Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Исчисление профессионального стажа. Специальный трудовой стаж. Юридическое значение специального трудового стажа. Различают два вида спецстажа

Исчисление профессионального стажа. Специальный трудовой стаж. Юридическое значение специального трудового стажа. Различают два вида спецстажа

Для того, чтобы получить пенсию до достижения общеустановленного возраста, необходима совокупность нескольких условий. Среди них - наличие у гражданина специального трудового стажа, который дает возможность обратиться за пенсией досрочно.

Страховой и трудовой стаж

С 2015 года определяющим для назначения пенсии стал стаж, который называют страховым. Понятие «трудовая пенсия» уходит в прошлое. В настоящее время размер пенсии по старости зависит от указанного стажа, соответствующего коэффициента и стоимости данного коэффициента на момент назначения пенсии, и называется эта пенсия «страховая».

Каждый год размер указанного стажа, необходимый для назначения пенсии, увеличивается - с 6 в 2015 году до 15 к 2024 году.

При назначении пенсии следует руководствоваться Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон). Прежний закон, регулировавший назначение трудовых пенсий (от 17.12.2001 № 173-ФЗ), применяется лишь в той части, которая не противоречит новому законодательству.

Под страховым стажем понимают периоды, в которые за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иные периоды, которые перечислены в ст. 12 Закона .

Такой стаж является более широким понятием, нежели трудовой. В первом случае в расчет могут включаться периоды, когда гражданин вообще не работал, а общий трудовой стаж подразумевает время, на протяжении которого человек осуществлял именно трудовую деятельность.

Специальный страховой стаж

Таким образом, сегодня правильно говорить о страховом стаже, а не трудовом. Поэтому и специальный стаж далее мы будем называть страховым.

Данный стаж представляет собой необходимую продолжительность работы в определенных условиях, более сложных по сравнению с обычными, при наличии которой работник может претендовать на досрочный уход на пенсию, например в 45 лет.

Напомним, что общий для всех пенсионный возраст в 2017 году составляет для мужчин - 60 лет, для женщин - 55, а необходимые страховой стаж и величина пенсионного коэффициента для назначения пенсии - минимум 15 лет и 30 соответственно.

  • вредными, а также тяжелыми условиями труда (шахтеры, трактористы-машинисты, плавсостав на судах, водители троллейбусов и др.);
  • гражданской авиацией (летный состав, управление и обслуживание воздушных судов);
  • аварийно-спасательной службой;
  • работой в учреждения исполнения наказаний;
  • педагогической деятельностью;
  • лечебной и другой деятельностью в сфере охраны здоровья граждан;
  • театральной деятельностью.

Специальный стаж устанавливается также в отношении лиц, чья трудовая деятельность имела место в районах со сложными климатическими условиями. Это Крайний Север и приравненные к нему районы.

Также под специальным страховым стажем понимают выслугу лет - стаж госслужбы, дающий право на надбавку к должностному окладу или денежному довольствию, пенсию за выслугу лет, присвоение наград и т.д.

Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ закрепляет право на пенсию за выслугу лет за:

  • госслужащими (имеется в виду федеральная гражданская служба);
  • военнослужащими;
  • космонавтами;
  • летчиками-испытателями.

Специальный стаж подтверждается записями в трудовой книжке, а также справками из архивов, зарплатными документами и другими документами, которые свидетельствуют о занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с особыми условиями труда на протяжении установленного периода, необходимого для досрочного выхода на пенсию или получения других социальных гарантий.

Специальный трудовой стаж — это стаж работы в определенных условиях, который при оговоренной продолжительности позволяет досрочно выйти на пенсию. Рассмотрим, что относится к такому стажу.

Понятие специального трудового стажа

Специальный трудовой стаж или стаж работы в особых условиях труда, оказывающих вредное влияние на здоровье работника либо требующих более интенсивных нагрузок, существовал всегда и всегда имел значение для досрочного оформления пенсии тем лицам, которые работали в подобных условиях.

Для применения в целях снижения пенсионного возраста к специальному трудовому стажу предъявляются требования:

  • определенной продолжительности;
  • документального подтверждения условий и характера работы — при отсутствии документов иные свидетельства об этом во внимание не принимаются (п. 5 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

Специальный страховой стаж

Понятие «специальный трудовой стаж » было заменено на понятие «специальный страховой стаж» с введением на территории России нового пенсионного законодательства. Это:

  • закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, вступивший в силу с 2002 года;
  • закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, введенный в действие с 2015 года.

Основной особенностью общего страхового и, соответственно, специального страхового стажа стала увязка его с уплатой страховых взносов в ПФР. Хотя сущность от этого не изменилась: специальный страховой стаж по-прежнему связан с периодами труда и справедливо может называться специальным трудовым стажем .

Действующее пенсионное законодательство не содержит терминов «специальный трудовой стаж » или «специальный страховой стаж». По отношению к смысловой нагрузке этих понятий в обоих вышеупомянутых законах выделены статьи, посвященные сохраняющемуся праву на досрочное назначение пенсии. Перечни видов особых условий труда в этих законах совпадают, но более поздний документ дополнен вопросами применения права на досрочную пенсию при учете периодов специального трудового стажа , сформировавшихся до вступления закона в силу.

Виды специальных условий работы

К специальному трудовому стажу относятся периоды работы (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • под землей, во вредных условиях, в горячих цехах;
  • в тяжелых условиях;
  • женщин — машинистов специальной (строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной) техники;
  • женщин — работниц текстильной промышленности с тяжелым и интенсивным трудом;
  • по непосредственному выполнению перевозок по железной дороге, в метрополитене, а также на грузовом транспорте, применяемом для вывоза полезных ископаемых с мест их добычи;
  • на полевых геологоразведочных, изыскательских, лесоустроительных и других подобных работах;
  • на лесозаготовке и лесосплаве;
  • механизаторов на погрузо-разгрузочных работах в портах;
  • плавсостава судов дальнего плавания;
  • водителей городского пассажирского транспорта;
  • по подземной и открытой добыче полезных ископаемых и строительству шахт и рудников;
  • по добыче и обработке продуктов моря на судах флота рыбного промысла;
  • в летном составе судов гражданской авиации;
  • по непосредственному управлению полетами судов гражданской авиации;
  • обслуживающего персонала судов гражданской авиации;
  • спасателей профессионально функционирующих аварийно-спасательных служб, реально принимавших участие в ликвидации ситуаций чрезвычайного характера;
  • с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы;
  • в противопожарных службах;
  • педагогов детских учреждений;
  • в учреждениях здравоохранения;
  • творческого характера в театрах и иных организациях зрелищной направленности;
  • летчиков-испытателей всех видов воздушной техники.

Особенности применения специального стажа

По отношению к каждому из вышеприведенных видов специального трудового стажа должен выполняться свой набор условий, составными частями которого наряду с обязательностью присутствия минимального количества пенсионных баллов являются:

  • возраст претендента на досрочный выход на пенсию;
  • величина общего страхового стажа;
  • продолжительность работы в особых условиях труда.

При этом также следует ориентироваться на утверждаемые Правительством РФ (п. 2 и п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • списки соответствующих должностей, работ и организаций, порядок установления соответствия наименований при их изменении;
  • правила определения продолжительности необходимых периодов работы;
  • порядок назначения пенсии с учетом особых условий труда.

Таким образом, приведенные в описании каждого вида работ цифровые показатели условий применения специального стажа должны быть сформированы по правилам, утвержденным Правительством РФ. Общий подход к ним, согласно тексту закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, характеризуется следующим:

  • Пенсионный возраст чаще всего может быть снижен на 5 лет, реже на 10 лет.
  • Имеющаяся обычно разница в необходимом общем страховом стаже для мужчин и женщин составляет 5 лет, принимая меньшее значение для женщин, что обусловлено установлением для них более раннего возраста выхода на пенсию. Но для некоторых видов работ указаны одинаковые цифры стажа.
  • Для некоторых разновидностей работы предусмотрены особые алгоритмы влияния специального стажа на снижение возраста выхода на пенсию.
  • Вредность труда, осуществлявшегося после 2012 года, должна подтверждаться результатами специальной оценки его условий (п. 6 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
  • Определенное влияние на величину специального трудового стажа может оказать его формирование в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему районов (ст. 33 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Специальный стаж, сформировавшийся до вступления в силу закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, можно учесть для досрочного назначения пенсии только в том случае, если он и в периоды своего формирования давал такое же право. Причем сделать это можно по правилам того периода (п. 4 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Итоги

Специальный трудовой стаж приобретает особенное значение для людей, работавших в особых условиях. Такой труд дает им возможность досрочного выхода на пенсию. При подсчете продолжительности необходимого специального стажа надо соблюсти ряд законодательно установленных правил.

Специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенная из общего стажа либо по содержанию, либо по условиям труда.

Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, значим для назначения пенсии за выслугу лет.

Стаж, выделенный по условиям труда, а также местности (например, работа в районах Крайнего Севера), дает право на определенные льготы при пенсионном обеспечении. Наиболее широкий круг льгот представляется тем, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Специальный трудовой стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Ранее действовавший Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 под специальным трудовым стажем понимал суммарную продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В современном пенсионном законодательстве (в Законе «О трудовых пенсиях»; в Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») понятие специального трудового стажа не определено.

Тем не менее, согласно ст. ст. 27 - 28 Закона о трудовых пенсиях работник имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии (ранее достижения пенсионного возраста), если имеет определенный стаж. Этот стаж включает периоды работы на определенных должностях в специфических условиях (тяжелые, вредные и др.), с которыми связано льготное обеспечение граждан трудовыми пенсиями.

Кроме того, понятие «специальный трудовой стаж» используется в других нормативно-правовых актах, в частности:

в ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ и ч. 2 ст. 375 ТК РФ, которыми предусмотрено, что время работы освобожденного профсоюзного работника на выборных профсоюзных должностях первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж работы, в том числе и на вредном производстве (Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2010 N 81-В10-4);

в ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ указано, что время прохождения военной службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Такие должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, понятие специального трудового стажа фактически продолжает использоваться, в том числе в юридической литературе и правоприменительной практике (Определение Московского городского суда от 02.11.2010 по делу N 33-31704, Определение Московского областного суда от 11.11.2010 по делу N 33-21403, Определение Московского областного суда от 24.03.2011 по делу N 33-6622).

В отличие от общего трудового стажа специальный стаж исчисляется в соответствии со списками профессий и должностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы.

Кроме того, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Список N 1 и Список N 2 (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10). Списки N 1 и N 2 применяются также с учетом разъяснений Постановлений Минтруда России от 30.09.1997 N 51, от 22.05.1996 N 29, от 23.06.1995 N 34, от 25.02.1994 N 18, от 11.05.1993 N 105, от 23.10.1992 N 26.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 определен порядок применения списков производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденных Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в том числе для работников летного состава гражданской авиации, работников, занятых на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности и других.

Так, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации согласно Списку должностей работников летного состава авиации (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459).

С учетом специального стажа устанавливаются пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также пенсия за выслугу лет. В частности, в соответствии с ст. 28 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную пенсию по достижении возраста 50 лет имеют женщины, родившие двух и более детей, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Вопрос о праве на досрочную пенсию также регламентируют:

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141;

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781);

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 N 440 и др.

Например, согласно ст. 7 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по выслуге лет, если стаж государственной гражданской службы составляет не менее 15 лет и замещение должности федеральной государственной гражданской службы составляет не менее 12 полных месяцев при увольнении с такой службы по основаниям, предусмотренным ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Таким образом, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).

Перечень видов работ, периоды трудовой деятельности на которых подлежат подтверждению, и порядок их подтверждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 N 258н.

В трудовой книжке записи, учитываемые при подсчете стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства РФ. В том числе во избежание в дальнейшем у работника проблем при оформлении досрочной пенсии наименование должности необходимо указывать в точном соответствии с утвержденными перечнями должностей (списками).

В случаях если в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, которые важны при назначении пенсии за выслугу лет, в нее вносятся изменения. На это указывает п. 5 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 N 1648н). В трудовую книжку вносятся изменения в порядке, предусмотренном Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225).

Специальный трудовой стаж для установления компенсационных надбавок к заработной плате. Статья 129 ТК РФ определяет оплату труда как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Компенсационные выплаты призваны возместить вред работникам, чей труд связан с выполнением профессиональных обязанностей во вредной или опасной среде, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, в особых климатических условиях или на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению).

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления согласно ст. 135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В бюджетной сфере перечень компенсационных выплат, а также разъяснение о порядке их установления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. В этот Перечень, наряду с выплатами работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, в условиях, отклоняющихся от нормальных, включены надбавки за работу со сведениями, составляющими гостайну, и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. трудовой стаж пенсия

Работникам всех предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ).

Поскольку до настоящего времени не принят законодательный акт, устанавливающий размер процентной надбавки, а также порядок ее применения, в соответствии со ст. 423 ТК РФ применяются законодательные акты СССР постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ (письмо Роструда от 13.09.2006 N 1597-6-0).

Порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее - Инструкция N 2), и Инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 (далее - Инструкция N 3). Эти инструкции приняты в целях исполнения Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 N 1012.

Для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029).

С 01.06.1993 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия (Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012). При этом необходимо помнить, что п. 1 Постановления N 1012, прерывающий трудовой стаж при увольнении за виновные действия, и аналогичное положение Инструкции N 2 признаны недействующими и не подлежащими применению Определением ВС РФ от 23.12.2004 N КАС04-596. До принятия Постановления N 1012 размер надбавок зависел от продолжительности непрерывной работы в соответствующих местностях.

Таким образом, размер надбавок зависит от наличия и продолжительности стажа работы в особых климатических условиях (п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3). При этом в отношении работников моложе 30 лет действуют особые правила начисления надбавок, предусмотренные в пп. "е" п. 1 Постановления N 458, пп. "г" п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3.

Специальный трудовой стаж для установления стимулирующих надбавок к заработной плате. Для федеральных бюджетных учреждений Перечень выплат стимулирующего характера утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее - Приказ N 818). В него включены:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

В целях формирования единого подхода к установлению выплат стимулирующего характера федеральные структуры разрабатывают методические рекомендации для подведомственных им учреждений. В них определяются размеры, условия и порядок установления таких выплат. Перечень стимулирующих выплат в субъекте РФ, их размер и условия назначения устанавливаются соответствующими органами субъекта.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

Согласно этому Положению право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет имеют работники:

федеральных государственных органов;

занимающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Их перечень определен приложением к Постановлению Правительства РФ от 24.03.2007 N 176.

Разъяснение, утвержденное Приказом N 818, определяет, что виды, размеры и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.

Поскольку Перечень выплат стимулирующего характера, утвержденный Приказом N 818, является рекомендательным, учреждения вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут производиться их работникам.

Таким образом, надбавка за выслугу лет выплачивается, если она предусмотрена коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения.

Например, Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 28.08.2008 N 267 установлено, что процентная надбавка выплачивается дифференцированно в зависимости от стажа в следующих размерах:

при стаже работы свыше 1 года - 5 процентов;

при стаже работы свыше 2 лет - 10 процентов;

при стаже работы свыше 3 лет - 15 процентов;

при стаже работы свыше 5 лет - 20 процентов;

при стаже работы свыше 10 лет - 30 процентов;

при стаже работы свыше 15 лет - 40 процентов.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 N 524 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Таким военнослужащим в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания при выслуге:

от 6 месяцев до 1 года - 5 процентов;

от 1 до 2 лет - 10 процентов;

от 2 до 5 лет - 25 процентов;

от 5 до 10 лет - 40 процентов;

от 10 до 15 лет - 45 процентов;

от 15 до 20 лет - 50 процентов;

от 20 до 22 лет - 55 процентов;

от 22 до 25 лет - 65 процентов;

от 25 лет и более - 70 процентов.

Специальный трудовой стаж при предоставлении дополнительных отпусков. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска, регламентировано в ст. 121 ТК РФ. При этом ч. 3 ст. 121 ТК РФ устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Дополнительные отпуска для некоторых категорий работников предусмотрены федеральными законами, которые регулируют их профессиональную деятельность и, как правило, устанавливают также дополнительные отпуска за многолетний стаж работы. Так, на основании п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:

от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

свыше 15 лет - 15 рабочих дней.

Дополнительный отпуск сверх основного за работу в особых условиях предоставляется работникам в размере от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от летной должности и количества часов налета в год. Это соответствует Правилам предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях (утв. Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13.03.1986 N 50). Например, бортпроводникам, старшим бортпроводникам, бортпроводникам-инструкторам при налете за рабочий год на реактивных самолетах от 50 до 100 часов предоставляется дополнительный отпуск 6 рабочих дней.

Врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам таких врачей предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588.

Стаж работы по специальности - это продолжительность профессиональной деятельности согласно квалификационному документу (диплом, сертификат, свидетельство и пр.). Этот стаж подтверждает наличие у работника опыта работы по определенной квалификации, которая дает возможность работнику в последующем претендовать на соответствующие должности в определенных видах профессиональной деятельности.

Так, в соответствии с ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» статус адвоката вправе получить лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании в определенные этим законом сроки. При этом Закон N 63-ФЗ указывает, что в стаж, необходимый для приобретения указанного статуса, включается работа в муниципальных должностях, требующих юридического образования; в качестве судьи, помощника адвоката, нотариуса и др.

Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, достигшие 30 лет и имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и т.д. При этом в стаж работы по юридической профессии данный Закон включает время работы в государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ; муниципальных должностях, в т.ч. в органах местного самоуправления и др.

Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Это предусмотрено ФЗ от 30.05.2001 N 70-ФЗ.

Таким образом, трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

В 2015 году продолжена реформа российской пенсионной системы. Были изменены правила, касающиеся порядка начисления пенсий. Введены пенсионные коэффициенты, особое значение приобретает страховой стаж. Основным документом теперь является Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме общих правил в нем предусматривается возможность назначения пенсии по старости раньше установленного возраста для некоторых групп лиц.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Что такое страховой стаж – общий и специальный, отличие от трудового стажа

Под стажем понимается юридический факт, с которым закон связывает возникновение прав на назначение и выплату пособий.
Выделяют следующие виды стажа:

  • общий;
  • специальный;
  • трудовой;

Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регулирует понятие страховой стаж. Страховой стаж - продолжительность времени работы или иной деятельности, исчисляемых в сумме, за которые в Пенсионный фонд платились предусмотренные страховые взносы, иные периоды, учитываемые при решении вопроса о назначении и размере пенсии.

Трудовая деятельность - это деятельность, осуществляемая на основании , заключенного в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Иная деятельность - деятельность, осуществляемая на основании гражданско-правового договора.

Специальный страховой стаж - это установленная законом продолжительность деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора либо службы, считаемая в сумме. Выделяют несколько видов такого стажа:

  • необходимый для досрочного назначения пенсии по старости;
  • выслуга лет;

Трудовой стаж - засчитываемая в страховой стаж продолжительность периодов непосредственно работы (иной деятельности), считаемая в сумме, играющая роль при решении о назначении отдельных видов пособий.

В связи с изменениями российского законодательства, которые вступили в силу в 2015 году, трудовой стаж стал включаться в страховой, то есть фактически увеличены количество случаев, подлежащих страхованию. В отличие от страхового, трудовой стаж включает в себя только трудовую (или иную) деятельность.

Именно страховой стаж, а не трудовой, с 2015 года становится основанием для начисления пенсии.

Что входит в страховой стаж

В страховой стаж засчитываются 2 группы периодов:

  • страховые;
  • не страховые;

Отличие страховых периодов от не страховых состоит в начислении и уплате взносов в Пенсионный фонд.
Законодательство содержит закрытый список таких не страховых периодов:

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для того, чтобы включить не страховые периоды в страховой стаж необходимо соблюдение обязательного условия: до или после таких периодов должны следовать страховые периоды. Срок осуществления трудовой либо иной деятельности в данном случае роли не играет.

В 2015 году обязательным условием для назначения страховой пенсии является наличие как минимум 6 лет страхового стажа и 6,6 пенсионных коэффициентов. Каждый последующий год эти показатели будут расти. По данным Пенсионного фонда к 2024 году будет необходимо иметь 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов.

Виды и значение специального страхового стажа

Как уже отмечалось выше к видам специального страхового стажа относятся специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости, и выслуга лет. Досрочный выход на пенсию возможен для:

  • лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда, горячие цеха;
  • в связи с тяжелыми условиями труда;
  • лиц, занятых в экспедициях, занятых на геологоразведочных, поисковых работах;
  • работников на лесозаготовках, лесосплаве;
  • механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  • водителей автобусов, троллейбусов;
  • спасателей;
  • лиц, занимающих должности Государственной противопожарной службы;
  • осуществляющих преподавательскую деятельность;
  • медицинским работникам;
  • артистам театра;

Выслуга лет:

  • работники летно-испытательного состава;
  • военнослужащие;
  • федеральные государственные служащие;

Специальный стаж имеет значение при определении права на досрочное пенсионное обеспечение при соблюдении перечисленных для каждой категории граждан условий.

Правила исчисления

Исчисление производится в календарном порядке. Месяц - 30 дней, год - 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно.
Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются:

  • достижения установленного для каждой категории лиц возраста;
  • наличие необходимого стажа;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30;

Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий:

  • работа - основной вид деятельности;
  • полный рабочий день;
  • уплата взносов в Пенсионный фонд;

Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически.
В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются:

  • периоды, связанные с временной нетрудоспособностью;
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • периоды дополнительных отпусков;

Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Подтверждение

Основной документ - трудовая книжка. Если ее нет либо в нее внесены недостоверные данные, либо отсутствуют записи, то в подтверждение могут предоставляться трудовые договоры, справки, выписки, зарплатные счета.

В том случае, если трудовой книжки нет, необходим трудовой договор.

Если лицо работало у граждан, то в подтверждение предоставляется договор между работником и работодателем и документ об уплате обязательных платежей. Если гражданин вел предпринимательскую деятельность, был членом крестьянского (фермерского) хозяйства, членом родовой или семейной общины малочисленных народов Севера, занимался деятельностью без оформления ИП, то необходим документ об уплате страховых платежей.

Перечисленные документы предоставляются работодателю либо территориальному органу Фонд социального страхования по месту назначения пособия.

Особенности начисления для разных категорий граждан

Закон устанавливает специальные требования к группам лиц, которые имеют право на выход на пенсию раньше установленного срока. Они связаны с возрастом, стажем на соответствующих должностях и работах, наличием индивидуального пенсионного коэффициента, определенного законом страхового стажа.

Перечень профессий устанавливается соответствующими постановлениями Правительства России.

Работникам летно-испытательного состава закон предъявляет следующие требования для выхода на пенсию раньше срока:

  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

Военнослужащим в выслугу лет засчитываются периоды военной службы как на территории России, так и на территории иностранных государств (при наличии соответствующего международного договора), в том числе странах СНГ. Также включаются периоды плена и иные периоды.

Перечень документов для военнослужащих открытый. Это связано с невозможностью предусмотреть все возможные ситуации. Среди документов называются военный билет, справки, записи в трудовой книжке.

Федеральные государственные служащие также имеют специальный страховой стаж. Засчитываются периоды, связанные с замещением должностей, определяемых президентом. Документом будет являться трудовая книжка. Возможны и иные документальные подтверждения.

Новый ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет права лиц на получение досрочного пенсионного обеспечения, закрепляет перечень таких лиц и устанавливает условия для различных категорий граждан. Вместе с тем при его начислении теперь обязательно учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору , работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия ; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию . Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба . С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока , назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице , участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала , который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан , пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория , на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане , занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста - 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом , дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

  • федеральные государственные служащие ;
  • военнослужащие по контракту;
  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы ;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей ;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления .

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности , репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ .

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию , подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры , справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы .

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды , - по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей , работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой