Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.
Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.
Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.
Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.
Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.
Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.
Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ееИстория моей любви к садам и паркам началась еще в детстве. Моя сестра очень любила собирать полевые цветы, а мне нравилось вместе с бабушкой копаться в земле, создавать симпатичные клумбочки, украшать дорожки, высаживать кусты и деревья. А через пару лет сидеть на скамеечке в этом саду и любоваться на творение своих рук.
Лет в пятнадцать я поехала с мамой на экскурсию в Хэмптон Корт. Хэмптон Корт - бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.
Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Волси, который передал его в дар Генриху VIII. Если Волси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи Ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире).
В течение последующих полутора столетий Хэмптон Корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его любопытная особенность - лабиринт площадью в 60 акров.
В тот день, когда я увидела знаменитый лабиринт, я поняла, что это любовь на всю жизнь. Четкие линии посадок уходили вдаль и сливались в одно зеленое полотно, отчего становилось страшно и любопытно одновременно. Хотелось пройти по каждому коридору, заглянуть за каждый угол, исследовать все тупики...но, увы, не позволяло время. Тогда я загорелась идеей создания собственного лабиринта.
Но прежде, чем у меня хоть что-то получилось, я успела посетить еще несколько знаменитых садов с лабиринтами: Сент-Галленский монастырский сад в Швейцарии и голландский Хет Лоо.
Во все времена сады при монастырях отличались простотой и уединенностью. Именно эти качества необходимо учитывать при создании сада в монастырском стиле, которому совершенно не свойственны роскошь, торжественность, театральность. Небольшое количество симметрично расставленных в разных уголках арок и пергол подчеркнет общую композицию зимнего сада, утилитарный характер которому придаст небольшой участок с высаженными в кадках плодовыми деревьями, контейнерами с цветами, лекарственными травами.
Планировка была простая, геометрическая, иногда с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого.
Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся именно в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении.
В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).
Сент-Галленский монастырский сад навсегда запал мне в душу ощущением спокойствия и необъятной тишины, от часовой прогулки по нему голова прояснилась и мысли потекли ровно и медленно, без суеты.
А вот обширность и геометрическая четкость линий, с причудливыми переходами одной части сада в другую в Хет Лоо заставляли сердце биться быстрее и хотелось успеть хоть мельком увидеть все.
Парк королевского дворца Хет Лоо - один из самых известных и красивейших в Нидерландах. Сам дворец был построен боле 300 лет назад вблизи от городка Апелдорн, в самом центре Нидерландов. В 1984 года бывшая королевская резиденция была отреставрирована и открыта для широкой публики. Дворец дает представление о том, как там в течение трех веков жила королевская семья, в которой есть и русский след (дочь Павла I - Анна жена Виллема II). А сад представляет собой 17 век садово-парковой архитектуры. С его фонтанами, и партерами, без петергофской помпезности, но так его напоминающие обрамлением вечно-зеленым самшитом и туей. Очень элегантный, соразмерный с человеком сад, что выгодно отличает его от других европейских садов.
Мой садик явно уступает размерами паркам средневековья, но все же не перестает тренировать воображение.
Получилось не все и далеко не сразу, конечно же, но путь к цели всегда не легок. Приходится не раз повторять сделанное, бросать все и начинать сначала... похоже на лабиринт, не правда ли?
Как украшение сада лабиринт появился в конце ХIV века. Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Европе стали обязательным элементом парка загородной усадьбы.
Русские усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и другие имели графически четкую схему аллей, стенки которых составляли стриженые кусты. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении, а затем мода, как дама непостоянная, на лабиринты опять прошла.
Но сегодня лабиринты снова набирают популярность. Настоящий лабиринтовый бум начался в 80-х годах прошлого столетия. Зеркала и деревянные перегородки, кирпич, пластиковые панели, стены падающей воды сделали лабиринт предметом стильного авторского дизайна.
Интересно, что люди прибегают к символу лабиринта в период стрессов. Так, лабиринт в г. Кноксвилле (США) стал местом спонтанного сбора людей после террористической атаки 11 сентября 2001 года: услышав страшную новость, люди бродили по спиральным тропам, пытались заглушить свои страхи и справиться с эмоциями. Подобные скопления людей вокруг лабиринтов наблюдались тогда по всей стране.
Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Лишь один из наиболее авторитетных садовых дизайнеров, работающих в этом направлении, Адриан Фишер, построил по всему свету несколько сотен лабиринтов.
Например, на Олимпиаде в Китае 2008 года Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса. Фишер и его коллеги обогатили парковый лабиринт новыми планировочными решениями, нетрадиционными материалами, другими оригинальными деталями.
Так, путем проб и ошибок был создан мой собственный сад-лабиринт. Если знать с чего начать и где взять, то это вполне реально и не так сложно.
Сначала стоит выбрать размеры и форму будущего лабиринта, в зависимости от возможностей вашего сада: от 2-3 до 20 метров в диаметре. В частных усадьбах и на садовых участках всегда есть желание сделать что-то нетрадиционное, интересное, полезное для развития детей и развлечения взрослых. Для этого хорошо использовать живую зеленую изгородь, благо, что на современном рынке посадочного материала можно найти растения на любой вкус, для любой высоты бордюра или стенки нашего лабиринта.
Для маленького, детского лабиринта можно использовать рядовые посадки однолетников типа петрушки кудрявой или бархатцев, камушки, горшочки с цветами. Для более серьезного и большего - живую изгородь из кустарников.
Важно, что изгородь, составляющая стенки лабиринта, должна быть формируемой, то есть растения должны переносить стрижку и обрезку, чтобы сохранить определенную форму. Стрижка позволяет варьировать необходимый размер изгороди. Для такой изгороди подойдут: низкорослая спирея, магония падуболистная, зверобой чашечковый, самшит, смородина альпийская, лапчатка кустарниковая.
Если Вы хотите создать большой лабиринт для взрослых, можно выбрать деревья до 3 метров высотой: вишня степная, можжевельник казацкий, шиповник, сирень обыкновенная, кизильник, клен татарский, ель обыкновенная, жимолость лесная и татарская, туя западная, барбарис Тунберга, смородина альпийская, дерен белый, граб обыкновенный, чубушник венечный (жасмин), магония, самшит, спирея Ван Гутта, боярышник, тис, миндаль низкий (степной), форзиция средняя, ирга.
Для аллей регулярного сада с графически четкой формой подойдут деревья свыше 3 метров высотой: бук, черемуха, клен, липа сердцевидная и мелколистная, туя восточная, некоторые виды вишни, тис, граб обыкновенный, туя западная, тамарикс, ель.
Можно так подобрать кустарники, что период цветения одних будет сменять другие. И ваш лабиринт будет выглядеть постоянно нарядной и опрятной клумбой на лужайке. Можно совместить несколько способов создания лабиринта - с помощью растений - и хвойных, и лиственных; кустарников и лиан ; арок, пергол, шпалер; добавить зеркала .
Форма лабиринта может быть не только традиционно круглой, но и квадратной, и треугольной, и в виде чайника, и в виде заглавной буквы фамилии владельцев сада. Можно сделать совсем простой лабиринт - вход, два поворота и выход, а можно простой, но с одним входом. Можно сделать сквозной, без четко обозначенного центра, или с центром в виде фонтана, беседки, патио, бельведера, прудика, купальни.
Интернет, Ваше воображение, семейный мозговой штурм - и нескончаемые зелено-цветущие коридоры будут не только радовать глаз, но и успокаивать сердце, и развлекать гостей. Я, например, в своем лабиринте устраиваю соревнования для детей - кто быстрее всех пойдет все «контрольные точки». Ну и, конечно, стоит посетить хоть один раз средневековый или современный лабиринт. Даже если, Вы не решитесь устроить хоть маленький лабиринтик у себя на даче, то по крайней мере ощутите спокойствие и величие, опасность и гармонию этих причудливых и математически сложных рисунков.
Специально для сайта Ольга Шайн
Характеристика художественной культуры Средневековья. Особенности средневекового сада: изменение функций и назначения, символический и миниатюрный характер, своеобразие декоративных элементов. Сад и книга в Средние века. “Цветочки” святого Франциска Ассизкого.
Три типа средневековых садов: монастырские; мавританские и феодальные.
Монастырские сады - их планировка и основные черты. Символика монастырского сада. Типология монастырских садов: плодовые сады, огороды, сад цветов для церковных служб, аптекарские сады. Вертоград - декоративный монастырский сад.
Италия - родоначальница монастырских и ботанических садов. Сады Бенедиктинского Ордена, элементы римского садово-паркового искусства: симметрия, приоритет утилитарной функции. Монастырско-дворцовый характер садов при Карле Великом (768-814 годы). Сад монастыря Галлен (Швейцария, 820 год). Монастырские сады Франции, Англии.
Литературные памятники средневекового садоводства. Альберт Больштэдский (1193-1280) и его трактат о садоводстве.
Мавританские сады (патио), их происхождение, специфические черты и декоративные элементы. Виды мавританских садов: внутренние и внешние. Ансамбли в Гранаде, Толедо, Кардове (XI - XIII века). Альхамбра - чудо испано-мавританской архитектуры. Сады Альхамбры: сад Мирт, Львиный сад и др. Ансамбль Альказар в Севилье.
Феодальные сады - сады замков и крепостей. Кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 годы) в Нюренберге. Сады Крепостного дворца в Будапеште. Розенгартены. Французские Королевские сады XV века. “Сад - земной рай” (Данте “Божественная комедия”).
Городские сады домедицейской эпохи. Появление и развитие Ботанических садов: 1525 год - Пизанский ботанический сад - первый в Европе; Ботанические сады в Падуе (1545 год), Болоньи, Флоренции, Риме; 1597 год - первый ботанический сад во Франции; в Германии в Лейдене (1577 год), в Вюрцбурге (1578 год), в Лейпциге (1579 год).
Причисление садоводства к разряду “свободных искусств” (1415 год, Германия, Аусбург). Сад Фуггеров (Германия). Нюрнбергские сады. Создание коронованного “Цветочного Ордена” (1644 год, Германия).
Превращение утилитарного сада в “потешный”. Сады позднего Средневековья. “Сады любви” и “сады наслаждений”. Растительность и убранство садов. Садовый быт. Бокаччо “Декамерон”.
Переход от садов Средневековья к садам Ренессанса.
Культура Возрождения. Природа в литературе и философии Возрождения. Концепция природы в трактате Л.Альберти “О живописи”. Пейзаж в итальянской лирике Возрождения. Природа в итальянских утопиях позднего Возрождения. Понятие “Natura” в мировоззрении Ф.Петрарки.
Три этапа развития итальянских садов: XIV - XV века - сады раннего Ренессанса (Флорентийский период); XV - конец XVI веков - Римский период; XVI - XVII века - сады Барокко.
Типы итальянских садов: а). террасные; б). учебные; в). медицейские; г). сады при дворцах; д). сады при виллах; е). ботанические.
Флорентийские сады раннего Возрождения, их композиционное построение. Планировочное единство садовых композиций, создание “идеальной” природы. Вилла Кареджи (1430 - 1462, арх. Миколоццо).
XV - XVI века - век медицейской культуры. Медицейские сады, их характеристика. Сады при виллах Ланте, Боргезе, Альбани, Мадама и др. Вилла Медичи во Фьезолло (1457 год). Гуманистические традиции древнего Рима. Соединение учебного учреждения и сада. Итальянские общества. Флорентийская платоновская Академия (1459 год). Сал Сан-Марко - академия и музей античной скульптуры.
Сад виллы д’Эсте в Тиволи (XVI век), архитектор Пирро Лигорио. Его планировка, основные художественно-композиционные приемы. Вилла д’Эсте - шедевр садово-паркового искусства эпохи Возрождения, ее отличительные черты: законченность каждого отдельного участка и целостность общей композиции; продуманная последовательность и разнообразие восприятия.
Характерные черты садов Ренессанса: новое обращение к античности; секуляризация символико-аллегорической системы садово-паркового искусства; расширение архитектурной стороны садов. Светкость и историчность символики ренессанских садов. Единство садов и природного ландшафта.
XVI век - садоводство римских пап. Усиление пышности и интеллектуального элемента в садово-парковом искусстве Ренессанса. Двор Бельведера.
В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима и эпохой Возрождения в Италии, называется средними веками, или эпохой средневековья. Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами. Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность. Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Монастырский сад - его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» - райское дерево - небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений -- розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы. Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись.
Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди.Из такого лабиринта было, как правило, только один -- два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы Сады замков или Феодальный тип садов. Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей - были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, -прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. Иногда в замковых садах росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Сады позднего средневековья обустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен -- и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями. Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.