Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Любовная лирика Тютчева. Мотивы лирики Тютчева. Стихи. Тема любви в лирике Ф. Тютчева Любовь и рок в интимной лирике тютчева

Любовная лирика Тютчева. Мотивы лирики Тютчева. Стихи. Тема любви в лирике Ф. Тютчева Любовь и рок в интимной лирике тютчева

Лицо молодого Федора Тютчева не знает практически никто. На портретах он изображен уже на склоне лет с серьезными грустными глазами, седыми редкими волосами, высоким лбом, длинными пальцами, сухими губами. Таким, собственно, Тютчев и пришел в поэзию - серьезным и зрелым. Его дебютом принято считать публикацию 24 произведений в 3-й и 4-й книгах "Современника" в 1836 году.

Каковы же были основные мотивы лирики Тютчева? Какое место занимали чувства в его творчестве? В качестве наиболее яркого примера выражения чувств и переживаний героя в поэзии в статье будет приведен "Денисьевский цикл". Именно в произведениях, вошедших в него, наиболее ярко и точно переданы особенности лирики Тютчева.

Первая жена

Тютчев покинул Россию в девятнадцать лет, уехав в Мюнхен. Там он познакомился с Эмилией-Элеонорой Ботмер. В 1826 году он женился, став впоследствии отцом 3 дочерей. К концу 1837 года Тютчева назначили старшим секретарем в Турине. Перед этим он с семьей посетил Россию. Оттуда на новую работу Тютчев отправился один, а жену и детей оставил на попечение родных. Сперва он хотел обжиться на новом месте. Элеонора с дочерьми отплыла на пароходе из Санкт-Петербурга. Недалеко от берегов Пруссии на борту внезапно начался пожар. Пароход утонул. Элеонора вела себя героически - спасла детей. Однако все имущество семьи ушло на дно. Вскоре от перенесенного потрясения жена Тютчева тяжело заболела. Она умерла на исходе августа 1838 года. Потеря для Федора Ивановича была огромным горем. Здесь достаточно сказать, что он совершенно поседел в свои 35 лет.

Чувства в творчестве поэта

Приверженцы "чистого искусства" отличаются высокой культурой, преклонением перед совершенством образцов классической музыки, скульптуры, живописи. Им характерна романтическая устремленность к идеалу красоты, желание приобщиться к возвышенному, "иному" миру. Проводя анализ лирики Тютчева, можно увидеть, как в его творчестве отразилось художественное мироощущение. Его произведения пронизаны мощным драматизмом, трагедийным звучанием. Это все связано с переживаниями, которые испытал в своей жизни Тютчев. Стихи о любви родились из страданий, подлинной боли, чувства раскаяния и вины, невосполнимой потери.

"Денисьевский цикл"

Произведения, которые вошли в него, раскрывают все своеобразие лирики Тютчева. Они считаются наивысшим достижением романтизма в его творчестве. Произведения посвящены чувству, которое поэт испытал на склоне лет к Елене Денисьевой. Их роман продолжался четырнадцать лет. Закончился он смертью Елены Александровны от чахотки. В глазах светского общества их отношения были постыдными, "беззаконными". Поэтому поэт после смерти Денисьевой продолжал обвинять себя в том, что причинил страдания любимой женщине, не сумел ее оградить от людского суда. Очень отчетливо показывает глубокие переживания стихотворение Тютчева "Последняя любовь":

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим, суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Сила, с которой строки воздействуют на читателя, основывается на безыскусности и искренности выражения выстраданной глубокой мысли о быстротечности неповторимого огромного счастья, которое ушло, к сожалению, безвозвратно. Любовь в лирике Тютчева выглядит как высший дар, тайна. Она неподконтрольна, причудлива, волнующа. Таящееся в глубинах души смутное влечение внезапно прорывается взрывной страстью. Самопожертвование и нежность неожиданно могут превратиться в "роковой поединок". Смерть любимой женщины унесла желания, мечты. Краски жизни, прежде яркие, померкли мгновенно. Все это точно передается в сравнении, которое использует Тютчев. Стихи о любви, где человек уподобляется птице со сломанными крыльями, передают чувство потрясения от тяжелейшей утраты, бессилия и опустошенности.

Кем была Елена Денисьева для поэта?

Об этой женщине - последней, тайной, мучительной и пылкой любви Тютчева - почти неизвестно ничего. И вместе с этим известно очень много. Елена Денисьева являлась адресатом более пятнадцати произведений, которые написал Тютчев. Стихи о любви, посвященные этой женщине, стали поистине шедеврами, одними из самых драгоценных в русской классической поэзии 19-го века. Такое количество произведений - очень много для беззаветно любившей женщины. Но это слишком мало для надорвавшего себя чувствами сердца. При жизни жертвой любви была Елена Александровна, а после ее смерти жертвой стал сам Тютчев. Может, он слишком мало ей отдавал чувств, но без нее, ее пылкости и нежности, он жить не мог.

Отношение поэта к чувствам

У самого Тютчева была огромная потребность в любви. Без нее нет жизни, он был в этом уверен. Но потребность его была не столько любить, сколько самому быть любимым. В произведении, написанном им в 30-й год ("Сей день, я помню…"), для поэта открылся новый мир. Для него началась совершенно новая жизнь. Но это случилось не потому, что он стал любить, а потому, что почувствовал себя любимым. Это подтверждают его строки:

"Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее…"

Мир преобразился в то мгновение, когда поэт узнал, что любим. При таком переживании чувств становится более понятна неудовлетворенность тех, кто был нежен с ним, близок к нему. Для него имела место верность, но при этом он не исключал измену (так же, как и измена не отвергала верность). Тема любви в лирике Тютчева связана с драматизмом, неверной верностью, пылкостью и глубиной чувств. Все они прошли сквозь жизнь поэта, найдя отражение в его творчестве.

Кризис восприятия чувств

В своем горьком признании Георгиевскому Тютчев говорит о том, что, несмотря на высокую поэтичность натуры Елены Александровны, стихи она не ставила в грош вообще, и его собственные в частности. Только те произведения Денисьева воспринимала с восторгом, в которых поэт выражал свои чувства к ней, говорил о них во всеуслышание и гласно. Именно это, по его мнению, было ценно для нее - чтобы знал весь мир, чем она являлась для него. В письме к Георгиевскому Тютчев рассказывает случай, произошедший на прогулке. Денисьева высказала желание о том, чтобы поэт всерьез начал заниматься вторичным изданием своих произведений, сознавшись при этом, что ей было бы отрадно видеть свое имя во главе издания. Но вместо обожания, любви и благодарности поэт высказал несогласие, понимая под ее желанием некоторое нерасположение. Ему показалось, что это требование не совсем великодушно с ее стороны, поскольку, зная всю степень принадлежности (Елена Александровна говорила "Ты мой собственный", обращаясь к поэту), ей не нужно было желать еще каких-либо подтверждений в виде печатных заявлений, которые могли оскорбить и других людей.

Смерть Денисьевой

Отношения поэта с Еленой Александровной продолжались четырнадцать лет. К концу этого периода Денисьева много болела. Сохранились письма, которые она писала сестре. В них она называла Федора Ивановича "мой Боженька". В них говорится и о том, что в последнее лето ее жизни дочь Денисьевой, Леля, практически каждый вечер ездила с поэтом кататься на острова, возвращались они поздно. Елена Александровна и радовалась этому, и печалилась, ведь она оставалась одна в душной комнате или ее общество разделяла какая-нибудь сердобольная дама, пожелавшая навестить ее. В то лето поэт особенно стремился за границу. Петербург тяготил его - это следует из переписки со второй женой. Но там, за границей, его постиг тот удар, и поэт не смог оправиться от него уже до самой своей смерти. Спустя два месяца после кончины Денисьевой Тютчев писал Георгиевскому о том, что только при жизни Елены Александровны он был личностью, только для нее и только в ее любви осознавал себя.

Жизнь поэта после кончины Елены Александровны

Денисьева умерла в 1864-м году, 4 августа. В начале октября в письме к Георгиевскому Тютчев пишет о безмерном чувстве "голода в голодном". Ему не жилось, рана не заживала. Он чувствовал себя мучительным ничтожеством, бессмысленно живущим. Это отражает и любовная лирика Тютчева. Стихи иллюстрируют всю ту борьбу, которая происходила в нем после потери. Следует, однако, сказать, что спустя неделю после письма к Георгиевскому поэт написал строки, посвященные Акинфиевой. Но это произведение может свидетельствовать лишь о потребности в обществе, в особенности женском, которое, собственно, не покидало Федора Ивановича никогда. Несмотря на эту внешнюю общительность, нежность и разговорчивость, внутри зияла опустошенность. После смерти Денисьевой любовная лирика Тютчева отражала мертвенность его души, тупую тоску и невозможность осознавать самого себя. Но при этом живому страданию, неспособности чувствовать было противопоставлено могущество чувства Денисьевой. Все это нашло выражение в строках о его "страдальческом застое".

В конце июня Тютчев признается в письме к Георгиевскому в том, что ни одного дня не прошло у него без изумления тому, как может человек продолжить жизнь, хоть ему "вырвали сердце и отрубили голову". Прошло пятнадцать лет со дня смерти Денисьевой. Тем летом он помянул две годовщины смерти своими скорбными строками. В Петербурге 15 июля он написал "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…". Третьего августа в Овстуге он пишет строки о тяжести своего бремени, о памяти, о роковом дне.

Скорбь в произведениях поэта

Тютчеву становилось с каждым днем тяжелее. Его близкие отмечали раздражительность поэта: он хотел, чтобы все больше сочувствовали ему. В очередном письме он говорит о расшатанности нервов, о неспособности держать перо в руке. Через некоторое время поэт пишет о том, как жалок и подл человек в своей способности пережить все. Но полгода спустя в стихах к Блудовой он напишет, что "пережить - еще не значит жить". Позже в своих строках он будет говорить о мучениях, которые испытывает его душа.

Кончина поэта

Тютчева тяготила мысль о поездке за границу. Он говорил о том, что там ему еще хуже, еще отчетливее ощущается эта пустота. Своей второй жене он писал, что замечает, что становится еще несноснее; его раздражение усиливается той усталостью, которую он ощущает после всех попыток как-то развлечь себя. Шли годы. Со временем из переписки имя Елены Александровны исчезает. Оставалось Тютчеву жить совсем недолго. Скончался поэт в 1873-м году, в июле.

Любовная лирика Тютчева в последние годы жизни уже не была столь наполненной чувствами. В строках, которые он посвящал разным женщинам (в письмах к Елене Услар-Богдановой, полушутливых произведениях к Великой Княгине, мадригалах к Акинфьевой-Горчаковой), выражен лишь "отсвет", всполохи и тени, легкое дыхание последнего сильного и глубокого чувства поэта к Елене Денисьевой. Все его стихи впоследствии являлись лишь попыткой заполнить сердечную пустоту, которая образовалась после ухода любимой женщины.

"Денисьевский цикл" - нерукотворный памятник женщине

Елена Александровна вдохновляла поэта в течение четырнадцати лет. Сложно сейчас судить о глубине чувств Тютчева и Денисьевой друг к другу. Их отношения были несколько странными, для многих непонятными. Но эта любовь была в жизни поэта. Особенно трудно приходилось Елене Александровне - в таких случаях, как правило, свет оправдывал мужчину, а женщину обвинял. Несмотря на все тяготы жизни, сложность, некоторую жертвенность, мучительность, все то, что отражала любовная лирика Тютчева (стихи), пронизано нежностью, трепетным обожанием друг друга. Произведения этого периода стали поистине поэтическим шедевром мировой литературы.

Основные мотивы лирики Тютчева и Тургенева. Краткая сравнительная характеристика

Особенности лирики Тютчева проявляются в том, что чувство для него было и блаженством, и безнадежностью, и напряженностью, несущей человеку счастье и страдание. И весь этот драматизм раскрыт в строках, посвященных Денисьевой. Отказываясь от узкого субъективного рассмотрения любимой женщины, он стремится объективно раскрыть ее личность, ее внутренний мир. Поэт сосредотачивает внимание на описании своих переживаний через проникновение в духовность близкой женщины. Описывая внешние проявления чувств, он раскрывает ее внутренний мир.

Психологический склад любимой в "Денисьевском цикле" аналогичен тургеневским героиням. И у Тургенева, и у Тютчева чувство - "поединок роковой". Но при этом у первого присутствует историческая и социальная обусловленность личности в сфере чувств. Психологические ситуации, отраженные в произведениях Тургенева, показывали действительную картину отношений между людьми 50-60-х гг., возникшее в передовых кругах понимание ответственности за женскую судьбу.

В своих раздумьях о доле женщин, их характере, Тютчев близок к Тургеневу. Так, любимая в "Денисьевском цикле" напоминает героиню рассказа "Три встречи". Душевное состояние женщины в произведениях Федора Ивановича отражает не только общечеловеческое, но и личное переживание дворянского героя 50-х годов, иллюстрированное в повествованиях того периода в Гончарова, Тургенева. Неполноценность героя прослеживается в горестной самокритике. В некоторых случаях видно текстуальное сближение строк Тютчева с произведениями Тургенева, где выражены любовные страдания.

Заключение

Федор Иваанович Тютчев высоко оценил силу чувства в женщине. Это было главным для него. Его избранница в стихах предстала как настоящая героиня любви. Поэт оставляет за ней право на чувство, на борьбу за него. В своей любви героиня раскрывает себя, свои лучшие качества и возможности. Само чувство раскрывается поэтом и как внутренняя сила человека, и как само отношение, возникшее между людьми, но подвластное общественному влиянию.

Герои Тютчева - люди, не оторванные от жизни, а обыкновенные, сильные и одновременно слабые, но неспособные распутать клубок из противоречий. Любовная лирика Тютчева относится к числу самых лучших произведений русской поэтической литературы. В его творениях поражает неисчерпаемое богатство русского языка. Вместе с этим отличает Тютчева его взыскательное отношение к поэтическому мастерству.

Толстой, говоря о поэте, признает его художественный талант, его чуткое отношение к Музе. Он призывал молодых писателей учиться такому умению гармонически сочетать форму и содержание. Темы лирики Тютчева с течением времени насыщались все большей изобразительностью, конкретностью. Не прошел бесследно для поэта и опыт русского реализма. Завершая эпоху романтизма, Тютчев своими стихами выходит далеко за его границы. Творчество поэта становится неким предвестником начала художественного течения, возникшего на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.

Сочинение

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.
Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.
Тютчев был увлекающимся, страстным человеком. Первым серьезным увлечением Тютчева стала Амалия Лерхенфельд, которую он встретил в Мюнхене в 1825 году. Ей посвящены стихотворения «Я помню время золотое...» (1836) и «Я встретил вас - и все былое...» (1870). «Прекрасная Амалия» вышла замуж за сослуживца Тютчева, а через год поэт страстно влюбился в Элеонору Петерсон и вступил с ней в брак, который продлился до 1838 года, когда она умерла. По свидетельству тех, кто знал поэта, он поседел в несколько часов, проведя ночь у гроба жены. Однако спустя год Тютчев обвенчался с красавицей Эрнестиной Дерпберг.
Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: ^Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной:
Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,
Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась
ниц...
Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:
Ты любишь, ты притворствовать умеешь, -
Когда, в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей -
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Если искренняя, самоотверженная женская любовь озаряет жизнь, «как па небе звезда», то любовь лживая и притворная разрушительна:
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении Творца!
И смысла нет в мольбе!
В элегии «Сижу, задумчив и один...» (1836) поэт сетует на невозможность возродить угасшее чувство; обращаясь к образу своей подруги со словами сожаления, вины, сочувствия, ОН прибегает к романтической метафоре сорванного цветка:
...Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь!
Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).
Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.
Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нее?
В стихотворении «Предопределение» (1851) любовь осмыслена как «поединок роковой» в неравной борьбе «двух сердец», а в «Близнецах» (1852) - как гибельный соблазн, родственный соблазну смерти:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!
Тютчев до конца своих дней сохранил способность благоговеть перед «неразгаданной тайной» женской прелести - в одном из самых поздних своих любовных стихотворений он пишет:
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...
Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), - уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского - кстати, высоко ценившего творчество поэта.

«Стихотворения г. Ф. Тютчева,- писал Н. А. Не­красов,- принадлежат к немногим блестящим явле­ниям в области русской поэзии. ...Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе пе­чать истинного и прекрасного таланта, нередко само­бытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». С этим некрасовским утвер­ждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.

В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо по­любил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое...». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня - юная фея, волшебница, неж­ная, чистая, восхитительная. Время любви к ней для поэта - время золотое. О нем вспоминает он со свет­лой грустью и упоением. Возникает в этом стихотво­рении и грустная нотка о быстротечности жизни. По словам литературоведа В. Кожинова, тютчевская воз­любленная в стихотворении «предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира».

Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувст­во к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт про­нес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма ос­тавила глубокий след в его душе.

В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибы­ла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой про­шлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло...

С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическо­му герою по-прежнему милы, она, словно сон, в кото­рый сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.

Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубо­кую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о траги­ческой сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю при­вязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергну­та всеми. Острое чувство переживания за судьбу воз­любленной и породило самые лучшие страницы тют­чевской любовной лирики.

Одним из шедевров «денисьевского цикла» являет­ся стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породив­шей «буйную слепоту страстей», губящих самое доро­гое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями приро­ды. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслужен­ным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.

На стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..» Тют­чева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предме­том восхищения поэта в этом стихотворении стано­вятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд воз­любленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним - поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.

В стихотворении «Весь день она лежала в забы­тьи...» поэт передает трагическое чувство горечи рас­ставания с уходящей из жизни возлюбленной, страст­но любящей жизнь и самого поэта.

Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить.... И сердце на клочки не разорвалось... И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике.

Роман Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них - исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл, который назвали «денисьевским».

Любовь является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает счастье покоя, начинаются страдания:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

Отношения любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Вся беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь – это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Такая страсть - погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью Тютчев отмечает:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

Поэт осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь, не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину. Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Конечно, не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в стихотворении «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Однако драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше. Вот, например, такой эпизод:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала –

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала…

Золе перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все минувшее происходило не с ней:

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела –

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Герою горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо-пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Раздвоенный эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

Жизнь природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает. Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще предстоит пережить смерть возлюбленной:

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Финальная строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, - и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось»…

Любовная лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью женского образа, наделенного индивидуальными чертами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.