Наша страна занимает одно из первых мест в мире по запасам многих полезных ископаемых (а по запасам природного газа - первое). В чехле древней платформы на имеются различные полезные ископаемые осадочного происхождения . На Средне-Русской и Приволжской возвышенностях добывают известняки, стекольные и строительные пески, мел, гипс и другие . и нефть добывают в бассейне (Республика Коми). Есть в (к западу и к югу от Москвы) и (в т. ч. фосфориты).
К кристаллическому фундаменту древних платформ приурочены . Особенно велики их запасы в районе Курской магнитной аномалии, где руду высокого качества добывают в карьерах.
Разнообразные руды приурочены к щиту. Это (в Мурманской области - Оленегорское и Ковдорское, а в - Костомукшское), медно-никелевых руд (в Мурманской области - Мончегорское). Здесь же находятся месторождения неметаллических полезных ископаемых - апатито-нефелиновых руд ( около Кировска).
Одним из важных железорудных районов России по-прежнему остается , хотя запасы его уже сильно истощены. Богаты железными рудами Сибирь и .
Месторождения медных руд сосредоточены в основном на Урале, на (медно- руды), а также в горах южной Сибири. В районе разработки месторождений медно-никелевых руд, а также кобальта, платины и других металлов на севере вырос крупный город Заполярья - Норильск.
Сибирь и Дальний Восток - исключительно богатые рудными и нерудными регионы РФ.
С гранитными внедрениями Алданского щита связаны запасы золота (россыпные месторождения в бассейнах рек Витим, Алдан, ) и железных руд, слюды, асбеста и ряда редких металлов.
В Якутии организована промышленная добыча алмазов. Оловянные руды представлены на Янеком нагорье, в районе Певека, на Колымском нагорье, на Дальнем Востоке (Дальнегорск). Широко представлены полиметаллические руды (Дальнегорское, Нерчинские месторождения и др.), медно-свинцово-цинковые руды (на Рудном Алтае) и т.д.
Месторождения цветных металлов встречаются также в - Садонское свинцово-пинковое месторождение (Республика Северная Осетия) и вольфрамо-молибденовое в Тырныаузе (Республика Кабардино-Балкария).
Из месторождений и районов распространения сырья для (нерудного) следует отметить: Кингисеппское в Ленинградской области и Вятско-Камское в Кировской области (фосфориты), в озерах Эльтон, Баскунчак и Кулундинское, а также в Усолье-Сибирском (поваренная соль), Верхнекамское месторождение - Соликамск, Березники (калийная соль) и другие.
В 1940-е годы начали осваиваться месторождения нефти и газа и Предуралья (Ромашкинское, Арланское, Туймазинское, Бугурусланское, Ишимбайское, Мухановское и др.), а затем и месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на северо-востоке Европейской России ( — Усинское, Пашнинское, газоконденсатные — Войвожское, Вуктыльское). И только в 60-х годах стали быстро осваиваться месторождения Западно-Сибирского бассейна, являющегося ныне крупнейшим регионом добычи нефти и газа в России.
На севере Западной Сибири (Ямало-Ненецкий автономный округ) сосредоточены крупнейшие газовые месторождения России (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье, Балахнинское, Харасавэйское и др.), а в средней части Западно-Сибирского региона (Ханты-Мансийский автономный округ) - нефтяные (Самотлорское, Мегионское, Усть-Балыкское, Сургутское и другие месторождения). Отсюда нефть и газ подаются по трубопроводам в другие районы России, страны ближнего зарубежья, а также в государства .
Есть нефть также в Якутии, ведется ее добыча на острове Сахалин.
В последние годы в РФ были открыты новые месторождения: природного газа на шельфе (Штокмановское), газоконденсатное - на шельфе (Ленинградское), нефтяное - на шельфе Печорской губы и др.
В России имеются почти все виды полезных ископаемых.
Помогите пожалуйстаПризнаки тел живой Тела не живой природы Тела неживой природы
и неживой природы
Цвет___________________________________________________________________________
Форма_________________________________________________________________________
Размер______________________________________________________________________
Масса_______________________________________________________________________
Привести по три примера:тела живой и неживой природы при описании которых используют одинаковые характеристики: массу,форму,размеры,цвет.
1. Термин экология ввел 2. основатель биогеографии 3. Раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых организмов между собой и с неживой природой.4. вкачестве самостоятельной науки экология начала развиваться 5. направление движения естественому отбору диктует 6. Факторы окружающей среды, воздействует на организм 7. Группа экологических факторов, обусловоенная влиянием живых организмов 8. Группа экологических факторов, обусловленна влинием живых огранизмов 9 . Группа экологических факторов,обусловленная влиянием неживой природы 10. Фактор неживой природы, дающий толчок сезонным изменениям в жизни растений и животных. 11. способность живых организмов именть свои биологичекие ритмы в зависимости от длины светогого дня 12. Самый значимый ддля выживания фактор 13. Свет, химический состав воздуха, воды и почвы, атмосферное давление и температура относяться к факторам 14. строительство железных дорог, распашка земель, создание шахт относяться 15. Хищничество или симбиоз относятьс к факторам 16. растения длинногодн обитают 17. растения короткого дня обитания 18.растени тундры относяться 19.РАстения полупустынь,степей и пустынь относяться 20. Характерный показатель популяции. 21. Совокупность всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию и взаимодействующих между собой 22. Наиболее богатая видовым разнообразием экосистема нашей планеты 23. экологическая группа живых организмов, создающих органические вещества 24. экологичская группа живых организмов,потребляющиз готовые органические вещества, но не проводящих менерализации 25. экологическая группа живых организмов,потребляющих готовые органические вещесва и спосбствующих полному превращению их в минеральные вещества 26 . полезной энергии на следующий трофический(пищевой) уровень переходит 27 . консументы I порядка 28. консументы IIили III порядка 29. мера чувствительности сообществ живых организмов к изменениям определенных условий 30.способность сообществ (экосистем или биогеоценозов) полдерживать свое постоянство и противостоять извенению условий окружающей среды 31. низкая способность к саморегуляции, видовое разнообразие, использование дополнительных источников энергии и высокая продуктивность характерны для 32. искусственный биоценоз с наибольшей интенсивностью обмена веществ на единицу площади. с вовлечением круговорот новых материалов и выдежением большого количества неутилизируемых отходов характерны для 33. пахотными землями занято 34. города занимают 35. оболочка планеты, заселенная живыми организмами 36. автор учени о биосфере 37. верхняя граница беосферы 38. граница биосферы в глубинах океана. 39 нижняя граница биосферы в литосфере.40 . международная неправительственная организации, созданная в 1971 году, совершабщая наиболее действенные акции в защиту природы.
Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры
Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.
Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.
Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.
По каким же критериям выделяют живую природу.
Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:
Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.
ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.
Какие виды живых существ выделяет биология?
Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.
Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.
ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.
А какие существуют виды неживой природы?
Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.
ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.
Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.
Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.
Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:
Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.
Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.
Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.
Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.
ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.
Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.
Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.
Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).
Химические элементы клетки
В живых организмах нет ни одного химического элемента, который не был бы найден в телах неживой природы (что указывает на общность живой и неживой природы).
Разные клетки включают в себя практически одни и те же химические элементы (что доказывает единство живой природы); и в то же время, даже клетки одного многоклеточного организма, выполняющие различные функции, могут существенно отличаться друг от друга по химическому составу.
Из известных в настоящее время более 115 элементов, около 80 обнаружено в составе клетки.
Все элементы по содержанию их в живых организмах разделяются на три группы:
Живые организмы способны накапливать определенные химические элементы. Так, например, некоторые водоросли накапливают йод, лютики - литий, ряска - радий и т.д.
Химические вещества клетки
Элементы в виде атомов входят в состав молекул неорганических и органических соединений клетки.
К неорганическим соединениям
относятся вода и минеральные соли.
Органические соединения характерны только для живых организмов, в то время как неорганические существуют и в неживой природе.
К органическим соединениям
относятся соединения углерода с молекулярной массой от 100 до нескольких сотен тысяч.
Углерод - химическая основа жизни. Он может вступать в связь со многими атомами и их группами, образуя цепочки, кольца, составляющие скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул. Из них образуются сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Эти органические соединения, входящие в состав клеток живых организмов получили название биологические полимеры
, или биополимеры
. Они составляют более 97% от сухого вещества клетки.
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех лее химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.
В клетках больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98% массы клетки.
Около 2% массы клетки приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.
Неорганические вещества клетки - это вода и минеральные соли. Больше всего в клетке содержится воды (от 40 до 95% ее общей массы). Вода придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ.
Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.
Приблизительно 1-1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др. Эти неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.)- При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.
Органические вещества - сложные углеродсодержащие соединения. Они входят в состав всех живых организмов. Первоначально считалось, что органические вещества образуются только живыми организмами, поэтому их и назвали органическими. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.
Углеводы - важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках - крахмал и сахара, они также относятся к углеводам.
Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках.
Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия.
Нуклеиновые кислоты играют ведущую роль в сохранении наследственной информации и передаче ее потомкам.
Клетка - это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
Неорганические вещества. Органические вещества. Углеводы. Белки. Жиры. Нуклеиновые кислоты.
Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
В 1933 г., в результате многолетних исследований, ученые Haучились получать из глюкозы витамин С (аскорбиновую кислоту). До этого витамин С был дефицитным и дорогим продуктом.
Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
Возьмите зерна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста. Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в нее 2-3 капли раствора иода. Жидкость приобретет синий цвет. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2-3 капли раствора иода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается иодом в синий цвет. Капните каплю раствора иода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.
Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.
Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
В 1802 г. ученые открыли новое органическое вещество и назвали его виноградным сахаром или глюкозой (от греч. гликис - сладкий). Глюкоза содержится в спелых фруктах и ягодах, входит в состав крови человека. Она необходима живым клеткам для образования более сложных углеводов: крахмала, гликогена, целлюлозы.
Из соединенных друг с другом звеньев глюкозы состоит крахмал - широко распространенное запасное питательное вещество. В виде крахмальных зерен он накапливается в клетках клубней картофеля, семян гороха, зерновок овса, кукурузы (рис. 8). Человек использует крахмал, выделяя его из картофеля и кукурузы.
Рис. 8. Крахмальные зерна картофеля в клетках
Сходное с крахмалом строение имеет гликоген. Он служит запасающим веществом в организмах некоторых животных и человека.
В клетках растений из тысяч связанных друг с другом звеньев глюкозы образуется целлюлоза, или клетчатка (от лат. целлюла - клетка). Она придает упругость и прочность стенкам растительных клеток. Целлюлозу могут расщеплять многие бактерии, грибы, одноклеточные микроорганизмы, поэтому они играют главную роль в разложении растительных остатков.
Практически чистую целлюлозу представляют собой хлопковая вата и тополиный пух. На основе очищенной целлюлозы изготавливают прозрачную пленку целлофан, а также искусственное волокно - вискозу (от лат. вискозус - вязкий).
Из целлюлозы почти на 40% состоит сухая древесина. Получаемая из древесины целлюлоза широко используется человеком при производстве бумаги (от персидского бомбака - хлопок). Бумага была изобретена в древнем Китае, но тогда ее получали из волокон хлопка и бамбука. Только в XVIII в. было обнаружено, что удобным исходным веществом для производства бумаги может служить древесина. Первые заводы по переработке древесины в целлюлозу были построены только в XIX в.