены охоты, история с Навуходоносором, очень любопытные "Чудеса, сотворенные Святым Причастием". Эти произведения искусства совместно со скульптурами и картинами приобретают еще больную значимость, так как они прекрасно сочетаются с общей меблировкой залов.

"Мадонна с младенцем", приписываемая Дуччо.

Внутренняя декорировка и мебель придают замку необычайную одухотворенность и радушие, которые в сравнении с его суровым внешним обликом особенно поражают посетителя.

В одной из комнат – инсталляция из восковых фигур, воссоздающая венчание Карла VIII и Анны Бретонской.

Деревянная резная дверь ведёт в Свадебный зал, где и состоялось знаменитое бракосочетание.

Оноре де Бальзак

Герцогиня де Ланже

(История тринадцати - 2)

Посвящается Францу Листу

В испанском городке, на одном из островов Средиземного моря, стоит монастырь Босоногих кармелиток, где суровый устав ордена, основанного святой Терезой, и весь распорядок, введенный этой замечательной женщиной, сохранились в своей первоначальной строгости. Сколь это ни странно, но это действительно так. В то время как почти все религиозные обители на Пиренейском полуострове и на материке были потрясены до основания или разрушены бурями Французской революции и наполеоновских войн, на этом острове, находящемся под защитой английского флота, монастырь со своими мирными обитателями уберегся от волнений смутного времени и от конфискаций. Всевозможные бури, бушевавшие в первые пятнадцать лет девятнадцатого века, неизменно разбивались об эту неприступную скалу, расположенную неподалеку от берегов Андалузии. Если имя императора, гремевшее повсюду, и донеслось до островка, то вряд ли благочестивые девы, преклонявшие колена в стенах монастыря, способны были понять фантастическое великолепие его триумфов и ослепительное величие его судьбы, подобной метеору. Нерушимая суровость монастырской жизни прославила эту обитель во всем католическом мире. Привлеченные строгой чистотой устава, туда стекались из отдаленных мест Европы скорбящие женщины, которые, порвав земные узы, возжаждали этого медленного самоубийства в лоне Божьем. И в самом деле, не было монастыря, более способствующего тому полному отрешению от мирских соблазнов, какого требует монашеское житие. А ведь на континенте существует немало обителей, великолепно расположенных в соответствии с их назначением. Одни скрыты в глубине уединенных долин, другие гнездятся на скалистых вершинах или висят над краем пропасти. Повсюду человек стремился к поэзии бесконечности, к торжественному ужасу безмолвия, повсюду он хотел быть ближе к Богу; он искал его на горных высотах, на дне пропастей, на крутых обрывах - и находил его повсюду. Но нигде, кроме этого полуевропейского-полуафриканского утеса, не могло так согласно сочетаться столько разнородных условий, помогающих возвыситься душою, успокоить мучительные волнения, смягчить порывы страстей, предать глубокому забвению все житейские заботы. Монастырь был построен на краю острова, на самой вершине скалы, часть которой, под действием какого-то геологического переворота, однажды откололась и обрушилась со стороны моря, обнажив острые края каменных напластований, чуть подточенных морем на уровне воды, но совершенно неприступных. Самые подступы к скале защищены длинной грядой подводных камней, меж которых играют сверкающие волны Средиземного моря. Только с моря можно увидеть четыре корпуса квадратного сооружения, форма которого, высота, расположение дверей и окон в точности предписаны были монастырскими правилами. Со стороны города церковь совершенно закрывает собою массивные строения монастыря, с крышей из каменных плиток, прекрасно защищающей от порывов ветра, проливных дождей и солнечного зноя. Церковь, воздвигнутая щедротами одного испанского рода, высится над домами. Смелое изящество ее фасада придает красоту и значительность этому приморскому городку. Не являет ли собою зрелище всего земного величия этот город, тесно сомкнувший кровли домов, расположенных вокруг живописной гавани почти правильным амфитеатром, над которым высится великолепный портал с готическим триглифом, с легкими башенками и звонницами, с вырезными шпилями? Ведь это образ религии, господствующей над жизнью, неустанно указующей людям и цель их земного бытия и средства к ее достижению, - притом поистине испанский образ! Представьте себе эту картину над простором Средиземного моря, под палящим солнцем; прибавьте несколько пальм и буйные заросли низкорослых деревьев, сплетающихся своей трепещущей зеленой листвою с недвижными каменными листьями архитектурного орнамента; вообразите бахрому белой пены на рифах, оттеняющей сапфировую синеву воды; полюбуйтесь на галереи, на усаженные цветами высокие домовые террасы, куда жители выходят подышать вечерней прохладой между вершинами деревьев, разросшихся у домов, в маленьких садиках; взгляните на гавань, где стоит на причале несколько парусников; прислушайтесь, наконец, в безмятежной тишине вечереющего дня, к музыке органа, к церковному пению, к чудесному перезвону колоколов, разносящемуся над морским простором. Повсюду звуки и тишина, а чаще всего - ни звука, полная тишина.

Внутри церковь разделялась на три нефа, таинственных и тёмных. Опасаясь ярости ветров, архитектор, вероятно, не решился возвести при наружных стенах боковые полуарки - почти повсеместное украшение соборов, - под которыми обычно помещают капеллы; поэтому стены боковых приделов, служащие опорой кораблю здания, не пропускали дневного света. Толстые глухие стены, казавшиеся снаружи глыбами серого камня, поддерживались на равном расстоянии массивными контрфорсами. Главный неф и маленькие боковые галереи освещались единственным круглым окном с цветными стёклами, изумительно искусно вправленным в каменную резьбу портала, выгодное расположение которого потребовало роскоши кружевного орнамента и скульптурных украшений, свойственных архитектурному стилю, неправильно называемому готическим. Большая часть помещения во всех трех нефах была отведена для горожан, приходивших сюда слушать церковную службу. За решёткой, отделявшей клирос, висел тёмный сборчатый занавес, едва раздвинутый посредине - так, чтобы можно было видеть только алтарь и священника. Решётка через равные промежутки была разделена колоннами, на которых был утверждён настил для органа. В соответствии с убранством храма с внешней стороны это пространство окаймлялось деревянными резными столбиками галереи, поддерживаемой колоннами главного нефа. Даже если бы какой-нибудь любопытный и дерзнул забраться на эту узенькую галерею, ему не удалось бы рассмотреть на клиросе ничего, кроме однообразного ряда цветных стрельчатых окон в форме вытянутого восьмиугольника, расположенных полукругом над главным алтарём.

Во время похода французов в Испанию, предпринятого для восстановления власти короля Фердинанда VII, уже после того, как был взят Кадис, один французский генерал, прибывший на остров, чтобы привести его жителей к признанию королевского правительства, задержался там на несколько дней с целью осмотреть монастырь и нашёл способ туда проникнуть. Разумеется, это было весьма щекотливое предприятие. Но человека больших страстей, чья жизнь являлась, можно сказать, чередой воплощённых поэм, человека, который всегда сам переживал романы, вместо того чтобы их писать, - словом, человека действия, - должна была прельстить эта, казалось бы, невыполнимая с виду задача. Добиться, чтобы перед ним растворились ворота женского монастыря? Едва ли архиепископ или даже сам папа разрешил бы это. Употребить хитрость или силу? Это значило бы в случае разоблачения лишиться звания и навсегда испортить свою военную карьеру, не достигнув притом цели. Герцог Ангулемский находился ещё в Испании, и если другие проступки главнокомандующий мог бы простить своему любимцу, то уж за этот он покарал бы беспощадно. Генерал сам добивался поездки на остров, стремясь удовлетворить своё любопытство в одном тайном вопросе, хотя такое предприятие было как нельзя более безнадёжным. На эту последнюю попытку он решился для очистки совести: обитель кармелиток была единственным монастырём Испании, где до сих пор он не произвёл ещё розысков. Во время переправы на остров, длившейся не более часа, в его душе возникло радостное предчувствие. А позднее, пускай он видел только стены монастыря, пускай не мог уловить взглядом даже платья какой-нибудь монахини, мелькнувшего вдалеке, и слышал только пение литургии, все же у этих стен, в этих песнопениях ему мерещились едва уловимые приметы, которые подкрепляли его слабую надежду. Как ни смутны были эти странные, необъяснимые подозрения, но никогда ещё страсть не овладевала человеком с такою силой, с какой любопытство овладело генералом. Впрочем, для сердца не существует ничтожных происшествий - оно возвеличивает все; для него на чашки одних и тех же весов падает и четырнадцатилетняя империя и женская перчатка, и почти всегда перчатка перевешивает империю. Ну вот, таковы были голые факты. Чувства, крывшиеся за ними, получат объяснение позднее.

На берегу реки, где удобно было контролировать дорогу на этот богатый средневековый город Франции.

С самого начала своего основания Ланже играл важную роль в системе обороны города. Это был аванпост, который прикрывал западную границу края. А нападать в эпоху раннего средневековья на Францию было кому. Это были и бриты, и саксы и норманны. Иными словами все кому не лень было взять в руки оружие и идти на грабеж богатейших земель .

Архитектура замка

Самым старым строением современного замка Ланже является донжон Фулька Нерры (вернее его руины), строительство которого датировано началом 10 столетия. Увидеть эти руины можно в замковом парке. Кстати, этот донжон был одним из первых крепостных сооружений во , построенных из камня. А из тех, которые дошли хоть в каком-то виде до наших дней, он и вовсе первый.

История замка

Нужно сказать и несколько слов о первом владельце замка Ланже. Это был грозный Фулька Нерра, граф Анжуйский, по прозвищу “Черный Сокол”. Несмотря на то, что Фульке носил титул графа, он был настоящим разбойником. Грабил соседей, воевал постоянно с ними, взимал пошлины с проходящих мимо торговых караванов. При этом Фульке обладал талантами тактика и стратега. Ему не было равных в вопросах планирования и проведения своих военных и разбойных операций. Поэтому его соседи просто смирились с его поведением.

Вообще, с Фульке началось восхождение семейства Анжу, которое достигло пика своей славы в средние века, когда Генрих Анжуйский стал королем Англии. С этого момента Ланже стала английской крепостью (это если очень упрощенно), и защищала владения уже короля Англии в Луаре, Нормандии и Аквитании. В 13 столетии крепость Ланже несколько раз меняла своих владельцев. Спустя еще несколько веков в Ланже произошло несколько сражений времен Столетней Войны между Англией и Францией. В 1428 году все враждующие стороны покинули замок Ланже, придя к соглашению, что все оборонительные сооружения замка за исключением донжона будут разрушены.

После окончания Столетней Войны король Людовик Одиннадцатый решил восстановить замок. Строительство замка было поручено ближайшему другу и советнику короля – Жанну Бурре, который ко всем остальным своим титулам добавил и титул “капитана Ланже”. А оплачивал строительство замка Ланже интендант города Тура – Жан Брисонн. Правда, со смертью короля Людовика завершилась и бурная эпоха в истории замка Ланже.

В 1631 году замок Ланже был заложен королем. Правда, новые владельцы не были собственниками замка. Замок оставался во владении короля. Одной из самых знатных особо, проживавших в то время в Ланже, была дочь герцога Гиза Луиза Лотаргинская. Замок Ланже практически не пострадал в годы Французской Революции .

В 1797 году замок был приобретен одним из промышленников из Труа, неким Шарлем Франсуа Муазаном. Правда, при нем замок начал приходить в упадок. В 1839 году замок Ланже был выкуплен у Шарля одним парижским ресторатором Кристофом Бароном, который начала проводить реставрационные работы в замке.

Восстановление замка

В 1866 году у Ланже появился новый хозяин – Жак Зигфрид . Вот он то более серьезно отнесся к своему новому жилищу. Зигфрид затеял обширные реставрационные работы в замке, которые не прекращались в течение 20 лет. Особенно Зигфрид постарался в деле устройства интерьеров замка. Он был влюблен в старину и историю и хотел воссоздать в интерьерах замку обстановку средневековья. В 1904 году Зигфрид передал замок Ланже в дар Институту Франции со всеми замковыми коллекциями.

Замок Ланже на карте

В 994 году граф Анжуйский, Фульк Чёрный, основал крепость в долине Луары на высокой скале. В первые годы существования крепость Ланже (Château de Langeais) служила исключительно для обороны. Это был прямоугольный донжон, стоящий на возвышении. Весь его облик говорил о военном предназначении: башню окружали глубокие рвы, к ней вёл подвесной мост, а вход перекрывала опускающаяся […]

В 994 году граф Анжуйский, Фульк Чёрный , основал крепость в долине Луары на высокой скале. В первые годы существования крепость Ланже (Château de Langeais) служила исключительно для обороны. Это был прямоугольный донжон, стоящий на возвышении. Весь его облик говорил о военном предназначении: башню окружали глубокие рвы, к ней вёл подвесной мост, а вход перекрывала опускающаяся решетка. Были оборудованы площадки для прицельной стрельбы. Угроза в то время была реальной – эти земли Фульк захватил у графа Блуа – Эдда I.

В 1044 г. замок вместе с частью Турени перешёл к Плантагенетам . Впоследствии он стал собственностью английской короны. В 1206 году Ланже отвоевал король Филлип Август . В течение XIII века замок много раз менял владельцев.

В годы Столетней войны (1337-1453 гг.) Ланже почти полностью был разрушен. Сохранился только донжон Нерра. Начиная с 1465 года, Людовик XI занимается восстановлением замковых укреплений. Строятся мощные стены, создаются новые рвы с водой и подъёмный мост. Узкие окна напоминают бойницы. Мощные башни с зубцами и машикулями по всему периметру объединяются дозорным поясом.
Этот замок тоже создаётся для обороны – он прикрывает с запада Тур и Амбуаз.

Основные строения были возведены быстро – за два года. Работы под руководством королевского советника Жана Бурре и мэра города Тура – Жана Брикона – окончательно завершаются к 1469 году.

Король пожаловал отстроенный замок графу Дюнуа , своему кузену. В 1491 г. здесь состоялась свадьба Карла VIII (сына Людовика XI) с Анной Бретонской . В результате этого союза Бретань присоединялась к Франции, а супруги взаимно предоставляли друг другу права герцогства. (У королевской четы не было наследников. Карл VIII погиб, а его вдове, согласно брачному контракту, пришлось выйти замуж за преемника и кузена Карла – Людовика XII.)

После этих событий политическая жизнь в Ланже затихла. Несколько раз за последующие столетия его посещали королевские особы, он становился предметом заклада, переходил к разным хозяевам.

В 1797 году замок выкупил состоятельный буржуа – Шарль-Франсуа Муазан. При этом владельце Ланже стал стремительно разрушаться. Участки возле крепостных стен были распроданы, там появились жилые дома. Красивейший зал нижнего этажа торговец сдал под конюшню жандармерии.

Только в 1839 г. Ланже вновь начали восстанавливать. Реставрацией занялся новый хозяин – Кристоф Бэрон . К сожалению, Бэрон не отличался чувством меры и художественным чутьём. Его переделки, изобилующие безвкусными украшениями, носили странный характер. Однако замок привели в относительный порядок и закупили для него коллекцию мебели.

Бэрон умер, позже скончался и его наследник. В 1886 году замок приобрёл бизнесмен Жак Зигфрид , имевший вес в правительстве Франции. Он был настоящим ценителем средневековой архитектуры и занялся восстановлением Ланже всерьёз.

Зигфрид решил вернуть замку первоначальный вид. Он привлёк к работам археологов, нанял молодого архитектора – Люсьена Руа . Кропотливая работа продолжалась 20 лет. От старой части крепости сохранились только северная и восточная стены донжона – они так и остались в руинах. Остальные корпуса здания решено было реконструировать в готическом и ренессансном стиле. По образцам XV века были воссозданы деревянные панели и мебель; по старинным картинам восстановлена плиточная облицовка полов.

На свои средства Зигфрид закупил гобелены XIV и XV вв. (В коллекции замка собрано 30 гобеленов. Это работы фламандских ткачей и мастеров Обюссона.) Среди сокровищ Ланже сохранился подлинный сундук с приданым Анны Бретонской и копия её подвенечного платья из золотой парчи. Старинные скульптуры и картины дополнили интерьеры замка – воинственного снаружи, но тёплого и гостеприимного внутри.

Жак Зигфрид посвятил замку большую часть своей жизни. Он подарил Ланже Институту Франции и завещал учреждению – продолжить реставрацию. Агнесс, дочь Зигфрида, в 1938 г. передала институту парк, прилегающий к замку.

Институт Франции выполняет условия завещания. Сегодня замок Ланже остаётся под его патронажем. Любоваться великолепным архитектурным ансамблем могут все желающие.

Rue Foulques Nerra 37130 Langeais, France
chateau-de-langeais.com‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.