Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Народы сибири в 17. Русские посольства в Китай: Федор Байков, Иван Перфильев, Милованов. Западная Сибирь в XVII веке

Народы сибири в 17. Русские посольства в Китай: Федор Байков, Иван Перфильев, Милованов. Западная Сибирь в XVII веке

Языкова Ирина Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 179
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Народы Сибири и нашего края в XVII - XVIII вв.
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Народы Сибири

и нашего края
Языкова Ирина Леонидовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирск

План изучения нового материала:
1. Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. 2. О чем могут рассказать географические названия нашего края. 3. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. 4. Духовная культура: верования, шаманы, сказки. 5. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. 6. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Этнос
(от греческого слова ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием.
Этно́

нимы
(от греч. έθνος - племя, народ и όνυμα - имя, название) - названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов.

Народы Сибири

Этносы Сибири,

территория их расселения
На громадных пространствах от Енисея до Тихого океана жили
эвенки (тунгусы),
занимавшиеся охотой и рыболовством.
Чукчи, коряки и ительмены (камчадалы)
населяли северо-восточные районы Сибири с Камчатским полуостровом. Эти племена жили тогда родовым строем, они еще не знали употребления железа.
Народы Сибири 17 века, не составляли там более или мене сплоченных обществ, а напротив они были рассеяны по лесам и тундрам небольшими группами, состоявшими из одного или нескольких родов и не имевших почти никакой зависимости друг от друга. В каждом роде был старейшина, или как называли их пришедшие русские, князцы, которые и управляли всеми немногосложными делами своего народа.

История народонаселения

в Сибири
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени. К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть. К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Заполните таблицу

Народ

Район обитания

Занятия

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
самадийцы

самадийцы

манси

манси

тюрские

племена

тюрские

племена

буряты

буряты

эскимосы

эскимосы

тунгусские

племена

тунгусские

племена
НАРОДЫ СИБИРИ НАРОДЫ СИБИРИ

Нганасаны - самодийский
народ
в
Сибири
, населяющий восточную часть

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
Суровые климатические условия не способствовали быстрому социально- экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно- родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

О чем могут рассказать географические

названия нашего края

БАРНАУЛКА
- левый приток р. Обь. Из кетских слов: "боруан" - волк, "уль" - река, т.е. волчья река. Конечное "ка" появилось на русской почве
ИНЯ
- правый приток р. Обь. Распространенной этимологией является объяснение этого топонима через татарское "ина" - мать, однако это не может удовлетворить ни с грамматической, ни со смысловой точек зрения. Встречающиеся в Европе топонимы "Инн" - приток Дуная и Ина - озеро и приток реки Припяти - ученые объясняют через кельтские и индоевропейские слова со значением "вода". Для Западной Сибири более приемлема этимология А..П. Дульзона, объясняющего "ин" из имбатского диалекта кетского языка, где "иен" означает "долгий".

ОБЬ
-наиболее приемлемой является этимология В. Штейница и А. П. Дульэона, связывающих это название с коми-зырянским словом "обва" - "снежная вода". Русские узнали Обь в ее нижнем течении, и ее название получили от коми проводников.
БАГАН
- река в Новосибирской области. Надежной этимологии нет. Пока возможны два объяснения: из тюркского "баган" - столб и из индоевропейского "багно" - низкое топкое место. Баган действительно протекает по болотам, частью прерывается ими

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского "кара" - черный, прозрачный и "сук" - вода, река
КОЛПАШЕВО
- город в Томской области. Основание относится к XVII веку. Верояным основателем мог быть казак Первуша Колпашник, который предлагал Нарымский и Кетский остроги перенести на Обь, к Keцкому устью. В начале XVII века в Hapымском уезде были дворы Якова Колпашниква, Андрея Колпашникова, возможно, потомков Первуши Колпашника. Позднее деревня Колпашникова стала селом Колпашевым и городом Колпашевым.

ЧУЛЫ́

М
(тюрк. «бегущий снег») - река в Сибири, правый приток Оби.
КИ́

Я
- река в Сибири, левый приток Чулыма. Берёт начало в Кемеровской области, течёт в верховьях главным образом на северо-запад в пределах восточных склонов Кузнецкого Алатау, низовье в Томской области. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В 50- 80 годах XX века вокруг Кии образовались несколько стариц: Тырышкина, Новая, Елдашкина и другие, общей протяжённостью более 30 км. Одна из трактовок гидронима возводит его к селькупскому слову «кы», что означает «река». Согласно другой версии, слово «кия» имеет тюркское происхождение и обозначает «каменистый склон, обрыв».

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского
кара
- «черный, прозрачный» и
сук
- «вода, река».
КИТАТ
- лев. пр. р. Яя. Имеется две этимологии: из кетского
ки
- «новый» П. Дульзон), из селькупского
кы
- «река» (Э.Г. Беккер). Думается, что более вероятной является гипотеза о кетском происхождении топонима, где обе части раскрываются из кетского языка:
ки
- «новый» и
тат
- «река».

Особенности материальной культуры народов

Западной Сибири и ее тесная связь с природно-

климатическими условиями

Духовная культура: верования,

шаманы, сказки
Музыкальные инструменты народов Сибири

Народы нашего края: барабинские татары, чаты,

телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия,

общественные отношения и религиозные верования
Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар - привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.
Этническое положение и соотношение население Западной Сибири на период XVI - XVII в.в. от Урала до р.Хатанги - ненцы, энцы, нганасаны (общее название самоеды. Численностью около 8 тыс.человек). Южнее их, в таежной тайге проживали вогулы и остяки (финно-угорские племена хантов и манси. Численность 15-18 тыс. человек). Остяками также именовали южных самодийцев-селькупов (около 3 тыс. человек), обитавших на средней р.Оби и ее притоках, и кетоязычные племена аринов, коттов, ястынцев на среднем Енисее. По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи кочевали тюркские племена; на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, численностью 15-20 тыс.человек; в верховьях Енисея - енисейские киргизы; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - танские, чулымские и кузнецкие татары. Почти по всей Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура, расселялись тунгусские племена (около 30 тыс. человек). В Забайкалье, по рекам Оному и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены - жили кочевые монголоязычные племена, в последствии составившие этническую основу бурят: эхириты, булагаты, икинаты, хоритуматы, табунуты, хонгодоры (25 тыс. чел.). На верхнем и среднем Амуре проживали оседлые племена монголоязычных дауров и тунгусоязычных дгочеров, в низовьях Амура и Приморье - татки, гиляки (нивхи) и предки нанайцев, ульчей, удэге, а по рекам Лене, Вилюю, Яне - тюркоязычные якуты (30-40 тыс. чел.). Северо-восток Сибири от низовьев Лены до Анадыря занимали кагиры. На севере Камчатки и прилежащим к ней побережье Берингова и Охотского морей жизни коряки, на Чукотском полуострове и в низовьях Колымы - чукчи (при покорении Сибири эта этнические группа оказывала самое жестокое сопротивление русским). Чукчи, которые оседло проживали на морском побережье вошли как особый этнос - эскимосы, также в него входили и ительмены, и шлики Амура. Эти народы принадлежали к полеоазиатам – самым древнейшим обитателям Северной Азии. Они были остатками племен, некогда населявших всю Сибирь и оттесненных "на край света" пришельцами с юга - тюрками, монголами, тунгусами, самодийцами. Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - сибирское ханство, возникло в результате распада империи Чингис-хана. До конца XV в. в нем правили шейбаннды (потомки Чингиса), а потом Тайбугинны (династия Бок Мамет Тайбула).


Сибирские просторы с самых древних времен были местом обитания различных племен и народов. Это неудивительно: огромные пространства, обильные реки и леса создавали идеальные условия для жизни кочевников или племен, ищущих свою новую Родину. Благодаря этим факторам на территории современной Новосибирской области расположено множество интересных археологических объектов.  Чертово городище  Умревинский острог  Комплекс памятников у села Быстровка  Сопка-2  Скелет мамонта  Стоянка палеолита "Волчья грива"  Погребение в Черном мысе  Чичабург

Археологические памятники культуры

народов на территории нашего края

Чертово городище
Расположен этот археологический памятник на Садовой горке в Новосибирске (Октябрьский район). Садовая горка является самой высокой точкой в центральной части города. А «Чертово городище» - археологический парк, посвященный истории сибирских татар. Такое необычное название место приобрело еще в советские годы. Поводом послужило юртовое поселение племен Чатов, которое, к сожалению исчезло, с приходом на территорию современного Новосибирска мостостроителей.

Скелет мамонта
В небольшом селе Вахрушево в 50 километрах от Новосибирска началась история Матильды. Не удивляйтесь, Матильда – это имя мамонта (точнее его скелета), найденного в этих местах. Этот экспонат поистине уникальный – это единственный полный скелет древнего животного. Обнаружилась такая находка еще в 40-е годы.

Комплекс памятников у села Быстровка
Одно из сел Искитимского района Новосибирской области, а именно Быстровка, уже давно привлекает к себе археологов и туристов. Именно здесь расположен один из комплексов археологических памятников, рассказывающий и даже показывающий современному человеку жизнь его предков. На правом берегу Атаманихи расположился своеобразный музей под открытым небом, где собраны различные предметы быта бронзового века. Это и украшения, и различные керамические предметы, и бронзовые ножи, а также другие орудия и предметы из кости и камня. Все эти предметы относятся к Ирменской культуре, названной так по протекающей здесь реке Ирмень и проживающей на территории современных Новосибирской, Кемеровской, Томской областях и Алтайского края. Ирменская культура оставила после себя богатое наследие – археологами обнаружены каменные городища, в которых селились люди. Найденные землянки, земляные и деревянные укрепления могут многое рассказать о быте тех народов. Здесь же – в археологическом памятнике в Быстровке – обнаружены останки и железного века. Среди этих находок, в первую очередь, примечательны найденные культовые погребения. Захороненные здесь жрицы и жрецы в соответствующих одеждах и со всей сопутствующей атрибутикой.

Чичабург
Это археологический памятник, расположенный на берегу озера Большая Чича, в двенадцати километрах от поселка Здвинск. На геофизических снимках из космоса этого района, полученных учеными в 1999 году довольно четко проступали очертания улиц и домов. Во время раскопок было обнаружено не только большое количество бытовых предметов, но и произведения искусства. Ученые предполагают, что жители в спешке покинули свои дома, и самая вероятная причина тому – нападение врагов. Это гипотезу подтверждает большое количество найденных наконечников стрел, доспехов и других предметов, указывающих на то, что жители жили в постоянном ожидании набегов. Площадь Чичабурга составляет более 240 тысяч квадратных метров, а количество населения предположительно с оставляло от четырехсот до двух тысяч жителей.

Стоянка палеолита «Волчья грива»
Объект расположен в верховьях реки Баган, в 62 километрах южнее от Каргата и представляет собой возвышенность протяженностью восемь километров и высотой десять-одиннадцать метров. На «Волчьей гриве» в 1957 году впервые были найдены ископаемые останки древних животных (преимущественно мамонтов, бизонов и лошадей). А несколько лет спустя, в 1969 году ученые обнаружили, что это вовсе не естественное кладбище мамонтов, а уникальнейшее явление – стоянка людей каменного века, которые никогда не использовали камень, так как в этих землях просто нет камня, пригодного для использования в хозяйстве. И вместо камня люди применяли кость. Жилища строились из бивней и бедренных костей, шкуры использовали для крыши, из ребер мамонтов получались острые и прочные копья. Ранее ничего подобного не встречалось не только в этом, но и в других районах Северного полушария. Большую часть коллекции ископаемых можно найти в Институте археологии и этнографии СО АН в Академгородке. «Волчья грива» была объявлена памятником природы областного значения в 2007 году.

Народы Сибири в 17 веке
1.
На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до

вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический. 2.
Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию
от Америки: а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров. 3.
Как назывался налог, который платили народы Сибири в царскую

казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина. 4.
Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория Сибири; б) сделаны географические открытия; в) Россия получила выход к Тихому океану; г) верны все ответы.
Как возникали сибирские города? Объясните
Домашнее задание:
1. Записи в тетради 2. Подготовка к контрольной работе п. 10 - 14

Присоединение к росси народов, населявших восточную сибирь, происходило в основном на протяжении первой половины 17 века. Окраинные территории на юге, востоке и северо-востоке сибири вошли в состав россии во второй половине 17 века, а камчатка и прилегающие к ней острова – в самом конце 17 – первой половине 18 века.

Присоединение восточной сибири началось с северной части бассейна енисея. Во второй половине 16 века русские промышленники из поморья стали проникать в обскую губу и далее по р. Тазу в низовья енисея. Целые поколения поморских промышленников были связаны с пушным промыслом в енисейском крае. Они основывали многочисленные зимовья, служившие опорно-перевалочными пунктами, устанавливали связи с местными жителями. В 1601 году на р. Таз был основан г. Мангазея, ставший административным и торгово-перевалочным пунктом. В 30-х годах 17 века в мангазее зимовало до тысячи промышленников, готовившихся к очередному сезону. Постепенно местное население стало платить ясак русскому правительству, что означало вхождение этих территорий в состав россии. По мере удаления на восток в 30-х годах 17 века основных районов пушного промысла мангазея стала терять свое значение. В первое десятилетие 17 века русские проникали и в бассейн среднего течения енисея. Присоединение этих районов тормозилось некоторым сопротивлением со стороны местных князцов, которые сами собирали дань с местного населения. В 1628 году был основан красноярский острог, который стал основным оплотом русских на юге енисейского края. Подавляющая часть населения енисейского края сложилась в результате стихийного народного переселения. К 1719 году в енисейском уезде насчитывалось 120 деревень, а общая численность русского населения составляла 18 тысяч человек. Центром стал енисейский острог, основанный в 1619 году. Заселение и освоение русскими красноярского уезда сильно задерживалось из-за борьбы с киргизскими, тубинскими князьцами и джунгарами. В 1702 году джунгарский хан переселил значительную часть енисейских киргизов их абаканских степей долину р. Или. Оставшиеся аборигены составили, затем основу ханства и вошли в состав русского государства. Постройка абаканского (1707год) и саянского (1709 год) острогов окончательно обеспечили безопасность русскому и местному населению енисейского края.

Впервые в якутию русские промышленники проникли в 20-х годах 17 века из мангазеи. Вслед за ними сюда пришли служилые люди и начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление. В 1632 году бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т.к. Якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение якутска в состав русского государства.

Двигаясь по лене, русские люди в 1633 году вышли к ледовитому океану и следуя морским путем на восток, открыли юкагирскую землю. Одновременно были открыты и сухопутные пути. В 40-х годах 17 века русские землепроходцы проникли на колыму. И наконец в 1648 году был совершен знаменитый поход с. Дежнева и ф. Попова, в результате которого русские впервые обогнули крайнюю северо-восточную оконечность азиатского континента, открыв пролив, разделяющий его с америкой. Продвижение от лены на восток началось еще в процессе присоединения якутии. Впервые к берегам охотского моря вышел с группой казаков и. Москвитин. Из-за климатических и природных условий на большей части якутии русское освоение носило промысловый характер. С упадком соболиных промыслов русские промышленники стали уходить из якутии. В 1697-1699 годах в. В. Атласов прошел весь камчатский полуостров, и составили его географическое и этнографическое описание.

Во втором десятилетии 18 века были присоединены к россии курильские и шантарские острова.

Процесс включения обширных территорий Сибири и Дальнего Востока в состав Российского государства занял несколько веков. Наиболее значимые события, которые определили дальнейшую судьбу региона, произошли в шестнадцатом-семнадцатом веках. В нашей статье расскажем, как проходило освоение Сибири в 17 веке кратко, но изложим все имеющиеся факты. Эта эпоха географических открытий ознаменовалось основанием Тюмени и Якутска, а также открытием Берингова пролива, Камчатки, Чукотки, что значительно расширило границы государства Российского и закрепило его экономические и стратегические позиции.

Этапы освоения Сибири русскими

В советской и российской историографии принято разделение процесса освоения северных земель и включения их в состав государства на пять этапов:

  1. 11-15-е века.
  2. Конец 15-16-х вв.
  3. Конец 16-го-начало 17-го вв.
  4. Середина 17-18 вв.
  5. 19-20-е века.

Цели освоения Сибири и Дальнего Востока

Особенность присоединения Сибирских земель к Русскому государству заключается в том, что освоение осуществлялось в стихийном порядке. Первопроходцами были крестьяне (бежали от помещиков, чтобы спокойно трудиться на свободной земле в южной части Сибири), купцы и промышленники (искали материальную выгоду, например, у местного населения можно было выменять очень ценный по тем временам мех на сущие безделушки, стоящие копейки). Некоторые отправлялись в Сибирь в поисках славы и делали географические открытия, чтобы остаться в памяти народа.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в 17 веке, как во всех последующих, велось с целью расширения территории государства и увеличения численности населения. Свободные земли за Уральскими горами привлекали высоким экономическим потенциалом: пушниной, ценными металлами. Позже эти территории действительно стали локомотивом индустриального развития страны, да и в настоящее время Сибирь обладает достаточным потенциалом и является стратегическим регионом России.

Особенности освоения Сибирских земель

Процесс колонизации свободных земель за Уральским хребтом включал постепенное продвижение первооткрывателей на Восток до самого тихоокеанского побережья и закрепление на Камчатском полуострове. В фольклоре народов, населявших северные и восточные земли, для обозначения русских чаще всего используется слово «казак».

В начале освоения Сибири русскими (16-17 века) первопроходцы продвигались, главным образом, по рекам. По суше они шли только в местах водораздела. По прибытии в новую местность, первопроходцы начинали мирные переговоры с местным населением, предлагая присоединиться к царю и платить ясак - натуральный налог, как правило, пушниной. Переговоры не всегда оканчивались успешно. Тогда дело решалось военным путем. На землях местного населения устраивались остроги или просто зимовья. Там оставалась часть казаков для поддержания покорности племен и сбора ясака. Вслед за казаками шли крестьяне, духовенство, купцы и промышленники. Наибольшее сопротивление оказывали ханты и другие крупные племенные союзы, а также Сибирское ханство. Кроме того, имели место несколько конфликтов с Китаем.

Новгородские походы до «железных врат»

Новгородцы еще в одиннадцатом веке добрались до Уральских гор («железных врат»), но были разбиты юграми. Югрой тогда называли земли Северного Урала и побережье Ледовитого океана, где проживали местные племена. С середины тринадцатого века Югра уже была освоена новгородцами, но зависимость эта не была прочной. После падения Новгорода задачи по освоению Сибири перешли к Москве.

Свободные земли за Уральским хребтом

Традиционно первый этап (11-15 века) еще не считается покорением Сибири. Официально оно начато походом Ермака в 1580 году, но уже тогда русские знали, что за Уральским хребтом есть обширные территории, оставшиеся практически ничейными после распада Орды. Местные народности были немногочисленны и слабо развиты, исключением было только Сибирское Ханство, основанное сибирскими татарами. Но в нем постоянно кипели войны и не прекращались междоусобицы. Это привело к его ослаблению и к тому, что вскоре оно стало частью Русского Царства.

История освоения Сибири в 16-17 веках

Первый поход был предпринят при Иване III. До этого обратить свой взор на восток русским правителям не давали внутриполитические проблемы. Всерьез за свободные земли взялся только Иван IV, да и то в последние годы своего правления. Сибирское ханство формально вошло в состав Российского государства еще в 1555 году, однако позже хан Кучум объявил своих людей свободными от дани царю.

Ответ был дан отправкой туда отряда Ермака. Казачьи сотни под предводительством пяти атаманов захватили столицу татар и основали несколько поселений. В 1586 году в Сибири был заложен первый русский город - Тюмень, в 1587 году казаки основали Тобольск, в 1593 - Сургут, а в 1594 - Тару.

Если кратко, освоение Сибири в 16-17 веках связано со следующими именами:

  1. Семен Курбский и Петр Ушатый (поход в ненецкие и мансийские земли в 1499-1500 годах).
  2. Казак Ермак (поход 1851-1585 годов, освоение Тюмени и Тобольска).
  3. Василий Сукин (не был первопроходцем, но положил начало обустройству русских людей в Сибири).
  4. Казак Пянда (в 1623 году казак начал поход по диким местам, открыл реку Лену, дошел до того места, где позже был заложен Якутск).
  5. Василий Бугор (в 1630 году заложил на Лене город Киренск).
  6. Петр Бекетов (основал Якутск, ставший базой для дальнейшего освоения Сибири в 17 веке).
  7. Иван Москвитин (в 1632 году стал первым европейцем, который вместе со своим отрядом вышел к Охотскому морю).
  8. Иван Стадухин (открыл реку Колыма, исследовал Чукотку и первым заходил на Камчатку).
  9. Семен Дежнев (участвовал в открытии Колымы, в 1648 году полностью прошел Берингов пролив и открыл Аляску).
  10. Василий Поярков (совершил первый поход на Амур).
  11. Ерофей Хабаров (закрепил за Российским государством Приамурье).
  12. Владимир Атласов (в 1697 году присоединил Камчатку).

Таким образом, если говорить кратко, освоение Сибири в 17 веке ознаменовалось заложением основных российских городов и открытием путей, благодаря которым регион в дальнейшем стал играть большое народнохозяйственное и оборонное значение.

Сибирский поход Ермака (1581-1585)

Освоение Сибири казаками в 16-17 веках начато походом Ермака против Сибирского ханства. Отряд из 840 человек был сформирован и оснащен всем необходимым купцами Строгановыми. Поход проходил без ведома царя. Костяк отряда составили атаманы волжских казаков: Ермак Тимофеевич, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Иван Кольцо и Яков Михайлов.

В сентябре 1581 года отряд поднялся по притокам Камы до Тагильского перевала. Казаки расчищали себе путь вручную, временами даже тащили суда на себе, подобно бурлакам. На перевале они возвели земляное укрепление, где остались до тех пор, пока по весне не сошел лед. По Тагилу отряд сплавился в Туру.

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в современной Свердловской области. Отряд Ермака разгромил конницу князя Епанчи, а затем без боя занял городок Чинги-туру. Весной-летом 1852 года казаки во главе с Ермаком несколько раз вступали в бой с татарскими князьками, а уже к осени заняли тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Через несколько дней татары со всех уголков ханства начали привозить завоевателям дары: рыбу и другие съестные припасы, пушнину. Ермак позволил им вернуться в свои селения и пообещал защищать от врагов. Всех, явившихся к нему, он обложил податью.

В конце 1582 года Ермак отправил в Москву своего помощника Ивана Кольцо, чтобы тот известил царя о разгроме Кучума - сибирского хана. Иван IV щедро одарил посланника и отправил обратно. По указу царя князь Семен Болховской снарядил еще один отряд, Строгановы выделил еще сорок добровольцев из числа своих людей. Отряд прибыл к Ермаку только к зиме 1584 года.

Завершение похода и основание Тюмени

Ермак в то время успешно покорял татарские городки по Оби и Иртышу, не встречая яростного сопротивления. Но впереди была холодная зима, которую не смогли пережить не только Семен Болховской, назначенный воеводой Сибири, но и большая часть отряда. Температура опускалась до -47 градусов по Цельсию, а достаточного количества припасов не было.

Весной 1585 года восстал мурза Карача, истребив отряды Якова Михайлова и Ивана Кольцо. Ермак был окружен в столице бывшего Сибирского ханства, но один из атаманов предпринял вылазку и смог отогнать нападавших от города. Отряд понес значительные потери. В живых осталось меньше половины тех, кто был снаряжен Строгановыми в 1581 году. Трое из пяти казачьих атаманов погибли.

В августе 1985 года Ермак погиб в устье Вагая. Казаки, оставшиеся в татарской столице, решили зимовать в Сибири. В сентябре им на помощь отправилась еще одна сотня казаков под командованием Ивана Мансурова, но в Кишлыке служивые никого не застали. Следующая экспедиции (весна 1956 года) была подготовлена гораздо лучше. Под руководством воеводы Василия Сукина был заложен первый сибирский город Тюмень.

Основание Читы, Якутска, Нерчинска

Первым значительным событием в освоении Сибири в 17 веке стал поход Петра Бекетова по Ангаре и притокам Лены. В 1627 году его в качестве воеводы отправили в Енисейский острог, а на следующий год - на усмирение тунгусов, напавших на отряд Максима Перфильева. В 1631 году Петр Бекетов стал во главе отряда из тридцати казаков, которым предстояло пройти по реке Лене и закрепиться на ее берегах. Уже к весне 1631 года он срубил острог, который позже был назван Якутском. Город стал одним из центров освоения Восточной Сибири в 17 веке и позднее.

Поход Ивана Москвитина (1639-1640 гг.)

Иван Москвитин участвовал в походе Копылова в 1635-1638 годах к реке Алдан. Руководитель отряда позже направил часть солдат (39 человек) под командованием Москвитина к Охотскому морю. В 1638 году Иван Москвитин вышел к берегам моря, совершил походы к рекам Уда и Тауй, получил первые данные об Удском районе. В результате его походов побережье Охотского моря было исследовано на протяжении 1300 километров, а также открыты Удская губа, Амурский лиман, остров Сахалин, Сахалинский залив, устье Амура. Кроме того, Иван Москвитин привез в Якутск хорошую добычу - много пушного ясака.

Открытие Колымы и Чукотская экспедиция

Освоение Сибири в 17 веке продолжилось походами Семена Дежнева. Он попал в Якутский острог предположительно в 1638 году, проявил себя усмирением нескольких якутских князей, совместно с Михаилом Стадухиным совершил поход на Оймякон для сбора ясака.

В 1643 году Семен Дежнев в составе отряда Михаила Стадухина прибыл на Колыму. Казаки основали Колымское зимовье, которое позже стало крупным острогом, которое назвали Среднеколымск. Городок стал опорным пунктом освоения Сибири во второй половине 17 века. На Колыме Дежнев служил до 1647 года, но когда вышел в обратное плавание, крепкие льды закрыли путь, так что решено было остаться в Среднеколымске и дождаться более благоприятного времени.

Знаменательное событие в освоении Сибири в 17 веке произошло летом 1648 года, когда С. Дежнев вышел в Ледовитый океан и прошел Берингов пролив за восемьдесят лет до Витуса Беринга. Примечательно, что даже Берингу не удалось пройти пролив полностью, ограничившись только южной его частью.

Закрепление Приамурья Ерофеем Хабаровым

Освоение Восточной Сибири в 17 веке продолжалось русским промышленником Ерофеем Хабаровым. Свой первый поход он совершил в 1625 году. Хабаров занимался скупкой пушнины, открыл соляные источники на реке Кут и способствовал развитию земледелия на этих землях. В 1649 году Ерофей Хабаров отправился вверх по Лене и Амуру до городка Албазино. Вернувшись в Якутск с отчетом и за подмогой, он собрал новую экспедицию и продолжил свое дело. Хабаров жестко относился не только к населению Маньчжурии и Даурии, но и к собственным казакам. За это его переправили в Москву, где началось судебное разбирательство. Бунтовщиков, которые отказались продолжать поход с Ерофеем Хабаровым, оправдали, его самого лишили жалованья и чина. После Хабаров подал прошение государю Российскому. Царь не восстановил денежное довольствие, но дал Хабарову звание сына боярского и направил его управлять одной из волостей.

Исследователь Камчатки - Владимир Атласов

Для Атласова Камчатка всегда была основной целью. До начала экспедиции на Камчатку в 1697 году русские уже знали о существовании полуострова, но его территория еще не была исследована. Атласов не был первооткрывателем, зато он первым прошел почти весь полуостров с запада на восток. Владимир Васильевич подробно описал свое путешествие и составил карту. Ему удалось уговорить большую часть местных племен перейти на сторону Российского царя. Позднее Владимир Атласов был назначен приказчиком на Камчатку.

I

Разрушительные годы Смутного времени оставили Русь слабой и растерянной. Чтобы восстановить жизнедеятельность московских административных органов и веру русских в себя, от правительства царя Михаила потребуются максимальные усилия.

Поскольку государственные доходы сократились катастрофически, проблема пополнения государственной казны, среди массы неотложных дел, являлась одной из наиболее насущных и болезненных. При решении этой главной проблемы, как и других, русское государство спасло разнообразие и обширность ее геополитической основы – евразийский масштаб Московской империи.

Уступив Польше и Швеции свои западные провинции и понеся на западе тяжелейшие потери, Россия обратилась за новыми силами: к своим восточным владениям – Уралу, Башкирии и Сибири.

Как говорилось в Главе 1, богатые купцы и промышленники Строгановы, которые к середине XVI века создали процветающее дело в Сольвычегодске на севере Руси, скоро обратили свое внимание на Урал и приняли активное участие в освоении Сибири.

В Смутное время Строгановы поддерживали правительство царя Василия Шуйского, а затем национальную армию Минина и Пожарского, и за заслуги царь Василий пожаловал их в именитые люди (чин выдающихся граждан) . Строгановым удалось сохранить основную часть своих владений и ресурсов, и к моменту избрания на трон Михаила Романова они являлись самыми богатыми купцами и промышленниками Московии. Земский Собор решил обратиться к ним за финансовой поддержкой, как советовал царь Михаил еще до своего венчания на царство.

24 мая 1613 г. царь написал Строгановым письмо, в котором описал отчаянное положение страны: казна пуста, царь не в состоянии обеспечивать стрельцов и казаков деньгами, обмундированием и провиантом, и это в то время, когда царству угрожает новое нападение Польши. Царь просил Строгановых выделить государственной казне большую ссуду (деньги, продукты, одежда и другие товары). Епископы от имени Земского Собора также обратились к Строгановым с посланием, в котором упоминали о положении армии и призывали их спасти Отечество.

Строгановы просьбу не отклонили, и это стало началом их значительной помощи правительству царя Михаила.

Естественным результатом завоевания Казани явилось русское продвижение в Башкирию. В 1586 г. русские возвели в сердце Башкирии крепость Уфу. Это обеспечило их контроль над большинством местных племен. Главой русской администрации в Башкирии был воевода (военный управляющий), обычно имевший чин стольника (полковника). Дьяк (секретарь) и несколько подьячих (чиновников) вели дела в административном здании (приказной избе) в Уфе. К ведомству воеводы были прикреплены одиннадцать переводчиков.

Русский гарнизон Уфы был невелик. Около 1625 г. он состоял из двадцати пяти боярских детей, 220 стрельцов и четырех артиллеристов. Через десять лет русские военные силы укрепили. В Мензелинске и Бирске разместили еще два дополнительных небольших гарнизона, а в 1655 г., когда Смоленск сдался московитам (см. Глава 5), некоторых из смоленских дворян перевели в Уфу.

Каждый боярский сын, служивший в русском гарнизоне в Башкирии, получил маленькое поместье. Это довольно незначительное количество земли положило начало сельскохозяйственного освоения Башкирии.

Русская администрация не вмешивалась в племенную организацию и дела башкирских родов, а также в их традиции и привычки, но требовала регулярной выплаты ясака (дани, выплачиваемой мехами). Это составляло главный источник дохода русских в Башкирии. Ясак являлся также финансовой основой русской администрации Сибири.

К 1605 г. русские установили твердый контроль над Сибирью. Главной крепостью и административной столицей Сибири стал город Тобольск в низовьях реки Иртыш. На севере в важный центр пушной торговли быстро превратилась Мангазея на реке Таз {впадающей в Обскую губу). На юго‑востоке Западной Сибири передовым постом русских на границе монголо‑калмыцкого мира служила крепость Томск на притоке средней Оби.

Свидетельством устойчивости правления русских в Сибири является тот факт, что на деятельность административных органов московские смуты не оказали особого воздействия. В 1606‑1608 гг., правда, были волнения самоедов (ненцев), остяков, селькупов (нарымских остяков) и енисейских киргизов, непосредственной причиной которых послужил случай вопиющего нарушения принципов русского правления в Сибири – позорные злоупотребления и вымогательства по отношению к коренным жителям со стороны двух московских голов (капитанов), присланных в Томск царем Василием Шуйским в 1606 г. Следует отметить, что эти два военачальника вели себя немногим лучше и по отношению к русским служащим. Они присваивали деньги и продукты, предназначенные для выплаты жалованья томским стрельцам и казакам. Те жаловались сначала томскому воеводе, а затем царю, и в 1608 г. воевода отослал этих двух капитанов обратно в Москву.

Попытки мятежников штурмовать Тобольск и некоторые другие крепости русских провалились, и волнение подавили с помощью сибирских татар, некоторые из которых подвергались нападениям восставшими. В течение 1609 и 1610 гг. остяки продолжали выступать против русского правления, однако их мятежный дух постепенно ослабел.

Все это происходило именно тогда, когда новая и более серьезная угроза владениям русских в Сибири появилась из степей центральной Азии. К 1606 г. калмыки приблизились к русским поселениям Западной Сибири в бассейнах рек Тобол, Ишим и Иртыш. Сыновья татарского хана Кучума, свергнутого русскими после завоевания Сибири, попросили калмыков помочь им отвоевать владения отца.

Силы калмыков доходили до четырнадцати сан (отрядов), то есть до ста сорока тысяч конников. В сравнении с ними русские гарнизоны в Сибири были ничтожны. Однако русские имели преимущество в огнестрельном оружии, поскольку калмыки вряд ли вообще его имели. Кроме того, русских поддерживали сибирские татары, большинство которых присягнули на верность царю.

Калмыки исповедывали буддизм (ламаизм), их общественная организация представляла собой свободный союз князей (называемых тайши, единственное число – тайша), чьи действия часто противоречили друг другу, и время от времени между двумя или более группами тайши происходили столкновения.

Централизованная форма управления в армейской администрации русских помогла им отразить калмыцкую угрозу, использовав противоречия среди тайши, а также конфликты между калмыками и соседними народами, такими как восточные монголы, казахи и ногайцы.

Другим фактором в предотвращении в тот момент войны между русскими и калмыками явилась их общая заинтересованность в торговле. Калмыки вывозили лошадей и крупный рогатый скот, продавая или обменивая на ткани и утварь. Они также желали получать от русских меха, металл и порох, которые те не хотели им продавать.

В конце 1607 г. из Тары в Москву отправилось первое калмыцкое посольство. 14 февраля 1608 г. его принял царь Василий Шуйский. Московское правительство неправильно поняло намерения калмыцких тайши: оно ожидало, что те станут подданными царя, тогда как калмыки желали лишь установить с русскими мир и добрососедские отношения. Переговоры были продолжены, хотя и не без возникновения спорных моментов.

Для того чтобы пресечь притязания потомков Кучума и выказать уважение всем сибирским татарам, царь Михаил назначил старшего из внуков Кучума Арслана (сына старшего сына Кучума) царем Касимова.7 августа 1614 г. новый царь Касимова получил торжественную аудиенцию у царя Москвы.

В 1617 г. царь Михаил принял под свое покровительство врагов калмыков – монгольского правителя районов Уренгоя, носившего титул Алтан‑хан (или Алтан‑каган), «Золотой император». Русские называли его Алтын‑хан или царь Алтын. В 1618 г. один из самых могущественных калмыцких тайши, Далай‑Батыр, отправил в Москву своих послов и получил царскую грамоту о защите. Два года спустя его соперник Урлюк (из племени Торгут) тоже выразил готовность стать царским вассалом и получил царскую грамоту.

Таким образом царь стал покровителем трех ханов, одного монгольского и двух калмыцких, находившихся во враждебных взаимоотношениях. Предполагалось, что царь будет судьей, но никто из его номинальных вассалов не шел на уступки двум другим, а царь не располагал достаточным войском, чтобы силой установить мир между ними.

К 1630 г. значительное количество калмыков стало продвигаться на запад. Некоторые из них напали на Башкирию, другие проникли в бассейн нижней Волги. В 1640 г. все калмыцкие тайши и некоторые восточные монгольские ханы провели в Джунгарии встречу, на которой пытались создать калмьцко‑монгольский союз. Был одобрен свод законов (Tsaadjin‑bichig), имеющий силу для всех ойрато‑калмыцких племен. На встрече также обсуждались планы дальнейшего калмыцкого наступления.

После этого продвижение на запад тургутов и близких к ним калмыцких родов возобновилось с новой силой. В результате этого, давление калмыков на Сибирь ослабело. Могущественный калмыцкий тайша Урлюк возглавлял западный поход калмыков, и в феврале 1643 г. один из его внуков пытался захватить Астрахань, но потерпел поражение. В декабре того же года Урлюк, направляясь на запад, пересек низовья Волги и вступил в степи северного Кавказа. Калмыки напали и на русскую крепость Терский Городок, и на землю кабардинских князей, которые тоже являлись царскими подданными. Русские стрельцы и терские казаки отразили нападение калмыков на Терский Городок. Кабардинцы и их союзники Малые ногайцы нанесли калмыцкой армии сокрушительное поражение. Сам Урлюк в этом сражении погиб.

Когда Смутное время наконец закончилось, русские промысловики и казаки пересекли Енисей и возобновили свое продвижение на восток. За ними шли представители царской администрации. В 1619 г. был построен форт Енисейск. При продвижении русские воспользовались развитой сетью речных путей, используя волоки между восточными притоками Енисея и западными притоками Лены.

Русских в Сибири влекла жажда приключений и страсть к исследованию новых земель. Им всегда хотелось узнать, что же находится за горизонтом. Доклады первопроходческих групп русских предпринимателей и казаков полны ценной географической и этнографической информацией. Взятое в целом, продвижение русских по Сибири составило важную главу в истории географических открытий, а также в географической науке.

С практической точки зрения русскими руководило то, что можно назвать пушной лихорадкой, которая вела их дальше и дальше в поисках новых охотничьих угодий.

Сибирские народы охотились на пушных зверей до прихода русских с луком и стрелами. При таком способе охоты ежегодная добыча не бывала столь значительной и не могла привести к сокращению животных. Русские использовали силки и капканы, которые были много эффективней, и такой способ в конце концов привел к бедствию, поскольку популяции соболей и других пушных зверей стали быстро исчезать. Особенно вредными, хотя и высоко продуктивными для промысловиков, являлись силки, называвшиеся кулёмой.

Сокращение количества пушных зверей в Западной Сибири заставило русских продвигаться в Восточную Сибирь, где животных было больше.

Промысловики (промышленники) двигались небольшими вооруженными группами, называвшимися ватагами. Руководителя называли передовщик. Каждая ватага представляла собой нечто вроде совместного предприятия. Каждый член имел свою долю в добыче. Между компаниями промышленников и отрядами казаков особой разницы не было. Каждая группа казаков тоже была ватагой, так как они занимались и торговлей.

В действительности и стрельцы и другие служилые люди тоже, где возможно, входили в пушные предприятия, несмотря на правительственные запрещения. Сами воеводы часто имели доли в ватагах. Поскольку это было незаконно, они действовали через подставных лиц.

К 1631 г. одна казацкая ватага дошла до озера Байкал, а две других – до реки Лены. В 1632 г. основали город Якутск. В 1636 г. группа казаков, отплыв из устья реки Оленек, вышла в Северный Ледовитый океан и прошла на восток вдоль побережья. По стопам этой и других экспедиций казак Семен Дежнев проплыл вокруг северо‑восточной оконечности Азии. Начав свой путь в устье реки Колымы, попал затем в Северный Ледовитый океан и высадился в устье реки Анадырь в Беринговом море (1648‑1649 гг.).

За десять лет до арктического путешествия Дежнева казацкой экспедиции из Якутска удалось выйти в Охотское море по реке Алдан. В 1640‑х и 1650‑х гг. были исследованы земли вокруг озера Байкал. В 1652г. основали Иркутск. На востоке Поярков спустился по низовьям реки Амур и из его устья проплыл на север вдоль побережья Охотского моря (1644‑1645 гг.). В 1649‑1650 гг. Ерофей Хабаров открыл русским путь на средний Амур.

Таким образом, к середине семнадцатого века русские установили свой контроль над всей Сибирью кроме полуострова Камчатка, который аннексировали в конце столетия (1697‑1698 гг.).

Что касается этнического состава вновь присоединенных районов, то большую часть огромной территории между Енисеем и Охотским морем населяли тунгусские племена. Тунгусы, лингвистически родственные маньчжурам, занимались охотой и оленеводством. Их насчитывалось около тридцать тысяч.

Вокруг озера Байкал находилось несколько поселений бурятов (ветвь восточных монголов) с населением не менее двадцати шести тысяч человек. Буряты в основном были скотоводами и охотниками, некоторые из них занимались земледелием.

В бассейне Средней Лены жили якуты. Они лингвистически принадлежали к тюркской семье народов. Их было примерно двадцать пять тысяч – в основном скотоводы, охотники и рыболовы.

В северо‑восточном треугольнике Сибири, между Северным Ледовитым океаном и северной частью Тихого океана, обитали различные палео‑азиатские племена, около двадцати пяти тысяч оленеводов и рыболовов.

Коренные народы были значительно многочисленнее русских пришельцев, но они были разобщены и не имели огнестрельного оружия. Родовые и племенные старшины часто конфликтовали между собой. Большая их часть оказалась готова признать царя своим сувереном и платить ему ясак.

Однако, когда русские казаки или представители администрации требовали дополнительной дани или бессмысленно разоряли жителей, что они иногда себе позволяли, те стойко сопротивлялись. В 1642 г. якуты подняли мятеж, потому что воевода Якутска приказал произвести перепись их скота, но восстание было подавлено жестокими мерами.) В 1644 г. казацкий атаман Василий Колесников начал собирать дополнительный ясак с бурят верхней Ангары, которые уже выплатили дань правительственному приказу на Верхней Лене. Под предлогом сбора ясака казаки занимались грабежом, захватывали и насиловали женщин. Это привело к яростному выступлению бурят, которое удалось остановить только кровавой расправой с ними.

Подобные бунты вызывали не основные принципы московского правления, установленные при Борисе Годунове, а вопиющие нарушения этих принципов со стороны казаков и правительственных чиновников.

Окончание войн со Швецией и Польшей (1617‑1618 гг.) позволило московскому правительству полностью посвятить себя реорганизации и укреплению русской финансовой и административной систем. Сибири, в связи с ее важностью для пополнения государственных доходов, уделялось большое внимание.

В царствование Бориса Годунова делами Сибири управлял Казанский Дворец, или Приказ. В начале правления Михаила внутри Казанского приказа образовали специальный Сибирский отдел, а в 1637 г. он превратился в самостоятельный Сибирский Приказ.

После возвращения митрополита Филарета из польского плена и избрания его патриархом, он должен был стать фактическим главой не только Церкви Московии, но правительства и органов исполнительной власти. В Сибири он занимался исключительно церковными делами. В период Смутного времени среди сибирское духовенство погрязло в распущенности и пренебрежении к своему долгу;

государственные чиновники допускали много злоупотреблений, нарушающих интересы церкви. Поэтому было решено создать в Тобольске митрополичью кафедру и назначить главой церковной администрации Сибири всеми уважаемого прелата. Для этого выбрали архимандрита Хутынского монастыря в Новгороде Киприана, и он стал первым архиепископом Тобольска, куда прибыл в 1621 г.

Попытки Киприана реформировать церковную и монастырскую жизнь в Сибири, внести порядок в церковную администрацию встретили серьезное противодействие со стороны местного духовенства. Несмотря на все это, несмотря и на краткий срок своей деятельности в Сибири, Киприану удалось до определенной степени поднять моральный и материальный уровень сибирского архиепископства. Он также собрал материал по истории Сибири. В 1624 г. его призвали в Москву и назначили митрополитом Крутицким. Позже он стал митрополитом Новгородским и оставался на этом посту до своей смерти в 1635 г. В Сибири преемники Киприана, из которых Нектарий (1636‑1640 гг.) был особенно одаренным администратором, продолжили его дело.

Государственная администрация в этот период находилась в руках князя Юрия Яншеевича Сулешева (потомка известного крымского татарского рода), который в Москве поступил на царскую службу и был назначен управляющим Тобольска в январе 1623 г. Суле‑шев был деятельным и энергичным руководителем. Среди других дел он уделил большое внимание дорогам и средствам связи, возродив систему ямской службы. Он установил новые правила сбора ясака, что привело к значительному увеличению государственного дохода. Он также запретил государственным служащим участвовать в торговле пушниной.

Сулешев прослужил в Сибири два года, что являлось обычным сроком для сибирского воеводы. В 1625 г. его сменил известный боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (один из членов триумвирата 1611‑1612 гг.). Это назначение показывает, какое большое значение московское правительство делами Сибири. Трубецкой умер в том же году. Его преемником назначили князя АА Хованского.

В 1625г. в Сибири было четырнадцать городов и острогов (крепостей), куда назначались воеводы. Это были Тобольск, Верхотурье, Тюмень, Туринск, Тара, Томск, Березов, Мангазея, Пелым, Сургут, Кетс‑кий Острог, Кузнецк, Нарым и Енисейск. В каждый город обычно назначали двух воевод, один из которых являлся старшим; в каждый острог – одного. С дальнейшим продвижением на восток количество городов и острогов, а следовательно, и воевод возрастало.

Каждый воевода руководил военными и гражданскими делами своего района. Он подчинялся непосредственно Москве, однако тобольский воевода имел определенную власть над всеми другими, позволявшую ему координировать действия сибирских вооруженных сил и органов управления. Старший воевода Тобольска имел также ограниченное право поддерживать (под контролем Москвы) отношения с соседними народами, такими как калмыки и восточные монголы.

Положение воеводы в Московии, и еще больше того в Сибири, предоставляло массу возможностей обогащения, однако отдаленность, трудности проезда и небезопасные условия жизни в пограничных районах отпугивали московскую придворную аристократию. Чтобы привлечь известных бояр на службу в Сибири, московское правительство предоставило сибирским воеводам статус, который имели воеводы в действующей армии, что означало лучшее жалованье и особые привилегии. На время срока службы в Сибири владения воеводы в Московии освобождались от налогов. Его крепостные крестьяне и холопы не подлежали преследованию по суду, кроме случаев грабежа. Все судебные дела против них откладывались до возвращения хозяина. Каждому воеводе предоставлялись все необходимые средства для проезда в Сибирь и обратно.

Русские вооруженные силы в Сибири состояли из боярских детей; иностранцев, таких как военнопленные, переселенцы и наемники, высланные в Сибирь в наказание (их всех называли «дитва», поскольку большую часть из них составляли литовцы и западные русские); стрельцов и казаков. Кроме них были местные вспомогательные войска (в Западной Сибири в основном татарские). Согласно расчетам Ланцева в 1625г. в Сибири находилось менее трех тысяч московских военнослужащих, менее тысячи казаков и примерно одна тысяча местных. Десять лет спустя соответствующие цифры были следующими – пять тысяч, две тысячи и около двух тысяч. Параллельно росту вооруженных сил в Сибири происходило постепенное расширение сельскохозяйственной деятельности. Как уже отмечалось раньше, правительство набирало будущих сибирских крестьян либо по контракту (по прибору), либо в приказном порядке (по указу). Крестьяне в основном переселялись из Пермской области и русского Севера (Поморья). Правительство использовало на сельскохозяйственных работах значительное количество преступников и ссыльных военнопленных. Подсчитано, что к 1645 г. в Западной Сибири поселили не менее восьми тысяч крестьянских семей. Кроме того, с 1614 по 1624 гг. там было размещено более пяти сотен ссыльных.

С самого начала продвижения русских в Сибирь правительство столкнулось с проблемой недостатка зерна, так как до прихода русских сельскохозяйственное производство коренных народов в западной Сибири соответствовало только их собственным нуждам. Чтобы удовлетворить потребности военных гарнизонов и русских служащих и, зерно приходилось привозить из Руси.

При постройке в Сибири каждого нового города вся пригодная для пашни земля вокруг него исследовалась и лучшие участки отводились под государеву пашню. Другая часть предоставлялась служащим и духовенству. Остатки могли занимать крестьяне. Сначала пользователи этой земли освобождались от специальных повинностей в пользу государства, но во время пребывания на посту воеводы Тобольска Сулешев распорядился, чтобы каждый десятый сноп из урожая в поместьях, отведенных служилым людям, передавался в государственное хранилище этого города. Этот законодательный акт применялся на территории всей Сибири и сохранял силу до конца XVII века. Такой порядок был сходен с институтом десятинной пашни (десятая часть обрабатываемого поля) в южных приграничных районах Московии. Благодаря подобным усилиям, к 1656 г. появилось изобилие зерна в Верхотурье и, возможно, в некоторых других районах Западной Сибири. В Северной Сибири и Восточной Сибири русские вынуждены были зависеть от ввоза зерна из западной ее части.

Русские были заинтересованы не только в развитии земледелия Сибири, но и в разведке там месторождений полезных ископаемых. Вскоре после строительства в 1618 г. города Кузнецка местные власти узнали от коренных жителей о существовании в этом районе залежей железной руды. Четыре года спустя томский воевода отправил кузнеца Федора Еремеева искать железную руду между Томском и Кузнецком. Еремеев обнаружил месторождение в трех милях от Томска и привез образцы руды в Томск, где выплавил металл, качество которого оказалось хорошим. Воевода послал Еремеева с образцами руды и железа в Москву, где эксперимент был успешно повторен. «И железо получилось хорошее, и из него можно было делать сталь». Царь наградил Еремеева и отослал его обратно в Томск (1623 г.).

Затем в Томск из Устюжны отправили двух опытных кузнецов для руководства новой литейной для производства ружей. Литейная была небольшой, производительностью только один пуд металла в неделю. Тем не менее, некоторое время она служила своей цели.

В 1628 г. месторождения железной руды разведали в районе Верхотурья, там открыли несколько литейных, общая производительная мощность которых была больше и стоимость продукции ниже, чем в томской. Литейную в Томске закрыли, и Верхотурье превратилось в главный русский металлургический центр Сибири того периода. Кроме оружия там производились сельскохозяйственные и горнодобывающие орудия.

В 1654 г. железорудные месторождения были обнаружены на берегу Енисея в пяти верстах от Красноярска. Искали в Сибири также медь, олово, свинец, серебро и золото, однако результаты появились в конце XVII века.

Несмотря на развитие сельского хозяйства и горного дела, пушнина оставалась для русской казны и для отдельных предпринимателей в XVII веке главным источником дохода.

Все меха, собранные в качестве ясака, шли государству. Кроме того, государство занимало привилегированное положение в торговле, на основе чего казна наложила десятину (десятинную пошлину) в мехах на промысловиков и торговцев. Государство также при потребности покупало меха у частных торговцев.

Ясак собирали двумя способами. В большинстве случаев в Запад‑вой Сибири местные жители сами доставляли свои шкурки русским официальным лицам в ближайший город или острог. В таких районах, как Восточная Сибирь, где люди жили в большой удаленности от города или острога, воевода этого города посылал своих сборщиков в местные родовые общины.

Все собранные шкурки отправлялись в Москву. Уплата ясака регистрировалась в специальных книгах (ясачных книгах). Более семнадцати сотен таких книг еще хранится в Москве в Центральном государственном архиве древних актов.

Сбор десятинной пошлины осуществляли в каждом районе таможенные чиновники (головы) и их помощники (целовальники). Этих чиновников обычно избирали из посадских в Северной Руси. Посадская община выберет кандидата, а Сибирский Приказ утвердит его в должности. В некоторых случаях их выбирали из сибирских купцов. Целовальников избирали из сибирских промышленников и торговцев.

Объем ежегодного дохода Московского государства от пушнины и его рост в первой половине XVII века невозможно установить с абсолютной точностью. Согласно расчетам Раймонда Фишера годовой доход от мехов равнялся 45000 рублей в 1624 г. и вырос до 60000 к 1634 г.

Доход от пушнины в 1635 г., как это вычислил Милюков на основе официальных записей, составил 63518 рублей. К 1644 г. он вырос до 102021 рубля, а к 1655 г. – до 125000 рублей.

Следует отметить, что покупательная способность русского рубля в XVII веке равнялась примерно семнадцати золотым рублям 1913 г. Таким образом, 125000 рублей XVII века можно считать равными 2125000 рублей 1913 г.

Как бы ни были впечатляющи эти цифры, существуют свидетельства, что в действительности цена собранных мехов превышала эти расчеты. Вот, например, объем годового дохода от пушнины за 1635г. Милюков оценивает в немногим более 63000 рублей. Однако цена мехов, доставленных в Москву из одной только Мангазеи составила судя по всему, не менее 30000 рублей (35000 в 1638 г.).

Оценить пропорциональный вклад сибирских мехов в увеличение русского национального дохода в XVII веке было бы еще труднее, поскольку надежного расчета национального дохода Руси на тот период не произведено. Тем не менее, представляется очевидным, что меха составляли существенный фактор роста русского дохода после Смутного времени, поскольку отдельные лица, как и государство, получали огромное количество соболей и других мехов, самостоятельно добывая животных или покупая шкурки у коренных народов. Перед отправкой шкурок на Русь, они должны были уплатить десятинную пошлину натурой. Объемы этих платежей фиксировались таможенными чиновниками в районах, где шкурки были получены.

Хотя общих подсчетов подобных записей пока не сделано, доступные нам частичные вычисления показывают, что частная торговля сибирскими мехами была исключительно интенсивной. Например, из записей о сборе десятинных соболей в Мангазее в период с 1625 г. по 1642 г. известно, что годовой сбор между 1625 г. и 1634 г. составлял примерно 10000 рублей, кроме 1630 – 1631 г., когда в Мангазее происходили волнения, и он снизился до 5000 рублей. С 1635 г. до 1642 г. в Мангазее ежегодно собирали от 12000 до 13000 рублей десятинной пошлины. Десятинная пошлина мехами, собранная в Якутске в 1641 г., составила 9700 рублей.

Сбор 10000 рублей в качестве десятинной пошлины означает, что общая цена мехов, заявленная в соответствующих таможнях, составляла 100000 рублей. На основе данных по Мангазее и Якутску можно видеть, что оборот мехов в частной торговле значительно превышал оборот мехов, осуществляемый государственной казной. Фишер считает, что в середине XVII века частные предприятия ежегодно вывозили из Сибири мехов на сумму 337000 рублей. С моей точки зрения, цифра Фишера явно занижена, и фактический годовой оборот частной торговли сибирскими мехами был, вне всякого сомнения, значительнее, не менее 350000 рублей в год, что равняется почти 6000000 золотых рублей 1913 г.

Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.

План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.

3. Продвижение русских людей в Сибирь:

а) цели освоения Сибири. Новые города.

б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.

4. Историческое значение присоединения Сибири.

Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.

Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;

1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;

1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;

XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”

Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.

Оборудование урока:

1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.

2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,

Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.

3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

5. Литературная выставка:

а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.

б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.

в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях

знаменитых людей”. М. 2000 г.

г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”

д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.

е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.

6. Маршруты землепроходцев.

7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На Дальний Север и Восток

Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).

На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.

XVII век – это время великих географических открытий.

/звучит шум моря /

К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.

1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;

1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;

1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;

1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

/прикрепляю “корабли” к глобусу /

Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”

Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.

Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.

Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.

“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”

На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.

“Ребята, вспомните кто такие язычники?”

Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.

Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.

Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.

Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …

“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”

“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”

/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/

Каковы же цели освоения Сибири?

Работа со схемами

С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:

Мангазея;

Томск (1604);

Енисейск (1619);

Красноярск (1628);

Турухан;

Якутск (1632);

/прикрепляю таблички с названиями на карту/

В XVII веке было построено около 140 городов.

Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.

Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.

/звучит шум леса/

Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.

1. С.И.Дежнев

2. В.Д.Поярков

3. Е.П.Хабаров

4. В.В.Атласов.

А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:

“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”

“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.