Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Когнитивные психические процессы. Когнитивные процессы

Когнитивные психические процессы. Когнитивные процессы

Когнитивная психология - это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг., а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р. Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы - от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь же мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д. Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию. При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Одной из главных причин, приведшей к возникновению такого подхода, многие считают создание компьютеров, поэтому часто говорят об использовании когнитивистами «компьютерной метафоры». Даже сам термин «переработка информации» был заимствован у специалистов-компьютерщиков. Отсюда следует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, свойственными человеку. Компьютерная метафора во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных психологов.

Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным. Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации. Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей - это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».

В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).

Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.

1. Ощущение как простейший психический процесс.

2. Восприятие. Свойства восприятия.

3. Внимание. Качества внимания.

4. Память. Виды памяти.

5. Мышление. Типы мышления.

6. Воображение.

7. Интеллект.

1. Начальный момент сенсомоторной реакции порождает ощущения. У человека ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия.

Ощущение - непосредственное чувственное отражение отдельных свойств и качеств воспринимаемого. Исключение составляют протопатические (Х. Хэд,) более древние, так сказать, первобытные ощущения, которые характеризуются нелокализованностью и недифференцированностью (передают внутренние состояния в отличие от эпипатических).

Ощущения классифицируют следующим образом:

1) экстероцептивные (внешние)

а) дистантные (зрительные, слуховые)

б) контактные (осязательные, вкусовые, обонятельные)

2) интероцептивные (органические)

3) проприоцептивные (кинестетические) - движение и равновесие.

Известны т.н. синестезии – например, цветной слух, цвето-тепловые синестезии.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей: рецептор (преобразует энергию внешнего воздействия в нервные сигналы), проводящие нервные пути, мозговой центр в коре головного мозга. Все анализаторы обладают специфической возбудимостью.

Характеристики анализаторов:

1.Нижний и верхний порог различения (диапазон чувствительности).

2.Дифференциальный порог (наименьшая величина различий между раздражителями, когда они воспринимаются как отдельные).

3.Оперативный порог различения (максимальная точность и скорость различения)

4.Временной порог.

5.Латентный период реакции (от воздействия раздражителя до возникновения ощущения)

6.Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Восприятие является чувственным отображением реальности и основывается на воздействии среды на органы чувств. Восприятие человека создает чувственный образ предмета, дает осознание чувственно-данного предмета, как источника и объекта взаимодействия. Восприятие обеспечивает целостность отражения предметов и ситуаций.



Свойства восприятия:

1.Целостность.

2.Константность.

3.Структурность.

4.Осмысленность

5.Избирательность

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движения, пространства, человека.

Высшие формы восприятия человека связаны со всем историческим развитием культуры (например, восприятие произведений искусства), соотнесены с высшими психическими функциями человека, в том числе с мышлением.

Структура приема информации в процессе восприятия: Раздражитель - Органы чувств - Нервные импульсы - Головной мозг - Отдельные ощущения - Целостное восприятие - Эталоны памяти - Опознание предмета - Мыслительная деятельность - Осмысление предмета - внимание

3. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Качества внимания: концентрация, переключение, распределение, устойчивость.

Устойчивость внимания проявляется в способности сохранять внимание на предмете деятельности. Это временная характеристика внимания, длительность его привлечения кодному и тому же объекту. Экспериментальные исследования, проводившиеся Н. Ланге, установили, что внимание подвержено периодическим колебаниям с периодами от 2 - 3 секунд до 12 секунд. Так, если человек попытается сосредоточиться на тиканье часов, он будет то слышать его, то не слышать. Другой пример: если в течение определенного времени наблюдать за изображением усеченной пирамиды, она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - большей устойчивостью. К числу факторов, влияющих на устойчивость внимания, относятся физиологические особенности человека (свойства его нервной системы, состояние организма в данный момент), наличие или отсутствие интереса кпредмету деятельности, наличие или отсутствие отвлекающих моментов. Однако наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрытия новых аспектов в предмете сосредоточения, иными словами, предмет внимания должен развиваться, выявляя свое новое содержание.

Сосредоточенность внимания, в отличие от рассеянности, выражает степень концентрированности внимания на одних объектах и отвлечения его от других. Увлекательное занятие способно поглотить все внимание, которое полностью сосредоточивается на выполняемой деятельности. А. Ухтомский полагал, что сосредоточенность внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон головного мозга.

Переключаемость внимания выражается в скорости его перевода с одного вида деятельности на другой. Произвольный перевод внимания может быть вызван волевым сосредоточением на другом объекте, непроизвольное переключение внимания может быть вызвано случайным интересом. или потребностью организма в отдыхе. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от отношения человека к предшествующей и последующей деятельности: чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Переключаемость внимания можно развивать в процессе тренировки.

Распределение внимания выражается в способности выполнять параллельно несколько различных действий. По преданию, феноменальные способности Юлия Цезаря позволяли ему одновременно выполнять несколько дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям до семи ответственных дипломатических документов. Как правило, совмещение двух видов деятельности возможно, если один из видов доведен до автоматизма и не требует внимания. При утомлении в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих большой концентрации внимания, область его распределения сужается.

Объем внимания нередко отождествляется с объемом кратковременной памяти и определяется количеством информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Обычно он составляет 5-7 единиц информации.

Функции внимания. В жизни и деятельности человека внимание выполняет много полезных функций. Оно активизирует актуальные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному отбору информации, поступающей в организм, обеспечивает избирательность психической активности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание определяет точность восприятия, прочность запоминания, продуктивность мыслительной деятельности, т. е. результативность всей познавательной деятельности. В процессе общения внимание способствует лучшему взаимопониманию и, своевременному предупреждению межличностных конфликтов. Внимательный человек всегда воспринимается как приятный собеседник, он лучше обучается и достигает больших результатов в профессиональной сфере, чем человек невнимательный.

Виды внимания. Среди основных видов внимания выделяют: природное и социально обусловленное, непосредственное и опосредованное, произвольное и непроизвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание присуще человеку от рождения, оно выражается в способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, содержащие элементы информационной новизны. Его физиологическую основу составляет ориентировочный рефлекс, связанный с деятельностью ретикулярной формации и нейронами - детекторами новизны.

Социально обусловленное внимание формируется в процессе воспитания и обучения, оно связано с волевой регуляцией поведения.

Непосредственное внимание вызвано и управляется актуальными интересами и потребностями человека. Опосредованное внимание требует привлечения специальных средств: слов, жестов и т. п.

По участию воли различают: непроизвольное внимание, не связанное с волевой регуляцией, и произвольное внимание, включающее борьбу мотивов, сознательную постановку цели, подавление усилием воли одного из противоборствующих интересов.

Чувственное внимание связано с избирательной работой органов чувств, интеллектуальное - с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Психологические теории внимания. Существующие теории внимания исследуют данный процесс на основе различных подходов. Т. Рибо предложил моторную теорию внимания, в которой выявил физиологическую основу психических процессов, содержащих внимание. Она представлена комплексом сосудистых, двигательных, произвольных и непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание сопровождается усилением кровообращения в отделах мозга, связанных с мышлением. Сосредоточенность внимания связана с двигательными реакциями всего организма: мышц лица, туловища, конечностей, - которые наряду с органическими реакциями служат необходимым условием поддержания внимания на должном уровне. Суть концепции Рибо в следующем: двигательные реакции организма поддерживают и усиливают внимание. Отдельные мысли, восприятия, воспоминания получают особую ясность и интенсивность, если они подкреплены двигательной активностью. В умении управлять движениями, согласно Рибо, состоит секрет произвольного внимания. Теория внимания Д. Н. Узнадзе связана с понятием установки. Установка формируется в процессе опыта и представляет собой реакцию человека на последующие воздействия. К примеру, если человеку дать в руки одинаковые по объему, но разные по весу шары, у него сформируется определенная установка на последующее восприятие веса предметов: он будет по-разному оценивать вес других одинаковых шаров.

Основные положения теории внимания П. Я. Гальперина сводятся к следующему.

Внимание представляет собой одну из сторон ориентировочно- исследовательской деятельности.

Функция внимания состоит в контроле осуществления сознательных действий. Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Последняя и является вниманием как таковым.

В отличие от других психических процессов, производящих результат, внимание не имеет определенного продукта.

Произвольное внимание осуществляется по заранее составленному плану.

Все акты произвольного и непроизвольного внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

3. Восприятия, в которых человеку дается окружающая действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого, т.е. посредством памяти.

Память - ряд сложных психических процессов, осуществляющих приобретение, отбор, сохранение и воспроизведение информации.

По материалу, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную память. По способу накопления материала - эпизодическую и семантическую (Э.Тульвинг).

По времени сохранения информации выделяют непосредственную, или сенсорную память, кратковременную и долговременную.

Сенсорная память - процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются порядка 1/4 секунды. За это время т.н. ретикулярная формация (низшие отделы мозга) отбирает те сигналы, к которым будет привлечено внимание высших отделов. Через 1 секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами. Кратковременная память - это процессы первичной обработки и интерпретации информации, длящиеся около 20 секунд. Удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов возбужденных нейронов коры головного мозга. Существенная характеристика кратковременной памяти - ее маленькая и строго ограниченная в структурном отношении емкость (7 элементов).

Если информация не прокручивается, т.е. не вводится еще и еще раз, не повторяется - она забывается не долее чем через минуту. В это время происходит дальнейший отбор информации отбор в долговременную память.

Долговременная (вторичная) память хранит информацию в течение практически неограниченного срока. Физиологической основой этого вида памяти является формирование энграмм - структурно-функциональных комплексов запечатлений информации. Механизм образования энграмм недостаточно изучен. В их формировании важная роль принадлежит нуклеиновым кислотам РНК и ДНК, осуществляющим химическое кодирование генетической и приобретаемой в процессе жизнедеятельности информации. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой сохранение материала в долговременной памяти представляет собой свойство всей ассоциативной коры мозга. Потенциальный объем долговременной памяти практически неограничен.

Во вторичной памяти выделяют оперативную память, которую можно рассматривать как пролонгированную кратковременную намять. Оперативная память хранит информацию от нескольких секунд до нескольких дней, что определяется мотивацией для ее сохранения, после чего информация может исчезать из оперативной памяти. Выполняя какое-либо сложное действие, например решая арифметическую задачу, человек осуществляет его по частям, удерживая "в уме" промежуточные результаты. По достижении результата отработанный материал может забываться. Объем оперативных блоков памяти сказывается на успешности выполнения деятельности.

Американские ученые Р. Аткинсон и Р. Шифрин представили концепцию, описывающую взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти. Процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную в чем-то аналогичен процессу ввода информации в электронно-вычислительную машину. ЭВМ хранит информацию в двоичных кодах, вводимые в нее сведения нужно представить в таком виде. Перевод информации из кратковременной в долговременную память осуществляется на основе акустического кодирования. В долговременной памяти информация хранится в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Процесс извлечения информации из долговременной памяти осуществляется на основе перевода мысли в слово. Процессы запоминания и воспроизведения информации не могут происходить параллельно, их механизмы противоположно направлены.

Долговременная память связана с изменением структур РНК клеток головного мозга. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. В каждом конкретном случае долговременность зависит от важности для субъекта информации, способа систематизации, кодирования и воспроизведения. Облегчает запоминание привычность материала, контекст, специфичность кодирования (ассоциация, или эмоциональная окраска), мотивация, углубление в изучаемый предмет (организация информации).

Извлечение информации : информация всегда воспроизводится на основе той системы кодирования, которая использовалась в процессе запоминания, а также в блоке с сопутствующими элементами информации, системно связанными с требуемым. Поэтому узнать всегда легче, чем просто вспомнить.

То, что принято называть забыванием является по сути дела неспособностью воспроизвести информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Забывание усугубляет неиспользование информации, интерференция (наслоение) информации, особенно ретроактивная интерференция - переход после получения информации к новому виду деятельности, требующему активности и восприятия новой информации, подавление - активное забывание неприятного.

Некоторое время ученые пытались найти в головном мозге центр памяти, аналогично зрительному, слуховому и т.д. (К.С. Лэшли, Д.О. Хебб предполагали, что эту функцию выполняет гиппокамп). Такому подходу противоречит голографическая гипотеза К.Г. Прибрама. По мнению Прибрама как в голографии каждая часть пластины содержит информацию об изображении в целом, так и в памяти новая информация взаимодействует со всем прошлым опытом субъекта, производит перестройку всей памяти через соответствующие биохимические изменения, причем одновременно во всех отделах мозга (разумеется, одних участков больше, других - незначительно).

Непроизвольная и произвольная память - две ступени в развитии памяти. На основе непроизвольной памяти, в которой отсутствует установка на запоминание, формируется большая часть жизненного опыта человека. Произвольная память, содержащая установку на запоминание с целью по- следующего воспроизведения материала, необходима в обучении и профессиональной деятельности человека. Б. В. Зейгарник в трудах по гештальтпсихологии приводит пример избирательного воздействия мотивации на непроизвольную память. Когда официанта в кафе спросили о блюдах, заказанных клиентами, оказалось, что он лучше запомнил заказ клиентов, которых ему предстояло обслужить, и струдом вспоминал блюда из выполненного заказа, за который с ним уже расплатились. Результатом исследования был вывод о том, что незавершенные действия запоминаются в два раза лучше, чем завершенные. Человек непроизвольно хранит в памяти и непроизвольно воспроизводит то, что отвечает его актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Характеристика процессов памяти: Запоминание представляет собой запечатление того, что воздействовало на человека, сохранение в коре мозга некоторых следов от возбуждения, степень прочности которых бывает различной. Лучшему запоминанию способствуют следующие факторы: во-первых, неоднократное повторение воспринимаемой информации; во-вторых, установление логической связи с уже имеющейся информацией в долговременной памяти; в-третьих, установка на запоминание к определен- ному сроку; в-четвертых, интерес кзапоминаемому материалу. Продуктивность повторений зависит от интеллектуального насыщения процесса запоминания; включения новых способов структурирования и логической обработки материала с каждым заучиванием; распределения повторений в течение определенного периода временя. Напротив, многократное повторение текста без каких-либо изменений ведет кего ускользанию из сознания.

Качественному запоминанию информации способствуют такие мнемотехники, как размещение объектов запоминания в пространстве, создание образов при запоминании слов. Суть последней состоит в представлении воображаемой ситуации, включающей слова для запоминания в виде динамически изменяющихся неожиданных образов.

Сохранение информации в памяти может быть динамическим (в оперативной памяти) или статическим (в долговременной). При динамическом сохранении материал почти не подвержен изменению, при статическом он реконструируется.

Воспроизведение информации. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты: наименьшая степень полноты выражена в "чувстве знакомости", при полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенному классу объектов. На извлечение информации из памяти влияет ряд факторов. Гораздо лучше воспроизводится то, что кажется осмысленным. Неожиданная информация воспроизводится легче. Именно поэтому техника запоминания слов сопровождается придумыванием невероятных, нетипичных сочетаний предметов. Близость информации по смыслу или форме также способствует качественному воспроизведению. На качество воспроизведения информации влияет время, прошедшее от предъявления информации до ее извлечения из памяти. Хорошо воспроизводятся собственные идеи и действия, не требующие специальных усилий для запоминания, они сохраняются в памяти непроизвольно. Данный прием, получивший название "эффекта генерации", широко используется в педагогической практике. Применение игровых методов обучения направлено на поиск учениками самостоятельных решений, которые запоминаются без усилий и на всю жизнь. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном воспроизведении. Физиологической основой забывания является угасательное торможение в коре, которое развивается в отсутствие подкрепления. В результате актуализация временных нервных связей не восстанавливается. Забывание протекает неравномерно во времени. Без повторения в первый день в памяти сохраняется до 70% информации, через месяц - 60%, через полгода - до 40%. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала, степени трудности его усвоения, отсутствия интереса. С расстройством личности связаны временные расстройства памяти (различные виды амнезии), исследованием которых занимался 3. Фрейд. Индивидуальные особенности памяти у людей проявляются в скорости, прочности, длительности и точности запоминания, составляющих количественные характеристики памяти. Качественные различия проявляются в доминировании словесно-логической, эмоциональной, образной, двигательной и других видов памяти и их функционирования. Наибольшего развития достигают виды памяти, которые чаще используются человеком. Сравнительно редко можно встретить людей с феноменальной памятью, обладающих способностью к воспроизведению огромного объема информации. Как ни парадоксально, феноменальная память чаще встречается у умственно отсталых людей, а также у отдельных известных в истории и культуре личностей, в числе которых Юлий Цезарь, Наполеон, Моцарт, Гаусс, известный музыковед К. И. Соллертинский, шотландский математик А. Эткин и другие. Механизм феноменальной памяти мало изучен. Высказывается точка зрения о том, что люди с феноменальной памятью, подобно детям, способны не подвергать сознательному контролю процесс запоминания и извлечения информации из памяти.

4. На базе памяти человек получает возможность представлять, воображать и комбинировать образы, относящиеся к событиям, предметам и людям, которых физически в данный момент перед ним нет. Все эти способности стимулируют переход к высшей форме активного отражения - мышлению.

Мышление - опосредованное, обобщенное и целенаправленное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, прогнозирование событий и действий (предвидение). Основа мышления - понятие. Мышление предполагает развитие способности оперировать отвлеченными понятиями. Необходимой и неотъемлемой частью процесса становления и развития мышления является развитие речи.

Выделяют такие операциональные компоненты мышления : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

В зависимости от содержания мыслительной задачи принято выделять три вида мышления: 1) практически-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое. В процессе исторического развития эти виды мышления развивались последовательно.

Практически-действенное мышление - наиболее ранний и филогенетически и онтогенетически этап развития мышления, на котором умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической, решение мыслительной задачи осуществляется лишь как неотделимая часть практической задачи посредством практических действий.

Наглядно-образное мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой содержание мыслительной задачи представлено некоторой совокупностью образов (обобщенных, но в то же время наглядных, конкретных представлений о реальности).

Словесно-логическое мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой интерпретация содержания и решение проблемы осуществляется посредством оперирования отвлеченными понятиями.

Д.С. Брунер назвал перечисленные ступени мышления соответственно - сенсомоторным отображением, иконическим отображением и символическим представлением.

Ж. Пиаже предложил выделять такие стадии развития индивидуальных мыслительных способностей:

сенсомоторная 1-2 года

стадия конкретных операций 3-12 лет (символическая)

стадия формальных операций 4-15лет (гипотетико-дедуктивная).

5. Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и программу действий для его достижения. Воображение является одним из самых загадочных явлений психики: психологам почти ничего не известно об его анатомо-физиологической основе. Традиционно воображение связывают с деятельностью правого полушария мозга, хотя правильней было бы учитывать взаимосвязанную работу правого и левого полушарий. Специфика правого полушария состоит в представлении некой целостной картины действительности, без детализации. Функцией левого полушария является упорядочение этой информации, выражение ее содержания в речи. Взаимосвязь образа и мысли в творческих процессах позволили некоторым исследователям определять воображение как "визуальное мышление", мышление образами.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Связь воображения с мышлением проявляется в аналитико-синтетическом характере его приемов. Новые образы возникают на основе представлений, уже содержащихся в сознании человека, благодаря операциям анализа и синтеза. Процесс воображения состоит в мысленном расчленении исходного представления на составные части (анализ) с последующим их соединением в новых сочетаниях (синтез). Яркими примерами аналитико-синтетического характера воображения являются сказочные и мифологические образы. При их создании используется прием агглютинации (от лат, Aglutinare - приклеивать) - слияние частей нескольких объектов в один образ (например, образ русалки как соединение элементов женской фигуры, рыбьего хвоста и водорослей). Подобным образом мифологическое сознание породило кентавра и сфинкса, устное народное творчество - избушку на курьих ножках и т.п. Аналогичный прием используется в художественном творчестве, когда литературный персонаж является собирательным образом нескольких людей. В техническом творчестве использование приема агглютинации способствовало появлению аккордеона, троллейбуса, гидросамолета, видеомагнитофона, компьютера. Как справедливо заметил А. Эйнштейн, изобретатель находит новую комбинацию уже известных средств.

Как и мышление, воображение "включается" в проблемной ситуации, способно программировать будущие действия, предвидеть наступление возможных событий в будущем. Основное отличие воображения от мышления состоит в том, что мышление оперирует понятиями, представляя знание о мире в обобщенной и опосредованной форме; воображение проявляется в конкретной образной форме, в виде ярких представлений.

Отличие воображения от восприятия состоит в том, что его образы не всегда соответствуют реальности, они могут содержать элементы вымысла. Воображение, образы которого не соответствуют действительности, носит название фантазии.

Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отношением к действительности. Образы памяти хранят и воспроизводят результаты прошлого опыта в относительно неизменной форме. Функция воображения состоит в изменении образов, относящихся к настоящему, прошлому и будущему, как непременном условии любого творческого процесса. Воображение, устремленное в будущее, называют мечтой.

Образы воображения различают по модальности, они могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными, осязательными, кинестетическими. Наибольшую значимость для человека представляют зрительные и слуховые виды воображения.

Психологи выделяют такие виды воображения как активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение связано со способностью человека произвольно вызывать у себя соответствующие образы. Вхождение в образ при высокой волевой концентрации способно привести человека к полному отождествлению себя с воображаемым персонажем, к утрате связи со своим временем и собственным "Я". Исследования по психологии творчества содержат немало подобных примеров.

Пассивное воображение характеризуется спонтанным появлением образов без участия воли и желания человека (в сновидениях, при ослаблении деятельности сознания). При пассивном воображении образы не воплощаются в жизнь и чаще всего являются продуктом работы подсознания (в сновидении как частичное удовлетворение важной потребности, которая не может быть реализована в жизни) либо становятся заменой деятельности пустой мечтательностью (образ Манилова в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя). Разновидностью пассивного воображения являются грезы, в которых проявляется связь воображения с потребностями личности. Как правило, грезы связаны с желанием, идеализируемым будущим. Одной из форм пассивного воображения является галлюцинация - фантастическое видение, лишенное какой-либо связи с окружающей действительностью. Галлюцинации возникают в результате психических расстройств или органических нарушений.

Продуктивное воображение связано с сознательным конструированием действительности человеком. Оно лежит в основе художественного и научно-технического творчества. Ярким примером использования творческого воображения в литературе являются произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Булгакова, Ж. Верна, Г. Уэллса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла и др.

Репродуктивное воображение воспроизводит реальность с незначительными изменениями, допуская некоторые элементы фантазии. В живописи примерами репродуктивного воображения являются картины Шишкина, передвижников.

Индивидуальное своеобразие воображения у различных людей проявляется в яркости образов, их силе, новизне, оригинальности, точности, реалистичности. Продуктивность воображения зависит от глубины знаний, широты кругозора, богатства впечатлений и жизненного опыта, творческого потенциала личности.

Функции воображения . В жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд функций: 1) планирование и программирование деятельности (визуализация программ, оценка их правильности); 2) произвольная регуляция познавательных процессов (управление посредством образов процессами восприятия, внимания, памяти, мышления); 3) регуляция эмоциональных состояний, позволяющая хотя бы частично удовлетворить насущные потребности, снимая порождаемую ими напряженность; 4) управление психофизическими состояниями организма (изменение ритмики дыхания, температуры тела, частоты пульса, кровяного давления), широко используемое в аутотренинге в целях саморегуляции.

6. Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как многомерное явление, которое можно оценить по характеру, продукту и содержанию. Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 интеллектуальных процессов, рассматриваемых как отдельные способности, которые сводятся к 15 факторам, 5 операциям, 4 видам содержания и 6 типам продуктов мыслительной деятельности. Указанные 120 частных интеллектуальных способностей образуются как возможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности. Среди умственных операций, включенных в интеллектуальное действие, исследователь выделяет: оценивание, синтез, запоминание, анализ, познание. По продукту интеллектуальная операция может быть представлена единицей, классом, отношением, системой, трансформацией или рассуждением. В содержательном отношении она может представлять действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение.

Отечественный психолог Б. Г. Ананьев рассматривает интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций с учетом личностных свойств, сопровождаемое нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Последние определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вреда для здоровья человека.

Структура интеллекта включает вербальный и невербальный интеллект. Первый отражает специфику словесно-логической формы интеллекта и зависит от уровня образования, опыта, культуры, социального окружения человека. Он оценивается по способности человека к логическим обобщениям, самостоятельности и социальной зрелости мышления. Показатель невербального интеллекта зависит от психофизиологических особенностей индивида, отражающихся в сенсомоторных показателях. Его оценка учитывает уровень развития внимания, восприятия, памяти, скорости формирования навыков. В целом, интеллектрассматривается как структура когнитивных способностей, в которой мыслительные способности играют определяющую роль.

Многими исследователями и практическими деятелями науки и образования уровень интеллектуального развития соотносится с коэффициентом интеллектуальности и определяется в результате теста IQ. В некоторых западных странах коэффициент интеллектуальности является значимым фактором при получении престижной работы, продвижении по службе и т. п. Средний уровень значения IQ - 100 баллов, максимальный - 200 баллов. Лица со средним интеллектом набирают в среднем от 84 до 116 баллов; те, чей коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 116 до 180, считаются людьми с повышенным уровнем интеллекта; люди, у которых IQ находится между 10 и 84 баллами, считаются умственно отсталыми.

В психологии мышления большое внимание уделяется вопросам творчества. Представители американского необихевиоризма Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон отмечают различие между критическим и творческим способами мышления. Критическое мышление направлено на оценку мыслей других людей, выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление характеризуется открытием принципиально нового знания, генерацией собственных оригинальных идей. На формирование творческого мышления оказывают влияние не только развитие способностей, глубина знаний, но и характерологические свойства и мотивация личности.

Влиятельный представитель гештальтпсихологии М. Вертгеймер в работе "Продуктивное мышление" среди основных признаков творческого мышления выделял: структурное видение проблемной ситуации, предполагающее изменение функционального значения элементов; поиск более глубокого понимания исследуемой задачи. Продуктивное мышление он рассматривает как "визуальное мышление", выделяя его основные стадии: 1) возникновение темы и мобилизация творческих сил для ее решения; 2) создание целостного образа ситуации (ее образно-концептуальной модели); 3) работа над решением проблемы (тренировка в визуализации проблемной ситуации); 4) возникновение идеи решения (инсайт); 5) стадия выполнения. Из исследования продуктивного мышления Вертгеймером следует, что важное значение имеют не операционально-технические процедуры мышления, направленные на решение уже сформулированной задачи, а сама постановка проблемы, ее формулировка.

Г. С. Альтшуллер разработал теорию творческих задач, выделив пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются с применением общепринятых, очевидных вариантов решения. Используемые для их решения средства ограничены узкой областью. Решение задач второго уровня требует некоторого видоизменения объекта, пересмотра десятка вариантов решения, использования средств, относящихся к одной отрасли знания. Приемы решения задач третьего и четвертого уровней связаны с привлечением знаний из смежных областей с существенным изменением объекта. Решение задач пятого уровня предполагает изменение всей системы, в которую включен искомый объект. Число рассматриваемых вариантов возрастает до сотен тысяч, средства решения могут оказаться за пределами объяснительных процедур современной науки. В связи с этим первоначально делается открытие, а затем с опорой на новые научные данные решается творческая задача. Согласно Альтшуллеру, сложная задача должна быть трансформирована в пр

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные:

1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;

2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;

3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:

1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;

2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;

3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;

4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:

1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;

2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;

3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.


Вопросы для самопроверки

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Практикум

1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.

3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.

4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образова-ния «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

Кафедра: Экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Психология и педагогика

Выполнила :

Студентка 2 курса 27-З группы

специальность: 080502.65

«Экономика и управление на

предприятии туризма и ГХ »

№ зачет. книжки _____064_______

Подпись:______________________

Руководитель :_________________

Оценка: _______________________

Дата:__________________________

Подпись: ______________________

Проверил: __________________

Тверь - 2008

Тема: «Общая характеристика когнитивных процессов»

Введение…………………………………………………………..…….3

Характеристика когнитивных процессов…………………..………....4

1. Ощущения………....………………………………………………..5

2. Восприятие………………………………………………………….6

3. Представление………………………………………………………7

4. Воображение…………………………………………………….......7

5. Память……………………………………………………………….8

6. Внимание…………………………………………………………….9

7. Мышление…………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………………..12

Введение

Человек является единственным сознательно действующим существом и прежде чем совершить какое-либо действие, какой-то поведенческий акт, он должен воспринять ситуацию, оценить ее, проанализировать, вспомнить свои цели и принять решение. А приняв решение, он продолжает сопровождать свою практическую деятельность целым набором психически - познавательных процессов. Характеристику этим процессам дают многие общественные науки, но наиболее полную эту характеристику им дает психология.

Когнитивная психология -- это научное изучение мыслящего разума.

Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов -- от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.

Когнитивные процессы

Когнитивная психология изучает процессы приобретения, преобразования, представления, хранения и извлечения из памяти знания, а также то, как эти знания направляют наше внимание и управляют нашими реакциями.

При этом психология исходит из следующих процессов Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006. :

Вне нас и независимо от нас существует объективная реальность

Эта реальность воздействует на наши органы чувств и создает тем самым субъективный образ этой реальности

В создании этого субъективного образа участвуют такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Каждый из этих процессов выполняет свою специфическую роль в общем познавательном процессе.

Познание идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, при этом практика является целью познания и критерием истинности полученного знания

Первая ступень познания, которая называется ступенью чувственного отражения, обслуживается ощущениями, восприятиями и представлениями. Вторая степень познания, которая называется ступенью абстрактно логического отражения, обслуживается преимущественно мышлением и речью. И обе эти ступени обслуживаются вниманием и памятью.

Благодаря функционированию Психологии и Педагогики, мы имеем возможность познать, запомнить не только то, что происходит в данный момент, но и то, что было когда-то давно, и то, что может произойти в будущем. По отношению к прошедшему - анализируем, к будущему - прогнозируем.

Для того, чтобы лучше понять любой познавательный процесс, помнить:

а) что это есть процесс отражения

б) что каждый познавательный процесс отражает нечто свое

в) отражает объективную реальность, когда есть контакт, и тогда, когда нет таких контактов

г) каждый познавательный процесс характеризуется некоторыми своими закономерностями, своей классификацией и местом в общем познавательном процессе.

Когнитивные процессы Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н.Дружинина. - М.:Инфра-М, 1999. (Справочники "ИНФРА-М") - это аспекты умственного «поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом. Термин обычно используется применительно к таким понятиям, как мышление, память и восприятие.

Когнитивные (познавательные) процессы - мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.

Познавательные процессы - это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему

Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущение - процесс отражения, сознания человека, отдельных свойств, признаков, качеств, предметов и объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение характеризуется порогами ощущений, минимальным и максимальным, адаптацией, последовательными образами, явлением контраста и т.д.

Зрение минимальная сила раздражителя (48 км)

Основные ощущения: зрительные, осязательные, вкусовые, звуковые, обонятельные. Ощущения обеспечиваются работой анализатора.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Другими словами, восприятием называется процесс отражения в сознании человека в предметах и явлениях в целом, в момент их воздействия на органы чувств (стол, стул, окно и т.д.)

Из всех видом модальностей (зрение, слух, обоняние и др.) зрение стало для человека ведущей.

Восприятие обладает следующими свойствами:

1. Константность - относительное постоянство величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

2. Предметность - выделение фигуры на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур.

3. Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

4. Обобщенность - отнесение образа к определенному классу предметов, имеющих название

5. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей личности человека, от его опыта.

Структура восприятия:

Структурированный материал запоминается лучше и быстрее.

«В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение)». Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи.

Представление - это образ ранее воспринятых предметов и явлений и их свойств и качеств. Они могут быть преднамеренными, профессиональными. Могут быть представлениями памяти и воображения.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явления, с которыми он раньше не встречался.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Возможность «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности.

Выделяют следующие виды воображения:

Произвольные и не произвольные

Воссоздающие и творческие

Места человека

Человек использует следующие приемы:

Прием гиперболизации (увеличения и уменьшения чего-либо)

Акцентирование

Типизация

Соединение различных частей (агглютинация)

По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются. Проявлением пассивного воображения могут быть грезы, галлюцинации.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение создает образы, соответствующие описанию, проявляется при чтении литературы, рассмотрении чертежей и т.д. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Особым видом воображения является мечта Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М: Центр, 2003 как образ желаемого будущего. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.

В структуре памяти выделяют три основных звена: запоминание воспринятой информации, ее сохранение и извлечение того, что сохранилось.

Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов, или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания. В среднем объем непосредственной памяти колеблется от 5 до 9 единиц информации.

Забывание - это естественный и даже необходимый процесс, освобождающий память для новой информации. Процесс забывания происходит во время сна.

Способы запоминания могут быть разделены на две группы: мнемотехнические, используемые так, где материал не подлежит смысловому анализу или требуется специальное заучивание, и приемы, связанные с интеллектуальной работой над материалом.

К мнемотехническим приемам относится способ группировки материала. Другой прием - ассоциативный, когда устанавливается сходство между запоминаемым предметом и давно знакомым. Метод ключевых слов помогает запомнить цепочку информации.

Существуют два фундаментальных требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти: 1) наличие мотивации, заинтересованности; 2) умение видеть и наблюдать.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном и идеальном объекте.

По своему происхождению и способам осуществления выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает в этих случаях человека сама по себе, в силу своей увлекательности.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека.

Основные свойства внимания устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и объем.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности.

Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий.

Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость внимания приводит к рассеянности.

Объем внимания - это возможность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Анализ - мысленное разложение целого на части.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.

Сравнение - установление сходства или различия между предметами или явлениями.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки объекта, отвлекается от остальных.

Конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Список использованной литературы :

1. Когнитивная психология / Р. Солсо. -- 6-е изд. -- СПб.: Питер, 2006. -- 589 с.

2. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков. - М: Центр, 2003. - 256 с.

3. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004.

4. Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н.Дружинина. - М.:Инфра-М, 1999. (Справочники "ИНФРА-М").

Подобные документы

    Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, характеристика и психологическое обоснование. Свойства и виды восприятия: пространства, движения и времени. Закономерности возникновения и развития восприятия, его физиологические основы.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Понятие и виды ощущений, их физиологическая основа. Основные свойства восприятия. Сущность, функции и свойства внимания и памяти как сложных психических процессов. Виды мышления и операции мыслительной деятельности. Воображение как психический процесс.

    курс лекций , добавлен 12.02.2011

    Характеристика ощущений, восприятия (произвольное, преднамеренное), представления, внимания, воображения, мышления (дедукция, аналогия), памяти (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) и речи как психических познавательных процессов.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Сущность внимания, его физиологическая основа. Понятие внимания в психологии. Произвольное и непроизвольное внимание. Виды, основные свойства, развитие концентрации у младших школьников. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание.

    реферат , добавлен 15.11.2008

    Высшие психологические функции (восприятие, ощущение, память). Виды, свойства внимания. Функции эмоций. Эмоциональные и психические состояния. Виды и формы мышления. Характеристики и свойства сознания. Понятие личности и индивида, типы акцентуаций.

    шпаргалка , добавлен 10.11.2010

    Понятие направленности и сосредоточенности сознания. Внимание как свойство психических процессов, его физиологические основы. Процессы в коре полушарий мозга: возбуждение и торможение. Ориентировочный рефлекс, произвольное и непроизвольное внимание.

    реферат , добавлен 25.06.2009

    Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

    лекция , добавлен 12.09.2007

    Формы и способы организации человеческой деятельности. Предмет познавательной деятельности. Основные характеристики внимания. Произвольное и непроизвольное внимание, его концентрация и распределение. Основные черты ощущения и восприятия человека.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2012

    Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Сущность и особенности ощущений. Общая характеристика восприятий. Сущность воображения. Внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы и образования в психике человека. Эмоции, чувства, воля.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2009

    Понятие, сущность и этапы развития внимания. Направленность и сосредоточенность. Виды (пассивное, послепроизвольное, произвольное и непроизвольное) и формы внимания (сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, моторное). Исследование и тесты на внимание.

3.1 Общая модель восприятия

3.4 Механизм и закономерности процесса восприятия

Заключение. Значение исследований когнитивной психологии

Библиография

1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая история

В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.

В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.

Термин "познание" стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений.

Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.

В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

способность к чувственному восприятию,

интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).

Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.

2.1 Типы познавательных процессов

Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и "настоящая" (объективная)." Настоящая" реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.

Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в "настоящей" реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.

Явные механизмы познания доступны для наблюдения с помощью интроспекции, т.е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.

Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их - врожденными. Современная господствующая точка зрения - бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.

2.2 Цель когнитивного моделирования

Цель когнитивного моделирования - построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.

2.3 Функциональная схема познавательного процесса

Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки - схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции.

Схема состоит из функциональных блоков:

область рецепторов - первичный анализ информации

системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.

память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации. Важнейший вопрос, который пытаются решить исследователи памяти - это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.

репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения "здесь" и "сейчас". Они строятся автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.

Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.

Под нормативным выводом понимают вывод, при котором испытуемый может обосновать выбор модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.

Эвристический вывод - это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.

3. Проблема восприятия в когнитологии

Исследования по когнитологии изучают процессы восприятия. Восприятие исследуется инструментальными методами, как природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема.

В последнее время важным приемом когнитивного исследования становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность моделирования нейронными сетями способности человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека.

Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель которого увязать ряд известных моделей отдельных аспектов восприятия в единую систему:

формирование кода (образа) воспринимаемого объекта

сопоставление информации, полученной от органов чувств, с кодами

формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая "здесь" и "сейчас".

Все эти функции обладают высокой степенью автоматичности, не зависят от волевого посыла и не поддаются интроспективным наблюдениям.

3.1 Общая модель восприятия

Сейчас доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.

Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова:

рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).

далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.

Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.

3.2 Структура модели восприятия

Перцептивный опыт субъекта формируется в процессе перцептивной деятельности. Зинченко выделил следующие типы перцептивных действий:

обнаружение адекватных задач информационных признаков

обследование выделенных признаков

В результате перцептивного действия формируются различные когнитивные структуры.

3.3 Проблемы визуального кода в работах психологов

В когнитивной психологии сформулировано большое количество гипотез относительно автоматически сформированных в процессе восприятия когнитивных структур.

Внимательного рассмотрения требует гипотеза о том, что образные схемы связаны с визуальными кодами. В кодах информация представлена в сжатом и обобщенном виде. Механизмы формирования кода выработаны в процессе эволюции и зависят от биологического вида воспринимающего и его генетически обусловленных способностей.

Для понимания визуального кода психологи различают код части объекта и общий код объекта.

Код части объекта возникает, если это часть стимула:

важна для решения задачи

обладает некоторой независимостью от других частей стимула

встречается достаточно часто при тренинге на подобных стимулах. Код части не может существовать изолированно, не будучи частью чего - либо.