Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Особенности непроизвольного запоминания. Механизмы и закономерности запоминания Непроизвольное запоминание продуктивнее произвольного в случае когда

Особенности непроизвольного запоминания. Механизмы и закономерности запоминания Непроизвольное запоминание продуктивнее произвольного в случае когда

В соответствии с целями деятельности, в которую включен процесс запоминания, выделяют непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий, а также без предварительного выбора материала, подлежащего запоминанию. Оно является “побочным” результатом деятельности, направленной на выполнение каких-либо других задач.

Факторами, влияющими на успешность непроизвольного запоминания, являются следующие:

Сильные раздражители, вызывающие повышенную ориентировочную реакцию (громкий звук, яркий свет и т. п.);

Раздражители, наиболее значимые для человека в личностном и профессиональном плане;

Раздражители, имеющие выраженную эмоциональную окраску, вызывающие интерес;

Большую роль играет то, какое место занимает материал в деятельности человека, Специально предпринятые исследования позволили выявить следующие закономерности:

Если материал входит в содержание основной деятельности, он непроизвольно запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия или способы достижения ее цели.

Эксперимент проводился с младшими школьниками и студентами - и те, и другие решали арифметические задачи. По окончании опыта просили вспомнить числа и условия заданий. При этом студенты вспоминали плохо, а школьники - хорошо. Это объясняется тем, что для студентов операции с числами выступали как способы достижения цели, тогда как для младших школьников они составляли основное содержание деятельности.

Информация, занимающая место основной цели деятельности, непроизвольно запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в ней;

Лучше запоминается та информация, которая вызывает активную умственную работу над ней. Поэтому непроизвольное запоминание предполагает умственную активность, самостоятельность в работе.

В специальном исследовании было обнаружено, что легкий текст запоминается хуже, чем текст средней тяжести. Трудный же текст запоминается лучше при его активной обработке.

Таким образом, непроизвольное запоминание представляет собой закономерный процесс, характеризующийся избирательностью, определяемой особенностями нашей деятельности и отношением к окружающему.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного тем, что человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предложено. При наличии таких признаков произвольное запоминание представляет собой осознанную мнемическую деятельность, состоящую из ряда мнемических действий. Те или иные мнемические цели и задачи определяют операциональный состав мнемического действия, то есть выбор и активацию определенных способов его исполнения, что существенно влияет на конечный результат (А.А.Смирнов, Л.В.Занков и др.).

Проблема соотношения эффективности произвольной и непроизвольной памяти получила в отечественной психологии решалась с позиций деятельностного подхода.

Прежде всего было установлено, что данная проблема имеет возрастной аспект. Так З.М.Истоминой было показано, что у детей произвольное запоминание начинает формироваться к пяти-шести годам. Это связано с выделением особых действий, соответствующих целям “запомнить” или “припомнить”. У более младших по возрасту детей преимущественно имеет место непроизвольное запоминание как “побочный” продукт основной целенаправленной деятельности, например, игровой.

У взрослых продуктивность произвольного запоминания при прочих равных условиях выше, чем непроизвольного. Оно обеспечивает прочность усвоения информации как результат ее систематизации и осмысленности. Однако такой эффект достигается лишь тогда, когда при произвольном запоминании происходит постановка и осознание человеком цели запоминания, что позволяет в дальнейшем совершать специальные мнемические действия, подчиненные этой цели: составление плана запоминаемой информации, ее смысловую группировку, выделение смысловых опор, соотнесение с уже имеющейся в памяти информацией, установление ассоциативных связей и т.д.

Однако в реальной жизни достаточно большой объем информации человек присваивает непроизвольно. Для того, чтобы определить, каким образом “случайная” информация фиксируется в памяти человека, А.А.Смирновым - известным российским исследователем памяти - было проведено специальное, но весьма простое по замыслу исследование. Он опросил своих коллег по Психологическому институту о том, что им запомнилось из своего утреннего пути на работу. Оказалось, что непроизвольно запомнилось то, что было связано с достижением цели, а также облегчало или затрудняло ее достижение. При этом совершенно не зафиксировались те обстоятельства, которые не имели отношения к основной цели - добраться до работы. Таким образом, было установлено, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность информации к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности и к сфере значимых мотивов и целей.

Экспериментально опосредствование непроизвольного запоминания деятельностью, не являющейся мнемической по своему характеру, было изучено П.И.Зинченко. По итогам экспериментов им был сделан вывод, что оптимальным для непроизвольного запоминания является соответствие материала целевому уровню деятельности.

Запоминание -процесс закрепления новой информации путем ее связывания с уже известным, хранящимся в памяти. Различают следующие виды запоминания:

Механическое и осмысленное Данные экспериментальных исследований показывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов показало, что продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей (в 22 раз эффективнее!)

Произвольное и непроизвольное запоминание. Под непроизвольным понимается такое запоминание, когда человек не ставит специальной цели запомнить. Например, вы идете по улице и запоминаете какую-то ситуацию, хотя специальная задача - запомнить - перед вами не стояла. При произвольном запоминании человек ставит специальную цель-запомнить. Какое же запоминание более продуктивно? Исследования

Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может оказаться продуктивнее произвольного, все зависит от того, какое место занимает запоминаемый материал в структуре деятельности. Так, проводился следующий эксперимент: в одном случае испытуемым предлагалось расклассифицировать предложенные картинки по группам, причем цель запомнить эти картинки перед испытуемым не ставилась. В втором случае ставилась цель именно запомнить картинки. Так вот, в случае классификации картинки запомнились лучше, нежели чем когда стояла задача просто запомнить их. Таким образом, непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. если материал занимает место цели деятельности. При произвольном запоминании цель сдвинута на сам процесс запоминания.

Непосредственное и опосредованное запоминание. При непосредственном запоминании человек не использует вспомогательных средств, чтобы запомнить. Опосредованным называется такое запоминание, когда субъект использует такие средства. Например, он ставит цель запомнить, записывает, чтобы не забыть, завязывает узелок на память. Кстати, последний прием является весьма древним. Попытки использовать вспомогательные средства, чтобы запомнить (то есть овладеть своей памятью) встречаются уже у примитивных народов. Человек пытается запомнить один вещи с помощью других вешен, например, кладет камешек в карман, листочек с дерева при счете. Таким образом, наряду с тем, что мы запоминаем, появляется то, с помощью чего мы запоминаем.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий.

Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случаекогда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Пример1: В опытах школьникам 1 класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач, после чего неожиданно для испытуемых им предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники 1 класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассника умение сложения и вычитания ещё не стало навыком. Оно является для учеников 1 класса содержательным целенаправленным действием. Оперирование числами составляло у первоклассников содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Пример2 : Простой текст – текст средней сложности- сложный текст с составлением плана.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесёмся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только для «порядка».

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий, т е таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания – четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на результат.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забыться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надопомнить.

Мнемические приёмы(Шариков)

  • Аналогия, ассоциация,
  • Систематизация материала,
  • Повторение,
  • Установление логических связей,
  • Перекодирование (лекция своими словами),
  • Эффект прерванного действия,
  • Легче запомнить кусочками,
  • Использование развитого вида памяти.

В условиях одинаковых способов работы с материалом (например: классификация объектов) непроизвольное запоминание, оставаясь более продуктивным у детей дошкольного и младшего школьного возраста, постепенно теряет свое преимущественно у учащихся средних классов и у взрослых, уступая место произвольному запоминанию.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание-это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:

«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание ос новной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

В опытах школьникам I класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники I класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассников умение сложения и вычитания еще не стало, навыком. Оно является для учеников I Класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который школьникам требовалось понять, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление.плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.


Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания-четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый, Известно, как быстро забывается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что мм надо помнить.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание - необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания - составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1. разбивка материала на составные части;

2. придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3. связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

В отличие от плана для понимания материала в плане для запоминания вычленяются все более дробные единицы, причем заглавия только указывают, напоминают о том, что должно быть воспроизведено, и поэтому по своей форме они часто бывают неполными, отрывочными.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Одно из важных средств запоминания - воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводится» на «свой язык».

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям-частичный способ, либо весь сразу-целостный способ, либо весь и по частям - комбинированный способ. Наиболее рациональный комбинированный способ, а наименее рациональный - частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К. Д- Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения-это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

А.А. Смирнов неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, или же предлагал им рассказать, что происходило в течение научного совещания, на котором они присутствовали за неделю до опытов. Испытуемые чаще всего вспоминали то, что делали (а не о чем думали), что способствовало или препятствовало достижению цели, а также нечто странное, необычное. Запоминались и те положения из выступлений, которые были тесно связаны с кругом знаний и интересов испытуемых. Был сделан вывод о зависимости непроизвольного запоминания от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов, определяющих эту деятельность. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.


В.П. Зинченко предлагал испытуемым выполнять задания, требующие разной интеллектуальной активности. Он установил, что эффективность запоминания зависит от того, является ли запоминаемый материал целью деятельности или только средством ее выполнения. Другой фактор эффективности запоминания - это уровень интеллектуальной активности. Высокая интеллектуальная активность компенсирует отсутствие мнемической направленности. Именно поэтому, непроизвольно лучше запоминались числа из задач, которые придумывал сам испытуемый, а не те, которые ему предлагались в задачах в готовом виде.




Согласно модели «уровня обработки» Ф. Крейка и Р. Локхарта память является побочным продуктом обработки информации, а сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Поверхностный, сенсорный анализ менее эффективен для запоминания, чем семантический. Эта модель сходна с более ранними взглядами А.А.Смирнова и В.П. Зинченко. Часто ее подвергают критике, но она хорошо объясняет многие факты (например, запоминание текста роли актером при работе над ней или запоминание следователем тех трудных дел, которые он вел). Показано также, что студенты, склонные к глубокой обработке учебного материала, лучше его запоминают. Полезна и «личностная разработка» материала, например, поиск событий из личного опыта, соответствующих изучаемым закономерностям, или попытки использовать изучаемые закономерности на практике.


Эффект Б.В.Зейгарник состоит в следующем. Если испытуемым предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность («квазипотребность») выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность удовлетворена, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.




Вопрос о влиянии эмоций на эффективность непроизвольного запоминания решается неоднозначно.

Ø То, что имеет яркую, но негативную окраску, вытесняется в бессознательное

(З.Фрейд).

Ø Забывание неприятного не полезно для жизни, а эмоциональная окраска улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтрального материала (П.П.Блонский).

Ø Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, приятное или неприятное запоминается лучше. К сожалению, механизмы влияния эмоций на запоминание до сих пор изучены плохо (С.Л.Рубинштейн).

Произвольное запоминание или мнемическая деятельность характеризуется целенаправленностью и использованием различных приемов для запоминания. Произвольное запоминание более продуктивно, чем непроизвольное запоминание.

· группировка (разбиение материала на части - группы),

· выделение опорных пунктов (выделение критериев для классификации материала);

· структурирование (установление взаимного расположения частей материала),

· схематизация (упрощение материала, выделение основного содержания);

· аналогия (установление сходства одного объекта с другим);

· мнемотехника,

· перекодирование (представление информации в другой образной форме),

· достраивание запоминаемого материала,

· серийная организация материала (выстраивание различных последовательностей, упорядоченности в пространстве, во времени),

· ассоциаций (установление связей по каким-то признакам, сходствам),

· повторение.


Рисунок: Факторы, влияющие на запоминание

Ø Установка (запомнить буквально, надолго и пр.) Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Полезно связать материал с целью деятельности.


Ø Объем материала . При запоминании объемного материала процент запоминаемого материала увеличивается.

Ø Характер материала , если в заучиваемом ряду разнородные элементы чередуются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.

Ø Осмысленность запоминания . Логическая обработка материала полезна при заучивании

Ø Позиционная кривая - зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Позиционная кривая имеет U-образную форму:
в силу "эффекта первичности" хорошо запоминаются первые элементы;
в силу "эффекта недавности" хорошо запоминаются последние элементы

Ø Распределение во времени связано с явлением реминисценцией. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Эффект реминисценции чаще всего происходит после 2-3 дней после выучивания материала. Отсроченное на несколько дней (2¼ 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Ø Повторение. Повторение материала без опоры на текст повышает эффективность запоминания. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал, несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

Ø Значимость материала для субъекта. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

2. Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала введенного в память . Оценивают продуктивность хранения и длительность хранения. К блоку хранения могут быть отнесены и феномены интерференции (ретроградной и антероградной): одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой (соответственно, предыдущей или последующей).

В эпизодической памяти находится информация о событиях жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

3.Забывание - процесс противоположный сохранению. Позитивная функция забывания в том, что оно отсеивает ненужную информацию, не допускает перегруженности памяти, способствует обобщению. Негативным забывание становится, когда стираются блоки информации, или отрицательный опыт, который необходим для нормальной жизни.

На забывание влияет:

Ø модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.),

Ø осмысленность материала

Ø степень использования материала

Ø интерференция, связанная событиями, происходящими до и после запоминания

Ø возраст

Ø мотивация провоцирует активное забывание или вытеснение информации в область бессознательного.

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.

Следом памяти называют результат работы мнемической системы. Под консолидацией следа понимается возрастание силы ассоциаций, а под ослаблением - уменьшение силы связи. Эти понятия пришли в психологию из ассоционизма.

Теории забывания.

Ø Теория систематической деформации следов памяти : перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга, в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Ø Теория ретроактивного и проактивного торможения: любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное забывание) Любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание).

Ø Теория мотивируемого забывания: цель и мотивация человека влияет на забывание (например, человек намеренно забывает информацию, которая вызывает боль, страх или вину).

Ø Современные теории забывания.

Согласно Розенцвейгу процесс консолидации следа памяти объясняется двумя свойствами: силой и уязвимостью следа. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени.

Рисунок Формы забывания

Наличие обратимой формы забывания подтверждают следующие феномены:

Ø реминисценция или спонтанное улучшение воспоминания. Для появления реминисценции необходим оптимум научения.

Ø Амнезияпосле электрошока (от нескольких минут до нескольких часов). Причиной забывания является не нарушение процесса консолидации следа, а трудность припоминания.


4. Воспроизведение – актуализация информации из памяти.

В зависимости от времени отсрочки между научением и воспроизведением, оно подразделяется на: непосредственное и отсроченное. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что повторения оказывают большее воздействие на отсроченное воспроизведение по сравнению с непосредственным. Как и в случае с запоминанием, в зависимости от характера целей (намеренность-ненамеренность) выделяют так называемые прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание). Немаловажную роль в припоминании играет контекст.

Рисунок Формы воспроизведения

Тульвинг показал, что припоминание зависит от сходства контекста кодирования и контекста припоминания (физического и аффективного). Узнавание при работе оперативной памяти зависит от количества заученных стимулов и от интервала между
предъявлением и опросом. При узнавании, адресованном долговременной
памяти, первостепенную роль играет фактор знакомства с материалом (как с
физическими параметрами стимула, так и с его семантикой). Например, было
показано, что объем припоминания меньше, чем объем узнавания. Точность и скорость узнавания зависят от материала (знакомости, осмысленности и т.п.): знакомый материал узнается точнее, а осмысленный - быстрее. В специальный раздел выделяются феномены ошибок воспроизведения и их динамики во времени: различают контаминацию (перепутывание) и конфабулацию (домысливание).