Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Подготовка к школе летом. Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться

Подготовка к школе летом. Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться

06. 08.2016

Блог Екатерины
Богдановой

Здравствуйте, уважаемые читатели! Пришла недавно ко мне знакомая и поделилась проблемой. Ребенку скоро в школу, а он еще читать не умеет. Раньше-то в этом беды не было, наоборот, учителя не рекомендовали учить детей до начала занятий.

А сейчас все по-другому, будущие ученики должны приходить с определенным багажом знаний и умений, среди которых есть и «обучение грамоте». Как научить детей читать? Давайте разберемся.

Поздно или рано?

Время от времени появляются сенсационные сообщения о детях-вундеркиндах, которые в 2-3 года уже бегло читают классику. Некоторым родителям не дает покоя такая слава, и они начинают усиленно обучать своих малышей. А надо ли?

Если у самого 2-4-летнего ребенка нет повышенного и горячего желания научиться читать, торопиться не стоит. Всему свое время. Пусть слушает чтение, развивает фонематический слух (произношение звуков) и словарный запас.

А вот в 5-6 лет дети, как правило, уже готовы к обучению грамоте и достаточно усидчивы для систематических занятий. Самое время начать, ведь перед поступлением в школу часто проверяют умение читать по слогам.

Мама или репетитор?

Можно ли научить ребенка читать в домашних условиях? Конечно, да, особых педагогических способностей и профильного образования для этого не требуется. Главное, чтобы маленькие непоседы занимались с желанием и интересом, а для этого нужно выбрать методику, подходящую именно вашему малышу и совмещать уроки с игрой.

Все это родители и бабушки с дедушками могут освоить и сами. Существует множество способов обучения грамоте. Одни рекомендуют начать с букв, другие – со слогов, третьи вообще считают, что лучше сразу знакомить с целыми словами, а не «мусолить» абстрактные для дошколенка значки и звуки.

Что выбрать? Расскажу об основных методиках.

Мы читаем по слогам

Для обучения чтению по слогам лучше всего подойдет букварь , составленный Н.С. Жуковой . Его легко можно найти в продаже или скачать из интернета. Эта методика помогает ребенку разобраться, как буквы складываются в слоги, а слоги – в целые слова.

Все просто и понятно, картинок в книге не так уж много, но заскучать не дадут. Мы с Русланом только по нему и обучаемся.

Важно называть их правильно: не «эм» и «эн», а просто «м» и «н», иначе малыш потом будет в полной растерянности, как же из букв «эм» и «а» получается «мама». Потом очередь доходит до шипящих звуков – Ш, С и так далее.

Чтобы занятия не превращались в унылую зубрежку, необходимы игра и творчество. Например, буквы можно показывать на кубиках, писать разноцветными маркерами на стикерах и карточках, рисовать в виде зверей и человечков, лепить из пластилина, складывать из камешков и макарон.

Интересно отгадывать вместе с малышом, на что похожа та или иная буква (например, «М» — на качели, «С» — на месяц или кусочек сыра). После того, как часть букв освоена, можно начинать показывать, как они «собираются» в слоги. Буква «М» со всех ног бежит к «А» и догоняет ее.

Можно пропеть: «мм-аа- мм-аа». Буквы проговариваются слитно, не отрываясь одна от другой. Так постепенно от простых слогов нужно переходить к более сложным. Не стоит опережать события и «штурмовать» целые слова, лучше задержаться на слогах, так ребенок быстрее освоит механизм.

Учите делать паузы, а не петь подряд «маапемиримире», иначе малыш при чтении слов будет произносить их так же, скороговоркой. Важно сразу усвоить навыки правильного чтения, это избавит от многих проблем в будущем.

Когда слоги читаются легко и просто, можно учить складывать из них простые слова – ЛА-ПА, МА-ШИ-НА, МА-ША. Здесь тоже полный простор для фантазии. Слова можно выкладывать из конструктора, пуговиц, листьев, ракушек, цветной бумаги, рисовать мелом, красками, выжигать, выпиливать, вырезать.

Еще полезным будет зайти на сайт «IQша ». Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление, творческий потенциал, мотивацию и даже больше!

Раз, два, читаем мы слова

Иногда родители жалуются: ну вот не хочет ребенок учить буквы, и все тут. Скучно ему. Не нравятся абстрактные значки, которые непонятно зачем нужно запоминать. Обучение заходит в тупик, начинаются обиды, слезы и капризы.

А не лучше ли сразу знакомить с написанием знакомых и любимых слов – «мама», «папа», «Саша», «Миша»? Можно сделать карточки со словами и показывать их ребенку, например, по 5 в день, объясняя, что «это значит СЛОН» и постепенно добавляя новую лексику.

Или самим изготовить буквы из подручных средств и вместе с ребенком складывать из них слова, а потом и предложения. По опыту многих родителей, такая техника обучения позволяет освоить грамоту быстро и без лишних нервов.

Также при обучению чтению Вам может пригодиться:

Прыг-скок, начинается урок

Многие, наверное, хотят знать, а сколько должно длиться занятие? Лучше начинать с 5-15 минут, чтобы ребенок не уставал и не начинал «ловить ворон».

Постепенно можно довести продолжительность до 35-45 минут (практически, как в школе), но не больше. Тогда и учеба пойдет на пользу, и негатива к занятиям из-за переутомления не будет.

Не забывайте, что главное – учиться с удовольствием. Успешного овладения грамотой! Всем пока, до новых встреч.

Обучение чтению Занятие 1

Тема: Речь состоит из предложений. Деление слов на слоги

Уважаемые взрослые! Сегодня вы впервые приступите к выполнению домашних заданий. В программе обучения чтению Вашего малыша ожидают разнообразные задания и игры на развитие фонематического слуха, звуковой анализ слова и непосредственно чтение. Выполнение домашних заданий обязательно, т.к. это помогает повторить и закрепить материал, изученный на уроке. Однако не стоит давить на малыша, если он не хочет сегодня читать, ведь в дошкольном возрасте усваивается лишь то, что ребенку интересно. Мы рекомендуем чередовать выполнение домашних заданий с играми, в процессе которых малыш быстро запомнит буквы и их сочетание.

Домашние задания нужно выполнять цветными карандашами, писать – простым карандашом или ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания.


живёт


2. Прочитайте малышу предложения и найдите соответствующие картинки, соедините их разноцветными карандашами.

На клумбе выросла красивая роза.

Зайчик несёт большую морковку.


Мишка нашёл колокольчик.

Бабочка летит к цветочку.

Гласные звуки: Согласные звуки:

-не встречают преграды или только шума

- поются - не поются

- образуют слог - встречают преграду

- не образуют слог

Б



А


П


К


У

Р


О

Д

В

У

Р

А


Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Можно предложить малышу простую игру на умение делить слова на слоги: прохлопать это слово или пропеть его по частям: сааа-мооо-лееет!

Назовите картинки. Сосчитайте, сколько слогов в каждом слове: один, два, три или четыре. отделите слоги разделительной линией.



КОТ КОРЗИНА ЧЕРЕПАХА ВЕДРО

Раскрась с каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии:




Обучение чтению

Занятие 2

Тема: Звук и буква А

: Аа Выучи стихотворение А - начало алфавита,

Тем она и знаменита

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Раскрась буквы Аа красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом)

    Раскрась только те предметы, названия которых начинаются на звук [а]



    Догадайся, какая картинка в ряду лишняя, раскрась все, кроме нее. Обрати внимание на первый звук в словах.




3. Обведи букву А так, как показывают стрелки. Допиши строчку самостоятельно.

3 . Где спрятался звук [а]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом.


4. Найди и обведи в кружочек букву А

5. Найди все предметы, начинающиеся на букву А, раскрась их:


Обучение чтению

Занятие 3

Тема: Звуки и буквы О

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву О. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания.

Оо

Раскрась буквы Оо красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

    Обведи только те предметы, названия которых начинается на букву О.





    Назовите картинки. Обведите картинки, начинающиеся на гласный звук, красным карандашом, а на согласный – синим.






2. Где спрятался звук [о]: В начале слова, в серединке или в конце слова. Закрась квадратик красным цветом. (слово Осы)

3. Раскрась те предметы, в которых есть звук [о]






О
братите внимание откуда начинаем писать и куда ведем руку.

Обучение чтению

Занятие 4

Тема: Звуки и буквы У

Уважаемые взрослые! Мы продолжаем развивать фонематический слух ребенка. Мы предлагаем закрепить Вам результат. Предложите малышу простые, но эффективные игры: отыскать предметы, которые начинаются на букву У. Такие несложные задания помогут ребенку быстрее усвоить новые знания. В букварике Жукова читаем буковки А,О,У.

Выучи стихотворение наизусть:

Уу

Раскрась буквы Уу красным карандашом (гласные звуки обозначаем красным цветом).

1.Соедини простым карандашом буквы и слова, с которых они начинаются


А О



2.Раскрась согласный звук синим цветом, а гласный красным.


3.Раскрась те картинки, которые начинаются на звук у





Обучение чтению

Занятие 5

Тема: Звук и буква м

М
м

Раскрась буквы М м синим и зеленым карандашами (согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом).

2. Раскрась только те предметы, в названии которых есть буква М



3 .



5. Обведи синим карандашом предметы, в названии которых твердый звук м, зеленым карандашом предметы, в названии которых мягкий звук м.





6. Разгадай ребус. Запиши первые буквы названий картинок в клеточки и прочитай то, что получилось.


    Напиши печатную букву М по образцу


Занятие 6

Тема: Звук и буква с

1. Выучи стихотворение наизусть:

С
с

    Догадайся, какая картинка лишняя, её зачеркн и (обрати внимание на первые звуки в словах):





4. Пропиши печатные буквы с и м.



    Запиши слоги в таблицу:

А

О

У

М

МА-АМ

С


7. В букваре читаем с. 9-17.

Занятие 7

Тема: Звук и буква х

1. Выучи стихотворение наизусть:

Х
х

2.



4. Определи сколько слогов в словах. ( Количество слогов определяем хлопками или кладем ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок опустился вниз при произношении- столько и слогов)






    Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. Если первый звук звучит мягко – раскрась зеленым цветом.








Занятие 8

Тема: Звук и буква р

Уважаемые взрослые!Не забывайте периодически закреплять с ребенком пройденный материал. В этом возрасте ребенку необходимо не только уметь сливать буквы в слоги. важно учиться делать звуко-буквенный анализ слова: различать гласные и согласные звуки, определять их мягкость\твердость. Простые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, можно выполнять в непринужденной обстановке, по дороге из садика или на прогулке. Например: перечислите насекомых, в названиях которых слышатся звуки [р] или [р ] . Можно перечислять месяцы, дни недели, фрукты или овощи, геометрические фигуры, транспорт… Терпения Вам и вашим детям!

Р
р


2.Догадайся, какая картинка в ряду лишняя. Обрати внимание на последний звук в словах:



    Чем отличается звуки [р] и [р ] . Расскажи, каким может быть звук [р] . (согласным, твердым или мягким, звонким). Добавь звук [р] или [р ] в конце слова нарисуй кружочек синий или зеленый в конце слова).

КОВЁ___ ЗВЕ____ ТОПО____ БОБЁ_____

ДВО_____ ФОНА____ ПУЗЫ____ ВЕЧЕ____

6.Обведи букву Р по стрелкам. Допиши строчку до конца:


7.Прочитайте ребенку рассказ, предложите пересказать.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную полянку обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: “ Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать- то он умел, но не знал того, что лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

8. Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р»

Уважаемые взрослые! На следующем уроке Ваш ребенок будет писать первый тест по

чтению. В тест будут включены задания, которые вы уже выполняли, поэтому тест

не должен вызвать большие затруднения. Однако для того, чтобы малышу было легче,

обратите внимание на сложности, которые возникали при выполнении заданий. Настройте ребенка на то, что у него все обязательно получится! В букваре читаем букву Р. Повторяем все остальные буквы, читаем в слоговой таблице.

Занятие 9

Тема: Звук и буква ш

Ш
ш


Ш

С





звук [ш]

Занятие 10

Тема: Звук и буква ы

Каким цветом закрасим эту букву? (Красным) . Почему?


Сделай звуковой анализ слов:

сы.

Выучи стихотворение наизусть.



Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков , но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с .

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Если пришло время отдавать своего ребенка в школу, что делать? Начало учебного периода, это можно сказать новый этап в жизни ребенка. Этот этап довольно не простой и хлопотный как для детей, так и для родителей. И чтобы вам и вашему ребенку было легче пройти этот этап, надо подготовится к нему заранее. Особенно в последнее лето перед школой. Многие родители, начинают готовится к школе впопыхах, тем самым нагружая ребенка по полной программе.

Главному чему надо обучать ребенка с раннего возраста – это познавательной деятельности. Если вы с детства будите воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем ему будет интересно учится. А как не летом интереснее всего этот мир познавать.

Но стремление ребенка к творчеству и познанию надо пробудить, оно не приходит само собой. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Вы должны почаще поощрять ребенка, хвалить его, подбадривайте. Дайте ему понять что вы всегда будите с ним рядом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка - с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений;
  • желание учиться;
  • управление своим поведением;
  • владение приемами умственной деятельности;
  • проявление самостоятельности;
  • отношение к товарищам и взрослым;
  • отношение к труду;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Занятия по подготовке к школе

Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).

Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе.

Что должен уметь ребенок при подготовке к школе?

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.
  • Он должен понимать разницу между:
  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
  • Он должен уметь:
  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

Подготовка к школе – математика

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

“Надо играть с ребенком в шахматы, для того, чтобы лучше соображал в математике”, – говорила наша бабушка. Полная чушь! Чтобы уметь решать задачи, нужно решать задачи. Для того чтобы научиться читать – нужно читать!

Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени - признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.

Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.

Какие знания по математики должен знать ребенок при поступлении в первый класс.

  • Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.
  • Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  • Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.

Подготовка к школе – чтение

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению - часть общеобразовательной программы первого класса школы. Давайте разберемся:

  • вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок - это не вы, - возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);
  • вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);
  • вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);
  • вам надоело ему читать детские книжки вслух - "пусть читает сам" (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их!);
  • ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать (отлично! Этот раздел именно для вас и вашего ребенка!).

В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.

Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.

Правила, обязательные для успешного обучения чтению:
  • Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  • Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  • Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
  • Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  • Развитие ребенка от 1 года до 2 лет Развитие ребенка от 1 года до 2 лет Вазы своими руками Вазы своими руками Обучение ребенка чтению Обучение ребенка чтению Браслеты своими руками Поделки из молочных пакетов
  • Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
  • Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
  • Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  • Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Здравствуйте, друзья! Подготовка к школе — дело ответственное. И очень важно не наделать ошибок. Для того, чтобы ошибок не было, на помощь мамам и папам спешит литература по подготовке детей к школе, в огромном количестве представленная на витринах книжных магазинов. Если составить перечень «подготовительных» книг и пособий, то он займет не одну тетрадь в клеточку.

План урока:

Как выбрать книги?

Как не заблудиться среди книжных полок? Как выбрать правильные, качественные издания? Отвечаю. Нужно прислушаться к советам специалистов и тех родителей, которые этот путь уже прошли и могут вам порекомендовать хорошие пособия.

Я конечно не специалист в области педагогики или психологии, но я трижды мама. И в этом году в первый класс пойдет мой самый младший сын Артемка. С целью подготовки к обучению он посещает бесплатные курсы при школе. Еще прекрасную подготовку ему обеспечивают в детском саду. Но и про мы не забываем.

В детском саду занятия проходят по букварю Н.С. Жуковой. Это логопедический букварь. К букварю прилагаются рабочие тетради и прописи. Но букварь, он и в Африке букварь! Буквы, звуки, слова, чтение. А ведь есть еще и , и про развитие необходимых психических функций забывать нельзя. Поэтому в садике рекомендовали обратить внимание на литературу «Ломоносовской школы». Я обратила. Мне понравилось! И теперь я в свою очередь хочу порекомендовать эти книги вам.

Но сначала расскажу о том, что такое Ломоносовская школа.

Ломоносовская школа

Ломоносовская школа – это частная школа. Вернее целый холдинг, объединяющий школы и детские сады, расположенные в Москве и Подмосковье. Год основания 1993. Обучаются здесь 900 человек. Школа выпустила «в жизнь» 128 медалистов. Не плохой показатель. Согласитесь? Так же учащиеся показывают лучшие результаты в стране по сдаче ЕГЭ.

Но нам с вами про ЕГЭ думать рановато. Нам бы к школе подготовиться как следует. И вот здесь-то нам и помогут пособия, авторами которых являются преподаватели школы Ломоносова. Выпущены они в издательстве «Эксмо».

Годовые курсы

Очень удобно приобрести сразу курс занятий на год. И деньги экономятся и вроде как все под рукой.

Годовой курс развивающих занятий, предназначенный для детей 4 – 5 лет.

Этот курс разбит на четыре основных части:

  1. Начинаем считать.
  2. Подготовка руки к письму.
  3. Изучение звуков и букв.
  4. Познаем мир.

В каждой части есть занятия на определенные темы. Каждое занятие содержит в себе задания, которые выполняются либо совместно со взрослым, либо ребенком самостоятельно.

Для детишек 5 – 6 лет тоже предусмотрен свой годовой курс, на этот раз обучающих занятий.

В нем представлены разделы:

  1. Считаем и решаем.
  2. Начинаем читать.
  3. Готовимся к письму.
  4. Пишем печатные буквы.
  5. Изучаем мир вокруг.

Ну а для детей 6 – 7 лет имеется годовой курс для подготовки к школе. У нас с Артемкой именно такая книжка. Очень классная. Красивая, толковая. Можно по ней и заниматься, и диагностику провести.

Состоит она из разделов:

  1. Занимаемся математикой.
  2. Читаем правильно.
  3. Познаем окружающий мир.
  4. Проверяем готовность к школе.

Создатели курсов уверяют, что достаточно приобрести одно такое годовое пособие соответствующее возрасту малыша и не искать ничего другого. Так как в этих книгах есть все что нужно, для развития, обучения либо подготовки к школе. Все задания в игровой форме, многие из них направлены на развитие мышления, логики, памяти, речи.

Хочу обратить внимание на качество книжек. Они большого формата, с яркими плотными обложками. Бумага отличная. Приятно держать такую красоту в руках и заниматься по ней. Для занятий вам могут потребоваться карандаши простые и цветные и ножницы.

Но серия учебников для дошкольников «Ломоносовская школа» не ограничивается только этими тремя изданиями. Их тут целый список! Рассчитаны пособия на детишек разного возраста. Начнем с самых маленьких.

Пособия для детей 4 -5 лет

«Познаю мир»

Егупова В.А.

Задача этой книги – дать ребенку представление о том, что его окружает. Занятия проходят совместно с родителями. Не только в устной форме, но и в форме практических заданий. Малыш будет и вырезать, и раскрашивать, и рисовать. Это позволит позаботиться о его мелкой моторике. Попутно будут развиваться воображение, речь, внимание, память. Пополнится словарный запас. В книжке много стихов, загадок, рассказов. В общем, скучно не будет.

152 страницы. Год выпуска 2016.

«Рисую узоры»

Егупова В.А.

В этом пособии даны упражнения, которые направлены на , путем развития мелкой моторики, улучшения координации движения. И множество пальчиковых игр. Задания выполняются либо вместе с дошколенком, то есть вы стоите за его спиной, он держит в руке карандаш, а вы его руку в своей. Либо ребенком самостоятельно. После серии занятий предлагаются тесты. Они позволят понять, можно ли продолжать или стоит еще потренироваться. Мне кажется, что это очень удобно.

96 страниц. Год выпуска 2016.

«Расту культурным»

Пятак С.В., Царикова Н.А.

Эта книжка помогает познакомить малыша с нормами поведения в обществе и научить его общаться. Это даже не книга, а скорее рабочая тетрадь. В ней предложены определенные темы. После того как тема рассмотрена и разобрана, нужно ответить на вопросы и выполнить упражнения. Издание поможет развить любознательность, патриотизм, речевые навыки.

144 страницы. Год издания 2015.

«Узнаю буквы и звуки»

Пятак С.В.

Это книга для детишек, которые читать не умеют. Оно готовит их к обучению чтению. Занятия идут от простого к сложному. Очень подробно расписано, как правильно с ребенком заниматься. Как нужно знакомить его с буквой и звуком. Пособие решает пять основных задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • формирование грамматических навыков;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • печатание.

152 страницы. Год издания 2016.

«Начинаю считать»

Пьянкова Е.А., Володина Н.В.

С помощью этого пособия малыш сможет познакомиться с числами от 1 до 10. Узнать, что такое «больше», «меньше», «столько же». Даны простейшие примеры на сложение и вычитание. Малышу предлагается раскрашивать, считать, сравнивать, писать. Также ребенок познакомится с геометрическими фигурами.

128 страниц. Год издания 2015.

Пособия для детей 5 – 6 лет

«Изучаю мир вокруг»

Егупова В.А.

Цель книжки – расширение познаний ребенка об окружающем мире (явлениях природы, обществе, человеке и др.). В книге очень много практических заданий. Это пособие ценно еще и тем, что помогает отвечать на бесконечные детские «Почему?». Работа совместная взрослого с ребенком. Сначала предлагается прочитать ребенку рассказ или сказку, потом объяснить задание и предложить ребенку его выполнить.

160 страниц. Год издания 2016.

«Познаю мир: Родная страна»

Липская Н.М.

Это пособие сделано по типу рабочей тетради. Сначала рассматривается тема, а потом предлагается выполнить упражнения по теме. Цель - воспитать в ребенке любовь к родине, патриотизм.

Всего три раздела:

  1. Человек и общество.
  2. Моя страна-Россия.
  3. Стихотворения о родине, Москве, и родной природе.

136 страниц. Год выпуска 2015.

«Английский язык»

Крижановская Т.В.

Цель — развитие навыков говорения и слушания на английском языке. Пособие представляет собой рабочую тетрадь с заданиями, построенными в игровой форме. Если я все правильно поняла, то эта книжка подойдет для деток, у которых уже есть какие-то базовые знания. Ну и родителям тоже желательно владеть английским языком, чтобы заниматься.

116 страниц. Год выпуска 2016.

«Считаю и решаю»

Володина Н.В.

В этом издании рассматривается состав чисел первого десятка, связь чисел в числовом ряду, для улучшения понимания приведена числовая прямая. Дети обучаются решать текстовые задачи. Задачи представлены в форме картинок, чтобы дошкольнику было легче их понять. Так же встречаются упражнения на написание цифр и рисование узоров.

128 страниц. Год выпуска 2016.

«Хочу читать»

Егупова В.А.

«Пишу буквы»

Володина Н.В.

Это пособие продолжает формирование графических навыков. Ребенку предлагается в игровой форме напечатать буквы, слоги, слова. Уделяется внимание правильному удерживанию в руке ручки. Задания рекомендуется выполнять именно в том порядке в котором они представлены в книге. Очень много упражнений на раскрашивание и штриховку.

112 страниц. Год выпуска 2016.

«Читаю слова и предложения»

Пятак С.В.

Это пособие для детишек, которые с буквами уже знакомы, но читают еще плохо. Цель — усовершенствовать навык чтения. Происходит знакомство со слогом, с предложением. В пособии 25 занятий, к каждому занятию есть методические рекомендации. Предлагается таблица слогов, которую рекомендуют повесить куда-нибудь на видное место и читать слоги или даже петь их.

120 страниц. Год выпуска 2015.

Пособия для детей 6 – 7 лет

«Читаю слова и предложения»

Пятак С.В.

Это пособие для детей, которые уже умеют хорошо читать по слогам. Цель - усовершенствовать технику чтения и развить связную речь. Задания здесь серьезней, чем для детишек 5-6 лет. Можно сказать – это следующий уровень подготовки. Всего в пособии 23 занятия, к каждому есть методические рекомендации.

120 страниц. Год выпуска 2016.

«Читаю легко и правильно»

Пьянкова Е.А., Родионова Е.А.

Пособие кардинально отличается от «Читаю слова и предложения». Оно помогает понять, на каком уровне развития находится навык чтения. В издании приведены занятия, расписанные по дням. Каждое занятие содержит небольшой текст, который нужно прочитать и вопросы, на которые нужно ответить. Есть еще и тесты. Тесты проводятся перед первым днем занятий, после двенадцатого и после двадцать четвертого. Тесты также содержат текст и вопросы к нему. Есть система оценки. Все занятия и тесты рассчитаны на три уровня сложности.

96 страниц. Год выпуска 2015.

«Пишу красиво»

Володина Н.В.

Пособие продолжает формирование графических навыков будущих первоклассников. Здесь уже идет курсивное (наклонное) письмо. Много графических упражнений. Закрепляются навыки письма, правильного удерживания ручки. Развивается навык писания по строке.

128 страниц. Год выпуска 2015.

«Говорю красиво»

Володина Н.В.

Это пособие для развития у дошкольника красивой и связной речи. Цель — научить его высказывать свои мысли, строить диалог, пересказывать текст и т.п. Все задания предложены в игровой форме, что немаловажно. На страницах приводится много произведений известных авторов, например А. Барто.

«Занимаюсь математикой»

Сорокина Т.В.

Здесь идет закрепление умения решать задачки на сложение и вычитание. Уже в пределах 20. Закрепляются знания о геометрических фигурах, а также дается понятие об объемных фигурах. Много заданий на штриховку, чтобы мелкая моторика не «застаивалась». Дошкольник узнает, что такое четные и нечетные числа. Что такое «разность», «сумма», «слагаемые», «вычитаемое» «уменьшаемое».

144 страницы. Год выпуска 2016.

«Изучаю мир вокруг»

Липская Н.М.

Это заключительная книжка из серии пособий по изучению окружающего мира. Дается более детальная информация. В пособии представлены следующие темы:

  • космос;
  • вода;
  • полезные ископаемые;
  • растения;
  • человек;
  • мир вещей;
  • Москва.

136 страниц. Год выпуска 2016.

«Готов ли я к школе?»

Пятак С.В., Мальцева И.М.

Эта книга содержит тесты и позволяет провести диагностику развития ребенка перед школой. Оценить базу его знаний. Знания оцениваются по четырем разделам:

  1. Математика.
  2. Речь и письмо.
  3. Осведомленность.
  4. Пространство.

С помощью пособия можно найти пробелы в подготовке и обратить на их «закрытие» особое внимание. Тесты выполняются либо совместно со взрослым, либо дошкольником самостоятельно.

160 страниц. Год выпуска 2015.

Вот такой вот неслабый обзор у нас получился. Думаю, что из представленных пособий вы обязательно найдете то, которое подойдет вам идеально.

А некоторые покупают сразу оптом. Смотрите видео. Еще больше информации о книгах от «Ломоносовской школы».

Прекрасным дополнением ко всем вышеперечисленым пособиям станет бесплатный вебинар по подготовке детишек к школе . Уверена, на нем вы узнаете много нового и интересного!

Желаю вам успешной подготовки! А еще счастья и здоровья!

Всего вам доброго!

Евгения Климкович.