Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Как ведет человек экстремальных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Экстремальные природные ситуации

Как ведет человек экстремальных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Экстремальные природные ситуации

Нематоды , другое название – круглые черви , относятся к типу первичнополостных червей. Их многообразие очень велико. В настоящее время обнаружено около миллиона видов этого червя.

Круглыми их назвали потому, что при поперечном разрезе получается круг. Их тело окутано плотной кутикулой, под ней расположены продольные мышцы. Это наглядно можно увидеть на фото нематоды .

Кровеносной и дыхательной системы нет. Дыхание совершается всей плоскостью тела или анаэробно. Пищеварительная система несложная и состоит из ротового и анального отверстия, между которыми расположена прямая трубка.

На голове есть «рот», который окружен губами. Через него и происходит питание: засасывается пища. У нескольких видов свободноживущих нематод развиты и глаза, которые могут быть с разными цветовыми пигментами. Размеры тела червей колеблются в среднем от 1 мм до 37 см.

На фото строение нематоды

Нематоды демонстрируют яркий пример биологического прогресса. На сегодняшний день они обитают во всех средах. Начав с соленого дна океана, в результате эволюции, они завоевали пресные водоемы, почву и сейчас они могут жить и размножаться в любом многоклеточном организме.

Характер и образ жизни нематод

Обитая в организме «хозяина» он способен возбудить различные болезни, но не смертельные. Нематод использует его пищу и тело для жизни, а чтобы дополнительно не причинить вред – свои яйца выводит из организма «хозяина». Таким образом, обретая промежуточного, и расселяясь по большей территории.

Чтобы выжить, все черви класса нематод , обладает дополнительными приспособлениями, которые он получил в результате эволюции. Его плотная оболочка защищает от действия пищеварительных соков, самки очень плодовиты, специальные органы для крепления. Некоторые из видов нематод успешно используют для истребления «вредных» червей.

Виды нематод

Свободноживущие нематоды насчитывают большую часть видов круглых червей. Все они небольших размеров, гиганты доходят всего до 3 см. Они могут жить в любой жидкости, даже в уксусе.

При довольно низких температурах, даже на Северном полюсе. Множество нематод, обитающих в почвах, дают несомненную пользу и играют основную роль в процессе почвообразования.

Свое применение эти нематоды нашли и в аквариуме . Они являются прекрасным кормом для мальков. Их выращивают специально или они размножаются сами при перекорме или в скоплениях гниющего мусора.

Питание нематод

Нематоды прокалывают им ткань и впрыскивают свои пищеварительный сок, а потом всасывают еду. Это называют внекишечным пищеварением. Нематоды, находящиеся в теле «хозяина» существуют за счет питательных веществ, вырабатываемых им. Какие нематоды просто употребляют для своего роста и развития.

Размножение и продолжительность жизни нематод

В основном, все типы нематод разнополые. Самцы меньше самок по размеру, и задний конец немного закручен в сторону. Размножение совершается половым путем. Некоторые виды самок, когда готовы к спариванию, выделяют сильный запах, на который реагирует самец.

На фото нематоды в рыбе

Начало жизненного цикла нематоды начинается в кишечнике, после оплодотворения самки. Она спускается в прямую кишку, где и откладывает яйца в районе ануса. После этого она погибает. Сами яйца созревают около 6 часов в благоприятных условиях.

Через грязные руки они попадают в желудочно-кишечный тракт снова, происходит повторное заражение. Превращаясь в личинки, уже через 2 недели они становятся половозрелыми особями.

В зависимости от вида нематод различают следующие градации их жизненного цикла:

  1. Яйца, сразу после откладывания их самкой могут заразить, если попадут в организм животного.
  2. Яйца, в которых зародыш должен пройти дополнительную стадию, после которой он способен заразить «хозяина».
  3. Яйца, в которых личинка созревает и выходит в почву, после чего попадает в организм. В среднем жизнь любого нематода длится около 2-3х недель.

Симптомы и лечение от нематод

Это может быть и повреждения стенок кишечника и закупорка желчных протоков, что проявляется расстройством стула, болью в области пупка или блуждающей, тошнотой и рвотой.

Далее нематоды, попадая в кровоток, мигрируя по всему организму человека, способны поражать абсолютно любые его органы. Поэтому симптомы могут быть как отдышка и конъюнктивит, так и мышечные боли. Также характерно развитие общей реакции организма: аллергические высыпания, зуд, снижение иммунитета, чувство постоянной слабости и тошноты.

Лечение от нематод проводят лекарственными препаратами или оксигенотерапией. Препараты, как правило, довольно токсичны, поэтому их назначает врач. При оксигенотерапии в кишечник вводится кислород, и нематоды погибают без медикаментозного лечения.

У собак это: рвота, специфический желтоватый слизистый понос; усиленный аппетит; покусывание хвоста; вялость и апатия. При появлении этих симптомов необходимо отвести животное к ветеринару, где он назначит медикаментозное лечение.


Тема № 18. Медицинская гельминтология. Тип круглые черви.

Краткая характеристика и классификация типа Круглые черви.

Общие признаки представителей типа Круглые черви:

1) трехслойность;

2) наличие первичной полости тела;

3) билатеральная симметрия;

4) вытянутое несегментированное тело, имеющее в поперечном сечении более или менее округлую форму;

5) наличие задней кишки и анального отверстия;

6) расположение ротового отверстия на переднем конце тела;

7) частичная редукция кожно-мускульного мешка или полное отсутствие его у некоторых групп; обычно он представлен только продольной мускулатурой, разбитой на четыре продольные ленты;

8) отсутствие дыхательной и кровеносной систем;

9) раздельнополость подавляющего большинства форм.

Важнейшие представители класса Круглые черви − возбудители заболеваний человека (аскарида, токсокара, власоглав, анкилостома, некатор, угрица кишечная, острица, трихинелла, ришта, филярии).

Морфология. Половозрелые самки аскарид достигают в длину 40 см, самцы − 15-25 см. Тело цилиндрическое, суженное к концам. У самца задний конец тела спирально закруглен на брюшную сторону.



Локализация половозрелых аскарид − тонкий кишечник. Возможна нетипичная локализация – в желчных протоках печени, протоках поджелудочной железы, в дыхательных путях.

Меры личной профилактики: мытье рук после контакта с землей, тщательная очистка и мытье овощей, фруктов и ягод перед употреблением в пищу, их термическая обработка. Меры общественной профилактики: выявление и лечение больных, санитарно-просветительная работа, благоустройство туалетов.

Морфология. Половозрелые самки имеют длину 9-18 см, самцы – 5-10 см. Токсокары внешне похожи на аскарид, отличаются от них наличием на головном конце широких боковых крыльев. Яйца токсокары почти круглые, коричневые, с мелкобугристой оболочкой размером 66-85×64-78 мкм.

Длядиагностики токсокароза используют иммунологические реакции, наиболее часто – метод иммуноферментного анализа (ИФА).

Профилактика токсокароза сходна с профилактикой аскаридоза. Мерами общественной профилактики этого гельминтоза также является плановая дегельминтизация собак, оборудование специальных площадок для их выгула, а также защита детских игровых площадок от фекального загрязнения.

Патогенез. Власоглав нарушает целостность кишечника, питается кровью, вызывает воспалительные процессы. У больных развивается анемия, появляются боли в животе, возможно развитие нервных расстройств.

Диагноз ставится при обнаружении яиц в фекалиях.

Профилактика – та же, что и при аскаридозе.

Перкутанное заражение возможно при контакте человека с почвой или растениями (преимущественно поражаются рабочие чайных плантаций, огородники, землекопы, шахтеры). При таком заражении личинки совершают миграцию: через кровеносные сосуды они проникают в сердце, затем в легкие, дыхательные пути, глотку, проглатываются со слюной и попадают в пищевод, желудок, а затем в двенадцатиперстную кишку. В кишечнике развиваются половозрелые особи. Самки и самцы копулируют. Самки выделяют яйца (до 10 тысяч в сутки), которые с фекалиями выводятся наружу. Для развития яиц и личинок анкилостомы необходимы определенные условия. Помимо доступа кислорода обязательна высокая влажность и сравнительно высокая температура (оптимум – 30-32 ˚С). Все это ограничивает географическое распространение анкилостомоза, так как для развития этого гельминта требуются условия с жарким климатом. Благоприятные для анкилостомы микроклиматические условия (тепло и влажность) могут создаваться в шахтах.

Локализация – двенадцатиперстная кишка.

Диагностика – микроскопическое исследование фекалий на наличие яиц и личинок гельминта, иммунологические реакции.

Личная профилактика заключается в том, что в очагах анкилостомоза нельзя ходить по земле без обуви, общественная – в выявлении и лечении больных в районах распространения этого заболевания, устройство туалетов особого типа (цементирование приемников) и общем коммунальном благоустройстве населенных пунктов (канализация, водопровод). Личинки анкилостомы могут быть уничтожены в почве хлоридом калия.

НЕКАТОР (Necator americanus) –возбудитель некатороза – заболевания, клинически неотличимого от анкилостомоза. В связи с этим анкилостомоз и некатороз объединяют в одну группу заболеваний – анкилостомидозов. Распространен некатороз в тропическом и субтропическом поясах, преимущественно в Азии и Южной Америке. Некатор морфологически и биологически имеет большое сходство с анкилостомой, но размеры его несколько меньше: длина самки 8-13 мм, самца – 5-10 мм. В ротовой полости вместо зубцов имеются 2 острые режущие пластинки. Яйца морфологически неотличимы от яиц кривоголовки.

Диагноз ставится так же, как и при анкилостомозе.

Профилактика – та же, что и при анкилостомозе.

1. Прямое развитие:

Во внешней среде рабдитные личинки питаются разлагающимися веществами, линяют, превращаются в филяриевидных личинок, достигают инвазионной зрелости, попадают в кишечник человека через рот или перкутанно.

2. Непрямое развитие:

1) Часть рабдитных личинок в почве превращается в самцов и самок свободноживущего поколения, питающегося органическими веществами. Свободноживущие самки после оплодотворения откладывают яйца, из которых выходят рабдитные личинки. В зависимости от условий среды личинки могут превращаться или в половозрелые формы следующей свободноживущей генерации, или в филяриевидных личинок, способных заразить человека;

2) Рабдитные личинки могут задержаться в кишечнике и после линьки переходить в филяриевидную стадию, в которой, не выходя из организма человека, совершают миграцию и окончательно созревают в просвете кишечника. Так происходит аутосуперинвазия.

Локализация – тонкий кишечник.

Патогенное значение. В результате проникновения личинок через кожу на ней могут возникать воспалительные процессы. В ранней стадии заболевания преобладают аллергические симптомы. У больных стронгилоидозом нарушается нормальная работа пищеварительной системы, иногда наступает истощение.

Продолжительность жизни острицы около 1 месяца. Если в этот период не наступит новое заражение, возможно избавление от остриц и без специального лечения.

Диагностика: микроскопическое исследование соскобов с перианальных складок и обнаружение яиц остриц. Наиболее часто соскоб осуществляют методом липкой ленты по Грэхему. Сотрудниками кафедры медицинской биологии и генетики разработано «Устройство для обследования на энтеробиоз», основанное на использовании метода липкой ленты, удобное для обследования семейных микроочагов. Это устройство используется в практике здравоохранения Гомельской области. Иногда диагноз энтеробиоз можно установить при нахождении в кале или перианальной области ребенка выползающих остриц. В фекалиях больных энтеробиозом яйца обнаруживаются редко.

Профилактика. Личная профилактика заключается в тщательном соблюдении правил личной гигиены. Особенно важно прививать гигиенические навыки детям, следить за чистотой их рук и ногтей, подмывать детей с мылом утром после сна. Эффективна систематическая влажная уборка помещений, мытье и обработка игрушек и предметов обихода.

Общественная профилактика заключается в плановом обследовании детских коллективов на энтеробиоз и лечении больных. В коллективах, где выявляемость энтеробиоза выше 15%, проводят лечение всех детей. Очень важно проводить одновременное обследование всех членов семьи больного ребенка и лечение всех инвазированных.

Морфологические особенности. Трихинелла – очень мелкий гельминт. Самка имеет в длину 2,6-3,6 мм, самец – 1,4-1,6 мм.

Для превращения личинок в половозрелые формы они должны попасть в кишечник другого хозяина. Это происходит при поедании больного животного здоровым. Тогда трихинеллезные капсулы под действием пищеварительных ферментов растворяются, личинки выходят в кишечник, и в течение 2-3 дней достигают половой зрелости. Цикл развития замыкается. В природных очагах трихинелла циркулирует преимущественно у диких кабанов (всеядных животных) и хищников (волк, рысь).

Человек заражаетсяперорально , употребляя в пищу свинину или мясо медведя, дикого кабана, барсука и других животных, зараженных личинками трихинеллы. Термическое воздействие, которому подвергается мясо при обычной кулинарной обработке, трихинелл не убивает.

Патогенное значение. У человека клинические проявления трихинеллеза бывают различными: от бессимптомных форм до смертельного исхода, что зависит главным образом от числа проглоченных личинок. Для того чтобы получить тяжелое заболевание, достаточно съесть 10-15 г трихинеллезного мяса. Для трихинеллеза характерна высокая температура, головная и мышечные боли, отеки век, лица, высокая эозинофилия крови, кишечные расстройства, общая слабость. При трихинеллезе наблюдаются бурные аллергические реакции организма хозяина.

Заболеваемость трихинеллезом обычно носит групповой характер. Заболевают члены одной семьи, лица, участвующие в одном праздничном застолье, охотничьей трапезе, использовавшие в питание мясо одного и того же трихинеллезного животного, не прошедшего предварительного санитарно-ветеринарного контроля.

Профилактика. Не следует употреблять в пищу свинину и мясо диких животных, не прошедшее ветеринарно-санитарной экспертизы. Необходимо содержать свиней в условиях, исключающих возможность поедания трупов зараженных животных. Необходимо проводить санитарно-просветительную работу среди населения.

РИШТА (Dracunculus medinensis) – возбудитель дракункулеза. Встречается в Ираке, Индии, тропической Африке и ряде других стран.

Морфология. Нитевидная самка достигает в длину от 30 до 150 см при толщине 1-1,7 мм. Длина самца 12-29 мм, толщина 0,4 мм.

Личная профилактика. В существующих очагах дракункулеза не следует пить некипяченную или нефильтрованную воду. Общественная профилактика заключается в охране мест водоснабжения, запрещении купания в них, коммунальном благоустройстве населенных мест (водопровод).

WUCHERERIA BANCROFTI – возбудитель вухерериоза. Вухерериоз широко распространен в тропических странах Азии, Африки, Америки, отмечен в Австралии.

Размеры самки около 80-100 мм, самца около 40 мм.

Цикл развития. Единственный окончательный хозяин человек, промежуточный комары родов Anopheles, Culex, Aedes и др. Заражение человека происходит по типу специфической инокуляции. Взрослые филярии в теле человека живут до 20 лет, локализуются в лимфатических сосудах и узлах. Обычно самцы и самки переплетаются между собой, образуя клубок. Самки отрождают микрофилярий, которые мигрируют из лимфатической системы в кровеносную. Продолжительность их жизни около 70 дней. Если они попадут к промежуточному хозяину комару при сосании крови человека, то здесь в зависимости от температурных условий, цикл развития длится от 8 до 35 дней.

Патогенез. Начальная стадия заболевания проявляется лихорадкой, сыпью на коже, отеками отдельных органов. Через 2-7 лет появляются расширения вен и лимфатических сосудов, наступает элефантиаз (слоновость) сильное деформирующее и обезображивающее увеличение различных частей тела, чаще всего ног, половых органов, у женщин молочных желез.

Диагностику осуществляют иммунологическими методами, а также исследуют кровь на обнаружение микрофилярий в мазке и толстой капле крови.

BRUGIA MALAYI – возбудитель бругиоза. Инвазия распространена в ряде стран Азии. Размеры самки около 55 мм, самца – около 22 мм. Самки живородящие. Жизненный цикл и само заболевание сходно с вухерериозом. Окончательный хозяин для некоторых штаммов человек, для других ещё и некоторые животные: дикие и домашние кошки, собаки, обезьяны. Промежуточные хозяева комары Anopheles, Aedes и др. Слоновость при бругиозе развивается почти исключительно на нижних конечностях.

LOA LOA – возбудитель лоаоза. Распространен лоаоз в зоне влажных тропических лесов Западной и Центральной Африки.

Морфология. Loa loa – белые полупрозрачные нитевидные филярии. Размеры самки около 50-70 × 0,5 мм, самца 30-34 × 0,3 мм.

Жизненный цикл. Окончательный хозяин человек. Промежуточный хозяин слепни рода Chrysops. В слепнях микрофилярии достигают инвазионной зрелости через 7-10 дней.

Патогенез. Болезнь проявляется аллергическими реакциями, зудом кожи, лихорадкой. Лоаоз – хронически протекающий филяриатоз, характеризующийся отеками мягких тканей, поражением конъюнктив, серозных оболочек. Проникновение микрофилярий в глазное яблоко может привести к отеку сетчатки.

Диагностика: нахождение микрофилярий под конъюнктивой глаза, обнаружение микрофилярий в крови (тонких мазках и толстой капле), иммунологические реакции.

Личная профилактика: защита людей от нападения слепней, использование реппелентов. Общественная профилактика: выявление и лечение больных, просветительская работа с населением.

ONCHOCERCA VOLVULUS – возбудитель онхоцеркоза. Онхоцеркоз широко распространен в странах Африки, очаги его имеются и в тропической зоне Америки.

Размеры самки около 33-50 мм, самца от 19 до 42 мм.

Цикл развития. Окончательный хозяин только человек, промежуточные хозяева мошки рода Simulium. При укусе больного мошки всасывают микрофилярии, которые в их теле достигают инвазионной зрелости за 6-12 дней. При нападении мошек на человека личинки попадают на его кожу, активно в нее внедряются (путь заражения – трансмиссивный перкутанный ) и мигрируют в лимфатическую систему, в подкожную жировую клетчатку, где спустя 10-18 месяцев развиваются до половозрелых форм. Продолжительность жизни взрослых гельминтов в теле человека до 20 лет, отдельных генераций личинок (микрофилярий) 1-3 года.

Диагностика: нахождение микрофилярий в крови (тонких мазках и толстой капле), в срезах кожи в области онхоцерком, иммунологические реакции.

Профилактика филяриатозов – выявление и лечение больных, борьба с комарами, слепнями, мошками, выявление мест их выплода и ликвидация их.

В главе 3 мы подробно рассмотрели причины вынужденного автономного существования в природных условиях. Эти причины обусловлены возникновением стихийных бедствий, аварийных и экстремальных ситуаций в природной среде.

Как и в любой другой чрезвычайной ситуации, в ситуации вынужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого момента ее возникновения.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь человека (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономного существования.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться успокоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опасность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию верных решений.

Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстинктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опасность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные из них и перспективные (которые возможно наступят, если…).

Рассмотрим параллельно действия в аварийных и экстремальных ситуациях в природной среде при вынужденном автономном существовании, вызванных разными причинами: аварией транспортного средства в ненаселенной местности, потерей ориентировки или результатом свершившегося стихийного бедствия.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно прогнозировать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие (схема 5).

В случае вынужденной посадки самолета, стихийного бедствия (сход лавины, угроза селя, лесной пожар) необходимо немедленно покинуть опасную зону. При этом следует вынести в безопасную зону раненых, постараться забрать без риска для жизни все имеющееся снаряжение, запасы воды и пищи. После этого следует оперативно обсудить сложившееся положение, определить наиболее безопасное место, наметить путь движения к нему и туда перебазироваться. Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы.

Только окончательно убедившись, что все люди и снаряжение, запасы пищи и воды находятся в безопасности, приступают к дальнейшим действиям.

При возникновении экстремальной ситуации в природной среде (потере ориентировки, отставании от группы, резком ухудшении

погодных условий) ни в коем случае нельзя конфликтовать и расслабляться. Выдержка, самообладание, дисциплинированность, а самое главное — стремление и умение выжить помогут победить. Общая схема первоочередных действий попавших в экстремальные условия на природе приведены на схеме 6.

Как в аварийных, так и в экстремальных ситуациях в условиях природной среды первоочередные действия должны быть направлены на оказание медицинской помощи пострадавшим, затем на устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него.

Параллельно с оказанием медицинской помощи надо приступить к строительству простейшего временного убежища, способного защитить пострадавших от ветра, снега, дождя или палящего солнца. Переохлаждение или чрезмерный перегрев организма могут значительно усложнить ситуацию. Тогда придется вдобавок ко всем имеющимся трудностям заниматься устранением последствий переохлаждения и перегрева (отморожения, общее переохлаждение, тепловые и солнечные удары). В экстремальных ситуациях это только усугубит положение пострадавших. Особое внимание при этом следует уделить раненым, ослабевшим, женщинам и детям.

Не следует забывать, что усугубление ситуации может произойти и вследствие резких изменений погоды. Поэтому надо постоянно следить за ее состоянием и предугадывать возможности ее изменения.

С этой же целью производится осмотр внешнего вида, приведение в порядок своей одежды и обуви. В экстремальной ситуации при невозможности получения помощи извне важно сохранить имеющиеся на себе вещи, так как от этого зависит в дальнейшем нормальная жизнедеятельность. Нужно всеми силами стараться сохранить теплоресурсы в холодное время и внутренние запасы воды в жару. Если одежда нуждается в ремонте, это стоит произвести незамедлительно. Следует позаботиться о людях, не имеющих достаточно одежды для предохранения от холода и жары, по возможности равномерно распределить ее между всеми пострадавшими.

При недостатке одежды в холодное время необходимо использовать имеющееся имущество, способное предохранить от холода. Все должны знать: защита организма от холода в первую очередь скажется на экономии продуктов питания.

После этого собирают в одно место все потерянные при выходе в безопасное место вещи, предметы снаряжения (на первый взгляд, может быть, и ненужные), которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Их сортируют, отделив необходимое в первую очередь и временно невостребованное, упаковывают или аккуратно складывают в безопасном месте.

Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предметов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в разряд общественных и используются для удовлетворения потребностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продукты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаряжения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается. После этого возникает естественный вопрос: что делать дальше?

Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оценить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придерживались ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребуется для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранениями, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и снаряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцените ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в безлюдной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений: оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случаях, когда:

— нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

— точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.;

— люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, определить направление выхода, упаковать и приготовить для переноски все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил (схема 7).

Решение оставаться на месте происшествия принимается, если:

— сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

— место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

Схема 7. Порядок действий при принятии решения об уходе с места происшествия и последовательность их выполнения

Схема 8. Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения

— направление на населенные пункты и расстояние до них неизвестны;

— большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм или заболеваний.

Приняв решение оставаться на месте происшествия, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей (схема 8).

Во временном лагере, построив надежное укрытие из подручных средств, можно создать условия для нормального отдыха, длительного сохранения нормальной жизнедеятельности, обеспечения ухода за больными и ранеными. Находясь на одном месте легче организовать сбор съедобных растений, ягод, рыбалку и охоту.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опасностей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопления и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возможностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного количества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и способностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т.д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь поручение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выживания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участника в отдельности.

Непременным условием благополучных действий группы в экстремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог.

При умелом руководстве группа избавится от таких отрицательных проявлений человеческого поведения, как паника, растерянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в действиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих дополнительных к существующим неприятностей.

При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской группы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ранее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на примирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие возможность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстремальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие.

Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с членами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с доводами собеседников, он должен аргументировано объяснить причину принятия собственного решения.

Подводя итоги описания первоочередных действий человека (группы), попавшего в экстремальную ситуацию вынужденного автономного существования, можно сделать обобщающий вывод о правилах поведения, основывающихся на результатах анализа подобных ситуаций специалистами — спасателями. При попадании в экстремальную ситуацию надо:

уметь предвидеть опасность;

уметь контролировать свое поведение;

быть самостоятельным;

уметь думать и продумывать;

принимать быстрые решения;

быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

уметь подчиниться, если это необходимо;

не отчаиваться, если больше нет сил, бороться за свою жизнь;

искать другие пути, прежде чем сдаться окончательно; и … даже тогда не сдаваться.

Таким образом, благополучный исход в экстремальной ситуации зависит от самого человека, от его воли, собранности, дисциплинированности, физической подготовки, а главное — умения действовать в экстремальной ситуации.

Жизнедеятельность человека не всегда проходит в оптимальных условиях, благоприятных для физиологической и психической деятельности организма. Часто человек попадает в более сложные условия, а иногда и в экстремальные ситуации, опасные для его здоровья и жизни. Военная служба, а тем более возможные условия реального боя сопряжены с повышенной эмоциональной напряжённостью и значительными физическими нагрузками. Для благополучного выхода из трудных ситуаций надо готовить себя, приобретать необходимые знания и умения, повышать эмоционально-волевую устойчивость, совершенствовать физическую подготовку.

Понятие об экстремальной ситуации . Ситуации, выходящие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных условиях по различным причинам. Часто это случается по собственной вине - либо как результат отсутствия знаний и опыта безопасного поведения в природной и социальной среде, либо по причине пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, люди порой оказываются совершенно беспомощными, не способными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Психология поведения людей в экстремальной ситуации . В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напряжённости, именуемое стрессом. Такая напряжённость изменяет обычные психические процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, внимание, притупляет воображение, представление, память, затормаживает мышление и речь.

В общем виде зависимость между силой стресса и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максимальной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки - человек действует машинально, не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо наоборот - резкая скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуациях или в бою. Других же подобные ситуации психологически демобилизуют, у них наступает своеобразный «психологический шок» - появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и жизни в сложных условиях?

Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях . В жизнеопасных ситуациях огромную роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека, которая формируется как при его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально-волевой подготовки. Большую роль в такой подготовке играют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция (самовнушение).

Суть самоубеждения состоит в намеренном убеждении себя в чём-либо путём подбора соответствующих доводов. Самоубеждение, как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить её в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкультурой, но не каждый систематически ею занимается. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой - к выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется, и что необходимо сделать.

Другим действенным приёмом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ . Он срабатывает тогда, когда человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ведущим жизненным позициям человека, его убеждениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: «Всё!», «Хватит!», «Ещё раз!», «Надо!», «Стоять!», «Вперёд!» и т. п.

В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, делать малоинтересную, но необходимую работу и многое другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экстремальной ситуации, в напряжённый момент боя или при выполнении нелёгких обязанностей военной службы.

Волевая саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решительность, стойкость, самообладание, выдержка, самостоятельность, инициативность. Это достигается путём постоянно контролируемого преодоления как реально существующих опасностей и трудностей повседневной жизни, так и создаваемых в учебных целях упражнений, испытаний, тестов.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физической культурой и спортом. Преодоление трудностей в ходе занятий служит тренировкой не только для мышц, но и для воли. Наибольшее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к которым относятся упражнения на внимание, координацию движений, быстроту, выносливость. Эффективны упражнения с резким изменением ситуаций, требующие быстрого, осмысленного принятия решений в ограниченное время.

Большое значение в выработке психологической устойчивости играют упражнения, выполнение которых связано с риском и требует преодоления чувства боязни. Это акробатические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; лазание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4-10 м над водой; перебежки по бревну, укреплённому на высоте или над водой; прыжки с парашютом; различные виды единоборств. Психологически ту же роль играют: преодоление специальных полос препятствий и сооружений, военная игра на местности «Испытай себя», туристические походы. Такие упражнения могут вызвать напряжённость, опасения, страх, волнения, колебания, необходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику.

Полученных знаний при обучении действиям в экстремальных ситуациях бывает, как правило, недостаточно - нужны ещё умения и навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуацию иногда бывает трудно, а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учебных целей наводнение, а тем более ураган или землетрясение? В таких случаях на помощь приходит так называемая идеомоторная тренировка. Реальная ситуация здесь подменяется представлением о ней, а вот действия должны быть близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне мысленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические процессы, подобные реальным.

Совершенствование волевых качеств станет более плодотворным, если трудности будут постоянно усложняться до предельно посильных. В то же время сам процесс эмоциональноволевой подготовки должен быть непрерывным, а характер трудностей - разнообразным и разносторонним.

Действия человека в экстремальной ситуации . В общем виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, целесообразно действовать следующим образом:

  • преодолеть стресс;
  • оценить сложившуюся обстановку;
  • принять решение;
  • действовать в соответствии с принятым решением.

Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное, весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие действия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают и физические воздействия либо раздражители: резкие потирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, подобные снятию сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Методы и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стресса и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяющим является и лимит времени. Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния. Другое дело, если на него рушится стена или движется лавина огня - здесь уже всё решают мгновения.

После полного либо частичного снятия стрессового состояния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повторение. Далее следует незамедлительно определить состояние здоровья - своё и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой - тёплых вещей и топлива, при ведении боевых действий - оружия и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, дороги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты, важные в данной сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки принимается решение. В некоторых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же - несколько вариантов с различной вероятностью благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро. Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте и точности принимаемых решений.

  1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек оказывается в экстремальных ситуациях?
  2. Как ведёт себя человек, не подготовленный к действиям в экстремальных ситуациях?
  3. В чём заключается эмоционально-волевая подготовка?
  4. Как следует вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?

Благоприятный исход автономного существования человека во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов. Главная задача человека, попавшего в условия экстремальной ситуации - выжить. При любых обстоятельствах выживание человека, прежде всего, зависит от него самого. Речь идет не только о его навыках. Чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно. Первая реакция человека, попавшего в опасную ситуацию, - страх. Поэтому обязательными условиями благополучного преодоления всех трудностей при автономной ситуации является проявление воли, настойчивость, грамотные действия. Паника и страх резко снижают шансы на спасение.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится. Совсем другое дело - долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю, человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

Страх - это эмоциональная реакция на опасность, которая может сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Это естественная реакция, свойственная каждому нормальному человеку. Именно страх за свою жизнь вызывает желание действовать во имя собственного спасения. Если человек знает, как должен действовать, страх обостряет реакцию, активизирует мышление. Если человек не представляет, что нужно предпринять, испытывает боль или слабость от потери крови, тогда страх может привести к стрессу - чрезмерно сильному напряжению, торможению мыслей и действия.

Эти ощущения могут быть столь интенсивными, что внезапный сильный страх может привести к смерти. Существуют различные способы преодоления страха. Если человек знаком с методикой аутотренинга, то он сможет в считанные минуты расслабиться, успокоиться, беспристрастно проанализировать ситуацию. Если же нет, то мысли о чем-нибудь другом помогут человеку расслабиться и отвлечься. Хороший эффект дают дыхательные упражнения. Нужно сделать несколько глубоких вдохов. Когда человек испытывает страх или стресс, его пульс ускоряется, и человек начинает очень часто дышать. Заставить себя дышать медленно - значит убедить организм, что стресс проходит, независимо от того, прошел он или нет.


Что может помочь преодолеть страх в условиях автономии? Это чувство долга (если от вас зависит жизнь других людей); вера в то, что вас ищут, и помощь скоро придет, или вы сами найдете правильный выход из сложившейся ситуации и отыщете дорогу к людям; любовь к близким (например, желание не сделать больно своей смертью родным) и др.

При определенных обстоятельствах степень неблагоприятного воздействия окружающей среды на человека бывает настолько выражена, что ведет к развитию стресса. Стрессорами могут быть, кроме чувства страха, физическая боль, холод, жара, голод, переутомление, уныние.

Так, физическая боль , причиняя страдание, раздражает человека, а действуя продолжительное время, становится причиной серьезного нарушения здоровья, оказывает влияние на поведение человека. Делает его более уязвимым к отрицательным воздействиям окружающей среды. С другой стороны, человек, лишенный болевой чувствительности, подвергается еще большей опасности, так как не может устранить угрожающие жизни последствия травмы, особенно при повреждениях внутренних органов. Волевой человек не только может справиться с болью, но способен даже на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания.

Холод, снижая физическую активность и работоспособность, оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Понижение температуры тела на 2 °С вызывает серьезные нарушения жизнедеятельности систем, а уменьшение температуры тела человека на 5 °С приводит к гибели. Интенсивность теплоотдачи зависит от многих причин: физических параметров среды (температура и влажность воздуха, сила ветра и др.), индивидуальных особенностей организма человека, теплозащитных свойств одежды на нем и его поведения. Поэтому в зоне низких температур деятельность человека в условиях автономии начинается с мер по защите от холода - строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

Жара, особенно при дополнительном воздействии прямой солнечной радиации, вызывает в организме человека значительные изменения, иногда за короткое время. При повышении температуры тела на 2 °С отмечаются нарушения сердечно-сосудистой деятельности и заметное снижение работоспособности. Повышение же на 4…5°С несовместимо с жизнедеятельностью организма. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, поскольку в этом случае наряду с перегревом развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности в жаркое время дня, разумное использование запасов воды – эти меры значительно облегчат положение людей, терпящих бедствие в зоне высоких температур.

Жажда – естественная реакция организма на нехватку жидкости. Организм человека на 65…70 % состоит из воды. При потере воды в количестве 1…2 % к весу человека ощущается жажда, затем начинается тошнота, лихорадка, усталость. Потеря 10 % воды вызывает глубокие изменения в организме и при дальнейшем обезвоживании может привести к гибели. Обезвоживание организма становится серьезной помехой деятельности человека в условиях автономии.

Голод – совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище. Это самый слабый стрессор. Известно, что человек может обходиться без пищи в течение длительного времени, сохраняя при этом работоспособность. Однако, при недостатке воды, воздействии холода, боли и других неблагоприятных факторов, сроки голодания могут резко сократиться. Поэтому голод опасен в большинстве случаев лишь в сочетании с другими стрессорами.

Переутомление – своеобразное состояние человеческого организма, возникающее после длительного (а иногда кратковременного, но интенсивного) физического или психического напряжения. Такое состояние таит в себе потенциальную опасность, так как притупляет волю, делает человека уступчивым к собственным слабостям. Поэтому в условиях автономии с первых же минут необходимо определить для себя первоочередные задачи, которые нужно выполнять неукоснительно, и второстепенные.

Но, если со временем одна из первоочередных задач становится второстепенной, – это сигнал бедствия. Психологическая установка: «Это работа не срочная, ее можно отложить на завтра», – может привести к самым серьезным последствиям. Хорошая профилактика переутомления – это правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо сделать наиболее полноценным.

Уныние – психическое состояние, вызванное одиночеством, провалом задуманных планов (например, неудачными попытками сориентироваться, добыть пищу, воду). Его развитию способствует незанятость, монотонная однообразная работа, отсутствие ясной цели. Этого состояния можно избежать, возложив на себя определенные обязанности, добиваясь их неуклонного выполнения, ставя перед собой конкретные, но обязательно выполнимые задачи.

Одиночество. Если в условиях автономии вы оказались в полном одиночестве и вам не с кем разделить свою участь, то в такой ситуации очень важно приобрести «друзей». Это будет своеобразным выходом из состояния одиночества. Все, что есть вокруг вас, сделайте своими друзьями дерево, наручные часы, коробок спичек, спасительный родник и т.д. Разговаривайте с ними, пойте им песни, рассказывайте анекдоты, задавайте вопросы и т.д. Также необходимо разговаривать и с собой, всеми способами подбадривать и поддерживать себя, хвалить за удачи (поймали рыбу, развели костер, сориентировались, построили шалаш и т.д.). Однако если вы совершили неправильные действия, никогда не ругайте себя, помня о том, что человеку свойственно ошибаться.

Кроме того, человек не может действовать успешно, если у него нет четкой цели и плана по ее достижению. Поначалу человеку может показаться, что он ничего не знает и ничего не может. Но стоит только разделить ситуацию и задачи на составные части, как окажется, что многое ему под силу. Вернейшим способом для преодоления страха и растерянности является организация планомерных действий по обеспечению выживания. Для этого человеку надо задать себе четкую установку действовать в возможной экстремальной ситуации.

Готовность человека, попавшего в экстремальные условия, к осознанным, уверенным и расчетливым действиям определяет его эмоционально-волевая устойчивость. Чтобы обладать устойчивостью такого рода, человек должен сознательно относиться к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Методы эмоционально-волевой саморегуляции – самоубеждение, самоприказ, внушение. Намеренное убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов составляет суть самоубеждения. С его помощью можно регулировать психические состояния и поступки. Успешность применения этого метода зависит от уровня накопленных знаний, логического мышления, чувства долга. Самоубеждение важно, поскольку обеспечивает человеку внутреннее согласие с самим собой.

Человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, самоприказ позволяет подчинить и направить свою деятельность в заданное русло целесообразности. Самоприказ срабатывает, если человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Для успешного овладения самоприказом нужно придерживаться следующих правил:

Быть инициативным;

Любые трудности победит только тот, кто способен приказывать себе;

Решительно и твердо приказывайте себе, когда вам надо преодолеть лень, робость, страх, дурное настроение;

Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, и прежде всего, недостатки своего характера;

Силен тот, кто имеет власть над собой, умеет управлять собой.

Конечно, все стрессы - страх, боль, холод, жара и уныние легче всего переносятся, когда человек не один. Все тяготы и лишения, возникшие при аварии транспортного средства, стихийном бедствии или потере ориентировки (в ненаселенной местности или пещере), легче переносятся в коллективе. Появляется возможность совместного обсуждения своего положения, легче оказать первую помощь пострадавшим. Но есть одно очень важное правило - в группе людей, попавших в экстремальную ситуацию, не должно быть коллективного руководства! Распределение обязанностей уменьшает физические нагрузки. А наличие в группе опытного руководителя позволяет быстро принимать правильные решения.

Контрольные вопросы

1. Какой самый доступный способ добывания пищи при автономном существовании?

2. Какие существуют приемы самопомощи в автономном существовании?

3. Как подавать сигнал бедствия?

4. Какие растения можно использовать для остановки крови и заживляющего действия при выживании в экстремальных условиях?

5. Какое растение можно использовать как вату?

6. Какие растения можно использовать вместо йода?

7. Какое растение помогает при укусах ос, шмелей?

8. Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды?

9. Какие существуют способы ориентирования?

10. Какой план действий нужно составить, если человек решил «остаться на месте» происшествия и ждать помощь?

11. Что определяет готовность человека, попавшего в экстремальные условия, к осознанным, уверенным и расчетливым действиям?

12. Какие вы знаете методы эмоционально-волевой саморегуляции?

13. Как помогает самоприказ человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?

14. Что необходимо для успешного овладения самоприказом?

15. Что такое ориентирование на местности?

16. Как выбрать место ночлега?

17. Действия в случае потери ориентировки?

18. Что может помочь преодолеть страх в условиях автономии?

19. Назовите, какие возможны стрессоры в условиях автономного существования?

20. В условиях нехватки питьевой воды какие нужно соблюдать правила?

21. Безопасное расстояние от костра до палатки?

22. Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству как нужно применить сигнальное зеркало?

23. Какой порядок установки шатровой палатки?

24. Назовите признаки устойчивого ненастья.

25. Назовите признаки перемены погоды к лучшему.

26. Как с помощью часов определить стороны горизонта?

27. Как определить стороны горизонта по положению Полярной звезды и Луны?

28. Как определить стороны горизонта по солнцу и часам?

29. По каким местным предметам можно определить стороны горизонта?

30. Что такое движение по азимуту?

31. Как определить магнитный азимут?

32. Как определить пройденное расстояние?

33. Какие существуют способы определения расстояния до недоступных предметов?

34. Как определить расстояние до человека с помощью линейки?

35. Объясните способ определения ширины реки.

36. Как определить высоту предмета по длине тени?

37. На каком расстоянии слышны различные звуки?

38. Как определить высоту вертикальных предметов при отсутствии тени?

39. Как определить расстояние до предмета с помощью дальномера?

40. Как выдерживать нужное направление при движении?

41. Как преодолевать болота и затопленные низины?

42. Как преодолевать речки с каменистым дном?

43. Чего нужно опасаться при передвижении по руслам замерзших рек?

44. По каким признакам можно судить о близости населенного пункта?

45. Что такое гномон, для чего используют?

46. Как определить время с помощью птиц?

47. Как определить время с помощью растений?

48. Назовите признаки приближения устойчивой хорошей погоды.

49. Назовите признаки перемены на морозную погоду.

50. Назовите признаки приближения ненастья.

51. Как устроить укрытие в снегу?

52. Какие типы костров вы знаете?

53. Дайте характеристику различных типов костра.

54. Как правильно организовать ночлег?