Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект. Анализ "сна пискарева" в произведении гоголя "невский проспект" Смысловая роль сна пискарева

О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект. Анализ "сна пискарева" в произведении гоголя "невский проспект" Смысловая роль сна пискарева

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема - Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция - Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр - Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Тема

Центральная тема произведения - судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика . Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества . Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу - добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения - неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка - встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка - поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог - описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Жанр

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения - обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 353.

Повесть Гоголя, в которой романтические приключения заканчиваются одновременно трагедией и фарсом, Невский проспект становится символом и центром петербургской жизни, а сам Петербург - призрачным городом, в котором всё не то, чем кажется.

комментарии: Валерий Шубинский

О чём эта книга?

«Невский проспект» — короткая повесть о двух приятелях-петербуржцах и об их романтических увлечениях и любовных похождениях, которые заканчиваются в одном случае трагически, в другом — гротескно-комически. Герои — романтически настроенный художник Пискарёв и жовиальный поручик Пирогов — воплощают два типа петербуржца: экзальтированного романтика и приземлённого обывателя, но оба они — игрушки столичной жизни, с её иллюзорностью и непредсказуемостью.

Жан Жерень. Портрет Николая Гоголя. Конец 1830-х годов

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Когда она написана?

Первые черновики повести относятся к 1831 году. Полная черновая редакция была готова в 1834 году, окончание работы над повестью исследователи датируют маем-августом того же года. Цензурное разрешение сборника «Арабески», в котором напечатана повесть, было выдано 10 ноября 1834 года. Гоголь в это время жил в Петербурге и одновременно работал над другими петербургскими повестями — «Носом» и «Записками сумасшедшего».

Вид Фонтанки у Аничкова моста. Гравюра Александра Тона. 1820-е годы

Как она написана?

Повесть начинается с описания Невского проспекта в разное время суток. Завершается этот фрагмент сценой вечернего гуляния на главной городской улице. Это позволяет создать своего рода панораму столичной жизни — причём весьма парадоксальную по приёмам. Как указывает Юрий Тынянов, «Невский проспект» основан на эффекте полного отождествления костюмов и их частей с частями тел гуляющих: «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческой прекрасный нос… четвёртая (несёт. — Ю. Т. ) пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку» и т. д. Здесь комизм достигнут перечислением подряд, с одинаковой интонацией, предметов, не вяжущихся друг с другом».

Именно в этот момент появляются два главных героя. Обратив внимание на двух разных молодых женщин (Пискарёв — на брюнетку, Пирогов — на блондинку), они разлучаются друг с другом и устремляются за понравившимися им дамами. Романтика Пискарёва дорога приводит в бордель: женщина, принятая им за аристократку, оказывается проституткой. В ужасе убежав из «обители разврата», он погружается в болезненные грёзы. В одном из снов девушка в самом деле оказывается аристократкой, а её пребывание в публичном доме имеет некое таинственное объяснение; в другом сне (который он видит под воздействием опиума) она предстаёт ему «у окна деревенского светлого домика».

Никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата

Николай Гоголь

При этом стиль повествования всё время меняется. От нравоописательной «болтовни» (пародирующей стилистику «Северной пчелы» Проправительственная газета, издававшаяся в Петербурге с 1825 по 1864 год. Основана Фаддеем Булгариным. Поначалу газета придерживалась демократических взглядов (в ней печатались произведения Александра Пушкина и Кондратия Рылеева), но после восстания декабристов резко изменила политический курс: вела борьбу с прогрессивными журналами вроде «Современника» и «Отечественных записок», публиковала доносы. Почти во всех разделах газеты писал сам Булгарин. В 1860-е новый издатель «Северной пчелы» Павел Усов пытался сделать газету более либеральной, но вынужден был закрыть издание из-за малого количества подписчиков. и «Библиотеки для чтения» Первый многотиражный журнал в России, издавался ежемесячно с 1834 по 1865 год в Петербурге. Издателем журнала был книготорговец Александр Смирдин, редактором — писатель Осип Сенковский. «Библиотека» была рассчитана в основном на провинциального читателя, в столице её критиковали за охранительство и поверхностность суждений. К концу 1840-х годов популярность журнала начала падать. В 1856 году на место Сенковского позвали критика Александра Дружинина, который проработал в журнале четыре года. ) Гоголь переходит к столь же иронической патетике, а затем — к колоритным бытовым деталям. Например, реплика торгующего опиумом «персиянина», к которому художник обратился за товаром: «Хорошо, я дам тебе опиуму, только нарисуй мне красавицу. Чтоб хорошая была красавица! чтобы брови были чёрные и очи большие, как маслины; а я сама чтобы лежала возле неё и курила трубку! слышишь? чтобы хорошая была! чтобы была красавица!»

Кульминация действия — вторичный приход Пискарёва в публичный дом, предложение руки и сердца, сделанное им «аристократке», её отказ и его самоубийство. Затем автор переходит к гротескной и вульгарной истории ухаживаний Пирогова за женой жестянщика Шиллера.

Финал повести — вновь мотив Невского проспекта. Последний абзац проникнут одновременно пафосом и иронией; Невский предстаёт волшебным, заколдованным местом, где всякая видимость обманчива:

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащем своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <…> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.

Однако, в отличие от других повестей Гоголя, «демонизм» Невского и вообще Петербурга в этой повести раскрывается не через фантастику. Происшествия, случившиеся с героями, вполне реальны и почти будничны.

Дмитрий Кардовский. Иллюстрация к «Невскому проспекту». 1905 год

Что на неё повлияло?

Как и вообще на «петербургские повести» Гоголя, на «Невский проспект» повлияли произведения Гофмана. С другой стороны, отмечают влияние на Гоголя французского писателя Жюля Жанена Жюль Габриель Жанен (1804-1874) — французский писатель, критик. В течение больше чем сорока лет работал театральным критиком в газете Journal des Debats. В 1858 году был издан сборник его театральных фельетонов. Жанен прославился романом «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина», ставшим программным текстом французской неистовой школы. В письме к Вере Вяземской Пушкин называет роман «прелестным» и ставит Жанена выше Виктора Гюго. (прежде всего романа «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина», 1829) и сборника «Париж, или Книга ста одного» (1832) — книг, очень популярных у образованной русской публики. С гоголевской повестью эти тексты сближает тема любви к «падшей» женщине и в то же время описание каждодневной жизни города (Парижа), в которой будничное сливается с фантастическим. Описание опиумных грёз Пискарёва может отсылать к «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум» Де Квинси Томас де Квинси (1785-1859) — английский писатель. Пристрастился к опиуму во время учёбы в Оксфордском университете в 1803 году. Спустя 18 лет издал книгу «Исповедь англичанина, употребляющего опиум», где в красках описал наркотические галлюцинации. Также писал эссе на экономические и литературные темы. Умер, вопреки ожиданиям врачей, на 75-м году жизни. (1821; в русском переводе, изданном в 1834-м, ошибочно приписана Мэтьюрину Чарльз Роберт Мэтьюрин (1780-1824) — английский писатель. С 23 лет служил викарием в ирландской церкви, первые романы писал под псевдонимом. Стал известным благодаря пьесе «Бертран», её высоко оценили Байрон и Вальтер Скотт. Роман Мэтьюрина «Мельмот Скиталец» считается классическим образцом английской готической литературы. ).

Вслед за Жаненом и Поль де Коком Шарль Поль де Кок (1793-1871) — французский писатель. Приобрёл известность благодаря роману «Гюстав» (1821). Был очень популярен в России XIX века. Всего Поль де Кок написал около 200 водевилей, комических опер, песен, многие из которых считались современниками довольно фривольными. Гоголь в «Невском проспекте» использует элементы зародившегося во французской романтической литературе жанра физиологического очерка (описание Невского, петербургских художников и офицеров), но они инкорпорированы в связное сюжетное повествование. Сам мотив непредсказуемости и загадочности, присущей Петербургу, делает нравоописательные свидетельства условными и в каком-то смысле недостоверными. Тем не менее «Невский проспект» больше, чем другие произведения Гоголя, повлиял на вышедший в 1845-м сборник «Физиология Петербурга».

Жюль Жанен. Около 1856 года. На «Невский проспект» повлияли произведения Жанена

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет. 1820 год. Гофман оказал влияние на все «петербургские повести» Гоголя

Джон Уотсон Гордон. Портрет Томаса Де Квинси. Около 1845 года. Описание опиумных грёз Пискарёва может отсылать к «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум» Де Квинси

Первая публикация — в книге Гоголя «Арабески» (1835). Здесь же были напечатаны повести и , отрывок из неоконченного романа «Гетьман» и несколько исторических, критических и педагогических статей. Вторая прижизненная публикация «Невского проспекта» состоялась в 1842 году в третьем томе собрания сочинений Гоголя.

Сборник «Арабески» Николая Гоголя. 1835 год

Как её приняли?

До публикации Гоголь показывал повесть Пушкину — тот написал в ответ, что «прочёл с удовольствием», и высказывал надежду, что повесть пропустит цензура.

Виссарион Белинский в статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя» не без иронии отметил образ Пирогова: «Пирогов!.. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! Ты многообъемлющее, чем Шайлок Шейлок — один из главных персонажей шекспировской пьесы «Венецианский купец». , многозначительнее, чем Фауст! <…> Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придёт по плечам тысячи человек» 1 Телескоп. 1835. Ч. XXVI. № 7-8. . Барон Брамбеус ( Осип Сенковский Осип-Юлиан Иванович Сенковский (1800-1850) — писатель, редактор, востоковед. В юности совершил путешествие по Сирии, Египту и Турции, издал о нём путевые очерки. По возвращении устроился переводчиком в Иностранную коллегию. С 1828 по 1833 год служил цензором. Сенковский основал один из первых массовых журналов — «Библиотека для чтения», редактировал его более десяти лет. Писал рассказы и публицистику под псевдонимом Барон Брамбеус. ), резко критически оценивший «Арабески», с похвалой отзывается о «Невском проспекте»: «Очень забавна история одного немецкого носа, спасённого от неминуемой погибели поручиком Пироговым» 2 Библиотека для чтения. 1835. Т. IX. Отд. VI. .

Осип Сенковский с похвалой отзывался о «Невском проспекте»

Виссариону Белинскому показался особенно важным образ Пирогова

О «Невском проспекте» писали несколько меньше, чем о других «петербургских повестях». Тем не менее к образу поручика Пирогова обращается Фёдор Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 год. С точки зрения Достоевского, поручик Пирогов «был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось безмерно много». Для Достоевского Пирогов воплощает такую важную для него категорию, как «бесстыдство».

Надо говорить так, чтобы не было слишком умно, ни слишком смешно, чтобы во всём была та мелочь, которую любят женщины

Николай Гоголь

По мнению литературоведа Владимира Денисова, образы Шиллера и Гофмана могут содержать намёк на «обыкновение Булгарина и Греча раздавать понравившимся авторам и друг другу такие титулы, как «русский Гёте». Ещё важнее в этом смысле Мещанская улица — как мы уже упоминали, место расположения борделей. Связь с притонами Мещанской (в девические годы) приписывали жене Булгарина, и этот «компромат» широко использовался в литературной полемике. Вот, например, завершение «Моей родословной» Пушкина:

Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.

Порка воспринималась не только как физическое наказание, но и прежде всего как оскорбление. Дворяне были законодательно освобождены от телесных наказаний с 1785 года (как, кстати, и купцы первой и второй гильдии — поэтому городничий в боится наказания за порку «унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством»). Представление о том, что дворянин, подвергшийся телесному наказанию, непоправимо обесчещен, было характерно для людей самого разного образовательного статуса и морального уровня. Слухи о порке, которой якобы подвергся Пушкин в 1820-м в канцелярии Милорадовича Граф Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825) — генерал, участник Русско-шведской войны, Итальянского и Швейцарского походов Суворова, Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В 1810 году Милорадович был назначен киевским военным губернатором. В Отечественной войне 1812 года участвовал в Бородинском сражении, сражении под Вязьмой, взятии Парижа. После войны — санкт-петербургский военный генерал-губернатор. Во время восстания 14 декабря был убит декабристами на Сенатской площади, перед смертью завещал отпустить на волю всех своих крестьян. , распущенные Фёдором Толстым Граф Фёдор Иванович Толстой по прозвищу Американец (1782-1846) — военный, путешественник. В 1803 году отправился в кругосветное плавание с капитаном Крузенштерном, однако из-за хулиганских выходок был высажен на берег на Камчатке и должен был возвращаться в Петербург самостоятельно. Путешествию по Русской Америке — Камчатке и Алеутским островам — Толстой обязан своим прозвищем. Участвовал в Русско-шведской войне, Отечественной войне 1812 года, после войны поселился в Москве. Толстой был известен своей любовью к дуэлям и карточным играм, женился на танцовщице-цыганке, от которой у него было двенадцать детей (пережила его только одна дочь). В старости Толстой стал набожным и считал смерть детей наказанием за одиннадцать человек, убитых им на дуэлях. (Американцем) и повторённые (с возмущением и сочувствием к поэту!) Кондратием Рылеевым Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) — поэт. Участвовал в заграничных походах 1813-1814 годов, в 1818 году вышел в отставку, перешёл на гражданскую службу и занялся литературой. Стал членом Вольного общества любителей российской словесности, издал книгу «Думы», вместе с Александром Бестужевым выпускал альманах «Полярная звезда». В 1823 году Рылеев вступил в декабристское Северное тайное общество и стал одним из руководителей восстания 1825 года. Был заключён в Петропавловскую крепость, а затем казнён. , заставили Пушкина вызвать обоих на дуэль.

Оскорбление, нанесённое простолюдином, не могло быть смыто кровью, и единственной реакцией на него могла быть жалоба в государственные органы. Это и собирается сделать Пирогов, но отказывается от своего намерения — не только из легкомыслия, но и потому, что огласка пережитого унижения могла бы сделать его предметом насмешек и сказаться на его карьере. Он предпочитает оставить оскорбление безнаказанным, причём не воспринимает это драматически.

список литературы

  • Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1988.
  • Бочаров С. Г. Петербургские повести Гоголя // Гоголь Н. В. Петербургские повести. М.: Правда, 1981.
  • Денисов В. Д. «Бывают странные сближения» (ещё раз о полемике Пушкина и Гоголя с Булгариным и Гречем) // http://old.domgogolya.ru/storage/documents/readings/04/denisov_v_d_-_polemika_pushkina_i_gogolya_c_bulgarinym_i_grechem.pdf
  • Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1873 год // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 12. СПб.: Наука, 1994.
  • Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб.: Logos, 1994.
  • Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
  • Пушкин А. С. Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов // Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1962.
  • Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  • Чигиринская О. С. «Невский проспект» Гоголя. Мир - сновидение // Литература. 2008. № 2.
  • Энгельгардт Б. М. Невский проспект. Комментарии // Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1938.

Весь список литературы

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

Методическая разработка урока

« Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»

для старшей возрастной группы

Липецк, 2017

    Введение…………………………………………………………………….3

    Технологическая карта урока……………………………………………..4

    Структура урока…………………………………………………………...6

    Список используемой литературы………………………………………14

    Приложение А. Рисунок Д.Н. Кардовского «Невский проспект»……..15

    Приложение Б. Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева…………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Урок по учебной дисциплине «Русский язык и литература» проводится для групп АМ-1-16, АМ-2-16, ЖКХ-16.

Уровень образования: основное общее образование.

В рабочей программе тема “ Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»” входит в раздел 1 учебной дисциплины «Русский язык и литература». В этой теме изучаются, систематизируются знания студентов об основных этапов творчества Н.В.Гоголя.

Разработка уроков литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя предполагает знакомство с художественным миром писателя через обзор «Петербургских повестей». Содержание этого урока строится на работе со статьей учебника и на самостоятельной работе учащихся по ознакомлению и осмыслению сюжетов повестей с точки зрения идеи столкновения мечты и реальности как одной из основ художественного мира писателя.

Объектами развития в данной теме являются:

– развитие культуры речи, абстрактного и логического мышления, долговременной памяти и устойчивого внимания.

Основной воспитательной задачей темы является воспитание культуры поведения при индивидуальной и фронтальной работе, развитие навыков самостоятельной работы, формирование положительной мотивации .

С помощью создания проблемной ситуации преподаватель побуждает студентов к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации.

В со­бра­нии про­из­ве­де­ний «Пе­тер­бург­ские по­ве­сти» осо­бое вни­ма­ние стоит об­ра­тить на по­весть «Нев­ский про­спект», ко­то­рая ста­нет опор­ным тек­стом на этом уроке.

Продолжительность урока – 45 мин.

Технологическая карта урока

Цели (задачи) урока

образовательные:

раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт, столкновение мечты и действительности, выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;

развивающие:

Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы. Развитие аналитических умений и навыков студентов при работе с художественным текстом, формировать речевую культуру.

воспитательные : воспитание нравственных качеств, содействовать формированию гражданских качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

добывать новые знания: находить ответы на поставленные вопросы с помощью учебной литературы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях.

Результаты урока

Предметные

Уметь анализировать прозаический текст художественной литературы

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;высказывать свои мысли (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться (Коммуникативные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия преподаватель-студент: эвристическая беседа;

Оборудование урока

Мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя, портрет писателя, видеофрагмент «Птица-гоголь» Н.Л.Парфенова, аудиокнига Н.В. Гоголя «Невский проспект», учебник, серия рисунков Д. Кардовского(1904), Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Опорные понятия, термины

Гоголевская сатира

Новые понятия: Фантасмагория

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная, индивидуальная и самостоятельная работа,

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф на доске. Все обман, все мечта, Все не то, что кажется»В. Г. Белинский

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к занятию. Возможно, вспоминают произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий» и т.д

2. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово преподавателя. В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром.

Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга. История цикла «Петербургские повести». (Повести написаны в разное время, первоначально не планировались автором как цикл повестей, но образ Петербурга, общность главных героев повестей, авторская позиция позволили объединить все произведения в один цикл).Сюжет и идея столкновения мечты и реальности в повестях «Нос» и «Невский проспект

3. Формулирование темы урока . Постановка цели, проблемного вопроса

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,

    назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,

    на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

1 этап.

Вопросы к студентам: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

Преподаватель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные студентами.

Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Записывают дату и тему в тетрадь.

Рассказ специально подготовленного студента о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

4. Аналитическая беседа

Вопросы и задания для беседы

Образ Пискарева

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

Образ Пирогова

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»? .

(Просмотр отрывка из документального фильма Леонида Парфенова о Невском проспекте)

А теперь перед нами, как сказал Леонид Парфенов, Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом - Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

Просмотр иллюстраций

Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.), готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести).

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе; его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

5. Обсуждение идейного смысла произведения.

В какое время показан Невский проспект?

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором?

Преподаватель подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Какие слова в финале повести выражают идею произведения?

Чтение отрывка «Невский проспект»

Ответы студентов:

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Черты об­ра­за Санкт-Пе­тер­бур­га в по­ве­стях Го­го­ля:

се­рьёз­ней­шее со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, раз­об­щён­ность;

    че­ло­век – вин­тик в чи­нов­ни­чьей си­сте­ме;

    че­ло­ве­че­ская лич­ность ни­ко­му не ин­те­рес­на, город за­пол­ня­ет без­ли­кая толпа;

    че­ло­ве­ка не видно за его «ат­ри­бу­та­ми»: ор­де­на­ми, до­ро­ги­ми пла­тья­ми; важен пре­стиж;

    каж­дый ин­те­ре­су­ет­ся толь­ко собой, рав­но­ду­шие к дру­гим, непри­я­тие дру­го­го че­ло­ве­ка – живой души, со­тво­рён­ной Богом;

    тще­сла­вие;

    свет­ские бес­смыс­лен­ные раз­го­во­ры, сплет­ни, при этом никто ни­ко­го не слы­шит и не слу­ша­ет; пош­лость и пу­сто­та;

    раз­вра­щён­ность;

  • ил­лю­зор­ность.

6. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Преподаватель: Рассмотрим историю Пискарева.- Что является идеалом для Пискарева?

Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте?

Кем на самом деле оказалась эта девушка?

Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить?

Какова роль снов Пискарева в повести- Почему Пискарев совершает самоубийство? бессмысленна).

Как вы относитесь к Пискареву?

К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется».

7. Работа с текстом повести

Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? Преподаватель : Как автор характеризует Пискарёва - художника и человека?

Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к "классу” художников, к "странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику и метонимию . Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды:

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ:

ФАНТАСМАГО"РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

    Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

    Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

    Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Слово преподавателя

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).

Формулируют выводы по повести:

Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

9.Рефлексия.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке

Продолжите предложения:Петербург Гоголя ….В нем соседствуют …В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?

Отвечают на вопросы преподавателя.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, видимость, призрачность

10.Домашнее задание

Написать мини-эссе, ответ на вопрос «Зачем Н.В. Гоголь применяет фантастический сюжет и гротеск в повести»

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

    Ар­хан­гель­ский А.Н. и др. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (углуб­лен­ный уро­вень) 10. – М.: Дрофа

    Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;

    Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;

    Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

    Ланин Б.А., Усти­но­ва Л.Ю., Шам­чи­ко­ва В.М. / под ред. Ла­ни­на Б.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ.

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок Д. Н. Кардовского.Невский проспект

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Невский проспект» « Все обман все мечта. Все не то,что кажется» Н.В.Гоголь.10 класс Санкт- Петербург - символ европейской России. Его величают Северной столицей нашей страны.Город построен на реке Неве, поэтому эту великую реку называют колыбелью Петербурга. Она не только предопределила возникновение города-порта, но стала основой объемно-пространственной композиции. К Неве обращены главные площади Северной столицы. Один из боевых кораблей – крейсер «Аврора» - обрел здесь «вечную стоянку».Нева, оставаясь главным «проспектом», разделила город на части, которые первоначально соединялись временными переправами, затем наплавными мостами.Через Неву перекинуто восемь разводных мостов, каждый из которых является сложным, а подчас уникальным, инженерно-архитектурным сооружением.Дворцы, особняки, храмы, доходные дома в центре города – все они имеют свою неповторимую историю.Город украшен большим количеством уникальных памятников.Архитектурной короной Северной столицы является Дворцовая площадь. Именно она главенствует в историческом центре Петербурга. А драгоценные сами по себе, высокохудожественные интерьеры Эрмитажных зданий хранят бесценные творения человеческого гения всех времён и народов.С давних времен поэты, писатели, художники стремились в этот город, так как он являлся литературно-культурным центром России. И неудивительно, что Н.В.Гоголь тоже мечтал приехать в Петербург. Гоголь в Петербурге В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим. «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством» Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил емуцелый цикл «Петербургских повестей»?Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»? В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод,парадов, чиновников,диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Давайте вместе с Гоголем пройдёмся по проспекту. Вслушайтесь в интонацию авторского повествования: «Нет ничего лучше Невского проспекта,…Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..» Что вы, прежде всего, почувствовали в этих эпизодах?Какова функция этого эпизода во всей повести? - Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы. «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием».- Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами. - Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. 1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева. 2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска? 3. Какова смысловая роль сна Пискарева? 4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству? 5. Расскажите историю поручика Пирогова. 6. Какова ее композиционная роль в повести? 7. Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск? 8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение. 9. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности. В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью. Итог урока Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру « Петербург глазами героев Гоголя».

Литература. 10 класс
Урок №2
Тема: Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

I. Работа по материалам домашнего задания.
Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
Какова функция этого эпизода во всей повести?
Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
Какова смысловая роль сна Пискарева?
В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
Расскажите историю поручика Пирогова. Какова ее композиционная роль в повести?
Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?
Итоги подводит учитель.
Сквозная тема петербургских повестей - обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. «О, не верьте этому Невскому проспекту Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эти слова из повести «Невский проспект» можно поставить эпиграфом ко всему петербургскому циклу.
Вместо людей по Невскому проспекту («Невский проспект») движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумление» и т. п. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, вещи. Человека замещает предмет его туалета. Когда высокий дух покидает мир, в нем нарушается иерархия ценностей - и все рассыпается и сваливается в бесформенную кучу. Человек уже не может отличить добро от зла, высокое от низкого. Он теряет целостность восприятия, лишается ориентации.
Петербургскому мечтателю-романтику, художнику Пискареву кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе» - «сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывающий из-за перил великолепных хоров, - все было для него блистательно». Но это блеск хаоса, отражающий абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль.
В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается все, извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарев находит ангельскую красоту там, где она и не ночевала, в жалкой наглости и глупой пошлости продажной женщины.
«Романтику» Пискареву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Сама антитеза двух героев - Пирогова и Пискарева - оказывается мнимой. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к разрушению Божеского образа в человеке.
Задание на дом: Стр.84-89. Ответить на вопросы, касающиеся повести «Нос».
В чем реальность начала повести?
Где любил прогуливаться майор Ковалев?
Какими словами описаны любимые места майора Ковалева?
В чем реальность людей, «населяющих» страницы повести? Приведите приметы реального быта реальных людей.
Какие нереальные события служат завязкой истории майора Ковалева?
Как разворачиваются дальнейшие события, связанные с носом?
Почему расстроился и огорчился майор Ковалев?
Удивляются ли герои повести, что все это могло произойти не с реальным человеком, но с отдельной частью его лица?