Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Содержательные линии курса информатики в начальной школе. Информатика с методикой преподавания. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе

Содержательные линии курса информатики в начальной школе. Информатика с методикой преподавания. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе

Цель : Добиваться понимания студентами основополагающих принципов построения содержания образования в курсе «Информатика» для начальной школы, а также системы отбора наиболее эффективных форм организации обучения.

Учебные задачи: а) знать основные содержательные линии, формирующие пропедевтический курс информатики.

б) уметь подобрать наиболее эффективную форму организации обучения с учетом варианта реализации курса.

в) понимать принципы выбора того или иного варианта обучения.

Оборудование: рабочие материалы, презентация Power Point .

План.

1.1.

2.2. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении.

2.3. Формы организации обучения информатике в начальной школе.

Ход урока.

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока.

1.1.Факторы, влияющие на изменение содержания образования в начальной школе.

Проблемный вопрос.

- В современной педагогической практике преподавания информатики появилась одна немаловажная особенность: проектирование курса, его содержания и форм работы зависит во многом от учителя и школы.

- Как вообще формируется курс информатики в начальной школе? Какие факторы способствовали его введению и выделению его различных вариантов?

II. Операционно-исполнительный этап урока.

2.1. Преемственность информатики в начальных, средних и старших классах.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательных целей учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное, продвижение учащихся вперед на каждых из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения.

Можно выделить несколько этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры учащихся в процессе непрерывного изучения данного курса в школе.

Первый этап – пропедевтический (1-4 классы). На этом этапе происходит первоначальное знакомство с компьютером, формируются основные элементы информационной культуры в процессе использования игровых программ, простейших компьютерных тренажеров.

Второй этап (5-6 классы). Происходит углубление первоначальных знаний, закрепление навыков использования компьютеров в повседневной жизни.

Третий этап (6-9 классы). Базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.

Четвертый этап (10-11 классы). Продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов школьников.

Преемственность курса информатики в начальных, средних и старших классах обеспечивается тем, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне.

2.2. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики.

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет «Информатика» реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения), А.Л. Семеновым (проекты).

Практическая составляющая содержания предмета «Информатика» формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

2.3. Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, «Окружающий мир», в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед
или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см.
приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как «электронная доска».

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

III. Рефлексивный этап урока.

В чем особенность машинного и безмашинного варианта обучения школьников информатике? В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки каждого из них?

Контрольные вопросы

  1. Перечислите этапы освоения основ информатики и формирования информационной культуры школьников в процессе обучения.
  2. Как реализуется преемственность на разных этапах обучения в школе?
  3. Каким образом, на ваш взгляд, можно интегрировать курс информатики с другими предметами школьной программы?

Литература.

  1. Методическое письмо. http://www.zankov.ru
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Часть 1. Составители Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина.
  3. Приложение № 1к письму Министерства образования Российской Федерации от от17.12.2001№ 957/13-13. (ЦветковаМ.С. – гл. специалист Департамента образовательных программ и стандартов общего образования).
  4. Приложение № 2к письму Министерства образования Российской Федерации от от17.12.2001№ 957/13-13. (ЦветковаМ.С. – гл. специалист Департамента образовательных программ и стандартов общего образования).
Методические материалы по начальной школе (Цветкова М.С. – гл. специалист Департамента образовательных программ и стандартов общего образования, Методический вестник № 10/2 20002 г.).

«Проекты по информатике» - Цель и задачи проекта: Виды деятельности: Пропаганда созданных материалов, результатов проекта. Ожидаемые результаты: Создание сайта проекта, Создание пакета методических материалов. Проект «Информатика – царица всех наук». Углубление и расширение знаний в области различных наук с использованием средств ИКТ.

«Уроки информатики» - Не прикасайся к экрану. Физкультминутка. 6 объект. О чем рассказывает таблица? Какую информацию несёт таблица? Не держи лишние вещи на рабочем столе. Точно выполняй задания учителя. Не работай мокрыми руками за компьютером. 4 объект. 7 объект. 2 объект. Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Правила поведения в кабинете информатики.

«Уроки информатики в начальной школе» - Использование ИКТ и ЦОР на уроках информатики в начальной школе. Управляющие, Диагностирующие, Демонстрационные, Генерирующие, Операционные, Контролирующие, Моделирующие и т. д. Но особенно - детьми. Игры любимы всеми. «Обучая других - обучаюсь сам». известный римский философ Сенека. Комплект интерактивных учебно-методических образовательных программных комплексов серии «УМНИК».

«Кабинет в школе» - 7 – 9 классы. Оборудован в 1998 году, обновлен в 2004 году. 10-11 классы. Информационные технологии. С 5 класса учащиеся приходят в кабинет информатики к Юрию Леонидовичу. В 5-6 классе изучаются основы алгоритмики, простейшие пользовательские программы, тренажеры и т.д. Презентация. Любимый кабинет.

«Информатика 7-11 класс» - Информация и человек. Способы заполнения и распечатки массивов. Логические функции. Система команд исполнителя. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Управление и Исполнитель. Проведение компьютерного эксперимента. Компьютерные сети. Сервисы и протоколы. Структура таблиц. Логические задачи.

«Информатика в школе» - Технологический (компьютерный). Какой должна быть информатика в начальной школе? Обязательно. Проблема. Учитель начальных классов. В федеральном перечне «Информатика». Для информатики. Какой можно сделать вывод? Формирование общих учебных умений.

Всего в теме 18 презентаций

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования, начальной школы в том числе, следует отметить основные характеристики предмета "Информатика" в начальном обучении как новой составляющей грамоты младших школьников.

Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета "Информатика и информационные технологии" основной школы. Обучение информатике во II - IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальные представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении

Основные понятия информатики

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).

  • по курсу информатики автора А.В. Горячева - учебники-тетради №.№ 1 - 4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в I классе на дополнительных занятиях;
  • по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV классов.

Практическая составляющая содержания предмета "Информатика" формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.

Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, "Окружающий мир", в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная доска".

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная - во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района метро);
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;
  • компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
  • компьютерные синтезаторы звука;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Приложение

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика" автора А.Л. Семенова (II класс) (1ч - информатика и 1 ч - факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Теоретическая информатика (34 ч)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч)

2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов - цвет, форма. Одинаковость объектов. (2ч)

3. Цепочки (последовательности) - работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. (3 ч)

4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством - понятия "все", "каждый". (4 ч)

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения - истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). (4 ч)

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. (4 ч)

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. (4 ч)

8. Индуктивные построения цепочек - восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию. (4 ч).

9. Буквы и знаки в русском тексте - прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. (3 ч)

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. (5 ч)

Информационные технологии (30 ч)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

2. Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (6 ч)

3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (8 ч)

4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (10ч)

5. "Слепой" клавиатурный ввод. (от 5 до 15 ч - в случае интеграции с уроками русского языка.)

Информационная культура (4 ч)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).

2. Словари.

3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом - 2 - 4ч.

Предлагаемые проекты:
1) "Мое имя";
2) "Моя семья";
3) "Мои друзья. Записная книжка";
4) "Я сам";
5) "Наша сказка";
6) "Наш класс"; " Наш микрорайон".

Тематическое планирование учебного материала по программе "Информатика в играх и задачах" автора А.В. Горячева (II класс)

№ п/п Тема урока № п/п Тема урока
1 Признаки предметов 19 Способы задания множеств
2 Описания предметов 20 Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов
3 Состав предметов 21 Отображение множеств
4 Действия предметов 22 Кодирование
5 Симметрия 23 Вложенность (включение) множеств
6 Координатная сетка 24 Пересечение множеств
7 Контрольная работа 25 Объединение множеств
8 Разбор контрольной работы 26 Контрольная работа
9 Повторение 27 Разбор контрольной работы
10 Действия предметов 28 Повторение
11 Обратные действия 29 Понятия "истина" и "ложь"
12 Последовательность событий 30 Отрицания
13 Алгоритм 31 Логические операции "И" и "ИЛИ"
14 Ветвление 32 Графы, деревья
15 Контрольная работа 33 Комбинаторика
16 Разбор контрольной работы 34 Контрольная работа
17 Повторение 35 Разбор контрольной работы
18 Множества. Элементы множества 36 Повторение

Матрица межпредметных связей для практических заданий

Информатика Русский язык Чтение Математика Окружающий мир
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий Последовательность действий при:
  • разборе предложений;
  • разборе слов;
  • установлении связи слов в предложении;
  • проверке безударных гласных в корне
Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений. Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах). Последовательность постановки вопросов к тексту. Последовательность действии при решении задач и вычислении выражений Последовательность действий при выполнении опытов. Последовательность действий в быту. Последовательность действий в школьной жизни. Последовательность происходящего в природе
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Распределение предметов по группам в соответствии с заданными признаками Признаки:
  • слов (звукобуквенный анализ, разбиение по слогам);
  • частей речи (род, число и т. д.);
  • частей предложения (анализ предложения)
Названия признаков в характеристиках персонажей. Характеристики персонажей через значения признаков. Сравнение персонажей и распределение их по группам в соответствии со значениями их признаков Характеристики чисел (кратность, число знаков). Характеристики фигур (форма, размер). Составные части задачи Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике. Классификация предметов и явлений в соответствии со значениями признаков в природе, обществе, технике
Логика высказываний
Высказывания. Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме "если... то..." Вопросы к тексту с ответами "да" и "нет". Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам. Рассуждения о прочитанном Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения в процессе решения задач Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике. Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике. Выводы из наблюдений

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

А.Ю. Нимченко

И.И. Буренок

Нимченко Анна Юрьевна - студентка 4 курса факультета педагогики и психологии, направление «Педагогическое образование» профиль: «Начальное образование»

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : ya . nutick @ yandex . ru

Буренок Ирина Ивановна- доцент кафедры общей профессиональной педагогики

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : BurenokIrina @ mail . ru

Актуальность. Методика обучения компьютерной грамотности в начальной школе очень многообразна и важна. Во-первых, необходимо уже с раннего возраста иметь информационное образование. Во-вторых, информатизация образования остается только на школьном уровне. Из этого следует что, ученик должен усвоить информатику в рамках образовательной программы. В-третьих, требования, которые указаны во ФГОС НОО со­держания курса информатики и математики для младших школьников, не всегда выполняются. Поэтому педагог, который начинает обучение информатике в на­чальных классах, сталкивается с такими ситуациями и вопросами: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор наиболее результативных форм работы на уроке, особенности преподавания тем, организация дидактических игр на уроках информатики и т.д. В рамках методики преподавания компьютерной грамотности и, изучив журналы «Начальная школа» за последние 5 лет, встал вопрос о том, какие УМК по информатике рекомендованы на сегодняшний день.

Объект исследования: анализ учебно-методических комплектов по информатики для начальных классов.

Предмет исследования: методические условия для выбора учебно-методического комплекта по информатике.

Цель исследования: изучить все имеющиеся учебно-методические комплекты по информатике и выяснить, какие из них используются в школах.

Задачи исследования:

проанализировать УМК по информатике для начальных классов;

опросить учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 ст. Ольгинской, МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской, МБОУ СОШ №7 ст. Степной Приморско – Ахтарского района о том, какие УМК по информатике используются в данных школах;

исследовать полученные результаты опроса учителей.

В своем большинстве современные учебно-методические комплекты, которые предназначены для преподавания информатики, со­стоят из методического пособия для учителя, системы компьютерной поддержки уроков и рабочей тетради ученика.

В настоящий момент, для использования в началь­ном общем образовании, рекомендованы и утверждены следующие УМК по информатике:

Горячев А.В. Информатика и ИКТ;

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О бучени е информатике в начальной школе

О главление

  • Введение
  • Глава I. Цели, содержание и требования к уровню подготовки выпускников обучения информатике в начальной школе

Глава ІІ Учебно-методические комплексы по информатике в начальной школе

Глава IIІ. Формы организации обучения информатике в начальной школе

Глава IV. Особенности обучения информатике в начальной школе

Заключение

Приложение

Список литературы

В ведение

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними.

Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, информатизация образовательного процесса является одним из приоритетных направлений образования. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость знакомства детей с теоретическими основами информатики и практическим использованием компьютера, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий.

Включение информационных технологий для изучения в начальной школе готовит школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности в рамках всех учебных предметов.

Использование компьютера в обучении младших школьников должно стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

Ч активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

Ч достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

Ч развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

Ч повышению уровню комфортности обучения;

Ч снижению дидактических затруднений у учащихся;

Ч повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

Ч формированию информационно-коммуникационной компетенции;

Ч приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

. Ц ели, содержание и требования к уровню подготовки выпускников обучения информатике в начальной школе

Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10--15 лет.

Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. Недаром за относительно недолгое время школьный курс информатики трижды менял свое название (в соответствии с содержанием): от первых учебников «Основы информатики и вычислительной техники» до десятилетнего этапа «Информатика» к утвержденному ныне в качестве государственного стандарта «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Эти смены названий стержневого школьного предмета отражают динамические, обоснованные развитием общества, изменения в содержании дисциплины.

Одной из главных задач информатики в школе, является формирование стиля мышления учащихся. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий (именно в начальной школе начинает складываться мышление молодого человека), можно сделать однозначное заключение - курс информатики должен начинаться в младших классах школы. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в начальной школе. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.

Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.

Информатизация школьного образования требует раннего обучения информатике: основным понятиям этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с компьютером. Для того чтобы применять компьютер на предметных уроках, следует добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае ученики на уроке по предмету затрачивают лишнее время, испытывают психологическую перегрузку, прилагают дополнительные умственные усилия на второстепенные (по отношению к изучаемой дисциплине) операции с технологическим инструментарием.

Проведение педагогических экспериментов по обучению информатике детей младшего школьного и даже дошкольного возраста как за рубежом (США, Франция, Болгария и др.), так и в нашей стране убедительно показали, что дети младшего школьного возраста быстрее, прочнее и естественнее осваивают фундаментальные понятия информатики, которые способствуют формированию мировоззренческих концепций ребенка.

Только сравнительно недавно одновременно с подготовкой и декларированием Государственного стандарта общего образования, включающего три компонента -- федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения (школьный), был принят и стандарт преподавания учебного предмета “Информатика и ИКТ”.

Основной миссией курса информатики в начальной школе является пропедевтика фундаментальных понятий информатики и основных приемов новых учебных информационных технологий. Тем самым курс раннего обучения информатики становится пропедевтическим, способствующим подготовке школьников к последующему систематическому изучению информатики и коммуникационных технологий. Пропедевтический курс информатики в начальной школе нацелен на формирование:

· первоначальных представлений о свойствах информации;

· первоначальных представлений о способах работы с информацией, в частности с использованием компьютера: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

· начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;

· у учащихся умений применять знания, полученные на уроках информатики, на других предметах с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Основные понятия информатики.

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

По отношению к компьютеру у детей младшего школьного возраста в большинстве случаев преобладает установка «играть на компьютере». Поэтому очень важным представляется изменение «целевой функции» ребенка в отношении компьютера, показ всего многообразия его возможностей, формирование «образовательного вектора» его использования, повышение информативности изучаемого материала, усиление обратной связи в системе «ученик - учитель», развитие творческих способностей детей.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Наши дети - это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, весьма велик. Так же, излишне говорить о качественном составе информации. Все это не может не влиять на психику человека, на его поведенческие модели, на физическое здоровье. Так вот, одним из приоритетов информатизации образовательного процесса, особенно в начальной школе, является управление информационным потоком, который принимает на себя ученик.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения информатики и информационных технологий в начальной школе ученик должен

з нать :

Ш источники информации;

Ш назначение основных устройств компьютера (для ввода, вывода и обработки информации);

Ш правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь :

Ш выполнять инструкцию при решении учебных задач;

Ш выполнять несложные алгоритмы;

Ш работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

Ш набирать небольшой текст и конструировать простое изображение на мониторе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Ш готовить сообщения с использованием различных источников информации;

Ш использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

Ш пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео- записей.

Глава ІІ Учебно-методические комплексы по информатике в начальной школе

обучение информатика начальная школа

Учебники и учебные пособия наполняют обучение конкретным содержательным материалом и помогают учителю в построении курса. Это и материал для самостоятельной работы учащихся. Сегодня существует много учебников по одному и тому же предмету, что требует от учителей и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.

В федеральный перечень учебников включены только те издания, которые проходили экспертизу через Российскую Академию наук и через Российскую Академию образования.

класс

Издательство

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Академкнига/Учебник

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ

Академкнига/Учебник

Горячев А.В. Информатика и ИКТ

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ

Просвещение

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

Просвещение

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика

Просвещение

При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

К учебникам нового поколения относят пособия, которые наряду с изданной «твердой копией» книги имеют свою электронную версию, используемую при работе у компьютерного монитора.

Наше образовательное учреждение для организации изучения «Информатики и ИКТ» на начальной ступени обучения как пропедевтического курса остановилось на программе и УМК Матвеевой Н.В., Челак Е.Н., Конопатовой Н.К. Для каждого класса (2, 3 и 4) предлагаются:

Ч учебник

Ч рабочие тетради

Ч тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика (для 3-4 классов)

Ч методическое пособие для учителя

Ч электронное пособие на CD-ROM.

Ч комплект плакатов

Ч дидактические материалы

Цель данного УМК - сформированность представлений учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развитие начальных навыков работы на компьютере.

Проникновение информационных технологий в создание и распространение учебника - его выпуск вместе с непосредственно связанным с ним электронным компакт-диском. В выбранном нами УМК компакт-диск, сопровождающий учебник, является носителем программ и упражнений, которые необходимы в освоении материала учебника, изданного в «твердой» копии.

Глава II I . Формы организации обучения информатике в начальной школе

Предлагается несколько вариантов обучения информатике.

Вариант 1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.

Этот вариант предполагает фронтальную форму работы в школьном кабинете, оснащенном 1 компьютером с CD-Rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как электронная доска, то есть использоваться в режиме вызова к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мефодий".)

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.

Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

Вариант 3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-15 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть урока информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1 группы в течение 15 минут, а затем для 2 группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики сначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

Наше образовательное учреждение, при наличии кабинета информатики, планирует выстраивать свою работу ближе к 3 варианту.

В образовании, как и в медицине, весьма актуален принцип «не навреди». Поэтому здоровьесберегающие способы использования информации должны превалировать. Нужно помнить, что глаза человека рассчитаны на восприятие отраженного света, поэтому длительное наблюдение за объектом, излучающим свет (монитор), вызывает резь, ощущение песка, покраснение и боли в области орбит глаз. Ребенок сидит за компьютером, как правило, в одной позе, при этом одни группы мышц напрягаются, а другие - атрофируются, так развивается синдром длительного напряжения.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе (см. Приложение 1).

Глава I V . Особенности обучения информатик е в начальной школе

Как говорилось выше обучение информатике в начальной школе включает бескомпьютерную и компьютерную составляющие. Бескомпьютерная часть реализуется заданиями, направленными на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная - на формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств ИКТ.

Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса. Увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с использованием средств ИКТ.

Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).

В нашем общеобразовательном учреждении, есть возможность использовать для обучения информатике компьютерный кабинет. Для этого планиируется деление класса на две группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока, что максимально соответствует возрастным особенностям обучающихся и способствует снижению утомляемости.

Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней работы - использовать полученные знания и умения информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).

Заключение

Две главнейшие задачи информатики в школе - формирование стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик требуют ранней постановки курса информатики.

Фундаментальность значения основных навыков операционного стиля мышления ставится в один ряд с развитием количественных и пространственных представлений, с умением абстрагировать, а также с другими фундаментальными элементами математического развития.

Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах начальной школы.

При использовании обучающимися компьютера для создания различных видов учебных работ происходит углубление и расширение знаний по изучаемой теме, привлечение ранее полученных знаний, синтез, анализ, обобщение обрабатываемой информации. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. Овладение современными информационными технологиями на уровне навыков позволяет учащимся занимать более активную познавательную позицию на предметных уроках.

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия Взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-2Г С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

· Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

· С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмореть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прям на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаше двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более10 минут.

Список литературы

1. Аверкин Ю.А, Матвеева Н.В, Рудченко Т.А, Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

2. Алексеенко Е.В, Анастасова Л.П, Горячев В.Г. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2008.

3. Афанасьева Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки. // Информатика. - 2007. - № 22 - С. 25-27.

4. Великович Л.С, Курис Г.Э. Понять главное. Заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе. // Информатика. - 2006. - № 10 - С. 34-36.

5. Инструктивное письмо 13-51-109/13 от 22.05.2003 "Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования"

6. Информационное письмо Министерства образования от 26.04.2004 № 14-51-105/13 «Об организации обучения информатике в 4-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

7. Матвеева Н.В, Челак Е.Н, Конопатова Н.К, Панкратова Л.П. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

8. Матвеева Н.В, Челак Е.Н, Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

9. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)

10. Первин Ю.А. Дидактика и информатика. // Информатика. - 2007. - № 11. - С.6 - 46.

11. Пионтковская И.А. Специфика начального этапа пропедевтического курса информатики. // Информатика. - 2006. - № 9. - С 34-36.

12. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 199/13 "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе".

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 декабря 2007 г. N 349 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год"

14. Сайков Б.П. Информационная среда школы. // Информатика. - 2007- № 20. - С.14-37.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности и методы обучения информатике в начальной школе. Метод проектов и его характеристики. Планирование и организация исследования использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе. Обработка и анализ полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Проблема одаренности, ее исследование в психолого-педагогической литературе. Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения. Проверка эффективности использования исследовательских методов при обучении информатике младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2011

    Нормативные документы преподавания информатики. Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания программы по информатике в школе. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Обзор существующих интернет-олимпиад по информатике для учащихся начальной школы. Особенности выбора задач и подготовки к участию в олимпиаде по информатике КГУ учеников 1-4 классов. Возможности использования электронных образовательных ресурсов.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2015

    Специфика подготовки и проведения кружков по информатике. Методика применения технологии внеурочного обучения в условиях интегрированной среды, позволяющую повысить качество знаний учащихся на примере интегрированного кружка "информатика + русский язык".

    дипломная работа , добавлен 13.05.2013

    Теория и методика обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям в школе. Методы организационной формы обучения. Средства обучения информатики. Методика преподавания базового курса. Обучение языкам программирования, обучающие программы.

    учебное пособие , добавлен 28.12.2013

    Роль дидактической игры в развитии умственных способностей школьников. Разновидности дидактических игр. Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2012

    Изучение понятия и сущности технологии проектного обучения. Этапы организации проектной деятельности в начальной школе. Требования, предъявляемые к обучению сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Дидактическое обоснование методов проблемного обучения. Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения. Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе. Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания.

    дипломная работа , добавлен 11.05.2008

    Классификация методов и приемов обучения в начальной школе. Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения, основные требования к их изготовлению. Использование наглядных средств на уроках русского языка, анализ дидактического материала.