Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Фотографы на войне. Правда о военных фотокорреспондентах вов. Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем

Фотографы на войне. Правда о военных фотокорреспондентах вов. Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем

30 ноября 1939 года началась советско-финская война, которую многие историки относят уже к событиям Второй мировой войны. Целью Советского Союза тогда было обеспечение безопасности Ленинграда, который располагался в опасной близости от границы с Финляндией. В случае начала полномасштабного военного конфликта Финляндия могла предоставить свою территорию в качестве плацдарма для размещения войск противников СССР. Кровопролитная советско-финская война продолжалась вплоть до марта 1940 года. В преддверии 75-летия этого события мы решили вспомнить о лучших фотографиях, демонстрирующих ужасы войны и радость победы. Предлагаем Вашему вниманию подборку 10 самых знаменитых военных фотографий.

«Комбат», Максим Альперт (1942)

Знаменитый снимок «Комбат» был сделан советским фронтовым корреспондентом Максимом Альпертом 12 июля 1942 года в Луганской области, где держал героическую оборону 220-й стрелковый полк. На фотографии запечатлен советский командир с пистолетом ТТ в руке, поднимающий своих бойцов в атаку. Альперт успел сделать лишь пару снимков командира до того момента, когда осколок снаряда разбил его фотоаппарат. Этим же снарядом командира батальона убило. Уникальная фотография была напечатана в советских газетах в том же году, а вот имя героя, запечатленного на снимке, оставалось неизвестным. Только спустя годы было выяснено, что легендарный комбат родом с Украины, Запорожской области. Снимок М. Альперта стал настоящим символом мужества и воинской отваги, он был увековечен в нескольких памятниках и юбилейных медалях.

Бомба «Толстяк», 1945

Уникальное фото, демонстрирующее взрыв американской атомной бомбы, прозванной «Толстяк» («Fat Man»), во время бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 года. Эта бомба весом четыре с половиной тонны имела плутониевое ядро, окруженное более чем шестьюдесятью зарядами взрывчатки, которые были собраны в правильную геометрическую форму, напоминавшую футбольный мяч. Детонирование зарядов приводило к цепной ядерной реакции и разрушительному взрыву.

На фотографии запечатлен первый и, к счастью, единственный случай в истории человечества, когда атомные бомбы использовались для военных задач. Во время американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки было убито более семидесяти тысяч человек, и еще многие тысячи людей скончались от последствий радиоактивного излучения в последующие годы. Сегодня эта знаменитая фотография наглядно показывает опасный потенциал атомного оружия и подлинный, безжалостный характер войны.

«Омаха Бич», Роберт Капа (1944)


6 июня 1944 года началась операция союзников, которая получила название «День Д», по высадке войск на берегах Нормандии (Франция). Всего было определено пять точек для высадки десанта, одной из которых стал пляж Омаха, за который отвечала американская армия. Именно в этом секторе произошли самые ожесточенные и кровопролитные бои с фашистскими войсками. Всего за один день боев американцы потеряли здесь порядка трех тысяч солдат. Произошло это потому, что самолеты-бомбардировщики из-за тумана не смогли разрушить укрепления противника в этом районе. На легендарном снимке, сделанном военным фотокорреспондентом Робертом Капой, запечатлен сам момент высадки войск на пляж Омаха, когда десяткам тысяч солдат приходилось преодолевать расстояние до берега под огнем артиллерии.

Капа во время этих страшных событий находился рядом с солдатами, ему также приходилось нырять под воду, чтобы спастись от пуль. Фотографу было некогда думать о технических моментах, поэтому снимок получился размытым, с явными ошибками в экспозиции. Впрочем, это не помешало фотографии стать по-настоящему культовой – ее напечатал журнал «Life», отдавая, таким образом, должное доблести и смелости солдат, героически погибших во время кровопролитного сражения.


«Казнь в Сайгоне», Эдди Адамс, 1968

Пожалуй, самое знаменитое фото Вьетнамской войны. Оно было сделано в 1968 году фотокорреспондентом агентства «Associated Press» Эдди Адамсом в Сайгоне, когда вьетконговцы начали активное наступление на город. В столице внимание фотографа привлекли двое пехотинцев южновьетнамской армии, которые конвоировали человека. Адамс с камерой в руках наблюдал за тем, как эти двое солдат рассказали генералу Нгуен Нгок Лоану о том, что арестованный убил полицейских. Тут же военачальник достал револьвер, направил ствол на голову пленного и нажал на спуск. Буквально за секунду до выстрела раздался другой щелчок – Адамс сделал свой легендарный кадр.

Это фотоизображение стало символом антивоенного движения в Америке, сыграв значимую роль в изменении отношения простых американцев к событиям Вьетнамской войны. Адамс получил за свой снимок множество престижных наград, включая Пулитцеровскую премию. Впрочем, события того дня не столь однозначны. Ведь пленного вьетконговца, которого хладнокровно убил бригадный генерал, арестовали у канавы, заполненной более чем тридцатью трупами полицейских и их родственников. Сам Адамс впоследствии назвал генерала Нгуен Нгока героем.

«Поднятие флага над Иводзимой», Джо Розенталь (1945)


Джо Розенталь запечатлел на камеру как группа морских пехотинцев США, которые участвовали в боях за крохотный остров Иводзима, поднимают флаг на горе Сурибаши. Этот снимок стал чрезвычайно популярным на западе и был перепечатан во многих изданиях. Примечательно, что гора Сурибаши была взята американскими войсками еще двумя часами ранее до самого момента съемки, и на ней уже был поднят звездно-полосатый флаг. Однако тот флаг был слишком маленьким, поэтому было решено заменить его более весомым полотном. Кстати, этот большой стяг уцелел до наших дней и хранится в Музее морской пехоты США. Захват острова дался американцам серьезной ценой – они потеряли более двадцати пяти тысяч человек убитыми и ранеными, поэтому фото Розенталя является одним из наиболее узнаваемых и значимых образов Второй мировой войны.

«Ополченец-лоялист в момент смерти», Роберт Капа (1936)


Еще один знаменитый снимок от выдающегося фотожурналиста Роберта Капы. В сентябре 1936 году тогда еще молодой репортер Капа отправился в Испанию, где в тот момент разворачивались события Гражданской войны. Утром 5 сентября Капа находился в окопе в Южной Эстремадуре. Когда началась атака республиканской армии и раздались автоматные очереди, Капа просто высунул из окопа свою камеру и наугад нажал на спуск. Каково же было его удивление, когда на проявленном фото он увидел удивительный момент – застреленный ополченец падает на землю в замедленном движении.

Фотография получилась очень драматичной и эмоциональной. Однако многие эксперты сомневаются, что этот невероятный кадр является подлинным. Они считают фотографию Капы постановкой, указывая на то, что сам автор фотографии на самом деле находился в нескольких километрах от эпицентра боевых действий. К тому же, известно, что ополченец, опознанный впоследствии по фотографии, в действительности был убит в тот момент, когда пытался скрыться за деревом.

«Сожжение заживо во Вьетнаме», Ник Ут (1972)


Душераздирающая и пронзительная фотография войны во Вьетнаме. На ней запечатлены плачущие, испуганные дети, которые бегут, спасаясь от воздушной атаки напалмом на деревню. Обнаженная девятилетняя девочка Фэн Тай Ким Фук, которую мы видим в центре фотографии, во время этих страшных событий получила смертельные ожоги. Но врачи в Сайгоне, выполнив семнадцать пластических операций, все же смогли ее спасти. В 90-е годы она переехала жить в Северную Америку, где основала собственный фонд, призванный помогать детям, которые стали жертвами военных конфликтов. Ник Ут за это фото был удостоен Пулицеровской премии.

Фриц Кляйн, врач печально известного концлагеря Берген-Бельзен, был арестован в апреле 1945 года представителями английской армии. Главной обязанностью этого врача был выбор евреев и советских военнопленных для отправки их в газовые камеры. В первые дни после освобождения концентрационного лагеря его вместе с другими эсесовцами заставили хоронить в братской могиле валявшиеся по всему лагерю Берген-Бельзен трупы. В этом лагере британские войска обнаружили более десяти тысяч трупов, ими также было освобождено шестьдесят тысяч заключенных. На снимке доктор Кляйн стоит в огромной могиле на горе мертвецов. В конце 1945 года по решению британского трибунала Фриц Кляйн был повешен.

«Знамя победы над Рейхстагом», Евгений Халдей (1945)


Евгений Халдей 30 апреля 1945 года сумел запечатлеть легендарный момент – бойцы советской армии водружают Знамя победы над Рейхстагом. В СССР снимок стал настоящим символом победы над фашистской Германией, он также был опубликован во всех ведущих изданиях мира. Всемирно известная фотография, сделанная советским фотокорреспондентом Евгением Халдеем, на самом деле была постановочной. По заданию редакции Халдей отправился в Берлин, взяв с собой три красных знамени, одно из которых как раз и украсило Рейхстаг. Но к тому моменту советские воины уже водрузили флаг на здание Рейхстага, поэтому Халдей решил сделать ряд постановочных фото. Он попросил солдат 8-й гвардейской армии, встретившихся ему на пути, помочь забраться на историческое здание и установить там красное знамя. Халдей нашел наиболее удачный ракурс и отснял две кассеты с пленкой.

«Победа на Тайм-Сквер», Альфред Эйзенштадт, 1945

Напоследок, хорошо узнаваемая фотография, сделанная на Таймс-Сквер репортером журнала Life Эйзенштадтом в мгновение триумфа – во время празднования капитуляции Японии. На снимке военный моряк целует незнакомую девушку-медсестру. Фотографу удалось подловить удачный момент во время всеобщего народного ликования. Фотография поцелуя на Таймс-Сквер стала для американцев символом победы во Второй мировой войне. Герои этого легендарного кадра встретились на центральной площади Нью-Йорка совершенно случайно, они не знали ничего друг о друге до этого момент. Все произошло очень быстро, пара поцеловалась, а затем их тут же окружила толпа людей и они растворились в ней. Поэтому имена героев фото Эйзенштадта долгое время оставались безымянными.

Только спустя десятилетия, наконец, удалось идентифицировать девушку – ею оказалась Эдит Шейн. В августе 1945 года она услышала долгожданную новость об окончании войны и побежала праздновать на Тайм Сквер, где Эдит и попала в объятия совершенно незнакомого моряка. А вот роль того самого моряка из легендарной фотокарточки впоследствии оспаривали множество мужчин. Считается, что это был Карл Мускарелло, которому в момент празднования победы над Японией было около двадцати лет.

Их имена прочно вошли в историю не только отечественной фотографии, но и в историю советской журналистики. Смелость, непоколебимая вера в победу и самоотверженность, - вот что отличало каждого из них, когда они добровольцами шли на фронт и под пулями создавали фотолетопись страны. Представляем обзор самых известных советских фотокорреспондентов времен Великой Отечественной войны.

Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе. Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в Одессе. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы состоял в ассоциации фоторепортёров при московском доме печати.

В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», где подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.

Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Альперт - автор знаменитой на весь мир работы «Комбат», ставшей одним из символов войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).

Анатолий Архипов (1913-1950)

Анатолий Архипович Архипов родом из Харькова, с 1939 года работал фотокором редакции «Советской Украины», затем переведен в Москву в «Иллюстрированную газету». Первые снимки Великой Отечественной войны Анатолий Архипов сделал в мае 1942 года на Юго-Западном фронте. Впервые его фотографии были опубликованы в 1942 году в агитационном журнале «Фронтовая иллюстрация».

Потом были Сталинград, в боях за который Архипов был ранен в ноябре 1942-го, Ленинградский фронт, освобождение Восточной Украины, Курская битва, освобождение Киева, Белоруссии, Польши, наступление в Германии. Снимал он и простых солдат, и военачальников.

Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)

После окончания в 1939 году механико-математического факультета Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж. По заданию газеты «Известия» он запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом. По воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием судьбоносного решения Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени - душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года подполковник И. Волков снова представил старшего лейтенанта Бальтерманца к награде - ордену Отечественной войны II степени.

Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашёл работу. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.

В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил пик своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе и тяготы войны. Фотограф стал известен за границей - персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.

Наталья Боде (1914-1996)

Родилась 17 (30 декабря) 1914 года в Киеве в семье преподавателя техникума. В 1934 году работала фотокорреспондентом в газете ЩКПУ «Коммунист». В 1938 году перешла в Фотохронику ТАСС по Украине. В 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта.

После войны в 1945 году в «Детиздате» вышла книга фотографий «Дорогами войны», получившая премию. Участвовала во многих всесоюзных и международных фотовыставках. С 1945 года жила в Москве. Работала московским корреспондентом украинской газеты «Радянска Культура».

Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска и т.д.

Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем - при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.

Его фотографии - наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Член Союза журналистов СССР с 1967 года.

(1911–1984)

Известнейший на весь мир классик советской фотографии.

Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в Фотохронике ТАСС. В 1934 году переезжает в Москву, где получает возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков - В. Чкалова, М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.

В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР. Снимал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.

После войны, работая в ТАСС, Э. Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.

Эммануил Евзерихин умер в 1984 году.

Георгий Зельма (1906-1984)

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) hодился в 1906 году в Ташкенте. В 1921 году переехал в Москву, где он начал фотографировать старой камерой «Kodak» 9×12. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото», куда он пришел учеником фотографа и вскоре начал работать самостоятельно.

Фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине.

Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года - в агентстве «Новости».

Борис Игнатович (1899-1979)

Борис Всеволодович Игнатович родился в Луцке. Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил газету «Горняк». В 1922–1925 в Петрограде увлёкся фотографией. После возвращения в Москву стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортёров при Доме печати, с 1927 бильдредактором и фотокорреспондентом газеты «Беднота», сотрудничал в журналах «Нарпит», «Прожектор», «Огонёк», «Советское фото» и «СССР на стройке».

Вместе с Александром Родченко - один из организаторов и руководитель Группы «Октябрь».

В 1930-х гг. увлёкся кинорепортажем, снял несколько документальных фильмов (киноочерк «Сегодня» и фильм о Кукрыниксах и др.). Одновременно руководил отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва».

В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом в газете 30-й армии «Боевое знамя». Работал в тылу врага, снимая партизанское движение.

После войны работал во многих журналах и издательствах, возглавлял клуб «Новатор». Создал портреты деятелей культуры и искусства (Корнея Чуковского, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и др.). Награждён медалями СССР. Автор знаменитого фото Сталина с Наханговой.

Борис Кудояров (1898-1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии - Унионфото, с 1931 года - фотокорреспондент агентства Союзфото. Специализировался на спортивных сюжетах, а также создавал «фотолетопись индустриализации и коллективизации страны». В 1932 во время празднования Первого мая с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов.

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.

Марк Марков-Гринберг (1907-2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг в 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». С 1930 года работал в ТАСС, а в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».

После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

Почётный член Союза фотохудожников России. М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

Марк Редькин (1908-1987)

Марк Степанович Редькин родился в городе Астрахани в 1908 году в семье моряка. В юности работал на судоремонтном заводе сварщиком. В 1932 году окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1933 году был призван на военную службу. С 1934 года начал заниматься снятием фотографий для газет. С 1934 по 1941 год работал в газете «Красная звезда». Во время войны был фотокорреспондент ТАСС, а также газеты «Фронтовая иллюстрация». Был знаком с А. С. Шайхетом и Я. Н. Халипом.

В 1934–1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время - корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».

(1913-1986)

Родился в 1913 году в Харькове. Окончил рабочий факультет Харьковского университета; сотрудничал с харьковской газетой «Вечернее радио». С 1936 года - фотокорреспондент республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

С начала Великой Отечественной войны являлся фотокорреспондентом газеты «Правда» на Юго-Западном фронте. В дальнейшем снимал на разных фронтах, наиболее известны его фотографии, сделанные в битве за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.

В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Издал несколько авторских фотоальбомов. Награжден орденами и медалями.

Умер в Москве в 1986 году.

Михаил Савин (1915-2006)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. С 1939 года работал в Фотохронике ТАСС. В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. В качестве фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». С 1946 по 1992 год один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек».

Автор фотоальбомов, участник многих выставок фотографий, особенно посвященных Великой Отечественной войне. Увлекался живописью. Живет в Москве. с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда».

Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек».

Сергей Струнников (1907-1944)

Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Москве в семье художника. В 1926 году окончил среднюю школу и начал работать расклейщиком афиш в московском кинотеатре. Через год поступил в Государственный кинотехникум (в дальнейшем - Всесоюзный государственный институт кинематографии). Будучи студентом, в 1929 году самостоятельно снял документальный фильм о работе геолого-разведочной партии «Разведка горючего». Весной 1930 года закончил курс техникума и приступил к работе на студии «Межрабпомфильм» в группе известного режиссера В. Пудовкина. Тогда же начал публиковать снимки в центральной печати.

Добровольно вступил в ряды Красной Армии и год проработал в армейской газете. С 1932 года - фотокорреспондент газеты «Правда».

В 1933 году участвовал в составе полярной экспедиции на ледоколе «Красин» в качестве фотокорреспондента «Главсевморпути». Вел репортажи со строек пятилетки в Сред-ней Азии и Закавказье.

В 1940 году 10-летие его фоторепортерской работы было отмечено персональной выставкой в Центральном Доме журналиста. С 1941 года - военный фотокорреспондент «Правды». Всемирную известность получил его снимок «Зоя», сделанный под Москвой в январе 1942 года. Снимал под Одессой, Тулой, в блокадном Ленинграде, на Харьковском направлении, в Сталинграде. Погиб в июне 1944 года во время налета вражеской авиации на аэродром под Полтавой.

(1919-1998)

Всеволод Сергеевич Тарасевич начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года - фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС. С начала войны - фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов.

Наиболее значительная работа военного периода - серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941–1943 гг).

После окончания войны три года сотрудничал в газете «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву - фотокорреспондент ВДНХ, журналов «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек». С 1961 года - фотокорреспондент агентства печати «Новости». Один из первых советских фотографов, кто начинает снимать на цвет (1954–1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет» (Фотобиеннале 2008).

В 70-е декан факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов.

Виктор Темин (1908-1987)

Виктор Антонович Темин родился 21 октября (3 ноября) 1903 года в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола, Республика Марий-Эл) в семье священнослужителя. Свой первый фотоснимок сделал в Мензелинске, когда был ещё школьником.

В 1922 году начал работать корреспондентом газеты «Известия ТатЦИКа». В 1929 году по заданию редакции «Красной Татарии» Виктор Антонович фотографировал приехавшего в Казань Максима Горького. При встрече писатель подарил корреспонденту портативный фотоаппарат «Лейка».

В 1930-е годы В. А. Тёмин снял ряд значимых событий: первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелёты В. П. Чкалова, А. В. Белякова и Г. Ф. Байдукова, первый перелёт женщин-летчиц на самолете «Родина», экспедиции в Арктику на ледоколах «Таймыр», «Мурманск», «Ермак», «Садко». Участвовал в боях на озере Хасан, Халхин-Голе, в советско-финской войне (1939–1940).

В годы Великой Отечественной войны В. А. Тёмин как фронтовой корреспондент бывал на разных фронтах. В полдень 1 мая 1945 года с борта самолёта По-2 сфотографировал Знамя Победы. Этот снимок был оперативно доставлен им в редакцию «Правды». Фото «Знамя Победы над Рейхстагом» было напечатано газетами и журналами десятков стран мира.

Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Михаил Трахман (1918 - 1976)

Михаил Анатольевич Трахман родился в Москве и увлекся фотографией еще в школьные годы. Первые снимки опубликовал в московских газетах в конце 30-х годов.

В 1938 году он стал фотокорреспондентом «Учительской газеты». В 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Анатольевич являлся фотокорреспондентом Совинформбюро, работал в газете «Красная звезда». Наиболее известны его военные фотографии из партизанской серии. После войны работал в журнале «Огонек» и фотокорреспондентом на ВДНХ. Награжден Орденом Красной Звезды.

Давид Трахтенберг (1906–1980)

Давид Михайлович Трахтенберг начал работать в Ленинграде; по образованию он был художником и в своей работе часто использовал фотографию, затем начал снимать сам. В конце 1930-х годов он стал фотокорреспондентом «Ленинградской правды». В годы войны вел подробную фотолетопись блокады родного города. Он - автор уникальной фотосерии «Прорыв Ленинградской блокады».

После войны вышли в свет книги Давида Трахтенберга о той великой трагедии, очевидцем, свидетелем и участником которой он оказался, став ее летописцем. В послевоенное время продолжал работать в газете «Ленинградская правда», по заданию ряда издательств Москвы и Ленинграда выполнял съемки для книг и альбомов.

Георгий Угринович (1910-1989)

Георгий Иванович Угринович родился в 1910 году в Днепропетровске. Работал в журнале «Украина» в Киеве.

Во время Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом ТАСС по Украине, сделал большое количество фотографий, посвященных освобождению Украины от германских захватчиков.

После окончания войны работал внештатным корреспондентом в издательстве «Мистецтво».

Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик на фоне деревьев. Фото: Георгий Угринович

Александр Устинов (1909-1995)

Родился в 1909 году в Москве. Выпускник операторского факультета Института кинематографии, сотрудничал с газетами «Гудок», «Машиностроение», «Красная звезда», «Иллюстрированная газета», журналом «Огонек». В 1938 году по заданию «Огонька» снимал свой знаменитый фоторепортаж о подготовке перелета экипажа самолета «Родина», совершившего беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.

Александр Васильевич с середины тридцатых годов работал фотокорреспондентом в газетах «Красный воин» и Красная звезда«. В годы войны был фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». Фотографировал в знаменитый парад 7 ноября 1941 года Москве, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах.

Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. После войны продолжил работать корреспондентом газеты «Правда».

Василий Федосеев (1913-1973)

Василий Гаврилович Федосеев - фотокорреспондент ЛенТАСС с 1939 г. Принимал участие в войне с Финляндией.

Во время Великой Отечественной войны снимал блокадный Ленинград; автор большого количества снимков, запечатлевших будни блокадного Ленинграда, героизм его граждан, их труд и быт.

После войны работал в Совинформбюро и в фотохронике ЛенТАСС; участник и лауреат всесоюзных фотовыставок.

(1917-1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.

С 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина.

Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. с 18 лет стал работать фотокорреспондентом, с 1939 года представлял «Фотохронику ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня, сделав огромное количество фотографий, многие из которых стали знаменитыми (в том числе и один из символов Победы - фото «Знамя Победы над Рейхстагом»).

Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс.

В 2014 его «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов.

Николай Хандогин (1909-1989)

Николай Иванович Хандогин с 1935 года работал в редакции ленинградской фронтовой газеты «На страже Родины».

Снимал советско-финскую войн 1939-1940 гг. После нападения Германии на Советский Союз был назначен военным фотографом Ленинградского фронта.

Фотографировал события в Ленинградской области, в Эстонии и Карелии, блокаду Ленинграда.

После войны Хандогин продолжал работать в редакции газеты «На страже Родины», а также в популярных журналах «Советский Союз» и «Огонек».

Иван Шагин (1904-1982)

Иван Шагин родился в Ярославской области в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.

17-летний юноша был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы.

В 1920-е годы вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа. В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз.

Фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда», во время Великой Отечественной войны Шагин работал военным фотокорреспондентом, снимал от первого до последнего дня - от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года.

(1898-1959)

Аркадий Самойлович Шайхет родился 28 августа (9 сентября) 1898 года в Николаеве (ныне Украина) в еврейской семье. В 1922–1924 годах работал ретушёром в частной фотографии в Москве. С 1924 года сотрудничал в журналах («Огонёк», «СССР на стройке», «Наши достижения»), создав в своих репортажах фотолетопись первых пятилеток.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 много снимал на фронте как корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Фотографировал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.

В послевоенные годы снова работал в журнале «Огонёк»

При подготовке обзора использовались материалы

Есть хорошие фотографии, есть не очень, есть и вовсе малозаметные. А еще существуют кадры, которые меняют мир и двигают историю. Не всегда это профессиональные снимки, чаще даже, наоборот, речь идет о любительских фотографиях. Просто человек с фотоаппаратом оказался именно там, где было нужно, и сделал снимок, который остался в памяти людей и спустя поколения. В этой подборке - десять военных фотографий, которые человечество уже не сможет забыть.

У доктора Фрица Кляйна, врача лагеря Берген-Бельзен, была специфическая работа: отбирать евреев и цыган для отправки в газовые камеры. Тем не менее, выполнял он ее добровольно и, как говорится, со всем старанием. Более того, он даже не сделал попытки бежать, когда к лагерю подошли британские войска. Собственно, этот снимок и был сделан в момент, когда по требованию британцев бывший персонал лагеря собрал валявшиеся на всей его территории трупы в одну братскую могилу, где они и были похоронены. Ну а трудовое рвение Фрица Кляйна оценили по достоинству: 13 декабря 1945 года по приговору военного трибунала он был повешен.

В Варшавском гетто, крупнейшем из всех, жило до 450 тысяч евреев - если это, конечно, можно назвать жизнью. Само гетто было создано в 1940 году, но уже летом 1942 года началась массовая отправка его жителей в лагерь смерти Треблинку. А весной 1943 года в гетто вспыхнуло вооруженное восстание. Повстанцы, вооруженные самодельным оружием и бомбами, а также немногочисленными пистолетами, попытались оказать сопротивление немецкой администрации. В результате шесть тысяч человек было убито при подавлении восстания, еще семь тысяч сгорело в пожаре, устроенном немцами, остальных вывезли в Треблинку. Сам же этот снимок под названием «Насильственно выведенные из выгонов» сперва был опубликован самими немцами, а затем использовался на Нюрнбергском процессе как доказательство нацистских преступлений.

На снимке знаменитого Роберта Капы, сделанном в день Д, запечатлен момент высадки союзных войск во Франции. Десятки тысяч американских, британских и канадских солдат под шквальным огнем немецких войск добрались до берега, многие вплавь. И Капе некогда было заботиться о правильной экспозиции: когда вершится история, не до технического совершенства снимков.

На фотографии, официально называющейся «Лоялист-ополченец в момент смерти», зафиксирована трагическая гибель одного из солдат во время гражданской войны в Испании, которая была начата в попытке остановить приход к власти фашистского правительства Франко. Снимок облетел весь мир, показав жестокость войны. И хотя сегодня почти всеми он признан постановочным, это не уменьшает эффекта, который производит вид солдата, погибающего словно бы на глазах зрителя. Автор фотографии - снова Роберт Капа.

Это одна из самых знаменитых фотографий времен войны во Вьетнаме, и без того богатой на фотохронику. На ней руководитель государственной полиции Вьетнама генерал Нгуен Нгок Лоан стреляет в только что пойманного вьетконговца. За этот кадр Эдди Адамс получил Пулицеровскую премию, а сам снимок стал одним из сильнейших стимулов к антивоенному движению. Впрочем, обстоятельства его создания не столь однозначны: вьетконговца, которого звали Нгуен Ван Лем, поймали около канавы, в которой было несколько десятков трупов полицейских и членов их семей.

Фотография отразила кульминацию второй войны в Ираке и стала символом смены режима в стране. Культ Саддама Хусейна пал вместе с этой статуей, а вскоре и сам диктатор был повешен по приговору трибунала. Для сотен тысяч американских солдат и их родственников фотография стала знаком того, что войне конец.

Ник Ут: Вьетнамская война, 1972 год

Еще одна фотография из Вьетнама. Обнаженная девочка на переднем плане - Фэн Тай Ким Фук, которая только что сорвала с себя горящую одежду. Дело в том, что авиация Вьетнама нанесла авиаудар по деревне Транг, в которой укрепились вьетконговцы. Деревня сгорела, а Ким Фук получила страшные ожоги. Врачи американского госпиталя в Сайгоне считали их смертельными, но все же после 17 пластических операций девочку удалось спасти. Фотограф Ник Ут получил за снимок Пулицеровскую премию, а для нового правительства Вьетнама Ким Фук стала чем-то вроде агитматериала. В итоге в 1992 году она вместе с мужем бежала в Канаду, где живет и поныне, основав фонд и помогая детям, ставшим жертвами войн.

Джо Розенталь: американский флаг над Иводзимой, 1945 год

Это, пожалуй, главная для США военная фотография. На ней запечатлен момент, когда морские пехотинцы устанавливают флаг (впрочем, второй - первый был слишком мал) на горе Сурибачи. Флаг стал символом первой сухопутной победы американцев над войсками Японии, тем более что далась она немалой ценой: США потеряли в битве за Иводзиму более 25 тысяч человек убитыми и ранеными. Ну а фотограф Джо Розенталь не только получил Пулицеровскую премию, но и навсегда вписал свое имя в историю мировой фотографии.

Этот снимок узнают во всем мире. Вероятно, его можно считать самой известной военной фотографией за всю историю человечества. Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом 1 мая, когда бои в Берлине еще не закончились. Снимок, конечно же, постановочный, был сделан днем позже: 2 мая фотокорреспондент упросил бойцов подняться на купол здания с флагом, причем это были уже другие солдаты. Тем не менее, фотография стала знаменитой и для миллионов людей по-прежнему остается символом Победы.

Источник - http://lifeglobe.net/

66 лет, Нью-Йорк:

Если честно снимаешь войну, получается антивоенная фотография.

Правду не нужно приукрашивать. Ее надо просто сказать, и часто бывает достаточно сделать это один раз.

Страх — это настолько фундаментальное чувство, что ему трудно дать определение. Но я могу сказать вам, что он делает с людьми. Если он вас парализует, он может вас убить. Но если он заставляет вас лучше видеть то, что происходит вокруг, он может спасти вам жизнь.

Конечно, я никогда не считал себя неуязвимым для пуль и снарядов. У меня в ногах полно осколков.

Если бы я мог перенестись в прошлое и сфотографировать любую войну? Крестовые походы. Шансы уцелеть были бы мизерные. Масштабы и средства, которыми тогда велись войны, поражают. Битва при Гастингсе показалась бы современному наблюдателю просто невероятной. А битвы Александра Македонского, когда люди дрались лицом к лицу? Трудно понять, как можно было заставить их пойти на это.

Человечество, конечно, сильно продвинулось вперед. Но во многих отношениях мы еще стоим на очень низкой ступени развития, когда инструментом для достижения тех или иных целей становится насилие. Не знаю, когда мы от этого избавимся… если вообще избавимся.

Главным оружием во время геноцида в Руанде были сельскохозяйственные инструменты. Мачете. Дубинки. Топоры. Пики. Лицом к лицу. Гибли толпы беспомощного народа. Дети. Мне это непонятно. Я знаю, что так было. Я видел последствия и знаю, что причиной всему были страх и ненависть. Но я не понимаю, как можно заставить такое количество людей идти на такие зверства, что называется, в открытую. Бомба может убить многих, но она очень безлична. Во времена Александра, по крайней мере, вооруженные люди дрались с вооруженными. Было какое-то равенство. Но пускать оружие в ход против беззащитных людей — это у меня просто в голове не укладывается.

Думаю, теперь я уже совсем не тот, кем был в самом начале. Я даже и не помню, каким я был.

Если в какой-то момент повлиять на исход событий могу только я, то я ненадолго перестаю быть репортером и помогаю людям. Несколько человек, которых собирались линчевать, уцелели, потому что я вмешался. Однажды я пытался спасти человека в Индонезии. Люди из мечети в Джакарте были оскорблены тем, что христиане устроили рядом с мечетью зал для игры в бинго. Они считали, что бинго — азартная игра, а это было против их религиозных убеждений. Поэтому они напали на зал и стали убивать охранников-христиан. Когда я спрашивал у прохожих, что случилось, один охранник побежал по улице — за ним гналась толпа. Я пытался помешать толпе его убить. Три раза они и вправду останавливались. Один из них хотел перерезать охраннику горло, но тут я встал на колени и принялся умолять его не делать этого. И он послушался. Опустил нож и помог охраннику подняться. Но потом толпа набросилась на меня с угрозами. На меня напирали, оттесняли назад. В это время другие покончили с охранником. Думаю, если бы кто-нибудь из них меня ударил, то и со мной бы разделались заодно. Потом я снова начал фотографировать охранника, но это их не волновало. Фотографировать они мне разрешили. А вот остановить себя — нет.

Мне кажется, причиной большинства конфликтов, о которых я делал репортажи, была не религия. Территории — да. Или власть. Или еще что-нибудь. А религия — только русло, в котором они развиваются.

Сейчас на мне серо-голубая рубашка, но я никогда не надел бы ее в зоне военных действий. Она может показаться армейской. Вызвать вопросы. Я люблю носить белое, потому что в нем прохладно, а я бываю в очень жарких местах. Кроме того, это нейтральный цвет. В нем больше сливаешься с окружающим.

Если вы хотите войти в контакт с людьми, у которых большое горе, которые боятся, которые в отчаянии, это нужно делать особым образом. Я двигаюсь чуть замедленно. Говорю чуть замедленно. Я даю им понять, что отношусь к ним с уважением. По тому, как вы смотрите на людей, они видят, насколько добрые у вас намерения. Все эти мелочи подмечают те, в чью жизнь вы хотите проникнуть.

Побывать в бою, слышать, как пули свистят у твоей головы, как вокруг рвутся снаряды, и выйти оттуда целым и невредимым — это, конечно, в каком-то смысле очень волнующе. Испытываешь мощный прилив адреналина. Но я занимаюсь своим делом не ради этого. Насколько мне известно, среди серьезных военных корреспондентов нет таких психов, которые идут туда за острыми ощущениями.

В честолюбии самом по себе нет ничего плохого. Но в опасной ситуации оно может повлиять на твою способность здраво соображать.

Я наполовину глухой. У меня плохие нервы и постоянно звенит в ушах, а бывает, я и вовсе ничего не слышу. Наверное, я оглох из-за того, что не вставлял в уши затычки. Потому что на самом деле я хотел слышать. Ты хочешь достичь максимальной силы ощущений — пусть даже они чересчур болезненны.

Мои работы дают очень слабое представление о том, что это такое — быть там.

Голод и болезни — это самые древние орудия массового уничтожения. Когда жгут поля и убивают животных, люди становятся уязвимыми. В Сомали такими методами были убиты сотни тысяч людей.

Чаще всего мои сны связаны не с тем, что я видел в разных местах, а с чувствами, которые я там испытывал. Больше мне не хотелось бы ничего говорить о моих снах.

Я вернулся из Франции 10 сентября, примерно в одиннадцать вечера, и даже не стал распаковывать сумки: на следующий день я опять уезжал. Утром я пил кофе, и вдруг снаружи раздался резкий, громкий звук. Звук был странный, и я не понял, что это. Я выглянул в окно и увидел первый горящий небоскреб. Сначала я подумал, что пожар произошел из-за несчастного случая. Конечно, мне стало любопытно, и я начал распаковывать камеры, чтобы пойти туда и посмотреть поближе. Но тут я услышал второй такой же звук и увидел, как загорелась вторая башня. Тут я догадался, что это теракт. И у меня возникло сильное подозрение, что за этим стоит Усама бен Ладен.

Моя квартира недалеко от Всемирного торгового центра, я добрался до него примерно за десять минут. И опять, как всегда, я бежал к тому месту, откуда бежали все остальные. Когда Северная башня начала падать, я уже стоял прямо под ней. Грохот был, как от водопада. Я поднял глаза — на меня рушилась лавина из стекла и стали. Это было одно из самых потрясающих зрелищ, какие я только видел. В каком-то смысле оно было прекрасно, и мне очень захотелось фотографировать. Но я понимал, что у меня нет времени. Я словно очутился в гиперпространстве. Нужно было усвоить столько информации, принять столько решений и преодолеть такие расстояния… Сейчас все это выглядит просто невероятным. У меня были считанные секунды на то, чтобы услышать это, увидеть, понять, что я не успею сделать снимок, осмотреться в поисках укрытия и добраться до него. Я заметил, что вход в отель «Миллениум» открыт, и кинулся в вестибюль. Он был застеклен, я понимал, что его разнесет вдребезги и мне нужно пробираться дальше. Я бросился к лифтам, увидел открытую кабину, вскочил внутрь и прижался спиной к стене. В этот момент все вокруг окутал мрак.

Мрак был полным и абсолютным. Я знал, что еще жив, только потому что задыхался. Я кашлял и хватал ртом воздух посреди гигантского облака, которое весь мир видел снаружи. Потом я опустился на четвереньки и пополз — я передвигался на ощупь в темноте, иногда подавая голос, чтобы проверить, нет ли рядом раненых. Но вокруг стояла тишина. Наконец я увидел вспышки, совсем неяркие. Поначалу я никак не мог понять, что это может быть. Но потом сообразил, что это машины мигают поворотниками, и понял, что выбрался на улицу. Я по-прежнему ничего толком не видел, но уже начал кое-как ориентироваться, и повернул на север. Через некоторое время сквозь темноту стал просачиваться свет, и я пошел на этот свет.

Я никогда не расстаюсь со своими камерами. Полиция пыталась выгнать всех с места происшествия, но я провел там весь день — снимал, все время ожидая, что меня вот-вот выгонят.

Сейчас меня задевает за живое одно фото. То, что было Всемирным торговым центром, превратилось в груду металла. Неба нет — только пыль и дым. Это настоящий апокалипсис. На снимке видна очень маленькая фигурка пожарного: он что-то ищет в развалинах. Но описывать это словами бессмысленно. Вся сила в картинке.

Я снимал, пока хватало света и пленки, — примерно до половины десятого. Потом отнес пленку в журнал Time. Это определенно был один из самых тяжелых рабочих дней в моей жизни. Чтобы попасть домой, мне пришлось пройти пешком несколько миль. Весь Манхэттен к югу от 14-й улицы был закрыт. Света не было. Над головой проносились самолеты. Везде были солдаты Национальной гвардии. Кордоны стояли чуть ли не через каждый квартал. В воздухе висела едкая гарь. Когда я добрался до дома, там не было ни электричества, ни горячей воды. Я зажег свечи — очень привычная для меня история. Я был в зоне военных действий. Только война пришла к нам домой.

Не думаю, что в нашей профессии можно уйти на покой.

Я никогда не выигрывал в лотерею, да и как фотограф я не слишком удачлив. Но мне везет в главном: я до сих пор жив. Ведь я рискую каждый день. По сравнению с этим любое другое везение — ерунда.

Как мне удается сохранять оптимизм? Очень просто. Люди, которые попадают в подобные ситуации, все равно не перестают надеяться. Если у них остается надежда, почему я должен ее терять?

Фотография в том виде, какой мы её знаем, была представлена общественности в 1840-ых. Она была предложена, как окончательное изображение действительности и вечное заключение истории - в отличие от искусства или прозы, фотографии не легко изменить, или подделать. Они использовались, чтобы изобразить ужасы и истины войны, сообщить общественности о конфликтах во всем мире и подсознательно внушать важность национальной гордости и патриотизма, демонстрируя храбрость и отвагу молодых солдат на линиях фронта. Сегодня военная фотография приняла пугающий оборот, манипуляция и изменение - повестка дня, и часто трудно подтвердить их подлинность. Многие фотографии в этой подборке были подвергнуты сомнению и подробно исследовались, но их воздействие на мир оказалось очень сильным, несмотря на сомнения и критические замечания.

10. Бомба "Толстяк", 1945 год.

Это одна из самых известных фотографий в мире. Она изображает ядерный удар по Нагасаки, куда была сброшена бомба "Толстяк" 9-ого августа 1945. Американская бомбежка Японии на заключительных этапах Второй мировой войны стерла с лица Земли три городских мили и молниеносно убила 70,000 человек и еще многих посредством радиоактивного облучения в последующие годы. В то время, новости об атомной бомбежке сердечно приветствовались в Америке, подкрепляемые этим изображением (работала цензура фотографий, запрещая показывать смерть и человеческие жертвы). Несколько лет спустя, однако, документальные фильмы и фотографии были раскрыты, и мир узнал об ужасной человеческой трагедии. С тех пор эта фотография используется, чтобы представлять истинный характер войны и опаснейший потенциал человеческих изобретений.

9. Доктор Фриц Кляйн стоит в братской могиле в Белсене.

На этой известной фотографии доктор Фриц Кляйн, врач лагеря, стоит в братской могиле в концентрационном лагере Бергена-Белсен. Его главная обязанность была выбором заключенных, чтобы отправлять в газовые камеры. С 1942-1944 сюда на поездах привозили евреев, цыган, людей с ограниченными возможностями, советских военных заключенных, гомосексуалистов, "Свидетелей Иеговы" и других политических и религиозных противников. Здесь, после процесса выбора, заключенных заставляли работать по 12-15 часов. Более слабых, более старых и беспомощных посылали непосредственно в газовые камеры (где в конечном счете оказывались все). От тел избавлялись, закапывая их в братских могилах, или сжигая на кострах.


8. Гражданское сопротивление, 1943.

Варшавское гетто в Польше было самым большим в оккупированной нацистами Европе и было основано в 1940, чтобы "содержать" 400,000 евреев в колючей проволоке. Болезнь, голодание, нападения и убийства охранниками подкосили жителей, которые, несмотря на все это, основали подпольные организации, чтобы управлять школами, больницами, приютами и местами отдыха. Эта фотография показывает последствие всемирно известного Варшавского сопротивления в 1943, в котором нацистские силы были атакованы самодельным и ввезенным контрабандой оружием. Позже 13,000 человек были убиты в гетто, а остальные были захвачены и высланы в концентрационные лагеря. Снимок выше делался нацистским солдатом и был издан немецкой прессой с заголовком, “Насильственно выведенные из выгонов". Фото позже использовалось в качестве доказательств против нацистских чиновников на Нюрнбергском процессе 1945-46.


7. Пляж Омахи, день "Д", 1944 год.

Роберт Капа, венгерский боевой фотокорреспондент, известен снимками, которые он делал во время Второй мировой войны и благодаря которым мир смог взглянуть на действительность войны. Эта фотография показывает вторжение 6-ого июня 1944 в оккупированную нацистами Нормандию британскими, американскими, канадскими и Свободными французскими войсками. О нехватке фокусировки сообщается, как об ошибке молодого стажера. Журнал Life, на который работал Капа, принял решение издать изображение так или иначе, поскольку оно передавало усилия Союзных войск, плывущих к пляжу Омахи под огнем артиллерии и пулеметами. Именно этот вид фотографии поднял национальную гордость и по сей день отдает честь погибшим солдатам самой кровопролитной войны.


6. Падающий солдат, испанская гражданская война, 1936.

“Лоялист Ополченец в момент Смерти” - официальное название этой фотографии, которая изображает момент, когда ополченец застрелен и почти в замедленном движении падает на землю. Упавшим человеком, как говорят, является Федерико Боррель Гарсия, испанский республиканский солдат анархист. До 1970-ых об изображении говорили, что это одна из самых печально известных и поразительных фотографий испанской гражданской войны. Позже подлинность этого снимка была подвергнута сомнению.


5. Генерал Нгуен Нгок Лоан казнит пленного Вьетконговца, Вьетнам, 1968.

Эта получившая Пулитцеровскую премию фотография Эдди Адамса находится среди самых известных военных фотографий всего времени. Человек с оружием - генерал Нгуен Нгок Лоан, Руководитель Государственной полиции республики Вьетнам. Казненным является Нгуен Ван Лем, солдат Вьетконга. История утверждает, что заключенный был найден около канавы, заполненной телами 34 полицейских и их родственников. Шум, созданный этой фотографией, открыл новую главу в мире фотожурналистики: “картина стоит одну тысячу слов.” Изображение стало антивоенным символом, но Адамс ответил: “Я убил генерала своей камерой …, но о чем фотография не говорит, так это о том, "Что бы Вы сделали, если бы Вы были генералом, и в тот жаркий день поймали плохого парня, который убил солдат и их семьи?”.


4. Обрушение статуи Саддама Хусейна в Багдаде, 2003 год.

Эта фотография, самая новая из этой подборки, имела значительное символическое влияние. Как символ его всеобъемлющей власти, культ личности Саддама пленил иракскую культуру; статуи, портреты и плакаты были построены в его честь по всей стране, и его лицо было показано всюду, от фасада зданий, школ и аэропортов, до поверхности национальной валюты. Когда режим Саддама был свергнут в 2003 году, изображения разрушения большой статуи в Багдаде были переданы по телеканалам всего мира.

3. Сожжение заживо во Вьетнаме, 1972.

Эта фотография является одной из самых жутких и выворачивающих сердце в современной истории. Обнаженная девочка в центре, Фэн Тай Ким Фук, является жертвой Южного вьетнамского нападения с применением напалма. Она убегает из разбомбленного участка, буквально сгорая заживо. В 1972 Южные вьетнамские самолеты, в согласии с американскими вооруженными силами, сбросили бомбу напалма на деревню Транг, в то время занятую Северными вьетнамскими силами. Фотография заработала для фотографа Ника Ута Пулитцеровскую премию, несмотря на общественность и сомнения президента Никсона относительно ее подлинности. Но он непреклонно доказал подлинность, обнародовав детали небольшой Больницы Баркси в Сайгоне, где 9-летнюю Ким Фук лечили больше 14 месяцев. Девочка выжила и стала основателем Фонда Ким Фук в 1997, обеспечивая медицинскую и психологическую помощь детям жертвам войны.


2. Американский флаг над Иводзимой, 1945.

Подъем флага в Иводзиме является довольно известной военной фотографией. Флаг был поднят пятью американскими морскими пехотинцами и одним корпсманом на Горе Сурибачи в 1945. Немногие знают, что это был второй флаг. Первый был слишком маленьким и не был виден издалека. Фотограф Джо Розенталь, который получил Пулитцеровскую премию за изображение, прибыл как раз к установке второго флага.


1. Знамя победы над Рейхстагом, 1945 год.

Всемирно известная фотография была сделана Евгением Халдеем и облетела весь мир. На самом деле, это постановочный снимок, выполненный по заданию ТАСС 2 мая 1945 года. Настоящий же флаг был установлен днем ранее, а помимо него было установлено и множество других красных знамен. Фотограф привез с собой знамя и пригласил попавшихся ему солдат сделать драматический снимок. Интересна также история этого снимка, который мог и не попасть в широкие массы. Его изначально забраковали, так как у одного из солдат отчетливо виднелись часы на каждом из запястий. Чтобы избежать обвинения солдат в мародерстве, фотограф удалил часы со снимка перед публикацией.