Только на первый взгляд кажется простой задачей. В сущности, та её часть, которая заключается в собственно перевозке товара к месту назначения, действительно структурно проста. Но, помимо этого, существует и логистическая составляющая, охватывающая целый комплекс различных задач, которые могут и не иметь ничего общего с перевозкой, но без которых процесс доставки груза был бы невозможен или крайне затруднён. Решением этих задач занимаются экспедиторы – полноправные участники транспортной цепочки.
В чем суть работы экспедитора.В переводе с латинского слово «expedire» означает «сопровождение», что достаточно точно и ёмко обозначает сущность этой профессии. Ну, а если выражаться деловым языком, то экспедитором можно назвать юридическое лицо, осуществляющее за определённое вознаграждение контроль за и выполнение всех задач, связанных с этим процессом, включая экспедирование, страхование груза, его хранение или перевалку. Заказчиком работ может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель.
Не следует смешивать понятия «грузоперевозчик» и «экспедитор» – экспедиторская компания в большинстве случаев не имеет собственного парка транспортных средств и для выполнения транспортировочных операций арендует подвижный состав у компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В принципе, если сравнивать экспедиторскую фирму с транспортной, то одно из основных отличий будет заключаться в мере ответственности. Перевозчик отвечает только за доставку груза в пределах своего участка маршрута, экспедитор же несёт ответственность за доставку партии товара в соответствии с принципом «от двери до двери», то есть на всех этапах перемещения груза.
Формирование логистической цепочки – достаточно сложная задача: неслучайно в прикладной математике существует соответствующая дисциплина, занимающаяся разработкой оптимальных маршрутов. Экспедитору в этом плане сложнее, поскольку оптимальность в данном случае предполагает не только уменьшение общего километража, что само по себе важно, но и учёт факторов, влияющих на безопасность маршрута, создание комфортных условий для водителя, уменьшения простоев в пути и т.д. Кроме того, именно на плечи экспедитора ложится выбор оптимальных технологий и . Он отвечает и за максимальную загрузку транспортного средства, в его обязанности входит и множество других задач.
В настоящее время, согласно отчётам независимых исследовательских компаний, в сфере международных перевозок экспедиторские компании контролируют примерно 75-80% рынка. Крупная экспедиторская компания имеет возможность оптимизировать грузовые перевозки, исключая такие негативные моменты, как большие скопления грузов в крупных транспортных узлах, снижение стоимости грузоперевозок за счёт перераспределения транспортных потоков между разными видами транспорта, учёт сезонных особенностей, влияющих на тарифную составляющую.
Поскольку в последнее время всё большее значение приобретают мультимодальные грузоперевозки, предполагающие применение различного транспорта, то на первый план выходят задачи, связанные с перевалкой товаров и их растаможиванием. Все они также выполняются экспедиторской компанией, которая должна соблюдать установленные в договоре сроки и уметь ориентироваться во временных особенностях перемещения груза разными видами транспорта. Часть обязанностей профессии указана в должностной инструкции (ДИ) экспедитора по перевозке (транспортировке) грузов, но следует учесть, что данный документ не имеет утверждённой формы, а в сети представлена типовая инструкция, в которую могут вноситься изменения и дополнения.
Как указано в ДИ, экспедитор грузоперевозок должен обладать начальным профессиональным/средним образованием с прохождением специальной подготовки по данной профессии, при этом требования к наличию стажа работы не предъявляются. Если обратиться к Справочнику профессий (раздел квалификационных характеристик), то транспортный экспедитор доложен иметь базовое (среднее профессиональное/неполное высшее) образование по специальности «логистика» или «транспортное хозяйство». Профессия предполагает знание делопроизводства на базовом уровне, обладание навыками обработки корреспонденции независимо от способов её получения. Экспедитору нужно знать и помнить адреса постоянных корреспондентов, в его обязанности входит изучение структуры экспедиторского предприятия.
Однако на практике работодатели руководствуются отнюдь не наличием диплома, а конкретными навыками соискателя, касающимися знания конкретного города, опыта вождения, способности планировать следования перевозимого товара, умения в сфере техобслуживания транспортных средств. Если выражаться более доступными терминами, экспедитора можно назвать штурманом, который сидит в машине справа от водителя, выполняя сугубо штурманские обязанности, связанные с сопровождением товара и составлением оптимального пути движения. Однако наличие солидного водительского стажа становится в последнее время значительным преимуществом – экспедитор, который может в случае необходимости быть водителем, ценится гораздо больше.
Что же касается международных перевозок, здесь квалификационные требования намного выше – без образования соответствующего направления и подготовки на уровне бакалавра не обойтись. Экспедитор международного уровня обязан изучить основы таможенного права, знать основные положения страховой деятельности, обладать профессиональными навыками работы с документами, знать и уметь применять на практике основы транспортной логистики. Впрочем, обладание логистическими навыками будет нелишним и в случае работы на внутренних маршрутах, хотя крупные экспедиторские компании обычно имеют в штате специалистов по логистике. Соответствующее образование можно получить как в высших учебных заведениях, специализирующихся на транспорте, так и посредством посещения учебных программ, тренингов и семинаров, на которых рассматриваются вопросы, имеющие отношение к логистической тематике.
Обучаясь на стационаре, будущие экспедиторы изучают правоведение на базовом уровне, основы законодательства РФ (гражданского, транспортного, трудового), но особое внимание уделяется изучению правил и норм, касающихся собственно грузоперевозок, госрегулированию хозяйственной деятельности на автотранспорте, способов и методов организации грузоперевозок. Много внимания уделяется ознакомлению с транспортной системой крупных мегаполисов.
Посещение семинаров позволяет быть в курсе последних новшеств в сфере экспедирования, заводить нужные для работы связи, получать практические навыки по организации трудовой деятельности, связанной с экспедированием грузов.
Экспедитор по грузоперевозкам – должность, относящаяся к категории работников сферы технических исполнителей. Приём на работу в экспедиторскую компанию осуществляется по приказу руководителя, он же имеет право уволить работника. Экспедитор в своей повседневной деятельности руководствуется следующими документами:
Экспедитор по грузоперевозкам должен профессионально ориентироваться в следующих вопросах:
Экспедитор должен:
Обязанности транспортного экспедитора в случае отсутствия штатного работника возлагаются на заместителя, назначаемого администрацией экспедиторской компании. Именно на него возлагается ответственность за неисполнение штатных обязанностей транспортного экспедитора, включая ответственность за просрочку доставки груза, его порчу или хищение.
Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:
Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.
Поскольку основная задача экспедитора – своевременная доставка товара без потерь к месту назначения, определённому в соответствии с установленным маршрутом, в круг штатных обязанностей данной профессии могут входить и другие услуги, предоставляемые нанимателю:
Оказание консультативных услуг предполагает оказание помощи заказчикам в решении таких стратегически важных вопросов, как минимизация таможенных и налоговых платежей, сокращение других околотранспортных издержек
Кроме обязанностей, у экспедитора по грузоперевозкам имеется и весомый пакет прав, включающий следующие возможности:
Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:
Контроль и оценку работу транспортного экспедитора выполняет непосредственный руководитель работника (в случае его отсутствия – уполномоченное администрацией экспедиторской компании должностное лицо).
Следует различать понятия функций экспедитора и транспортно-экспедиционной услуги, которые часто отождествляются. Понятие "функции экспедитора" позволяет раскрыть сущность и характер его деятельности в определенных условиях, определить место в организации процесса подготовки и доставки груза клиенту. Основными функциями экспедитора являются:
Формализация функций экспедитора происходит в процессе транспортно - экспедиционного обслуживания клиентов через последовательность и набор выполняемых при доставке грузов операций.
Экспедитор должен знать, какой вид транспорта следует выбрать, где и к кому он может обратиться с поручением на перевозку груза, на какие условия следует обратить внимание, что может произойти в процессе транспортировки груза. Он должен хорошо знать преимущества используемых транспортных средств, действующие тарифы на всех видах транспорта, уровень ставки фрахта, характер и особенности перевозимого груза. Экспедитор должен быть одновременно и банковским специалистом, и специалистом по страхованию, и частично юристом.
Наиболее распространенными транспортно-экспедиционными операциями являются: прием груза от отправителя и доставка его до места погрузки или на склад; погрузка на автомобили; выписка товарно-транспортных или таможенных документов, а также осуществление таможенных формальностей; хранение и сортировка грузов на складе; комплектация мелких партий грузов и их отгрузка в автомобили; упаковка и переотправка грузов; производство расчетов с перевозчиками, таможенными и другими органами; согласование перевозок опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов и предоставление специального подвижного состава для их осуществления; планирование и подача транспортных средств под вывоз импортных грузов; организация аренды и лизинга грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, оформление таможенных и других формальностей; сдача груза получателям; переупаковка товаров; диспозиция подвижного состава (уведомление об отправлении, местонахождении, прибытии грузов); переотправка грузов и т.д.
Роль и функции экспедитора графически можно представить следующим образом (рис.3). Предпосылкой для организации перевозок товаров является заключение договора купли-продажи между предприятиями. В соответствии с заключенным договором от предприятия-грузоотправителя поступает заказ-поручение экспедитору на перевозку грузов. В поручении указывается характер груза, время и дата погрузки, адреса грузоотправителя и грузополучателя, ставка фрахта и другая информация, необходимая для осуществления перевозки.
Рис. 3.
С заказчиком экспедитор согласовывает ставку фрахта, присваивает заказу номер отправки и вводит все данные в персональный компьютер. Выполнив необходимую обработку информации, экспедитор дает перевозчику, с которым заключен договор, задание на перевозку (адрес грузоотправителя, вид груза, масса, объем, дата и время погрузки, адрес грузополучателя) и передает необходимые документы. Если груз перевозится автомобильным транспортом, то перевозчик, заполнив необходимую документацию, в установленное время подает автомобиль под погрузку. После загрузки автомобиля, заполнения грузоотправителем необходимых документов экспедитору поступает информация от водителя о приеме груза и готовности к отправке автомобиля (автопоезда) в пункт назначения.
После доставки груза в пункт назначения информация о дате и времени прибытия груза поступают от экспедитора грузополучателю. Прибыв к грузополучателю, водитель сдает груз и заполняет все документы о завершении перевозки. Завершив перевозку, водитель информирует экспедитора о том, что груз доставлен и сдан грузополучателю. Одновременно со сдачей груза водитель может получить от экспедитора заявку на обратную загрузку.
Как правило, все расчеты за перевозку осуществляются централизовано экспедитором, поэтому все документы, необходимые для расчетов, от перевозчиков поступают экспедитору. Экономическая служба экспедитора осуществляет все расчеты фрахта, выставляет счета заказчикам и после поступления оплаты рассчитывается с перевозчиком.
Таким образом, основными составляющими системы транспортного обслуживания являются транспортно-экспедиционные предприятия и комплекс услуг, предоставляемый ими, а связующим звеном в цепочке транспортного обслуживания (грузоотправитель - грузополучатель) выступает экспедитор, роль и функции которого четко определены и регламентированы как в российской, так и мировой системе транспортного обслуживания.
Утверждаю................................................
…………………………………………….
(наименование организации)
…………………………………………….
(должность)
………...….……………………………...
(ф.и.о.)
«…..» …………………. 20….. г.
……………………………………………………………………………..
(наименование, предприятия, организации)
1.1. Экспедитор относится к категории технических исполнителей.
1.2. На должность экспедитора назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или основное общее образование и стаж работы в экспедиционных или складских структурах не менее 1 года.
1.3. Назначение на должность экспедитора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению
……………………………………………….……………………………………………………..
1.4. Экспедитор подчиняется непосредственно руководителю
……………………………………………………………………………………………………...
(предприятия, структурного подразделения)
1.5. Экспедитор должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы регулирующие работу экспедиции предприятия и отчетности при приемке-передаче товарно-материальных ценностей;
- структуру и специализацию предприятия и его подразделений;
- основы организации делопроизводства на предприятии;
- номенклатуру выпускаемой продукции, виды выполняемых работ (услуг) своего предприятия;
- основы организации распределительной, складской и транспортной логистики;
- порядок приема и сдачи грузов;
- формы документов на прием и отправку грузов, правила их оформления;
- организацию погрузо-разгрузочных работ и правила перевозок грузов;
- адреса постоянных корреспондентов и маршруты перевозки грузов;
- основы законодательства о труде;
- правила и нормы охраны труда, противопожарной безопасности.
- правила внутреннего трудового распорядка.
1.6. В своей деятельности экспедитор руководствуется:
- нормативными документами, регламентирующими работу предприятия, службы коммерческого директора, отдела логистики и склада;
- положением о работе отдела логистики;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- приказами и распоряжениями генерального директора предприятия, коммерческого директора, руководителя отдела логистики, заведующего складом;
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Во время отсутствия экспедитора его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.
Экспедитор:
- осуществляет приемку товарно-материальных ценностей (далее по тексту - груз) на складе и в сторонних организациях в соответствии с сопроводительными документами;
- проверяет груз по номенклатуре и количеству;
- проверяет целостность упаковки (тары);
- контролирует правильность проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов;
- осуществляет сопровождение полученного груза к месту назначения;
- обеспечивает требуемый режим хранения и сохранность груза при транспортировке;
- осуществляет передачу груза в месте назначения уполномоченному лицу принимающей стороны по приемо-сдаточным документам;
- при необходимости участвует составлении актов на недостачу, порчу грузов и других документов;
- информирует заведующего складом и менеджера отдела логистики о факте доставки груза.
Экспедитор имеет право:
- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением своих обязанностей;
- запрашивать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
- подписывать документы, входящие в его функциональные обязанности;
- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Экспедитор несет ответственность:
- за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий или использование их в личных целях;
- за предоставление недостоверной информации о выполнении порученного задания;
- за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий,
установленных действующим законодательством РФ, уставом предприятия, иными нормативными правовыми актами;
- за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
- за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба и ущерба деловой репутации предприятия - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
5.2. В случае служебной необходимости экспедитор может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов регулирующих трудовые правоотношения в РФ.
Согласовано:
Начальник юридического отдела
……………….…………… / ……….… «…...» ………………………20 …. г./> (ф.и.о. / подпись)
с должностной инструкцией ознакомлен
……………….…………… / ……….… «…...» ………………………20 …. г./> (ф.и.о. / подпись)
Экспедитор (от лат. expeditio – отправка) – физическое или юридическое лицо, занимающееся организацией всех элементов перевозочного процесса, работающее на основании договора экспедирования, являющееся доверенным лицом грузовладельца.
По выражению FIATA: Экспедитор – «архитектор» перевозки.
Функции экспедитора
Минимизация транспортной составляющей в цене товара;
Организация:
Движенческой части процесса (включая мониторинг перевозки);
Погрузочно-разгрузочные работы, складирование;
Взаимодействие видов транспорта в пунктах перегрузки;
Хранение, выдача, приемка;
Оформление документов;
Организация платежей и взаиморасчет;
Юридическое сопровождение;
Контрактная работа;
Консалтинг грузовладельцев и др. участников ТТО;
Таможенное оформление;
Выбор оптимальных перевозчиков и др. участников ТТО;
Выбор оптимального маршрута;
Минимизация транспортной составляющей в цене товара;
Расчет сквозного тарифа (общий тариф);
Страхование
На сегодняшний день в соответствии с правилами ФИАТА экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:
Во-первых, это деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком или в качестве лица, организовывающего перевозку груза из пункта А в пункт В, согласно полученным инструкциям.
В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.
Во-вторых, экспедитор также может выступать в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, "перевозчиком по договору", ответственным за перевозку в целом.
Возможные организационные структуры транспортно - экспедиционных компаний
На начальном этапе деятельности, ТЭК может иметь простейшую структуру:
Наиболее важными функциями этих структурных подразделений будут:
· для транспортно-экспедиционного отдела: сбор информации о потенциальных клиентах; заключение договоров с клиентурой; контроль за выполнением договоров; организация транспортировки груза; подготовка счетов клиентуре и др.
· для бухгалтерии: расчеты с клиентурой и контрагентами; налоговые и другие платежи; расчеты и выплаты заработной платы и др.
Дальнейшее усложнение организационной структуры связано как с увеличением объема работ, так и с расширением функций. Как правило, возникают вспомогательные службы.
На данном этапе численность ТЭК 3-8 человек. Агентская деятельность позволяет сохранять малую численность ТЭК даже при осуществлении достаточно больших объемов грузопотоков. Существенная масса ТЭК представляет собой фирмы с численностью 10-20 человек, что законодательно их относит к предприятиям малого бизнеса.
Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю - слишком долгой, а автомобильная доставка - рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.
Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор .
Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы - это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.
В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.
Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.
На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.
Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.
Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.
Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.
Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.
Подведем итоги
Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности :
Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.