Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Вер баль но го об ще ния. Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Вер баль но го об ще ния. Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации

Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы. Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд. Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.

Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека

Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:

  1. С природой.
  2. С людьми.

Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:

  • особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
  • дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
  • взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
  • процесс беседы, разговор, диалог;
  • психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.

Чем отличается коммуникация от понятия общения

Общение охватывает все стороны человеческих контактов. Это и контакты с природой, и с соседями, и на работе. Коммуникация же подчиняется определенным требованиям и правилам. Это понятие предполагает конкретные цели для общения, которые есть как минимум у одной из сторон коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация (речь - ее главное средство) подчиняется строгим правилам, в зависимости от ее вида. Коммуникатор (человек, который принимает активное участие в процессе коммуникации) имеет конкретные задачи, которые призваны повлиять на другого участника беседы. Этот процесс более уместен в деловом общении. Именно поэтому существует понятие "вербальная деловая коммуникация, которая применима только в служебном общении и предполагает словесный обмен информацией.

Два основных вида коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.

Вербальная коммуникация - что это?

Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:

  • "Что?" - сообщение.
  • "Кто?" - коммуникатор.
  • "Как?" - конкретные каналы передачи.
  • "Кому?" - объект коммуникации.
  • "Какой эффект?" - влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык - как способ общения для людей и передачи информации - появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка - это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно. Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Ее формы

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.

Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:

  • фактический - обмен информацией с реципиентом только с одной целью - поддержки разговора, иногда это воспринимается как ритуал (например, когда вопрос "как дела" не предполагает слушания ответа);
  • информационный - активный процесс обмена информацией, выступление или обсуждение какой-либо важной темы;
  • дискуссионный - возникает, когда появляется противоречие в двух и более точках зрения на одну и ту же проблему, цель такого диалога - повлиять на людей для изменения их поведения;
  • исповедальный - доверительный вид диалога, который подразумевает выражение глубоких чувств и переживаний.

Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги. Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией. В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).

Виды вербальной коммуникации

Речевое общение имеет свои виды. Основные из них мы уже перечислили - это речь во всех ее проявлениях, диалог, монолог. Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения.

  1. Разговор - это речевой обмен мнениями, мыслями, знаниями. В этом процессе могут участвовать двое и больше людей, которые общаются в непринужденной обстановке. Разговор используется тогда, когда освещается какая-либо проблема или проясняется какой-либо вопрос.
  2. Собеседование немного отличается от разговора формальностью. Темами собеседований являются узкие профессиональные, научные или общественные вопросы.
  3. Диспут - спор на научные или какие-либо общественно важные темы. Этот вид также входит в понятие "вербальная коммуникация". Общение в рамках диспута между людьми ограничено.
  4. Дискуссия, в свою очередь, тоже публичная, но в ней важен результат. Здесь обсуждаются разные мнения по поводу конкретного вопроса, предъявляются разные точки зрения и позиции. В результате все приходят к какому-то одному мнению и решению спорного вопроса.
  5. Спор - противостояние мнений, своего рода, словесная борьба с целью отстаивания своего мнения.

Особенности процессов речевой коммуникации

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.

  1. Логический - барьер на уровне логики восприятия информации. Он возникает, когда общаются люди с разными типами и формами мышления. От интеллекта человека зависит принятие и понимание предоставляемой ему информации.
  2. Стилистический - возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания. Если человек начинает новость с конца, у собеседника возникнет непонимание цели ее представления. Сообщение имеет свою структуру: сначала возникает внимание собеседника, затем его интерес, от него идет переход к основным положениям и вопросам, а уже потом появляется вывод из всего сказанного.
  3. Семантический - такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
  4. Фонетический - этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.

Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.

Особенности невербальной коммуникации

В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.

  1. Публичная - более 400 см от информатора, такое общении часто используется в аудиториях и во время митингов.
  2. Социальная - 120-400 см расстояния между людьми, например, на официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
  3. Личная - 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами, имеет место визуальный контакт.
  4. Интимная - 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не громко, тактильный контакт, доверие. При насильственном нарушении этой зоны может повыситься АД, участиться сердцебиение. Такое явление может наблюдаться в сильно наполненном автобусе.

Вербальная и невербальная коммуникация - процессы, которые помогут достичь эффективности в переговорах, если не нарушать эти зоны.

Язык жестов

Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:

  • иллюстраторы (дополняют сообщение);
  • регуляторы (видно отношение человека);
  • эмблемы (общепринятые символы);
  • аффекторы (передача эмоций);
  • оценки;
  • уверенности;
  • неуверенности;
  • самоконтроля;
  • ожидания;
  • отрицания;
  • расположения;
  • доминирования;
  • неискренности;
  • ухаживания.

По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.

Мимика человека

Мимика человека также является способом информирования. При неподвижности лица теряется 10-15% всей информации. Если человек обманывает или что-то скрывает, тогда его глаза встречаются с глазами собеседника менее трети времени всего разговора. Левая сторона лица человека чаще выдает эмоции. С помощью глаз или искривлений губ подаются точные сообщения о состоянии человека. Это происходит за счет поведения зрачков - их сужение и расширение находится вне нашего контроля. Когда мы испытываем эмоции страха или симпатию, зрачки характерно изменяются.

Один из способов контакта человека с окружающими людьми является вербальное общение. Это метод общения при помощи слов, которые передают ту или иную информацию. Наряду с ним еще рассматривается невербальное общение, когда информация передается мимикой, жестами, поведением человека. Все это имеет виды и особенности своего проявления, о которых следует знать.

Человек с самого детства изучает речь окружающих людей. Это позволяет ему в будущем выражать свои мысли и идеи, чтобы о них знали окружающие, с которыми происходит контакт. Через слова можно воздействовать на окружающих. Через слова можно управлять людьми. Однако не всегда удается найти общий язык.

Почему так трудно найти общий язык с людьми? Вы наверняка и сами не раз попадали на таких людей, с которыми просто невозможно разговаривать и договариваться. То они вам перечат, то грубят, то не понимают, то не слышат, о чем вы говорите. Сложно найти общий язык с теми, кто не слышит никого, кроме себя. Это является первой причиной такого положения дел.

Второй причиной, почему так трудно найти общий язык с людьми, является попытка поставить свои интересы и взгляды превыше чужих. Обратите внимание, что проблемы и скандалы между людьми чаще всего возникают именно тогда, когда вы или ваш оппонент ставит свое мнение превыше чужого. Если принижать точку зрения другого человека, то естественным образом у него возникает желание принизить ваше мнение. Если считать свою точку зрения более правильной, это значит оскорблять личность собеседника, чье мнение считается неправильным.

Люди считают себя лучше и правильнее остальных. Если вы кого-то считаете ничтожеством, ниже себя, менее правильным и уважаемым, тогда всеми словами и поступками выражаете это. А как вы думаете, что при этом чувствует тот человек, которого вы унижаете? Агрессию, злость, обиду. То же самое чувствовали бы и вы. Если бы вас унижали, ваше мнение оскорбляли, считали «никем», вы тоже бы злились и обижались. Вот почему люди не могут найти общего языка – они считают кого-то лучшими и худшими.

Каждый человек имеет право на уважение и понимание. Даже если ваше мнение не совпадает с мнением другого человека, вы оба являетесь уважаемыми людьми, которых нужно по крайней мере принимать такими, какие они есть. Вы можете не быть лучшими друзьями, но уважать точки зрения друг друга обязаны. Ни вы, ни кто-то другой не лучше и не хуже. Вы равны для природы. Если это привить себе, тогда общий язык с другими людьми вы начнете находить гораздо быстрее и легче.

Что такое вербальное общение?

Что такое вербальное общение? Это обоюдонаправленное взаимодействие людей, при котором используется языковая система, четкая, понятная, выраженная, доступная. Человек может общаться с одним или несколькими собеседниками одновременно. Все они должны говорить на одном понятном языке, чтобы не возникало непонимания. Вербальное – это беседа на уровне слов, понятных всем собеседникам.

На сегодняшний день существует множество тренингов, которые направлены на совершенствование речевых навыков. Это говорит о том, что люди понимают необходимость умения красиво и правильно общаться. Дело в том, что именно на уровне слов можно в ответ получать положительную или отрицательную реакцию. Пока вы говорите, у собеседника возникают эмоции. Их окрас зависит от того, что он слышит из ваших уст.

Таким образом, вербальное общение – это метод воспроизведения собственных мыслей и получения информации извне.

Контакт между людьми происходит за счет общения. Люди общаются, пользуются своим языком, чтобы передать информацию друг другу. Если раньше, когда не было языка, люди могли через рисунки и жесты выражать свои мысли, то сейчас человек использует язык как средство взаимодействия.

Чтобы у вас удачно складывались отношения с разными людьми, вы должны учиться искусству общения. Если человек знает мало слов, использует брань, при этом ковыряется в носу и постоянно дергается, то он вызовет неприятные ощущения практически у любого собеседника. Общение предполагает находить особый подход к каждому человеку. Но есть основы, которыми можно пользоваться практически в любой ситуации.

  1. Пусть ваш собеседник будет самым умным и интересным.

Общайтесь с человеком так, чтобы он чувствовал себя умным, интересным и сообразительным. Часто люди совершают ошибку, когда пытаются перебить речь собеседников, настоять на своем мнении, переубедить их в чем-то. Если вы вспомните, то в таких ситуациях часто возникают споры и . Вы не достигли доверия и расположения к себе своими методами. Значит, их нужно менять.

И самым верным способом является позволение другим людям тоже быть умными, интересными и сообразительными. Это не значит, что вы становитесь глупыми и безучастными. Наоборот, ваша беседа живая и интересная, при этом каждый из вас может выразить свое мнение, чувствовать уважение по отношению к себе, видеть понимание (в лучшем случае поддержку) в глазах собеседника. Вы умны, и ваш собеседник умен. Вы своим отношением к нему показываете, что его мысли и идеи тоже разумны, интересны, привлекательны, даже если у вас есть другая точка зрения.

  1. Слушайте своего собеседника.

Нет лучшего собеседника, чем тот, который умеет слушать и не перебивать. Плохой привычкой многих людей является желание как можно быстрее высказать свое мнение. Собеседник говорит, а вы его перестаете слушать, поскольку возникла своя мысль. Вы ее желаете как можно быстрее высказать, из-за чего перебиваете речь другого человека.

Ваш собеседник может замолкнуть, чтобы дать вам возможность высказаться. Но если вы постоянно перебиваете, то у вашего собеседника может возникнуть желание как можно реже с вами общаться. Зачем другому человеку общаться с тем, кто не желает его слушать? Каждый человек желает быть услышанным. А перебивать его речь – значит показывать свое нежелание слушать его.

Учитесь не только говорить, но и молчать. И ваше молчание должно быть направлено на то, чтобы выслушать мнение собеседника. Не просто помолчать, а выслушать речь, вникнуть в ее суть и продолжить беседу.

Вербальное и невербальное общение

Чтобы передать свою мысль другому человеку, используются самые разнообразные методы. Здесь общение делится на вербальное и невербальное. Особенностью вербального общения являются слова, которые произносятся устно или письменно. Особенностью невербального общения становится жестикуляция и поведение человека.

Людям привычно общаться на уровне слов. Когда они видят друг друга, то начинают говорить какие-то слова. Это позволяет им выразить свое отношение, переживания, мысли, идеи и пр. Когда люди понимают под словами одни и те же значения, тогда им легче воспринять друг друга. Барьер в словесном общении возникает тогда, когда под одними и теми же словами собеседники понимают разные значения.

Помимо слов, люди еще двигаются. Меняется их выражение лица, руки, ноги и тело занимают определенные позы. По мере контакта совершаются какие-то действия, реакции и прочее. Все это называется невербальным общением.

Обычно человек воспринимает своего собеседника целиком. Если его слова он воспринимает осознанно, то на его мимику и жесты зачастую не обращает внимания. Подсознание принимает активное участие во взаимодействии, поэтому так часто возникает ощущение, что вас в чем-то обманули. Это происходит тогда, когда произнесенные слова не совпадают с жестами и поступками человека.

  • Вербальное общение – это зачастую осознанный процесс того, кто произносит слова, и того, кто их воспринимает.
  • Невербальное общение – это зачастую неконтролируемый процесс, когда тело передает истинное отношение или желания говорящего. Его собеседник(-и) также неосознанно воспринимает его жестикуляцию. Вот почему иногда возникает ощущение несоответствия сказанного с «телесной» речью.

Невербальную речь еще называют «языком жестов» или «языком тела». Она включает:

  1. Жесты – движения руками, которые совершаются во время общения.
  2. Мимику – лицевое движение мышц во время разговора.
  3. Взгляд – направленность, выраженность, изменение на те или иные слова.
  4. Позу и походку – положение тела во время стояния или движения.

Сайт психологической помощи сайт рекомендует быть активными во время общения с людьми. Слушать не только то, что они говорят, но и видеть то, что они при этом делают, какое их выражение лица, поза и т. д. Если пару минут человек может проконтролировать собственные действия, то потом он отключится, поскольку будет занят обдумыванием того, что бы сказать.

Тело никогда не врет, особенно если человек его не контролирует. По нему можно распознать, когда вам лгут на уровне слов, а когда говорят правду. Другими коммуникативными барьерами являются:

  • Фонетический – особенности дикции, произношения, интонации.
  • Логический – особенность мышления, которая не совпадает с мышлением собеседника.
  • Смысловой – различие смысла и значения тех или иных слов, поз, действий, что наблюдается при различии культур.
  • Стилистический – особенности построения фраз и предложений, которые могут быть непонятны собеседнику.

Виды вербального общения

Каким образом человек общается с окружающими? Следует рассмотреть виды вербального общения:

  1. Внешняя речь.
    • Устная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Диалогическая речь – говорят два человека поочередно.
      • Монологическая речь – говорит только один человек, а остальные его слушают.
      • Дактильная речь – передача азбуки на уровне рук. Это способ общения между глухонемыми людьми.
    • Письменная речь. Она в свою очередь делится на:
      • Непосредственная – когда собеседники моментально присылают ответ. Например, переписывание через смс или записками.
      • Отложенная – когда собеседники общаются через письма, которые присылаются к ним через некоторое время.
  1. Внутренняя речь.

Вербальная речь выражена такими формами общения:

  • Спор – общение на уровне разногласия мнений, где каждый старается настоять на своем мнении и переубедить собеседника(-ов).
  • Разговор – это общение между людьми, которое происходит в непринужденной обстановке, где каждый может выразить свои мысли, переживания, уточнить какие-то вопросы и пр.
  • Дискуссия и диспут – это обсуждение научной или общественно важной темы с целью найти пути решения. Здесь каждый высказывает свое мнение, предположения, теории и пр.
  • Собеседование – специально организованное общение на научные или профессиональные темы.
  • Собрание и т. д.

Каковы существуют методы эффективного общения? Рассмотрены лишь те методы, которые помогут создать комфортное пространство для доверительного общения. Другими словами, вы не будете манипулировать, а, наоборот, будете общаться так, чтобы у другого человека возникало доверие к вам, желание раскрыться, дать вам добровольно любую информацию, которую вы пожелаете от него получить (и даже сам захочет о чем-то сокровенном рассказать).

Методы эффективного общения:

  1. Обратная связь. «Я правильно вас понял, что вы имели в виду, говоря… (и пересказываете своими словами тот смысл, который вам был сообщен)?». Вы должны показать человеку, что слушаете его. Кивание головой и звук «Ага» — это простое слушание. Но доверие вызывает активное слушание, когда вы стараетесь понять ту информацию, которую вам сообщают. Раз вы слушаете и стараетесь понять, значит, не осуждаете, тем более, если вы просто хотите перепроверить правильность вашего понимания сказанного собеседником.
  2. Договоренность. Если человек вас о чем-то просит, то дайте обещание выполнить просьбу (если вы, конечно, согласны на это пойти). К примеру, если человек вас просит не рассказывать никому того, что вы от него услышите, то нет ничего трудного в том, чтобы закрыть свой рот и не разглашать чужие тайны, не так ли? Поэтому договоритесь о чем-то с другим человеком. Это позволит ему понять, что вам можно доверять (если, конечно, вы сдержите свое слово).
  3. Пока вы не знаете человека, знакомьтесь с ним. Занимайтесь сбором информации, знакомством с собеседником, если вы ничего о нем не знаете. Это требует от вас только одного – молчать и слушать все, что говорит другой человек. Вы внимательно слушаете, а вашему собеседнику кажется, что вы действительно увлечены его рассказом. Вы собираете информацию, а ему кажется, что вы его понимаете. И вам хорошо, и собеседник раскрывается перед вами.
  4. Люди легче доверяют авторитетам. Как стать таким человеком? Нужно просто себя позиционировать авторитетным человеком. Авторитет – специалист, он все знает, если вы за ним пойдете, то выживете.
  5. Легче доверять тому, у кого такие же ценности, как и у вас. Тому, у кого есть такие же жизненные приоритеты, проблемы и ценности, люди больше доверяют, поскольку неосознанно понимают, что их поймут.
  6. Люди доверяют тем, кто их понимает. Следует отметить, что понимать – еще не значит согласиться. Вы можете быть не согласны с тем, что говорит человек, но если вы понимаете его точку зрения, проявляете сочувствие и просто показываете то, что его мнение тоже имеет право на свое существование, то вызовете доверие. Вы можете быть не согласны, иметь свое мнение, но понимать то, что у другого человека есть какая-то другая идея, – важно.

Особенности вербального общения

Особенностью вербального общения является то, что данный вид коммуникации доступен только человеку. Чтобы говорить с окружающими, необходимо сначала изучить те слова, которые применяются в их среде. Человек не сможет выразить свою мысль, если не умеет говорить на языке других людей, понимать, что он выражает, и согласовывать это с представлениями, которые формируются у людей в результате восприятия информации.

Немаловажной особенностью вербального общения является умение построения предложений так, чтобы выражать свои мысли, убеждения, идеи. Они должны быть не только сформированы, но и переданы так, чтобы другие их поняли.

Речь должна соответствовать ситуации и меняться, в зависимости от социальной роли и ее направленности. Так, люди выдерживают дистанцию между собой, в зависимости от того, в каких отношениях они находятся. Общение происходит на 4 уровнях:

  1. Интуитивный – на основе слегка услышанной информации выстраиваются догадки, предположения.
  2. Физический – прикосновения и прочие виды контактов собеседников во время общения.
  3. Логический – четкая передача информации.
  4. Этический – изменение интонации, тембра и прочих составляющих речи, в зависимости от того, с кем общается человек.

Люди очень редко общаются друг с другом. Общение предполагает под собой, что люди понимают значения каждого произнесенного слова. Собеседник что-то говорит, но может иметь в виду не то, что говорит. А человек в свою очередь под каждым словом собеседника понимает то значение, которое привычно для него. Непонимание происходит потому, что один не умеет прямо выражать свои мысли, а второй под каждым словом понимает что-то свое. Выходит, что люди общаются не друг с другом, а сами с собой.

Общение с самими собой происходит за счет того, что зачастую собеседники находятся в своих мыслях даже в те минуты, когда происходит общение с другими людьми. Пока собеседник что-то говорит, человек думает о том, что он скажет дальше. Вот почему иногда происходит так, будто человек перескакивает с темы на тему, не слыша того, что ему говорится. Этот человек не слушает своего собеседника, он увлечен своими мыслями.

Почему люди не общаются друг с другом? Скорее всего, это идет с самого детства, когда каждый приучается к тому, чтобы не слушать никого, кроме самого себя. Есть люди, которые с самого детства привыкли молчать, пока «взрослые говорят». Есть люди, которых постоянно слушали окружающие, поэтому они привыкли быть каждый на своей волне. Есть люди, которые привыкли не уточнять значения слов своего собеседника, понимая под ними то, что им удобно.

Люди общаются не друг с другом, а сами с собой. Это — культура, которую можно перевоспитать, если искренне этого захотеть, чтобы эффективнее общаться с окружающими.

Итог

Вербальное общение выполняет много функций в жизни человека. Во-первых, оно позволяет передавать другим людям свои мысли, переживания, желания. Во-вторых, оно позволяет понимать мысли и идеи окружающих. Когда люди общаются друг с другом, они не только обмениваются информацией, но и влияют. Итог — общаясь с теми или иными людьми, человек невольно перенимает их качества, какими бы плохими или хорошими они ни были.

Попадая в новое окружение (приступая к новой работе, заводя новых друзей, начиная встречаться с новым партнером), подумайте, хотите ли вы быть похожими на данных людей. Если вы начнете общаться с определенной группой (или хотя бы с одним человеком, который является новым знакомым), то вскоре станете таким же, как и они.

Обычные люди забывают об этой истине. Они часто меняются не в лучшую сторону, поскольку найти плохую компанию намного легче, чем хорошую. Успешные люди помнят об этом, поэтому тщательно подбирают общество, с которым постоянно готовы контактировать. Они знают, что вскоре станут похожими на тех, с кем часто видятся, и выбирают партнеров, которые смогут их научить чему-то полезному и хорошему.

Неважно, какого человека или какую группу людей вы предпочтете. Чем дольше вы будете с кем-то общаться, тем больше будете становиться похожими на него. Люди не просто так притягиваются друг к другу. Обычно они начинают отношения с теми, кто уже чем-то похож на них либо кто олицетворяет образ человека, на которого хочется быть похожими.

Обычно люди не знают, кем они хотят быть, поэтому выбирают партнеров, которые обладают теми же качествами, что и они. Зачастую сходятся на плохих качествах, что объединяет, поскольку остальные представители могут не проявлять понимания.

Хотите ли вы быть похожими на то окружение, в котором пребываете? Вскоре вы станете таким же человеком, как и люди, с которыми начали общение. Здесь неважно, нравятся они вам или нет. Вы все равно разовьете схожие качества. Соответственно, тщательно выбирайте личное окружение и помните, что ваши знакомые являются образами, на которых вы вскоре станете похожими.

  • 5. Специфические особенности психики как формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека
  • 8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.
  • 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • 10. Самосознание личности.
  • 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • 13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков
  • 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • 18.Социально – перпецептивнная сторона общения.Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  • 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • 20.Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • 22.Понятия об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • 24.25.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Понятие,суждение и умозаключение как формы мышления.
  • 26. 27 .Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.
  • 28.Воображение,его место в системе психологических процессов. Виды воображения.
  • 29.Память, ее место в системе психический процессов. Виды и процессы памяти.
  • 30.Процессы памяти.
  • 31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • 32. Волевое поведение человека и его механизмы
  • 33. 34. Эмоциональные психические явления. Виды и формы эмоциональных псхичических явлений.
  • 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • 38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • 41. Психология в эпоху античности.
  • 42. Учение Аристотеля о душе.
  • 43. Роль р.Декарта в становлении психологической науки.
  • 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XII-XIX вв. (б.Спиноза, д.Локк, Гартли).
  • 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • 46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • 47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
  • 48. Неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.
  • 49. Становление и развитие гуманистического направления в психологии.
  • 50. Когнитивная психология: предпосылки возникновения и краткая характеристика.
  • 51. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки (с.Л.Выготский, с.Л.Рубинштейн, б.Г.Ананьев и др.).
  • 52. Культурно-историческая концепция л.С.Выготского и развитие ее идей в исследованиях а.Н.Леонтьева, д.Б.Эльконина, л.И.Божович и др.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.

    Общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения .

    Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

    Невербальная общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

    16. Речь: виды, функции, механизмы.

    Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, пре­дусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в про­цессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные ме­ханизмы и разное участие паралингвистнческих средств типа темпа ре­чи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые меха­низмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными. Прежде всего следует выделить центральные управляющие отделы, со­средоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, че­ловек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращен­ную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в под­линную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения. В левом полушарии головного мозга находятся специ­альные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, на­званный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).

    К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего отно­сится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуля­ционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких. Чем больше разнооб­разных речевых звуков способна создать артикуляционная система че­ловека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объ­ектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone - звук). В русском языке достаточно богатая система фоне­тических средств - 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, JI), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные дня английско­го языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

    Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движе­ний составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например, заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефек­тологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко опреде­лить доминантный язык, так называемый mother language - материнский язык.

    Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухоне­мота приводит к умственному отставанию, различным коммуникатив­ным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глу­хим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности. Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии, позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например с помощью языков жестов (язык глухонемых). Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональ­ных черт, что обеспечивает относительную универсальность его исполь­зования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее пой­мет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звуко­вого языка.

    Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда - на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различитель­ных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь). Вообще зри­тельная модальность речевых процессов во многом факультативна, бо­лее осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специаль­ных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жиз­ненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе прежде всего налажйвакхг систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания - при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.

    Видовая классификация речевых процессов связана с их модально­стью и степенью активности информанта. Разнообразие видов этих ре­чевых процессов наглядно представлено на рис. 22. На рисунке обозна­чены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими. Так, ниж­ний левый сектор - слушание, или аудирование, речи - является веду­щим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептив­ные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Общение с помощью речи стало возможным после эволюции животного в человека.

    Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

    На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

    Вербальное и невербальное общение — что это такое

    Вербально - это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно . Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов.

    Вербальное общение бывает трех типов:

    1. Речь - общение посредством слов (диалоги, монологи).
    2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
    3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

    Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

    Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

    Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика. Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

    При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

    Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

    1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
    2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
    3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний ( , книг).
    4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
    5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

    Формы вербального общения и барьеры не его пути

    Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

    1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
    2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
    3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без .
    4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
    5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

    Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:


  • Диалог (двое или более людей):
    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.
  • Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении :

    Невербальное общение – это язык тела (как у остального животного мира). Мимика, жесты, позы, прикосновения . А также визуальное и акустическое восприятие, запахи, расстояние и перемещение общающихся объектов — все в точности, как у животных.

    Всё это может нести очень много информации, поэтому не стоит пренебрегать этим форматом, чтобы производить на людей нужное впечатление (приятным парфюмом и внешним видом, поставленным голосом и манерой двигаться).

    Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

    Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

    Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

    Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов ( , о которых мы уже говорили).

    Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

    Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

    Различия между видами общения

    Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

    Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

    Стоит подметить, что язык жестов является более искренним , поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

    Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

    Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    посмотреть еще ролики можно перейдя на
    ");">

    Вам может быть интересно

    Лайфхак - что это такое Что такое культура - определение, виды культуры и примеры
    Аська и ее веб версия - старый, добрый бесплатный онлайн мессенджер с новыми возможностями Модератор - это человек делающий общение в сети возможным Что такое мессенджер, для чего он нужен и как им пользоваться - 6 самых популярных мессенджеров в мире
    Что такое респект и что значит это слово при общении в интернете

    Если вы говорите с человеком – это еще не значит, что слова – это единственная информация, которую получает ваш собеседник. Безусловно, слова являются одним из главных аспектов в общении, но это не единственное и иногда даже самое последнее, что мы понимаем, разговаривая с человеком. Сегодня мы поговорим о том, что такое невербальное общение.

    Межличностное общение содержит много так называемого невербального, то есть не относящегося к словам, общения . Вы думаете, что это лишь малая часть межличностного взаимодействия? О, это далеко не так.
    Из всего нашего общения только 7% приходится на сами слова. А все остальные 93% и есть то самое

    Что включает невербальное общение?

    Во-первых, в общении много информации мы получаем за счет звука и звуковых средств (около 38%). Это и тон голоса, громкость, интонация звука, наличие и отсутствие пауз, а также многочисленные звуки, не связанные со словами, но показывающие нам эмоции собеседника (например, различные восклицания и междометия «а», «ого», «о-о-о», «у-у-у», «эх», «м-м-м»).

    Но и это еще не все. Большую часть информации (не менее 55%) мы получаем за счет невербальных средств. К ним относятся мимика, жесты, позы, движение и положение нашего тела. Потерли нос, прикоснулись к щеке, почесали ухо или затылок, скрестили пальцы, руки или ноги, положили руку в карман или выставили вперед, опустили или подняли голову — все это и многое другое есть элементы невербальных средств. А теперь представьте, сколько мы можем «сказать» и сколько можем «услышать», пару раз прикоснувшись во время разговора к лицу, нахмурив брови, скрестив или расслабив руки.

    И одно из самых важных замечаний, если не самое главное, состоит в том, что на словах человек может врать, а язык тела врать не может. Конечно, в любом правиле есть свои исключения. Но это только исключения. По своей природе наше тело не может говорить неправду. Наши жесты говорят то, что мы думаем и чувствуем. Почему, спросите вы? Здесь есть свое логическое объяснение.

    Если вы когда-либо сталкивались с гештальтпсихологией, то, вероятно слышали о фокусном и периферийном внимании. Если не сталкивались, то в двух словах объясню, что это значит. Мы с вами одновременно можем иметь одно центральное (фокусное) внимание и сосредотачиваться на чем-либо одном, в это время все остальное находится в зоне периферического внимания.

    Невербальное общение

    Например, вы смотрите фильм и едите попкорн. Ваше фокусное внимание сосредоточено на фильме, а периферийное – на поедании попкорна. Самое важное в том, что действие, выполняемое на периферии, делается «на автомате», само собой. Вы же не думаете о том, как взять попкорн, как зажать пальцы, чтобы схватить кукурузинки, как поднять руку и как положить попкорн в рот? Если вы учитесь играть на музыкальных инструментах, то вы обращаете внимание на клавиши (струны или что-либо еще), на то, как и в какой последовательности вы на них нажимаете. Но когда вы достигаете определенного уровня мастерства, то способ игры отходит на периферию, а фокус сосредотачивается на мелодии.

    Тоже самое происходит и с нами вовремя общения. Мы всегда сосредотачиваемся на словах, на том, что мы говорим. Меньше уделяется внимания тому, как мы говорим. И совсем мало мы обращаем внимания на то, что мы при этом делаем, как стоим, какие движения совершаем. И это совершенно естественно, у нас лишь одно фокусное внимание. Наше тело действует на периферии. Мы думаем и говорим, то что думаем или то, что хотим сказать – это фокус. Мы думаем и говорим телом то, что думаем (немного запутано, не правда ли, но зато отражает суть:)).

    Наше тело выражает наши же мыли, чувства, настроение, оценку. Но поскольку поза, жесты и мимика находятся на периферии, то наше сознание не может контролировать их полностью. И поэтому, наши слова могут говорить неправду, а тело лгать не умеет.

    Как же распознать этот загадочный «язык тела», как разгадать звуки и интонацию? Самое главное в таком деле – слушать, наблюдать. Это первое и самое легкое, что может каждый. Я немного раскрою тайны невербального общения. Эти знания безумно интересны (по крайней мере, для меня) и, как показал опыт, могут быть полезны. Ведь все мы общаемся каждый день с множеством людей. Уметь понимать невербальное общение других людей и правильно выражать свои мысли – способность очень полезная. А кроме того, каждый из вас может стать исследователем невербального общения . И возможно, в будущем, написать собственную статью о вашем опыте.