Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Равнозначно ли эфирное зрение, ясновидение, духовному видению? О духовной близорукости

Равнозначно ли эфирное зрение, ясновидение, духовному видению? О духовной близорукости

Духовное зрение

Существует обычное зрение, когда мы видим то, что перед нашими глазами. Духовное зрение - это когда мы видим то, чего нет перед глазами, но существует в скрытом виде. Атом или молекулу я не вижу, но знаю об их существовании и даже о некоторых их свойствах. Я представлю и «вижу» то, что существует невидимо для моих глаз, но могу обнаружить с помощью приборов. Однако я могу видеть вещи, телесно не существующие, например отношения брат-сестра, которые я вижу умозрительно. Этот человек стыдится, и это я вижу через его поведение благодаря умозрению. Свой собственный стыд я вижу по своим переживаниям, которые обозначаются словом «стыдно». Однако к стыду можно относиться не только как к объекту умозрения и понимания, а как к средству, с помощью которого я могу увидеть такое, что невозможно увидеть, не переживая стыда, а именно - черты своей Я-концепции.

Из книги Застывший взгляд автора Пацлаф Райнер

1. Зрение и телевидение Активная работа глазаТот, кто рассматривает картину на стене или фото в иллюстрированном еженедельнике, диапозитив на холщовом экране или картинку в комиксах, полностью свободен в этой ситуации - он может глядеть больше или меньше, удивляться

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Внутреннее зрение Слепой дервиш сидел в тени храма. «Это великий мудрец», - говорили о нем люди. Один любопытный приблизился к нему и спросил:- О, почтеннейший, прости за мой вопрос, но как ты ослеп?- Я слеп от рождения, - ответил старец.- Каким путем мудрости ты следуешь?

Из книги Энциклопедия блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

3.22.7. ЗРЕНИЕ Применение внешней визуальной шанжировки достаточно подробно изложено в

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Зрение При помощи зрения оценивается все: форма лица, разрез и цвет глаз, форма носа, характеристика волос, цвет и состояние кожи, пропорции фигуры и еще десятки почти неосознаваемых признаков. Первый контакт будущих влюбленных обычно совершается путем пересечения

Из книги Нераскрытые тайны гипноза автора Шойфет Михаил Семёнович

Зрение Более всего накоплено опытных данных, показывающих повышение в гипносомнамбулизме остроты зрения. Французский нейрофизиолог д-р Тагэ (Targuet) оспаривает заключение английского психиатра Г. Тьюка, будто бы в гипнозе острота зрения бывает значительно понижена.

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Зрение Закройте глаза, не напрягайтесь. Представьте себе темную точку, удержите это представление. Естественно, при этом вам не удастся полностью отвлечься от своих мыслей. Не обращайте на них внимания, пусть они приходят и уходят… Когда мысли успокоятся, перед вашим

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

Зрение С ним что-то случилось, что-то никогда не бывавшее раньше.Он смотрит вокруг - и что же это? Он не может увидеть сразу ни одной вещи: мир раздроблен на куски, и куски не складываются в целые предметы, целые картины. Правой стороны того, на что он пытается смотреть,

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Слух и зрение Изард считает, что стыд в большей степени связан со зрением и зрительными образами, в то время как вина, по его мнению, имеет, скорее, слуховой характер. Возможно, это так и есть. Если спросить: «Какой орган чувств преобладает в стыде, который вы испытали

Из книги Потерянный и возвращённый мир автора Лурия Александр Романович

Из книги Глаз разума автора Сакс Оливер

Остаточное зрение Дневник17 декабря 2005 года, в субботу, я, как обычно, поплавал в бассейне, а потом решил пойти в кино. В зал я вошел рано и занял место в заднем ряду. Не было никакого предчувствия чего-то необычного, пока не пошли на экране анонсы. Я сразу заметил какое-то

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Зрение Я провел много часов, объезжая в полицейских машинах квартал за кварталом в опасных и запущенных старых районах города, чтобы помочь полиции обнаружить зацепки в трудных криминальных случаях. И на меня произвела огромное впечатление настороженность офицеров,

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Улучшаем зрение Известно, что зрение с возрастом ухудшается.Но это можно исправить! Особенно если ваше зрение напрямую связано с эмоциями.Кэрол Лук неоднократно слышала от своих клиентов, что таппинг помогает улучшить зрение, и не могла не заняться изучением этого

, выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.

Что в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но в то же самое время приходится порой слышать, - это приходилось слышать не раз и мне, и другим, - как иногда люди сами о себе говорят: «О, я очень религиозный, я глубоко верующий», и говорят это искренне, думая, что они в самом деле с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы - на это в большинстве случаев ответ будет такой: «Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие - там точно указаны признаки истинной веры». Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: «...именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17–18). Вот признаки истинной веры!

Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, то чем ты хвалишься?.. Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается парадокс - как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной живой веры, по существу, не имеет, тот думает, что он глубоко верует, и говорит о себе: мол, я очень религиозный и глубоко верующий…

Должно заметить, что подобный же парадокс мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, легко уразуметь из простых примеров.

Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом Божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит как должно своих грехов и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом Божественной благодати, тогда в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом посту: «Даруй ми зрети моя прегрешения», ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.

Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза; а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, - там все слилось. Вот так же в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует, не замечает и думает, что он не так уж плох и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он, быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох…

Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: «Отче, о чем ты так плачешь?!» - «О грехах моих, сын мой», - отвечал тот. «Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?» - «Сын мой, - отвечал подвижник, - если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной». Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности и не чувствуем ее тяжести. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: «Батюшка, я все забыла». А как вы думаете, если человек, у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи - все до одного, без всякого исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность, искренно сокрушался о ней.

Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты кажется самому себе чуть ли не праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом посту, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения - наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться не только в посту, а всегда - молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой праведности. Будем же помнить, что только милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние и этим поставить его на путь истинного покаяния. Аминь.

Духовное зрение - это безвременное состояние (ученый Олег Мальцев)

Технология "Духовное зрение" в рамках дистанционного курса позволяет посредством специальных методик и комплексов упражнений развить весь диапазон духовного зрения человека.

Следует обратить внимание, что явление «духовного зрения» намного шире того понимания, которое вкладывают в это понятие большинство людей.

Некоторые считают, что духовное зрение, это дар ясновидения, предвидения, или альтернативное зрение. На самом деле это совсем не так.

Необходимо понимать, что духовное зрение - это не альтернативное зрение или что-то подобное. Духовное зрение существует у каждого человека, проблематика заключается только в том, способен ли он пользоваться управляемо всем его диапазоном или не способен.

Сегодня среднестатистическому человеку доступны только несколько уровней духовного зрения, при этом он не использует их управляемо, а просто от них зависит.

Ученым Мальцевым Олегом Викторовичем на базе прикладной науки было проведено масштабное исследование данной проблематики и были сделаны научные выводы, проясняющие вопрос неспособности современного человека использовать весь диапазон духовного зрения.

Как выяснилось, изначально каждый человек обладал духовным зрением. В процессе деградации человечества диапазон духовного зрения начал постепенно исчезать. Поэтому люди начали писать книги, для того чтобы предание (понимание) предков осталось на Земле и дошло до потомков. Когда и понимание у людей исчезло, то у человека осталось только мышление. Мышление на энергоградиенте Естественной Иерархии Творения соответствует уровню системы автоматизмов человеческого тела. То есть, человек думает и осмысливает что-то только в состоянии незнания.

В чем разница между духовным зрением и мышлением? Разница громадная. У мышления есть время, у зрения времени нет. Нет расстояния до понимания - скорость нулевая.

Рассмотрим измеритель прикладной науки, который отражает диапазон духовного зрения человека:

Итак, мы имеем дело со следующими видами зрения:

  • Физическое зрение - это зрение, необходимое человеку для того, чтобы мочь воспринять достигнутый результат на физике.
  • Эстафетное зрение . Человек, используя , воспринимают все, что с ним происходит определенным способом. Его внимание, его зрение в автоматическом режиме не позволяет видеть того, чего он не знает, соответственно, человек при таком подходе .

Эстафетное зрение - это сигнальное зрение, оно необходимо человеку для того, чтобы понять, что нужно что-то изменять. Оно не дает попасть в точку опоры.

  • Ролевое (внеэстафетное) зрение . Осваивая данный уровень духовного зрения, человек учится использовать вне эстафетные роли и выбирать правильные, эффективные модели поведения, учится видеть способы и плоскости приложения усилий.
  • Умное зрение - отвечает за видение механизмов реализации, механизмов решения задач.
  • Эталонное зрение - это зрение, которое позволяет работать с геометриями, видеть будущие положения вещей, или понимать, как обстоят дела в настоящий момент времени.
  • Чувственное зрение. Когда у человека натренирована чувственная составляющая, он начинает во всем видеть проявление замысла Бога.
  • Зрение Субстанциального тела . Субстанциальная составляющая - это изначальное знание (прикладная наука).
  • Зрение Тела Рода Небесного . Данный уровень духовного зрения открывается человеку в момент принятия «Постамента».
  • Временное зрение (временная составляющая) позволяет использовать вертикальный способ решения задачи.
  • Зрения Тела Духа.

Духовное зрение - это, прежде всего, инструмент выполнения задач. Речь идет о вертикальном способе решения задач (бесконтакте). Когда человек использует только физическое зрение, он начинает воспринимать мир горизонтально и, как следствие, вертикальный диапазон исчезает.

Для того, чтобы восстановить полный диапазон духовного зрения, и научиться вертикальному способу решения задач, необходимы специальные инструменты.

Методиками воспитания духовного зрения являются:

  • Комплекс « »,
  • Комплекс « ».

Кроме этого инструменты каждого уровня зрения воспитывают духовное зрение. То есть, и комплекс « », и комплекс « » воспитывают духовное зрение своего уровня, и воспитывают переключение с одного духовного зрения на другое, и другие комплексы прикладной науки («Даспех», «Мира», «Слава» и пр.) воспитывают духовное зрение человека соответствующих диапазонов.

Благодаря этому курсу, вы получите в своё распоряжение технологии и практические методы, автором которых является ученый , которые позволят вам за очень короткий промежуток времени освоить вертикальный уровень решения задач (безусловно, при условии ежедневной тренировки) и научиться эффективно справляться с разноплановыми задачами в жизни и деятельности (в бизнесе, в профессиональной сфере, личностной сфере и т.д.).

Для кого этот курс? Вам подойдёт именно этот курс, когда:

  • Вы намерены раскрыть весь диапазон духовного зрения;
  • Вы намерены освоить вертикальный уровень решения задач (это и есть то, что называют БЕСКОНТАКТ);
  • Вам необходимы инструменты для решения разноплановых задач, которые вам ставит жизнь и деятельность.

Формы передачи технологии "Духовное зрение".

I. Самостоятельное изучение в формате видеолекций.

В передачу технологии входит:

  1. Комплекс "Радар" : видео-лекции с О.В.Мальцевым и его воспитанниками, 2011-2014 год (610 мин);
  2. "Комплекс "Око" : видео-лекции с О.В.Мальцевым и его воспитанниками, 2012-2014 год (1185 мин);
  3. ПДТ-12 "Дубипсикон" : симпозиум с О.В.Мальцевым, 2013 год (1605 мин);
  4. "Духовное зрение" : симпозиум с О.В.Мальцевым, 2013 год (1820 мин).

Общее время: ≈ 87 часов

Договор о предоставлении доступа к материалам подписывается на 90 дней.

Стоимость: 1200 €

II. Изучение технологии в формате видеолекций и занятий с экспертом-психосамологом по Skype.

1) Предоставляется доступ к видео материалам, которые описаны в I пункте;

2) 8 занятий с экспертом-психосамологом по Skype (каждое занятие не более 60 мин).

Договор подписывается на 90 дней.

Стоимость: 1500 €

В случае, если вам понадобятся дополнительные занятия с экспертом-психосамологом по Skype , то стоимость каждого составит 50 € .

Чтобы пройти курс необходимо:

  • Обратиться к и попросить анкету для заполнения.
  • Заполнить и прислать анкету с указанием, выбранного вами формата передачи технологии. Если вы не смогли самостоятельно определиться с формой передачи, то у вас будет возможность проконсультироваться по этому вопросу с нашим экспертом в рамках последующего собеседования.

Нравится: 16

монахиня Иулиания (М.Н. Соколова)

Зрение духовное само по себе необъяснимо. Мир духовный не имеет ничего общего с нашей действительностью. Обычному пониманию и восприятию плотского или душевного человека он не поддается.

Видеть может только живой человек. Плотский же человек, у которого все мысли, чувства и стремления направлены лишь на устроение земного благополучия и угождение плоти, мертв в духовной области; она ему чужда, и он в ней слеп. У душевного человека очи ума (духа) затуманены мятущимися чувствами сердца и чрезвычайной образностью мысли. Почти все мы, а особенно художники, мыслим образами земного мира, перемешанными с фантазией, и все увлекаемся кружением чувств и сердечных влечений, а это все, как дымовой завесой, застилает от нас невещественность инобытия.

Духовный мир если и видится, то видится тускло, слабо и искаженно. Поэтому ни плотской, ни душевный человек не может проникать в эту таинственную область, тем более не может черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.

Между тем, изобразительное искусство основывается на зрении. И если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.

Евангелие говорит: Чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистое сердце - это смиренное сердце. Высочайший образец смирения и чистоты нам дан Самим Господом Иисусом Христом, и к следованию Ему призваны все.

Достижение же этой чистоты сердца есть дело жизни и духовного опыта. Ни из слов, ни из книг этому научиться нельзя. Поэтому нельзя научить и видению духовному.

Оно дается не только живущему жизнью духовной, но и достигшему уже чистоты сердца; дается как дар Божий и не всем в равной степени.

История Святой Церкви от самых первых дней Христовой Церкви до настоящего времени изобилует примерами дивного просветления духовного зрения. Преподобная Мария Египетская, никогда не видавшая преподобного Зосиму, назвала его по имени, объявила его священный сан, а потом повелела передать игумену его монастыря, чтобы он внимательнее смотрел за собою и за братией, ибо им надо во многом исправиться. Они тоже были подвижниками, но, по-видимому, многого за собою не замечали.

Преподобный Андрей, Христа ради юродивый, видевший Покров Божией Матери во Влахернском храме, встретил на городском рынке инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь, которому исповедовали свои грехи и давали много золота для раздачи нищим. Проходя мимо него, преподобный Андрей увидел, что его обвивает страшный змей, а вверху, в воздухе, он прочел надпись черными буквами: Корень всякому беззаконию - змий сребролюбия. Инок же не видел и не чувствовал своей беды.

Преподобный Сергий, сидя за трапезой с братией, вдруг встал и молча поклонился до земли святителю Стефану Пермскому, направлявшемуся в то время в Москву, не имевшему времени заехать в обитель Сергиеву и издалека благословившему Преподобного и его братию. Ученики же только потом узнали от своего святого игумена причину такого его поступка. Старец Амвросий Оптинский задержал на три дня гостившего у него купца, хотя тот очень торопился по делам домой, а после, отпуская его, заповедал ему со временем поблагодарить Бога за Его к нему милость.

И только через несколько лет, уже после смерти старца, открылось, что тогда купца на дороге три дня подстерегали убийцы.

Дети, не испорченные дурным воспитанием или товариществом, за чистоту своих сердец также иногда способны бывают видеть сокровенное. Старец иеросхимонах Гавриил рассказывал, что в детстве он видел то, что делается далеко, и то, что другим не видно. Рассказы его пугали мать, простую, но глубоковерующую крестьянку. Она его предостерегала и просила не вдаваться в это.

С годами эта способность у него пропала и снова возникла, когда он стал уже иеросхимонахом. Он воспринимал мысли человеческие, как явный разговор, видел совершающееся на расстоянии, удостаивался видеть усопших и угодников Божиих. Старец понял, что способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте его сердца.

Рассказывая кое-что об этом, он с умилением говорил: Воистину справедливо слово Христово: чистии сердцем Бога узрят и не только Бога, но в Боге и все сокровенное мира сего узрят.

Такого просветления духовного зрения сподобляются ревнующие о чистоте сердца в конце борьбы с самим собою и с врагом рода человеческого.

Но духовное прозрение имеет множество степеней.

Через деятельное следование за Христом, через молитву, при сосредоточенном внимании ко всему тому, что человек делает, говорит и мыслит, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно накапливается у него духовный опыт. Без такого личного опыта духовный мир непостижим. О нем можно философствовать, читать, рассуждать и быть в нем мертвым и слепым.

И если направление пути взято правильное, то человек, прежде всего, начнет видеть свои недостатки, ошибки, свое подлинное лицо без прикрас. Увидит и путь, по которому идет, где опасности и как их избегать и т. д. Это и есть начало просветления духовного зрения. О нем мы и молимся постоянно и на утренних и вечерних молитвах, и в богослужениях, и в Псалтири, и в акафистах, и в других молитвословиях. Молим Твою безмерную благость: просвети наша мысли, очеса и ум наш от тяжкаго сна лености восстави (Утренние молитвы). Свет невечерний Рождшая, душу мою ослепшую просвети (Утренние молитвы). Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть (Вечерние молитвы). Иисусе, Свете мой, просвети мя (Акафист Спасителю). Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека… и т. д. (Молитва 1-го часа).

Все случающееся в жизни нашей: скорби, болезни, страсти душевные и телесные, самые грехопадения - попускается нам для того, чтобы не в теории, а из опыта каждый познал свою глубокую немощь. Познавая же себя, мы смиряемся, по мере преуспеяния в смирении очищаемся, покаянием привлекаем благодать Божию, которая врачует духовную слепоту и дает прозрение духовным очам. Без такого, хотя бы начального, прозрения в области духовной что может дать в своем искусстве человек, чуждый этой жизни?

Образ, создаваемый им, не будет соответствовать тому, что он дерзнет выразить в красках.

Когда кто хочет, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце… надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что-либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что-либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что-либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?

Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси.

Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописцев.

Сами оные божественные отцы наши, учительски… объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев (VII Вселенский Собор, деяние 6-е).

Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь мрак, как говорят святые отцы. Есть такое выражение: Он вошел во мрак видений. В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийствова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго, видит Сущаго… Ум - это дух.

Тина - здесь скорее не грех, ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт темновидным (Лествица), то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением, должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

Однако не следует думать, что сподобившийся этого дара способен бывает видеть тайны сокровенные так же свободно, как мы, например, видим окружающий нас мир внешним зрением. Под духовным просветлением зрения надо понимать особую чуткость, способность сокрушенного и смиренного сердца к восприятию того, что Богу угодно будет открыть человеку. В душах смиренных - небесные видения, - говорит Лествица. Это подтверждается примерами из Священного Писания и Житий святых.

Когда скорбящая о смерти сына сонамитянка бросилась к ногам пророка Елисея, а его ученик хотел отстранить ее, пророк удержал его, сказав: Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне… ее горе (4Цар. 4, 27).

К такому духовному зрению приложимо наименование созерцания того, что открывается по воле Божией. Одним из таких видений и откровений является древняя икона, одиноко стоящая в изобразительном искусстве всех времен и всех народов.

Итак, задачу развить видение внешнее и научить изображать увиденное берут на себя художественные школы и научают. Умение изображать то, что постигается душевным зрением и другими нашими чувствами, является достижением художника при наличии его трудолюбия и талантливости.

Видению духовному, проникающему в мир божественный, ни самому научиться произвольно, ни научить невозможно. Его можно наблюдать через соприкосновение с древней иконой, если подходить к ней не поверхностно, а глубоко, внимательно и пристально, с должной (церковной) точки зрения; можно ему удивляться и убеждаться в его правдивости и истинности, но восхитить произвольно дар Божий невозможно.

Гриценко Лиза, ученица 7а класса

От природы человек обладает физическим зрением. У кого-то оно стопроцентное, у кого-то слабое зрение. Это всё понятно.

Но есть еще духовное зрение. Это зрение, которым обладал, например, Маленький принц в сказке Экзюпери. Вот это зрение дано иметь не каждому. Им обладает только великодушный человек. Человек, который обладает добрым сердцем, умеющим понимать и сочувствовать.

Есть еще такой медицинский термин - "сердечная недостаточность". Как много людей вокруг, которые болеют этой сердечной недостаточностью! Такие люди сдают своих старых родителей в дома престарелых. Оставляют своих новорождённых детей в домах малюток... Да, духовное зрение гораздо важнее физического.

Вот что думают о духовном зрении старшеклассницы нашего лицея:

"Я думаю, что духовное зрение - это стремление к высокому, знание духовных ценностей. Если человек смотрит на жизнь духовно, он поступает по велению сердца, а не руководствуется собственными выгодами. Духовное зрение = это внутренний мир человека, его душа. Если человек стремится к духовному самосовершенствованию, значит, у него есть духовное зрение". Карпачева Катя

"Вот ты смотришь на окружающий тебя мир и видишь разные предметы. Это физическое зрение. А духовное зрение - это когда ты помимо различных вещей видишь ещё людей с их характерами, настроением, проблемами. И тебе не безразлично, как себя чувствует внутри тот или иной человек, комфортно ли ему в данный момент. Вот, например, в рассказе Людмилы Улицкой "Перловый суп" мама девочки обладала таким духовным зрением. Она своими чуткими глазами и чутким сердцем видела, кому нужна помощь, и реально помогала. Обладает таким духовным зрением не каждый. Многие просто не видят людей, как бы проскальзывают мимо, не заглядывая вовнутрь человеческой души и не понимая, что у них там творится". Тулякова Эльмира

"У человека есть зрение, которым он видит всё то, что творится в мире. Но также человеку присуще духовное зрение. Это когда человек видит в обычных вещах - необычное. То есть человек видит как бы душой. Человек может быть некрасивым внешне, но красивым душой". Суркова Марина

"Духовное зрение - это зрение духа, души. Внутри нас есть определенный стержень моральной, нравственной основы. Именно он позволяет нам отличать хорошее от плохого, истинное от лживого. Порой мы интуитивно чувствуем, что делает что-то нехорошее. Нам этого никто не говорил, не объяснял. Но мы это знали, мы это видели духовным зрением, а не физическим. Иногда у людей бывает прозрение. Это не когда человек был слепым и стал видеть, а это духовное прозрение. Проходя через трудности и тяготы жизни, человек начинает понимать истинные ценности жизни, у человека начинают открываться глаза на мир. Духовным зрением человек видит то, что происходит на самом деле, а не то, что ему хотелось бы видеть. Чтобы изобразить героя истинным, чувственным, писатели награждают его духовным зрением. В романе Л.Толстого "Война и мир" таким зрением обладала Марья Болконская.А у её брата Андрея духовное прозрение наступило лишь в конце его жизни". Буробина Света

"Духовное зрение - это способность видеть и чувствовать то, что не видят многие. Леонардо да Винчи сказал: "Есть люди, которые видят, есть люди, которые видят, когда им показывают, а есть люди, которые ничего не видят". Не каждый наделён способностью чувствовать и видеть душой. Духовное зрение зависит от духовного мира человека. Духовное видение человек может воспитывать в себе сам". Морозкина Вика

Это интересно…

 Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цвета и оттенков окружающих предметов и запомнить, заучить их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

 То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

 Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались различные признаки. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания подсчет ног этот больной долго не догадывался.

 Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклостям бумаги, почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давалось. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только наиболее простые и короткие слова.

 Зрению приходится учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не увидит. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

Домашнее задание : написать размышление «Как обрести духовное зрение?»

Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказывается пользоваться зрением и впадает в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они были хорошо адаптированными к своему дефекту и достаточно жизнерадостными людьми. (Зуева Алена)

Я считаю, чтобы обрести духовное зрение, нужно поверить в себя, научиться понимать других и себя, а также сочувствовать.А также быть добрым, отзывчивым, всегда быть готовым прийти человеку на помощь, ничего не требуя взамен.Человек духовный с богатым внутреннем миром видит окружающий себя мир и людей, живущих в нем, другими глазами. В его жизни больше позитива, жизнь для него - это длинный путь познания окружающего мира людей, где он как огонек, на который люди идут, чтобы выйти из темноты .(Тихолаз Оксана)

Глаз духовный или око души. Это духовное зрение. Оно, конечно, не такое совершенное у всех людей, это зрение обладает замечательными свойствами даже у маленьких детей, которые обладают удивительной восприимчивостью к окружающему их миру. Эта восприимчивость детского зрения часто много выше, чем восприимчивость взрослых. Духовное зрение может развиваться в большей или меньшей степени, что определяется условиями жизни, обучения и воспитания. Цель духовного развития - просветление. Просветление - это особое состояние, в котором жизнь становится ясной и очевидной до мелочей. У человека создается четкая картина того, как должна выглядеть его жизнь, чем он должен заниматься. Он точно знает, как правильно жить. Достигнуть такого духовного зрения можно через изучение культуры своего народа, развития интеллекта и нравственности, выполнение обещаний, отличие доброго от злого. Духовное зрение помогает обрести церковное воспитание. (Бородина Лена)

Духовное зрение – это способность, благодаря которой человек может не только увидеть, но и чувствовать, понимать окружающий его мир и тех, кто в нем обитает.Я считаю, что духовное зрение нельзя обрести без духовного опыта. Человек должен внимательно относиться ко всему тому, что он делает, говорит и мыслит, таким образом, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно у него накапливается духовный опыт. Я думаю, что духовное зрение советует и указывает человеку, как действовать, оно хранит нас в состоянии чистоты. Для того, чтобы обрести духовное зрение, человек должен неустанно работать над тем, чтобы развивать в себе мудрость, любовь, самообладание. Только очистив себя, он сможет видеть, чувствовать и созерцать.Секрет обретения духовного зрения состоит в том, чтобы без устали работать над самим собой, отбрасывать от себя все то, что может нас затемнить, загрязнить. Надо содержать чистыми свои мысли, чувства, поступки, а также быть добронравным, рассудительным, внимательным. (Петренко Ангелина)