Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники Факты о арине родионовне

Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники Факты о арине родионовне

Горынина Александра 9 в класс

Проект раскрывает роль Арины Родионовны Яковлевой в жизни и творчеств А.С. Пушкина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Работа ученицы 9 «в» класса

Горыниной Александры Александровны

Руководитель проекта:

Залунина Татьяна Николаевна

Рыльск

2018

Введение………………………………………………………………2

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина…………………………………………………………………..3

1.1. Биография Арины Родионовны……………………………………………………………3

1.2. Сказки няни и самого А. С. Пушкина……………………………………………………………….7

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………...14

Введение

Кто не знает Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он один из самых величайших поэтов всех времен и народов, если не самый. Его считают создателем современного русского литературного языка. Одним из главных всероссийских национальных поэтов А. С. Пушкин стал еще при жизни. Я считаю, что каждый, кто хоть раз прочитывал хоть одно его произведение, не мог не влюбиться в его творчество. Немалую роль в жизни писателя и поэта сыграла его няня Арина Родионовна. Её любимый воспитанник всегда говорил о ней с чистой любовью и глубоким уважением. Вокруг легендарного, я бы даже сказала, образа няни великого поэта возникло и возникает много споров, преданий и слухов.

Цель: выяснить, какое влияние оказала на жизнь и творчество А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева.

Задачи:

  1. Изучить биографию Арины Родионовны;
  2. Проанализировать образы Арины Родионовны в произведениях А. С. Пушкина для понимания ее роли в его творчестве;
  3. Выяснить роль Арины Родионовны в жизни А. С. Пушкина.

Гипотеза: Арина Родионовна Яковлева внесла большой вклад в жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

1.1.Биография Арины Родионовны

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года. Всего один лишь год она была крепостной крестьянкой Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году поместье Суйда и ближайшие к нему деревни вместе с крестьянами у Федора Алексеевича купил прадед Пушкина – А. П. Ганнибал.

В древности родина няни Александра Сергеевича называлась Ижорской землей. Эти края принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Водской пятины. Скорее всего, знания сказочного и песенного материала пошли от этнографических черт родины.

Родителей Арины Родионовны звали Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна. Они жили в селе Воскресенском. Будущая няня была третьим ребенком в семье. Самой старшей была ее сестра по имени Евдокия. Следующим по старшинству был их брат Семён.

В 1768 году, в возрасте 10 лет Арина Родионовна потеряла отца.

Родион Яковлев умер в возрасте тридцати девяти лет, оставив жену и семеро детей (двоих сыновей и пять дочерей). С детства Арину Родионовну приучили к тяжелой работе, но также она умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Она с детства была рукодельницей. Позже, когда она будет жить в селе Михайловском, она научит рукоделию всех девушек поместья.

В 1780 году, старший брат Арины Родионовны Семён женился. Настала и ее очередь выходить замуж. Будущая няня в красках запомнила свои нелегкие детские годы. Истории Арины Родионовны о своем прошлом отразились на творчестве Александра Сергеевича, а в особенности на произведении «Евгений Онегин». Няня Пушкина была прототипом няни Татьяны – главной героини романа. В произведении ее знали под именем Филипьевна. На самом деле, так звали бабушку Арины Радионовны. Полное имя – Настасья Филипповна. Видимо эта героиня также была создана Александром Сергеевичем под впечатлениями от историй няни. Действительно, бабушка Арины Родионовны также была выдана замуж в возрасте 13 лет, как и героиня романа.

«Поговорим о старине, » - настаивает Татьяна в третьей главе «Евгения Онегина». Я думаю, что и Александр Сергеевич не один раз обращался к своей няне, «наперснице волшебной старины», «хранившей в памяти немало старинных былей, небылиц...»

Выдавали замуж Арину Родионовну за бедного крестьянина по имени Фёдор Матвеев. Родные жениха и невесты очень спешили поженить молодых. Потому как владелец этих двух деревень Ганнибал был при смерти. И после его кончины наследство будут делить его сыновья. А если Арина и Фёдор будут мужем и женой, их не смогут разлучить.

Федор, как и его жена, был сиротой, а также не имел своей избы. В его деревне под названием Кобрино редко кто жил своим двором. Один крепостной двор состоял от трех и больше семей. В 1782 году у Арины и Федора родился сын, которого они назвали Егором. Еще через четыре года родилась дочь по имени Надежда. Спустя еще два года, родилась дочь Мария. Последним ребенком в семье был мальчик по имени Стефан, который родился в 1797 году.

В тесноте да не в обиде прожила семья крестьян еще около четырнадцати лет. После она была взята служанкой в семейство Пушкиных-Ганнибалов. В 1795 году бабушка Александра Сергеевича Мария Алексеевна подарила в Кобрине для семьи Арины Родионовны отдельную избу. Она хорошо знала саму Арину и ее старшую сестру, поэтому взяла первую служить в господский дом.

Арина Родионовна отдала всю свою любовь Александру Сергеевичу. Она относилась к нему, как родная мать.

Александр Сергеевич по-настоящему ценил и любил Арину Родионовну. Повзрослев, поэт зарисовал портрет своей няни. Он убрал морщины с родного лица. Изобразил её с длинной косой в сарафане с задорным взглядом. Он представил ее такой, какой она, возможно, была в девичестве.

Семья Арины Родионовны, конечно, находилась в особом расположении у господ, как семья кормилицы и няни барских детей. Вольную им не дали, но наверняка предоставлялись какие-то льготы: отпускали на определенное время, возможность иметь заработок. Такие отношения барина с крепостными были довольно распространены.

В 1808 году Надежда Федорова дочь Арины Родионовны живет вместе с нею в доме Пушкиных в Москве. В 1816 году в селе Михайловском с ней жили ее сыновья, а также жена Егора Аграфена с их дочерью Катериной.

Мария Алексеевна не сумела выдать вольную детям Арины Родионовны, но она смогла позаботиться о них. В деревне Кобрино оставалась изба, специально строившаяся для этой семьи. В 1800 году, продавая деревню с крестьянами и всеми строениями, бабушка Александра Сергеевича как-то сумела договориться с новыми владельцами о том, что в этой избе будут жить муж и дети Арины Родионовны. Они, конечно, были исключены из продажи.

С 1824 года по 1826, Арина Родионовна жила вместе с Александром Сергеевичем в селе Михайловском, куда поэта отправили в ссылку. По словам соседей, няня Пушкина была почтенной старушкой, с полным добрым лицом, ее волосы были полностью седыми. Среди крестьян поместья она также занимала высокое место. Александр Сергеевич всем сердцем любил свою няню. Всегда чрезвычайно заботился о ее здоровье. После окончания срока ссылки Александр Сергеевич уехал в Петербург, а Арина Родионовна осталась хозяйкой усадьбы. Сестра Александра Сергеевича в 1828 году против воли родителей выходит замуж за Николая Ивановича Павлищева. Ольга Сергеевна решает забрать Арину Родионовну к себе. Посему, последние года своей жизни, няня провела в доме своей воспитанницы.

Арина Родионовна прибыла в поместье Павлищевых в марте 1828 года. Перед этим она в последний раз повидалась со своим сыном Егором, внучкой Катериной и другими родными. Через несколько месяцев после этого няня умерла. Очень долго точная дата смерти Арины Родионовны не была известна. Единственное, что удалось узнать, так это то, что она была похоронена на Смоленском кладбище. А после стала известна дата смерти – 29 июля 1828 год.

Возможно, именно поэтому Александр Сергеевич не любил городские кладбища, зная, что на одном из них похоронена его любимая няня? Его переживания можно увидеть в строках стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Когда за городом, задумчив, я брожу».

Возможно, именно поэтому в восьмой главе «Евгения Онегина», когда описаны воспоминания главной героини Татьяны о могиле своей няни, поэт так трогательно писал об этом?

На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина. 1758-1828.»

1.2.Сказки няни и самого А. С. Пушкина

Арина Родионовна знала по-настоящему народные сказки, но и рассказы крепостных крестьян она знала. Первые сказки, которые она рассказала Александру Сергеевичу Пушкину, назывались «Сказка о Бове-корове», «Еруслан Лазаревич». Во время учебы в Лицее Александр Сергеевич написал стихотворение «Сон».

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давный утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца давно благословил:

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженный неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое...

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало, -

Все в душу страх невольный поселяло.

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум...

К сожалению, сохранился лишь отрывок поэмы, которую Пушкин также написал в годы учебы в лицее, «Бова». Эта сказка была очень популярной в то время. Сюжет был таков: Отчим Бовы-королевича заключил своего пасынка в тюрьму и хотел казнить его. Но Бове помогает обыкновенная служанка и он сбегает. Дальнейшее время он путешествует, побеждая своих врагов. Его помощником стал оборотень (полу пес, полу человек) по имени Полкан. Бова женится на очень красивой дочери царя, но был разлучен с ней. Вернулся он к царевне только тогда, когда она собиралась выходить замуж за другого. Потом они снова разлучаются. Бова решает жениться на другой девушке. Но его дети находят его и сообщают об их матери. Вобщем, эта сказка очень понравилась Александру Сергеевичу. Около 1822 года он захотел написать поэму на этот сюжет. Но, к нашему сожалению, сохранились лишь черновики и отрывки.

В 1820 году Александр Сергеевич закончил свою работу над поэмой «Руслан и Людмила». Я думаю, что имя главного героя, он переделал из Еруслана, которое также было в одной из няниных сказок. Также они вдохновили его на создание чародея Финна. Такие волшебники упоминаются в северных сказках. А их Пушкин слышал от Арины Родионовны.

Вот еще пример. «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

Сюжет: Один царь решил жениться. Но никто ему не нравился. Однажды он случайно услышал разговор трех родных сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь решил жениться на младшей сестре. Мачеха правителя ужасно завидовала девушке и, в конце концов, решила ее загубить. После девяти месяцев теперь уже царевна родила 34 мальчика. Последний родился нежданно.

Ничего не напоминает? Конечно, напоминает, ведь это основа «Сказки о царе Салтане и сыне его храбром и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В сказке Арины Родионовны царя звали Султан Султанович. В пушкинской сказке волшебными способностями обладает Царевна Лебедь, а у няни 34 сын.

На основе еще одной сказки няни Пушкин создал «Сказку о попе и работнике его Балде». Но я не нашла не одного похожего по сюжету произведения на нее.

Интересно еще и то, что Арина Родионовна назвала главного героя именно Балда, а не Иван-дурачок, как во многих сказках.

Другая сказка послужила сюжетом для написании «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Похожие очень популярны в европейском фольклоре, но у Арины Родионовны он немного своеобразен. Содержание похожих сказок такое: злая мачеха, завидуя своей падчерице, решила ее погубить. Но девушка обязательно спасается и живет в доме у разбойников, гномов или карликов. Мачеха должна трижды попытаться убить ее. Последний раз становится летальным для девушки. Ее кладут в гроб, но в конце сказки она оживает.

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина

Вспомним стихотворение Пушкина «Зимний вечер». По жанру оно является посланием, обращением к няне. В этом произведении лирический герой понимает, что подобно приступу плохого настроения, метель и буря утихнут, надо лишь переждать. Лирический герой подбадривает свою собеседницу - няню, пытается объяснить, что нет причин печалиться.

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она пела ему раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках. Поэт предлагает собеседнице и другой способ на время непогоды поднять настроение

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

По Пушкину, для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви.

В другом стихотворении поэта «Няне» мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Поэт описывает тоску няни по нему, но мы слышим в этих строчках и тоску самого Пушкина по женщине, которая стала для него второй матерью.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, забота

Теснят твою всечасно грудь.

Арина Родионовна явилась и прототипом Егоровны в повести Пушкина «Дубровский». «Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать». В этих строках перед нами встает, словно живая, Арина Родионовна.

Ностальгией по Михайловскому и по умершей няне стало стихотворение «…Вновь я посетил», написанное в 1835 году. Тематически произведение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское, где он долго не был. Поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рожденья. Но няни уже нет в живых. Остались только одни воспоминания о ней.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых …

В 1833 году Пушкин написал стихотворение «Свят Иван, как пить мы станем…» (при его жизни оно не было напечатано). Здесь под именем Пахомовны поэт вспоминает покойную Арину Родионовну. В стихах, словно написанных от лица русского крестьянина, Пушкиным воссоздана атмосфера народности, окружавшая няню. Оно посвящено памяти Арины Родионовны - замечательной сказочницы:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем-

Мастерица ведь была

И откуда что было.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!...

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел.

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Слушай, сват, начну первой.

Сказка будет за тобой.

Заключение

Изучив биографию няни поэта и его творчество, я сделала выводы:

  1. Благодаря А.С.Пушкину имя Арины Родионовны стало известно всему миру.
  2. Не просто няней, а большим другом стала Арина Родионовна для поэта.
  3. Няня оказала влияние на формирование Пушкина как поэта и человека.
  4. Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных няней, поэт использовал в своём творчестве.
  5. У Арины Родионовны Пушкин научился первым урокам литературного мастерства.

Список литературы

  1. Блинова С.Г. «Пушкин и его время», Москва, «Терра», 1977.
  2. Коровина Р.Н. «Творчество А.С.Пушкина», Москва, 1992. 4. Пушкин А.С. «Стихотворения», Москва, «Рипол Классик», 1977
  3. Интернет-ресурсы

Одни называют ее Яковлевой, другие – Родионовой, третьи – Матвеевой (по фамилии ее мужа).

Поскольку Арина Родионовна всю жизнь была крепостной, она легко обходилась без фамилии. И в истории так и осталась – с именем и отчеством.

2. Выглядела совсем не так, как на портретах

Самое известное изображение няни Пушкина – «Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника».

Дошедшие до нас изображения Пушкина были сделаны уже после ее смерти и мало похожи на скупые словесные описания женщины. Так, самый известный ее портрет едва ли похож на человека из воспоминаний Марии Осиповой, современницы Пушкина: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая».

Иной образ запечатлен на горельефе Арины Родионовны, при загадочных обстоятельствах оказавшимся у Максима Горького в 1911 году. Предполагают также, что один из набросков Пушкина на полях рукописи стихотворения «Предчувствие» может быть изображением няни в молодости и в старости. Но достоверно утверждать это также нельзя.

Рисунок А.С. Пушкина (1828 год).

3. Была не главной воспитательницей в жизни Пушкина

До двухлетнего возраста за маленьким Александром присматривала Ульяна Яковлева. Она была его кормилицей и первой няней.

Арина Родионовна сначала приглядывала за его старшей сестрой Ольгой, а затем и за младшими детьми, став «общей няней». Однако Ульяна оставалась при Пушкине до 1811 года.

Кроме того, по , после 5 лет к дворянским мальчикам приставляли «дядьку», которому полагалось привносить в их воспитание мужской элемент. Для Александра Пушкина таким воспитателем, камердинером, а затем и дворецким стал Никита Козлов. Он служил поэту до и после окончания тем – и до самой смерти. Именно он привез раненого Пушкина с роковой дуэли и позже нес гроб поэта.

4. Поэт оценил нянины сказки только в ссылке

Легенда о том, что Арина Родионовна сыграла главную роль в творческом юного Пушкина, «напитав» его с детства народным фольклором, появилась уже после смерти поэта. Особую популярность эта история приобрела в советское время.

Нянины литератор по достоинству оценил лишь в ссылке, когда прожил вместе с Ариной Родионовной два года в Михайловском (1824-1826). И, судя по письму поэта к брату, ранее они не оказывали на него никакого влияния: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

5. Не всякая старушка в стихах поэта - Арина Родионовна

Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Лариной («Евгений Онегин»).

Поэт посвятил своей несколько стихотворений. Однако далеко не все пожилые женщины в поэзии Пушкина «срисованы» с Арины Родионовны. У няни имелся серьезный «конкурент» в лице бабушки поэта по материнской линии, Марьи Ганнибал.

Так, в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно видят посвящение няне из-за строк о старушке «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», которая качала детскую колыбель. Многие забывают следующие строки о «дорогих французских духах и жемчугах на груди». Эти строки посвящены любимой бабушке поэта.

6. Была музой не только для Пушкина

Благодаря ее рассказам у нас есть «Сказка о царе Берендее» Василия Жуковского. А поэт Николай Языков посвятил Арине Родионовне два стихотворения: «К няне А. С. Пушкина» (1827) и «На смерть няни А. С. Пушкина» (1830).

7. Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле

Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся.

Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку – в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог.

Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам. Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Изучая исторические корни биографии няни великого поэта суйдинского периода жизни Арины Родионовны, удалось довольно подробно проследить её родовые истоки, о которых до настоящего времени документальных свидетельств сохранилось крайне мало.

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Воскресенском в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. Эта дата документально установлена благодаря записи обнаруженной в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, хранящейся ныне в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В метрике, будущая няня А.С.Пушкина была записана как «Иринья». Под таким именем она упоминается во всех уцелевших документах бывшего суйдинского храма. Здесь же указано, что местом рождения Арины Родионовны является «село Суйда», Воскресенское тоже Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Село Воскресенское, получившее своё название в честь возведённой в 1718 году рядом с ним церкви Воскресения Христова, до этого времени официально называлось деревней Суйдои. Ещё со времён шведского владычества (примерно с 1619 года) это старинное поселение было приписано к Суйдинской мызе. В документах XVIII столетия часто упоминалось двойное название села: Суйда и Воскре-сенское. Так, например, в Метрической книге церкви Воскресения Христова за 1737 год сообщается: «В селе Воскресенском, что была мыза Суйдовская...».

Родители Арины Родионовны были крепостными крестьянами местного помещика, подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка, графа Фёдора Алексеевича Апраксина. Владелец Суйдинской мызы приходился внуком знаменитого петровского сподвижника, графа Петра Матвеевича Апраксина, которому эти земли были пожалованы Петром I вскоре после их освобождения от шведских захватчиков. Как известно, П.М.Апраксин был одним из главных героев Северной войны.

Через год после рождения Арины Родионовны Суйдинская мыза с приписанными к ней селом Воскресенским и соседними деревнями были приобретены в собственность генерал-аншефом и кавалером Абрамом Петровичем Ганнибалом, ставшем впоследствии легендарным прадедом А.С.Пушкина.

Отец Арины Родионовны - Родион Яковлев родился в 1728 году. Мальчик рано лишился родителей и остался сиротой. Примерно в девятилетнем возрасте он был взят «приёмышем» на воспитание в бездетную крестьянскую семью Петра Полуэктова и Вассы Емельяновой, которые с петровских времён проживали в селе Воскресенском.

Крестьянский род Полуэктовых появился на суйдинской земле во время насильственного переселения сюда нескольких крестьянских семей, прибывших из центральных губерний России. Петровским указом, в периоде 1715 по 1725 год, они как и тысячи других переселенцев, были выдворены из родных мест. Безлюдные, опустевшие после шведской оккупации края, деревни и сёла, расположенные на землях, вошедших в состав учреждённой в 1708 году Санкт-Петербургской губернии, царь рассчитывал быстро вернуть к жизни. Петр Полуэктов был старшим сыном «великорусского» крестьянина Полуэкта Андреева. В соседних дворах села Воскресенского рядом с ним проживали его братья Андрей и Кирилл.

Каких-либо документальных свидетельств о настоящих родителях Родиона Яковлева не сохранилось. Не известно и место его рождения. Можно только предположить, что родиной отца Арины Родионовны было село Воскресенское. Ответы на эти и ещё многие другие вопросы можно было бы почерпнуть из церковных документов суйдинского храма. Однако, метрической книги за 1728 год, когда появился на свет Родион Яковлев, в архиве не сохранилось.


Ничем не обоснованная версия, изложенная в исследованиях известным пушкиноведом, бывшим куратором Пушкинских мест Гатчинского района и автором первых музейных экспозиций в Суйде, Выре и Кобрине Ниной Ивановной Грановской (1917-2002 гг.) о том, что Родион Яковлев «вероятно, был потомком переселенцев либо крещённых карелов (чуди)» не подтверждена документально. В последнее время в печати появилась целая серия бездоказательных материалов, посвящённых финно-угорскому происхождению няни великого поэта. Находились смельчаки, которые считали Арину Родионовну чуть ли не лютеранкой. Однако это не так. Финская тематика занимает обое место в биографии ины Родионовны, в её замечательном сказительном наследии так ярко отразившимся в творчестве А.С.Пушкина. Но это тема особой публикации.

Занимаясь составлением родословной Арины Родионовны, с полной уверенностью можно сказать, что её родители - отец и мать имели славянские, православные корни. Это доказывает прежде всего тот факт, что Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна были прихожанами суйдинской церкви. Старинное село Воскресенское (бывшая Суйда) с незапамятных времён считалось Новгородским поселением. Оно впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года как село Суйда в Никольско-Суйдовском погосте в Водскрй пятине на земле Великого Новгорода.

Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери - Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери -Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Согласно записи Метрической книги, в 1750 году 22-х летний Родион Яковлев вступил в законный брак с местной крепостной девушкой 20-летней Лукерьей Кирилловой. По Исповедальным книгам удалось проследить, что молодожёны, не имея собственного двора, поселились в доме отчима Петра Полуэктова. Здесь родились их дети. Через четыре года умерла приёмная мать Родиона Яковлева - Васса Емельянова. Ей было 55 лет. И уже вскоре овдовевший Петр Полуэктов вторично женился на «пашечнице» Суйдинской мызы, вдове Настасье Филипповой, у которой от первого брака имелись две дочери и сын Еремей Агафонов.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был будущий отец Арины Родионовны.

Родион Яковлев умер в 1768 году, когда Арине Родионовне было всего 10 лет. В 1772 году скончался и Петр Полуэктов, на четыре года переживший своего приёмного сына. После смерти кормильцев обе семьи, состоявшие, главным образом, из малолетних детей, п родолжал и ещё некоторое время жить вместе. Еремей Агафонов оказался единственным в доме мужчиной-кормильцем.

С отроческих лет Еремей Агафонов был определён работником в помещичью усадьбу. В документах той поры он часто упоминается среди крестьян, приписанных к Суйдинской мызе. Так, в Исповедальной книге за 1795 год среди «дворовых людей» вотчины Ивана Абрамовича Ганнибала указаны:
«Еремей Агафонов 58 лет, жена его Евдокия 55 лет, мать его вдова Настасья Филиппова 93 года»

Именно Еремей рекомендовал на работу в помещичью усадьбу старшего брата Арины Родионовны Симеона Родионова, который впоследствии служил кучером у Ганнибалов. Можно предположить, что в свою очередь Симеон привел в господский дом старого арапа совсем ещё юную сестрицу Иринью, будущую Арину Родионовну. Находясь в услужении в барском поместье, с тяжелым крестьянским трудом она столкнулась очень рано. Таким образом, Арина Родионовна была связана с Ганнибалами и их усадьбой задолго до того, как она стала няней в Кобринском поместье, так называемой Руновской мызой.

В Воскресенском, как и в других русских сёлах России, все местные девушки с ранних лет приучались к рукоделию. Прекрасной мастерицей-рукодельницей была и Арина Родионовна. Об этом повествуют старинные предания и документальные сведения. Суйдинский край всегда славился своими мастерицами - вышивальщицами и кружевницами.

По тогдашним меркам Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно - в двадцать три года. Её сосватали за крестьянина соседней деревни Кобрино Федора Матвеева. Со свадьбой торопились. Подходили к концу последние дни жизни старого арапа, после смерти которого жених и невеста могли оказаться во владениях разных помещиков: Суйда по наследству должна была перейти к Ивану Абрамовичу Ганнибалу, Кобрино - Осипу Абрамовичу Ганнибалу, будущему деду А.С.Пушкина.

Бракосочетание Фёдора Матвеева и Арины Родионовой состоялось в Суйдинской церкви Воскресения Христова 5 февраля 1781 года. Запись в Метрической книге сообщает: «В деревни Кобрино крестьянский сын отрок Фёдор Матвеев, деревни Суйды с крестьянскою девкою Ириньей Родионовой, оба первым браком».

Поручателями на свадьбе со стороны жениха были крестьяне деревни Тайцы Кузьма Никитин и Ефим Петров, а по невесте её ближайшие родственники Ларион Кириллов и Симеон Родионов. После замужества Арина Родионэвна переезжает к мужу в Кобрино. В том же году, 14 мая умер Абрам Петрович Ганнибал и эта деревня по наследству переходит к его сыну.

А. Бурлаков
Фото Г. Пунтусовой

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.