Эта смена произошла раньше, в России — позднее. Перемены отражали увеличение производства, которое требовало новых источников сырья и рынков сбыта. Они предъявляли новые условия науке, способствовали общему подъему интеллектуальной жизни человеческого общества. География тоже приобрела новые черты. Путешествия обогащали науку фактами. За ними следовали обобщения. Такая последовательность, хотя и не отмеченная абсолютно, характерна и для западноевропейской, и для русской науки.
Эпоха великих открытий западных мореплавателей. На рубеже XV и XVI столетий за три десятилетия произошли выдающиеся географические события: плавания генуэзца Х. к Багамским , на , к устью Ориноко и на побережье Центральной Америки (1492-1504 гг.); вокруг Южной в — г. Калликут (1497-1498 гг.), Ф. и его спутников (Хуан Себастьян Элькано, Антонио Пигафетта и др.) вокруг по и вокруг Южной Африки (1519-1521 гг.) — первое кругосветное плавание.
Три главных пути поисков — , и Магеллана — имели, в конечном итоге, одну цель: достичь морским путем богатейшего пространства мира — с и и других районов этого обширного пространства. Тремя разными путями: прямо на запад, вокруг Южной Америки и вокруг Южной Африки — мореплаватели обошли государство турок-османов, преградившее европейцам сухопутные пути к Южной Азии. Характерно, что варианты указанных мировых путей многократно использовались впоследствии русскими мореплавателями.
Эпоха великих русских открытий. Расцвет русских географических открытий приходится на XVI-XVII вв. Однако русские и гораздо раньше собирали географические сведения сами и через западных соседей. Географические данные (с 852 г.) содержит первая русская летопись — “Повесть временных лет” Нестора. Русские города-государства, развиваясь, искали новые природные источники богатства и рынки сбыта товаров. В особенности богател Новгород. В XII в. новгородцы достигли моря. Начались плавания на запад в Скандинавию, к северу — на Грумант (Шпицберген) и особенно к северо-востоку — на Таз, где русские основали торговый город Мангазею (1601-1652 гг.). Несколько раньше началось движение на восток сухопутным путем, через Сибирь (Ермак, 1581-1584).
Стремительное движение в глубь Сибири и к Тихому океану — героический подвиг . Немногим более полустолетия потребовалось им для того, чтобы пересечь пространство от до пролива. В 1632 г. основан Якутский острог. В 1639 г. Иван Москвитин достигает Тихого океана у Охотска. Василий Поярков в 1643-1646 гг. прошел от до Яны и Индигирки, первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу моря. В 1647-48 гг. Ерофей Хабаров проходит до Сунгари. И наконец, в 1648 г. Семен Дежнев огибает с моря , открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что от Северной Америки отделена проливом.
Постепенно и элементы обобщения приобретают большое значение в русской географии. В 1675 г. в направляется русский посол, образованный грек Спафарий (1675-1678 гг.) с указанием “изобразить все землицы, города и путь на чертеж”. Чертежи, т.е. карты, были в России документами государственного значения.
Русская ранняя известна следующими четырьмя своими произведениями.
1. Большой чертеж Российского государства. Составлен в одном экземпляре в 1552 г. Источниками для него послужили “писцовые книги”. До нас Большой чертеж не дошел, хотя возобновлялся в 1627 г. О реальности его писал географ петровского времени В.Н. Татищев.
2. Книга Большого чертежа — текст к чертежу. Один из поздних списков книги издан Н.Новиковым в 1773 г.
3. Чертеж Сибирской земли составлен в 1667 г. До нас дошел в копии. Чертеж сопровождает “Рукопись противу чертежу”.
4. Чертежная книга Сибири составлена в 1701 г. по приказу Петра I в Тобольске С.У.Ремизовым с сыновьями. Это первый русский географический из 23 карт с чертежами отдельных районов и населенных пунктов.
Таким образом, и в России метод обобщений стал раньше всего картографическим.
В первой половине XVIII в. продолжались обширные географические описания, но с увеличением значения географических обобщений. Достаточно перечислить главные географические события, чтобы понять роль этого периода в развитии отечественной географии. Во-первых, обширное многолетнее изучение русского побережья Ледовитого океана отрядами Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. и экспедиции Витуса и Алексея Чирикова, которые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций открыли морской путь от к (1741 г.) и описали часть северо-западного побережья этого материка и некоторые из Алеутских островов. Во-вторых, в 1724 г. была учреждена Российская Академия наук с Географическим департаментом в ее составе (с 1739 г.). Это учреждение возглавляли продолжатели дел Петра I, первые русские ученые-географы В.Н. Татищев (1686-1750) и М.В. Ломоносов (1711-1765). Они стали организаторами детальных географических исследований территории России и сами внесли значительный вклад в развитие теоретической географии, воспитали плеяду замечательных географов-исследователей. В 1742 г. М.В.Ломоносовым написано первое отечественное сочинение с теоретическим географическим содержанием — “О слоях земных”. В 1755 г. выходят в свет две русские классические страноведческие монографии: “Описание земли Камчатки” С.П. Крашенникова и “Оренбургская топография” П.И. Рычкова. Начался ломоносовский период в отечественной географии — время размышлений и обобщений.
Эпоха Великих географических открытий - важнейший этап в истории человечества. Это время, когда очертания материков, морей и океанов становятся все точнее, технические приборы совершенствуются, а ведущие страны того времени отправляют мореплавателей на поиски новых богатых земель. На этом уроке вы узнаете о морских экспедициях Васко да Гамы, Христофора Колумба и Фернана Магеллана, а также об открытии ими новых земель.
Среди причин Великих географических открытий можно назвать:
Экономические
После эпохи Крестовых походов у европейцев сложились прочные торговые связи с Востоком. На Востоке европейцы покупали пряности, ткани, драгоценности. В XV в. сухопутные караванные пути, по которым осуществлялась торговля европейцев с восточными странами, были захвачены турками. Появилась задача поиска морского пути в Индию.
Технологические
Были усовершенствованы компас и астролябия (прибор для измерения широты и долготы).
Появились новые виды судов- каравелла, каракка и галеон. Они отличались вместительностью и мощным парусным оснащением.
Были изобретены навигационные карты - портуланы .
Теперь европейцы могли совершать не только традиционные каботажные плавания (т.е. преимущественно вдоль берегов), но и выходить далеко в открытое море.
1445 г. - экспедиция, организованная Генрихом Мореплавателем достигла Зеленого Мыса (западная точка Африки). Были открыты остров Мадейра, Канарские острова, часть Азорских островов.
1453 г. - Константинополь захвачен турками.
1471 г. - португальцы впервые достигли экватора.
1488 г. - экспедиция Бартоломеу Диаша достигла самой южной точки Африки - мыса Доброй Надежды.
1492 г. - Христофор Колумб открыл острова Сан-Сальвадор, Гаити, Куба в Карибском море.
1497-1499 гг. - Васко да Гама достиг индийского порта Каликут, обогнув Африку. Впервые был открыт путь на Восток через Индийский океан.
1519 г. - Фернан Магеллан отправляется в экспедицию, в которой открывает Тихий океан. А в 1521 г. достигает Марианских и Филиппинских островов.
Рис. 2. Астролябия ()
Рис. 3. Каравелла ()
Успехи были достигнуты и в картографии . Европейские картографы стали составлять карты с более точными очертаниями берегов Европы, Азии и Северной Америки. Португальцы изобрели навигационные карты. На них, помимо очертаний берегов, изображались населенные пункты, встречающиеся на пути препятствия, а также месторасположения портов. Эти навигационные карты назывались портуланы .
Первооткрывателями становились испанцы и португальцы . В Португалии родилась идея завоевания Африки. Однако рыцарская конница оказалась беспомощной в песках. Португальский принц Генрих Мореплаватель (рис. 4) решил попробовать морской путь вдоль западного побережья Африки. Организованные им экспедиции открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, Канарские острова. В 1445 году португальцы достигли западной точки Африки - Зеленый мыс . Несколько позже было открыто побережье Гвинейского залива. Там было обнаружено большое количество золота, слоновой кости. Отсюда получилось и название - Золотой берег, Берег Слоновой Кости. Вместе с тем были обнаружены африканские рабы, которыми торговали местные вожди. Португалия стала первой европейской страной, которая стала продавать живой товар.
Рис. 4. Генрих Мореплаватель ()
Уже после смерти Генриха Мореплавателя португальцы в 1471 году достигли экватора. В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша достигла южного конца Африки - Мыса Доброй Надежды . Обогнув Африку, эта экспедиция вышла в Индийский океан. Однако из-за бунта моряков Бартоломеу Диаш был вынужден вернуться обратно. Его путь продолжил Васко да Гама (рис. 5) , который в 1497-1499 гг . обогнул Африку и после 8-месячного плавания прибыл в индийский порт Каликут (рис. 6).
Рис. 5. Васко да Гама ()
Рис. 6. Открытие морского пути в Индию, маршрут Васко да Гамы ()
Одновременно с Португалией, поиск нового морского пути в Индию начала Испания , в которой в это время правили Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский . Христофор Колумб (рис. 7) предложил новый план - достичь Индии, двигаясь на запад, через Атлантический океан. Христофор Колумб разделял мнение о том, что земля имеет шарообразную форму. 3 августа 1492 года Колумб на трех каравеллах «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» отправился из Испании на поиски Индии (рис. 8) . 12 октября 1492 года на каравелле «Пинта» раздался выстрел. Это был сигнал: моряки достигли острова, который они назвали Сан-Сальвадор , что в переводе означает «святой спаситель». Исследовав остров, они отправились на юг и открыли еще два острова: Гаити (тогда Эспаньола) и остров Куба.
Рис. 7. Христофор Колумб ()
Рис. 8. Маршрут Христофора Колумба ()
Первая экспедиция Колумба продлилась 225 дней и открыла Карибское море . В ходе последующих трех экспедиций, Колумб открыл побережье Центральной Америки и северное побережье Южной Америки. Однако испанскую корону не устраивало то количество золота, которое поступало в страну. Вскоре от Колумба отвернулись. Он умер в 1506 году в бедности, уверенный в том, что открыл новый морской путь в Индию. Материк, открытый Колумбом, первоначально называли Вест-Индией (Западная Индия). Лишь позже материку дали название Америка .
Соперничество Испании и Португалии привело к первому в истории разделу мира. В 1494 году был заключен Тордесильясский договор , согласно которому по Атлантическому океану несколько западнее Азорских островов был проведен условный меридиан. Все вновь открытые земли и моря к западу от него должны были принадлежать Испании, а к востоку - Португалии. Однако первое в мире кругосветное путешествие Фернана Магеллана скорректировало этот документ.
Еще в 1513 году испанец Васко де Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел к берегам Тихого океана. Он назвал его тогда Южным морем. Осенью 1519 года на пяти каравеллах с командой в 253 матроса Фернан Магеллан (рис. 9) отправился в свое путешествие (рис. 10) . Его целью было найти путь через Атлантический океан к Молуккским островам (острова пряностей). Через год путешествия команда Магеллана вошла в узкий пролив, который позже был назван Магелланов пролив . Пройдя через него, команде Магеллана удалось выйти в раннее неизвестный океан. Этот океан получил название Тихий .
Рис. 9. Фернан Магеллан ()
Рис. 10. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана ()
В марте 1521 года команда Магеллана достигла Марианских островов, а затем высадилась на Филиппинах, где сам Магеллан погиб в стычке с местными жителями. Его команде удалось достичь Молуккских островов. Спустя три года только один корабль с 17 моряками вернулся домой. Первое кругосветное путешествие Магеллана доказало, что Земля имеет шарообразную форму .
Освоение европейцами Нового Света приняло форму конкисты - завоевания . Вместе с конкистой начинается переселение в Новый Свет колонистов из Европы.
Великие географические открытия изменили картину мира. Во-первых, было доказано, что Земля имеет форму шара. Также был открыт новый материк - Америка, а также новый океан - Тихий. Были уточнены очертания многих континентов, морей и океанов. Великие географические открытия стали первым шагом к созданию мирового рынка. Они сместили торговые пути. Так, торговые города Венеция и Генуя потеряли свое ключевое значение в европейской торговле . Их место заняли океанские порты: Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам, Севилья. Вследствие притока драгоценных металлов в Европу из Нового Света произошла революция цен. Упали цены на драгоценные металлы, и при этом выросли цены на продукты и на сырье для производства.
Великие географические открытия положили начало колониальному переделу мира и господству европейцев в Азии, Африке и Америке. Эксплуатация рабского труда и торговля с колониями позволила европейским торговым кругам обогатиться, что стало одной из предпосылок формирования капитализма. Также колонизация Америки привела к уничтожению древнейших американских культур. Великие географические открытия стали одной из причин пищевой революции в Европе. Были завезены ранее неизвестные культуры: кукуруза, томаты, какао-бобы, картофель и табак.
Список литературы
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.
В зап.-европ. и рус. дореволюц. лит-ре под эпохой В. г. о. обычно понимается столетний (прибл.) период - с сер. 15 до сер. 16 вв., центр. моментами к-рого были: открытие тропич. Америки Х. Колумбом, открытие непрерывного мор. пути из Зап. Европы вокруг Юж. Африки в Индию Васко да Гамой, первая кругосветная экспедиция Ф. Магеллана, к-рая доказала наличие единого Мирового океана, занимающего большую часть поверхности Земли. В сов. историко-геогр. литературе под эпохой В. г. о. понимается двухсотлетний (прибл.) период - с сер. 15 до сер. 17 вв., поскольку лишь в 1-й пол. 17 в. были открыты Австралия, сев. и сев.-вост. побережья Азии и практически доказано, что Азия нигде не соединяется с Америкой.
Мор. и сухопутные экспедиции, совершавшие В. г. о., организовывались Португалией, Испанией (игравшими ведущую роль в В. г. о. 15-16 вв.), Англией, Францией, Рус. гос-вом, Голландией. Общими причинами посылки экспедиций были: рост в странах Европы товарного произ-ва, недостаток в Европе драгоценных металлов и связанные с этим поиски новых земель, где надеялись найти золото и серебро, драгоценные камни и жемчуга, пряности и слоновую кость (в тропиках), ценные меха и моржовые бивни (в Сев. Америке и Сев. Азии); поиски новых торг. путей из Зап. Европы в Африку, Индию, Вост. Азию - стремление зап.-европ. купцов избавиться от торг. посредников и наладить прямую связь с азиатскими странами - поставщиками ценных товаров (непосредств. торговля со странами Азии и Африки находилась в руках араб., инд., малайских и кит. купцов; тур. завоевания в Передней Азии и на Балканском п-ове в 15 в. почти полностью закрыли торг. путь на Восток через М. Азию и Сирию). В. г. о. стали возможны благодаря успехам в области науки и техники: созданию достаточно надежных для океанского плавания парусных судов, усовершенствованию компаса и морских карт и т. д.; большую роль сыграла все более утверждавшаяся идея шарообразности Земли (с ней была связана также мысль о возможности зап. морского пути в Индию через Атлантич. ок.). Важное значение для геогр. открытий европейцев в Азии и Африке имели успехи в области геогр. знаний и развитие мореплавания у самих азиатских народов.
В. г. о. 15-17 вв. были событиями всемирно-ист. значения. Были установлены контуры обитаемых материков (кроме сев. и сев.-зап. берегов Америки и вост. берега Австралии), исследована большая часть земной поверхности (неизвестными, однако, еще остались многие внутр. области Америки, центр. Африки и вся внутр. Австралия). Благодаря открытию новых торг. путей и новых стран торговля приобрела мировой характер, произошло гигантское увеличение находившихся в обращении товаров - это ускорило процесс разложения феодализма и возникновения капиталистич. отношений в Зап. Европе. Колониальная система, возникшая вслед за В. г. о., явилась одним из рычагов процесса т. н. первоначального накопления; этому способствовала и т. н. "революция цен". В эту эпоху Зап. Африка превратилась в заповедное поле охоты за рабами.
Таблица. Важнейшие географические открытия сер. 15 - сер. 17 вв.
Европейцы захватили огромные терр. в Сев. и Юж. Америке, с чем было связано массовое, а на Антильских о-вах поголовное истребление коренного населения. В Новом свете возникли громадные колониальные владения: группа испан. вице-королевств, португ. Бразилия, группа англ. переселенческих колоний, франц. Канада. Была организована цепь европ. опорных пунктов на берегах и о-вах Африки, Юж., Юго-Вост. и Вост. Азии; началось колониальное закабаление многих стран Азии. Большое значение для мн. европ. стран имело перемещение в результате В. г. о. центра экономич. жизни и торг. путей из Средиземного м. на Атлантич. ок., что способствовало упадку одних европ. стран (Италии, отчасти Германии и придунайских стран) и экономич. возвышению других (Нидерландов и Англии).
Подробнее о геогр. открытиях по отд. материкам см. в статьях Австралия, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка.
Лит.: Атлас истории географических открытий и исследований, М., 1959; Бейкер Дж., История географических открытий и исследований, пер. с англ., M, 1950; Берн Ж., История великих путешествий, пер. с франц., т. 1, Л., 1958; Магидович И. П., История открытия и исследования Сев. Америки, М. 1962; его же, Очерки по истории географических открытий, М., 1957; Морисон С. Э., Христофор Колумб, мореплаватель, пер. с англ., М., 1958; Путешествие Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы, (пер. с исп.), М., 1956; Харт Г., Морской путь в Индию, (пер. с англ.), М., 1954; Пигафетта А., Путешествие Магеллана, пер. с итал., М., 1950; Лебедев Д. М., География в России XVII века (допетровской эпохи), М.-Л., 1949; его же, Очерки по истории географии в России XV и XVI вв., М., 1956; Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на северо-востоке Азии. Сб. док-тов, M., 1951; Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Сб. док-тов, Л.-М., 1952; Сох Е. G., A reference guide to the literature of travel including voyages, geographical descriptions, adventures, shipwrecks and expeditions, v. 1-2, Washington, 1935-38.
Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши
В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией
Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)
В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.
В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.
Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года
В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний. Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.
В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт. «Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными. Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы
Все, что мы сейчас знаем, было когда-то открыто людьми – первопроходцами. Некоторые впервые переплыли океан и нашли новую землю, кто-то стал первооткрывателем космоса, кто-то погружался в батискафе в самую глубокую в мире впадину первым. Благодаря десяти нижеприведенным первопроходцам сегодня мы знаем мир таким, каков он есть на самом деле.