Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Выставка о лекарственных растениях для любознательных оформлена в детской библиотеке-филиале N1 им. А.С.Пушкина. Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека Сценарий лечебные возможности даров

Выставка о лекарственных растениях для любознательных оформлена в детской библиотеке-филиале N1 им. А.С.Пушкина. Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека Сценарий лечебные возможности даров

Участник конкурса:

Тюрина Лариса Викторовна

Музыкальный руководитель,

МАДОУ детский сад № 80

города Тюмени

Путешествие в страну Лекарственных растений

летнее развлечение для старшего дошкольного возраста

Цель:

Вызывать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

Закрепить у детей элементарные знания о растениях, произрастающих в Тюменской области, их полезных свойствах

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Продолжать обучать детей выразительно исполнять основные танцевальные движения с использованием музыки народов мира.

Продолжать формировать основные певческие умения: выразительность, музыкальность, интонационную чистоту.

Поддерживать у детей желание слушать как классическую и русскую народную музыку, так и музыку народов мира, эмоционально откликаться на нее.

Предварительная работа:

  • Индивидуальная и групповая работа по разучиванию музыкального и стихотворного материала;
  • Индивидуальные и групповые беседы о целебных свойствах растений, их многообразии в родном крае;
  • Использование научно-популярной, художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы и травы;
  • Составление рассказов и сказок о необычных приключениях растений;
  • Изготовление атрибутов, венков, элементов костюмов для развлечения.

Действующие лица:

Взрослые: Цветочница, Садовник, Тля.

Дети – цветы, травы, насекомые

Ход мероприятия:

Праздник проводится в летнее время на улице.

♫ Звучит музыка Э. Грига «Утро» (Приложение № 1)

Дети занимают места на площадке, их встречает Цветочница с корзинкой в руках, прикрытой покрывалом.

Цветочница. Здравствуйте, дорогие гости, я рада вас приветствовать в Цветочном городе. Дорогие ребята, в самом разгаре прекрасная пора - лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы... Сколько всего дарит лето! Но летом есть самое очаровательное занятие, такое, какого нет ни зимой, ни осенью, ни весной. Вы догадываетесь, мои юные друзья, какое? (дети высказываются) Придется тогда для вас спеть песенку. Может, моя песенка подскажет вам?

Поет, не допевая последнее слово каждого куплета, заставляя ребят угадать его, допеть.

♫ Песенка Цветочницы, муз. Л. Тюриной, сл. Н. Малой, Приложение № 2

Лето - чудная пора.

Детвора кричит... («Ура!»)

Нам и реки, и леса

Дарит летом... (чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку... (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным... (цветным)?

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным... (ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно... (лес).

А вокруг цветут цветы

Небывалой... (красоты).

Средь колосьев у реки

Засинели... (васильки),

И, приветствуя ребят,

Колокольчики... (звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым... (лугам)!

Вот по зеркалу реки

Заплясали... (поплавки),

А вокруг - нежны, чисты.

Лилий белые... (цветы).

Пчелки весело летят

На медовый... (аромат),

В мир добра и красоты

Превращают мир... (цветы).

Цветочница. Догадались, ребята, чем мы любуемся летом?

Дети. Цветами.

Цветочница. Действительно, цветы – мои самые добрые друзья, а я – их покровительница. (Сни­мает покрывало с корзины, а она полна цветов.) Всю свою жизнь я занималась цветами: собирала их в лугах, выращивала в саду, свя­зывала в красивые букеты и дарила их. И люди, увидев цветы, преображались на гла­зах: у них разглаживались морщинки, светлели глаза, а на лицах появлялись улыбки…

У меня есть любимый цветок, знаете, как он называется? (достает из корзины Цветик - семицветик).

Дети отвечают

Цветочница. Правильно, Цветик – семицветик мне дорог еще потому, что умеет исполнять разные добрые желания. Хотите попробовать?

Дети отвечают.

Цветочница. Что ж, тогда помогайте мне говорить волшебные слова

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтобы сейчас для нас

Цветы исполнили нежнейший вальс!

♫ Под музыку А. Гречанинова «Вальс» дети исполняют танцевальную композицию. (Приложение № 3)

Детям – Цветам аплодируют. В центре остаются Репей, Одуванчик, Лопушки, Васильки, Ромашка.

Цветочница. Какой чудесный вальс получился!

Мои цветы не только прекрасные танцоры, но и замечательные поэты. Однако, свои таланты они не раскроют без помощи Цветика - семицветика. Хотите узнать, какие цветы кружили в вальсе? (отрывает лепесток, приговаривает) :

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтобы растения мои

Рассказали о себе стихи.

Репей.

С. Пшеничных

Сказал репей:

Я верный друг

Об этом знают все вокруг!

И помнят, между прочим,

Что я навязчив очень!

Одуванчик

И. Винокуров

Стоит он у стёжки

На тоненькой ножке,

Гордится обновой –

Шапкой пуховой.

Померить ту шапку

Жуку захотелось,

Едва прикоснулся,

Она разлетелась.

Лопушки

Юля Лебедушкина

1. Посмотрите, около дорожки,

Где вчера смеялись ручейки,

Тёплые зелёные ладошки

Протянули к солнцу лопушки.

2. Сколько в нем тепла, в листочке этом!

Ты со всеми, так же, как со мной,

Васильки

Р. Кудашева

1. Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи.

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

Меж колосьев их ручонки

Выбирают василек -

Любы им мои глазенки,

Люб мой гибкий стебелек.

2. На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит,

Полевая мышь-вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась по воле

Навещает мотылек...

Я - краса ржаного поля,

Ярко-синий василек.

Ромашка.

Серединка желтая, белая опушка.

На зеленой ножке. Я – твоя подружка.

Всем вам хочу понравиться,

Здоровья деткам пожелать,

Всех в кругу расцеловать!

Цветочница. (обращается к цветам) Спасибо, милые цветы, вы нас очень порадовали. (детям) Ребята, я вижу, вы очень внимательны, наверно, во время прогулок с воспитателями очень внимательно наблюдаете за растениями, умеете определить их? Назовите, пожалуйста, цветущие растения в вашем детском саду.

Дети. Астры, бархатцы, алиссиум, сирень, флоксы, ландыши, анютины глазки, лилии, ирисы, «веселые ребята» и т.д.

Цветочница. Ребята, я предлагаю всем поиграть с моими цветочками. Согласны?

Ответ детей.

♫ Дети исполняют венгерскую народную песню «Веночек», обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой (Приложение № 4)

Цветочница. Очень красивый получился венок. А вы знаете, что цветы и травы не только красивы, но и полезны? Чем они полезны?

Высказывания детей.

Цветочница. Хотите встретиться с настоящим знатоком растений? Тогда нам нужно воспользоваться волшебным лепестком Цветика-семицветика. (звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб скорее мы

Садовника бы встретили!

Звучит фоновая музыка, появляется Садовник. В руках у него садовый инвентарь.

Садовник. Здравствуйте, дети, добро пожаловать в страну Лекарственных растений! Я рад, что вы заглянули к нам!

Цветочница. Здравствуй, Садовник, а чем это ты занимаешься?

Садовник. Готовлю запасы лекарственных растений на зиму, самая пора. Да вот беда – подзабыл я, как некоторые растения называются, и для чего они нужны? Может, ваши дети мне помогут разобраться?

Проводится игра «Полезные растения».

На столике разложены растения (подорожник, ромашка, мята, липа). Ребенок берет в руки или указывает на растение и называет его. Тот, кто имеет костюм данного растения (Ромашки, Мяты и т.п.) выходит и рассказывает о его целебных свойствах.

Подорожник.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплатою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Мята.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Ромашка.

Всех цветов не сосчитаешь,

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крохотный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар – успокоение.

Липа.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

(Вс. Рождественский)

Садовник. Вот молодцы, благодаря вам я прикреплю таблички с названиями к растениям и буду зимой друзей лечить, если заболеют. Ребята, я вам открою один маленький секрет. Мы с учеными заметили, что когда звучит красивая музыка, растения начинают лучше себя чувствовать. Не можем ли мы сегодня порадовать чем-нибудь растения?

Дети предлагают варианты.

Цветочница. Ребята, предложение принимается – споем песню!

♫ Песня «Летние цветы», муз. Е Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой

(Приложение № 5)

Садовник . Да, песня чудесная, цветочная. Ребята, как вы думаете, кто помогает растениям цвести?

Дети предполагают.

Садовник. Наш Цветик – семицветик очень хочет, чтобы эти друзья появились здесь.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб бабочки и мотыльки

Слетелись кругом на цветы!

♫ Исполняется песня «На лужайке», муз. Л. Тюриной, сл. Л. Дымовой.

(Приложение № 6)

Садовник. Ребята, а почему бабочек, мотыльков, стрекоз, пчел называют помощниками растений, цветов? Может быть, их нужно всех переловить сочком для коллекции, ведь они такие красивые?

Дети. Ловить бабочек и пчел не нужно, без них не будут цвести цветы. Насекомые переносят пыльцу с растения на растение, а пчелы вырабатывают мед.

Садовник. Молодцы, все знаете.

Звучит неприятная музыка, крадучись выходит Тля (одета в едко-зеленый костюм), подходит ближе к детям, пытается «оторвать листочки», потрогать «растения» .

Тля. Наконец-то, у нас в стране Лекарственных растений появились новые, неиспорченные цветы и травы! Можно их испортить, покусать, пожевать, дырки на листьях оставить. Вот, как вкусно! (срывает листья с куста, делает вид, что ест, чавкает, выбрасывает их).

Садовник. Ах ты, противная Тля, зачем наши растения портишь?

Тля. Очень аппетитно, к тому же узоры из дырок на листиках получаются, словно кружева! (показывает детям)

Садовник. Сколько я с тобой борюсь, все никак уничтожить не могу!

Цветочница. Это, садовник, потому, что ты один борешься с вредителями. А нас сегодня много, мы тебе поможем. Правда, ребята?

Дети соглашаются.

Цветочница. Только, Садовник, ты нам расскажи, что нужно делать для того, чтобы вредителей победить, растения защитить?

Садовник. Ребята, чтобы защитить растения, нужно знать некоторые правила. Опасных насекомых можно победить химическими препаратами. Но, препараты, помогающие растениям, имеют химический состав, опасный для кожи человека. Поэтому для их использования нужно надевать резиновые перчатки, калоши и распылять на растение только из специального распылителя. Я уже приготовил «Зеленый эликсир» для Тли и ее сообщников. Нам нужно очень быстро обработать кусты сирени и ирисы (или другие отцветшие растения), чтобы вредители не успели испортить наши цветы.

Проводится игра «Спаси растения».

Дети делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества участников). Для каждой команды на большом куске картона раскладываются резиновые перчатки, калоши и распылитель для опрыскивания растений, наполненный водой. Задача каждого игрока – надеть калоши (обувь ребенка при этом не снимается), перчатки, взять распылитель, добежать до указанного куста, распылить воду, вернуться к своей команде, передать атрибуты следующему игроку.

Побеждает команда, быстрее других справившаяся с заданием.

Садовник. Молодцы, ребята, наверное, всех вредителей уничтожили.

Цветочница. Посмотрите-ка, цветам мы помогли, а Тля все еще радуется да замышляет какие-то гадости против наших растений.

Тля. (ехидно) Наступит ночь, все уснут, а я тут как тут, начну лакомиться листочками, цветочками!

Цветочница. Садовник, что же делать? Какой же есть еще способ борьбы с вредителями? Как можно одолеть Тлю?

Садовник. (шепотом) Ребята, я вспомнил! Можно победить эту вредину мылом! А чтобы она не догадалась, как мы ее будем изводить, мы применим хитрость. Мы мыло разведем с водой, упакуем в колбочки и получатся мыльные пузыри (раздает детям). Держите, дети, начинаем дуть все вместе.

Цветочница. А чтобы все у нас получилось, я попрошу помощи у Цветика-семицветика.

♫ Звучит музыка «Мыльные пузыри», неизв. автора. (Приложение № 7)

Дети пускают пузыри, Цветочница произносит:

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели злую Тлю победить.

В нашей стране мир воцарить!

Тля. («улетает», исчезает) Ай-я-яй! Не хочу уходить, там много вкусных растений! Мыло щиплется, ай-я-яй!

Садовник. Спасибо, ребята, что помогли страну лекарственных растений избавить от вредных насекомых. Вам за это я хочу подарить мыло цветочное, из целебных трав приготовленное. Чтобы ваши лица и руки всегда были чистыми, чтобы вспоминали о лекарственных растениях и всегда бережно к ним относились, зря не рвали и не топтали.

Цветочница. Дорогие мои, мы с вами здорово провели время, и даже не заметили, как пришла пора возвращаться в детский сад, нас заждались воспитатели. Ну что ж, Цветик-семицветик, выручи нас еще разок!

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее в путь отправляться,

Пора нам в садик возвращаться!

Звучит фоновая музыка, «дети возвращаются».

Цветочница. Вот мы и дома, солнышко светит, птички поют. А растения на нас по-особому смотрят, как на знатоков. Давайте и мы будем к ним уважительно относиться. А вот и куст сирени нам качает головой, наверное, что-то особенное сообщить хочет. Давайте, подойдем поближе (на ветвях сирени прикреплена записка в форме цветка).

«Дорогие ребята, я наблюдала за вами на протяжении всего путешествия в страну лекарственных растений и приняла решение, что вы достойны звания «Юный натуралист». Это звание присваивается тем, кто оберегает природу родного края, заботится о ней. Думаю, что вы заслужили поощрения. Вас ждет сюрприз на рябиновой полянке.

Сирень».

Дети отправляются по нарисованным на асфальте следам на рябиновую полянку. Там, под рябинами, стоят термосы, оформленные под грибочки, в них – отвар шиповника.

Цветочница. Вот какой сюрприз! Вкусный да полезный.

А у нас остался последний лепесток.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

Ты лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее музыке звучать,

И луг цветной повсюду расстилать!

♫ Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. (Приложение № 8)

Цветочница. Жалко с вами расставаться, детвора,

В путь-дорогу собираться мне пора.

Я всегда вас буду рада навестить.

Не забудьте только в гости пригласить.

Звучит фоновая музыка, Цветочница машет рукой, уходит.

В развлечении по усмотрению музыкального руководителя, могут использоваться загадки, игры и другой дополнительный материал.

Загадки о цветах

Василёк

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Ирис

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

Колокольчик

Эй, звоночки, - синий цвет,

С язычком, а звону нет!

Кувшинки

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ландыш

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь – дорожку до зари

Освещают фонари:

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Лилия водяная

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Нарциссы

Помню, в нынешнем году,

Расцвели они в саду.

Разоделись, как актрисы,

В платье белое…

Одуванчик

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Подсолнух

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко –

Будет горстка зёрнышек.

Ромашка

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

Игра «Я садовником родился»

Условия: количество участников – не менее семи человек.

Выбирается ведущий – «садовник». Остальные игроки задумывают, кто каким цветком будет. Ведущий этого слышать не должен. Как только игроки готовы, он произносит:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели,

Кроме...

и называет любой цветок (роза, фиалка и пр.). Игрок, который выбрал себе название этого цветка, должен сразу сказать «Ой!». А садовник сразу спросить: «Что с тобой?». Цветок – ответить: «Влюблена». Садовник: «В кого?». Цветок: «В…» - называет любой цветок. Тот, кто задумал название этого цветка, откликается, и вышеописанный диалог повторяется.

И так до тех пор, пока в игре не поучаствуют все игроки. Далее могут задумывать новые названия цветов.

Приложение № 3

«Вальс» Гречанинова

I часть. (фортепианное исполнение) Девочки имитируют пробуждающиеся бутоны, мальчики мелкими шагами делают пробежку между ними. Затем останавливаются в центре, подняв руки к центру вверх, отставив одну ногу на носок назад.

Появляются мотыльки и бабочки, «крылышками оживляют, будят бутоны», затем располагаются в центре круга, поочередно поднимают «крылышки», выполняют «пружинку».

II часть. (оркестровое исполнение) Цветы «распускаются», выполняют перестроения «змейкой» из маленьких кружков в два больших.

Финал. Цветы движутся в двух кругах в противоположном направлении, замирают в парах, положив одну руку друг другу на талию, другую – подняв вверх, нога выставлена на носок.

Приложение № 4

«Веночек» венгерская нар. песня, обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой

Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа «плетет венок». Они встают в круг. Другая подгруппа – «цветы» (Василечки, Кашка, Лютики, Розы). Они стоят за кругом. Вступление. Дети слушают.

1. Мы плетем, мы плетем,

Мы плетем веночек.

К нам иди скорей,

Синий василечек!

Дети идут по кругу вправо, держась за руки. С концом песни останавливаются и поднимают руки – делают «ворота». На новое вступление вбегают в круг Василечки и образуют маленький кружочек.

2. Мы плетем, мы плетем.

Мы плетем веночек.

Кашка белая,

К нам иди, цветочек!

Дети снова идут по кругу вправо, а маленький кружочек – влево. На вступление в круг встают Кашки. А Василечки кружатся на месте поодиночке. Затем Кашки встают в кружок с Василечками.

3. Мы плетем, мы плетем.

Мы плетем Веночек.

Кашка белая,

К нам иди, цветочек!

Повторяются движения, описанные выше, с новыми цветами.

4. Мы плетем, мы плетем,

Мы плетем веночек.

Роза алая,

К нам иди, цветочек!

5. Вот какой, вот какой

Мы сплели веночек!

Вот как он хорош,

Пестрый наш веночек!

Двигаются с пением два кружка. На отыгрыш цветы встают в общий круг. По окончании отыгрыша можно дать детям свободно потанцевать.

Список литературы

Список литературы

1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-принт, 2002.

2. Кашигина Е.А. Летние праздники. Вып. 1. Ярославль: Академия развития, 2006. – 31с.

3. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160с.

4. Никитина В.В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 221с.

5. Подвижные игры и забавы. Сост. Н.В. Чамарова, М.А. Шух. – Донецк: Сталкер, 2006. – 127с.

6. Съянова Е. Сценарий праздников в детском саду и школе. М.: ЗАО Славянский дом книги, 2002

7. Сценарии школьных праздников, сост. А.В. Соколов. – М.: Школьная Пресса, 2001.

Приложение: нотный материал на 7 листах, тексты песен, описания танцев, 3 фонограммы.

Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:

Софья Морозова
Сценарий массового мероприятия по знакомству с лекарственными растениями Липецкой области «Зеленая аптека»

Цели :

познакомить с лекарственными растениями Липецкой области ;

Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения .

Задачи :

Дать понятия о способах использования этих растений для лечения ;

Закрепить знание детьми растений в роле «Распутай путаницу»

Познакомить со стихами и загадками о лекарственных растениях .

Воспитание любви к природе родного края;

Экологическое воспитание.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

Зал украшен декорациями, напоминающими опушку леса

Под медленную музыку звучит (текст сопровождается изображением на интерактивной доске) :

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

(В. Рождественский)

(В зал входит Фея Флора)

ФЛОРА : - Здравствуйте, ребята! Я – Фея Флора. И все эти владения – мои.

Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений . Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. А знаете ли вы, ребята, что среди всех деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья – растения , обладающие лечебными свойствами?

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те , которые помогут им излечиться. Люди начали изучать эти лекарственные растения и их свойства . На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений , они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений , которыми мы сейчас пользуемся.

Лес – как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Чтобы познакомиться с некоторыми из лекарственных растений , растущих у нас в Липецкой области , мы сейчас, ребята, отправимся в «зелёную аптеку » . Так называется аптека , в которой продаются разные лекарственные растения , травяные сборы, настойки на травах.

Для того, чтобы узнать, что есть в нашей зелёной аптеке нужно собрать лото . Но для этого, вам необходимо отгадать загадки.

1. Резной наряд,

Губки алые горят,

Алые серёжки,

Алые сапожки,

Стоит душа-красавица –

Своей красы стесняется,

Голову склонила,

Серёжку уронила. (Калина)

Калина – русское обрядовое растение , символ чистой любви. Весной она вся покрыта кружевом белых крупных цветков. А в красных сочных ягодах – одна-единственная плоская косточка в форме сердечка…

В медицине кора калины применяется как кровоостанавливающее средство. Ягоды калины благотворно влияют на сердце. Свежие ягоды имеют горьковатый вкус. Их них варят очень вкусные варенья, компоты.

Русская красавица стоит на поляне.

растением

2. Шишки красные висят

На кусте колючем,

Висят в беспорядке –

Нежные да сладкие,

Тяжело к ним лезть –

Да вкусно есть. (Малина)

Малина – многолетний кустарник, побеги которого плодоносят на второй год. Ягоды созревают в июле-августе.

Большое богатство витаминов и многих других веществ ставит малину в ряд наиболее ценных ягод. Ягоды малины применяются как домашнее потогонное средство при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка и кишечника, успокаивают боли в желудочно-кишечном тракте. Листья малины используют для приготовления сложного чая, обладающего высокими вкусовыми качествами и лечебными свойствами.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

3. Белые цветочки,

Мелкие листочки,

Исцелят сердечко,

Нервы успокоят (Валериана)

Валериана – многолетнее растение высотой до 1 , 5 м. Название происходит от слова «быть здоровым» . Русские обиходные названия валерианы – «кошачья трава» , «кошачий корень» - не случайны : кошки очень любят это растение и буквально впадают в эйфорию от запаха валерианы. Это обстоятельство специально оговорено в инструкции по хранению корней валерианы : «помещение, где хранятся корни валерианы, должно быть недоступно для этих животных».

Валериана – была широко известна народной медицине. В настоящее время препараты из корней валерианы применяются как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

4. В зелёной кофточке,

в белом сарафане. (Берёза)

Берёза – самое любимое русским народом дерево, это символ нашей страны. Существует около 120 видов берёз. В нашей стране распространены берёзы провислая и пушистая, листья, почки, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества .

Из древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого, согласно поговорке, портит бочку мёда, но… врачует раны, язвы, ожоги и кожные заболевания. А берёзовый сок – очень полезный напиток. Он рекомендуется как общеукрепляющее средство. Собирают его весной, в апреле. С незапамятных времён русские люди парятся берёзовым веником в бане. Листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

5. Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)

Созревшие семена одуванчика разносятся ветром, отсюда и произошло его название.

О лекарственных свойствах одуванчика знали ещё и древние люди и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром» . Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье, а также кладут их в салат.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

6. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись : солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Подорожник в народе называют «попутник» , «порезник» , «чирьевая трава» .

Свежие листья подорожника используются как ранозаживляющее средство. Очень хорошо листья помогают при мозолях.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

7. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

С лечебной целью заготавливают цветки, собранные в сухую погоду в начале цветения, когда часть их еще не распустилась, а также собранные в это же время цветки с молодыми листочками и плоды без плодоножек в период полного созревания. Плоды съедобны, но безвкусные и сухие. Поэтому используются редко.

В медицине используют жидкий экстракт или настойку из цветков боярышника при заболеваниях сердца. Свежие плоды люди засыпали сахаром. Из них зимой варили кисели, а ягоды добавляли в компоты или заваривали вместо чая. Вместо чая еще заваривали молодые листья боярышника. Используют люди боярышник и как живой забор. Живая ограда из боярышника служит веками, и сквозь нее нет хода ни человеку, ни животным.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

8. Ягода, но не малина, не клубника, не калина,

у неё чернильный цвет, но не черника это, нет. (Ежевика)

Ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей) . Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение , которое лечит от многих болезней.

Еще из ежевики делают разные вкусные сладости : конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

9. Эта травка не проста,

И зелёна, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело. (Чистотел)

Чистотел – многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-жёлтыми цветками. Растёт чистотел в лесах , на вырубках, в парках, садах, выращивается на огородах и дачах. Собирают его в июне-июле.

В медицине используется надземная часть растения и корни . Из него изготовляют препараты для лечения бородавок, печени и желчного пузыря. Чистотел можно применять только по назначению врача, так как он является сильно ядовитым растением .

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

10. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (ель)

С лечебными целями используют хвою ели, молодые шишки. Они содержат эфирное масло, дубильные вещества, смолу, витамин С. Еловые шишки используют в виде отвара для лечения ангин, тонзиллитов. Для наружного лечения поражений кожи готовят иногда мазь путем смешивания равных количеств еловой смолы, воска и сливочного масла. Такой мазью пользуются при фурункулах, гнойничках, язвах, ранах и ссадинах.

Давайте найдем карточку с этим растением и поместим его на игровое поле.

Сюрпризный момент : появляется Ежик.

ЕЖИК : Очень много лекарственных растений у нас в Липецкой области . Я хочу показать и рассказать вам сказку про некоторые из них. Называется она «Сказка про лекарственные растения » Петра Синявского.

(На экране демонстрируется презентация к сказке)

ФЛОРА : - Спасибо тебе, ежик за такую интересную сказку. Давайте попрощаемся с ежиком.

ФЛОРА : Вы отгадали все загадки и теперь знаете, что есть в «Зеленой аптеке » .

ФЛОРА : Ребята, у меня есть много книг о лекарственных растениях . И я хочу подарить вам некоторые из них. В них рассказывается о том, как правильно собирать и сушить растения , в какие сроки это нужно делать. Для чего и как применять лекарственные растения , чтобы они принесли вам пользу, а не навредили. Какие растения можно использовать самим, а какие только по рекомендации врача.

И главное, как сохранить растения , чтобы они достались не только вам, но и другим людям. При сборе лекарственных растений вы должны помнить об их сохранении в природе. Ни в коем случае нельзя собирать все растения . При сборе цветков и заготовке травы необходимо оставлять несколько цветущих растений на одном квадратном метре для семенного размножения. При сборе плодов необходимо следить за состоянием плодоносящих побегов, нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветки; при сборе плодов однолетних растений обязателен посев части собранных семян. При заготовке подземных органов (корни, корневища) полностью уничтожается всё растение , поэтому посев его семян на этом же месте обязателен!

Народная мудрость гласит : “Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе, и людям”. Живя на Земле мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

Если не станет растений , то не станет на этой планете и нас, людей!

Под приятную музыку фея Флора дарит детям старшей и подготовительной группы книги «Лекарственные растения » . Дети покидают зал.

Сценарий внеклассного мероприятия для детей 10-13 лет «Зеленая аптека вокруг нас»

Цель мероприятия: развить познавательные интересы в изучении лекарственных растений Донбасса и использовании их при различных заболеваниях.
Задачи мероприятия: продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями и практическим их применением в народной медицине при различных заболеваниях; воспитывать бережное отношение к ним, привить любовь к природе Донбасса.
Возраст детей 10-13 лет.
Оформление зала: авторские рисунки лекарственных растений детей; аппликации лекарственных растений «Какое растение здесь лишнее», фотографии природы Донбасса, иллюстрации, гербарии.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята! В прошлом году мы познакомились с основными лекарственными растениями Донбасса.
В зарослях лесных, в полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом,
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила:
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать…
И теперь нам предстоит узнать, как же можно их на практике применять при различных заболеваниях. Ведь не все болезни нужно сразу начинать лечить с использованием таблеток и порошков. Природа нам дала такое огромное количество лекарственных трав. Наверняка, ваши дедушки и бабушки использовали растения при многих заболеваниях. Они лечили ими и бронхит, и простуду, и желудок, и печень и… Можно продолжать этот список и дальше. И эти знания и умения передавались из поколения в поколение. Так появилась наука о лечении растениями и называется она ФИТОТЕРАПИЯ.
Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине всех континентов и времен была и остается основным видом лечения. Растительный мир всегда давал человеку обширный и достаточно большой набор лечебных средств. Фитотерапия имеет многовековую традицию, ведь лечебные свойства растений использовались уже тогда, когда большинство современных препаратов еще и в помине не было. Наши предки с успехом лечили многие заболевания с использованием целебных снадобий, приготовленных на основе лекарственных трав, ягод, плодов. Ведь в лекарственных растениях содержатся витамины, микроэлементы, эфирные масла, неорганические соли и органические кислоты. Эффект от применения правильно подобранных и изготовленных лекарственных растений может быть равным применению общепринятых лекарственных средств. Но преимуществом фитотерапии является то, что она обладает более мягким, щадящим действием, имеет намного меньше противопоказаний и осложнений после приема препаратов химического происхождения.
1-й ученик .Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Сможет помочь вам в трудный час.
2-й учени к. Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изъян в здоровье есть,
Нужно азбуку травы прочесть.
3-й ученик . Все лекарственные травы
ЗАСЛУЖИЛИ МНОГО СЛАВЫ.
Трав в природе полно,
Это знают давным давно.
4-й ученик . Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
5-й ученик . Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать,
Но с травами будь ОСТОРОЖЕН!
Во всем ведь надо меру знать!
И сегодня мы проведем с вами мероприятие, посвященное использованию лекарственных растений в народной медицине.
Педагог . Сначала мы проведем с вами небольшую разминку. Для этого мне нужны две команды, которые будут соревноваться в различных конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1-й . Члены команд по очереди должны назвать как можно больше лекарственных растений Донбасса. Выигрывает та команда, которая назовет больше лекарственных растений. За каждое растение участник получает 1 балл.
Конкурс 2-й . Каждой команде будет роздан набор лекарственных растений и заболевания, при которых растение может быть использовано. Команда должна правильно соединить лекарственное растение и заболевание.
Лекарственные растения:
1. Алтей, мать и мачеха
2. Ромашка и зверобой
3. Рябина и шиповник
4. Валериана, ландыш
5. Пион, пустырник
6. Мох сфагнум, подорожник
7. Крапива
8. Лопух, репейник
9. Васильки, черника
10. Одуванчик, кукуруза (назвать, что именно используется)
Заболевания:
1. Авитаминоз
1. Бронхит
2. Заболевания органов зрения
3. Кровоостанавливающее
4. Успокоительное
5. Заболевания печени
6. Для укрепления роста волос
7. Сердечное
8. Заболевания желудка
9. При ранах, порезах.
Ответ: 3-1; 9-2; 7-3; 1-4; 4-5; 10-6; 8-7; 4-8; 2-9; 6-10.
Конкурс 3-й . Найди лишнее…
Командам будут розданы тесты, в которых написаны заболевания и несколько вариантов лекарственных трав. Члены каждой команды должны за 1 минуту вычеркнуть лишнее растение при этом заболевании. Выигрывает команда, которая за это время безошибочно определила «лишнее» растение.
Вопрос 1 : Сок какого растения не используется при насморке?
а) алоэ;
б) коланхоэ;
в) винограда
Вопрос 2 . Какое растение не используется как сердечное?
а) ландыш;
б) валериана;
в) алтей
Вопрос 3 . Настои каких растений могут быть жаропонижающими и потогонными?
а) липы
б) малины;
В) пустырника
Вопрос 4 . Какое растение используется для удаления бородавок?
а) чистотел;
б) крапива;
в) мята
Вопрос 5 . Какое растение не используется при глазных заболеваниях?
а) василек;
б) череда;
в) черника
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Конкурс 4. Каждой команде будет роздана «сетка», в которой находятся лекарственные растения Донбасса. За 1 минуту членам команд надо найти эти лекарственные растения, а затем объяснить, как их применять.
«Сетка» команде 1.
А Н Е Б Е Р Е З А П
П А К А Ц И Я Д Н В
В Ф Ф И А Л К А Ц К
В Ш И П О В Н И К Б
Ф П Н К Р А П И В А

«Сетка» команде 2
Р З В Е Р О Б О Й П
О П М Я Т А В О Ш З
Н Л У М Т Е Р Е Д А
И Б У З И Н А Н Т В
Т Р О Б Л Е П И Х А

Конкурс 5-ый . В этой сетке зашифрован автор знаменитых строк: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Команды должны за 1 минуту найти автора этих строк.
Ц а П г о т и к п ф с п т о ь к г к р о а д л т а
(ответ: Гиппократ)
Конкурс 6-й
Каждой команде предлагается разгадать «свой» кроссворд о лекарственных растениях Донбасса.
Кроссворд команде 1 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название «витамиинного» растения.
Вопросы. 1 . У этого растения есть второе имя «сальвия». Название растения происходит от латинского слова «спасать», предохранять. Это растение свето- и теплолюбивое, с фиолетово-синими цветками. Им укрепляют десна при кровоточивости и вообще при заболеваниях горла.
2. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
3. Про лечебные свойства этого растения упоминали еще в средневековых трактатах. Отмечены свойства этого горького на вкус растения «укреплять желудок», снимать в нем боль, при гриппе, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. Настоем смазывают пораженные места при порезах и укусах насекомых, использовать при выпадении волос, снимать усталость.
4. На лужайке придорожной был он как солнце золотой. Но оцвел и стал похожим на пушистый белый ком. В жаркий день ковер веселый, его очень любят пчелы, шмель летит издалека до янтарного цветка. А какой вкусный и лечебный из его корней кофе!
5.Это растение начали возделывать еще с XVII века. Его выращивали в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение это растение получило, когда к России присоединился Кавказ, Крым, Бессарабия, Средняя Азия. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора!
6. У этого цветочного и лекарственного растения есть еще одно имя «капуцин» и пришло оно на территорию Европы из стран Южной Америки. Благодаря тому, что оно не прихотливо и не требует особых условий, хорошо прижилось в климатических условиях России и Европы. Отличный медонос. Эфирные масла используют не только в традиционной, но и народной медицине при интенсивном выпадении волос. Входит в состав препаратов, которые используют при лечении ангины, бронхите, а из листьев готовят настойки для лечения почек.
7. Это многолетнее дерево бывает белым и даже «козьим». Растет на берегах рек, ручьев, водоемов, в садах, у дорог. Кора его используется как болеутоляющее, тонизирующее средство, повышает свертываемость крови и даже при укреплении нервной системы и такой болезни, как тахикардии и простудных заболеваниях.
8. Она лучше растений остальных заменяет семерых докторов, врачей и прочих и голову никому не морочит. Витамина А и С в ней больше, чем в яйце. Много витамина К и полезного белка.
(Ответы: 1 – шалфей, 2 – иссоп, 3 – полынь, 4 – одуванчик, 5 – виноград, 6 – настурция, 7 – ива, 8 – крапив а)
Кроссворд команде 2 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название растения, которое более 2000 лет используется в народной медицине. Чай с этим растением – вкусный ароматный напиток, обладающий целым рядом целебных свойств. Это напиток, который дарит наслаждение и при этом успокаивает нервную систему, «укрепляет и бодрит организм».
Вопросы .
1. С этим растением мы встречаемся каждый день, когда чистим зубы и не только… «Она улучшает аппетит и здоровью не вредит»
2. Она получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. А препараты из ее листьев мы применяем при кашле и гриппе как потогонное средство, при заболеваниях печени.
3. Это дерево цветет позже других, но запах такой, что все медоносные пчелы в округе слетаются на этот запах. А цветки помогают вылечить вас от простуды.
4. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
5. Смолу, которую выделяет это колючее дерево, можно использовать для десен и она входит в состав лечебного лесного бальзама.
6. По французски ее называют Lilas, что в переводе означает «лиловый». В странах Западной Европы и Америки название растения связывают с окраской его цветков. В переводе с персидского – это просто» цветок», а в Иране и Турции она имеет название «лисий хвост» из-за формы соцветия. В России ее выращивали и в старинных помещичьих усадьбах, и в парках. Но это не только красивое растение, но еще и целебное, а в Донецке каких только сортов ее нет!
7. Это целебное растение пришло к нам из Южной Африки. Мякоть листа заживляет порезы и ранки, лечит ожоги. А соком хорошо лечить насморк, если его закапать в нос.
(Ответы: 1 – мята, 2 – ежевика, 3 – липа, 4 – иссоп, 5 – сосна, 6 – сирень, 7 –алоэ)

Педагог . А пока наши «интеллектуалы» разгадывают кроссворды, я с вами проведу «блиц-турнир» и узнаю, насколько вы знаете правила сбора и заготовки лекарственных растений. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который пополнит копилку той или другой команды. Начинаем наш «Блиц-турнир».
Вопросы .
1. Что относят к лекарственному сырью?
2. Что является источником для сбора лекарственных растений?
3. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог?
4. Что нужно учитывать при сборе лекарственных растений?
5. Можно ли собирать лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу?
6. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
7. Можно ли собирать завядшие цветки, цветки пораженные болезнями и вредителями?
8. В какое время суток надо собирать лекарственные растения?
9. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
10. Когда нужно собирать лепестки эфиромасличной розы и других аналогичных растений, чтобы не улетучились масла?
11. Когда нужно собирать кору и с каких деревьев?
12. В какой период развития растений собирают лекарственные травы?
13. Каким способом вы соберете траву зверобоя, череды, пустырника, полыни?
14. В какое время года собирают корни, корневища, клубни и каким способом?
15. В какое время года собирают почки деревьев?
16. Как нужно сушить лекарственные травы?
17. При какой температуре нужно сушить лекарственное сырье с высоким содержанием витамина С?
18. Как определить, высушены лекарственные растения или нет?
19. Можно ли выдергивать растения с корнями?
20. Как надо собирать ягоды и в какое время суток?

Педагог . Итак. Блиц-турнир закончился и вы показали хорошие знания по лекарственным растениям и внесли свой вклад в копилку каждой команды. А теперь мы можем подвести итоги мероприятия, о которых нам расскажет жюри.
Член жюри . Ребята! Подводя итоги, можно отметить, что Вы показали свои знания по лекарственным растениям и фитотерапии. А по сумме баллов у нас нет победителя – обе команды набрали максимальное количество баллов и поэтому ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Педагог . А сейчас мы пойдем на «чаепитие» с лекарственными травами, посвященный дружбе и нашим «интеллектуалам».

Кириленко Л.К.

педагог дополнительного образования

Донецкого ЭНЦ

СЦЕНАРИЙ

круглого стола в кружке

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема: «Аптекарский огород»

Цель:

Закрепить представление детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правила использования;

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Задачи:

Познакомить учащихся с многообразием лекарственных растений, правилами и сроками сбора;

Развивать познавательную деятельность кружковцев;

Развивать умения применять знания, полученные на занятиях кружка;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Подготовительный этап:

- подборка стихов о лекарственных растениях;

Подборка иллюстраций лекарственных растений;

Приготовление чая и посуды для его дегустации.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений;

Выставка травяных сборов лекарственных растений;

Видеофильм «Лекарственные растения».

Стихотворения о лекарственных растениях: Е. Евтушенко, Ю.Ким, Н.Заболоцкого, Э.Вакс, А.Барто.

Участники: председатель «Круглого стола», руководитель кружка, гости, члены кружка.

Вступительное слово руководителя кружка. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже лечатся растениями, а среди великого множества нужные для себя находят. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле или на даче. Вот куст шиповника с ароматными розовыми цветками, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая отдохнуть в тени своих ветвей, а где-то тебя встречает куст боярышника…

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства!»

Сейчас мы проведем с вами круглый стол, который посвящен царству лекарственных растений. На круглый стол к нам пришли гости: цветовод, эколог, турист, ну и, конечно же, фитотерапевт. А председателем круглого стола будет.

(Затем председатель круглого стола представляет участников встречи).

Председатель: Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке. Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах. Эти вещества помогают справиться больному организму с недугом (это гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, микро- и макроэлементы и другие).

А теперь слово представляется участникам Круглого стола.

Цветовод (показывает рисунки, на котором изображен шиповник, а на столе стоит стакан с плодами шиповника). Задает залу загадку:

«На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки».

Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета куст шиповника украшают душистые цветки, которые напоминают розу. Лекарственным сырьем являются плоды различной формы и величины (показывает стакан с плодами). Плоды шиповника собирают до заморозков при полной их спелости. В домашних условиях плоды сушат при температуре 90-100 градусов Цельсия, не допуская подгорания. Правильно высушенные плоды должны иметь буровато-красноватый или желтый цвет. Препараты из плодов шиповника обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным, кровеостанавливающим действием. Их применяют при язвенной болезни желудка, профилактике язв, при заболеваниях, связанных с дефицитом витамина С. Особенно в детском возрасте. Сваренные с медом лепестки цветков обладают профилактическим действием.

Народный целитель (показывает иллюстрацию с изображением растения «мать и мачеха»):

Едва в апреле снег растаял

На склонах или вдоль дорог

Глянь! Весна уж примеряет

Из мать и мачехи венок!

Что же это за растение? Снег только что сошел, а на солнечном припеке уже появились первые желтые цветочки на голых стебельках (показывает рисунок растения). Когда цветки оцветут, то на их месте появятся белывен пуховые шарики, а в них парашютики с семенами. При первом небольшом ветерке разлетятся они в разные стороны, а там, где были желтые цветочки, появятся зеленые листья. (Задает вопрос залу: «А кто из вас знает, почему растение получило такое название?»)

Кружковцы из зала : Одна сторона – нижняя у листьев опушенная, теплая при прикосновении – «мать», ругая – зеленая, холодная – «мачеха».

Народный целитель: Листья мать и мачехи заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Турист (показывает рисунок валерианы лекарственной) и задает загадку:

Кошачья травка –

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтобы помочь сердечку.

Ну, конечно же, вы сразу узнали это растение. А вот что оно

представляет из себя. Это стройное растение высотой от 15 до 45 см с коротким ползучим корневищем. Красивые перистые листья, бледно-розовые или бледно-сиреневые душистые соцветия – зонтики. Искать его надо на сырых местах, у водоемов среди зарослей кустарника. Лекарственным сырьем служат двулетние корневища с корнем. Сырья требуется много, поэтому растение сейчас выращивают и на полях. Валериану лекарственную применяют при бессонице, нервном потрясении и тяжелых переживаниях.

В разговор вступает Биолог. А я загадаю вам такую загадку:

«Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой»

Конечно же вы все догадались, что речь идет о березе. А что это за дерево?

(кружковец из зала: «Это лесная красавица. На земле насчитывается около 120 видов берез, только они не все с белой корой. У некоторых берез она желтая или совсем темная, почти черная»).

Биолог продолжает. Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане. Листья берез обладают способностью за 2-3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои из березовых почек и молодых листьев применялись внутрь от простуды, ломоты в суставах, при болезнях желудка как мочегонное, потогонное, желчегонное средство. Особенно полезно употребление березового сока, который собирают ранней весной. Он вызывает общеукрепляющее действие, повышает сопротивляемость организма.

Эколог. А какой вред наносится дереву при сборе березового сока! Повреждается кора, нарушается защитная функция дерева. Сбор березового сока проводится только со старых деревьев, которые подлежат вырубке.

Председатель: « Люди добрые, по чести приношу такие вести.

Что послушать их не грех Радость будет здесь для всех.

К вам приехал мудрый, славный врач великий,

Что исправно исцелит любой недуг».

Врач (задает загадку и показывает залу рисунок).

Листочки парные –

Цветки янтарные,

Плоды коварные.

И лечат и калечат.

(из зала кружковцы: «Это зверобой»).

Врач: « Да, это зверобой. Народ считает его средством от 90 болезней. «Как без муки нельзя испечь хлеба, так и без зверобоя нельзя лечить некоторые болезни», - гласит народная мудрость. Лекарственным сырьем служит трава. Собирают ее во время цветения, срезая только верхнюю часть длиной 10-20 см. Сушат ее в сушилках при температуре 50-60 градусов Цельсия на чердаках и под навесом. Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное средство, для полоскания десен и полости рта. Зверобойным маслом смазывают пораженные участки кожи, раны.

Выходят ученики , у которых в руках рисунки растений со словами: «А почему нас забыли пригласить на круглый стол? Какой аптекарский огород без нас?»

Первый ученик с рисунком растения «пастушья сумка»:

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства,

Быть может, взгляните не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае – он салат к столу.

Сорняк живуч,

Семян так много в плоде

Похожем на суму.

Второй ученик. А я расскажу про липу.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет!

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Третий ученик (показывает рисунок одуванчика).

Такого модника как этот

Еще не видела земля.

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять.

Это одуванчик. О лекарственных растениях одуванчика знали еще и древние греки и применяли его широко и разнообразно. В народной медицине одуванчик считают «эликсиром жизни». Настои корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительных органов. Из цветков одуванчика варят варенье. А какой весенний салат без листьев одуванчика?! Ведь это кладезь витаминов!

Биолог. Созревшие семена разносятся ветром, отсюда и произошло это название «одуванчик».

Четвертый ученик: А я расскажу о таком растении, как чистотел.

Эта травка не проста,

И зелена, и желта.

Очищает чисто тело,

С Мойдодыром дружит смело!

Используется у чистотела надземная часть растения и корни.Из него изготавливают препараты для лечения бородавок, заболеваний печени и желчного пузыря. Это многолетнее травянистое растение с красивыми листьями и ярко-желтыми цветочками. Растет чистотел в парках, садах, на огородах и дачах.

Пятый ученик. Ну, а какой же аптекарский огород без калины (показывает рисунок и держит кисть калины).

Собирать мою кору

Нужно раннею весною.

Остановят кровь

При кровотеченьи мною.

Чудодейственный отвар

Может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок,

Кисти ягод огневых,

Рвите на зиму, ребята,

Много витаминов в них!

Надземная часть растений накапливает максимальное количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их и нужно собирать. Корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части. Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (март-апрель), а у березы и сосны – еще раньше.

Надземную часть растений надо собирать в хорошую ясную погоду, так как увлажненные росой или дождем они портятся и теряют свои лечебные свойства. Подземные части растений собирают в любую погоду, а перед сушкой их надо мыть от земли.

А как надо правильно сушить лекарственные растения? Ведь от этого зависят их полезные свойства Перед сушкой растения сортируют. Веточки с почками срезают и связывают в пучки, которые сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. После сушки растения обмолачивают. Быстро сохнут растения на чердаке, Хранят в бумажных и матерчатых мешочках, коробочках, в сухих, темных, чистых помещениях.

Слово берет Эколог. Лекарственные растения – это растения, которые приходят к человеку на помощь. Но нельзя забывать и о том, что эти самые растения могут исчезнуть с лица земли, если человеке будет варварсчки уничтожать их, не заботясь о воспроизведении. Вот что по этому поводу может сказать вам ландыш майский.

Шестой ученик (с рисунком ландыша майского обращается к залу):

У меня к ребятам просьба убедительная есть:

Рвут весной нас повсюду, вянем мы в букетах зря,

Повсеместно истребленье нам грозит сейчас, друзья!

Должен всем вам сказать, что нельзя нас собирать!

Эколог. При сборе цветов и заготовке листьев и стеблей как лекарственного сырья необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для семенного размножения. При заготовке листьев следует собирать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению. Заготовки почек ведутся на густо насажденных лесосеках или во время рубки деревьев. При сборе плодов многолетних растений нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви, а при сборе семян однолетних растений обязательно необходимо оставить и посеять часть семян.

Председатель . Мы обсудили многие вопросы, связанные с лекарственными растениями, узнали много нового и интересного. Ну, а теперь я приглашаю всех участников Круглого стола в наш кинозал на просмотр видеофильма о лекарственных растениях. А после просмотра видеофильма будет сюрприз – угощение отваром шиповника и липы с яблоками и печеньем.

Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!