Я бы хотел прокомментировать ситуацию как преподаватель (с той стороны баррикад, так сказать). Я достаточно много общаюсь со своими студентами и многие рассказывают почему они поступили и зачем. Часто заставляют родители, бабушки и дедушки. Часто человек не знает, чем заняться после школы, почему бы не сходить в ВУЗ? Часто девушки считают, что образование - это такой своеобразный вид приданного, с образованной женой мол и поговорить интереснее. Многие идут, потому "сейчас без вышки никуда". И лишь небольшая часть приходит получать образование с адекватными ожиданиями и с пониманием процесса.
На мой взгляд, чтобы ответить на вопрос стоит или не стоит, надо рассмотреть несколько тенденций и фактов.
1. В целом, всем людям высшее образование не нужно. Есть огромное количество работ и специальностей, где человеку нужно среднее специальное образование или просто среднее (оконченная школа). Например, для работы официантом, ресепсионистом, секретарем, курьером, баристой достаточно закончить школу и пройти обучение на месте работы. Если Вас такого рода устраивает (платят за нее, кстати, зачастую и повыше, чем за труд специалистов с высшим образованием), то высшее образование будет просто потерей 4-6 лет времени (за которое Вы заработаете денег на работе и может быть получите пару повышений). Многие студенты хотят получать практические навыки работы и алгоритмы (делай раз, делай два, вот тебе результат), хотят конкретное ремесло, на доходы от которого можно жить. Это хороший запрос, но это запрос по сути на среднее специальное образование. И это не обязательно про электриков, сантехников и автослесарей. Есть еще парикмахеры, маникюрщики, системные администраторы, ювелиры и многие-многие другие. Это хорошие, нужные и оплачиваемые профессии. В них можно сделать карьеру и видеть результат своего труда. Опять же, если Вам такое нравится, то высшее образование снова будет потерей времени и упущенной выгодой.
2. К сожалению, отношение людей к высшему и среднему специальному образованию не одинаковое. Высшее образование у нас еще воспринимается с уважением и почетом. А про среднее специальное говорят часто с пренебрежением (например, "фу, птушник какой-то", "это для тупых", "чего хоть в плохонький вуз не мог поступить"?). Я считаю, что это совершенно неправильно. Корнями это явление уходит в советское время, когда специалисты с высшим образованием работали в более комфортных условиях, получали зарплату намного выше и двигались по карьерной лестнице. Высшее образование имели порядка 20% людей, и получить диплом было мощной заявкой на социальный успех. Память о тех временах жива и поныне в сознании наших родителей, бабушек и дедушек. Ситуация, однако, с середины 80-х годов совершенно изменилась (30 лет прошло, а стереотипы остались). Спрос на специалистов с высшим образованием не так велик, как предложение (тысячи выпускников ВУЗов не востребованы). И, наоборот, профессии визажиста, администратора или оператора call-центра востребованы намного больше, платят на них больше и высшее образование там по сути не нужно. А зачем тратить 4-6 лет?
3. Высшее образование сейчас выполняет те функции, которое раньше выполняло среднее. Раньше в школе не стеснялись оставлять на второй год детей, которые недостаточно хорошо освоили школьную программу. Оценка "единица" была в ходу и двойку надо было заслужить. Предъявлялись не более высокие требования, просто требования выдерживались более последовательно и четко. К окончанию школы человек имел не только базовый набор знаний, но и ряд социальных навыков, достаточный для старта взрослой жизни. Сейчас выпускник школы редко бывает к чему-то готов. Аттестат дают всем, второгодников тянут до 11 класса (даже если они программу 7-го толком не знают). Но в итоге надо куда-то этих людей отправить, чтобы они еще "созрели", набрались навыков коммуникации, поняли как, чего и куда. И вот их отправляют еще годика на 4 в ВУЗ, поучиться уму разуму. Это не про полноценное высшее образование, это про социализацию и вхождение в культуру. + Конечно, сейчас объективно больше информации и сложнее социальное устройство, люди взрослеют позже, чем раньше (общемировая тенденция).
4. Качество высшего образования оставляет желать лучшего (это касается и обычных, и топовых ВУЗов). Причин здесь много. Это и массовый исход преподавателей в 90-ые годы. И недостаточность финансирования, недостаточно высокие зарплаты. И излишняя бюрократизированность, бесконечные проверки. И как я писал выше, не всегда достаточный уровень подготовки абитуриентов (и часто речь не про знания, а про умение планировать свое время, вежливо общаться с преподавателями, самостоятельно выполнять задания без сверх-подробных инструкций, умение мотивировать самого себя и т.п.).
5. В конечном счете, высшее образование для многих - это способ получить некую волшебную корочку. Волшебство ее заключается в том, что от него отстанут родители и родственники. Волшебство в том, что работодатель не будет выпендриваться (а работодатель требует высшее образование и там где надо, и там где не надо).
Так стоит или не стоит?
Если Вы просто хотите спокойно зарабатывать деньги, Вам не так принципиально содержание самой рабочей деятельности, на Вас давят Ваши родственники, и Вы хотите "быть не хуже всех", то НЕ СТОИТ. Вы потеряете несколько лет жизни, не видя смысла в своих действиях. Недополучите профессионального опыта и денег, которые могли бы получить, если бы сразу отправились на работу.
Если Вам важно заниматься какой-то конкретной работой или сферой деятельности, требующей углубленной подготовки. Если Вы хотите заниматься преподаванием и/или научной деятельностью. Если Вы хотите получить глубокие познания не только про то, как выполнять конкретную работу, а понимать как устроено общество и мир. Если Вы настроены на саморазвитие в интеллектуальной сфере. Тогда СТОИТ.
Актуальность образования — вечная тема, которая не утихает ни на минуту. Она вдохновила нас на этот обзор в котором мы будем обвинять и защищать высшее образование. Говорить о его важности и бессмысленности.
Прочитав все наши аргументы вы сможете лучше понять тема и решить для себя — нужно ли нам высшее образование, или нет. Для Вашего удобства все аргументы против вышки будут начинаться со слова атака , аргументы за высшее образование начинаются со слова защита .
Учиться в высшем учебном заведении вы будет от 4 до 6 лет, в зависимости от выбора ВУЗа. Кроме того, вам нужно заканчивать 10 и 11 класс школы, или взамен учиться 2 года в техникуме.
Вместо того времени, которое мы тратим на учебу мы могли работать и получать опыт, который многими работодателями ценится гораздо больше, чем отметка о высшем образовании.
Нельзя отрицать очевидное. Есть огромное количество вакансий, где высшее образование не требуется, но есть сферы, где наличие профильного образования является преимуществом. Тоже самое характерно и для узкоспециализированных вакансий.
В большинстве случаев высшее образование не будет решающим пунктом при приеме вас на работу, но послужит хорошим дополнением к вашим достоинствам. В противном случае вам нужно будет стыдливо говорить, о том почему вы не получили высшее образование.
С этим тоже нельзя спорить. Даже если ваша профессия требует специализированных знаний и вы получали соответствующее образование 95% полученных знаний вам никогда не пригодятся. Как впрочем и знания старших классов школы. Не будете вы в жизни решать уравнения, вспоминать историю российского государства или программировать на Паскале.
Даже если 50 лет назад эти знания и были актуальны, то сейчас в век программ, вычислительных машин и интернета. Сегодня программисты не программируют на Паскале, они использую Python, ruby и c++. Дизайнеры не рисуют в Пэинте или используют 3D max, иллюстратор и Фотошоп. Онлайн переводчики позволят нам читать китайские тексты без знания языка и мы поймём написанное.
Многие из людей, стоящих перед выбором отмахнуться от этого пункта даже не подумав. Нам нужна карьера. Причём тут какие-то связи. У меня есть друзья и больше мне общения не нужно. И будут не правы.
Когда вы выйдите на работу, скорее всего вы будите находиться рядом с людьми разными по должности, возрасту, рабочим обязанностям. Вам может быть сложно найти общий язык с коллегами. Бывают работы, где на общение времени нет вовсе. Например, в Call центре. Ваши друзья поступят в ВУЗ или поступят на работу. Выходных будет немного и они могут никогда не совпадать.
Институт же — это навык связи и знакомства. Во время получения образования создаются семьи, рождаются дети. Между коллегами на работе редко бывают настолько общие интересы, чтобы возникли отношения.
В юности мы ещё не знаем кем нам комфортные работать. Мы не можем осознано выбрать правильную специальность из-за небольшого жизненного опыта. О том, как мало людей работают по профессии слагают анекдоты. Зачем шеф-повару образование логиста? А работнику таможни физмат? При устройстве на работу такое образование ничем вам не поможет.
Нет, вам конечно скажут «Вы молодец» но при этом подумают «Вы молодец, но ваше образование для нашей работы бесполезно». В каких-то случаях наличие высшего образования негативно скажется на устройстве.
В школе и в ВУЗе мы решаем сотни задач, готовим презентации, проходим экзамены, пишем тесты. Все эти навыки нам пригодятся в будущей жизни.
Чем по сути экзамен по философии отличается от собеседования? И там и там вы должны показать себя и свои знания в выгодном свете. А чем хорошая работа отличается от работы на лекциях и семинарах? Преподаватель ещё до экзамена знает уровень своих учеников, и формирует отношение к ученику. Такое же отношение к вам должно возникать и у вашего работодателя.
Таким образом, даже если отбросить информацию, которую мы запоминаем мы учимся трудиться и сотрудничать с преподавателями.
Почему работодатели ненавидят людей с высшем образованием? Это их завышенные ожидания. Люди приходят без знаний, без опыта, без истории работы и хотят получать нереально большие деньги. То есть работодателю за свои деньги надо вас обучить работать и при этом он должен платить вам высокую зарплату. Рассказ о собеседовании на должность web программиста:
Нашей компаний нужен был человек, способный быстро создавать сайты с нестандартным функционалом. Зарплата обсуждалась на собеседовании в зависимости от навыков кандидата.
Одной из тех кто пришёл на собеседования была девушка, придавая после второсортного ВУЗа. В резюме она писала опыт работы в полгода. На собеседовании она призналась что только закончила и ещё не работала.
Перед тем как поговорить о навыках этой девушки я скажу о её ожиданиях в финансовом плане. Она готова работать за 80 000 рублей. Ни больше не меньше. Видимо она слышала, что уважающие себя программисты столько получают. На самом деле столько получают только хорошие программисты. Если у вас нет таланта и высокого уровня подготовки, то даже с опытом работы в 5 лет вы не получите более 50 000-60 000 рублей.
Теперь поговорим о её знаниях. Их нет вообще. Все её знания в программировании это какая-то дипломная работа по вопросу связанному с базами данных. То есть наша компания вместо профессионала сразу же делающего сайты получит девочку, которую кому-то нужно обучать около двух лет, чтобы она могла себя называть программистом. При этом скорее всего хорошим специалистом она все-равно не станет. Как вы думаете, работодатель будет рад такой перспективе? А за 80 000 рублей в месяц? Меньше же эта особа получать не хочет.
Я бы посоветовал этой девушке набраться опыта на работе, за которую будут платить 20 000-30 000 рублей. И уже после 2-3 лет успешной работы и кучи реализованных проектов пробоваться на столь высокооплачиваемую должность. По другому у неё ничего не получится, даже если она очень талантливая.
Существуют многие высокооплачиваемых мест, где наличие высшего образование обязательно. Да, обычно к этому добавляют наличие опыта работы, навыков, личной привлекательности. Если работодатель так жёстко относится к выбору кандидата, то скорее всего идёт большой конкурс на место. Но наличие высшего образования в этом случае обязательно.
Такие вакансии действительно есть, но их мало. Вы не останетесь без работы без высшего образования. Кроме того существуют много работ, где вы будете получать в зависимости от продаж, выполнения плана, количества проектов и других показателей. В этом случае наличие высшего образования никак вам не поможет. Только ваши способности и усердие поможет вам получать больше остальных.
В добавок хочется указать на международное исследование. Анализировали всех миллиардеров мира в надежде узнать, зависит ли как-либо их успех от наличия или отсутствия высшего образования. В результате получили однозначный ответ. Их состояние никак не зависит от образования. Условно говоря, половина миллиардеров имеет высшее образование, а половина не имеет.
Навыки, которые мы изучаем на первый взгляд могут казаться бесполезными, но на деле оказываются востребованными в жизни. Вот личное мнение
Не всегда мы можем оценить, какие навыки нам пригодятся в жизни. Я всегда думал, что моя жизнь будет связана с точными науками. Другие предметы мне не давались и я замаялся ими из под палки.
Я работаю больше 3 лет программистом и интернет маркетологам. Какие знания мне пригодились по работе больше всего? Английский язык, Русский язык и литература.
Языки программирования во многом схожи с иностранными языками. Весь синтаксис написан на английском. Много важной документации доступна исключительно на английском и переводчик мало помогает в понимании текста.
По своей работе мне часто приходится принимать, редактировать или самому писать тексты. Мои гигантские проблемы в пунктуации и орфографии, относительно небольшой запас слов и выражений тормозит моё развитие.
Эти работы больше связаны со школьными навыками, но и в институте можно почерпнуть многое, чем вы будете пользоваться. Например, опыт в проведении лабораторных работ по физике помогает лучше проводить тестирование новых решений.
Сколько денег мы тратим на выше образование? Давайте вместе посчитаем, а потом решим окупится ли оно когда-нибудь.
Первый случай, когда образование у нас платное. Смотрим на средненький ВУЗ. Готовьте 100-120 тысяч рублей в год. Плюс во время обучения платёж будет увеличиваться на 10 процентов. Инфляция подстегивает рост цен, а по договору 10% это допустимая величина. Учиться нам нужно в среднем 5 лет. 600 000 рублей как не бывало.
Даже если мы не платим за обучение, мы могли бы работать эти 5 лет, нарабатывать опыт и получать доход. В крупных городах без образования вы начнёте с 20 тысяч рублей и через 5-6 лет, если вы готовы работать, совершенствовать свои рабочие навыки и становиться специалистом в своей сфере, то на 40-50 тысяч рублей в месяц вы можете рассчитывать. В среднем 30 тысяч рублей — 360 тысяч в год, 1 860 000 рублей. Да вы могли бы стать миллионером! А если вы при этом ещё и платите за обучение вы теряете 2 460 000 рублей. Извините, но это стоимость квартиры в ближнем Подмосковье.
Да вы можете сказать, что можно работать и учиться, но это очень сложно и негативно скажется либо на вашем обучении, либо на работе. В любом случае вы не досчитаетесь кругленькой суммы. К тому, из моего жизненного опыта могу сказать, что кандидат с высшим образованием, но без опыта не получит больше 25-28 тысяч рублей, в то время как специалист и пятилетнем опытом работы может получать 50 тысяч.
То есть вы не только теряете деньги, но и оказываетесь менее оплачиваемым сотрудником. Ситуация может поменяться только после года работы с тех пор как вы получили высшее образование. Но квартиру вы к этому моменту уже потеряли.
Наша задача была в том чтобы быть объективным во время спора. Мы старались отставить интересы обеих сторон. На сколько у нас это получилось решать вам.
Каждый для себя должен решить, нужно ли ему образование. Принимайте решение, исходя из своей жизненной ситуации, стремлений, связей, интересов. Нашей задачей было лишь дать пищу для размышлений. Желаем сделать вам правильный выбор и не разочароваться в нем впоследствии.
крепыш 16 февраля 2017 в 18:11Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.
Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация
Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.
Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.
К общеобразовательным программам относятся:
Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.
Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.
Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:
Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.
Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:
В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.
Нужно ли высшее образование для обретения успеха и материальных благ? Сегодня этот вопрос уже можно отнести к риторическим. Работодатель требует наличие диплома о высшем образовании, уже с младшей школы учителя и родители твердят о важности учёбы в ВУЗе. При этом всем известно, что диплом вовсе не гарантирует трудоустройства на хорошую должность, а способов самореализации и профессионального роста в современном мире предостаточно и без него. К тому же у каждого есть немало успешных и прилично зарабатывающих знакомых без образования. Может, тогда и не стоит тратить бесценные годы молодости и значительные средства для получения заветного диплома?
Анализ проведённого среди россиян опроса говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи.
Около 67% россиян готовы серьёзно потратиться на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего отпрысков.
Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%.
Интересно, что получение высшего образования в глазах большинства респондентов – это не только возможность материального благополучия, но и путь к самосовершенствованию. Это говорит о том, что наше население считает важным духовный рост и развитие человека.
Среди тех самых 26% опрошенных людей, которые скептически относятся к высшему образованию, многие называют следующие аргументы.
Хорошо, если выпускник попал на бюджет и не платит за обучение, в противном случае семью ждут серьёзные затраты.
Зачем нужно высшее образование, если можно сразу пойти работать. Любому молодому человеку хочется начать зарабатывать и обрести независимость от родителей как можно раньше, а не ждать 4-5 лет, кропя над учебниками.
Высшее образование предполагает изучение множества ненужных и неинтересных предметов, которые никогда не пригодятся в будущем.
В наше время возросло количество так называемых коммерческих институтов. Низкие проходные баллы соответствуют качеству обучения. Квалификация педагогов в таких заведениях также оставляет желать лучшего.
В отличие от техникумов и колледжей, дающих рабочие специальности, ВУЗ даёт лишь теоретические знания в области профессии.
Никто не может сказать с полной уверенностью, что получив долгожданный диплом, сможет устроиться на престижную работу по специальности.
На первый взгляд, со многими утверждениями трудно не согласиться, ведь университет действительно не даёт никакой рабочей специальности, не учит, как заработать деньги или построить собственный бизнес. Но почему же тогда столько студентов сидит на парах, сдаёт курсовые, зачёты, лабораторные и дипломные работы? Может и в самом деле гонка за высшим образованием отнимает лишние 4-5 лет молодости, после которых придётся идти на низшую должность и получать копейки, вместо того, чтобы пойти работать сразу и стать богатым и успешным.
Естественно, среди незакончивших ВУЗы есть много состоявшихся во всех смыслах людей, поэтому нет смысла утверждать, что иметь высшее образование абсолютно необходимо. Однако существует множество серьёзных оснований все же поступить в ВУЗ.
ВУЗ нужен не для того, чтобы студент хранил в голове формулы, константы и теоремы. Он должен научить мыслить, понимать и не бояться абсолютно новых задач и экстремальных ситуаций. Человек, имеющий высшее образование, получает определённые навыки и карту таких человеческих знаний, которые позволяют ему интуитивно принимать правильное решение. В этом и есть истинная ценность высшего образования, а не в наличии энциклопедической эрудированности.
Молодой выпускник обладает гибким и мощным мозгом, который способен быстро учиться. Это наглядно доказывает сессия! Но и людям старшего возраста образование очень полезно. Осваивая новую информацию, человек заставляет мозг работать и не даёт ему стареть. В самом деле, образованные и начитанные люди не теряют ясность ума и имеют отличную память.
Время обучения - прекрасная возможность обрасти полезными знакомствами, без которых не обойтись в наше время.
В жизни всякое случается. Зачастую даже при наличии достойной работы без специализированного высшего образования не получится .
Любой руководитель, нанимая сотрудника, готовится к тому, что его придётся обучать и переучивать, вводить в реалии конкретного предприятия. И неважно будет ли это краснодипломник или просто толковый человек. Однако «корочка» все же станет большим плюсом в пользу соискателя.
Студенческие годы – это самые яркие впечатления и воспоминания. Они останутся на всю жизнь. Это то время, когда молодые люди не только учатся самостоятельности, но и влюбляются, гуляют, веселятся, создают крепкие дружественные связи. Упускать все это просто бессмысленно!
Многие, получая образование, не останавливаются на достигнутом и продолжают развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Такие люди часто становятся успешными. Здесь главное, чтобы образование стало средством, а не самоцелью. Если человек не хочет учиться, зачем его заставлять? Может, кому-то нравится работа сварщика, тогда ему дорога в ПТУ, где его обучат ремеслу и дадут достойную и высокооплачиваемую работу. А тому, кто грезит актёрством, лучше прислушаться к своему сердцу и смело постигать азы искусства. В противном случае из него вряд ли выйдет хороший специалист в другой области. Как часто можно встретить тех, кто отучился 5 лет в институте на неинтересную для себя специальность, а работать не хочет, да и не может!
Недоучкой стать тоже не лучший вариант. Такой человек не может вызывать доверия. Какой работодатель захочет иметь работника, который не привык доводить дело до конца.
Поэтому чаще всего самые успешные студенты, это те, которые:
Часто в наше время объявления о трудоустройстве содержат требование об обязательном наличии высшего образования.
Понятно, когда речь идёт о таких специалистах, как медики, учителя, инженеры, юристы и т. д. Но для чего работодателю иметь продавца-консультанта с образованием, или секретаря, или даже охранника?
Зачастую он хочет быть уверенным, что берёт на работу человека, который как минимум умеет общаться с людьми и держать себя в рамках приличия. А сама корочка ему вряд ли нужна.
Это легко проверить по телефону. Достаточно позвонить по объявлению и поинтересоваться, нужен ли диплом о высшем образовании. Скорее всего, вам скажут, что желательно, но не обязательно.
Здесь все объяснит психология. Заданным в правильном ключе вопросе, вы покажете себя грамотным и интеллигентным человеком, который искренне не понимает, каким образом может пригодиться высшее образование при исполнении рабочих обязанностей.
Но для чего же тогда такие требования предъявляются соискателям? Чаще всего, это необходимо для того, чтобы отпугнуть нежелательный контингент, желающий устроиться на вакантную должность.
Чтобы было легче разобраться в мотивах работодателя, достаточно выслушать мнение одного из них.
Елене, являющейся начальником отдела одной из крупных фирм Москвы, не раз приходилось подбирать кадры: «Существуют такие профессиональные области, в которых без высшего образования нельзя обойтись ни в коем случае – медики, инженеры, педагоги… Торговля не требует наличия «вышки», но подбирая сотрудников к себе в отдел, я отдаю предпочтение дипломированным кандидатам. Почему? Мне, как работодателю, нужны в первую очередь грамотные, умеющие общаться и мыслить люди. Без образования я готова взять на работу лишь человека с «горящими глазами» и опытом».
Работодатели уверены, что человек, окончивший ВУЗ, способен трудиться, обладает широким кругозором и умеет анализировать информацию.
Какое иметь образование – каждый решает сам. И пусть, оно не является крайней необходимостью или залогом жизненного успеха, но с ним и карьерная дорога, и жизненный путь могут стать намного легче.