Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Цивилизации древнего востока. Древневосточные цивилизации

Цивилизации древнего востока. Древневосточные цивилизации

Цивилизации Древнего Востока.

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон (Иордания) и Чатал-Хююк (Турция)- первые в истории поселения городского типа, 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии, северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.

Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока, первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской культуры, который характеризуется началом строительства оросительной системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые превращаются в города-государства, Город-государство-это самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется: появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики, появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки), эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и расшифрована Генри Роуленсоном лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская цивилизация человечеству?

1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы. Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные европейские языки существуют на базе латинского языка.

2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в Бронзовый век.

3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль, постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие династии.

4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это храм в виде ступенчатой пирамиды

Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол правитель Урукавина.

Аккадская цивилизация.

Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность. Характерная особенность ее - создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на древнем востоке. Деспотия - от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:

1 Он являлся собственником всех земель

2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

3. Выполнял функции жреца

4 Он был верховным судьей

5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались математические знания. В этот период была введена система измерения времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная неделя.

Вавилонская цивилизация.

Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев, семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали крупнейшую цивилизацию древнего востока - Вавилонскую, с центром в городе Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой была разработана и создана законодательная система. Свод законов был составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона, именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация является важным источником библейских легенд.

В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ и в 7 веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но, несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.) Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.

Вывод: Месопотамская цивилизация в целом внесла: письменность, законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация знаний.

Антропология, этнография, мифология о древнейшем прошлом человека.

Проблема происхождения человека постоянно интересовала людей. Издавна по этому вопросу идёт непрерывная борьба между идеалистами и материалистами. Существует масса теорий, объясняющих, как появился человек и как он развивался.

Ещё в начале XIX века люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Конечно, было известно, что по культуре, образу жизни, обычаям разные народы отличаются друг от друга. Но всех их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человеческие кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. в Германии XIX века были найдены кости одного из предков современного человека неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

В 1859 г. была издана книга Ч. Дарвина "Происхождение видов", в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось предположение, что человек, подобно другим живим существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых форм к более сложным. С этого момента начинается борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об известных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

С точки зрения антропологии существует три признака, развитие которых показывает, что мы имеем дело с человеком:
прямохождение
развитие кисти руки
объём и строение мозга.

Эти признаки появляются не одновременно, а последовательно, в процессе эволюции. Скажем, по сравнению с совершенствованием прямохождения развитие кисти запаздывало. Предполагается, что формирование типа кисти, близкого к современному, совпадает с появлением ручных рубил; к этому же времени относится и заметное увеличение массы мозга.

Неизвестно, где и когда эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. Вероятнее всего это произошло в Африке. 3,5 - 1,8 млн. лет назад по её степям уже бродили существа, которых назвали австралопитеками - южными обезьянами. С точки зрения социологии, одним из важнейших признаков человека является изготовление орудий труда. Согласно последним данным, систематическое изготовление орудий труда начинается 2 600 000 лет тому назад. В местах находок останков австралопитеков встречаются длинные кости и рога антилоп, имеющие следы обработки и употреблявшиеся в качестве ударных орудий. Австралопитеки были наземными существами, с развитой кистью руки. Средний объём их головного мозга составлял более 500 см3, что по соотношению с весом тела значительно превосходит соответствующие показатели современных человекообразных обезьян. Принято считать, что австралопитековые явились основным исходным видом происхождения человека.

В 1960 г. английским палеонтологом Л. Лики в Олдувайском ущелье на севере Танзании были обнаружены кости древнего человека вместе с рядом каменных орудий. Этот вид получил название "Homo habilis" ("человек умелый"). Homo habilis передвигался на ногах, средний объём головного мозга у них составлял ок. 650 см3, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Орудия, найденные при раскопках не повторяются, - следовательно, Homo habilis ещё не умели обучать следующие поколения. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид - "Homo erectus" ("человек выпрямленный"), питекантроп, т. е. обезьяночеловек, останки которого впервые были обнаружены на острове Ява, а затем во многих районах Африки, Азии и Европы. Это существо всё ещё напоминало своих предков -животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим (до 860 см3), приближаясь к размеру мозга современного человека. Были лучше развиты кисти рук. Орудия труда в это время приобретают стабильные формы, отличаются качеством изготовления, имеют функциональную направленность. Среди этих орудий - крупные рубила, скребки, резцы из камня. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши. Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность, позволили этим людям приспособиться к жизни в различных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, в Степях Африки. Питекантроп китайский - синантроп, обнаруженный в пещере близ Пекина, имел объём головного мозга в среднем до 1200 см3. Синантропы жили в пещерах и уже систематически использовали огонь. В пещерах, где обитали синантропы, обнаружены кострища, огромной толщины (возможно, стоянки находились на одном месте тысячелетиями). Питекантропы уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и созданные ими орудия, почти не изменяясь, просуществовали около миллиона лет.

Во время существования Homo erectus начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные "мосты", по которым люди смогли проникнуть, например, на уже упоминавшийся остров Ява.

Около 250 тыс. лет назад появилась древняя разновидность Homo sapiens ("человека разумного") - неандертальца (по названию немецкой долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его останки). Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок. Но эти люди лучше приспосабливались к тяжёлым природным условиям ледниковой эпохи, чем их предшественники - питекантропы, которые, в конце концов, вымерли.

Неандертальцы стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Они осмеливались бороться за жилища с пещерными медведями, высота которых достигала 2,5 м, длина - 3 м. Огромные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

Более правильной и разнообразной стала форма орудий труда. Орудия в разных областях Земли, заселённых неандертальцами, уже не были такими одинаковыми, как прежде. Появляется большое количество мелких орудий. На стоянках найдены предметы, украшенные узорами. Появляются захоронения, что говорит о возникновении идеологических представлений. Именно в это время начинает складываться одна из особенностей культуры человека - её разнообразие. Тогда же появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.

Сейчас ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. Приблизительно 40 тыс. лет назад неандертальцы исчезают с лица земли и сменяются человеком современного типа - Homo sapiens. Впервые останки этих людей были найдены вблизи французского местечка Кроманьон - поэтому их стали называть кроманьонцами. Ещё этот тип людей называют "Homo sapiens sapiens" ("человек дважды разумный") по сравнению с неандертальцем, который всего лишь "Homo sapiens neandertalensis" ("человек разумный неандертальский"). Эти люди уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик: их руки стали менее мощными, лоб - более высоким, у них появился подбородочный выступ. Эти люди заселили все континенты, кроме, разумеется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению "мостам" они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, 20 тыс. лет назад. Вероятно, 40 - 10 тыс. лет назад была заселена Америка: один из путей проникновения туда людей - дно нынешнего Берингова пролива, которое было сушей.

Очень высокого уровня достигает техника изготовления каменных орудий. Многие из них теперь делались из пластин правильной формы, которые отделяли, "отжимали" от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента тонкие чешуйки с поверхности. Некоторые ножевидные пластины были настолько острыми, что ими можно было бриться. Стали широко применяться костяные орудия - шилья, иглы.

Переход от человеческого стада к родовой и соседской общине.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является стадо. Первобытное общество - самый длительный период в истории человечества. Со стадности начинается социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо называют иногда "праобщиной". Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей (20-40 взрослых особей), кочевавшую с места на место в поисках пищи. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Труд в стаде был крайне примитивным, инстинктивным, животнообразным. Орудиями труда служили палки, дубины, камни. Зачастую эти орудия труда никак не обрабатывались. Практически отсутствовало разделение труда.

В качестве жилищ использовались естественные пещеры, гроты и навесы. Предполагается, что человеческие стада сезонно перемещались по кормовой территории, однако в некоторых случаях богатство фауны давало возможность длительного пользования этой территорией, поэтому отмечены случаи, когда на одном и том же месте стойбище использовалось на протяжении нескольких лет или даже нескольких поколений. Однако такое длительное использование кормовой территории стало возможно только с развитием охоты. Важно отметить, что если собирательство было традиционным занятием и перешло к человеку от его человекообразных предков, то охота сыграла важную роль не только в биологическом, но и в социальном развитии человека. Являясь основой хозяйства, она сплачивала первобытный коллектив, требовала более чёткой организованности и слаженности жизни. Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и даже такие крупные животные, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, зубров, кабанов, иногда убивали и хищников - пещерных медведей и львов, мясо которых тоже шло в пищу.

Охоту на крупных животных, особенно на тех, которые жили стадами, трудно представить без загонного способа. Вооружение охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно (исключение составляли отставшие от стада слабые и больные животные). Вероятно, животных пугали шумом, огнём, камнями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и разбивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему именно охота, и, прежде всего охота на крупных животных, была той формой трудовой деятельности, которая больше всего стимулировала организованность праобщины, заставляя её членов проявлять коллективизм.

Особый вопрос - брачно-семейные отношения в период первобытного человеческого стада. Учёные считают, что в этот период не существовало регламентации половых отношений, однако возможно, что первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ей животных объединений гаремную семью, состоящую из нескольких взрослых особей (до двух десятков) во главе с вожаком. Если эта теория верна, то первобытное человеческое стадо должно было состоять из нескольких гаремных объединений, время от времени перегруппировывавшихся вследствие смерти их глав, драк из-за женщин и т. п. и вообще менее устойчивых, чем оно само.

Важным достижением в период первобытного человеческого стада стало "приручение" огня.

40-30 тыс. лет назад в истории человечества начинается новый этап - верхний (поздний) палеолит. На рубеже нижнего и верхнего палеолита заканчивается процесс биологического формирования человека, расширяется область его обитания. На смену первобытному человеческому стаду приходит принципиально новая организация - род, или родовая община. Для неё характерны: коллективная собственность на получаемые продукты, а в условиях производящего хозяйства на главное средство производства - землю; совместное решение вопросов организации и управления коллективом; совместное воспитание его молодых членов. Число членов родовой общины значительно превышает число членов первобытного человеческого стада.

Расселяясь по территории земного шара, человек приспосабливался к различным климатическим условиям. Кроме естественных убежищ, люди в это время начинают использовать искусственные сооружения - землянки до 2-3 м глубиной и около 6 м в диаметре. В качестве строительного материала применялось дерево, кости крупных животных, шкуры мамонтов, носорогов. В центре землянки, как правило, располагался костёр, в полу были вырыты ямы для припасов. Необходимость создания искусственной среды обитания была вызвана определённым усложнением жизни человека, связанным с наступлением всеобщего похолодания.

Появляется естественное (между полами) разделение труда, которое постепенно становится всё более чётким - к разделению труда по половому признаку добавляется разделение по возрасту.

Из материалов этнографии и других источников известно, что род выступает в двух формах: материнской и отцовской. Начальная форма рода получила название материнского. Его возникновение имело свои исторические корни:

Занятием женщин в силу естественного разделения труда преимущественно стало собирательство, более надёжный источник получения продуктов питания.

Женщина была хранительницей домашнего очага, который являлся центром жизни коллектива.

В силу неупорядоченности семейно-брачных отношений родство достоверно устанавливалось по линии матери - так называемая матрилинейная линия отсчёта родства.

В это время появляется первая регламентация брачно-семейных отношений: брачные отношения теперь становятся возможными только вне рода (в племени всегда было чётное число родов). Такие брачные отношения называются экзогамными (от греч. exo - вне и gamos - брак) в отличие от принятых в первобытном человеческом стаде эндогамных (endon - внутри и gamos - брак). Ребёнок воспитывался в роде матери.

Племя имело свою, довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось и которую оно защищало от посягательств других племён.

В период мезолита происходит важнейшее изменение в развитии охоты - изобретение лука и стрел, что дало возможность охотиться на птиц, мелких животных, быстро бегающих животных. Появилась возможность охотиться на расстоянии, не приближаясь вплотную к объекту охоты. Таким образом, охота стала менее опасным занятием, чем раньше, и одновременно увеличилось количество добываемой пищи, питание стало более разнообразным. В это же время появляются гарпуны, сети, лодки-дроблёнки. Начинается процесс одомашнивания животных. В некоторых районах (там, где росли дикие злаки) понемногу начинает развиваться земледелие. Самый древний район, где сочетались собирательство и земледелие - район Палестины, где земледелие возникло приблизительно за 11-10 тыс. лет до н. э. Переход от присваивающего хозяйства к производящему произошёл в период неолита и получил название "неолитическая революция".

С периода возникновения производящего хозяйства начинает наблюдаться неравномерность в развитии племён. Наряду с племенами земледельцев и скотоводов продолжают сохраняться и племена охотников и собирателей.

Земледелие и скотоводство зарождались в условиях материнского рода, однако, их развитие приводит к замене его на отцовский род. Изменилось соотношение мужского и женского труда, развитие земледелия и скотоводства поставили мужчину в преимущественное положение. Увеличение роли мужского труда привело и к изменению в семейно-брачных отношениях. Развитие частной собственности, главным производителем которой стал мужчина, требовало передачи её прямым наследникам, поэтому возникла необходимость вести счёт родства по отцовской линии. В силу этого изменились условия локального брака, и женщина стала переходить в семью мужа. Брак стал патрилинейным. Размеры семьи определялись ситуацией в хозяйстве, как правило, это была большая патриархальная семья, в которой вместе живут несколько поколений родственников.

Происходит первое крупное общественное разделение труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды деятельности, что существенно повысило производительность труда. Совершенствование орудий труда приводит к появлению прибавочного продукта, т. е. продукта, произведённого сверх необходимого, превышающего непосредственные потребности человека для поддержания его существования. В отдельных случаях и первобытные охотники добывали пищи больше, чем могли потребить, но в случае неудачной охоты первобытным людям могло не хватать и необходимого продукта. С переходом к производящему хозяйству стало возможным регулярное появление прибавочного продукта, что привело к осуществлению второго крупного общественного разделения труда - выделению ремесла.

Занятие земледелием, которое предполагало оседлый образ жизни, привело к увеличению средних размеров общины, возникновению территориальной общины и в итоге - довольно больших постоянных поселений, а затем и городов, которые насчитывали десятки, а то и сотни жилых домов, культовые сооружения, мастерские; город обычно окружался рвом. Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье крупное общественное разделение труда - выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

Четвёртым крупным общественным разделением труда стало выделение старейшин, жрецов, военных вождей. Появляются семьи, из числа которых регулярно выдвигаются руководители - происходит формирование родовой знати.

В процессе трудовой деятельности люди начинают использовать металл. Большое значение имеет использование бронзы (сплав олова и меди). Медь и олово не распространены повсеместно, поэтому выделяются центры металлургического производства и усиливаются межплеменные связи. Позже появление железа приведёт к расширению посевных площадей. При этом будет активно использоваться подсечно-огневой метод.

Возникновение древнейших мировых цивилизаций.

Приблизительно в III-II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно, осуществлялся постепенно, начиная с IV-III тысячелетий до н. э.

Уже в III тысячелетии до н. э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизаций. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н. э. - в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, а во II тысячелетии - китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская - в Передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая. В I тысячелетии до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана - могущественная цивилизация персов, в Италии - римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации заметно задержалось: оно началось лишь на рубеже нашей эры.

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока - около +20° С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И действительно, плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному земледелию аграрной революцией.

Важнейшей чертой новой ступени развития человечества, после неолитической революции, стало создание государств. В IV - II тыс. до н. э. они возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н. э. приблизительно до середины I тыс. н. э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:
конец IV тыс. до н. э. - конец II тыс. до н. э. (эпоха ранней Древности)
конец II тыс. до н. э. - конец I тыс. до н. э. (эпоха расцвета древних государств)
первая половина I тыс. н. э. (эпоха поздней Древности)

В истории древних государств выделяются два основных варианта развития - древневосточный и античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику.

Хронологические рубежи периода первых цивилизаций (конец IV тыс. до н. э. - конец II тыс. до н. э.) совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, её чёткой организации и явилось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фараон был наделен "солнечным именем" - он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества.

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов, "и поэтому он блеском превосходит все созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу он есть огонь и ветер, он - солнце и луна, он - владыка правосудия...".

Все эти титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое "жилище" как можно лучше: ведь от загробного блаженства "великого бога" зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалась вера в то, что царь является богом (в Китае уже в I тысячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправедного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

Структура общества

Общество в древних цивилизациях в отличие от первобытности было неоднородным, в нем появились разные социальные прослойки. Это было связано, с одной стороны, с тем, что образовалось государство, которое требовало специального аппарата для управления. С другой стороны, в цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т. д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Отдельную категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины.

Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы.

Человек в общине чувствовал себя прежде всего частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Такой тип рабства называется патриархальным. В основе этого названия лежит слово "патриарх", т. е. глава семьи. Раб как бы видится младшим, не полноправным членом большой семьи, работает вместе со своими хозяевами, которые, хоть и считают его своей собственностью, не видят в нём просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности.

Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники - например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в Ш в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

На этом этапе во всех государствах, хотя и при наличии некоторых особенностей (например, в Египте), существовало два сектора экономики, связанных с видами собственности на землю - одной из важнейших характеристик экономического развития, особенно на ранних ступенях истории человечества, когда основой экономики было сельское хозяйство. Прежде всего, существовал общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли. Кроме того, существовал и государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди. И в государственном, и в общинном секторе в качестве вспомогательного использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.

Однако, как показали исследования российских и зарубежных археологов и историков, рабовладение не было экономической основой, главным характерным признаком цивилизации бронзового века. Основная масса продукции создавалась общинниками и ремесленниками, а также зависимыми государственными или храмовыми работниками. Другая особенность экономического строя бронзового века - иерархичность отношений собственности. На вершине пирамиды находился верховный всемогущий правитель (фараон, царь), деливший власть со жрецами.

Возникновение частной собственности, денежного обращения, классов, государства - социальных изобретений - стало визитной карточкой этого времени. Серьёзным стимулом повышения эффективности труда стала передаваемая по наследству членам своей семьи (обычно по мужской линии) частная собственность.

Общинная собственность обеспечивала выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределённости и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но теперь она превратилась в тормоз развития. Работники, использовавшие более эффективные технологии возделывания земель, выращивания скота, переработки сельхозпродуктов, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно производившие прибавочный продукт, не хотели уравнительно делить результат своего более плодотворного труда с другими членами общины.

Развитие регулярного обмена потребовало создания всеобщего эквивалента, в котором находила бы своё выражение, материализовалась ценность многообразных товаров. Испытав множество различных претендентов на эту роль (связки раковин, камешки, скот и т. д.), человечество в эпоху бронзы закрепило роль меры стоимости, средства обращения и накопления за металлическими деньгами - золотом и серебром.

Образовалось несколько экономических уровней: низовой - земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полутоварные или товарные рабовладельческие хозяйства; региональный - в отдельных территориях, государственный - в масштабах государства. Сложился устойчивый рынок (не охватывавший, правда, продуктов питания и одежды для основной массы населения, но включавший куплю-продажу рабов) в масштабах отдельных стран, формировались товарные потоки между странами.

Произошло пятое крупное общественное разделение труда - выделились группы людей, которые на профессиональной основе выполняли функции государства и поддерживали нормы права (фараон, царь, придворные, военачальники, судьи, полицейские и т. п.). Государство взяло на себя и некоторые экономические функции: организацию строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов, защиту отношений собственности, регулирование денежного обращения (чеканка денег) и т. п.

Наиболее богатые люди в государстве имели возможность приглашать архитекторов, скульпторов, художников, танцоров, летописцев, астрологов; возникли школы писцов с профессиональными учителями. Так произошло шестое крупное разделение труда.

Человек перед лицом закона

Во всех древнейших цивилизациях были созданы письменные своды законов. Это было большим шагом вперед по сравнению с первобытным обществом, где действовали обычаи. Они складывались постепенно, на протяжении сотен веков, превращались в традицию, которой должны были подчиняться все члены рода.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, - это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена сохранился получивший силу закона древний первобытный обычай, согласно которому человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, он просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение.

Особенно четкими были такие различия в Индии. Человека, принадлежавшего к высшей касте жрецов-брахманов, не казнили, даже если он "погряз во всяческих пороках". Такого брахмана согласно индийским законам нужно было просто выслать из страны, не нанося ему телесных повреждений, со всем его имуществом. Но, если шудра (представитель низшей касты слуг) осмеливался оскорбить брахмана бранными словами, ему отрезали язык.

Государство стояло на страже интересов высших слоев общества: самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против власти, совершал преступления против жрецов и храмов, наносил вред или похищал имущество царя и его приближенных, укрывал беглых рабов и т. д.

Неравноправие, царившее в обществе, распространялось и на семью. Во всех древних цивилизациях, кроме Египта, где сохранились остатки традиций матриархата, закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Это означало, что все имущество находилось в распоряжении главы семьи, которому принадлежало право организовывать хозяйственную деятельность в своем маленьком "государстве", наказывать своих "подданных" (младших членов семьи: жену, детей, младших братьев и сестер). Деспотическое устройство патриархальной семьи прекрасно иллюстрируется тем фактом, что по закону можно было продавать в рабство детей - как правило, за неуплату долгов.

Роль религии в жизни древнейших цивилизаций Востока.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов.

Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его - от земли, кровь - от воды, кости - от камней, дыхание - от ветра, а глаза - от солнца.

С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники - все это считалось одушевленным и сходным с человеком.

Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Важнейшее значение в системе мифологических представлений имел, конечно, образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличающийся от земного. Египтяне, например, верили, что где-то на западе лежит таинственный мир мертвых; там люди ведут примерно ту же жизнь, что и на земле. Умерший человек, чтобы добраться туда, должен преодолеть препятствия и уберечься от злых демонов.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Однако ростки рационального сознания, робкие попытки научного осмысления мира не были противопоставлены мифологии, а причудливым образом переплетались с ней. Поэтому, например, в рецептах врачей предписания чисто медицинского характера мирно уживались с магическими формулами, которые, по мнению лекарей, были столь же необходимы для здоровья больного.

Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Новый образ мира

Итак, первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали ее. Наиболее решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., примерно с VIII по II в. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества. Некоторые историки называют его революционным. В эту эпоху независимо друг от друга, почти одновременно многие цивилизации древности (однако не все) стали строить новую систему представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира, с его спокойной устойчивостью и ощущением извечной повторяемости в жизни природы и людей, заставило человека решать новые сложные вопросы. Перестав чувствовать себя частью природы, он стал иначе смотреть на себя, ощутил себя как личность, но одновременно осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение. И главное, начал создаваться образ идеального мира, во многом противоположный реальности образ, в котором человечество стремилось осознать, какими должны быть мир, люди и отношения между ними. Теперь уже смерть не воспринимается как простое продолжение земного существования. В потусторонний мир переносится идеал справедливой и гармонично устроенной жизни. Создается четкая нравственная система координат: греховность земного мира противопоставляется чистоте небесного. В эту эпоху формируются религии спасения, основанные на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того чтобы получить его благоволение, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир.

В Индии религиями спасения были буддизм и индуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и открывали путь к нравственному очищению. Различные философские школы зарождаются в Греции.

Рекомендованная литература:
  • Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2000.

Древний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

Первые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.
  Двуречье (Междуречье, Месопотамия) . В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.
   Двуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.
  Во 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.
  Египет . Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.
  Китай . Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

  
  Индия . Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

Первая Цивилизация возникла 62 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 41 в. назад.

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.

Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И м типологически близки государства, существовавшие во II - начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.

Д ревневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Д ревний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

С ознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий - скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

П олная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Т руд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие - единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага - мудрости.

К орпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

П ервые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Н а Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

И рригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Д ругой тип хозяйства - простое товарное производство - был представлен городским ремеслом

П ри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.

О сновой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя - живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Ш еловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников - к профессии.

Т акой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот - повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

П ервый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.

В торой этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Д ля этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.

Т ретий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Д ля этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Д ревневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Д ревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия - замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.

Н а вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Д ревневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Т акая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.

П ервые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V-IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) - в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

П редки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

П осле появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

К ооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы - общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Б ольшие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений - родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

П еремены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины - жрецу.

Н омы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

П роцесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

А налогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры - народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Ц ентром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма - эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

Н омовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность - в начале IV тысячелетия до Р.Х. - в Египте, на рубеже IV-III тысячелетий до Р.Х. - в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине - основном писчем материале Двуречья - удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

Е гипетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Р азличают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Е гиптяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки - на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, - Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Ц ивилизации Древнего Востока:

Д вуречье, Междуречье, Месопотамия. В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В о 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

Е гипет. Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.

К итай. Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

И ндия. Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++