Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Парк южные культуры в сочи. Парк «Южные культуры». Уютное место для семейных прогулок в Адлере

Парк южные культуры в сочи. Парк «Южные культуры». Уютное место для семейных прогулок в Адлере

Каждый, кто оказался на юге России в городе Адлер, должен непременно посетить дендрологический Парк «Южные Культуры». В этом уникальном месте, не только для Черноморского побережья, но и для всего мира, вы откроете для себя диковинную флору, широко представленную в субтропиках.

Этот фрагмент растительного Рая был спроектирован в 1910 году гением архитектуры и ландшафтного дизайна - Александром Регелем. С тех пор, каждый год Парк «Южные Культуры», радует тысячи посетителей своей непревзойденной обстановкой и привлекает со всех городов страны влюбленных молодоженов.

Адрес: г. Адлер, Нагорный тупик, 13/3Б

Парк открыт ежедневно 09:00 - 19:00, вход платный (билеты взрослые и детские), наличный расчет.


Парк «Южные Культуры» на карте (схема проезда)

Способы проезда до парка «Южные Культуры»

На автомобиле

Если вы путешествуете на машине и решили проехать к Парку на автомобиле, то не забудьте вбить в навигатор Нагорный тупик, 13/3Б - точный адрес Парка. В случае, если навигатора под рукой не оказалось, двигайтесь со стороны улицы Энергетиков в сторону улицы Триумфальной и на кольце сворачивайте направо к улице Перспективной, с которой повернув на улицу Цветочную, вы увидите по правой стороне главный вход в Парк.

Выбирайте маршрут заранее, так как узкие дороги Адлера и Сочи могут не порадовать обилием пробок в часы-пик. Стоит помнить об узких улицах Тюльпанов и Цветочной. Очень трудно будет припарковаться на машине в выходной или в день праздника. Так как на данный момент парковки у Парка нет даже платной - оставлять машины рекомендуется вблизи парка.

На автобусе

От Ж/д вокзала Адлер

Первый вариант — отправляясь в парк с вокзала Адлер, выбирайте автобусы № 57, 59, 132, 171 - в этом случае нужно выйти с вокзала к морю на улицу Просвещения и перейти дорогу на ближайшую остановку. Спустя семь остановок, выходите на одноименной Парк Южные Культуры, которая следует сразу за «Птицефабрикой». Пройдя вниз порядка 700 м., вы увидите вход в Парк.

Второй вариант — маршрутное такси №135. Проехав три остановки до «Рынок Мишутки», до Парка останется всего полтора километра пешком, которые неспешно можно пройти, свернув с улицы Авиационной на Каспийскую. Пройдя приблизительно триста метров, поверните на улицу Тюльпанов, которая приведет вас прямо ко входу в Парк.

От Аэропорта г. Сочи

От аэропорта до Парка можно добраться на автобусе - 57к, который останавливается прямо у здания аэропорта. В жаркие летние дни рекомендуется взять с собой дополнительную бутылку воды - дорога займет по меньшей мере тридцать минут.

Проехав семь остановок до «Птицефабрика», выходите на следующей — «Парк Южные Культуры». Альтернативный маршрут предлагает автобус №135, доехав на котором до остановки «Новый Век», и перейдя на улицу Каспийская через реку Мзымта, сверните направо на улицу Тюльпанов. До Парка останется ровно двести метров.

От Олимпийского парка

От Олимпийского парка ходят всего два маршрута до Парка - это №124С и № 57. Рекомендуется выбирать первый маршрут, так как путь позволит сэкономить около двадцати минут и займет, согласно данным спутника - 54 минуты. Выходите на остановке «Парк Южные Культуры».

Маршрут № 57 отправляет от остановки «Олимпийский проспект», которая находится в получасе прогулки от сердца Олимпийского парка. Путь до Парка Южной Культуры продлится один час без учеба пробок. Стоит заметить, что водитель останавливает по требованию - поэтому оповестите о выходе после остановки «Птицефабрика». Главный вход в парк будет в двух минутах от остановки направо к морю.

От Красной Поляны

От отелей и гостевых домов, расположенных в районе Красной Поляны до Парка Южные Культуры можно добраться на единственном маршрутном автобусе №135. Сев, на «Горная карусель» отсчитайте ровно двадцать семь остановок, и выходите после «Рынок Мишутка» на остановке «Новый век». До Парка останется один километр пешком.

От Роза Хутор

От Роза Хутор путь займет порядка двух часов. Отправляясь в Парк Южные Культуры, вам необходимо сесть на электропоезд, проехать две станции и выйти после «Эсто-Садок».

Далее, пересев на автобусы №57, №59, №132, №171, и проехав шесть остановок, выходите после «Торговый центр (Адлер)» на остановке «Птицефабрика». Вход в парк будет справа от вас и с остановки его невозможно незаметить.

Попасть на территорию Парка можно как со стороны центрального входа на улице Тюльпанов, так и со стороны улицы Цветочной. К нему ближе всего будет подходить со стороны остановки «Птицефабрика», которая перед остановкой «Парк Южные Культуры».

Также легко соориентироваться по большом гипермаркету «Магнит», находящемуся на улице Каспийской. Парк будет на противоположной стороне проезжей части, вниз к морю.

Какой бы способ вы не выбрали, обязательно побывайте в Парке «Южные Культуры». Вы насладитесь атмосферой тишины и покоя, городская суета останется вдалеке, а пение птиц и тысячи прекрасных цветов и растений наполнят вас ощущением радости и умиротворения. Это место идеально подходит для посещения семьями, с детьми, а также свадебных фотосессий.

Дендрологический парк «Южные культуры» передан в ведение Министерство природных ресурсов и экологии России. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.

Ранее содержание парка находилось в зоне ответственности ФГУП «Южзеленхоз» (входил в структуру предприятий Минрегиона). В связи с его банкротством и, соответственно, планируемой ликвидацией, дендропарк как особо охраняемую природную территорию федерального значения решено в ведение Минприроды России — функции по управлению, содержанию территории и имущества будут переданы подведомственному министерству федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк» .

Реконструкцию и благоустройство парка «Южные культуры» планируется осуществить в рамках реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Расходы на текущее содержание и функционирование дендропарка будут осуществляться из средств федерального бюджета, выделяемых «Сочинскому национальному парку» , а также других предусмотренных законом источников, рассказали ИТАР-ТАСС КУБАНЬ в пресс-службе Минприроды России.

Парк в своем имении «Случайное» , расположенном в 3 км от Адлера, в долине р. Мзымты, заложил генерал Д.В. Драчевский в 1910-1911 гг. Проектировал его А.Э. Регель - один из самых талантливых садово-парковых архитекторов России. При проектировании парка он использовал в основном ландшафтный стиль с включением регулярных элементов в виде обширного партера в южной части парка. Наличие этих включений характерно для направления садово-паркового искусства конца XIX - начала XX в., когда декоративные сады и парки организовывались в смешанном стиле. Оригинальным в архититектуре парка является то, что А.Э. Регель применил регулярную разбивку не вблизи дома-дачи, а вдали от нее, в глубине парка, что составило его архитектурный центр. Такое решение подчеркивало стремление автора создать парк как самостоятельное архитектурное целое.

К числу главных элементов планировки и архитектурной композиции парка относится дорожная сеть. В верхней части проложена почти прямая дорога, ведущая от главного въезда в парк, другая - из дворовой территории. Обе сливаются в одну основную дорогу, ведущую к спуску по лестнице в нижнюю часть. В нижней части лестница приводит к основной, прямой магистрали, идущей к морю и приводящей к главному пруду и партеру.

Помимо основных дорог в парке проложены свободные парковые дорожки, дробящие его на крупные и мелкие куртины. На куртинах размещены насаждения - небольшими массивами, группами и одиночными экземплярами. Посажены группы хвойных (пихты, кедры, сосны, кипарисы, криптомерии и др.) и лиственных (магнолии, рододендроны, камфорные и благородные лавры, платаны и др.) пород деревьев и кустарников. Открытые полянки засаживались одиночными ценными деревьями и кустарниками (пихты голубые, мексиканские, кедр атласский, кипарисовики Лавсона, кипарис солнечный, камелии и др.). Группы бамбуков, пальмы, пампасская трава создавали эффектные, экзотические уголки. Несмотря на богатство различных видов и форм декоративных растений, в парке нет беспокойной пестроты, что достигнуто умелой группировкой пород, правильным их размещением и наличием открытых пространств - полян, лужаек. В парке спланировано несколько красивых аллей: из гималайского кедра и пихты, тюльпанного дерева. Прекрасную организацию насаждений парка дополняют и оживляют декоративные водоемы. У основания склона, к востоку от основной аллеи, находится искусственно созданный живописный пруд с островками и мостиками. Второй пруд, расположенный вправо от главной аллеи, образован искусственным расширением русла протекающего через парк ручья. Второй пруд входит в систему большого партера - архитектурного центра всего парка. На участках партера, прилегающего к пристани второго пруда, разбиты газоны, на которых из ковровых растений созданы рисунки в стиле барокко.

По литературным данным, проект парка Драчевского А.Э. Регель создал заочно. Воплотил его в жизнь садовод Р.Ф. Скриваник . Он был жителем Сочи, землевладельцем, работал в начале XX в. помощником заведующего Сочинской садово-сельско-хозяйственной опытной станцией Р.И. Гарбе . В 1906-1907 гг. Р.Ф. Скриваник переехал в , в имение «Случайное» . В 1910-1911 гг. он приступил к разбивке парка, создав за короткое время один из красивейших пейзажных парков на Черноморском побережье Кавказа.

С 1920 г. парк входил в состав совхоза «Случайное» , в 1929 г. совхоз был переименован в «Южные культуры» . Такое же название получил и парк.

Интересные декоративные растения с 1936 по 1939 г. были завезены из стран Востока профессором Д.Д. Арцыбашевым и высажены в парке. В результате здесь сосредоточилась самая крупная и уникальная в нашей стране коллекция декоративных экзотов: японских вишен, японских пальчатых кленов, японских камелий, гибридных рододендронов, калин и других декоративных пород.

Ныне парк «Южные культуры» находится в бедственном положении: нарушена целостность композиции парка, близкое нахождение грунтовых вод ослабило рост экзотов, вызвало преждевременное старение, раннюю гибель деревьев. Сильно пострадал парк и в результате двух стихийных бедствий - смерчей в 1983 и 2001 гг.







После банкротства ФГУП «Южзеленхоз» парк оказался на грани исчезновения: к отсутствию денег на его содержание добавилось попадание его (по неясным причинам) в зону строительства очистных сооружений для приморского кластера. Тревогу подняли журналисты «Макс-медиа-групп» . В результате было решено подыскать для очистных сооружений другое место, а столетний парк ожидает реконструкция.

Символично, что именно на улице Цветочная в Сочи Адлерского района расположена жемчужина юга России - дендрологический парк «Южные культуры».

Начало истории

Расположение парка Южных культур было предопределено генералом Д. В. Драчевским. В далеком 1910 году, на территории своего имения на участке площадью 11 га, Даниил Драчевский решил разбить цветущий оазис. Создавать растительный шедевр он поручил ландшафтному архитектору А. Э. Регелю, автору известной книги по садоводству и созданию художественных садов. Воплощал же все на месте сочинский садовник, чех по национальности, Роман Карлович Скривамек. Ведущая композиционная роль принадлежит прудам и декоративным водоемам.

  • Первыми «жителями» дендрологического парка Южные культуры стали растения, привезенные из питомников садово-сельскохозяйственной станции Гарбе в Сочи и принца Ольденбургского в Гаграх. К 1917 году коллекция Драчевского состояла из 370 видов редчайших для юга России пород деревьев.
  • После революции имение генерала стало совхозом «Южные культуры». Поскольку основное внимание в послереволюционный период уделялось овощным культурам, многие уникальные экзотические деревья и растения были в плачевном состоянии.
  • Новый этап развития парк Южные культуры получил в 1938 году, когда началась генеральная реконструкция. Новая часть парка размещалась уже на 4,6 га и включала в основном лиственные породы, была высажена коллекция восточно-азиатских растений.
  • В годы перестройки и распада СССР дендрологический парк потерял из 246 гектаров 100 гектаров земли. Большое количество уникальных пород погибло и при смерче в 2001 году. Это были самые тяжелые годы. Пруды поросли травой, из 60 специалистов осталось в штате всего два дендролога. Благодаря судебным искам 90 га разворованных территорий удалось вернуть. С 2003 по 2012 годы парк Южных культур пережил несколько банкротств. И только к 2012 году началось очередное возрождение.

Особенности парка Южные культуры в Адлере

Благодаря уникальной коллекции парк Южных культур посещаем в любое время года. В любой период можно наблюдать за цветением растений, а их сегодня насчитывается 1,4 тысяч видов.

С 15-метрового холма, насыпанного по проекту Регеля, хорошо обозревается вся панорама парка с его прудами, лужайками, откосами. Жители и гости Адлера могут любоваться великолепным розарием, лебедями, плавающими в искусственных водоемах.

Основателем парка стал генерал, градоначальник Санкт-Петербурга, Даниил Васильевич Драчевский . По одной из версий, земли на Черноморском побережье между Сочи и Сухуми достались ему в качестве оплаты карточного долга, возможно, потому новый владелец дал своему имению необычное название - имение «Случайное». Примерно треть территории Драчевский распорядился отвести под парк – в те времена это было модно. Территория будущих «Южных культур» на тот момент составляла 10,5 десятин (почти 11,5 га) . По замыслу Драчевского этот парк должен был стать лучшим в России, жемчужиной Черноморского побережья, настолько прекрасным, чтобы ни у кого даже не промелькнула мысль сравнивать парк имения «Случайное» с подобными на побережье Крыма.

Для работы над проектом хозяин имения пригласил ландшафтного архитектора Арнольда Регеля, чьи разработки воплощал в реальность чешский садовник Роман Скриванник. Буквально за два года - 1910-1912 г.г. - был создан необыкновенной красоты садово-парковый ансамбль в пейзажно-ландшафтном стиле. Оригинальность сквозила во всем - начиная с того, что архитектурный центр был запланирован без привязки к дому-даче. Регулярную разбивку маэстро применил в глубине парка, тем самым подчеркнув: его детище не дополнение к вилле, а индивидуальное и самостоятельное явление. Для оформления первых клумб и аллей использовались посадочные материалы из частных коллекций Рейнгольда Гарбе и Романа Скриванника, а также из питомников при усадьбах Сухуми и Батуми. Основатель парка с особым трепетом относился к своей зеленой коллекции и постоянно стремился пополнить ее интересными экземплярами.

Результат поразил многих, даже самых опытных мастеров ландшафтного искусства того времени - парк получился необыкновенным. Регелю удалось здесь, в реальности, как на холсте, применить основные приёмы живописи: перспективу, игру света, сочетание цвета и фактуры. Благодаря этому пейзажи не просто заиграли яркими красками, а ожили и задышали. Многоярусные аллеи, шикарные клумбы, просторные партеры, целые живые изгороди и отдельно стоящие аккуратно стриженые деревья и кустарники. Но самое главное - это бескрайняя водная гладь искусственных прудов, идеально вписанных в разработанный ландшафт. Все это позволило ярко выделиться на фоне других парков. Подобного тогда в России не видел никто. А между тем парк имения «Случайное» разрастался и хорошел. За несколько лет Даниилу Драчевскому удалось собрать десятки уникальных деревьев – коллекция насчитывала более 370 видов.

Казалось бы, развиваться «Случайному» и дальше, но тут вмешалась политика. После революции 1917 года основателя парка, Даниила Драчевского, расстреляли, а сам парк через несколько лет национализировали и включили в состав совхоза. Главным назначением земель с того момента стало выращивание овощных культур. Садоводству и декоративному оформлению внимания не уделялось, поэтому часть растительного фонда была утрачена – многие растения в парке погибли. На замену им высаживали то, что было. В результате несоблюдение архитектурно-ландшафтных правил привело к нарушению единого стиля.

Середина 30-х годов прошлого столетия для парка стала знаковой, в этот период меняется название: из «Случайного» парк превращается в «Южные культуры». И это стало лишь началом этапа перемен к лучшему. Далее последовали инвентаризация растений и разработка плана генеральной реконструкции. В том числе проектом предусматривалось увеличение площади до 20 га.

Примерно в это время началась глобальная реконструкция всего Сочи. Городу понадобилось много молодых саженцев - курорт должен утопать в зелени! Принимается решение создать питомник. В качестве базы для него выбран парк «Южные культуры». Главной задачей питомника было снабжение семенами и черенками совхоза, который в свою очередь, должен воспроизводить в нужном количестве посадочный материал - молодые саженцы шли нарасхват! Парк в этот период изменился: его территория значительно увеличилась, появились десятки новых видов и форм растений. Зеленая коллекция пополнилась редчайшими экземплярами - профессор Арцыбашев в течение трех лет - 1936-1939 г.г. - завез огромное количество растений из Азии. Именно тогда в «Южных культурах» появились японские камелии, вишни, пальчатые клены, а также магнолии, рододендроны и многие другие экзоты из различных уголков мира.

Следующее десятилетие опять стало для парка временами забвения - советский народ выживал, как мог, стиснув зубы сражался на полях Великой Отечественной. Сочинцы же помогали восстанавливаться раненым солдатам - курорт превратился в город-госпиталь, ухаживать за парком было некогда, да и некому - на счету каждая минута и каждая пара рук.Только в конце 40-х вновь провели инвентаризацию растений, которая и стала точкой отсчета в новой истории парка.

А началась эта история уже в 1952 году. И вновь с увеличения территории - на этот раз «Южным культурам» добавили 2 гектара земли. У земель этих было определенное назначение - для закладки эвкалиптовой рощи. Через несколько лет здесь зашумели серебристой листвой австралийские красавцы. Пополнилась и основная коллекция экзотических растений: в пруду разрослись диковинные кувшинки Виктория-регия, огромные листья которых запросто могут выдержать вес взрослого человека. Вдоль дорожек прижилась и освоилась австралийская вечнозеленая араукария. Советский народ, не избалованный диковинками, стройными рядами потянулся в «Южные культуры» - слава об удивительном уголке на Черноморском побережье быстро разлетелась по всему союзу. В 60-70 годы, наверное, каждый советский гражданин мечтал когда-нибудь достать путевку в Сочи, чтобы погулять в зарослях бамбука и своими глазами увидеть самую высокую в мире траву - банановые пальмы. Такое внимание, конечно же, обязывало - парк постоянно развивался, в нем появлялись все новые и новые растения. К концу семидесятых - началу восьмидесятых «Южные культуры» стал одним из богатейших парков на Черноморском побережье. И крупнейшим производителем семян и саженцев редких экзотических растений - их рассылали отсюда по всему Советскому Союзу!

9 июля 1983 года. Очередная точка отсчета в жизни «Южных культур». В этот раз был дан старт периоду упадка. На райский уголок обрушился страшный смерч. После его «прогулки» работники парка не досчитались почти полутора тысяч взрослых растений, возраст многих из них был свыше 40 лет. Ущерб был нанесен колоссальный: разрушены элементы декора, поломаны и вывернуты с корнями редчайшие деревья...

В течение многих лет парк так и не смог восстановиться после этих разрушений, которые к тому же, совпали с историческими потрясениями в стране. Так что постсоветские времена вновь стали сложным периодом в жизни «Южных культур».

А в новом тысячелетии, как дежавю, картина повторилась. В сентябре 2001 снова смерч и снова огромные потери в виде разрушений без того обедневшей коллекции. Спустя несколько лет парк, который когда-то был ухоженным и почти эталонным, начал превращаться в непролазные джунгли. Неравнодушные активисты и преданные сотрудники пытались своими силами наводить здесь порядок, но их усилия были каплей в море и практически сразу сводились на нет - тропическая растительность чувствовала себя прекрасно и, не испытывая никаких ограничений, стала уверенно захватывать каждый квадратный метр территории. Кстати, именно благодаря одному из таких периодов забвения сегодня в «Южных культурах» можно наблюдать интересное явление. В результате самосева в эвкалиптовой роще появились целые «семьи» - молодые деревца тянутся к солнцу рядом с взрослыми.

В 2008 году началась реконструкция парка. Никакой самодеятельности - все исключительно в соответствии с проектом первого ландшафтного архитектора Регеля. Работы продолжались больше года. Тогда были восстановлены теплицы для выращивания собственного посадочного материала, расчищены и приведены в порядок дорожки, установлены лавочки. Но главное - высажены сотни новых растений, в число которых вошли и высокие деревья (сосны, кипарисы, магнолии), и кустарники (каллистемоны, олеандры и т. д.) Обновили и розарий - 560 корней «цветочной королевы» было высажено на клумбах «Южных культур».

Ожидаемых результатов меры не принесли. Без должного ухода парк снова начал зарастать и «деформироваться». Сыграла свою роль и олимпийская стройка - в результате повреждения дренажной системы один из прудов в жаркие дни мелел, другой заиливался, из-за переувлажнения почвы многие экзотические растения погибли, сказалась на их росте и цементная пыль, которой в тот период было немало. Прекрасно чувствовали себя только сорные растения, которые постепенно вытесняли экзотов. Не обошлось в то время и без воровства - многие уникальные экземпляры просто выкопали несознательные граждане. За каких-то несколько лет третья часть живой коллекции была утрачена. А часть парка (с платановой аллеей и эвкалиптовой рощей) передали госкорпорации «Олимпстрой».


2012 год перевернул очередную страницу истории «Южных культур». Парк стал структурным подразделением Сочинского национального парка. С этого момента началась новая жизнь уникального уголка, а фактически – очередное возрождение. Сочинский национальный парк начал восстановительные работы: клумбы расчистили от сорняков, ограждение обновили, начали планомерную высадку растений и обеспечили необходимый уход имеющимся редким экземплярам. Но главное, чего удалось добиться в те годы - это возвращение «Южным культурам» платановой аллеи и эвкалиптовой рощи.

Глобальная реконструкция началась уже после Олимпиады. В 2016 году садово-парковый ансамбль заиграл новыми красками. «Южные культуры» обрел былое величие.

Теперь здесь снова многолюдно: парк радует гостей ухоженными аллеями, тенистыми уголками, невероятным богатством и разнообразием раст ительного мира.

Парки, как и люди, имеют судьбу. Некоторые - счастливую, некоторые - не очень, с периодами расцвета и упадка. Исторические события, люди, природные явления оставляют свои следы на «теле» парка, как жизнь человека оставляет морщины на его лице. Искалеченным, но величественным предстаёт перед нами сегодня дендропарк «Южные культуры», сохранивший осколки былой роскоши. Он создавался в тёплом и плодородном месте, с привлечением лучших специалистов, не ограниченных средствами и по праву имеет славу «жемчужины Черноморского побережья Кавказа».

После продолжительных войн на Кавказе, Российская империя получила земли Черноморского побережья и начала их освоение.

Результаты и обсуждение

П. А. Ольденбургский

В 1899 году в Санкт-Петербурге при Государственном Совете была создана комиссия под председательством принца Александра Петровича Ольденбургского, для создания на побережье между Сочи и Сухуми курорта, который мог бы успешно конкурировать с роскошными и дорогими местами отдыха Крыма и Европы.

В организации Гагринского курорта постоянную помощь отцу оказывал его сын, Петр Александрович. Пётр с детства увлекался выращиванием растений. На опытном поле, в имении Рамонь Воронежской области он занимался селекцией сахарной свеклы и полеводческими опытами. Управлял имением известный агроном Иван Николаевич Клинген. В 1891 году в Рамони даже прошел съезд агрономов по вопросу борьбы с засухой, с участием крупного ученого И. А. Стебута и будущего академика Д. Н. Прянишникова.

Свои опыты с растениями Петр Александрович продолжил на Черноморском побережье, выращивая несвойственные российской земле субтропические экзоты.

В 1902 г. в Гаграх началась закладка Приморского парка. Его создавали мастера ландшафтного паркостроения - архитектор Э. Шервинский и агроном-декоратор К. Бренер, будущий директор сочинского «Дендрария». Были проведены мелиоративные работы и высажены растения. Большинство декоративных деревьев не прижились. Но, заложенный питомник, полученные опыт и знания, были использованы при создании новых парков побережья.

В 1903 году Гагринский курорт был торжественно открыт. Число отдыхающих росло с каждым годом. Отдых в Абхазии был привлекательным для многочисленных картежников. Среди игроков был и Пётр Александрович Ольденбургский. И вот однажды, как писал М. И. Адо (1934), карточный долг перед Д. В. Драчевским был оплачен землями междуречья Мзымты и Псоу.

Рис.1. Принц Петр Александович Ольденбурский с женой Великой княжной Ольгой (http://istram.ucoz.ru).

Д.В. Драчевский

В 1898 году комиссия из высших государственных чиновников Российской империи посетила Красную Поляну. Изучив все окрестные земли, член Госсовета Российский империи Николай Саввич Абаза решил переименовать посёлок в город Романовск, земли разбить на городские участки, устроить сады, дачи, санатории, разработать минеральные источники, горы взять под Императорскую охоту и выстроить для Государя «Охотничий домик» на случай приезда.

В 1899 году завершилась прокладка дороги в Красную Поляну со стороны Сочи, и началось активное строительство.

В 1901 году под началом члена Петербургского общества архитекторов Антония Носалевича начато строительство царского домика на склоне горы Ачишхо. Прорабом стал Алексей Буткин из Петербурга. Контроль над стройкой взял на себя генерал Его Императорского Величества Николая II Даниил Васильевич Драчевский, который с 1898—1903 являлся штаб-офицером для поручений при штабе Финляндского военного округа и заведующим передвижением войск по железным дорогам и водным путям Финляндского района. В 1903 году строительство «Охотничьего домика» для Императора было завершено.

Рис.2. Градоначальник Санкт-Петербурга Д.В. Драчевский с дочерью и женой (http://fotki.yandex.ru/next/users/sloniklesha/album/93950/view/758688).

Пока шло строительство, Даниил Васильевич построил собственный дом, перед самым въездом в поселок у Васильевского ручья. А через дорогу появился цементный завод, на котором работала половина местного населения.

За Драчевским в Красную Поляну потянулись крупные чиновники, отставные военные и представители интеллигенции. К 1906 году за два года дачного бума отстроилось 56 новых домиков. Продвинулась и картера Даниила Васильевича. 21.12.1905 Драчевский назначен градоначальником Ростова-на-Дону, а 9.01.1907 генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

Подавление революции 1905-1907 гг. и стабилизация положения в стране предоставили Драчевскому возможность навести порядок в деятельности подведомственных ему учреждений. По приказу Даниила Васильевича было закрыто большое количество клубов, в которых процветала картежная игра. Но, как заметил С. Р. Минцлов «… сердце не камень и против предложенных 100 000 не устояло. Один Купеческий клуб за право сохранения азартных игр заплатил 20 000».

Борясь с картёжниками, Драчевский сам стали игроком. Выигранные в карты у П. А. Ольденбургского земли у Чёрного моря площадью в 34 десятины 2125 сажень (около 38 гектаров), он назвал имением «Случайное». Из них 10,5 десятин были отведены под парк, который должен был стать лучшим на всём побережье, поражая прекрасной планировкой и диковинными роскошными растениями. Проект был заказан известному в Санкт-Петербурге ландшафтному архитектору Арнольду Эдуардовичу Регелю. Часть растений было привезено из питомника Ольденбургского в Гаграх. В садовники был приглашён заведующий питомником Сочинской сельскохозяйственной опытной станции Р. К. Скриваник.

Денег на закладку парка требовалось много. Как пишут историки, Д. В. Драчевский жил на широкую ногу и явно «не по средствам».

В 1914 г. он вместе с редактором газеты «Ведомости Петроградского градоначальства» Кривошлыковым генерал-губернатор Санкт-Петербурга был обвинён в хищении 150 тыс. руб., выделенных на издание этой газеты. Драчевского уволили в отставку с исключением из свиты Его Императорского Величества и заведением уголовного дела. Следствие не было окончено вплоть до Февральской революции.

Погиб Драчевский в 1918 году под Адлером во время красного террора.

Дачу генерал-губернатора в Красной поляне сожгли в 1920 году во время Гражданской войны. А в 1947 году на руинах имения вырыли котлован под искусственное озеро - резервуар для ГЭС на Мзымте. Потом частично корпус восстановили по приказу И. В. Сталина после Второй мировой воны. Сейчас дача Драчевского находится в руинах, рядом с «Охотничьим домиком» царя на территории пансионата Минобороны.

А. Э. Регель

Парк в имении «Случайное» был создан по проекту известного в Санкт-Петербурге ландшафтного архитектора Арнольда Эдуардовича Регеля (1856-1917 г.), автора уникальной книги «Изящное садоводство и художественные сады», изданной в 1896 году.

А. Э. Регель - сын Эдуарда Людвиговича Регеля, директора Петербургского ботанического сада. Он был не только инженером, но и дендрологом. Хороший опыт работы с южными садами А. Э. Регель получил в 1886-1894 годах, при реконструкции (фактически создания снова) разрушенного парка грузинского поэта Александра Чавчавадзе в Цинандале (Грузия). Спроектированный англичанами в смешанном стиле парк был насыщен экзотическими растениями. Грузинский парк, который сравнивается с известными английскими парками Кью и Ричмонд, по замыслу и декоративности очень близок к парку «Южные культуры».

Считается, что Регель не был знаком с адлерским участком в натуре. Генрих Эдуардович Бренейсен - заведующий парком в 40-50х годах рассказывал, что Регелю понадобились только исходные данные по рельефу местности, по её почвенному составу, гидрологической характеристике, по проявлению климатических особенностей и по финансовым возможностям в приобретении посадочного материала. В настоящее время эту информация невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, так как проектные материалы не сохранились. При этом следует обратить на мнение самого А. Э. Регеля (1896) по вопросу заочного проектирования, изложенного им в книге:

«Устроить эффектный сад - вовсе не то, что взять кисть да скомпоновать с этюдов роскошную картину. Если же сослаться … на специальную карту, на которой обозначены всякие неровности почвы, то и это делу не поможет: даже при самом пылком воображении нельзя заочно определить, как всего лучше воспользоваться скалами и буграми, лощинами и холмами, речкой и прудом, озером и морским берегом; на расстоянии нельзя предусмотреть эффектов, ожидаемых от дубрав, ельника, осинника или березняка, нельзя рассчитать способов получения легкости тона или эффектности блика от применения мелкой поросли, крупных газонов, водного зеркала или отдельных исполинских деревьев; еще меньше сообразиться с тем, как выделить красивые партии, когда их не видишь;… как узнать, не побывав на месте, где и каким образом расположить куртины, лужайки, аллеи, тропинки и т.д., чтобы вести зрителя, разнообразя пейзаж чуть не на каждом повороте. Все это, без личного пребывания на месте - совершенно не мыслимо …».

Рис.3. Арнольд Эдуардович Регель (http://mj.rusk.ru/images/2005/114.jpg).

Считается, что Регель не принимал участие и в закладке парка. Вот что пишет по данному вопросу сам Арнольд Эдуардович Регель (1896):

«Начну с простой истины, … любой проект или план может всего лучше исполнить тот, кто его создал. Следовательно, раз владелец пригласил зодчего и одобрил его предначертания, то надо дать ему довести дело до конца. …он должен набросать план …, отмежевать участки, наметить дороги, указать вырубы, распределить растительность….а затем зодчий может предоставить дальнейшее заведование делом подручному, выбранному им лично и работающему под его непосредственным наблюдением. Далее он от времени до времени обязан появляться на месте…: при самом производстве работ может потребоваться корректура. ….Самый план ….развивается в окончательной форме лишь постепенно, во время работы, и редко исполняется на бумаге, чаще всего осуществляется прямо на деле...»

А. Э. Регель разработал проект, великолепно вписав парк в ландшафт, сочетая декоративные посадки с перспективой моря и гор. Как писали Богуслав А. С. и Бреннейсен Г. Э. (1951) было умело использовано разнообразие древесных пород и их расположение, соразмерность и сочетание форм крон, окраски листьев и хвои, теней и полутеней - все то, что придаёт живописность парковой композиции.

«Южные культуры» один из немногих парков Сочи, созданных по профессиональному проекту и единственный именитого архитектора. Отличительной особенностью парка является преобладание равнинного рельефа, наличие крупных партерных зон со стрижеными формами, широких длинных аллей из крупных деревьев, обилием хвойных деревьев и практически отсутствие малых архитектурных форм. Несомненным преимуществом «Южных культур» является два искусственных пруда - самых крупных из числа водных сооружений всех сочинских парков.

Арднольду Регелю удалось вписать в буйную природу Кавказа изящество европейских имений и роскошь дворцовых парков под Петербургом.

Р. К. Скриваник

Воплощением проекта Регеля в Адлере занимался опытный садовод Роман Карлович Скриваник, как указывали Богуслав А. С. и Бреннейсен Г.Э. (1951).

Ещё в 1895 году в двух верстах от Мзымты был сделан отвод в 3 десятины под декоративный питомник Сочинской опытной сельскохозяйственной станции. Заведующим Сочинской садово-сельскохозяйственной опытной станцией был Рейнгольд Иоганнович Гарбе, а его помощником Роман Карлович Скриваник.

В 1902 году при питомнике была заложена аллея, ведущая к морю. В 1906-1907 гг. Р. К. Скриваник переехал в Адлер, а в 1910-1911 гг. он приступил к разбивке парка Драчевского и посадке растений. Аллея из лириодендронов и некоторые растения питомника из декоративного питомника вошли в состав парка имения «Случайное», этим объясняется их больший возраст от времени закладки парка.

За короткий промежуток времени был создан один из красивейших пейзажных парков на Черноморском побережье.

Роман Карлович Скриваник посвятил парку всю оставшуюся жизнь. В западной части «Южных культур» находится захоронение садовника.

В 1918 году Даниила Васильевича Драчевского расстреляли, парк национализировали. Имение было превращено в хозяйство «Случайное», позднее его земли вошли в совхоз «Черноморец». Совхоз выращивал овощи, а парк жил своей жизнью. Вместо погибших растений высаживались другие, которые были в наличии, что привело к потере художественного замысла.

Д. Д. Арцыбашев

С 1936 по 1939 г. парк «Южные культуры» заметно меняется благодаря профессору Дмитрию Дмитриевичу Арцыбашеву.

Незаурядный организатор и учёный Д.Д. Арцыбашев поначалу неплохо вписался в новую послереволюционную научную жизнь, хотя дворянское происхождение давало о себе знать (потомственный дворянин, Надворный советник, Кавалер орденов Святого Станислава и Святой Анны).

В 1917-1922 годах заведовал Бюро иностранных отношений, был заместителем председателя Сельскохозяйственного учёного комитета (СХУК) Департамента Земледелия. Впоследствии СХУК будет переименован в ВИПБиНК, а затем ВИР ВАСХНИЛ. Отличное знание иностранных языков и заметное служебное положение позволило объездить весь цивилизованный мир, промышленно развитые страны Америки и Европы. Во время этих командировок Арцыбашев знакомился с достижениями во всех отраслях декоративного цветоводства и паркового хозяйства, устанавливал контакты с ведущими учеными. Эти связи позволили ему наладить регулярное получение семенного и посадочного материала, черенков и саженцев, доставляемых в кратчайшие сроки к нему в имение, где они нашли свою вторую родину.

Первые опыты по акклиматизации растений Д. Д. Арцыбашев начал ещё в 1897 году в своём имении на северо-западе Липецкой области. В 1924 году арцыбашевское имение национализировали. На базе дендропарка, в котором насчитывалось до 1200 видов, разновидностей, и сортов акклиматизированных в условиях северной лесостепи экзотов, была создана Лесостепная опытно-селекционная станция (ЛОСС). Возглавил созданную станцию Н.К. Вехов - ученик Арцыбашева, талантливый учёный, лесовод, селекционер. ЛОСС вошла во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур (ВИПБиНК), в котором Арцыбашев трудился научным сотрудником с 1925-1928 годы.

С 1935 года — заместитель директора Всесоюзного института растениеводства (ВИР) ВАСХНИЛ Н. И. Вавилова по научной части. Сначала Н.И. Вавилов ему помогал, но впоследствии их отношения серьёзно осложнились.

Рис.6. Дмитрий Дмитриевич Арцыбашев (http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801015).

Можно предположить, что Арцыбашев инициировал проведение инвентаризации коллекции «Южных культур». Вот отчёт из газеты «Сочинская правда» №104 от 8 мая 1936 года: « В совхозе идет большая работа по закладке новых цветочных декоративных плантаций и питомников. Большое достижение хозяйства - это интродукционный питомник, который, проверяя и контролируя все высеваемые семена и посадочный материал, обеспечивает чистосортность растений и избавляет от возможности занесения болезней и вредителей извне».

В 1938-39 годах разработан проект реконструкции парка с увеличением площади в 1,7 раз (автор проекта неизвестен, можно предположить, что в нём участвовал Л. И. Рубцов).

После ссоры с Н. И. Вавиловым Д. Д. Арцыбашев работал в Академии коммунального хозяйства. В 1939 году «Южные культуры» передали республиканскому тресту «Госзеленхоз» Наркомата коммунального хозяйства РСФСР.

Закладка новых 4,6 га с северо-западной стороны произведена в 1939-1941 годах, как указывал Ф.С. Пилипенко (1948). В новой части парка высадили коллекцию восточно-азиатских растений (азалии, сакуры, клёны). Ценные растения были получены в качестве платы за уступленную Россией китайским властям маньчжурскую часть Китайской Восточной железной дороги, находившейся в совладении этих двух государств.

В 1939 г. Академией народного хозяйства была выпущена брошюра "Садовые формы деревьев и кустарников", автором которой был Д. Д. Арцыбашев. Но венцом его творческой мысли в области промышленного озеленения, акклиматизации заморских экзотов в условиях различных природно-климатических зон России стала книга "Декоративное садоводство. Новейшие достижения" (1941г.)

В 1941 году «Южные культуры» передали Главному управлению овощных и овоще-семеноводческих совхозов Наркомата совхозов РСФСР.

В 1942 году по ложному обвинению Арцыбашев был арестован. Судьба распорядилась так, что он оказался в той же Саратовской тюрьме, где уже находился Н.И. Вавилов. Вскоре они оба умерли в тюремной больнице...

Ф. С. Пилипенко

За время войны парк пришёл в упадок.

Совхоз с парком вернули «Госзеленхозу» в 1946 году

Как указывал Ф. С. Пилипенко (1948), очередная инвентаризация насаждений старой и новой частей парка и интродукционного участка проведена им в 1947 году. Пилипенко Федор Семенович (1913-1978?) являясь кандидатом биологических наук работал старшим научным сотрудником Ботанического института АН СССР.

Учитывая большую ценность парка, было принято Постановление Совета Министров РСФСР о мерах хозяйственного укрепления совхоза «Южные культуры» и на восстановление парка стали ежегодно выделяться средства. Были очищены пруды, восстановлена дорожно-тропиночная сеть, произведена расчистка зарослей и формовка бордюров, на местах выпавших растений высажены новые.

Под руководством ученого-дендролога Ф.С. Пилипенко при дендропарке был организован Сочинский опорный пункт Ботанического института АН СССР, который, просуществовав недолго, значительно обогатил дендроколлекцию парка.

В 1952 году к дендропарку добавили два гектара для закладки эвкалиптовой рощи, в которой были высажены несколько десятков видов австралийских эвкалиптов. Был заложен розарий, сооружены мексиканская горка и водоем для кувшинок, как указывали Бреннейсен Г. Э. и Н. И. Щербаков (1963).

К 80-м годам парк «Южные культуры» входил в число богатейших парков Черноморского побережья по разнообразию и уникальности представленных и испытываемых древесных растений.

На рубеже веков

Два разрушительных смерча обрушившихся на парк, совпали с периодом глобальных перемен в государстве.

Первый смерч 9 июля 1983 уничтожил 1385 деревьев и кустарников в возрасте более 40 лет. Повторный смерч 26 сентября 2001 года привёл к гибели ещё 658 растений.

В рамках процедуры банкротства совхоз, переименованный в ФГУП «Южзеленхоз», в 2006 году продали с торгов.

На балансе ФГУПа остался только парк, признанный особо охраняемым природным объектом Постановлением Правительства РФ N 591-р от 12 апреля 1996 года.

В Имеретинской низменности началась олимпийская стройка. Территория парка в 2011 году была разделена на несколько кадастровых участков. Платановая аллея и эвкалиптовая роща парка были переданы в пользование ГК «Олимпстрой».

Нарушение дренажной канавы, проходящей по границе парка, вдоль аллеи, ведущей к морю, привело к переувлажнению отдельных участков. Близкое нахождение грунтовых вод ослабило рост экзотов, вызвало преждевременное старение, раннюю гибель деревьев. При проведении строительных работ на прилегающих территориях был повреждены русла подземных источников, питающих один из прудов, что сказывалось уровне воды в летний период. Заиливание и сброс неочищенных сточных вод в ручей, питающий второй пруд, послужило причиной отвода ручья по временному руслу.

Парк находится во взлётно-посадочной зоне самолётов, выхлопные газы которых, оказывают негативное воздействие на состояние растений. Загрязняет воздух цементной пылью и отходами от солярки прилегающий растворо-бетонный узел.

Территорию заполонила сорная растительность. Шло разграбление ценных растений. Опустошающие смерчи и отсутствие регулярного ухода (из-за увольнений и невыплат зарплаты) в последнее десятилетие привело к распаду парковой композиции, особенно участков, выполненных в регулярном стиле с наличием симметричных посадок, топиарных форм, большого количества бордюров. За этот период коллекция уменьшилась на треть.

Небезразличные сотрудники, во главе со старшим дендрологом Алексеем Александровичем Плотниковым всеми силами пытались сохранить остатки парка. На защиту «Южных культур» поднялась вся сочинская общественность.


Рис. 7. Бассейн с кувшинками в 2013 году. Лето.


Заключение

В июле 2012 г. «Южные культуры» распоряжением Правительства РФ передан в ведение Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк». Начались работы по восстановлению парка. В 2013 году была проведена научная инвентаризация коллекции при участии профессора, доктора биологических наук, ведущего дендролога Юга России Ю. Н. Карпуна и ведущего научного сотрудника Сочинского национального парка Г. А. Солтани. Последняя инвентаризация показала, что в коллекции «Южных культур» на 20 гектарах произрастают растения, относящиеся к 665 таксонам 209 родов 76 семейств. Почти половина из них представлена единичными экземплярами, а треть коллекции является уникальной. 27 июня 2014 года распоряжением № 375-р ТУ Росимущества в Краснодарском крае парку возвращены Платановая аллея и Эвкалиптовая роща. К этому моменту Сочинский национальный парк уже вложил более 20 миллионов собственных средств на восстановление дендропарка «Южные культуры». Устанавливается новое ограждение, расчищается территория от сорных зарослей, высаживаются новые растения, размножаются редкие виды и сорта. Парку предстоит реконструкция, включающую восстановление дренажной сетей, дорог, расчистку прудов, реставрацию лестницы и памятника архитектуры - водонапорную башню, воссоздание фонтана и причала, а главное – уникальной коллекции субтропических растений и духа регелевского парка.

Литература

Адо М.И. Экзоты Черноморского побережья. М.: Сельхозгиз, 1934. 119 с.

Богуслав А. С., Бреннейсен Г.Э. Путеводитель по парку совхоза "Южные культуры" / Под ред. А.И. Колесникова. . М.: М-во коммун. х-ва РСФСР, 1951. 63 с.

Бреннейсен Г.Э., Щербаков Н.И. Парк совхоза «Южные культуры». Краткий путеводитель.. Краснодар: Краснодарское книжное из-дательство, 1963. 79 с.

Пилипенко Ф.С. Парк совхоза «Южные культуры». . Сочи: Рукопись, 1948. 292 с.

Путеводитель по парку совхоза «Южные культуры» / Под ред. К. И. Покалюк. . М.: Сельхозгиз, 1937. 132 с.

Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. Историко-дидактический очерк. . СПб.: Изда-ние Г. Б. Винклер, 1896. 448 с.